Нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма

на тему: "Роль нервной системы в жизнедеятельности организма"

Нервная система связывает воедино разнообразные процессы жизнедеятельности организма, тем самым сохраняя его целостное Она же обеспечивает единство организма с окружающей средой единство психических и иных процессов, происходящих в организме.

В отечественной науке и практике эта область исследований принадлежит исключительно И. П. Пашюву и его школе. "Мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половины весь нераздельно животный организм, - указывал И. П. Павлов. - И целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в человеческой мысли".

В состав нервной системы входит нервная ткань, которая состоит из нервных клеток. От тела каждой нервной клетки отходят один I несколько отростков. Один из отростков называют осевым, он бывает особенно длинным, остальные отростки - дендрит, значительно короче. Количество дендритов бывает настолько велико, что вся клетка приобретает древовидный характер. Совокупность нервной клетки с отростками называют нейронами. Нервные клетки соединяются не только друг с другом, но и с клетками тех тканей органов, деятельность которых они регулируют, например с клетки органов пищеварения.

Структурными элементами нервной системы являю центральная и периферическая нервные системы.

Под центральной нервной системой понимают самое большое скопление нервных клеток, которое составляет всю основу нерв системы организма. В состав центральной нервной системы входят головной мозг с мозжечком и спинной мозг.

Периферическая нервная система состоит, во-первых, из всех мел скоплений нервных клеток, которые располагаются вне централь нервной системы (в различных тканях и органах) и образуют нерв узлы или нервные ганглии; во-вторых, из всех нервов, отходящих как от центральной нервной системы, так и от нервных ганглиев. Ганг, (с греческого - "узел") - нервный узел - анатомически обособленное скопление нервных клеток (нейронов), волокон и сопровождающей их ткани. В ганглиях перерабатываются и интегрируются нервные сигналы. У человека ганглии расположены по ходу кровеносных нервных стволов и в стенках внутренних органов.

Головной мозг находится в черепной коробке. Он состоит из полушарий головного мозга и мозгового ствола, который соединяет головной мозг со спинным. Головной мозг покрыт тремя мозговыми оболочками - твердой, паутинной и мягкой. Если с головного мозга снять все оболочки, то увидим глубокую продольную борозду, разделяющую его на две половины (правое и левое полушарие головного мозга). В глубине борозды, в средней ее части, имеется перешеек, который соединяет оба полушария.

На поверхности больших полушарий имеются борозды, образующие извилины мозга. Благодаря этим бороздам увеличивается общая поверхность мозга, что повышает его функциональное значение. Чем выше развитие животного, тем больше извилин в его мозгу. Мозг человека обладает наибольшим количеством извилин.

Ткань полушарий большого мозга состоит из двух слоев. Наружный слой толщиной 0,5 см называется корой головного мозга (КГМ). Он имеет серый цвет. Наибольшая часть мозга, окаймленная корой, имеет белый цвет. Различная окраска этих частей мозга объясняется тем, что тела нервных клеток имеют серый цвет, а отростки - белый.

Кора головного мозга - это высший отдел нервной системы. Все процессы жизнедеятельности организма подчинены влиянию коры головного мозга.

Мозговой ствол отходит от основания головного мозга книзу на соединение со спинным мозгом. Мозговой ствол - небольшое образование протяженностью 10 см, исключительно важный участок всей нервной системы. В состав мозгового ствола входит продолговатый мозг. Самые незначительные повреждения продолговатого мозга могут привести даже к смертельному исходу. Средние отделы мозгового ствола состоят из ретикулярной формации, которая имеет большое значение для деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В результате электрофизиологических исследований обнаружено, что ретикулярную формацию следует рассматривать в неразрывной связи с деятельностью других отделов центральной нервной системы.

Мозжечок примыкает сзади к головному мозгу - это особое образование, состоящее из нервных клеток с отростками. Он регулируеткоординацию движений, которая нарушается при поражениях мозжечка или оперативном его удалении. Мозжечок тесно связан с КГЪ мозговым стволом и спинным мозгом.

Черепно-мозговые нервы. От головного мозга к различи органам головы и тела отходят 12 пар черепно-мозговых нервов (иннервируют органы и ткани головы и шеи (глаза, уши, полость, кожу лица, головы, языка, слюнные железы и т. д.). Только одна пара нервов - блуждающие нервы - проникает в туловище и разветвляет как во всех органах грудной полости (легких, сердце, пищеводе), та? большинстве органов брюшной полости (желудке, кишечнике, поджелудочной железе, селезенке и т. д.).

Спинной мозг и его строение. Мозговой ствол переходит в спин мозг - длинное цилиндрическое образование. Спинной мозг человека в среднем имеет длину 46 см. Различают шейную, грудную, поясничную, крестцовую части. Спинной мозг находите специальном канале позвоночника, который образован отверстия! позвонках. Он покрыт специальными оболочками -твердой, паутин: мягкой. Спинной мозг состоит из серого и белого вещества. С 1

Значение нервной системы :

1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. Это её координационная функция. Она координирует (согласовывает) работу отдельных органов в единую систему.

2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой.

3. Обеспечивает мыслительные процессы. К этому относится восприятие информации, усвоение информации, анализ, синтез, сравнение с прошлым опытом, формирование мотивации, планирование, постановка цели, коррекция действия при достижении цели (исправление ошибок), оценка результатов деятельности, переработка информации, формирование суждений, заключений выводов и абстрактных (общих) понятий.

4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей.

5. Управляет работой организма и его систем.

6. Обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.

7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем. Кроме сигнальной функции нервная система имеет ещё и трофическую функцию, т.е. выделяемые ей биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов. Органы, лишённые подобной "подпитки" со стороны нервных клеток, атрофируются, т.е. хиреют и могут отмереть.

Функции нервной системы :

1) формирование возбуждения;

2) передача возбуждения;

3) торможение (прекращение возбуждения, уменьшение его интенсивности, угнетение, ограничение распространения возбуждения);

4) интеграция (объединения различных потоков возбуждения и изменения этих потоков);

5) восприятие раздражения из внешней и внутренней среды организма с помощью специальных нервных клеток - рецепторов;

6) кодирование, т.е. преобразование химического, физического раздражения в нервные импульсы;

7) трофическая, или питательная, функция - образование биологически активных веществ (БАВ).

9. Передний мозг (включает в себя большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз), ствол мозга и мозжечок. Каждое полушарие головного мозга, как в правое, так и в левое так же можно условно разделить на зоны, в которых содержаться центры, отвечающие за различные функции.

Лобные доли полушарий отвечают за двигательную активность, мышление, действия.

Центральная часть так же является центром восприятия речи с использованием слов.

Центральная борозда отвечает за тактильную чувствительность.

Затылочная задняя часть коры больших полушарий отвечает за восприятие, зрительные ощущения и координацию движений.

В теменной зоне находятся центры, отвечающие за телесные ощущения. В височной доле находятся центры отвечающие за слух и речь.

Поверхность больших полушарий покрыта множеством извилин и бороздок, позволяющих увеличить площадь и объём мозга.

Большие полушария - это огромная сеть нервных клеток накапливающих, сравнивающих и координирующих информацию. Исследования, проводящиеся накоре больших полушарий показали, что она отвечает за все наши чувства, мысли, ощущения, желания и движения.

Правое и левое полушарии мозга соединяют аксоны, которые обеспечивают обмен информацией.

Продолговатый мозг отвечает за важные функции жизнедеятельности человека - рефлекторные функции дыхания, глотания, сосания, рефлекса равновесия, за тонус сосудистой системы, пульс, ритм сердца, защитные реакции (жажда, голод, кашель, чихание, рвота).

Продолговатый мозг контролирует бессознательно протекающие процессы - например, автоматическое дыхание. Продолговатый мозг переходит в спиной мозг в нижней своей части, а верхней частью связан с варолиевым мостом, который служит для обмена информации между спинным и головным мозгом. В продолговатом мозге происходит перекрещивание нервных волокон, таким образом, что волокна несущие информацию из правой половины мозга осуществляют контроль над левой половиной тела, а левая половина мозга отвечает за работу правой части тела. Продолговатый мозг оказывает как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга. Однако работа коры больших полушарий и гормональной системы сильно влияет на функционирование этой части мозга.

Под корой больших полушарий расположен мозжечок, отвечающий за координацию движений тела человека, он помогает поддерживать равновесие, исполнять автоматические и последовательные движения различными группами мышц, участвует в формировании двигательных навыков.

Мозжечок является частью ствола головного мозга.

Лимбическая система представляет собой тело нервных волокон реагирующих и отвечающих на влияние коры большого мозга и подкорковые структуры.

Эта структура мозга участвует в процессах связанных с эмоционально- мотивационным поведением (пищевым, половым, оборонительным поведением, ощущением страха, подавленности или ощущением удовольствия), а так же связана с процессами связанными с биологическими ритмами и циклами, например - бодрствование - сон.

Мозолистое тело - занимает центральное место в анатомии мозга, это нервные волокна, соединяющие левое и правое большие полушария головного мозга. Осуществляет обмен нервных импульсов между ними, и обеспечивает их координированную работу.

Гипоталамус - это отдел промежуточного мозга, в котором расположены центры вегетативной нервной системы, работа гипоталамуса тесно связана с работой гипофиза. Нервные клетки гипоталамуса вырабатывают нейрогормоны, а так же различные рилизинг-гормоны, стимулирующие или угнетающие секрецию вырабатываемых гипофизом гормонов.

Гипоталамус регулирует обмен веществ, деятельность сердечно сосудистой, пищеварительной, выделительной систем и работу желез внутренней секреции. Держит контроль над механизмом сна, бодрствования, эмоций. Осуществляет связь нервной и эндокринной систем.

Гипофиз - железа внутренней секреции. Находится у основания головного мозга.

Гипофиз выделяет гормоны, которые оказывают влияние на рост, развитие, обменные процессы, регулирует деятельность других желёз внутренней секреции.

Таламус (зрительные бугры), основная часть промежуточного мозга. Главный подкорковый центр, направляющий импульсы всех видов чувствительности (температурной, болевой) к стволу головного мозга, подкорковым узлам и коре больших полушарий.Эпифиз или шишковидная железа - это орган позвоночных и человека, расположенный в промежуточном мозге. Вырабатывает биологически активное вещество мелатонин, которое регулирует (тормозит) развитие половых желёз и секрецию ими гормонов, а также образование кортикостероидов корой надпочечников.Все системы мозга взаимосвязаны между собой и с высшими отделами коры больших полушарий, эта взаимосвязь образует особую функциональную систему реагирования: физиологическую, поведенческую, и психологическую (субъективную).

11 Функционализм - Направление психологии, в котором основным предметом исследования является то, посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления.

Структурализм в психологии ставит своей целью изучение структуры разума, анализируя составляющие перцептивного процесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта — интроспекция или самонаблюдение. Одним из основателей структурализма считается немецкий психолог Вильгельм Вундт, разработавший метод интроспекции в психологии. Видным представителем структурализма в психологии был ученик Вундта Эдвард Титченер считавший, что сознание может быть сведено к трем элементарным состояниям: ощущения, представление, аффекция.

12. Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце 19 — начале 20 века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими учениками Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Харри Салливан и Жак Лакан.Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

2. эти влечения преимущественно бессознательны;

3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

5. конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке

13 Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году. Принципы Гештальтпсихологии:

близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности человека, в информационных единицах, не очень велики и по экспериментальным данным В. М. Лившица составляют 120 бит / чел. час. Самообучение это лишь одна из многих частей когнитивных способностей человека. Необходимо переформулировать и подставить общепризнанный авторитетный источник, или удалить сомнительную информацию. --> Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах

Трансактный анализ (от англ. transaction — сделка) — психотерапевтический метод, предложенный американским психиатром Эриком Берном (Eric Berne). Теория Т. а. содержит четыре основных раздела: (1) структурный анализ — теория личности, основным понятием которой является "Эго-состояние"; (2) Т. а. в узком смысле — теория социального действия, основное понятие которой ("трансакция") дало название всему направлению;(3) анализ игр — манипулятивных межличностных взаимодействий, служащих для подтверждения установок, сложившихся у человека в ранний период развития;

(4) сценарный анализ (скрипт-анализ) — теория личностного сценария, складывающегося нередко в результате родительского программирования.

17 Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Все функции человеческого организма – двигательная деятельность, работа внутренних органов, тканевые процессы регулируются нервной системой. Она принимает участие в приеме, обработке и анализе какой-либо информации, поступающей из внешней и внутренней среды. В случае возникновения перегрузок на организм человека нервная система определяет степень их воздействия и формирует защитно-адаптационные реакции.

Нервная система – это физиологическая система, объединяющая деятельность всех органов и обеспечивающая функционирование организма как единого целого в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Функции нервной системы заключаются в следующем:

– она воспринимает внешние и внутренние раздражители;

– анализирует полученную информацию;

– координирует функции организма.

Нервная система анализирует всю информацию, которую воспринимает организм с помощью анализаторов и в случае опасности максимально мобилизует двигательную и интеллектуальную активность, приводит в действие все ресурсы организма.

Нервная система человека состоит из двух отделов: центральной нервной системы (ЦНС) и периферической нервной системы. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг. Периферическая нервная система состоит из нервных волокон, которые отходят от головного и спинного мозга. Нервные волокна образуют нервы, которые связывают головной и спинной мозг со всеми органами и системами.

За выполняемыми функциями нервная система разделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система руководит опорно-двигательным аппаратом и всеми органами чувств, а вегетативная - регулирует процессы обмена веществ, работу всех внутренних органов (сердца, почек, легких и др.).

Главной структурной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон.

Нервные волокна (нервы) имеют специальные воспринимающие аппараты во всех органах и тканях организма – рецепторы.

На человека постоянно действует беспрерывный поток внешних раздражителей, а также разнообразная информация о процессах, которые происходят внутри организма и вокруг его. Принять эту информацию и правильно среагировать на большое количество событий человеку дают органы чувств: глаза, уши, язык (как орган вкуса), нос (как орган нюха) и др. Каждый из этих органов устроен так, что реагирует только на определенные явления окружающей среды, превращая эти сигналы внешнего мира (звук, запах, механические раздражения) в сигналы нервной системы – нервные импульсы.

Мозг получает эти сигналы, перерабатывает их и дает команду соответствующим исполнительным органам.

Рецепторы, чувствительные нейроны, по которым передается возбуждение, специальные зоны коры больших полушарий головного мозга представляют единую систему, которую И.П. Павлов назвал анализатором.

С некоторой условностью, принимая во внимание анатомическое единство и общность функций, в современной физиологии различают восемь анализаторов: зрительный, слуховой, вестибулярный, вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный и висцеральный.

Зрительный анализатор. Около 90% информации о внешнем мире мы получаем через зрительный анализатор. Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображения предметов фиксируются на внутренней оболочке глазного яблока – сетчатке. В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки. Палочки реагируют на слабый свет, колбочки раздражаются только ярким светом, они воспринимают цвета.

В сетчатке свет превращается в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются к зрительной зоне коры больших полушарий головного мозга. Здесь происходит различение раздражений – формы предметов, окраска, величина, освещенность и др. Человек различает около 150 цветовых тонов.

Слуховой анализатор – это специализированная система для восприятия звуковых колебаний, формирования слуховых ощущений. Нервные импульсы от звуковых рецепторов поступают по слуховому нерву в головной мозг. В слуховой зоне коры больших полушарий, расположенной в височном участке головы, происходит конечное различение характера звука, его силы и высоты. Человек воспринимает звуки с частотой от 16 до 20000 Гц.

Вестибулярный анализатор. Его функции связаны с ощущением положения и перемещения тела в пространстве, а также с соответствующими реакциями со стороны скелетной мускулатуры и внутренних органов.

Вкусовой анализатор. Восприятие вкуса – крайне сложный, мало изученный процесс. У человека сенсорная система имеет несколько типов вкусовых рецепторов: соленый, кислый, горький, сладкий. Они расположены на отдельных частях языка и реагируют на разные вещества.

Обонятельный анализатор. Реакция организма на запах – это субъективный образ одного из явлений реальной действительности, которое заключается в действии молекул улетучивающихся веществ на орган нюха. Запах – это особое свойство веществ, воспринимаемое обонятельными рецепторами, расположенными в верхних отделах носовой полости.

Кожный анализатор – воспринимает и передает в центральную нервную систему информацию о прикосновении, боли, тепле, холоде.

Коже охраняет человека от вредных внешних влияний: механических повреждений, солнечных лучей, микроорганизмов и химических веществ. Кожа также выполняет секреторную функцию, обменную функцию, принимает участие в поддержании постоянной температуры тела.

Двигательный анализатор. Мышечная, двигательная активность практически беспрерывно сопровождают все проявления человеческой деятельности. Когда человек двигается, сидит и даже лежит или спит, его скелетная мускулатура никогда не бывает в состоянии полнейшего покоя. Двигательный анализатор обрабатывает информацию от рецепторов скелетно-мышечного аппарата, участвует в организации и осуществлении координации движений.

Висцеральный анализатор. Воспринимает и передает в ЦНС сигналы о состоянии внутренних органов.

Этот анализатор координирует деятельность внутренних органов, приводит их в соответствие с потребностями всего организма. Известно, что внутренние органы имеют большое количество разнообразных рецепторов. Они размещены на внутренней поверхности сосудов, в слизистых оболочках.

Необходимо отметить, что механизм действия висцерального анализатора еще полностью не раскрыт.

@ Практическое задание № 1

Анализаторы – это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, воспринимающих и анализирующих информацию о явлениях, происходящих как в окружающей среде, так и внутри организма человека.

Представьте графически структуру анализаторов.

@ Практическое задание № 2

В левой колонке таблицы дана характеристика зрительного анализатора с отдельными, сознательно допустимыми, неправильными утверждениями. Найдите ошибки, перенесите характеристики в правую колонку таблицы.

Характеристика анализатора с неправильными утверждениями Исправленная студентом характеристика зрительного анализатора
40-50% информации о внешнем мире мы получаем через зрительный анализатор
Чувство света возникает в результате воздействия на рецепторные структуры зрительного анализатора электромагнитных волн длиной 180-350 нанометров
Орган зрения дает нам возможность видеть и в сумерках и при ярком солнечном освещении, при этом изображение предметов фокусируется на внутренней оболочке глазного яблока – роговице. В ней расположены палочки и колбочки. Палочки раздражаются только ярким светом, они воспринимают цвета. Колбочки реагируют на слабый, сумрачный свет.
Человек способен различать 15 основных цветов и около 150 оттенков.
В технике, в соответствии с Госкомстандартом 12.04.026-76 установлено четыре сигнальных цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Красный используется для предупреждения опасности; желтый сигнализирует о непосредственной опасности; зеленый используется для знаков, указывающих делать именно так; синий – для указательный знаков. Для транспорта - зеленый цвет разрешает движение.
Психологи утверждают, что цвета по-разному воздействуют на психику человека, вызывая определенные эмоции. Так, красный цвет снимает головную боль, утомляемость, раздражительность; зеленый цвет стимулирует деятельность мозга; фиолетовый цвет улучшает работу сердца, сосудов, легких, увеличивает устойчивость организма.
С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем массу предмета, а также размеры, цвет, объем, форму, температуру.
Способность глаза отличать мелкие детали предметов называется полем зрения, а количество предметов, объектов, которые может охватить человек на протяжении одной зрительной фиксации, называется остротой зрения.

Тестовые задания

1. Исследованиями установлено, что больше всего столкновений (ДТП) случается между автомобилями:

а) желтого цвета;

б) светлых цветов;

в) темных и светлых цветов;

г) темных цветов;

д) желтого и синего цвета.

2. С помощью слухового анализатора человек получает:

а) до 10% информации;

б) до 40% информации;

в) до 50% информации;

г) до 60% информации;

д) до 80% информации.

3. Какой цвет напоминает о воде, считается свежим, прозрачным, уменьшающим физическую усталость, успокаивает, регулирует ритм сердца?

в) коричневый;

г) оранжевый;

4. Кто из названных ученных создал учение об анализаторах, как совокупности нервно-рецепторных структур, обеспечивающих восприятие внешних раздражителей, трансформацию их энергии в процессе нервного возбуждения?

а) И.М. Сеченов;

б) И.П. Павлов;

в) В.И. Вернадский;

г) М.В. Ломоносов;

д) М.Д. Зелинский.

5. Ощущение света возникает при воздействии на сетчатку глаза электромагнитных волн:

а) 380-780 нм;

б) 200-210 нм;

в) 140-150 нм;

г) 100-120 нм;

д) 220-260 нм.

Тема №3.

& Практическое занятие

Цель: углубить теоретические знания и практические навыки по вопросам внешней среды жизнедеятельности человека. Знать классификацию и характеристику негативных факторов, методы и средства защиты.

Время – 2 часа

ПЛАН

1. Характеристика компонентов природной среды жизнедеятельности человека.

2. Классификация источников опасностей. Основные группы опасных и вредных факторов.

3. Экологическое состояние природной среды в Украине.

Роль нервной системы в жизнедеятельности организма

Нервная система связывает воедино разнообразные процессы жизнедеятельности организма, тем самым сохраняя его целостное Она же обеспечивает единство организма с окружающей средой единство психических и иных процессов, происходящих в организме.

В отечественной науке и практике эта область исследований принадлежит исключительно И. П. Пашюву и его школе. "Мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половины весь нераздельно животный организм, - указывал И. П. Павлов. - И целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в человеческой мысли".

В состав нервной системы входит нервная ткань, которая состоит из нервных клеток. От тела каждой нервной клетки отходят один I несколько отростков. Один из отростков называют осевым, он бывает особенно длинным, остальные отростки - дендрит, значительно короче. Количество дендритов бывает настолько велико, что вся клетка приобретает древовидный характер. Совокупность нервной клетки с отростками называют нейронами. Нервные клетки соединяются не только друг с другом, но и с клетками тех тканей органов, деятельность которых они регулируют, например с клетки органов пищеварения.

Структурными элементами нервной системы являю центральная и периферическая нервные системы.

Под центральной нервной системой понимают самое большое скопление нервных клеток, которое составляет всю основу нерв системы организма. В состав центральной нервной системы входят головной мозг с мозжечком и спинной мозг.

Периферическая нервная система состоит, во-первых, из всех мел скоплений нервных клеток, которые располагаются вне централь нервной системы (в различных тканях и органах) и образуют нерв узлы или нервные ганглии; во-вторых, из всех нервов, отходящих как от центральной нервной системы, так и от нервных ганглиев. Ганг, (с греческого - "узел") - нервный узел - анатомически обособленное скопление нервных клеток (нейронов), волокон и сопровождающей их ткани. В ганглиях перерабатываются и интегрируются нервные сигналы. У человека ганглии расположены по ходу кровеносных нервных стволов и в стенках внутренних органов.

Головной мозг находится в черепной коробке. Он состоит из полушарий головного мозга и мозгового ствола, который соединяет головной мозг со спинным. Головной мозг покрыт тремя мозговыми оболочками - твердой, паутинной и мягкой. Если с головного мозга снять все оболочки, то увидим глубокую продольную борозду, разделяющую его на две половины (правое и левое полушарие головного мозга). В глубине борозды, в средней ее части, имеется перешеек, который соединяет оба полушария.

На поверхности больших полушарий имеются борозды, образующие извилины мозга. Благодаря этим бороздам увеличивается общая поверхность мозга, что повышает его функциональное значение. Чем выше развитие животного, тем больше извилин в его мозгу. Мозг человека обладает наибольшим количеством извилин.

Ткань полушарий большого мозга состоит из двух слоев. Наружный слой толщиной 0,5 см называется корой головного мозга (КГМ). Он имеет серый цвет. Наибольшая часть мозга, окаймленная корой, имеет белый цвет. Различная окраска этих частей мозга объясняется тем, что тела нервных клеток имеют серый цвет, а отростки - белый.

Кора головного мозга - это высший отдел нервной системы. Все процессы жизнедеятельности организма подчинены влиянию коры головного мозга.

Мозговой ствол отходит от основания головного мозга книзу на соединение со спинным мозгом. Мозговой ствол - небольшое образование протяженностью 10 см, исключительно важный участок всей нервной системы. В состав мозгового ствола входит продолговатый мозг. Самые незначительные повреждения продолговатого мозга могут привести даже к смертельному исходу. Средние отделы мозгового ствола состоят из ретикулярной формации, которая имеет большое значение для деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В результате электрофизиологических исследований обнаружено, что ретикулярную формацию следует рассматривать в неразрывной связи с деятельностью других отделов центральной нервной системы.

Мозжечок примыкает сзади к головному мозгу - это особое образование, состоящее из нервных клеток с отростками. Он регулирует координацию движений, которая нарушается при поражениях мозжечка или оперативном его удалении. Мозжечок тесно связан с КГЪ мозговым стволом и спинным мозгом.

Черепно-мозговые нервы. От головного мозга к различи органам головы и тела отходят 12 пар черепно-мозговых нервов (иннервируют органы и ткани головы и шеи (глаза, уши, полость, кожу лица, головы, языка, слюнные железы и т. д.). Только одна пара нервов - блуждающие нервы - проникает в туловище и разветвляет как во всех органах грудной полости (легких, сердце, пищеводе), та? большинстве органов брюшной полости (желудке, кишечнике, поджелудочной железе, селезенке и т. д.).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.