Нервно психическая устойчивость у мчс

психологические науки

  • Савинков Станислав Николаевич , магистр, старший преподаватель
  • Российская международная академия туризма, кафедра педагогики и психологии
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
  • СОТРУДНИКИ МЧС РОССИИ
  • НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Похожие материалы

  • Диагностика ценностных детерминант личности осужденных мужского пола
  • Тренинг как групповой метод обучения
  • Преимущества групповой формы психологической работы
  • Мотивация учебной деятельности
  • Куклотерапия в коррекционной работе с детьми имеющими психоречевые нарушения

Профессиональная (трудовая) деятельность, как известно, является ведущей в зрелом возрасте. Принцип единства сознания, деятельности и личности подтверждает тот факт, что, с одной стороны, профессиональная деятельность способствует становлению у человека профессионально важных качеств, однако, с другой стороны несет в себе значимый потенциал для формирования различного рода личностных проблем и негативных эмоциональных состояний, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Немаловажным фактором в формировании негативных эмоциональных состояний личности выступает характер профессиональной деятельности. Динамизм и напряженный характер деятельности сотрудников МЧС России требуют определенных изменений в духовно-психологическом облике специалистов [1, с. 346]. Это обусловлено тем, что на развитие личности сотрудника МЧС России оказывают влияние группы факторов приводящие к профессиональному выгоранию:

  • служебные (угроза жизни человека, высокая служебная нагрузка, высокий уровень конфликтности, социальное отношение, разочарование в профессии);
  • общесоциальные (глобальные жизненные перемены, ежедневные проблемы в быту).

Среди основных показателей профессионального выгорания у сотрудников МЧС России, в т.ч.: апатия, чувство усталости, и даже нежелание противостоять любым сложным жизненным ситуациям [2, с. 97].

Среди наиболее ценных личностных качеств сотрудников МЧС необходимых для выполнения профессиональной деятельности И. В. Лаухина выделяет [6, с. 76]:

  • в профессиональной сфере: трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, принципиальность, бескорыстие;
  • в эмоциональной сфере: оптимизм, жизнерадостность, активность.

Одним из методов, применяемых в работе с профессиональным контингентом МЧС России, является социально-психологический тренинг. Именно этот метод сочетает в себе возможности создания специальной развивающей среды, а также группового взаимодействия лиц объединенных профессиональной деятельностью.

Особенностью влияния организационной среды на процесс становления личности профессионала является формирование специфических ценностей, установок и деятельностных моделей. Поэтому одним из основных путей развития личности профессионала — в рамках функционирования организации — должна стать работа с целью развития самосознания специалистов.

Высокий уровень стресогенности профессиональной деятельности в МЧС обусловлен специфичностью этой деятельности, а именно, такими характеристиками как:

Все это, безусловно, способствует предъявлению более высоких требований к уровню профессиональной подготовки, моральному состоянию и надежности сотрудников, психологической подготовленности, психическому здоровью, психической устойчивости у представителей различных профессий, особенно в условиях осуществления ими специфической профессиональной деятельности, предполагающей повышенную опасность и ответственность.

В этом заключается актуальность нашего исследования; полученные результаты позволят выделить определенное слабое звено, которое в дальнейшем станет основой для работы психологов по развитию личностных и профессиональных качеств сотрудников МЧС России в индивидуальном подходе.

Для проведения исследования была сформирована выборка, включающая 20 сотрудников МЧС России. Возраст участников исследования составил от 29 до 43 лет. Средний возраст составил 36 лет. В общей выборке, мужчин — 16 чел., женщин — 4 чел.

Работа проводилась 1-2 раза в неделю в течение 3 месяцев (14 занятий). Занятия проводились в форме социально-психологического тренинга. В структуру тренингов были включены упражнения на самопрезентацию, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня стрессоустойчивости. После этого была проведена повторная диагностика, в результате которой, было выявлено, что для большинства испытуемых свойственны высокие показатели эмоциональных состояний, при этом, наблюдается значительное повышение в проявлении уровня таких состояний как энергичность, приподнятость, уверенность, при одновременном снижении проявлений усталости, подавленности, беспомощности.

Обработка результатов исследования проводилась при помощи статистических методов, а именно, t-критерия Стьюдента. Проверка распределения полученных данных на соответствие нормальному закону осуществлялась при помощи метода Е. И. Пустыльника.

Показатели, полученные в ходе диагностики эмоциональных состояний испытуемых, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики показателей эмоциональных состояний сотрудников МЧС на констатирующем этапе исследования, %


Рубрика: Психология

Дата публикации: 02.06.2016 2016-06-02

Статья просмотрена: 761 раз

Ключевые слова: адаптивность, нервно-психическая устойчивость, пожарный

В настоящее время все больше увеличивается число профессий связанных с экстремальными условиями труда, соответственно увеличивается и число работников, часто испытывающих стресс и нервное напряжение. Одной из таких профессий, связанных с экстремальными условиями труда, это пожарный, оказывающиеся в экстремальных условиях, которое подразумевает наличие сильных психотравмирующих факторов.

Г. Селье в своих исследованиях отмечает, что организм человека систематически подвергается неблагоприятным воздействиям, которые могут иметь как физический, так и психологический характер. Такими неблагоприятными физическими воздействиями могут быть, голод, жажда, физические увечья и раны, а психологическими, потеря близких людей, присутствие при действиях насильственного, моральные унижения и издевательства и т. д. [1, с. 37]

Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации. А также благодаря стрессовым ситуациям, возможен процесс адаптации, поэтому стресс нельзя рассматривать как отрицательное явление. Стресс, как целостное явление, необходимо рассматривать в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма [3].

Ильин Е. П., отмечает, что тревожность является одной из основных свойств личности, обуславливающих возникновение стресса, в процессе адаптации тревожность может проявляться в разнообразных психических реакциях, например тревоги, которая проявляется в ощущение неосознанной угрозы [4, с. 62].

Ф. Б. Березина, дает следующее определение, понятию психическая адаптация, это процесс, в ходе которого устанавливается баланс личности и окружающей среды, который устанавливается в процессе осуществления деятельности свойственной данному человеку, позволяющий удовлетворять потребности и желания, реализовывать поставленные цели и задачи, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье и одновременно обеспечивая соответствие психической деятельности человека и его поведение требованиям среды [5].

Лебедев В. И. отмечает, что специалисты службы чрезвычайных ситуаций и пожарной службы, часто работают в экстремальных условиях. Которые представляют опасность и угрозу для жизни и здоровья. Специалисты пожарной службы работают в условиях комплекса физических, химических и биологических факторов окружающей среды, таких как: ненормативный график работы, контакт с телами погибших, общение с пострадавшими, усталость, недостаток сна, угроза здоровью и жизни, дефицит информации и времени на обдумывание, ответственность за результаты деятельности, боязнь совершить ошибку, наличие неожиданных, внезапно возникших препятствий и т. п. Все перечисленные выше компоненты вызывают у специалистов пожарной службы сильный эмоциональный стресс, нервно-психические расстройства, что является причиной заболеваний, травматизма и гибели [6, с. 46].

Таким образом, есть множество факторов угрожающих жизни специалистов пожарной службы, для предотвращения потерь среди работников, проходит специальный инструктаж и учения в экстремальных ситуациях, а также работники снабжаются необходимой экипировкой и оснащением. У работников пожарной службы ненормированный график работы, т. к. опасные и чрезвычайные ситуации могут произойти в любой момент, поэтому от работников требуется максимальная гибкость, скорость включения в процесс и быстрые реакции при принятии решения, главное вовремя и быстро оказать необходимую помощь и предотвратить опасность [6].

Дутов В. И., отмечает, что психически здоровым пожарным, можно считать специалиста, который умственно развит, уравновешен, способный овладеть воинской специальностью, находиться в организованном коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья [7, с. 53].

Абсолютно все люди в разной степени восприимчивы к стрессовым ситуациям, но у каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, что в результате переутомления, напряжения, нарушений функций организма, приводит к срыву психической деятельности [8].

Необходимо заметить, что не каждый человек способен работать эффективно и сохраняя устойчивость, в ситуации повышенной опасности для жизни. Работа в пожарной части или спасательном отряде, это в первую очередь работа в команде, где каждый участник группы должен быть уверен в своих коллегах, в их профессионализме, ответственности, т. к. работа в экстремальных условиях предполагает возможность положиться на товарища рядом и довериться ему в сложной непредвиденной ситуации [9].

Проанализировав различные теоретические источники, в работе была выдвинута гипотеза о том, что у пожарных высокого профиля со стажем более 3 лет уровень адаптивности и нервно-психической устойчивости выше, нежели у молодых специалистов со стажем до 3 лет.

  1. специалисты высокого профиля — 20 человек, со стажем работы более 3 лет.
  2. молодые специалисты — 20 человек, со стажем работы до 3 лет.

Для проведения исследования были подобраны следующие методики:


Рис. 1. Уровень нервно-психической устойчивости у пожарных с разным стажем работы

У пожарных с высоким уровнем нервно-психической устойчивости вероятность к возникновению нервно-психического срыва в различных стрессовых ситуациях крайне мала. У испытуемых нет нарушений эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции. Пожарный легко переносит психические и физические нагрузки. В отличие от испытуемых с удовлетворительным уровнем, они подвержены к нервно-психическим срывам.

Профессионалы, со стажем более трех лет имеют богатый опыт и определенные навыки саморегуляции, необходимые в данном виде деятельности которые помогают им адекватно принимать решения в экстремальных ситуациях. В отличии от молодых специалистов, которые попав в экстремальную ситуацию, могут допускать ошибки и недостаточно эффективно выполнять работу в экстремальных условиях труда.


Рис. 2. Уровень адаптивности пожарных

У большинства профессионалов высокий и нормальный уровень адаптации, это говорит о том, что пожарные легко адаптируются к новым условиям деятельности, способны быстро вырабатывать стратегию своего поведения, неконфликтны, имеют высокую эмоциональную стабильность. У молодых специалистов, наоборот отмечен невысокий уровень эмоциональной устойчивости, им достаточно трудно сохранять спокойствие и хладнокровие, что по роду их деятельности совершенно необходимо.

Исходя из данных результатов, видно, что уровень адаптивности профессионалов со стажем более 3 лет выше, чем уровень молодых специалистов. Можно предположить, что такие различия в результатах зависят от опытности и стажа работы, профессионалы наработали необходимые навыки саморегуляции в течение долгого времени в профессиональной деятельности пожарного.

По результатам диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (В. В. Бойко), необходимо было выявить тип эмоциональной реакции пожарных. Были получены следующие результаты (табл. 1):

Тип эмоциональной реакции

Стимулы

Специалисты высокого профиля

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С целью оперативного решения поставленных задач в поисково- спасательных службах, поисково - спасательных отрядах МЧС России организуется дежурство. Его форма устанавливается руководителем подразделения в зависимости от конкретных условий. Он же утверждает график дежурства.

Одним из основных принципов деятельности аварийно- спасательных формирований и спасателей является их постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведение работ по их ликвидации.

Данный принцип реализуется в период между аварийно- спасательными работами путем специальной подготовки, занятий, организацией дежурства и иных организационно- технических мероприятий.

Заблаговременная подготовка, быстрая организация и эффективное проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации является важной задачей деятельности начальников и органов управления АСФ.

Организация дежурства обеспечивает постоянную готовность поисково-спасательного формирования (ПСФ) к экстренному выдвижению в зону ЧС.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):

· режим повседневной деятельности- при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;

· режим повышенной готовности -при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки и при получении прогнозов о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

· режим чрезвычайной ситуации- при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

При соответствующих режимах функционирования со спасательными формированиями проводятся следующие мероприятия:

В режиме повседневной деятельности- спасатели аварийно- спасательного формирования постоянно находятся в режиме готовности к действиям;

В режиме повышенной готовности - усиливается дежурная служба, приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвижения при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

В режиме чрезвычайной ситуации- проводится выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации, проведение первоочередных работ и ликвидация ЧС.

В зависимости от характера чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановки, характера, объема и условий ведения аварийно-спасательных работ формирование может привлекаться для их выполнения в полном составе или в составе дежурной смены (оперативной группы).

Наращивание усилий спасательных сил производится по решению начальника АСФ, а также других вышестоящих должностных лиц.

Дежурная смена - оперативная единица АСФ, создаваемая на определенный период времени из сотрудников этого же формирования, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением и способная выполнять работы по ликвидации ЧС, а в ряде случаев и ликвидировать ее.

Основная задача дежурной смены - оперативное выдвижение к месту ЧС в соответствии с установленными временными нормативами и проведение мероприятий по ее предотвращению и ликвидации.

При приведении аварийно- спасательных формирований в режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на личный состав дежурной смены возлагаются следующие задачи:

· подготовка техники, оборудования, снаряжения, продуктов питания;

· загрузка оборудования, имущества в транспортные средства;

проведение разведки зоны (объекта) чрезвычайной ситуации;

· обустройство временного лагеря основных сил аварийно- спасательного формирования.

Состав, структуру дежурной смены, режим дежурства определяет начальник аварийно- спасательного формирования исходя из задач, возложенных на спасательное формирование, штатной численности АСФ, местных условий, оперативной обстановки, а также требований Трудового законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области охраны труда спасателей.

Исходя из технологии выполнения наиболее характерных видов аварийно- спасательных работ, а также обеспечения безопасных условий при их проведении, дежурная смена должна состоять из оперативного дежурного, 3-6 спасателей, медицинского работника, водителя.

В дежурную смену назначаются спасатели, прошедшие соответствующую подготовку, аттестованные в установленном порядке на право ведения аварийно- спасательных и других неотложных работ, годные по состоянию здоровья.

Старшим дежурной смены назначается наиболее опытный спасатель, имеющий практический стаж работы не менее двух лет и классную квалификацию не ниже третьего класса.

Таким образом, совершенствование психологической подготовки спасателей проводится в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности.

Большое влияние на стрессоустойчивость во время работы оказывают предварительный настрой, ожидания, установка.

2. Возможны также упражнения, специально ориентированные на создание продуктивной установки. Продуктивной в данном случае является отношение к своей деятельности, именно как к рабочей обязанности. Такая установка нужна для того, чтобы впоследствии минимизировать личностную сверхвовлеченность и устанавливать эмоциональную дистанцию с происходящим, с пострадавшими.

Для этого можно применять упражнение следующего содержания: «Представьте себе несколько ситуаций, которые могут встретиться вам в работе.

· Ваши возможные действия при этом.

· Теперь просмотрите внутренним взором, как будто вы наблюдаете за этим со стороны.

· Посмотрите события как будто они на экране кино.

· Вообразите черно-белый вариант кино.

В ходе проведения мероприятий по психологической подготовке происходит формирование у спасателей психологической устойчивости. Что это означает на практике?

Психологическая устойчивостьэто устойчивое состояние психической сферы человека, которая обеспечивает регулирование сознательно-волевых и коммуникативно-оценочных проявлений личности в ее деятельности.

Формирование психологической устойчивости осуществляется в режиме повседневной деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы заблаговременно, еще в ходе обучения смоделировать обстановку возможной аварии, катастрофы и поставить обучаемого в такие условия, при которых будут выработаны необходимые для профессиональной деятельности психологические качества. Другими словами, в ходе проведения занятий до минимума сократить все то новое, неизвестное, с чем человек может встретиться при выполнении аварийно- спасательных работ.

Основными формами и методами работы по формированию психологической устойчивости у спасателей являются:

· включение элементов психологической подготовки в систему профессиональной подготовки;

· определение среди личного состава спасателей, круга лиц, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут оказать помощь менее опытным спасателям;

· выявление среди спасателей круга лиц, нуждающихся в индивидуальной помощи и поддержке;

· выпуск и распространение оперативных полиграфических материалов, оказывающих психологическое воздействие на спасателей;

· организация встреч со специалистами, имеющим опыт решения профессиональных задач в экстремальных условиях;

· разбор и обсуждение конкретных ситуаций, связанных с выполнением аварийно- спасательных работ;

· проведение групповых бесед со спасателями на морально-этические темы;

· индивидуальная работа руководителя АСФ с личным составом спасателей ;

· оперативное информирование личного состава аварийно- спасательных формирований о положительных примерах в деятельности спасателей;

· проведение воспитательной работы с личным составом спасательных формирований.

Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях неразрывно связана с воспитательной работой, тактико-специальной, медицинской и физической подготовкой.

Какова же роль воспитательной работы со спасателями при подготовке их к действиям в чрезвычайной обстановке?

Целью воспитательной работы со спасателями является - формирование у них гражданской ответственности перед обществом, воспитание чувства долга, готовности выполнить задачу, невзирая ни на какие трудности и даже угрозу жизни.

Воспитательные мероприятия активно воздействуют на процесс формирования у личного состава спасательного формирования высокой сознательности, повышения ответственности каждого спасателя за постоянную готовность и за успех коллектива.

Пропаганда примеров добросовестного выполнения своих обязанностей, взаимовыручки, дисциплинированности, бдительности способствует формированию у спасателей уверенности в успешном выполнении порученного им дела.

Хорошие результаты дают индивидуальные и коллективные беседы руководителей формирований со спасателями. В личной беседе руководитель формирования может ставить различные вопросы, которые касаются конкретного человека, его профессиональной и психологической подготовки.

При проведении коллективной беседы со спасателями руководитель аварийно-спасательного формирования характеризует в целом деятельность своего коллектива. Руководитель может анализировать слабые и сильные стороны в подготовке и деятельности спасателей при проведении спасательных работ.

Одновременно с целенаправленной воспитательной работой необходимо постоянно поддерживать строгие требования к соблюдению порядка и дисциплины. В ходе планового дежурства не должны допускаться никакие условности. Жесткий контроль за выполнением графика дежурства позволяет спасателям сохранять собранность, высокую активность, т.е. находиться в постоянной готовности к возможным предстоящим действиям в ЧС.

Большое значение в воспитательной работе со спасателями имеет коллектив и его традиции. Под влиянием коллектива человек вырабатывает свои убеждения и взгляды. Вот почему воспитание коллектива - одна из главных задач руководителя аварийно-спасательного формирования.

Немаловажная роль в воспитании спасателей принадлежит самовоспитанию. Заниматься самовоспитанием – значит требовать от себя повседневного проявления настойчивости, принципиальности, решительности, смелости.

Спасатели должны научиться анализировать и оценивать свое поведение, свои решения, находить результаты успехов и закреплять их, выяснять причины неудач, чтобы не повторять их в будущем.

Однако какая бы большая роль в системе психологической подготовки спасателей не отводилась самовоспитанию, руководитель АСФ должен помнить, что целенаправленная воспитательная работа с личным составом является наиболее эффективной в плане формирования психологической устойчивости.

Важной задачей психологической подготовки личного состава спасателей является развитие и совершенствование психологических важных качеств и прежде всего волевых качеств.

Управлять своим поведением в экстремальной ситуации трудно и очень сложно. Вот почему спасателям необходимо развитие прежде всего таких волевых качеств, как настойчивость и упорство, смелость и решительность, самообладание и выдержка.

Настойчивость и упорство - волевые качества, проявляющиеся в способности человека к волевому усилию, направленному на достижение намеченной цели в условиях длительно или повторно возникающих трудностей. Эти качества необходимы спасателю для успешного выполнения работы в экстремальной ситуации.

Смелость и решительностьвыражается в способности при трудных обстоятельствах принимать обоснованные решения и без колебаний и задержек претворять их в жизнь. Нередко о решительности спасателей судят только по тому, насколько быстро они предпринимают какие-либо действия в критической ситуации.

Самообладание и выдержкахарактеризуют способность человека управлять своим поведением. При проведении аварийно- спасательных работ спасатели сталкиваются с условиями, которые могут вызывать растерянность, чрезмерное волнение, несдержанность, подавленность.

Справляться с отрицательными эмоциями, регулировать свое поведение спасателям помогают выдержка и самообладание.

Спасатели, умеющие контролировать свои действия и поступки, всегда проявляют выдержку, хладнокровие, стойкость. Они находят правильный выход из самого трудного положения.

Волевые качества не являются врожденными. Они проявляются и развиваются только в процессе преодоления трудностей. При обучении спасателей такие трудности могут быть созданы на практических занятиях по специальной подготовке и учениях.

Психологическая подготовка будет успешной, если обучение спасателей осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Нельзя подготовить спасателей к эффективным практическим действиям одними разъяснениями, не дав им на себе прочувствовать особенности действия стресс-факторов, возникающих при ЧС.

Если обучение проводится слишком просто, то интерес к нему падает. Иное дело, когда на учениях спасатели ощущают значительное нервно- психическое напряжение.

Поэтому очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, непрерывной динамики, высокой скорости, неясности, новизны, опасности и риска, предельной сложности, длительных максимальных нагрузок. Эти факторы требуют от спасателей на занятиях и учениях активной работы мысли, напряжения ума и воли.

Каким же образом формируется психологическая устойчивость у спасателей?

Сущность подготовительного этапа, начинающегося с поступления сигнала о необходимости действовать, состоит в приведении в психологическую готовность эмоционально-волевых, умственных и физических компонентов. До спасателей необходимо довести суть и значимость их действий, общий план мероприятий, нацелить людей на предстоящее выполнение задачи.

Вместе с тем нельзя допускать излишней самоуверенности. Оценка ситуации должна быть по возможности объективной.

И, напротив, на психологическую неподготовленность указывают вялость, отсутствие энтузиазма и плохое настроение, скованность движений, замедленное реагирование на команды и замечания, равнодушие, молчаливость, раздражительность и т.п.

В этой ситуации многое зависит от эффективности инструктажа. При его проведении следует избегать формализма, который нередко создает у спасателей отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг.

Формирование групп спасателей должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей.

В целях формирования психологической устойчивости на подготовительном этапе (в режиме повседневной деятельности) могут использоваться различные приемы, такие как создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, а также использование тошнотворных и других резких и неприятных запахов.

При действиях в экстремальных ситуациях слово руководителя приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют значение и тембр голоса, и дикция. Речь руководителя должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздражительным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.