Нервная и гуморальная регуляция дыхания презентация 8 класс


Скачать:

ВложениеРазмер
gazoobmen._dyhatelnye_dvizheniya._regulyatsiya_dyhaniya.pptx 1.15 МБ

Подписи к слайдам:

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Воздух Атмосферный (вдыхаемый) Выдыхаемый О 2 до 21% СО 2 0,03-0,04 % О 2 до 16% СО 2 4 - 4,5%

Газообмен в легких

Газообмен в тканях

Дыхательные движения Основные дыхательные мышцы Межреберные мышцы Диафрагма

Дыхательное движение Состояние дыхательных мышц Состояние диафрагмы Состояние легких Вдох Наружные межреберные мышцы сокращаются и поднимают ребра Сокращается и становится плоской Грудная полость увеличивается Легкие расширяются Давление в легких становится ниже атмосферного Воздух устремляется в легкие Выдох Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра Расслабляется и становится выпуклой Ребра опускаются Объем легких уменьшается Давление в легких увеличивается Воздух выталкивается из легких наружу

Частота дыхательных движений У подростков 12-18 в минуту У взрослых 16-20 в минуту

Жизненная ёмкость лёгких Важный показатель развития органов дыхания. Это наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха.

Регуляция дыхания Нервная Н.А. Миславский Дыхательный центр – управляет деятельностью дыхательной системы. Автоматизм дыхательного центра. Кора больших полушарий. Факторы возбуждающие дыхательный центр: химический состав крови; термические рецепторы кожи; обонятельные рецепторы.

Регуляция дыхания Гуморальная Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови , особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбуждает дыхательный центр. Гормон адреналин способен непосредственно влиять на дыхательный центр стимулируя дыхательные движения. Подобное действие может вызвать молочная кислота , которая образуется во время работы мышц. Она способна раздражать хеморецепторы в сосудах, что также приводит к увеличению частоты и глубины дыхания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ.

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме " Органы дыхания. Газообмен." В презентации имеются вопросы на повторение материала необходимого для изучения нового материала. Интересные факты о значе.

Урок преследует следующие цели:-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.- продолжить формировать активную позицию по вопросу вед.

Разработка открытого урока по анатомии в в 8 классе.

Разработка урока по биологии поможет провести интересный и познавательный урок.

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".



























Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторение: 1. Что такое альвеолы? 2. Назовите этапы газообмена. 3. Орган, в котором располагаются голосовые связки? 4.Какое антибактериальное вещество содержится в слизи носовой полости? 5. Дыхательные пути, ведущие в легкие…. 6.Рентгеновское обследование легких…. 7.Легочная или пристеночная оболочка….. 8.Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения? 9. Что такое жизненная емкость легких? 10. Отличия в составе выдыхаемого и вдыхаемого воздуха.

Регуляция вдоха и выдоха Непроизвольную регуляцию дыхания осуществляет дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге. Вентральная (нижняя) часть дыхательного центра ответственна за стимуляцию вдоха; ее называют центром вдоха. Стимуляция этого центра увеличивает частоту и глубину вдоха. Дорсальная (верхняя) часть и обе латеральные (боковые) тормозят вдох и стимулируют выдох; они носят собирательное название центра выдоха.

Дыхательный центр связан с межреберными мышцами межреберными нервами, а с диафрагмой — диафрагмальными. Бронхиальное дерево иннервируется блуждающим нервом. Расширение легких при вдохе стимулирует находящиеся в бронхиальном дереве рецепторы растяжения и они посылают через блуждающий нерв все больше и больше импульсов в центр выдоха. Это на время подавляет вдох.

Нервные механизмы саморегуляции дыхания проявляются в том, что вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох — вдох. Это происходит потому, что во время вдоха при растяжении легочной ткани в нервных рецепторах, находящихся в ней, возникает возбуждение, которое передается продолговатому мозгу и вызывает активацию центра выдоха и торможение центра вдоха, образующих дыхательный центр.

Гуморальная регуляция дыхания состоит в том, что повышение концентрации углекислого газа в крови возбуждает дыхательный центр — частота и глубина дыхания увеличиваются. Уменьшение содержания углекислого газа в крови понижает возбудимость дыхательного центра — частота и глубина дыхания уменьшаются.

Формой дыхательной деятельности являются чихание и кашель. Они регулируются защитными дыхательными рефлексами. Кашель — резкий рефлекторный выдох через рот, возникающий в результате раздражения рецепторов гортани

Вегетативная нервная система контролирует просвет бронхов. Под влиянием симпатических нервов они расширяются, а при работе парасимпатической сужаются. Работа симпатической НС активируется в условиях стресса.

Приемы первой помощи Искусственное дыхание применяется при оказании первой помощи утопленникам, при поражении электрическим током, молнией, отравлении угарным газом и других несчастных случаях. Искусственное дыхание позволяет возобновить деятельность дыхательного центра и спасти человека от смерти. Для этого необходимо обеспечить проходимость дыхательных путем, очистив рот и глотку от инородных тел.

Заболевания органов дыхания ОРВИ ; ОРЗ Бронхит; бронхиальная астма Хроническая обструктивная болезнь легких Пневмония Трахеит Ларингит, фарингит, дифтерия.

ОРВИ или ОРЗ? Острая респираторная вирусная инфекция, если исследования на возбудителя не проводят, то в диагнозе указывается ОРЗ. Основной путь передачи вируса-возбудителя ОРВИ – воздушно-капельный. При наличии бактериального возбудителя возможен путь передачи через зараженные предметы или еду.

Симптомы ОРВИ - температура выше 40 градусов, почти или не реагирующая на прием жаропонижающих препаратов; - нарушение сознания (спутанное сознание, обмороки); - интенсивная головная боль с невозможностью согнуть шею, приведя подбородок к груди - появление сыпи на теле (звездочки, кровоизлияния); - боль в грудной клетке при дыхании, затруднение вдоха или выдоха, чувство недостатка воздуха, кашель с мокротой (розовой окраски - более серьезно); - длительная, более пяти дней лихорадка; - появление выделений из дыхательных путей зеленого, коричневого цвета, с примесью свежей крови; - боль за грудиной, не зависящая от дыхания, отеки.

БРОНХИТ инфекционное заболевание, сопровождающееся диффузным воспалением бронхов. Главный симптом заболевания – кашель. Если заболевание длится менее трех недель, говорят об остром бронхите. Если симптомы бронхита проявляются не менее трех месяцев в течение года на протяжении двух лет и более можно смело ставить диагноз хронического бронхита. Если возникновение заболевания сопровождается одышкой, то говорят об обструктивном бронхите.

Возбудители: Основные бактериальные возбудители бронхита: стафилококки, пневмококки, стрептококки. Возбудители бронхита вирусной природы: вирус гриппа, респираторная синцитиальная инфекция, аденовирус, парагрипп и т.д. Атипичные возбудители бронхита: хламидии (Chlamydia pneumonia), микоплазмы (Mycoplasma pneumonia).

Бронхиальная астма хроническое заболевание дыхательных путей, при котором происходит сужение дыхательных путей вследствие раздражителей, сопровождающееся приступами удушья. К основным симптомам заболевания относят: мучительный постоянный кашель, ухудшающийся в ночное время, после физических нагрузок, на холодном воздухе; сильная одышка, часто сопровождающаяся страхом, что произвести выдох станет невозможно; громкий свистящий хрип; приступы удушья.

ХОБЛ прогрессирующее заболевание, характеризующееся воспалительным компонентом, нарушением бронхиальной проходимости на уровне дистальных бронхов и структурными изменениями в легочной ткани и сосудах. Среди причин, вызывающих развитие хронической обструктивной болезни легких, 90-95% отводится табакокурению. Среди прочих факторов (около 5%) выделяют производственные вредности (вдыхание вредных газов и частиц), респираторные инфекции детского возраста, сопутствующую бронхолегочную патологию, состояние экологии. У менее, чем 1% пациентов, в основе ХОБЛ лежит генетическая предрасположенность

В остром периоде лечение включает антибиотикотерапию, дезинтоксикационную терапию, иммуностимуляцию; прием муколитиков, отхаркивающих, антигистаминных средств; после прекращения лихорадки – физиотерапию, ЛФК. Обязателен контроль врача!

Дифтерия инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Corynebacterium diphtheriae (бацилла Лёффлера). Чаще всего поражает ротоглотку, но нередко затрагивает гортань, бронхи, кожу и другие органы. Инфекция передаётся воздушно-капельным путём. Тяжесть болезни обусловлена крайне ядовитым токсином, который выделяет дифтерийная палочка. Для лечения используется противодифтерийная сыворотка (антитоксин), антибиотики малоэффективны.

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Колчугина Ольга СергеевнаНаписать 2917 07.02.2017

Номер материала: ДБ-175205

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    07.02.2017 537
    07.02.2017 300
    07.02.2017 392
    07.02.2017 1687
    07.02.2017 543
    07.02.2017 683
    07.02.2017 771

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Цели урока:

· углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха.

Задачи урока:

• обучающие:, рассмотреть механизм вдоха и выдоха;

• развивающие: продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений, творческого мышления и речи;

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Дайте короткий ответ на вопросы:

1. Какую роль в организме человека играет кислород?

2. Что такое дыхание и для чего оно нам нужно?

3. В чем заключается основная функция дыхательной системы?

4. Какими органами она образована?

5. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?

6. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

7. Какие существуют виды дыхания?

8. Что относится к верхним дыхательным путям?

9. Что относится к нижним дыхательным путям?

10. Как происходит голосообразование?

11. Какой орган называют органом голосообразования?

Механизмы вдоха и выдоха.

Учитель: Обмен газов между атмосферным воздухом и воздухом в альвеолах ,

происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.

состав атмосферного воздуха:

  • кислород – 21 %,
  • азот – 78 %,
  • углекислый газ – 0, 03 %,
  • прочих газов – 0, 97 %.

В выдыхаемом воздухе содержание кислорода снижено до 16, 3%, а содержание углекислого газа возрастает до 3 - 4 %.



Учитель: Механизм вдоха.

1. Диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости.

2. Межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны.

3. Объем грудной полости увеличивается.

4. Снижается давление в легких, воздух движется из области большого давления в область наименьшего давления и наружный воздух поступает в альвеолы.

При глубоком дыхании принимают участие и другие мышцы груди и шеи.

Учитель: А теперь давайте разберем механизм выдоха.

1. Межреберные мышцы расслабляются, грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх.

2. Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного и часть его выходит наружу - происходит выдох.

P. S. Различают грудное дыхание (у женщин) и брюшное дыхание ( у мужчин).

Взрослый человек делает 15 - 17 дыхательных движений в минуту!

Учитель: Существуют 2 типа регуляции дыхания (нервная и гуморальная), давайте с ними познакомимся.

Осуществляется в центральной нервной системе(ц. н. с. ), в дыхательном центре , который находится в продолговатом мозге.

От продолговатого мозга импульсы идут к мышцам , которые участвуют в акте вдоха и выдоха.

Рецепторы находящиеся в тканях сообщают о концентрации кислорода в крови (О2).

При недостатке кислорода рефлекторно учащаются дыхательные движения ,

повышается концентрация кислорода в крови.

При вдохе , когда легкие растягиваются , раздражаются рецепторы в их стенках.

Импульсы идут к дыхательному центру в Ц. Н. С. (продолговатый мозг), тормозят центр вдоха и возбуждают центр выдоха.

В результате происходит выдох.

Выдох , в свою очередь рефлекторно стимулирует вдох!

Гуморальная регуляция дыхания.

— При мышечной работе усиливаются процессы окисления, а значит в кровь выделяется больше CO2. Когда кровь с избытком CO2 доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать, активность центра повышается.

— Человек начинает глубоко дышать.

Учитель: А теперь давайте попытаемся ответить на следующие вопросы.

К 15 годам у подростков частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в 1 мин.

Нагрузку при занятиях физкультурой следует регулировать так, что бы частота дыхания после занятия составляла 40 дыхательных движений у детей, восстановление ее исходной величины происходит не позднее, чем за 7 - 9 мин.

Что происходит при задержке дыхания?

При задержке дыхания мышцы вдоха и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении. Еще оказывают влияние и центры, находящиеся в коре больших полушарий.

Зимой человек, выходя из теплого помещения на мороз, непроизвольно задерживает дыхание. Почему это происходит? (С поверхности альвеол прекращается испарение воды, что исключает дополнительную потерю тепла)

Самый простой способ поддерживать высокую работоспособность и умственные способности учащихся в течении учебного дня - проветривать классы, т. к. количество углекислого газа к концу 6 урока увеличивается, что сказывается на умственных способностях и работоспособности учащихся.

У курильщиков нарушается работа легких, и развивается заболевание эмфизема. Они не могут сделать полноценный выдох, воздух попадает во внеальвиалярное пространство и выйти не может. . При курении альвеолы теряют эластичность, при глубоком вдохе лопаются, поэтому человек не может сделать полноценный выдох.

Во Франции двое молодых людей выкурили на спор по 60 папирос. И оба погибли. От чего погибли молодые люди? (От отравления никотином)

Где находится дыхательный центр? (в продолговатом мозге)

Что регулируют центры вдоха и выдоха? (работу дыхательных мышц)

Закрепление знаний:

Выпишите номера правильных суждений.

1. Во время вдоха межрёберные мышцы сокращаются.

2. Выдох происходит без затрат энергии.

3. Во время вдоха рёбра грудной клетки поднимаются.

4. Во время выдоха диафрагма поднимается.

5. Во время выдоха диафрагма опускается.

6. Вдох осуществляется без затрат энергии.

7. Выдох осуществляется с затратами энергии.

8. Во время выдоха объём грудной увеличивается.

9. Во время выдоха объём грудной клетки уменьшается.

Дом. зад. параграф 25.


Дыхательные движения


Обмен газов между атмосферным воздухом и воздухом в альвеолах , происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.



состав атмосферного воздуха:

  • кислород – 21 %,
  • азот – 78 %,
  • углекислый газ – 0,03 %,
  • прочих газов – 0,97 %.
  • В выдыхаемом воздухесодержаниекислородаснижено до16,3%, а содержаниеуглекислого газавозрастает до3-4 %.


  • 1.Диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости.2.Межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны.3.Объем грудной полости увеличивается.4.Снижается давление в легких, воздух движется из области большого давления в область наименьшего давления и наружный воздух поступает в альвеолы.
  • При глубоком дыхании принимают участие и другие мышцы груди и шеи.

  • 1 .Межреберные мышцы расслабляются, грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх.
  • 2.Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного и часть его выходит наружу - происходит выдох.

P.S. Различают грудное дыхание (у женщин) и брюшное дыхание ( у мужчин).

Взрослый человек делает 15-17 дыхательных движений в минуту!


Регуляция дыхания. НЕРВНАЯ .

  • Осуществляется в центральной нервной системе(ц.н.с.),в дыхательном центре , который находитсяв продолговатом мозге.
  • От продолговатого мозга импульсы идут к мышцам , которые участвуют в акте вдоха и выдоха.
  • Рецепторы находящиеся в тканях сообщают оконцентрации кислорода в крови (О2).

При недостатке кислорода рефлекторно учащаются дыхательные движения ,

повышается концентрация кислорода в крови .


  • Привдохе, когда легкие растягиваются , раздражаются рецепторы в их стенках.
  • Импульсы идутк дыхательному центру вЦ.Н.С.(продолговатый мозг),тормозят центр вдоха и возбуждают центр выдоха.
  • В результате происходитвыдох.
  • Выдох , в свою очередь рефлекторно стимулирует вдох!


Гуморальная регуляция дыхания.

  • При мышечной работе усиливаются процессы окисления, а значит в кровь выделяется больше CO2. Когда кровь с избытком CO2 доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать, активность центра повышается.
  • Человек начинает глубоко дышать.

Перзентация подготовления для проведения урока по программе Пономаревой.

Перезентация содержит слайды для проверки домашнего задания по теме "Газообмен в легких и тканях". При изучении нового материала рассмотрены механизмы вдоха и выдоха, нервная и гуморальная регуляция дыхания. Все слайды содержат красочные секмы, фотографии.


Дыхательные движения. Регуляция дыхания


Какое строение имеют легкие?


Какой процесс изображен?


Как переносятся газы внутри организма?


Как происходит газообмен в тканях?


Почему воздух то входит в легкие, то выходит из них?

  • Есть ли в легких

мышечная ткань?


  • Сделайте свободный вдох –выдох
  • Сделайте глубокийвдох-выдох
  • Какие изменения происходят с вашим организмом?
  • Сделайте глубокий вдох при одновременном сокращении мышц брюшного пресса


  • Сами легкие не имеют мышц, а пассивно следуют за грудной клеткой
  • Объем легких меняется при сокращении дыхательных

межреберных и диафрагмы


Модель Дондерса


1.Сокращение дыхательных мышц

2.Увеличение V грудной клетки

3. давления в грудной полости и легких

4.Засасывание воздуха в дыхательные пути


давления в легких 4. Выталкивание части воздуха наружу " width="640"

1. Расслабляются дыхательные мышцы

3. давления в легких

4. Выталкивание части воздуха наружу


  • Пневмоторакс нарушение герметичности плевральной полости, дыхание не возможно
  • Эмфизема легких – нарушение эластичности альвеол у курильщиков

Регуляция дыхания

Нервная регуляция

  • 1. Непроизвольная

а ) через 4 сек. из дыхательного центра в продолговатом мозге идут импульсы к дыхательным мышцам и они сокращаются

б) воздействие на холодовые, болевые

рецепторы может приостановить дыхание

  • 2.Произвольная –

кора больших полушарий может приостановить или ускорить дыхание


Регуляция дыхания

  • 2. Гуморальная

Глубину и частоту дыхания

углекислого

углекислого

В результате усиления

т.к. концентрация СО 2 в


Частота дыхательных движений

  • Новорожденный – 40 дых/мин
  • Подросток – 18-20 дых/мин
  • Взрослый – 15=18 дых/мин

  • С возрастом количество дыхательных движения уменьшается

Домашнее задание

  • § 25, 26

  • Почему за городом у городского жителя может кружиться голова ?

  • На какие дыхательные движения траться энергия?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.