Нервная дуга у ребенка


Нервный тик у детей – это одна из разновидностей гиперкинезов, характеризующаяся непроизвольными сокращениями мышц различных групп, проявляющиеся подергиваниями рук, ног, плеч, лица или другой части человеческого тела. При затрагивании голосового аппарата они могут проявляться в виде произнесения различного рода звуков. Такие проявления зачастую беспокоят родителей и служат поводом обращения к врачу за помощью.

Что такое нервный тик и как он внешне проявляется у детей

Гиперкинезы – это внезапно возникшие движения в различных группах мышц, неконтролируемые сознательно, происходящие вследствие ложных импульсов, посылаемых головным мозгом. Тикозные гиперкинезы являются проявлением психоневрологических заболеваний. Нервные тики встречаются у около пяти процентов детей. В среднем данная патология развивается в возрасте до 15 лет, её пик приходится на возраст семи лет. Зачастую они начинают проявляться, когда дети идут первый раз в школу, сталкиваются с какими-либо новыми условиями, требующие адаптации к ним. Симптомы патологии часто проявляются при сильной эмоциональной нагрузке и проходят с периодами обострения и ремиссии. Яркая клиническая картина развивается к десяти годам жизни и постепенно стихает к четырнадцати годам. Болезненные эпизоды чаще встречаются у мальчиков.

К проявлениям тиков относят непроизвольные подергивания мимических мышц на лице, скелетных мышц, неожиданных криков и вздохов ребёнка, иногда ощущением холода или тяжести. Заболевание чаще поражает мышцы, расположенные на лице (моргание, поднятие бровей), распространяясь на нижние отделы тела человека (подёргивания рук, ног, плеч).

Нервные тики часто сопровождаются психическими расстройствами (повышенной тревожностью, плохим поведением, низкой успеваемостью в обучении).


Причины нервного тика у детей

Среди нервных тиков выделяют первичные и вторичные.

Первичные гиперкинезы, характеризуются отсутствием органической патологии центральной нервной системы и возникают вследствие воздействия психических или физиологических факторов:

  • Сильная эмоциональная нагрузка (испуг, страх),
  • Строгое воспитание родителей, конфликты в семье, нехватка внимания,
  • Злоупотребление чаем, кофе или энергетическими напитками,
  • Неправильный режим дня, бессонницы,
  • Различного рода переутомления, истощения человеческого организма,
  • Неправильное питание, приводящее к дефициту питательных веществ и витаминов.

Первичные нервные тики имеют благоприятное течение и часто при устранении причинных факторов проходят самостоятельно.

Вторичные нервные тики подразумевают наличие патологии органического характера и также могут развиваться на фоне приёма некоторых лекарственных средств:

  • Воспалительные заболевания головного мозга (менингиты, энцефалиты),
  • Сосудистые заболевания головного мозга (внутримозговые кровоизлияния, субарахноидальные кровоизлияния, суб- или эпидуральные гематомы, черепно-мозговые травмы, инфаркты головного мозга).
  • Опухолевые поражения головного мозга,
  • полиневропатии различной этиологии,
  • Заболевания психической сферы у ребёнка,
  • Нейроциркуляторная дисфункция (поражение вегетативной нервной системы),
  • Побочные эффекты психотропных и противосудорожных лекарственных средств.
  • Заболевания, вынуждающие постоянно сглатывать мокроту (горловой тик),

Важно! Вторичные гиперкинезы самостоятельно не проходят и требует незамедлительно лечения.


Симптоматика при разных видах тиков

Нервные тики подразделяют на 4 группы:

    1.Мимические (в процесс вовлекается мимическая мускулатура):
  • Непроизвольное дергание глаз,
  • Различного рода нахмуривания лба, подъём бровей,
  • Неконтролируемые улыбки, открывания рта, подёргивание щёк.

2.Моторные (в процесс вовлекаются скелетные мышцы):

  • Неконтролируемые резкие движения рук, ног,
  • Отдёргивания головы,
  • Подергивания плеч, пальцев ног и рук.

3.Голосовые или вокальные (затрагивание мышц гортаней, регулирующих просвет голосовых связок):

  • Непроизвольные звуки (ребёнок может фыркать, шипеть, хмыкать),
  • Покашливание с одинаковыми интервалами.

4.Сенсорные (нарушения поверхностной или глубокой чувствительности):

  • Патологическое ощущения холода или тепла,
  • Ощущения тяжести.

Также различают локальные и генерализованные формы (когда поражаются отдельные мышцы или группы мышц).


Медицинская диагностика

Диагностика нервного тика основывается на сборе грамотного анамнеза, для выявления вида нервного тика, его продолжительности, установления вызывающего фактора, определения чем купируются симптомы. Была ли недавно черепно-мозговая травма, принимались ли какие-либо лекарственные вещества, хорошая ли психоэмоциональная обстановка в семье.


Далее следует неврологический осмотр, на предмет поражения черепных нервов, проверка поверхностных и глубоких рефлексов, определение болевой, температурной и глубокой чувствительности. Проверка наличия менингиальных симптомов, нарушений со стороны мозжечка. Обследование на предмет черепно-мозговой травмы, ушибов головного мозга. Определение объёма и силы двигательной активности ребёнка.

Для исключения органической патологии необходимо проведение лабораторных и инструментальных исследований (общий и биохимический анализы крови, рентгенография в прямой и боковой проекции, компьютерная томография, магниторезонансная томография, при подозрении на менингит – спинномозговая пункция). Для исключения эпилепсии делается электроэнцефалография.

Консультация врача психиатра для исключения психической патологии.

К врачу следует обратиться при первом замечании повторяющихся симптомов у ребёнка. Обычно родители не обращают внимания на одиночные и непродолжительные нервные тики, хотя уже они могут свидетельствовать о наличии серьёзной патологии. При обнаружении заболевания не стоит паниковать, так как существует несколько видов данной болезни, которые могут пройти самостоятельно, но обратиться к врачу нужно, для исключения органической патологии и назначения лечения.


Обратившись к врачу, он выполнит следующие действия:

  • Спросит на что вы жалуетесь и соберёт необходимые данные для выявления заболевания,
  • Осуществит объективный осмотр (осмотрит вашего ребёнка, его кожу, мышцы, суставы, кости, определит частоту сердечных сокращений, выслушает тоны сердца, послушает лёгкие),
  • Проведёт неврологический осмотр (оценка двигательной активности, поверхностной и глубокой чувствительности, определит глубокие и поверхностные рефлексы, симптомы поражения мозжечка),
  • Проведение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований для исключения органической патологии (выбор процедур проводят индивидуально для каждого пациента, в зависимости от симптом).

Первая помощь при нервном тике


Нервные тики, доставляющие дискомфорт, можно попытаться купировать методом отвлечения (занять ребёнка интересной игрой, показать ему что-то необычное).

При задействовании мимических лиц на лице, можно надавить на точки выхода тройничного нерва (в области надбровья, под скуловой дугой и по бокам от подбородка), если вовлечены глаза необходимо надавить в области уголков глаз. Делает это следует в течение десяти секунд.

Лечение нервного тика

Выбор эффективного метода лечения зависит от конкретного человека и индивидуальных особенностях проявления заболевания, иногда достаточно правильного питания, улучшения эмоционально фона и устранения причинного фактора. Для некоторых случаев требуется проведение дополнительной терапии. Она может быть хирургической (требует операции) и консервативной.


Необходимо наладить психоэмоциональную обстановку с ребенком, поговорить с ним. Устранить сильные физические и эмоциональные нагрузки. Нормализовать его ритм дня, обеспечить спокойный и продолжительный сон. Избегать сильных раздражителей (яркого света, громких резких звуков), отграничить его от долгих игр за компьютером и просмотра телевизора. Запретить употребление различных сладких газированных напитков, энергетических напитков. Отграничить ребёнка от чая и кофе (из-за содержания в них кофеина, обладающего тонизирующим эффектам, тем самым стимулируя появление нервных тиков). Необходимо составить правильный и сбалансированный рацион питания (оно должно быть дробным, 4-5 раз в день, содержать достаточное количество микро- и макроэлементов, витаминов, белков, жиров и углеводов).

Лечение нервных тиков проводится индивидуально, учитывая причинный фактор развития заболевания. До полного излечения проходит огромное количество времени. Используются различные группы препаратов:

  • Ноотропные средства (пантогам, фенибут, корексин),
  • Витаминоподобные вещества (элькар),
  • Седативные (новопассит, тенотен, глицин),
  • Транквилизаторы (диазепам).


В качестве народного лечения подойдут успокоительные средства:

  • Чай из ромашки,
  • Настой, сделанный из плодов боярышника,
  • Напиток из семян аниса,
  • Использование сборов с валерианой или пустырником.

Если ребёнок хорошо переносит успокоительные напитки, то можно попытаться заменить его обычные напитки на них.


Нетрадиционные методы лечения пришли к нам во многом из Китая и пока не вызывают окончательного доверия к ним, однако они могут быть достаточно эффективны в профилактики нервных тиков.

  • Лечебные массажные процедуры (желательно обратиться к специалисту),
  • Иглорефлексотерапия,
  • Лечебные ванны (хвойные или минеральные),
  • Ароматерапия (применение эфирномасличных растений, обладающих сильным запахом).


Рекомендации родителям

Для обеспечения нормального развития ребёнка, сохранения его здоровья, необходимо постоянное наблюдение за ребёнком, правильное воспитание. Нужно обеспечивать ребёнка правильным питанием, организовывать режим дня, обеспечивать положительный эмоциональный контакт. 

Внимание! При обнаружении каких-либо симптомов обращаться к врачу, а не ждать самоизлечения.

Нервные тики делятся на несколько видов и проявляются по-разному. Они бывают первичные и вторичные. Первые имеют доброкачественное течение и могут пройти самостоятельно, а вторые нуждаются в своевременной диагностике и правильном лечении, без которого у ребёнка могут развиться тяжёлые осложнения. Поэтому родители не должны игнорировать своих детей, а обеспечивать их должным вниманием.


Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.


  • Причины истерик у детей
  • Патогенез
  • Симптомы истерик у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение истерик у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

Патогенез

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Осложнения

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

Диагностика

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

У вас на руках еще совсем маленький малыш! Вы думаете, что грудничок умеет только сосать грудь и спать, да еще громко плакать. Родители не понимают, зачем педиатр давит на ручку малыша, щекочет у ротика, хлопает по кроватке.


О рефлексах

Рефлекс — это своего рода ответ организма на какой-то раздражитель. Создается впечатление, что это очень простой процесс, но давайте разберемся. Все клетки организма, находящиеся на периферии имеют рецепторы, которые раздражаются под каким-либо воздействием. Рецепторы посылают информацию к нервным клеткам. Другие элементы рефлекторной дуги — нервные клетки, передают информацию импульсом в мышцу — человек совершает действие. Вся нервная система, создающая импульс представляет собой рефлекторною дугу. От рефлексов зависит работа организма каждого человека, независимо от его возраста. Однако у самых маленьких есть, лишь врожденные рефлексы, которые заложены в нервную систему, еще до рождения малыша.

Условные рефлексы формируются всю жизнь, в зависимости от опыта, который получает человек.

Практически все врожденные рефлексы являются результатом эволюции и личностной зрелости крохи, согласно его возрасту, по ним педиатры определяют, как работает в целом организм ребенка, в особенности нервная система. Наиболее важными для жизнедеятельности младенца являются сосательный и защитный рефлексы.

На что обращают внимание врачи

Осматривая младенца, врач проверяет врожденные рефлексы — сосательный, поисковый, хватательный и защитный, а также глотательный, хватательный и верхний защитный рефлекс. Когда ребенку исполняется месяц, его нужно показать неврологу, который последовательно осматривает его нервную систему, исключая поражение незрелой нервной системы малыша.

Сначала, врач проверяет внешний вид крохи. Месячный малыш должен находиться в позе полуфлексии (конечности малыша согнуты в локтях и коленях), это нормальное состояние новорожденного, так как повышенный тонус мышц способствует сгибанию конечностей. Когда ребеночек не спит, его движения хаотичны — он машет руками, сгибает ножки и ручки, громкий звук или яркий свет раздражают его.

У детей, которые родились раньше срока, движения менее активные, а безусловные рефлексы угнетены.

Что же такое безусловные рефлексы, как их оценивают? Самые главные физиологические рефлексы — оральные, спинальны. У первых рефлекторная дуга заканчивается в головном мозге, у спинальных — в спинном мозге.

Оральные рефлексы

Сосательный — когда крохе в рот попадает грудь или соска он их активно сосет.

Поисковый — когда грудничку легонько трогают уголок губ, то он поворачивает голову и открывает рот, у двух - месячных младенцев его уже нет.

Хоботковый — если задеть губку малыша, то он выпечет ее словно хобот, рефлекс сохраняется до трех месяцев.

Ладонно-ротовой — смешанный рефлекс, относится и к оральным и к спинальным рефлексам. В случае, когда крохе надавливают на ладошки, в районе большого пальца, то он откроет ротик, и попытается подтянуться к кулачкам. У двух месячных малышей такая особенность ослабевает.

Если, эти рефлексы у младенца отсутствуют — поражена центральная нервная система.

Нужно учесть то, что рефлексы по-разному выражаются у голодного и сытого ребенка. Если ребенок здоров и голоден его реакция будет бурной, он будет искать пищу, быстро сосать. В случае, когда ребенок сыт его реакция будет более пассивной. Поэтому, чтобы невролог не ошибался с диагнозом, обязательно расскажите ему о том, как покушал ваш малыш и когда.

Максимальную пользу от похода к неврологу можно получить в том случае, если в помещении будет комфортная температура, ребенок поест заранее до приема врача, но не меньше чем за полчаса и на улице будет солнечная погода.

Спинальные рефлексы

Затем врач приступит к исследованию спинальных рефлексов.

Верхний защитный рефлекс — когда грудничка кладут на животик, он поворачивает головку в бок, немного качаясь и стараясь поднять голову, чтобы спокойно дышать носиком.

Этот рефлекс необходим для того, чтобы кроха при необходимости смог предотвратить нарушение внешнего дыхания — он поднимет головку, чтобы изменить свое положение. Данный рефлекс очень важен, также как сосательный, глотательный и поисковый, он дает возможность младенцу выжить. В нормальном состоянии защитный рефлекс запускается сразу, в случае, когда у ребеночка нет нарушений в функционировании нервной системы. Этот рефлекс пропадает к двум месяцам.

Верхний хватательный рефлекс или рефлекс Робинзона (подвешивание) — в ладошки крохи вкладывают пальцы взрослого человека, он их хватает и крепко держит. Зачастую, малыш держит пальцы так сильно, что его можно приподнять, рефлекс сохраняется до четырех месяцев.

Подошвенный рефлекс — аналог хватательного рефлекса. Если малышу надавить у основания 2- 3 пальца подошвы, то он сожмет пальцы. Если погладить подошвы с наружного края, двигаясь от пятки к пальцу, то тыльная сторона разогнутся и ребенок сделает веерообразное движение 2-4 пальчиками. К году этот рефлекс пропадает.

Рефлекс обхватывания — вызывается несколькими приемами. Например, если хлопнуть рукой рядом с головой малыша, то он начнет махать руками, разгибать ладошки и выпрямлять ножки (1-я фаза). Затем он вернется в исходное положение и обхватит себя ручками (2-я фаза).

У здорового ребенка эти фазы рефлекса могут быть не всегда одинаковыми, все зависит от времени суток и настроения крохи.

Рефлекс Таланта — если провести пальцами по позвоночнику малыша, двигаясь от шеи к копчику то, он изогнет спинку дугой к раздражителю. Появляется этот рефлекс в течение первой недели.

Рефлекс Переса — когда малышу, который лежит на животике, проводят пальцами по спинке, двигаясь от копчика к шее, легонько надавливая на позвоночник, он поднимает таз и сгибает конечности. Бывают случаи, что малыш начинает плакать. Это нормально до 4-х месяцев. Если у крохи проблемы с нервной системой — этого рефлекса почти не наблюдается. Поэтому ему уделяется особо пристальное внимание со стороны неврологов.

Если у крохи слабовыраженные или вовсе отсутствуют данные рефлексы то, возможно имеет место быть поражение центральной нервной системы.

Позотонические рефлексы

Данные рефлексы обозначают правильное перераспределение тонуса мышц, согласно занимаемой им позы. У здорового малыша они пропадают ближе к тому времени, когда он уже может самостоятельно держать голову, стоять, сидеть и ходить.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс — появляется в тот момент, когда малыш поворачивает голову. Он разгибает конечности на той стороне, куда повернуто его лицо. Рука, куда повернута голова, выпрямляется, тонус разгибает плечо, малыш, словно фехтовальщик.

Симметричные тонические рефлексы шеи — проявляются во время сгибания головы младенца, в этот момент повышается тонус мышц в руках и ногах. Когда голова разгибается, тонус ослабевает. Ассиметричные, симметричные рефлексы шеи можно наблюдать у младенцев все время. Если малыш родился раньше срока, то эти рефлексы у него менее выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс — когда малыш лежит на животе у него в мышцах на сгибах нарастает тонус: головка прижимается к груди или наоборот запрокидывается к спине, которая выгнута, согнута, кисти сжаты в кулачки, ножки прижаты к животу. Затем малыш делает вид что плывет или будто ползает.

Скорее всего, вам назначат УЗИ головного мозга. Педиатр направит вас к неврологу, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит лечение.

Не стоит делать выводы по результатам собственной проверки, более того в результате ее вы можете травмировать кроху. И при любом сомнении в здоровье своего ребенка обращайтесь к врачу.

Объективное обследование может сделать только врач, он оценит ситуацию, принимая во внимание множество факторов, также и условия, при которых проходит исследование состояние общего здоровья грудничка, историю родов и беременности.

Знайте, что новорожденный малыш растет, меняется, его рефлексы зависят от многих вещей. Обязательно покажите малыша специалисту повторно, через определенный промежуток времени, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.

Нажмите клавиши Ctrl + D чтобы добавить статью в закладки.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей — курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места — плаценты, проникновение инфекции в матку.

Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются — гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже —внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного — это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга — нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы — это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка — 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее — поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни — неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагностируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это — патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства — срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами — сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными — только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите-

лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

• если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос;

• если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;

• если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;

• если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;

• если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;

• если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;

• если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;

• если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;

• если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;

• если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);

• если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;

• если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);

• если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;

• если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.

Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления — это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных — эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Головные боли у ребенка порой бывают так интенсивны, что могут лишить его возможности заниматься, делать что-нибудь по дому, вынуждают лечь в постель и принимать анальгетики. При этом у некоторых детей с головными болями обнаруживается снижение остроты зрения — близорукость.

Лечение, проводимое по поводу головных болей, направленное на улучшение кровоснабжения и питания мозга, не только снимает головные боли, но при этом также улучшается зрение.

Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.

У некоторых детей энурез — недержание мочи — тоже может быть следствием родовой травмы — так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.

В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.

Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.

Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста — на первом году, в 3-4 года, 7-10 лет, 12-14 лет.

Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.

В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.

Вывод должен быть сделан один — внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше — не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.