Нервная система животных задания

Класс: 7

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: "нервная система", "нервная клетка", "раздражимость", "рефлекс"; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.
  • Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока: Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Средства обучения: Учебник (параграф 43), презентация "Эволюция Нервной системы" (Приложение1), ЦОР: "Раздражимость амебы и инфузории-туфельки", "Раздражимость гидры", "Сравнение строения головного мозга позвоночных"; схема "Строение головного мозга", карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - характерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объединяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые способны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раздражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Например, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), сокращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)




Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска
1 - 1 - 1 -
2 - 2 - 2 -
3 - 3 -
4 -

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг - центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних органов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозжечок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария - наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала. (16 - 20 слайды).

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: . . . . . Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в . мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется : отделов, но значительно развития достигает . мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии .

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

Земноводные 1.В головном мозге имеется 5 отделов
2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок
3. Слабое развитие мозжечка
Пресмыкающиеся 4. Хорошо развит передний мозг
5. Промежуточный мозг почти не виден

3 группа. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)

Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

4 группа. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих.

Исключите лишний элемент в тексте, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 227-228)

Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:

  1. Развития больших полушарий головного мозга;
  2. Хорошего развития промежуточного мозга;
  3. Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;

Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:

  1. Кора имеет извилины и складки;
  2. Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
  3. Мозжечок и средний мозг развиты слабо.

5 группа. Эксперты.

Ознакомьтесь с информацией о строении нервной системы позвоночных животных (стр. 226-227; рис. 176. на стр. 228) и оцените как справились группы со своим задание по следующим критериям:

  • "5" - полностью справились с заданием;
  • "4" - выполнили задание с 2 ошибками;
  • "3" - выполнили задание с 3 ошибками;

Эксперты подводят итог, делают выводы. (21-й слайд)

4. Домашнее задание. Параграф 43.


Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
evolyuciya_nervnoy_sistemy_zhivotnyh.doc 241 КБ
prezentaciya1.ppt 1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7-м классе по теме "Эволюция нервной системы"

Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.

Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

  1. Фронтальная;
  2. Индивидуальная;
  3. групповая.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутр енней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - ха рактерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объ единяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые спо собны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раз дражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Напри мер, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединя ясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), со кращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)

Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию пар ных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в около глоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различ ных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена голов ным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг — центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних орга нов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозже чок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария – наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала.

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: ……………………, ……………..……, ………………. …………….…., ………………… Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ……….. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется … отделов, но значительно развития достигает ………….. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии …………….

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

1.В головном мозге имеется 5 отделов

2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок

Нервная система контролирует, регулирует и координирует деятельность и согласованную работу всех органов и систем органов, обеспечивает связь организма с внешней средой, служит для поддержания гомеостаза - постоянства внутренней среды организма.

Напомню, что важнейшими свойствами нервной ткани является возбудимость и проводимость. Структурно-функциональная единица нервной системы - нейрон - отростчатая клетка, имеющая дендрит - отросток, по которому нервный импульс перемещается к телу нейрона, и аксон, по которому нервный импульс перемещается от тела нейрона.

Места на аксоне, в которых прерывается миелиновая оболочка, называются перехватами Ранвье.


Заметим, что регуляция функций с помощью нервных структур эволюционно моложе, чем гуморальная регуляция: вспомните инфузорию-туфельку, у которой отсутствуют нервные структуры, а регуляция осуществляется гуморальными механизмами.

Соединяясь друг с другом отростками, нейроны образуют сложноустроенную нервную систему. Для ее успешного изучения мы воспользуемся классификациями: анатомической и функциональной.

Анатомически нервная система подразделяется на центральную и периферическую:

    Центральная

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Скопление тел нейронов в пределах ЦНС называется ядром.

Периферическая нервная система (ПНС) состоит из нервных структур, лежащих за пределами головного и спинного мозга. К ним относятся нервы и нервные ганглии (греч. ganglion — узел). Скопление нервных клеток вне ЦНС как раз и называется нервным узлом.

Помните, что спинномозговые и черепные нервы (несмотря на их близость к спинному и головному мозгу :) также относятся к периферическому отделу нервной системы.


Функционально нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную), которая в свою очередь также подразделяется на симпатическую и парасимпатическую системы.

    Соматическая (от греч. soma — тело)

Иннервирует мышцы туловища, конечностей, головы и некоторых внутренних органов (гортань, язык, глотка). С помощью нее человек осуществляет произвольный контроль собственного организма, она позволяет нам перемещаться в пространстве, выражать эмоции, говорить.

Вегетативная (автономная - греч. autos — сам + nomos — закон)

Вегетативная часть нервной системы регулирует функции нашего организма, которыми произвольно управлять мы не можем. К ним относится кровообращение, дыхание, пищеварение и др. В вегетативной системе выделяют симпатический и парасимпатический отделы, которые требуют нашего внимательного изучения.


Ядра симпатического отдела располагаются в боковых рогах спинного мозга на уровне грудного и поясничного отделов позвоночника. Симпатический отдел (запомните мнемонически по первой букве - "с" - стресс) активируется в условиях стресса (вообразите волнение на экзамене, бег).

Симпатический отдел усиливает сокращения сердца и учащает их ритм, сужает кровеносные сосуды, в результате чего артериальное давление повышается, тормозит секрецию желез пищеварительного тракта ("во рту пересохло"), снижает перистальтику кишечника и расширяет зрачки.


Ядра парасимпатического отдела расположены в продолговатом и среднем мозге, а также в крестцовом отделе спинного мозга. Парасимпатический отдел (запомните мнемонически по первой букве - "п" - покой) - активируется в покое (вообразите, что вы сдали экзамен и расслабляетесь)).

Парасимпатический отдел ослабляет сокращения сердца и уряжает их ритм, кровеносные сосуды расширяются, при этом уровень артериального давления понижается, активируется секреция желез ЖКТ и перистальтика кишечника.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Дать понятие нервная система; рефлекс: безусловный, условный;

Изучить нервную систему и отделы головного мозга: кишечнополостных, насекомых, пауков, птиц, млекопитающих;

Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Развитие внимания и памяти.

Запись по памяти ключевых слов.

Отметки в МПМ. ( матрица посадочных мест)

Учитель на доске записывает опорные слова и даёт время учащимся на запоминание 1 минуту. По истечении времени учащиеся меняются тетрадями и проверяют соответствие порядка слов , воспроизведенных по памяти. При совпадении 13-14 слов, задание считается выполненным.

1. клетка 8. условный

2. чувствительная 9. безусловный

3. нервная 10.обоняние

5. спинной 12. осязание

6. головной 13. боковая

7. рефлекс 14. линия

Работа с текстом на основе ключевых слов.

Учащимся в течении 10 минут необходимо ознакомится с текстом параграфа

Первичная проверка понимания.

Перекрёстный опрос – указать ячейку,

задать вопрос - 3 сек. на ответ.

Ввести данные в МПМ.

Учитель указывает в МПМ, кто должен ответить на поставленный вопрос учителя.

1.Что называют ответной реакцией организма на внешние раздражители?

2.Где расположены вкусовые точки у рыб?

3. Какой орган у рыб определяет силу и направление течения?

4. Какие рефлексы передаются по наследству?

5. Какой орган, позволяет рыбам слышать звуки в широком диапазоне?

6. От каких факторов зависит степень реакции у гидры?

7.Какую функцию выполняют усики у рыб?

8.Из каких отделов состоит головной мозг рыб?

9.С чем связан малоподвижный образ жизни земноводных?

10.Какой отдел головного мозга хорошо развит у млекопитающих ?

11.У каких животных впервые появляются специализированные нервные клетки?

12.Какие рефлексы не передаются по наследству?

13. Почему зрение у земноводных развито лучше ,чем у рыб?

14. Чем представлена нервная система дождевого червя?

на данном этапе урока , учащиеся в течение 5 минут должны воспроизвести новые терминологию по данной теме. Слова могут быть одиночные, либо словосочетания, которые не должны повторятся.

Открытый урок по теме:

Подготовила: Жалгасбаева Венера Аскаровна

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Жалгасбаева Венера АскаровнаНаписать 802 07.02.2016

Номер материала: ДВ-425643

  • Биология
  • 7 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    07.02.2016 1112
    07.02.2016 343
    07.02.2016 1248
    07.02.2016 1057
    07.02.2016 1582
    07.02.2016 669
    07.02.2016 1686

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий



Тема 5. Нервная система и органы чувств.

Цель занятий:

1. Изучить особенности организации нервной системы животных организмов.

2. Рассмотреть особенности строения органов чувств животных организмов.

Материалы и оборудование: учебные пособия, схемы, планшеты, муляжи.

Теория. Поведением называют всю внешнюю наблюдаемую активность животных. Как правило, она выражается в различных координированных движениях. Это может быть как начало движения, так и его продолжение или прекращение. К поведению также относится способность животных издавать звуки, особые сигнальные запахи, а в некоторых случаях — световые сигналы, как у светлячков. Таким образом, все, что ни делает животное, относится к его поведению. Поведение является одним из средств приспособления животных к различным условиям. Все поведенческие реакции носят адаптивный характер, т. е. способствуют выживанию особи, вида.

Животные — это не автоматы, пассивно реагирующие на внешние воздействия. Они способны действовать по-настоящему активно, самопроизвольно в соответствии со своей организацией. В организме животного происходят процессы, которые обеспечивают внутреннюю стимуляцию их поведения. А внешние воздействия добавляют внешнюю стимуляцию и способствуют реализации поведения.

В основе поведения животных лежит деятельность нервной системы и органов чувств, которые снабжают животных информацией об окружающем мире.

В течение всей жизни на организм животных из окружающей среды воздействуют различные внешние стимулы (свет, звук, тепло, влага, химические вещества, механические воздействия). Благодаря нервной системе и органам чувств животные обладают способностью воспринимать и различать множество различных стимулов. Они видят предметы, различают их размеры, форму и окраску, узнают об их покое или передвижении, слышат звуки, различают запахи, ощущают тепло и холод, чувствуют прикосновения к своему телу. Благодаря способности воспринимать окружающий мир животные могут узнавать о происходящих в нем изменениях, добывать пищу, обнаруживать опасность, находить свое жилище, брачного партнера и т.д.

В поведении каждого вида животного есть врожденные наследственные характеристики, которые являются общими для всех представителей данного вида. Генетически обусловленное поведение, характерное для данного вида, часто называют инстинктивным. Кроме того, у всех животных в поведении конкретных особей обнаруживаются свойства, приобретенные в течение жизни под влиянием опыта и обучения.

У кишечнополостных нервная система диффузного типа. Восприятия стимулов у кишечнополостных связано с наличием в эктодерме чувствительных (осязательных) клеток, служащих рецепторами. Они представляют собой узкие высокие клетки, имеющие на внешней стороне волосок. Глубже в эктодерме, ближе к основанию эпителиально-мускульных клеток, расположены нервные клетки, снабженные отростками, при помощи которых они контактируют друг с другом, а также с чувствительными клетками и сократительными волокнами эпителиально-мускульных клеток.

Нервная система плоских червей так называемого лестничного типа. Нервные окончания подходят к органам чувств. Органы чувств представлены органами зрения – глазками и органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с известковыми камешками внутри).

Ораны чувств у круглых червей развиты очень слабо.

Лучше всего у кольчатых червей развито осязание. Осязательные клетки поодиночке и группами расположены по всей поверхности тела. На переднем конце тела находятся светочувствительные клетки, с помощью которых воспринимают животные свет. Здесь же расположены и обонятельные клетки, позволяющие чувствовать запахи. Благодаря которым кольчатые черви находят пищу.

Задание 1 Изучить особенности строения нервной системы. Зарисовать структурно-функциональную единицу НС. Перечислить и записать типы нейронов. Заполнить таблицу 1 и 2.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.