Нервно и заикаясь говорить что-то

22 октября отмечается Всемирный день заикающихся людей, которых сегодня насчитывается около 70 миллионов, среди которых, на удивление, такие известные личности, как Мэрилин Монро, Джо Байден, Эмили Блант, Джулия Роберт, Эд Шеран и многие другие. Что является причиной этого недуга и как с ним жить? Ответы на этот и другие вопросы о заикании читайте в материале passion.ru

Это коммуникативное расстройство биологического и неврологического характера, выражающееся в нарушении плавности и ритма речи. Оно может проявляться в повторениях, пролонгации, а в некоторых случаях и невозможности воспроизведения отдельных звуков, слогов или слов.

На сегодняшний причины заикания доподлинно неизвестны, однако исследования в этой области указывают на нейрофизиологическую основу этого нарушения не без участия наследственного компонента. По статистике, около 60% заикающихся людей имеют близкого родственника, страдающего от этого же недуга, например, как в семье Джулии Робертс. И сама актриса, и ее брат, Эрик Робертс, заикаются. Именно генетический фактор определяет предрасположенность к заиканию.

Один из самых удручающих аспектов заикания заключается в переменчивости характеристик этого расстройства. Другими словами, в какой-то момент человек может говорить без единой запинки, а уже через мгновение начать немного заикаться, а иногда и в прямом смысле терять дар речи. Все это происходит абсолютно бесконтрольно, по независящим от него обстоятельствам и , к сожалению, не может регулироваться силой мысли или усилием волей. По вышеозначенным причинам это расстройство обросло рядом мифов, которые очень болезненно воспринимаются людьми с проблемой заикания.

Это, пожалуй, самый обидный миф, который слышат о себе люди с заиканием. Не секрет, что многие держат их за недалеких людей. Однако этому предположению нет никакого научного объяснения. Заикающийся человек прекрасно знает, что хочет сказать, но из-за нейрофизиологических нарушений, это не всегда удается сделать, как бы сильно этого не хотелось. Мало кто знает, но король Георг IV , Исак Ньютон, Чарльз Дарвин, Уинстон Черчилль - все эти люди заикались, но вряд ли кто осмелится назвать их недалекими или слабоумными.

Это одно из самых распространенных заблуждений о заикании, существующих на сегодняшний день. Каждый человек хотя бы раз за свое детство испытывал сильнейший испуг или стресс, и не важно, отложился этот факт в нашей памяти или нет. Тем не менее, это не сделало нас всех людьми, которые заикаются.

Заикание не является психологическим расстройством, поэтому такие факторы , как стресс, психологическая травма, личный темперамент человека, семейная динамика и воздействие окружающей среды не являются вызывающей его причиной, хотя легко могут стать триггером, если у человека есть предрасположенность к этому нарушению речи.

Более того, не стоит думать, что заикающиеся люди склонны к тому, чтобы нервничать, бояться, беспокоиться или стесняться. У них такой же полный спектр черт личности, как у тех, кто не заикается.

Несмотря на то, что точные причины заикания неизвестны, специалисты уверены в одном, что у заикания нет виноватого, оно не является результатом плохого родительства или травмы детско-родительских отношений. В заикании не виноваты ни родители, ни окружение ребенка, точно также, как и ребенок не выбирает заикаться по собственной воле.

Около 5% всех детей проходят период заикания, который может длиться от полугода до двух лет.

Как правило, это случается в возрасте 3-3,5 лет, в период интенсивного формирования речевых и языковых навыков. 3/4 заикающихся детей перерастают этот недуг и полностью восстанавливают речь уже к 5-6 годам. Однако 1% этих детей так и продолжают заикаться до конца жизни. И если в период становления речи заикается равное количество мальчиков и девочек, то в последствие, среди людей так и не избавившихся от этого логоневроза мальчиков в 3-4 раза больше.

На то, сможет ли ребенок избавиться от заикания или же оно перерастет в хроническую форму, влияет ряд факторов. Однако по отдельности ни один из этих факторов риска не является достаточным основание для диагностирования хронической проблемы.

Риск того, что ребенок на самом деле заикается, а не испытывает возрастную потерю беглости речи возрастает, если кто-то из членов семьи по-прежнему страдает от этого недуга. Если же близкий родственник перерос заикание еще в детстве, то и у вас скорее всего нет повода для волнений.

Дети, у которых запинки в речи появляются в возрасте до 3, 5 лет, чаще всего перерастают заикание. Те же, кто начал заикаться в 5, скорее всего так и продолжат это делать в дальнейшем.

У 75-80% всех детей заикание как правило проходит самостоятельно в течение 12-24 месяцев. Однако больше шансов перерасти этот недуг все же у детей, которые заикались меньше 6 месяцев. А после 12 месяцев заикания растет риск перехода его в хроническую форму.

Девочки чаще мальчиков перерастают заикание. Это связано с тем, что в раннем детстве существуют врожденные различия между речью и языковыми навыками у мальчика в и девочек.

Современный рынок медицинский услуг предлагает множество различных методик, обещающих раз и навсегда избавить от заикания: гипноз, пение, медикаментозное лечение, ретриты тишины, логопедические занятия. Однако по отдельности эффективность этих методов научно не доказана. Что же касается медикаментозного лечения седативными средствами, то на Западе этот метод считается не просто не эффективным, но даже опасным, который может привести к еще более плачевным последствиям.

Заикание - это хроническое расстройство речи, поэтому полностью избавиться о него невозможно. Зато благодаря комплексному подходу к проблеме, можно существенно улучшить качество жизни.

Для того, чтобы понять, с чего начинать терапию, специалисты Американского института по проблемам заикания предлагают представить этот недуг в качестве айсберга, большая часть которого находится под под водой. Так вот нарушение динамики речи, как таковое, является лишь верхушкой айсберга. Его ядро, скрыто от постороннего взгляда, и заключается в избегающем поведении, самоуничижительных мыслях и негативных эмоциях, которые зачастую сопровождают человека с заиканием.

Говоря метафорическим языком, под воздействием воздуха открытая часть льда может растаять, в то время, как его основание остается неизменно твердым. Подобным образом и лечение, направленное лишь на избавление симптомов заикания, является поверхностным и частично эффективным.

Чтобы добиться максимальных результатов, терапия должна быть направлена не только на повышение беглости речи, но и улучшение качества жизни ребенка или взрослого, который заикается. смягчение опасений, связанных с разговором, снижение поведения по предотвращению и повышение уверенности в способности общаться.

Лучшие современные практики в лечении заикания концентрируются на триаде "Воздействие- Поведение- Сознание". В то время как многие пытаются справиться с заиканием, изучая лишь физические стратегии для производства звуков и слов, эффективная терапия должна также решать проблему негативных эмоций и мыслей, которые имеют обыкновение накапливаться как снежный ком и сначала вызывать страх общения и публичных выступлений, а в дальнейшем заставляющие человека изолироваться от общества.

Для этого, терапия заикания должна вестись по всем трем направлениям с учетом индивидуальных особенностей каждого человека и, зачастую при участии психолога.

Фото: Vostock-photo, globallookpress


Заикание лечится у детей и взрослых

Ольга Жукова: Заикание – это патология речи, о которой известно с древности, но ее продолжают изучать. Существует много причин, по которым оно может возникнуть, но основных – четыре. Во-первых, наследственность. Раньше считалось, что эта патология не наследуется, сегодня ученые пришли к выводу, что такой фактор существует. Потом – физиология. Например, функциональное поражение мозга, различные травмы, в том числе внутриутробные, инфекционные заболевания. Третья – негативное влияние социума, ссоры в семье, перегибы в воспитании. Когда дети часто кричат, визжат, орут, они напрягают голосовые связки. И, наконец, психологические травмы - начиная от сильных эмоциональных потрясений и заканчивая просто информационной перенасыщенностью. Сегодня дети с малых лет сидят в гаджетах. Информации так много, что они не могут с ней справиться. Часто они кушают и тут же смотрят мультфильмы, все это возбуждает и перегружает нервную систему, и тогда может возникнуть дисфункция мозга и запинки в речи. Ребенок начинает что-то взахлеб рассказывать, запинаться, а потом эти запинки для него входят в норму.

Заикание чаще зарождается в детском возрасте. Причем, по статистике, у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза больше, чем у девочек. По наблюдениям врачей, среди людей, проживающих в сельской местности, заикающихся меньше, потому что они находятся в более спокойной, размеренной среде. В мегаполисе детям, конечно, сложнее.


- Можно ли вылечить заикание?

- Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1%. Это говорит о том, что заикание лечится. Если вовремя обратиться к специалистам, речь можно восстановить, сделать ее мелодичной, ритмичной.

Заниматься со специалистами нужно комплексно. Невролог выписывает медикаментозное сопровождение, психиатр назначает гипнотерапию или тренинги, психолог обучает находиться в социуме, общаться, принимать решения в стрессовой ситуации, логопед ставит мелодичную, ритмичную речь. Но при этой патологии часто бывают рецидивы. Если ребенок пользуется запинками длительное время, то начнутся мышечные спазмы, которые препятствуют мелодичности речи. Преодолеть эти спазмы помогает вокализация, напевание слов.

- Кому проще справиться с заиканием – детям или взрослым?

- Если взрослый человек начинает заикаться после травмы головного мозга или кровоизлияния в речевые центры, такая патология лечится легче, чем заикание, с которым человек живет с детства. Взрослые подходят к лечению более осознанно и с большей мотивацией, чем дети, для которых занятия с логопедом всегда проходят в форме игры. С детьми сложнее, так как часто бывает, что в кабинете логопеда у них все отлично получается, но в жизни они продолжают пользоваться привычными запинками. Взрослые могут контролировать этот момент. Если ребенок заикается, вся семья должна постоянно заниматься с ним по выбранной логопедом методике. Например, включать режим молчания, чтобы успокоить мышцы, шепотную речь, следить за дыханием.


Тревожные сигналы

- Какие проблемы с речью могут указать на неврологические заболевания?

- Речевых нарушений при неврологических заболеваниях насчитывают довольно много. Например, затруднение или невозможность произнести слово, недостаточная координация исполнительного аппарата речи – языка, голосовых связок, губ, неба – это признаки дизартрии, возникающей вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Другая патология - афазия - может возникнуть в результате перенесённых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Больной может понимать чужую речь, но сам не может выразить свои мысли, при этом сами функции исполнительного аппарата речи не нарушены. Существует и другой вид афазии – сенсорная, когда человек не понимает обращенную к нему речь. А при амнестической афазии больные не помнят названия предметов, хотя знают их назначение. Эти разграничения условны, различные виды афазии могут сочетаться друг с другом.


У маленьких деток могут диагностировать алалию – это очень сложное неврологическое заболевание, системное недоразвитие речи, которое возникает в доречевой период жизни. Такой ребенок может искажать слоговую структуру слова, у него бедный словарный запас и нарушенное звукопроизношение. При сенсорной алалии происходит непонимание чужой речи и недоразвитие моторной речи. Подозревать алалию нужно, если у ребенка в два с половиной-три года не сформирована выраженная речь. Здесь только логопед не справится, нужна неврологическая помощь. Это сложный дефект, но он исправляется серьезной работой на протяжении нескольких лет.

Сегодня очень много детей рождаются с перинатальной энцефалопатией – поражениями центральной нервной системы. Раньше мы встречали эту патологию намного реже. Причина кроется в стрессах, которые может испытывать мама во время беременности, плохой экологии и даже питании мамы. Если ребенку внутри утробы не хватает кислорода, это может повлиять на его здоровье при рождении.

- Вы сказали, что в три года у ребенка должна быть сформирована фразовая речь.

- Да, в три года ребенок уже должен употреблять 300-500 слов и уметь выстраивать предложения, употреблять предлоги. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду. Он направит ребенка к невропатологу или сурдологу. Ведь нарушения в речи могут указывать, в том числе, и на проблемы со слухом. Сигналы к этому – если ребенок говорит в нос, использует усеченные слова, плохо передает мелодику слова, пропускает, заменяет или путает звуки, соединяет слоги из разных слов. Он воспроизводит слова не по звукам, а по зрительной артикуляции. Одной из причин этого могут быть аденоиды, которые препятствуют формированию фонемных рядов.

Вообще после двух лет жизни речевой аппарат ребенка уже сформирован: гортань, язык, горло, губы, органы артикуляции. В два с половиной года ребенок может еще не выговаривать какие-то звуки, менять их местами в словах, смягчать слова. Если окружающие его понимают, можно подождать до четырехлетнего возраста. Хотя раньше считалось, что в два с половиной года фразовая речь должна быть сформирована. Но в последние лет десять этот порог увеличился до трех лет.


- Какие тревожные сигналы должны указать родителям, что ребенка необходимо показать логопеду?

Обратите внимание на темп и ритм речи. Если речь ускоренная, ребенок говорит взахлеб, это может привести к запинкам. Разговаривайте с ним спокойно, неторопливо. Иногда родители сами чересчур эмоциональны, они постоянно одергивают ребенка, повышают голос. Малыш возбуждается, нервничает, плачет, истерит, и все это сказывается на его речи. Если ребенок не выговаривает много звуков, также стоит обратиться к специалисту. Логопед обследует речь ребенка, разработает пути коррекции дефектов.

- Картавость, или ротацизм – это не патология, но и она приносит дискомфорт. Такие люди могут завуалировать неуверенность, даже бравировать этим. Особенно в подростковом возрасте. Этот дефект исправляется в детском возрасте очень легко, если за ним нет неврологической патологии. Но и во взрослом возрасте его тоже можно исправить. Сейчас очень много специалистов, которые работают со взрослыми пациентами. Конечно, это потребует больше усилий и времени, потому что придется отвыкнуть от уклада мышц, которым человек всю жизнь пользовался, и подключить те, которые раньше не работали.

Корректировать все дефекты речи необходимо до школы, чтобы избежать проблем письма и чтения. Тем более, в раннем возрасте мышцы эластичнее, поэтому исправить их легче. Родителям важно поддерживать ребенка в работе над преодолением речевых нарушений, мотивировать его, заниматься с ним. Это кропотливая работа, но вся речевая патология исправима. Вообще специальность логопеда – междисциплинарная. Она находится на стыке медицины, педагогики и психологии. Бывает сложно, но интересно.

Людям с хорошей речью сложно понять тех, у кого есть речевые дефекты. Как же много примеров, когда в обществе заикающийся человек, пытаясь выдавить из себя два слова, издает лишь отдельные звуки, а окружающие показывают на него пальцем, обсуждают и хихикают над неизвестным для них дефектом.

Психолог Евгения рассказала то, о чем не знает и не хочет знать большинство людей без речевых дефектов.


Что может послужить причиной заикания?

Многие уверены, что первопричиной является испуг или психотравмирующее событие. Однако в заикании это вторично. Каждый ребенок не раз переживает испуг, но не каждый заикается.


Заикание проявляется только в системе, где имеют место быть судорожная готовность мышц речевого аппарата, особый тип нервной системы, где катализатором этой совокупности является какое-то событие, а также неблагоприятная обстановка в семье.

Например, ребенок с тонкой невротической душевной организацией рождается в семье, где доминирует властный отец.

Может ли заикание быть наследственным?

– Тип нервной системы и судорожная готовность генетически детерминированы. В роду у заикающегося точно можно найти кого-то с похожими проблемами. Но заикание не передается по наследству.

В спокойной обстановке ребенок не станет заикаться. Должен включиться фактор окружения и психотравма.

На ваш взгляд, всегда ли надо искоренять дефекты речи?

В каком возрасте эффективнее лечить заикание?

– Заикание проявляется в раннем детстве: примерно с 2 до 6 лет. В этом возрасте разумнее всего начинать лечение. Важно, чтобы лечение было комплексным: логопед, психолог и спокойная обстановка в семье.

В итоге заикающийся диктором, возможно, не станет, но комфортно общаться точно будет! Главное, захотеть и исключить вторичную выгоду. Человеку же подсознательно почему-то нравится заикаться.

С миллионами проблем, которые несет заикание, есть что-то хорошее. Например, внимание близких. И тут нужно плавно менять психологию человека.

Ведь психология – это основа. Заикание – это лишь симптом. Даже если называть заикание заболеванием, то любая болезнь зарождается в голове.


Правда ли, что после лечения заикание может вернуться?

Заикание – это не ветрянка. Есть шестиугольник (гексагон) заикания Джона Харрисона. Пока система состоит из 6 элементов (речевое поведение, эмоции, восприятие, убеждение, намерение и физиологическая реакция в балансе), все хорошо.

Важно помнить, что любой человек может начать заикаться в момент горя, большого напряжения, накала эмоций. Но это пройдет вместе с ситуацией. Постоянно заикаться человек не будет.

Много ли людей заикается?

– Согласно одному исследованию, примерно каждый сотый человек заикается в большей или меньшей степени. А это примерно 75 миллионов человек на планете Земля!

Кто-то заикался в детстве, а кто-то не признается себе в этой особенности.

К слову, для логоневротика прятаться от себя и общества – нормальная тема. Я сама очень долгое время не признавала себя заикающейся и считала этот термин оскорбительным.

К слову, чаще заикание встречается у парней, а девушки заикаются реже. И, как правило, у этих девушек больше мужских качеств характера.

Это из собственных наблюдений, которые я связываю с различиями в активности полушарий мозга разных полов. Хотя точных данных нет, как и полномасштабных исследований.


Как объяснить окружающим, что заикание – это не смешно?

– Давайте начнем с того, что иногда это действительно комично выглядит, особенно когда ранее человек с этим никогда не сталкивался.

К тому же это навязывает нам кино. Важно помнить, что, когда человек не знает, как реагировать, чаще всего он улыбается. И это не потому, что он смеется над вами, а потому, что он сам в смятении и не знает, как действовать.

Если вам не нравится, когда вы говорите, а окружающие улыбаются – просто скажите им об этом. Вы удивитесь, но это работает! Что же касается буллинга и насмешек в школе, то здесь сложнее. Дети жестоки и это факт. Не показывайте себя беззащитным и слабым.

Защищайте себя и свое достоинство. Не бойтесь обращаться за помощью к родителям, школьному психологу или старшим друзьям.

Что может сделать каждый, чтобы облегчить заикающемуся человеку процесс общения?

– Слушать, принимать, смотреть в глаза и не допускать жалости. Знаю, что многим заикающимся не нравится, когда за них договаривают слова. Поэтому лучше спросить у самого человека, как ему комфортнее.

Публичные выступления – это спасательный круг или ловушка для заикающегося?

– Публичные выступления – спасательный круг. Это шажок к свободной речи. Поверьте, чтобы логоневротик вышел на сцену, он должен переломить себя и принять свое заикание. А это уже 90 % успеха.

К тому же, его сначала научат всему, начиная от позы и заканчивая темпом речи. Это не так страшно, как кажется.

Какие мысли должен держать в своей голове заикающийся человек, чтобы комфортно чувствовать себя в обществе?

– Что он равный элемент этого мира с такими же правами, как и остальные. Нужно больше позитива! Господа, вы не умираете от рака, вы всего лишь запинаетесь. Оглянитесь по сторонам и тут же найдете бездомного щенка, которому действительно нужна ваша помощь. Не зацикливайтесь на себе.

Фото: личный архив героини и Pixabay


Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?


Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.


Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.


Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.


Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:


  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Видео по теме

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.