Нервная система методическая разработка

Методическая разработка на тему

Учитель : Дробышева Екатерина Валерьевна

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нервная система объединяет и координирует работу всех систем организма. Она воспринимает сигналы из внешней среды и обеспечивает взаимодействие с ней организма.

Функции нервной системы

1. Контроль за работой всех органов

2. Объединение всех органов в единый организм

3. Основа нервной деятельности, сознания, мышления, поддержания гомеостаза (постоянства внутренней среды организма)

Нервную систему делят на:

1.1. центральную – ЦНС (головной и спинной мозг)

1.2. периферическую – ПНС (нервы, нервные узлы и нервные сплетения)

2.2. вегетативную (симпатическая и парасимпатическая)

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон



Он имеет тело ( сома ) и отростки. Короткие, ветвящиеся – дендриты , воспринимают сигналы от внешней среды или других клеток и передают их телу нейрона. Длинный, неветвящийся – аксон , передает импульсы от тела нейрона к другим клеткам или органам-исполнителям (мышцам). Сверху аксон покрыт миелиновой оболочкой.

По количеству отростков нейроны делят на :

Униполярные – один отросток.

Биполярные – два отростка.

Мультиполярные – много отростков.

Тела нейронов объединяясь образуют серое вещество. Отростки составляют белое вещество.

Путь, по которому проходит нервный импульс – рефлекторная дуга . Ответная реакция на раздражение – рефлекс .


1. Чувствительное нервное окончание, которое воспринимает раздражение.

2. Чувствительный нейрон ( афферентный ) передает импульсы в ЦНС

3. Интернейрон (вставочный нейрон) он находится внутри ЦНС и передает импульс с чувствительного на двигательный нейрон

4. Двигательный нейрон ( эфферентный ) передает импульс из ЦНС к рабочему органу (мышце)

5. Эффекторный (рабочий) орган, который выполняет двигательную или секреторную (если это железа) функцию

Место контакта двух нейронов – синапс


ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ЦНС)

Спинной мозг


Функции : рефлекторная и проводниковая.

Головной мозг

Расположен в полости черепа, повторяет неровную нижнюю его поверхность и сферическую верхнюю.


Отделы головного мозга :

1. Продолговатый – регулирует дыхание, пищеварение, кровообращение, содержит центры рвоты, кашля, чихания. Центры дыхания и кровообращения являются автономными.

Мост – получает сигналы от кожи лица, ротовой полости, органов слуха и вестибулярного аппарата, регулирует мимические и жевательные мышцы, слюнные железы.

Мозжечок – отвечает за координацию движений и положение тела в пространстве.

3. Средний – отвечает за регуляцию тонуса скелетных мышц ориентировочные рефлексы, зрение и слух.

4. Промежуточный – состоит из таламуса (фильтрует информацию) и гипоталамуса (регулирует центры насыщения и утоления жажды, ходьбу, плавание, бег, обмен веществ, автономную нервную систему).

5. Конечный – большие полушария, которые делятся на доли:

лобная – отвечает за высшую нервную деятельность (ВНД)

теменные – отвечают за кожно-мышечную чувствительность

затылочная – отвечает за зрение

височные – отвечают за слух и равновесие

Желудочки головного мозга – полости в головном мозге, заполненные спинномозговой жидкостью


Оболочки мозга:

Твердая . Эта оболочка плотная, прочная, содержит в своем составе большое количество коллагеновых и эластических волокон. Выстилая изнутри полость черепа, твердая оболочка головного мозга является одновременно надкостницей внутренней поверхности костей мозгового отдела черепа.

Паутинная . Эта оболочка располагается кнутри от твердой оболочки головного мозга. Тонкая, прозрачная паутинная оболочка в отличие от мягкой оболочки (сосудистой) не проникает в щели между отдельными частями мозга и в борозды полушарий. Она покрывает головной мозг, переходя с одной части мозга на другую, и ложится над бороздами.

Мягкая . Это самая внутренняя оболочка мозга. Она плотно прилежит к наружной поверхности мозга и заходит во все щели и борозды. Мягкая оболочка состоит из рыхлой соеди­нительной ткани, в толще которой располагаются кровеносные сосуды, направляющиеся к головному мозгу и питающие его.

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ПНС)

Периферическая нервная система состоит из нервов, идущих из головного и спинного мозга, которые ответственны за передачу импульсов из органов и команд от нервных центров для контролирования жизнедеятельности всего тела.

Соматическая нервная система представлена у человека 12 парами черепных нервов и 31 парой спинномозговых нервов, которые проводят информацию от внешних раздражителей. Этот отдел регулирует деятельность и поведение организма в соответствие с условиями внешней среды и степени ее воздействия, осознанно управляет нашим организмом. Соматическая нервная система регулирует работу поперечнополосатой мышечной ткани скелетных мышц. Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий.

Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды, то есть органы, в которых имеются гладкомышечные элементы и железистый эпителий. Состояние вегетативной нервной системы прямо влияет на обмен веществ в органах. Вегетативные органы действуют непроизвольно, автоматически и без отдыха.

Вегетативная нервная система действует на органы двояким образом: или усиливает функцию органов или ослабляет их работу. Поскольку одно и то же нервное волокно не может проводить импульсы противоположного действия вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую части.

Симпатическая часть вегетативной нервной системы усиливает в основном функции внутренних органов, выполняют трофическую функцию, усиливают обменные процессы в клетках, усиливает секрецию желез, учащает ритм сердечных сокращений.

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы выполняет защитные функции – замедляет ритм сердечных сокращений, суживает зрачок, усиливает моторику желудочно-кишечного тракта, способствуя более быстрому выведению из него содержимого, опорожняет полые органы, т.е. её действие диаметрально противоположно.

Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения

министерства здравоохранения Хабаровского края

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема: НЕРВНАЯ СИСТЕМА. СПИННОЙ МОЗГ.

Кокшарова Н.У.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

I. Мотивация изучении темы:

II. Цели занятия:

Воспитательная цель:

прививать чувства ответственности;

прививать любовь к профессии.

развивать творческое мышление, через привитие умений работать с

III Методы обучения:

IV. Основные этапы занятия, ориентировочное время их проведения:

Y. Место проведения:

VI. Оснащение занятия

VII. Межпредметные связи:

Хирургия, терапия, акушерство, педиатрия.

Внутрипредметные связи:

VIII. Продолжительность занятия - 90 минут.

IY. Основные этапы занятия, ориентировочное время их проведения:

Содержание этапа

Организационная часть (отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятиям).

Мотивация учебной деятельности: цели занятия. Обосновать актуальность темы, включая региональный компонент.

Активизировать познавательную деятельность студентов. Создать мотив для изучения темы. Мобилизация внимания для работы на занятиях

Контроль знаний студентов. Основные вопросы изученного материала. Фронтальный опрос студентов.

Цель: активизации внимания,

определения общей подготовленности группы к занятию, определения

уровня усвоения материала, развития речи, логического мышления.

Самостоятельная работа и самоконтроль:

б. самоконтроль по двум вариантам

Формирование теоретической базы. Создать мотив для практической деятельности

Итоговый контроль - тестирование

Формирование теоретической базы. Закрепить мотив к познанию данной темы. Развитие познавательных процессов: речи, памяти, мышления.

Подведение итогов занятия. Домашнее задание. Индивидуальное задание. Составление схем работа. С анатомическим словарем. Указываю страницы в учебной литературе.

Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Психических процессов: воли, дисциплины. Развитие умения самостоятельной работы.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Изучите на поперечном срезе спинного мозга топографию и строение серою и белого вещества. Найдите серое вещество, а в нем передние, задние и боковые рога, соответствующие одноименным стол­бам целого спинного мозга, а также белое вещество, а в нем передние, задние и боковые канатики. Запомните, что в сером вещество (ядрах) пе­редних рогов находятся двигательные нейроны (мотонейроны), задних - вставочные чувствительные нейроны, боковых - вставочные вегетативные нейроны. Кроме того, в сером веществе имеются особые тормозные вставочные нейроны - клетки Б.Реншоу, которые могут тормозить мотонеироны передних рогов. Отметьте, что на уровне шейных сегментов между передними и задними рогами и верхнегрудных сегментов между боковыми и задними рогами в белом веществе, примыкающем к серому, расположены нейроны ретикулярной формации. Чувствительные рецепторные нейроны расположены в прилежащих межпозвоночных спинно­мозговых узлах, а эфферентные вегетативные нейроны в ганглиях на раз­ном расстоянии от спинного мозга. Запомните также, что в белом веще­стве передних канатиков находятся преимущественно нисходящие прово­дящие пути (пирамидный - передний корково-спинномозговой путь -
латеральный и экстрапирамидные рефлекторные ретикулоспинальный,
тектоспинальный, вестибулоспинальный двигательные пути), боковых канатиков - и восходящие, и нисходящие пути: передний и задний спинно-мозжечковые пути В. Говерса и П. Флексига, латеральный

спинно-таламический путь, латеральный корково-спинномозговой (пирамидный) путь, руброспинальный (экстрапирамидный) путь. В белом веществе задних ка­натиков спинного мозга находятся восходящие проводящие пути: тонкий (нежный) пучок Ф. Голля и клиновидный пучок К. Бурдаха

Зарисуйте в альбомы объемную реконструкцию и поперечный
разрез спинного мозга из плаката или рис.176 на с.265 "Атласа . "
В. Я Липченко и др.

1. Используй рекомендованную литературу, изучите основные функции спинного мозга рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция спинного мозга осуществляется сег­ментарными рабочими центрами, нейроны которых непосредственно связаны с рецепторами и рабочими органами. Запомните, что каждый сегмент спинного мозга иннервирует три метамера (поперечных отрезка) тела: свой собственный - средний, один выше и один ниже. Таким обра­зом, каждый метамер тела получает

чувствительность от трех корешков, а скелетные мышцы получают двигательную иннервацию от трех сосед­них сегментов спинного мозга. В спинной мозг поступает афферентации от рецепторов кожи, двигательного аппарата, кровеносных сосудов, пищеварительного тракта, выделительных, половых органов и т.д. Эффе­рентные импульсы от спинного мозга идут к скелетным мышцам, в том числе к дыхательным - межреберным, диафрагме, к внутренним органам, кровеносным сосудам, потовым железам и т.д. Вышележащие отделы ЦНС, не имея прямой связи с периферией, управляют ею посредством сегментарных центров спинного мозга.

2. Для характеристики рефлекторной функции спинного мозга в качестве теста па функциональное состояние организма в целом и двига­тельного аппарата в частности большое значение имеют сухожильные и кожные рефлексы. Познакомьтесь с наиболее часто определяемыми в клинической практике сухожильными и кожными (спиральными) реф­лексами.

Сухожильные и кожные рефлексы, наиболее часто определяемые в

Постукивание по ахиллову сухожилию

Подошвенное сгибание стопы

Штриховое раздражение кожи живота

Сокращение брюшных мышц

VII -XII грудные сегменты

Постукивание по сухожилию четырехглавой мышцы бедра

Разгибание в коленном суставе

II-IV поясничные сегменты

Постукивание по сухожилию двуглавой мышцы плеча

Сгибание в локтевом суставе

V-VI шейные сегменты

Постукивание по сухожилию лучевого сгибателя запястья

Сгибание кисти в лучезапястном суставе

V-VI1I шейные сегменты

Разгибательный рефлекс предплечья

Постукивание по сухожилию трехглавой мышцы плеча

Разгибание предплечья в локтевом суставе

VII-VIII шейные сегменты

Штриховое раздражение кожи подошвы

Сгибание пальцев и стопы

I-II крестцовые сегменты

3. Рассмотрите основные восходящие и нисходящие проводящие пути белого вещества спинного мозга и постарайтесь запомнить их назначение (функции).

К восходящим путям относятся:

Передний спинно-таламический путь - это афферентный путь
осязания и давления (тактильной чувствительности).

Латеральный спинно-таламический путь - это путь болевой и температурной чувствительности.

Передний и задний спинно-мозжечковые пути (В. Говерса и
Х. Флексига) - это афферентные пути мышечио - суставной (проприоцептивной) чувствительности мозжечкового направления.

Тонкий пучок Ф. Голля и клиновидный пучок К. Бурдаха - это
афферентные пути мышечно-суставной (проприоцептивной) чувствительности коркового направления от нижних конечностей и нижней половины туловища и соответственно от верхних конечностей и верхней половины туловища,

К нисходящим путям относятся:

1) Передний и латеральный корково-спинномозговые (пирамидные) пути - проводят импульсы произвольных движений от коры большого мозга к передним рогам спинного мозга (управление осознанными движениями).

2) Экстрапирамидные пути, осуществляющие управление непроиз­вольными движениями: ретикулярно-спинномозговой (ретикулоспинальный), покрышечно-спинномозговой (тектоспинальный), преддверно-спинномозговой (вестибулоспинальный) и красноядерно-спинномозговой (руброспинальный) пути.

Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или к другому виду контроля; тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя).

Схема строения нервной системы.

Функции соматической и вегетативной нервной системы.

Форма, длина и масса спинного мозга.

Топография, верхняя и нижняя границы спинного мозга.

Оболочки спинного мозга.

Части и сегменты спинного мозга.

Утолщения на спинном мозге и наличие борозд на его поверхности.

Серое вещество спинного мозга и его строение.

Функции нейронов передних, задних и боковых рогов спинного
мозга.

10.Белое вещество спинного мозга и его строение.

11.Из чего состоят передние и задние корешки спинного мозга?

12.Топография и строение спинномозговых узлов.

Образование и строение спинномозговых нервов.

Рефлекторная функция спинного мозга.

15.Рефлекс, рефлекторная дуга и ее основные звенья.

1б. Что иннервирует каждый сегмент спинного мола?

17. Назовите наиболее часто определяемые в клинической практике сухожильные и кожные рефлексы.

18. Проводниковая функция спинного мозга.

19. Восходящие пути спинного мозга.

20.Нисходящие пути спинного мозга.

Задание на дом к следующему занятию

Тема: Спинномозговые нервы.

Воробьева Е.А. и др. Анатомия и физиология - 1987- с.380-386.

Гаврилов Л.Ф. и др. Анатомия. - 1986 – с.314-319.

Липчеико В.Я. и др. Атлас нормальной анатомии человека. - 1988. - с.291-298.

Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии.

Морфофункциональные и ситуационные задачи

Что представляют собой нервные волокна, входящие в состав пе­редних и задних корешков спинного мозга?

Какова закономерность распределения нервных волокон в спинно­мозговых корешках и что будет наблюдаться при перерезке передних и задних корешков спинного мозга?

Что является структурно-функциональной единицей спинного мозга и как она обеспечивает чувствительную и двигательную иннервацию тела человека?

Что такое спинномозговая пункция и где наиболее безопаснее ее проводить, не опасаясь повреждения спинного мозга?

Какие двигательные сегментарные расстройства возникают при поражении переднего рога или переднего корешка спинного мозга и како­вы соотношения между сегментами спинного мозга и мышцами?

Моряк дальнего плавания, 45 лет, в прошлом 15 лет назад перенес сифилис (люэс), по поводу которого провел несколько курсов лечения до выздоровления. В течение последнего года стал отмечать покалывание, ощущение ползания мурашек, онемение, кратковременные стреляющие боли в ногах и других частях тела, снижение вибрационной чувствитель­ности, тонуса мышц, неустойчивость при ходьбе, особенно в темноте и с закрытыми глазами. Одновременно с неуверенной походкой и другими неприятными ощущениями появилась задержка, а затем недержание мочи, импотенция и т.д.

Объективно: глубокая мышечно-суставная (проприоцептивная) чувствительность и координация движения нарушены (атаксическая поход­ка), положителен симптом М. Ромберга (при стоянии с закрытыми глазами больной покачивается в разные стороны - статическая атаксия). Сухожильные рефлексы (коленный, ахиллов) на ногах отсутствую. Зрачки разных размеров (анизокория), реакция зрачков на свет резко снижена при сохранности ее на конвергенцию и аккомодацию. Реакция Л. Вассермана положительная.

Что можно предположить у данного больного и какие морфологические изменения в спинном мозге помогают понять причину расстрой­ства координации движения (атаксической походки)?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧИ

Нервные волокна, входящие в состав передних корешков спинного мозга, представляют собой аксоны двигательных нейронов (мотонейро­нов) передних рогов, а также относящихся к вегетативной нервной сис­теме клеток, расположенных в боковых рогах грудных и поясничных

сегментов. Нервные волокна, образующие задние корешки спинного моз­га, представляют собой аксоны псевдоуниполярных чувствительных (рецепторных) нейронов, расположенных в прилежащих межпозвоночных спинномозговых ушах.

Передние спинномозговые корешки содержат центробежные двигательные нервные волокна, а задние - центростремительные чувствитель­ные волокна. Этот факт получил название закона распределения аффе­рентных и эфферентных волокон в спинномозговых корешках, или зако­на Ф. Мажанди (1822). Поэтому при двусторонней перерезке задних ко­решков спинного мозга у собаки (или другого животного) чувствитель­ность исчезает, передних корешков - чувствительность сохраняется, но тонус мышц конечностей исчезает.

В дальнейшем было показано, что в передних корешках проходят, кроме двигательных нервов скелетной мускулатуры, также другие эфферентные нервные волокна - вегетативные: сосудистые, секреторные, к гладкой мускулатуре. Но из наличие не противоречит закону Ф. Мажанди, так как все они являются эфферентными.

Структурно-функциональной единицей спинного мозга является сег­мент. On представляет собой участок спинного мозга, соответствующий одной паре двигательных и одной парс чувствительных корешков. Обе пары корешков находятся на одном уровне. Всего имеется 31 сегмент: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1-3 копчиковых. Установлено, что каждый сегмент спинного мозга иннервирует три попе­речных отрезка, или метамера, тела: свой собственный, один выше и один ниже. Следовательно, каждый метамер тела получает чувствитель­ные волокна от трех корешков (фактор надежности). Скелетные шлицы также получают двигательную иннервацию от трех соседних сегментов спинного мозга. Поэтому при ограниченном поражении одного-двух сег­ментов заметных расстройств обычно не наступает. Правда, опыт отече­ственных нейрохирургов (при грыжевидных выпячиваниях межпозвоноч­ных дисков, при ранении грудных нервов) показал, что иногда поражение и одиночного корешка может обусловить ослабление соответствующего уровню поражения кожного брюшного рефлекса или возникновение уз­кой полоски относительного понижения кожной чувствительности.

Спинномозговая (люмбальная) пункция - это введение иглы в спин­номозговой (позвоночный) канал с диагностической или лечебной целью. Спинномозговую пункцию используют также при спинномозговой анесте­зии. Как известно, спинной мозг заканчивается на уровне 1-П пояснич­ных позвонков, а подпаутинное пространство продолжается до второго крестцового позвонка. Поэтому между этими точками (чаще между III и IV или между II и III поясничными позвонками), где спинного мозга уже нет и где внутри позвоночного канала находятся корешки конского хво­ста, омываемые ликвором, с помощью специальной пункционной иглы можно (не повредив спинной мозг) проникнуть в подпаутинное простран­ство и получить образец спинномозговой жидкости. Детям из-за более низкого расположения спинного мозга нельзя производить люмбальную пункцию между II и III поясничными позвонками, у них поясничный прокол делается между III и IV или между IV и V поясничными позвон­ками.

Исследование спинномозговой жидкости крайне необходимо для подтверждения наличия у больного менингита или субарахноидального кровоизлияния.

При повреждении переднего рога или переднего корешка двигатель­ные сегментарные расстройства носят характер периферического пара­лича с утратой рефлексов, атонией и атрофией мышц, сопровождающей­ся так называемой реакцией перерождения (изменением, электровозбу­димости мышц). Паралич, или плегия, - это отсутствие движения в мыш­це или в группе мышц в результате перерыва двигательного рефлектор­ного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называется парезом. В зависимости от распространенности параличей различают моноплегию (паралич мышц одной конечности), гемиплегию (паралич мышц одной половины тела), параплегию (паралич мышц верх­них или нижних конечностей), тетраплегию (паралич мышц всех четырех конечностей).

Соотношения между сегментами спинного мозга и мышцами кратко могут быть представлены следующим образом:

I-IV шейные сегменты интернируют шейную мускулатуру и диа­фрагму;

V-VIII шейные и I грудной сегменты иннервируют мышцы верхних конечностей;

II-XII грудные и 1 поясничный сегменты иннервируют мускулатуру туловища;

II-V поясничные и I-II крестцовые сегменты иннервируют мышцы нижних конечностей;

III-V крестцовые сегменты иннервируют мышцы промежности и мо­чеполовые органы.

У больного, по-видимому, имеется спинная сухотка, сухотка спинного мозга, - одна из форм позднего прогрессирующего нейросифилиса. Она развивается у 2-3% больных сифилисом, в основ­ном, в тех случаях, когда лечение было недостаточным или не проводи­лось вообще. Период времени от заражения сифилисом до первых кли­нических проявлений спинной сухотки составляет от 6 до 30 лет (чаще 10-15 лет). При этом заболевании наблюдается дегенерация задних чувст­вительных корешков и задних канатиков (тонкого пучка Ф. Голля и кли­новидного пучка К. Бурдаха) спинного мозга. Поскольку пучки Ф. Голля и К. Бурдаха являются афферентными путями мышечно-суставной (проприоцептивной) чувствительности коркового направления от нижних ко­нечностей и нижней половины туловища и, соответственно, от верхних конечностей и верхней половины туловища, поэтому их поражение пре­кращает ноток афферентных импульсов в мозг от проприорецепторов мышц названных областей и вызывает расстройство координации движе­ний. И хотя эфферентные импульсы поступают из мозга в мышцы и вы­зывают их сокращения, процесс этот не контролируется и не регулирует­ся, так как отсутствует обратная связь, без которой невозможно управле­ние двигательными актами и выполнение точных и плавных движений. Потеря чувствительности приводит, кроме того, к ослаблению мышечно­го тонуса

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

к самостоятельной работе по русскому языку

1 курс, 1 семестр,

Тема. Нервная система.

1. Прочитайте вслух терминологические слова и сло­восочетания:

нервная деятельность; рефлекс; центральная и перифе­ рическая нервная система; раздражение рецепторов; чув­ ствительные нервные окончания; центростремительные нервы; центробежные нервы; головной мозг; психика; мышление; нервные импульсы; процессы сознания и мыш­ ления; соматическая и вегетативная нервная система; поперечнополосатая мускулатура; спинной мозг; мозго­ вой ствол; мозжечок; полушария; тела нейронов, отрос­ тки нейронов; трофическая иннервация.

2. Найдите в словаре и запишите значения следующих слов:

повреждение, восприятие, ощущение.

3. Назовите имена существительные, от которых образованы данные прилагательные:

чувствительный, нервный, головной, спинной, мозговой, лимфатический, потовой.

4. Разберите данные слова по составу, подберите к ним однокоренные слова и объясните их значение.

Передача, отросток, мозжечок, подразделять.

Центростремительный, центробежный, высокооргани­ зованный, поперечнополосатый, кровеносный.

6. Раскройте скобки, поставив слово который в нужной форме.

1.Раздражение рецепторов кожи, возбуждение (кото­рый) передается в головной мозг, зависит от темпера­ туры в окружающей среде.

2.В нейронах находятся нервные центры.

3.Это группы клеток, (который) возбуждение с центростремитель­ных нервов передается на центробежные нервы.

1. Прочитайте фрагменты текста. Найдите слова с противоположным значением.

Рефлекс — причинно-обусловленная реакция организ­ма на изменение внешней или внутренней среды, осуще­ствляемая при обязательном участии центральной не рвной системы в ответ на раздражение рецепторов.

Низшая нервная деятельность — это регуляция рабо­ ты внутренних органов. Высшая нервная деятельность человека — психика, мышление.

Вегетативная нервная система состоит из централь ной и периферической.

2. Используя конструкцию состоять из, составьте предложения из данных слов и словосочетаний.

нервная деятельность, рефлексы;

нервная система, центральная нервная система, пе­ риферическая нервная система;

белое вещество, отростки нейронов.

3. Прочитайте и запомните определение термина, ко­торый вы встретите в тексте:

иннервация (от лат. т — в, внутри и нервы) — связь органов и тканей с центральной нервной системой при помощи нервов.

4. Прочитайте текст "Нервная система", разделите его на смысловые части (фрагменты). Выделите предложения, несущие основную информацию каждой смысловой части (информативные центры фрагментов).

Нервная система связывает организм с внешним ми­ром. Она регулирует поведение и жизнь организма в окружающей среде. Все процессы в организме человека идут с участием нервной системы.

Основной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс — причинно-обусловленная реакция орга­низма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при обязательном участии центральной не-рвной системы в ответ на раздражение рецепторов. Рецепторы (чувствительные нервные окончания) принимают раздражение внешней среды. Сигналы по центрост­ремительным нервам идут в центральную нервную систему. По центробежным нервам они из центральной нервной системы поступают в различные органы. Например, высокая температура в окружающей среде раздражает рецепторы кожи, возбуждение передается в головной мозг. Из го-ловного мозга сигналы по центробежным нервам поступают в потовые железы. Усиливается потоотделение.

Низшая нервная деятельность — это регуляция работы внутренних органов. Высшая нервная деятельность че­ловека — психика, мышление. Органом психической деятельности человека является головной мозг. В результате поступления нервных импульсов в клетки коры головного мозга возникают ощущения, и на их основе проявляются специфические качества высокоорганизованной материи — процессы сознания и мышления.

Нервную систему подразделяют на соматическую и вегетативную.

Вегетативная нервная система иннервирует все внут­ренние органы, все железы (внешней и внутренней секре­ции), кровеносные и лимфатические сосуды; обеспечива­ет трофическую иннервацию, т.е. регулирует обмен веществ.

Вегетативная нервная система состоит из централь­ной нервной системы (головной мозг и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервы, идущие от спин­ного мозга и головного мозга). Череп, позвоночник и три оболочки мозга защищают центральную нервную систему от повреждений. Внутренняя оболочка имеет большое ко­личество кровеносных сосудов, которые несут кровь в мозг.

В головном и спинном мозге имеется серое и белое вещество. Серое вещество представляет собой скопление нервных клеток — нейронов. В них находятся нервные цен­тры. Это группы клеток, в которых возбуждение с цент­ральных нервов передаются на центробежные нервы. Белое вещество состоит из отростков нейронов. Отделы централь­ной нервной системы: спинной мозг, мозговой ствол, моз­жечок, полушария.

1. Опираясь на содержание текста, введите в предложения следующие словосочетания:

нервная система; окружающая среда; внешняя среда; нервные импульсы; внутренние органы; серое и белое ве­ щество.

2.Объясните различие в понятиях центростремитель­ ные нервы и центробежные нервы.

3.Опишите, как происходят все процессы в организме с участием нервной системы.

4.Расскажите, как нервная деятельность связывает организм с внешним миром.

5. Расскажите, в чем состоит различие:

а) низшей нервной деятельности и высшей нервной дея­ тельности;

б) соматической нервной системы и вегетативной не­ рвной системы.

6. Составьте и запишите тезисный план текста "Не­рвная система".

7. Опираясь на тезисный план, составьте монологическое высказывание по теме "Нервная система".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.