Нервная система животных урок биологии в 6 классе

Разделы: Биология

Тема: Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. (Биология, 6-й класс)

Задачи:

1) познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;
2) дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;
3) сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых;
4) продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, составлению схем рефлекса.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.
2. Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.
3. Диффузная нервная система кишечнополостных, особенности её строения и роль в регуляции жизнедеятельности.
4. Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.
5. Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры.
6. Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.
7. Закрепление. Подведение итогов.

Тип урока: Комбинированный с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: Частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Вопрос: Что такое движение?

Решить биологические задачи:

а) Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете?
б) Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?
в) Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.

II. Объяснение нового материала

1. Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма животных и растений осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде.

Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними.

2. На вопрос, как это осуществляется, помогут нам сегодня на уроке такие понятия, как раздражимость, чувствительность, регуляция, координация.

Раздражимость – общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определённой реакцией.

Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.

Регуляция – направление, упорядочивание.

Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями.

3. Все живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.

4. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это (с .110 учебника).

5. В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, усовершенствовались. Так впервые появилась нервная система.

6. Выполнение №81 в рабочей тетради на печатной основе.

7. Найдите в тексте учебника, у кого она впервые появилась, особенности её строения и рассмотрите рис. на с. 110 учебника.

Вопросы:

а) Как вы думаете, откуда взялось такое название?
б) Опишите, что произойдёт с гидрой, если ей нанести укол, прикоснувшись к одному из щупалец?

Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

9.Вопрос: Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?

Вывод: работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.

10. В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития:

1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра) – выполнение №82 в рабочей тетради;

2-й этап – узловая нервная система (черви, насекомые, моллюски и ракообразные) – выполнение №84 в рабочей тетради;

3-й этап – нервная трубка (позвоночные).

11. Вопросы по учебнику:

а) Где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел?
б) Почему передний конец червя обладает наибольшей чувствительностью?

Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передаётся в определённом направлении, и это даёт выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.

12. У насекомых и др. членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как вы можете это объяснить?

Вопросы:

а) Что лежит в основе этих видов деятельности?
б) Указать отличие инстинкта от рефлекса и записать определение в тетради.

Инстинкт – врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействие среды.

III. Закрепление изученного материала

1. Привести примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью.
2. Перечислите отделы нервной системы дождевого червя.
3. Назвать виды нервной системы и её функции у животных. Привести примеры.

IV. Домашнее задание


План-конспект урока п теме :"Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система" и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhiznedeyatelnost_organizma_i_ee_regulyatsiya.docx 19.87 КБ
nervnaya_sistema_6_klass.pptx 1.4 МБ
plan.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 25 " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система."

1.ФИО(полностью) Лещук Оксана Николаевна

место работы , должность МБОУ Костинская ООШ, учитель биологии

2. Предмет биология

4. номер урока урок № 25

5. базовый учебник Биология 6 класс: учеб. для общеобразовательных

учреждений/ Н.И. Сонин. - 4 -е изд., М.: Дрофа, 2010

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

обучающие- определять особенности поведения животных, выделять характерные признаки разных типов нервной системы

развивающие- совершенствовать умение работать с различным источниками информации ( учебник, биологический словарь), продолжить развитие умения сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию

воспитательные- продолжить формирование интереса к предмету, знать основные правила и принципы отношения к живой природе

Тип урока : открытие новых знаний

Форма работы учащихся : фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями и карточки рефлексии

Название использованных ЭОР

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

II.Мотивация к учебной деятельности.(5 мин)

Учитель на слайде показывает 2 изображения : диспетчера за пультом управления и хирурга во время , проведения операции.

Задание. Подберите по 1 слову-ассоциации, которое характеризует эти профессии.

Люди в этих профессиях ( диспетчер- пилот, хирург- пациент) тесно взаимосвязаны между собой, где любое изменение влечет за собой изменение поведения другого. Так и в природе живые организмы тесно связаны с окружающей средой; любое изменение в окружающей среде тот час влияет на живые организмы , которые отвечают на него своей деятельностью( поведением).

Запишите в тетради число и тему урока.

Учащиеся пишут слова на выданных листах.

Затем каждый выходит и прикрепляет свое слово на магнитную доску, составляется ассоциативный ряд ( приказ, управление, взаимодействие, единство, согласование, остановка, направление), который сравнивается с а. рядом, составленный учителем.

Записывают число и тему урока.

III. Открытие новых знаний.

На экране появляется слайд (лиса и заяц).

Скажите как изменится поведение зайца при появлении лисы.

Простейшие- представители живых организмов, значит они тоже способны к регуляции своих процессов. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это.

В ходе эволюции процессы регуляции и координации усложнялись, совершенствовались и работу всех органов , их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы. найдите в тексте учебника у кого впервые появилась нервная система, каковы ее особенности, рассмотрите рис.115

На доске учитель пишет название схемы

" Типы нервной системы", которая будет заполняться по ходу изучения нового материала.

Как вы думаете откуда взялось такое название? опишите, что произойдет с гидрой если ей нанести укол, прикоснувшись к щупальцу.

Ребята такое поведение называется рефлексом. Запишите себе определение в тетрадь.

Как вы думаете могут быть рефлексы у инфузории-туфельки?

На экране появляются рисунки -схемы нервной системы дождевого червя, моллюска, рака. Посмотрите и скажите какие отличия в строении нервной системы вы видите.

Попробуйте сами составить вопросы на основе текста учебника

Делают предположения, согласно составленного ассоциативного ряда.

Работают с текстом учебника. Находят примеры.

Находят ответ в учебнике( диффузная нервная система-кишечнополостные)

Учащиеся переносят схему себе в тетрадь, в которой заполняется 1 графа.

Нервная система гидры состоит из клеток, которые соединяясь своими отростками как сетью, опутывают все ее тело. Гидра сожмется в комок.

Записывают определение. РЕФЛЕКС -это адекватная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Нет, т.к. это одноклеточные организмы, у них нет нервной системы, а без нее нет рефлекса

Если возникают затруднения обращаются к тексту учебника, где находят название второго типа нервной системы ( узловой) и третьего типа ( нервная трубка) вносят их в схему.




















Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели и задачи урока: образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения нервных систем животных; сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности; развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками и текстом учебника; воспитательные: воспитание любознательности; бережного отношения к окружающей природе; формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.

Не́рвная систе́ма — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.

нервная система обеспечивает связь организма со средой его обитания, участвуя в процессе адаптации. В основе принципа работы нервной системы лежит учение о рефлексе. Рефлекс — это реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии и контроле центральной нервной системы.

Нервная система состоит из клеток.

Виды нервных систем. - сетчатая нервная система – узловая нервная система трубчатая нервная система

Кишечнополостные — это весьма примитивные организмы, живущие в пресных или морских водах; тело их представляет двуслойный мешок. Наружная часть тела имеет защитные стрекательные клетки, а внутренняя — является пищеварительной полостью. Многие кишечнополостные (гидроидные полипы) ведут сидячий образ жизни, прикрепляясь нижним концом тела к почве; на верхнем конце, снабженном щупальцами, помещается ротовое отверстие полипов. Некоторые кишечнополостные (медузы), живущие в морях, превосходно плавают и весьма подвижны

Сетчатая или диффузная н. с. – наиболее древняя. Она состоит из нервных клеток, которые имеют звездообразную форму и длинные отростки. Нервные клетки разбросаны по всему телу. Длинные отростки соединяются как сетью, опутывают все тело животного. Имеется у гидры.

Узловая – характерна для червей, насекомых, ракообразных. Располагается на брюшной стороне. Нервные клетки не разбросаны по телу, а собраны в нервные узлы. Самый крупный из них находиться над глоткой, отсюда и название - надглоточный. От него отходят многочисленные нервы, и поэтому передний конец червя обладает большой чувствительностью. Надглоточный узел является как бы главным мозгом. Надглоточный нервный узел, соединяется с подглоточным , образует окологлоточное нервное кольцо. От подглоточного нервного узла отходят брюшная нервная цепочка. Она тянется вдоль тела и состоит из пар узлов, лежащих в каждом сегменте и соединенных между собой. От них во все части тела червя - к мышцам, внутренним органам – отходят многочисленные нервы. Работу всех органов червя контролируется нервная система .

Узловая нервная система.

Трубчатая – имеется на спинной стороне зародыша у всех позвоночных животных. И состоит из головного и спинного мозга. Спинной мозг – расположен в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа ( белого шнура) длинной 45 см, диаметр в 1 см. Головной мозг - находиться в черепе. ( слайд 8) В нем различают передний мозг, средний мозг, задний мозг. У различных животных все отделы развиты по – разному, это связанно с уровнем организации и образа жизни животных

Трубчатая нервная система.

Нервная система млекопитающих и человека по морфологическим признакам подразделяется на: центральную нервную систему периферическую нервную систему К периферической нервной системе относят черепномозговые нервы, спинномозговые нервы и нервные сплетения

Вывод: Все виды нервной системы важны. Жизнедеятельность организмов осуществляется благодаря нервной системе . У многоклеточных животных выделяют три типа нервной системы .

Домашнее задание: §17

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Скворцова Оксана СергеевнаНаписать 6107 27.11.2015

Номер материала: ДВ-202983

  • Биология
  • 6 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    27.11.2015 17091
    27.11.2015 2328
    27.11.2015 757
    27.11.2015 2465
    27.11.2015 897
    27.11.2015 1983
    27.11.2015 7800

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Тема урока: Опорные системы животных.

Цель урока: сформировать представление об опорной системе животных организмов и ее значение в их жизни; показать изменение и усложнение опорных систем животных в ходе эволюции; продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать, анализировать, работать с различными источниками информации.

Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

Метапредметные : Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Предметные : Знать отличительных признаков разных опорных систем у животных.

1. Орг.момент.

2. Проверка знаний учащихся о значении опорных систем у растений. Вопросы учебника – устно.

3. Новый материал.

Любой живой организм, будь то растение или животное, представляет собой целостную единую систему, где все взаимосвязано.

Взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем в ходе обмена веществ мы доказали на прошлых уроках. Но помимо этих систем органов в организме тех, же позвоночных животных есть и другие системы. Одна из них система опоры и движения. Опорные системы или скелеты образованы чрезвычайно многообразно. В ходе эволюции они совершенствовались и усложнялись. Различают два основных типа скелета: наружный и внутренний. Одноклеточные организмы имеют как внутренний, так и наружный скелеты.

С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы их роста.

? Что такое линька? (Линька это процесс смены старого панциря на новый хитиновый покров. Происходит у членистоногих.)

? Какое значение в жизни речного рака имеет линька?

Ответ: (Когда происходит смены хитинового покрова, животное растет и новый панцирь больше предыдущего. Во время линьки животное беззащитно и вынуждено прятаться.)

Дополнение учителя: в первые годы жизни, рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 – 20 лет и достигают величины 20 – 25 см.

? Как происходит рост моллюсков? (В отличии от членистоногих, моллюски по мере роста достраивают раковины.)

? Используя материалы слайда и используя текст учебника на стр.93. сравните состав скелета членистоногих и состав раковины моллюсков . (Скелет членистоногих состоит из хитина и минеральных солей, поэтому он прочный и легкий. За счет этого членистоногие ведут подвижный образ жизни. У моллюсков раковина прочная и тяжелая состоит из извести и рогоподобного вещества, которые защищают животное от хищников, но тяжести раковины они ведут неподвижный и малоподвижный образ жизни.)

Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.

Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы – костный. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая дифференциация костей скелета и уменьшение его массы.

У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей.

? В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета?

Ответ: наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах.

Скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет позвоночных животных. Скелет позвоночных образован костями, сухожильями и связками.

? Какими типами тканей образованы кости, связки и сухожилья. (кости состоят из соединительной костной ткани. Связки и сухожилья из соединительной волокнистой ткани.)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор Колычева Т.А.
Дата 09.10.2013
Формат doc
Изображения Нет


Учитель биологии: Колычева Татьяна Алексеевна

В 6 классе обучается 20 учеников. Качество знаний по биологии составляет 45%. В классе -9 детей имеют высокую мотивацию, 11 детей - низкую мотивацию к изучению предмета. Трое проявляют особый интерес к изучению предмета.

Тема: Нервная система беспозвоночных и позвоночных животных. Усложнение строения нервной системы и головного мозга позвоночных.

Тип урока: изучение нового материала

Основные цели и результаты обучения

Какие формы работы, стратегии и методы более эффективно способствуют активизации обучения учеников и развитию их мышления?

Как вы будете использовать оценивание для обучения?

Как вы будете вовлекать всех учеников в классе в активный процесс обучения?

Как используется ИКТ для улучшения обучения?

Как установить, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них?

1.Ознакомить учащихся с понятиями раздражимость и строение нервной системы животных.

2. Показать усложнение нервной системы позвоночных в сравнении с беспозвоночными.

3. Обосновать эволюционное усложнение головного мозга позвоночных животных.

4. Продолжить развитие навыка работы с источниками информации.

1.Знать понятие раздражимость, строение нервной системы беспозвоночных и позвоночных животных

2.Сравнивать раздражимость беспозвоночных и позвоночных животных.

2. Уметь выявлять признаки усложнения в строении нервной системы и головного мозга позвоночных.

4. Уметь структурировать учебный материал.

На этапе актуализации знаний:

1. Исследовательская беседа по вопросам высокого порядка (ДО), требующим умения анализировать, приводить примеры, делать вывод, сопоставлять, выстроить логическую цепочку нейрон-нервная ткань-раздражимость (КМ, ИКТ, найти соответствие)

На этапе изучения нового материала:

1. Постановка проблемы: посредством чего осуществляется раздражимость у разных животных?

1) Задание: прочитайте текст учебника на стр. 165-166.

2) Заполните таблицу. Сделайте вывод: Как осуществляется раздражимость у разных животных? (КМ, ОДО)

3) Рассмотрите рисунок учебника на стр. 168), определите, из каких отделов состоит головной мозг животных?

4) Выявите признаки усложнения головного мозга. В каких отделах головного мозга происходят наибольшие изменения? (КМ)

На этапе первичного закрепления:

В начале урока каждый ученик получает лист самооценки, который заполняется в течение всего урока (в ходе выполнения заданий). Заполнение листа самооценки по критериям, вытекающим из целей урока:

1. Биологический диктант (5 предложений)

2.Знаю строение нервной системы беспозвоночных и позвоночных животных 3. Умею сравнивать раздражимость разных животных, находить отличия

4. Умею работать с текстом, составлять таблицу

5. Умею выявлять признаки усложнения головного мозга у позвоночных

6. Самостоятельная работа. Тест

Вовлечение всех в активную деятельность через:

1.Диалогическое обучение (вопросы разного порядка)

2. Работу в парах

3. Работу с текстом, составление таблицы

4. Самостоятельную работу: биологический диктант, тест

5. Постановку проблемы, определение путей ее решения

3. Самооценку на каждом этапе уроке, включающую в себя суммативное и формативное оценивание

Одаренные дети в течение всего урока привлекаются для формулирования выводов, подведения итогов.

На этапе актуализации знаний:

1.Работа с флипчартом (интерактивная доска). Найти соответствие - инструмент перетаскивание.

- Ключ для проверки

На этапе изучения нового материала:

1.Демонстрация эволюционного усложнения головного мозга позвоночных животных. (Power point)

2. Сравни головной мозг позвоночных (интерактивный тренажер)

На этапе первичного закрепления:

В течение всего урока ученики заполняют лист самооценки по критериям, вытекающим из целей урока, и принятых в начале урока.

Суммативное оценивание (по критериям):

1.Биологический диктант (на этапе актуализации знаний)

2. Самостоятельное выполнение теста (на этапе первичного закрепления знаний)

Продукт деятельности учеников:

2. Заполненный по совместно принятым критериям лист самооценки

В конце урока рефлексия с помощью смайликов.(+, -, ?)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.