Нервная система и профориентация

Проблема профессионального отбора специалистов, сформировавшаяся на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики относится к ряду крупных научно-практических проблем, связанных со всесторонним учетом физических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей и возможностей (ограничений) подростка, желающего "вписаться " в контур системы "человек - деятельность - среда". Теория профотбора базируется прежде всего на теоретических основах выше перечисленных и других научных дисциплинах.
Условно различают следующие виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Среди них психофизиологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физилогическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Ценно то, что психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью.
Разработанная система профессионального психофизиологического отбора руководствуется определенными принципами, среди которых важнейшими считаются принцип научной обоснованности, комплексности, динамичности, активности, практичности и принцип группировки специальностей.
Психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей.
Психофизиологические особенности человека - это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами.

Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервных процессов: сильный и слабый.
Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовым к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей как, например, диспетчер аэропорта, оператор энергосистемы, оператор поточной линии, аппаратчик химических производств и др. подобные профессии. Людям со слабым типом присуща малая выносливость нервной системы. Но этот недостаток компенсируется такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что дает преимущества при овладении профессиями, которые предъявляют повышенные требования к мышечно-суставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Это касается прежде всего профессий часовой и радиоэлектронной промышленности, где предполагается точная работа с мелкими деталями.
Установлена обратная зависимость между силой нервной системы и ее чувствительностью. Сейчас факт высокой чувствительности и реактивности слабых не вызывает никакого сомнения. Слабые имеют преимущество перед сильными в однообразной монотонной работе. Сильные лучше справляются с физической работой динамического характера.

Определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии. Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

Профессиональное самоопределение и самосознание.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем

Физиологические и психологические основы профессионального отбора; понятие профессионального отбора и его значение для воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда и всестороннего развития личности.

Профессиональный отбор - специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

Выделяются компоненты профессионального отбора: - медицинский,

Сущностью психологического компонента П. о., равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия П. о. и психологический отбор часто отождествляются.

Психологический отбор целесообразно рассматривать как процесс и как систему. Основные этапы процесса психологического отбора: извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации. формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых. верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс соц. диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования. приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов. показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности. логические и математические аппараты верификации прогнозов. Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих и наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологического порядка, характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личностно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов. Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность психологического отбора, является наличие доказанной его социально-экономической необходимости. обоснованной и апробированной системы отбора. подготовленных и имеющих опыт проведения отбора специалистов определенного профиля.

Что касается анатомо-физиологических характеристик, они могут также часто учитываться, как и психологические. Критерии отбора в армию, распределение в определенные войска, спортивные секции, модельный бизнес, реклама, сфера услуг, непосредственный контакт с детьми – и это еще неполный список сфер человеческой деятельности, где учитывается состояние здоровья людей, а также их внешние физиологические качества. Важно понимать, что люди с ограниченными возможностями, по сути, имеют и строго ограниченный перечень трудовой деятельности, в которую они могут быть привлечены. Однако, иногда можно встретить и несоответствие, особенно, в сфере спорта: инвалиды с протезированными конечностями также как и здоровые полноценные люди способны достигать высоких спортивных высот. Исходя из этого факта, можно предположить, что физиологические и психологические компоненты профессионального отбора могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. В этом контексте важно учитывать внутренние личностные качества человека, уровень получаемой социальной поддержки, а также условия и возможности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение. Это имеет прямое отношение как к теоретическим, так и к прикладным исследованиям. Большинство лабораторных методов, разработанных для того, чтобы проводить диагностику основных свойств нервной системы требуют определенных условий проведения и специализированной аппаратуры. Поэтому и не только они признаны достаточно трудоемкими.


В отличие от них экспресс-методики лишены подобного рода недостатков, в том числе и теппинг-тест, о котором сегодня и пойдет речь. Итак, Вашему вниманию предоставляется теппинг-тест, он же тест для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Для проведения теппинг-теста нам понадобятся определенные бланки-листы, с ориентировочным размером 203×283, на которых будут изображены по три в ряд шесть равных прямоугольников. Также среди необходимых вещей – секундомер и карандаш.

Инструкция

Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя ритме. На каждый квадрат будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.

Ключи к теппинг-тесту:

Для того, чтобы обработать результаты теппинг-теста, прежде всего необходимо подсчитать получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абсцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

Анализ теппинг-теста и интерпретация результатов

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно — сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

  • выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
  • ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
  • нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
  • промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
  • вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологического консультирования по коррекции и/или усовершенствованию персонального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.

Типы динамики максимального темпа движений


а – график выпуклого типа; б – график ровного типа; в – график нисходящего типа; г – график промежуточного и вогнутого типов (горизонтальная линия – это линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд).

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых, устойчивость и постоянство свойств; во-вторых, проявление в разнообразных видах деятельности (в отличие от психических состояний).

Физиологическими свойствами нервной системы являются:

• сила процесса возбуждения и торможения;

• степень равновесия между возбуждением и торможением – уравновешенность;

• скорость смены процессов возбуждения и торможения – подвижность.

Сочетание физиологических свойств образуют четыре типа нервной системы:

• сильный, уравновешенный, подвижный;

• сильный, неуравновешенный, подвижный;

• сильный, уравновешенный, инертный;

На их основании различают соответственно четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Кроме названных, дополнительно были установлены еще три свойства нервной системы:

• лабильность – скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов;

• динамичность – скорость и легкость возникновения (выработки) условных рефлексов;

• концентрированность – показатель меры дифференцированности раздражителей.

Существует определенное соотношение темперамента и психической реакции.


При сопоставлении отдельных свойств нервной системы с поведением человека был выделен ряд психических особенностей, психических свойств темперамента:

• сензитивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для вызывания реакции у человека;

• реактивность – сила, с которой человек реагирует на те или иные события (эмоциональность);

• активность – насколько активно человек преодолевает препятствия;

• соотношение реактивности и активности – от чего больше зависит деятельность человека – от случайных обстоятельств, т. е. от его эмоциональности, или целей и задач;

• темп реакции – скорость протекания различных психических реакций – быстрота движений, темп речи, находчивость, быстрота ума;

Основными компонентами темперамента являются общая психологическая активность, эмоциональность, моторика. От темперамента зависят скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов. Ниже приводятся своеобразные психологические портреты людей каждого типа темперамента.

Сангвиник – это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменяющимся условиям жизни. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него подвижная мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может его сильно рассердить. По его лицу можно легко угадать, какое у него настроение, отношение к предмету или человеку. У сангвиника высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиника отличают быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменении чувств, настроений, интересов и стремлений. Он без усилий не только переключается на новую работу, но и переучивается, овладевая новыми знаниями. Как правило, такой человек в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и о будущем, он экстраверт. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Это в высшей степени подвижный, общительный человек, он легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Сангвиник продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым.

Флегматик – это человек, реагирующий спокойно и медленно, несклонный к переменам. Он хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, нескоро начинает общаться с ними, задавать вопросы, вступать в беседу. Ему присуща замедленность реакции, круг общения его менее широк, чем у сангвиника. Флегматик отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если он поссорится с ними, даже если они его обидят. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Однако не следует думать, что флегматик такой всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. В неблагоприятной для него обстановке он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствий, и когда она достигает определенного уровня, критической величины, неминуем сильный разряд по самому, казалось бы, незначительному поводу, нередко весьма неожиданный для его собеседника.

Меланхолик – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У меланхолика нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать обиду и слезы. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий. Он склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик не энергичен, не настойчив, не общителен. Его пугает новая обстановка, новые люди – он теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Среди меланхоликов большинство – интроверты.

Учитывая свойства темперамента конкретного человека, можно с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание пообщаться, но его отношение к людям изменчиво и непостоянно. Он чувствует себя в компании незнакомых людей как рыба в воде, новая необычная обстановка его только возбуждает. Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, поэтому любит находиться в узком кругу знакомых, в привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. Ему обычно требуется большое количество доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. У холериков и сангвиников, наоборот, любовь чаще начинается с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.

Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную активность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают использования индивидуальных приемов. Регламентация вызывает у них быстрое утомление. Изменение способов или вида деятельности позволяет этим людям длительное время работать эффективно без перерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды, от способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может как определяться влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, боксера или борца – не обязательно свойство нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Но при этом пределы возможного развития скорости реакции определяются врожденными свойствами нервной системы.

Тест обычно используется в комплексе с другими, измеряющими равноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.

Цель: определение свойств нервной системы.

Оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Описание. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Тестирование осуществляется индивидуально, занимает не менее 2 мин.

Инструкция. По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка.

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Интерпретация результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

1. Выпуклый тип. Темп нарастает до максимального в первые 10–15 с работы; впоследствии, к 25–30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

2. Ровный тип. Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

3. Нисходящий тип. Максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.


Графики:

а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – промежуточного и вогнутого типов; г – нисходящего типа; горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 с.

4. Промежуточный тип. Темп работы снижается после первых 10–15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система.

5. Вогнутый тип. Первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.

Перед каждым выпускником школы стоит вопрос о выборе профессии. Правильный выбор профессии в значительной степени связан с состоянием здоровья и психики человека.

Цель: на основе изучения свойств нервной системы определить темперамент испытуемых.

I тип – сильный, уравновешенный, подвижный;

II тип – сильный, уравновешенный, инертный;

III тип – сильный, неуравновешенный;

На представлении о типах ВНД основывается психологическая характеристика личности. Каждому типу ВНД можно сопоставить определенный тип темперамента: темперамент сангвиника соответствует I типу ВНД, холерика – II типу, флегматика – III типу, меланхолика – IV типу. Названные четыре типа темперамента в чистом виде встречаются очень редко, и можно говорить лишь о преобладании тех или иных черт, которые могут быть использованы для практического изучения личности.

Для классификации типов ВНД воспользуемся стандартной схемой психофизиологических параметров из методического пособия кафедры психологии Пензенского ПГУ им. В.Г. Белинского (1989):

Мы использовали методики, адаптированные для учащихся, которые не требуют много времени и просты в обработке полученных результатов.

Методы исследования

1. Экспресс-анализ по биологическим признакам.
2. Метод изучения крупной моторики.
3. Теппинг-тест.
4. Сокращенный опросник Б.Я. Первомайского (по Е.Н. Проницкой).
5. Тест изучения особенностей темперамента (научная схема/паспорт).
6. Тест определения формулы темпераментной структуры (по Е.С. Жарикову, Е.Л. Крушельницкому).

В таблице 1 показаны результаты нашего исследования и выявленные темпераменты испытуемых по приложению к опроснику Б.Я. Первомайского.

Чистые типы темпераментов встречаются очень редко, поэтому темпераментные структуры каждого испытуемого включают в себя качества, характерные для различных темпераментов. Выраженность чистого типа в структуре характеризовали количеством баллов. Сопоставление темпераментных структур проводили по типам, которые стоят на 1- и 2-м месте по степени выраженности.

Ф С М Х
14 1110 2

С М Ф Х
20151110

Ф С М Х
1817115

Ф Х М С
1811109

М С Ф X
19 9 8 7

Ф С М Х
1511 6 2

М С Ф Х
18161312

М Ф С Х
2013126

Ф С М Х
1615102

Ф С М Х
1714122

Ф М С Х
201910 3

С Ф М X
1613 12

С Ф Х М
11 5 4 0

Х М С Ф
9 8 7 1

С Х Ф М
11 7 5 4

Х С Ф М
1412 8 6

С Х Ф М
1110 9 8

Х М С Ф
11 9 6 4

С Ф Х М
9 8 3 0

С Х М Ф
9 7 4 3

С Х М Ф
10 9 7 1

С Ф М Х
9 7 6 5

С Х Ф М
10 9 8 2

С Х ФМ
1310 9 6

Результаты исследования (табл. 2) показывают, что свойства нервной системы и определенные на их основе темпераменты в большинстве случаев совпали с самооценками испытуемых. Но самооценка субъективна: кто-то из испытуемых не отмечал свои отрицательные качества, кто-то завышал их или занижал. Кроме того, выявить особенности темперамента наблюдением порой тоже бывает очень трудно, т.к. они маскируются характером.

Надо иметь в виду, что и одинаковые темпераменты могут характеризовать разных людей с разными темпераментной мощностью и показателями психофизиологических параметров. Так, среди выявленных нами меланхоликов Екатерина К. имеет средне-слабую нервную систему, Ольга Ф. – подвижную, а Анна Н. – неуравновешенную; у каждой их них сигнальные системы функционируют по-разному.

Среди сангвиников Михаил Т. и Ольга В. имеют сильную нервную систему, но у Михаила Т. логическое и художественное мышление развиты в равной степени, а у Ольги В. первая сигнальная система преобладает над второй. Екатерина П. имеет среднюю нервную систему, а Светлана М. – средне-слабую. По мощности проявления темперамента у Михаила Т. С = 32 балла, у Ольги В. и Екатерины П. С = 24, у Светланы М. С = 23 балла – это говорит о том, что у Михаила Т. сангвинический тип темперамента выражен сильнее.

Из флегматиков только у Светланы С. сильная нервная система. Также как и у Елены М. у нее сочетанный тип функционирования сигнальных систем, но Елена М., в отличие от других флегматиков, подвижна. Роман М. в самооценке частично признает себя флегматиком, Мария В. отрицает это.

Среди выявленных холериков только Ольга З. имеет сильную нервную систему, у остальных – средне-сильная. У Екатерины Ч. 1- и 2-я сигнальные системы одинаково активны; у Дианы А., в отличие от Раисы Р., торможение преобладает над возбуждением и она инертна.

Из данных, приведенных в каталоге стандартов перспективных работ на российском рынке труда, и изученной литературы следует, что можно установить следующие соответствия между темпераментами и некоторыми областями деятельности.

Холерик – менеджер в области культуры, агент по продаже недвижимости, исследователь рынка, менеджер средств массовой информации.

Сангвиник – педагог, офицер-охранник, офицер-милиционер.

Флегматик – мастер по компьютерам и компьютерным сетям, системный аналитик, помощник юриста, педагог-дефектолог, растениевод.

Меланхолик – геронтолог, домохозяйка, секретарь со знанием двух языков, консультант по налогам.

Изложенное выше позволяет рекомендовать следующие пути адаптации темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор там, где пока невозможна деятельность лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента;
2) преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности;
3) управление собственным темпераментом путем использования положительных его качеств;
4) формирование собственного, индивидуального стиля деятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.