Нервно психическая устойчивость литературе

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань : Изд-во КазГУ, 1987.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы.- М.: Институт психологии РАН, 1995.

Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб.пос..-М.:ПЭРСЭ, 2000,- 352 с.

Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,1983.

Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека //Психические состояния /Под ред. А.А.Крылова.-Л., 1981 (Экспериментальная и прикладная психология. Вып.10).

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ,1984. 175с.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1978-1980.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.

Диагностика, профилактика и корреляция стрес-совых расстройств среди сотрудников противопожарной службы МВД России: Метод.пос.-М.:ВНИИПО, 1999,-187 с.

Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности //Принципы системности в психологических исследованиях /Под ред. Д.Н.Завалишиной, В.А.Барабанщикова.-М.,1990.

Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический Журнал.-1992.-том 13.-№ 3.-с.24-41.

Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда: Метод пос..-Л.,1991,- 112 с.

Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука,1974.

Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1978.

Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния.-М., 1980.

Ильин Е.П. Общность механизмов развития состояний монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности // Психические состояния. Л., 1980.

Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психо-физиологическая проблема //Психологический журнал.1981.Т.2 N 5.С.35-42.

Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма.-М.: Наука, 1983.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.:Наука, 1983.- 536 с.

Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс.-М.:Наука, 1970,- 200 с.

Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации конт-роля личности - новая версия методики «уровень субъективного контроля: //Психологический Журнал.-1999.-том 20.-№ 2. - с.103-114.

Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.

Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви.-Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.

Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955. - № 2.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

Левитов Н.Д. Психические состояния персеверации и ригидности. //Вопросы психологии.-1971.-№ 5.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития.-М.:Радикс, 1995.

Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность //Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч.1. /Под ред. А.А.Крылова.-Л., 1974.

Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности. //Автореф. канд. дис. М., 1993.

Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных свойств личности //Психологический журнал.-1995.Т.16.-№ 3.- с.35-43.

Медведев В.И., Парачев А.М. Терминология инженерной психологии.- Л., 1971.

Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983. 480с.

Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. т.2. М., 1960.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Наенко Н.И. Психическая напряженность. -М.:Изд-во МГУ,1976,-112 с.

Немчинов Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.-Л., 1983.

Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учеб.пос./Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.-Самара: "Бахрах", 1998,-672 с.

Психические состояния./Сост. И общ.ред. Л.В.Ку-ликова.-СПб.:Питер, 2000.

Родина О.Н. Формирование некоторых личностных особенностей под влиянием хронического утомления // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. / Под. ред. Б.Ф. Ломова. Л., 1984.

Русалова М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека.-М.:Наука,1979.

Селье Г. На уровне целого организма.- М: Наука, 1972.

Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири). Методическое руководство.- М.,1990.

Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.-Горький, 1975.

Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М., 1992.

Чирков В.И. Изучение факторной структуры субъективного компонента функциональных состояний // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. / Под ред. Б.Ф. Ломова. Л., 1984.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. //Диссерт. в виде научн. докл. на соиск. уч. степ. докт. пс. н. СПб., 1996.

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Изначальная способность стойко переносить невзгоды зависит от многих факторов — генов, воспитания, социальных возможностей и т. д. Устойчивость не передается по наследству напрямую, но, как пишут авторы книги Resilience: The Science of Mastering Life's Greatest Challenges, психиатры Стивен М. Саутвик и Деннис С. Чарни, последние исследования связывают это качество с генами, которые регулируют симпатическую нервную систему (она отвечает за адаптацию функций организма к стрессовым условиям), гипоталамо-гипофизарно-адреналовую ось (стимулирует выброс кортизола в кровь) и обмен серотонина (влияет на поведенческие реакции на стресс и стабильность настроения). Также важную роль играет допаминовая система вознаграждения (биологическая основа мотивации) и префронтальная кора головного мозга (она позволяет нам контролировать и планировать свое поведение, несмотря на обуревающие нас эмоции). Наши природные данные сильно различаются: кому-то биологически больше повезло с саморегуляцией, а у кого-то это слабое место. Но это не означает, что устойчивость нельзя развить. То же самое и с факторами внешней среды: дети из неблагополучных семей находятся в зоне риска, но примерно треть из них (согласно продолжительному исследованию известного психолога Эмми Вернер) отлично справляется с трудностями.


Интересно, что психологическая устойчивость непосредственно влияет на физическую сопротивляемость организма. Например, чувство юмора, по некоторым данным, укрепляет иммунную систему (в частности, повышает содержание в слюне иммуноглобулина А, который помогает нам бороться с респираторными заболеваниями).

Американская психологическая ассоциация (АРА) разработала список из 10 советов для тех, кто хочет сделать собственную психику более адаптивной и выносливой. Вот некоторые из них:

Укрепляйте отношения внутри и вне семьи. Отдельно повезло тем, у кого в детстве сформировался надежный тип привязанности: уверенность в поддержке родителей позволяет ребенку смелее исследовать окружающий мир, что отражается на способности к активным действиям в ситуациях неопределенности и во взрослом возрасте. Но и для тех, кому не повезло с родителями, есть хорошая новость: крепкие, нежные и полные взаимной заботы отношения с партнером и друзьями тоже позитивно сказываются на психологической устойчивости. В тяжелой ситуации вы будете знать, что не одиноки — поддержка придаст сил, чтобы бороться с обстоятельствами. Это подтверждают даже исследования среди военных: дружные отношения с однополчанами заметно повышают эффективность солдат на поле боя и их способность переносить стресс.

Будьте готовы меняться. Не стоит воспринимать свалившиеся на вас трудности как что-то, необратимо ухудшающее вашу жизнь. Многое зависит от интерпретации и от умения разделять то, что на что можно повлиять, а на что нет. Мир постоянно меняется, и какие-то из прежних целей и планов приходится пересматривать. Временное разочарование вполне естественно, но эти изменения могут открыть новые перспективы, если сосредотачиваться не на негативе, а на максимальной выгоде, которую можно извлечь из изменившихся обстоятельств.

Используйте трудность как урок. Не всегда можно победить, но в любой ситуации можно чему-то научиться, если быть достаточно открытым и любопытным. Знаменитая цитата Ницше о том, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее, может прозвучать болезненно для человека, только что пережившего трагедию. Проблемы не всегда закаляют, а чрезмерная нагрузка может сломать даже сильного человека. И все-таки трудные обстоятельства могут помочь нам открыть свои новые сильные стороны. Конечно, это не обязательно происходит сразу и по умолчанию — для этого требуется серьезная внутренняя работа и некоторая доля везения.

Не забывайте заботиться о себе. Психологическая выносливость не означает, что нужно быть ломовой лошадью — если вовремя расслабляться и переключать внимание с проблем на что-то приятное, энергии заметно прибавится.

Чемезов А.С., Сысоева В.Г. (Оренбург, Россия)

Чемезов Андрей Сергеевич

Сысоева Валентина Германовна

Прохождение военной службы в Вооружённых силах непосредственно связано со стрессом. Солдаты срочной службы ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации, справиться с которыми помогают копинг-стратегии и механизмы психологической защиты. В обычных жизненных ситуациях реакции людей повторяемы, осуществляются, в основном, автоматически, без особого напряжения, но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы справиться с угрозой или вызовом, потерей или ущербом.

Действия в различных экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), внешняя угроза требуют от военнослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. Оценке уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) военнослужащих уделяется особое внимание. В этом аспекте под нервно-психологической устойчивостью понимается интегральная совокупность врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.

При этом, говоря о вариантах реагирования личности в кризисной ситуации, невозможно оставить без внимания такие свойства личности, как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.

Исследование показало, что 45% военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, 45% солдат — средний уровень. При этом у 10% солдат — низкий уровень нервно-психической устойчивости. Данные солдаты имеют высокую вероятность нервно-психических срывов, зачастую им необходимо посещение специалиста. У военнослужащих с низким уровнем НПУ достоверно чаще, чем у здоровых, отмечаются девиации поведения. При этом среди МПЗ (механизмов психологической защиты) преобладают отрицание (31,8%) и интеллектуализация (36,4%). Подобные результаты предопределяют в работе с военнослужащими с низким уровнем НПУ комплекс воспитательных, психотерапевтических и организационных мероприятий.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость; военнослужащие срочной службы; механизмы психологической защиты; копинг-механизмы.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климатогеографические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда, — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих [2; 14].

Военнослужащий становится более склонным к различным срывам при значительном психическом и физическом напряжении. Также возможно появление личностных деформаций, которые могут предопределять появление неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия. Однако далеко не каждая профессиональная деятельность приводит к срывам адаптационных механизмов у конкретного индивида, а только та, которая предъявляет к нему непосильные требования или осуществляется в непривычных и даже экстремальных условиях, т.е. происходит при неблагоприятном воздействии профессиональной среды [1; 14].

Основываясь на изучении военнослужащих, проходящих службу по призыву, установлено, что среди них здоровых — 61%, с отдельными признаками нервно-психической неустойчивости — 25%, с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости — 10%, больных — 4% [6; 8].

Таким образом, около 35% военнослужащих обладают недостаточным уровнем НПУ и потенциально подвержены чрезмерному влиянию профессиональной среды, которое может предопределять вероятность неоптимального типа реагирования [4; 7].

В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в данных ситуациях и способы преодоления стресса, совладания с ним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии и набирают популярность в настоящее время [5; 6; 9; 11].

Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок [7; 10; 12].

Материалы и методы

Было обследовано 40 военнослужащих, проходивших срочную службу. Возраст солдат — от 18 до 26 лет. Исследование проводилось на базе воинской части Центрального военного округа, рота радиационной, химической и биологической защиты.

Для выявления взаимосвязи предпочитаемых механизмов психологической защиты и копинг-стратегий был проведен корреляционный анализ результатов с использованием критерия корреляции Пирсона.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие типы взаимосвязи.

В результате полученных данных можно утверждать, что 45% солдат, имеющих высокий уровень НПУ, чаще используют такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация (45%), отрицание (35%), компенсация (20%). Во второй группе военнослужащих, имеющих средний уровень НПУ, они прибегают к таким МПЗ: отрицание — 35%, интеллектуализация — 35%, компенсация — 20%, проекция — 10%. Военнослужащим, имеющим низкий уровень НПУ (10%), присущи неадаптивные механизмы защиты: компенсация — 50% и проекция — 50%. В результате исследования можно свидетельствовать, что более высокому уровню НПУ соответствуют более адаптивные МПЗ, по мере уменьшения уровня НПУ военнослужащие используют менее адаптивные МПЗ.

1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. университет, 2005. – 63 с.

2. Броневицкий Г.А., Броневицкий Г.Г., Томилин А.Н. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. – Новороссийск: С легкой руки, 2005.

3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 336 с.

4. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. – Ленинград: ВМедА, 1984. – 26 с.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2005.

6. Маклаков А.Г. Военная психология. – М.: Флинта, 2004. – 450 с.

7. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М.: Эскимо, 2005. – 284 с.

8. Методики военного профессионального психологического отбора / под ред. В.И. Лазуткина, Н.Н. Зацарного, Г.М. Зараковского. – М.: МО РФ; Науч.-практ. центр Генштаба, 1999. – 535 с.

9. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих: учебно-методическое пособие. – М.: Министерство обороны РФ., 1992. – 32 с.

10. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных условиях. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

11. Сорокин П.В. // Военная энциклопедия: в 8-х т. – T. 5. – 2001.

12. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 29–34.

13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 330 с.

14. Taylor Sh.E., Peplau L.A., Sears D.O. Social Psychology. – 12th ed. – Pearson, 2005. – 608 p.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Успешное реформирование, дальнейшее развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же выполнение священного долга по защите Отечества непосредственно связаны с качеством призывного контингента военнослужащих.

Как и любой другой социальный институт нашего государства, Вооруженные Силы испытывают на себе последствия всех не стабильностей общественно-политического и социально-экономического характера, через которые в последние десятилетия проходит наша страна. Одним из отрицательных результатов данных процессов является сложившаяся ситуация, в которой институт, функционально призванный защищать государственные интересы, комплектуется слабым для службы в Армии контингентом.

Одним из важных психологических качеств личности военнослужащего является нервно-психическая устойчивость (НПУ). Под НПУ понимается способность военнослужащего регулировать свое взаимодействие с окружающей его средой, а так же целенаправленно действовать в этой среде.

К основным элементам НПУ относят:

  • самооценку индивидуума,
  • уровень эмоциональной стабильности,
  • наличие социального одобрения со стороны окружающих его людей. [1]

Выделенные элементы НПУ не являются первоосновной причиной регуляции поведения. Они только отражают пропорцию потребностей, мотивов, эмоционального фона, настроения, самосознанья. Поэтому система регуляции – это сложное образование, а слияние всех ее уровней в единую совокупность обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека. [2]

Различают 4 группы НПУ: группа с высокой НПУ, с хорошей НПУ, с удовлетворительной НПУ и неудовлетворительной НПУ.

К группе с высоким и хорошим уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы маловероятны. Этих военнослужащих можно рекомендовать на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

К группе с удовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности. Военнослужащие 3 и 4 группы не допускаются к несению службы с оружием.

К группе с неудовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых высокая вероятность нервно-психических срывов. Военнослужащие данной группы могут иметь скрытую, невыраженную, либо умеренно выраженную, форму течения. Эта форма обуславливается дефектами функционирования нервной системы. Этим военнослужащим обязательно необходимо дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

В противоположность НПУ существует понятие – нервно-психическая неустойчивость (НПН). Под НПН понимают склонность человека к проявлению различных форм нарушений психической деятельности при серьёзных психических и физических нагрузках.[4]

Караяни А.Г. и Сыромятников И.В. определяющую роль причины НПН относят к биологической неполноценности нервной системы как врожденной, так и приобретенной. Кроме неполноценности нервной системы НПН может усугубляться негативными психологическими и социальными факторами. К таким факторам и косвенными признаками низкого уровня НПУ обычно относят:

Основными методами выявления и оценки уровня (группы) НПУ у военнослужащих являются: изучение документов; наблюдение за поведением военнослужащих; индивидуальная беседа; психологическое тестирование.[1]

В.Ю. Рыбников характеризовал уровни нервно-психической устойчивости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по соответствующим им результатам психологического обследования в баллах 10-балльной шкале:

  1. Неудовлетворительная НПУ (1-2 балла) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, склонны к нервно-психологическим срывам и нарушениям психической деятельности.
  2. Удовлетворительная НПУ (3-5 баллов) – личности из данной группы, при попадании в экстремальные ситуации, склонны к умеренным нарушениям психической деятельности, которые сопровождаются неадекватными: поведением и восприятием окружающей действительности.
  3. Хорошая НПУ (6-8 баллов) – личности, обладающие этой группой, характеризуется малой вероятностью нервно-психических срывов, так же у них сохраняется адекватная самооценка и оценка окружающей среды. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.
  4. Высокая НПУ (9-10 баллов) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, характеризуется малой вероятностью нарушений психической деятельности, сохраняя высокий уровень поведенческой регуляции. [6]

Нами проведено исследование уровня НПУ среди военнослужащих молодого пополнения. Целью исследования является изучение уровня НПУ у военнослужащих молодого пополнения призыва и выявление лиц, склонных к нарушениям эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции при морально-психологических или физических нагрузках.

В исследовании приняли участие 691 мужчина в возрасте от 18 до 25 лет.

Для испытуемых первого этапа исследования характерны следующие социальные характеристики: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 4%, воспитывавшихся без матери – 1,3%, воспитывавшихся без отца – 26,5%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,3%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 2,1%, лиц, имевших приводы в полицию – 3,6%.

Социальные характеристики испытуемых, принимавших исследование на втором этапе: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,1%, воспитывавшихся без матери – 1,1%, воспитывавшихся без отца – 38,3%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,7%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 5,6%, лиц, имевших приводы в полицию – 9,4%.

Испытуемые третьего этапа характеризуются следующими социальными характеристиками: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,9%, воспитывавшихся без матери – 3,1%, воспитывавшихся без отца – 29%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,55%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 6,9%, лиц, имевших приводы в полицию – 6,9%.

Исследование проведено в три этапа:

  • первый этап – 1 апреля – 31 июня 2014 года;
  • второй этап проводился с 1 октября по 31 декабря 2014 года;
  • третий этап проводился с 1 апреля по 31 июня 2015 года.

Результаты полученных исследований представлены в таблице.

Таблица Показатели нервно-психической устойчивости призывного контингента (в %)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.