Нервная клетка это детям

Развитие нервной системы ребенка — сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни.

Внутриутробное и постнатальное развитие нервной системы ребенка обусловлено постепенным, поэтапным включением отделов головного мозга и их физиологическим объединением в функциональные системы, предназначенные для обеспечения жизненно важных функций.

Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, от спинально-стволового и подкоркового уровня к кортикальному. По мере этого происходит усложнение нервной системы, ее функций, возрастает степень морфо-функциональной дифференциации нервных клеток.

Системогенез в общем физиологическом смысле означает поэтапное развитие функциональных систем, обеспечивающее выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. По принципу функциональных систем осуществляется вся деятельность нервной системы.


Теория системогенеза дает возможность с новых методологических позиций на основе системного подхода изучить закономерности развития функций здорового и поврежденного мозга.

В историческом аспекте условием возникновения и совершенствования специфической для человека формы деятельности и общения явилось развитие дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь развитие руки как органа труда, а также речи, которая явилась одним из условий формирования человеческой психики.

Мотонейроны VIII шейного сегмента спинного мозга гораздо раньше обеспечиваются связями со стволом головного мозга, чем соседние спинальные сегменты. Это объясняется участием двигательных клеток VIII сегмента в обеспечении рефлекса схватывания, который срабатывает уже к моменту рождения.

К моменту рождения, как правило, достигается минимальное обеспечение функции, усложняющееся в процессе взаимодействия со средой. Исследование безусловных рефлексов показало, что сосательный рефлекс у новорожденного вызывается лишь при непосредственном раздражении ротовой области. В дальнейшем рецепторная зона этого рефлекса расширяется. Положение ребенка под грудью, вид бутылочки с молоком и другие условные раздражители вызывают сосательные движения, открывание рта.

Гетерохрония развития функций мозга позволяет раскрыть сущность парциальных задержек развития. В клинической практике нередко наблюдаются изолированные задержки формирования тех или иных функций. Наиболее наглядным примером являются различные варианты отставания в двигательном или речевом развитии. Могут наблюдаться моторные алалии и дислалии, дисграфии и дислексии — изолированные задержки формирования центров письма или чтения, обусловленные недоразвитием корковых центров. Встречаются кроме того случаи так называемой моторной дебильности, при которой ребенок, обладая нормальным интеллектом, не в состоянии освоить обиходные двигательные акты: застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д. Выявление парциальных задержек развития позволяет более целенаправленно проводить коррекционные, лечебные и педагогические мероприятия.


Ваш крошечный эмбрион делает большие шаги в развитии еще до того, как тест на беременность показывает положительный результат. Эмбриональная нервная система, то есть головной и спинной мозг вашего ребенка — является одной из самых первых систем в его развитии. На самом деле, эти системы начинают свое развитие, прежде чем вы узнаете, что беременны.

Части мозга вашего ребенка.

Прежде чем мы перейдем к науке о развитии мозга плода, вот вам краткий учебник анатомии. Есть пять различных отделов, каждый из которых отвечает за различные функции:


  • Головной мозг: это самая большая часть мозга, он отвечает за мышление, запоминание и чувства. Именно здесь находится кора головного мозга и ее различные доли (включая лобную и височную).
  • Мозжечок: область, отвечающая за управление моторикой.
  • Ствол головного мозга: двигатель, приводящий в действие многие из самых важных функций вашего ребенка, включая частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.
  • Гипофиз: эта горошина выпускает гормоны в тело, которые отвечают за рост и метаболизм.
  • Гипоталамус: эта область имеет дело с температурой тела, голодом, жаждой, сном и эмоциями.

Первый триместр беременности: ребенок начинает двигаться.

Всего через 16 дней после зачатия формируется нейронная пластинка вашего плода (фундамент головного и спинного мозга вашего ребенка). Она становится длиннее и сворачивается, пока не превращается в канавку, а эта канавка превращается в трубку — нервную трубку.

Как только нервная трубка закрывается, примерно на 6 или 7 неделе беременности, она изгибается и выпячивается в три секции, известные как передний, средний и задний мозг. Как раз задняя часть мозга плода скоро превратится в спинной мозг вашего ребенка. Вскоре эти области проникают в те пять различных областей мозга, с которыми мы уже знакомы: головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус. Конечно, всем этим областям мозга плода нужно больше времени, чтобы полностью сформироваться и работать!

В то же самое время, специальные нервные клетки формируют нервные окончания эмбриона. Нервная система вашего ребенка состоит из миллионов нейронов; каждая из этих микроскопических клеток имеет крошечные ветви, отходящие от них, чтобы они могли соединяться и общаться друг с другом. Вместе с этим появляются первые синапсы ребенка, что по существу означает, что нейроны ребенка могут общаться и создавать ранние движения плода… например, скручивание в позе эмбриона.

Очень быстро начинаются и другие движения – примерно на 8 неделе беременности плод начинает шевелить руками и ногами. К концу первого триместра беременности ваш будущий ребенок уже научился довольно многим движениям, хотя вы еще не сможете их почувствовать. И примерно в то же время, когда ребенок впервые шевелит конечностями, у него начинает развиваться осязание.

Второй триместр беременности: ребенок сосет, глотает, моргает и мечтает.

Во время второго триместра беременности, мозг плода начинает делать сокращения диафрагмы и грудных мышц (практика дыхательных движений). Первые сосательные и глотательные импульсы ребенка появляются примерно через 16 недель беременности. К 21 неделе беременности естественные рефлексы вашего ребенка позволят ему глотать амниотическую жидкость каждый день. Глотание означает, что на вооружении плода появилось еще одно чувство – вкус.

Примерно на 18 неделе беременности вы почувствуете первый удар ребенка (но не волнуйтесь, если это займет на несколько недель). Примерно в то же время нервы вашего ребенка покрываются миелином, защитной изоляцией, которая ускоряет сообщения между нервными клетками (миелин продолжает расти до первого дня рождения вашего ребенка). А в 24 недели беременности появляется еще один большой рефлекс: моргание.

В конце второго триместра беременности ствол головного мозга вашего малыша (контролирующий частоту сердечных сокращений, дыхание, кровяное давление) почти полностью созревает, располагаясь чуть выше спинного мозга, но ниже коры головного мозга. К настоящему времени нервная система плода достаточно развита, чтобы ваш ребенок испугался громких звуков снаружи матки — и может даже повернуть голову на звук вашего голоса! Еще одно захватывающее событие: в 28 недель беременности фетальная мозговая активность характеризуется циклами сна, включая стадию быстрого сна (стадия, когда происходит сновидение).

Третий триместр беременности: мозг плода растет.

Третий триместр беременности наполнен бурным развитием нейронов и проводников. Мозг плода увеличивается втрое в весе в течение последних 13 недель беременности. Он начинает выглядеть по-другому: его некогда гладкая поверхность становится все более рифленой и вдавленной (как изображения мозгов, которые вы привыкли видеть).

В то же время мозжечок (моторный контроль) развивается очень быстро — быстрее, чем любая другая область мозга плода (его площадь поверхности увеличивается в 30 раз за последние 16 недель беременности!).

Весь этот рост является значимым явлением для коры головного мозга (мышление, память, чувства). Эта важная область мозга плода быстро развивается во время беременности, но она действительно начинает функционировать только в то время, когда рождается доношенный ребенок и он стабильно и постепенно созревает в первые несколько лет жизни.

Питание для поддержки развития мозга плода.

Поскольку нервная система вашего ребенка начинает развиваться с самого нуля, важно потреблять 400 микрограммов фолата (он же фолиевая кислота или витамин В) ежедневно, как только вы подумаете, что можете забеременеть. Это питательное вещество необходимо для роста эмбриональных клеток, развития тканей и ДНК — и потребление ее в достаточном количестве до (и в начале) беременности снижает вероятность серьезных дефектов нервной трубки ребенка на 70 процентов. Исследования также показывают, что питательное вещество может уменьшить шансы вашего ребенка родится с расстройством аутистического спектра до 40 процентов.

Еще одно важное питательное вещество для развития мозга плода (и глаз): омега-3 жирные кислоты, в частности ДГК (он же докозагексаеновая кислота).

Особенно важна во время третьего триместра беременности, когда мозг плода развивается наиболее быстро — жизненно важно, так как это главный структурный жир в мозге и глазах. Хорошая новость: ДГК содержится во многих видах жирной рыбы (таких как лосось, форель и треска), а также в морских водорослях и яйцах.


Ольга Черномыс журналист, писатель, тренер, персональный фитнес-инструктор

Я пишу тексты лет эдак двадцать. Последние десять - на компьютере. Но строчки, которые вы читаете, написаны простой ручкой в простой тетрадке. И не потому, что это быстрее (скорее наоборот). А потому, что для меня выведение букв на бумаге - личный, многократно проверенный способ избавления от лишней нервозности, рассредоточенности и разболтанности.

Одна моя знакомая, чувствуя, что "перегревается", все бросает и печет пироги. Говорит, что через пару часов от волнений не остается даже воспоминаний. А многие мужчины спасаются от невероятных нагрузок в бизнесе старыми проверенными способами - футбол, баня, пиво с друзьями.

Известно, что те, кто сумел оптимально подобрать для себя способ избавления от психических и физических нагрузок, живут гораздо более счастливо и чувствуют жизнь во всей ее полноте и радости.

А теперь подумаем: даже мы, взрослые, худо-бедно уже умеющие себя контролировать, порой ничего не можем сделать со своими нервами, как бы ни старались. Но что же происходит с детьми в подобных ситуациях?

Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда мы окунаем детей во взрослый мир, живущий по жестким правилам. Например, в спорт.

"Ты занимаешься серьезным делом, - говорит тренер своему воспитаннику, - забудь о том, что тебе одиннадцать лет, в спорте не бывает детей и взрослых, а бывают плохие спортсмены и хорошие". Может быть, подобные установки успешны с точки зрения результатов, но именно с чего-то подобного, скорее всего, начинаются истории, которые психологи иногда именуют как "раннее сгорание".

Стресс, безусловно, полезен для организма. Но в умеренных дозах и только при условии его преодоления. Если же ребенок испытывает постоянное давление и не имеет возможности "выходить" из-под него, его психика расшатывается. Кроме того, установлено, что подверженные стрессу дети чаще болеют так называемыми психосоматическими болезнями. Это аллергии, кожные заболевания, астма, энурезы, нарушения сна. Позднее стрессы переносятся во взрослую жизнь. Специальные исследования подтвердили, что большинство сердечных недомоганий берет начало именно в детском возрасте, начиная с шести-девяти лет.

Каковы основные источники излишнего стресса? Во-первых, конечно, школа. Сегодня детям неизбежно приходится осваивать огромный объем информации, заниматься по много часов подряд, а кроме того, выстраивать непростые отношения с окружающими взрослыми и детьми. Родители же часто, увлекаясь разносторонним развитием, стараются заполнить все оставшееся от учебы время различными занятиями. И здесь каждый ребенок ведет себя по-своему. Один, чувствуя, что устает, просто перестает делать что-либо, а другой будет отдавать все силы, пытаясь добиться ожидаемых результатов.

Поэтому перед тем, как погружать ребенка в область занятий, которая неизбежно потребует от него серьезных усилий, а возможно, станет профессией, хорошо бы понять, зачем это делается.

Нужно поговорить с ребенком - выяснить, что ЕМУ нравится и почему. Понаблюдать - для того, чтобы понять ЕГО склонности и особенности темперамента. Если родителям кажется, что у малыша есть талант и его нужно реализовывать, это тоже обязательно надо обсуждать с самим ребенком.

И только в том случае, когда, как говорится, все сходится - и желание ребенка, и его возможности, и родительские возможности, тогда действительно есть вероятность прийти к настоящему успеху.

Но и в этом случае психологи настоятельно рекомендуют соблюдать несколько важных правил:

  • оставлять ребенку свободное время, в которое он может заниматься тем, чем хочет;
  • помогать осознавать границы своих возможностей, трезво оценивать свою силу и выносливость;
  • в тех случаях, когда ребенок вдруг отказывается заниматься, подробно выяснять почему. Это может быть все что угодно - от внешности тренера до цвета купальника. Зная причину, всегда легче помочь;
  • исключить так называемую "гипермотивацию". Проще говоря, не допускать ни у себя, ни у ребенка установок типа "если я этого не сделаю, я ничего не стою и никто не будет меня любить; если я не выиграю это соревнование, значит, ничего никогда не получится" и т.д. Подобные мысли порой приводят к попыткам самоубийства у детей, поэтому надо быть крайне осторожными;
  • внимательно относиться к жалобам на самочувствие. Частые головные боли, желудочные недомогания, плохой сон или усталость без причин могут быть первыми признаками перенапряжения.

Кроме этого, обязательно нужно сознательно обучать ребенка приемам релаксации. Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший "запас прочности". Согласитесь, очень мало кто из педагогов и тренеров предлагает детям освоить техники сброса напряжения. В итоге многие маленькие спортсмены, музыканты, артисты очень хорошо умеют напрягаться и концентрировать волю, но совершенно не умеют расслабляться.

Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут.

В дальнейшем короткие медитации дыхания помогут и на переменках между сложными уроками, и в конфликтных ситуациях, и особенно во время сложных экзаменов.

Еще одна серьезная проблема, которая встречает юных талантов - страх сцены. Часто излишние стрессы возникают именно перед публичными выступлениями. Здесь тоже есть некоторые правила, которые помогут преодолеть эти страхи.

Супруги Левис советуют детям перед выступлениями следующее:

  • не думать о том, что мог подготовиться лучше;
  • не сравнивать себя с другими;
  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с одновременным расслаблением тела;
  • представить, что нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию для выступления. Если появляется ощущение, что энергии слишком много, нужно попрыгать или встряхнуть руки, как это делают спортсмены перед стартом;
  • сконцентрироваться на своих движениях. Сосредоточившись на своем состоянии, человек расслабляется и перестает нервничать;
  • после выступления остановиться ненадолго, мягко растянуться или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • признать свои успехи и сделать выводы из ошибок (но именно в таком порядке, а не наоборот).

Конечно, уберечь ребенка от стрессов и срывов невозможно. Но сгладить их помогут воспитание уверенности в себе, самодостаточности, ощущения широты и полноты жизни. Очень важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Самое страшное - увязывать родительскую любовь и успехи в учебе или спорте. Ребенок при этом может потерять чувство защищенности и осознать себя одиноким и слабым. Ведь о том, каким чудесным свойством против невзгод обладает БЕЗОГОВОРОЧНАЯ И БЕЗУСЛОВНАЯ родительская любовь, я думаю, и говорить не стоит.

Нервная система ребенка

Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого : у него есть и присущие только ему болезни, и физиологические особенности.

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам.

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи - контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее).

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа:

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного.


Безусловные рефлексы новорожденного - это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 - 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами).


Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности.

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки.

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц - и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств.

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни - насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций.

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание.

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач.

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же - отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это - начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств.


Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо - малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка!

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается.

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов.

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения.

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений - его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение.

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно - удовлетворение насущной потребности в пище.


Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание.

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка.

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.


  • Мозговой ствол контролирует жизненно важные центры (сердцебиение, дыхание, давление и температуру тела.
  • Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, за сон.
Это то, что развито у детей. Области, регулирующие мышление, эмоции – ещё не так развиты, как у взрослых.
  • Лимбическая система контролирует эмоциональные реакции.
  • Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, самоконтроль и саму личность.
Родителям важно понимать это отличие, понимать, что работает нервная система у детей и взрослых по-разному. Через два года после рождения в мозге образуется более сложная нейронная сеть, чем у любого взрослого человека — лучший способ адаптации к неизвестному будущему.
Когда ребёнок рождается, у него очень мало нейронов — их только 25% от количества у взрослого человека. И связей между ними тоже очень мало. У взрослого человека 16 млрд!! нейронов. К 6 месяцам их уже 66%, к 1 году — 90-95%, к 1,5г все 100% — как у взрослого человека.

Если в первые годы жизни мозг ребенка не разовьется, то в дальнейшем он не разовьется никогда. Все, что может получиться из данного ребенка, определяют первые 6 лет его жизни

Поэтому очень важно обеспечить и кислородом, и питательными веществами нервную систему в детском возрасте. В любом возрасте — тоже. Но именно в детском возрасте, когда идёт активное формирование нервной системы — это крайне важно.

  • Значительная васкуляризация серого вещества мозга, одновременно слабый отток крови из мозговой ткани.
  • Склонность к отеку и накоплению токсических в-в.
  • Повышенная проницаемость ГЭБ
  • Мозг ребёнка более чем в 2 раза активнее мозга взрослого: на функционирование мозга взрослого уходит около 20% кислорода; а ребёнка — до 50%
  • Нервная клетка требует кислорода в 22 раза больше, чем любая соматическая клетка (клетки сердца, почек). Поэтому при многих заболеваниях легко развивается кислородное голодание.
  • Мозговая ткань более богата белковыми веществами.
  • Все реакции нервной системы детей неустойчивы и быстро истощаются. Все навыки закрепляются за счёт многократного повторения. Все нейроновые связи, которые не используются — отмирают. Если не собираетесь повторять — нет смысла начинать, навык не закрепится.
  • Быстрое образование и исчезновение условных рефлексов
  • Преобладание процессов возбуждения над торможением. Требовать от ребёнка усидчивости даже в первом классе не стоит. Задача детей — как можно больше узнать информации о мире. Если ребёнок будет уделять внимание на одном (чтение книги) в течение часа, он не сможет в это время получить много информации об окружающем мире. Поэтому максимальное время концентрации внимания на одном занятии в детском возрасте (до 7 лет) 6-10 минут. Родитель, воспитатель, учитель должен уметь выдать нужную информацию за 6-7 минут, пока дети могут её воспринимать. Требовать от них большего — не стоит.
  • Преобладание потребности в движении над осторожностью. Шустрость и склонность к травматизму. Глаз-да-глаз 😉
  • Легкая ранимость ЦНС при интоксикациях, инфекциях и нехватке кислорода.

Поведение ребенка напрямую зависит от еды. Поменяйте еду — поменяется поведение.


1. Питание является источником строительного материала (нейроны, проводящие пути, нейромедиаторы) 2. Питание является регулятором работы НС 3. Но с другой стороны питание — источник перевозбуждения и дисбаланса
Если Вы хотите изменить поведение Вашего ребёнка — в первую очередь поменяйте его питание.
Давайте начнём с негативной стороны питания. Первое — это наличие большого количества красителей, ароматизаторов, синтетики и химии, которое перевозбуждает нервную систему детей. Если у ребёнка есть любые отклонения в работе нервной системы (например, гиперактивность) — эти продукты обязательно нужно убрать. Вторым пунктом здесь являются глутаматы и трансжиры. Мозг — это жировая субстанция. Съели трансжиры (киндеры, всякие конфетки, фастфуд, печенье). Из таких жиров будет состоять мозг и вся нервная система. Конечно же она не будет работать так, как должна, и кроме того, это источник хронического воспаления. Ещё один пункт — это сахар.

Кстати, насчёт Магния есть ещё один момент. Если очень тянет к шоколаду — скорее всего есть недостаток по Магнию. Добавьте в рацион Магний — и Вас меньше будет тянуть к шоколаду.

  • Нарушению умственного развития,
  • Задержке развития речи. Если есть такая задержка — сделайте общий анализ крови, чтобы проверить — нет ли у ребёнка анемии.
  • Гипервозбудимости,
  • Невнимательности,
  • Плохой познавательной функцией
  • Задержке всего психомоторного развития.
  • до 3 лет – 3–5 мг
  • от 3–10 лет – 5–10 мг
  • подростки – 11–15 мг
Важным компонентом является и Цинк. Если есть дефицит цинка внутриутробно, и сразу после рождения — значительно уменьшается объём мозга и количество нейронов. Это в свою очередь может приводить к снижению памяти, нарушению двигательной функции, агрессивности, депрессии и даже к галлюцинациям.
  • Цинк улучшает память и успеваемость
  • Улучшает поведение детей
  • Снижает раздражительность, нервозность, снижает кстати — тягу к сладкому. Снижает тягу к сладостям достаточное количество Магния, Цинка и достаточное количество Хрома. У взрослых — в том числе.
  • Контроль эпилептических приступов
  • Регулирует все стадии нейрогенеза.
  • Стабилизирует ГЭБ при интоксикации тяжелыми металлами
Где взять Цинк? Супер Комплекс 7,5мг, Перфект Айз 7,5мг, СмартМил 5,25мг Пастилки с цинком 5мг, Защитная формула 5мг, Остео+ 3,75мг

Белок для мозга

Если Вы пьёте самые классные витамины, если Вы получаете супер-классный Кальций, Магний и другие минералы, но при этом испытываете дефицит белка — всё пройдёт транзитом. Белок — переносчик питательных веществ во всём организме. Важно контролировать его количество и восполнять недостаток.

Полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, но не синтезируемые им, называют незаменимыми.

  • Омега–3 ПНЖК – это мембранопротекторы — защищают все нейроны головного мозга от повреждения, от интоксикации, от окислительного стресса, от воспалительных заболеваний, замедляет возрастную гибель клеток.
  • ЭПК и ДГК улучшает проведение импульсов между нейронами, что улучшает скорость реакции, память, внимание, обучаемость.
  • ДГК участвует в развитии мозга, интеллекта и зрения ребенка, улучшает качество сна
  • Антидепрессант
  • Эффективно снимает стресс и мигренозную головную боль
  • Если есть бессонница, Омегу лучше пить на ночь.
По данным НИИ Питания РАМН дефицит потребления Омега–3 ПНЖК у большей части детского и взрослого населения России около 80%.

Когда мы хотим, чтобы дети хорошо учились, хорошо сидели на уроках, чтобы их хвалили, чтобы они хорошо развивали свои навыки, были сообразительными, интеллектуальными, сосредоточенными — дайте им Омегу.

Важно: Омега-3 это жиры, которые легко окисляются. Это нужно учитывать при выборе источника этих жиров, чтобы не навредить себе. Если есть контакт жиров с кислородом — масло что делает? Становится горьким. Если орехи — горькие на вкус, их лучше не есть. Продукты окисления повреждают наш организм, вместо пользы вы получите вред. Поэтому лучшим выбором для Омега-3 является именно капсулированная форма — когда нет контакта с кислородом, капсула растворяется внутри нас, в кишечнике.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.