Нервно психические нарушения и психосоматические расстройства


Психосоматика – это течение в медицинской науке и психологии, заключающееся в изучении воздействия факторов психологического характера (эмоций, переживаний, чувств) на появление различных соматических недугов. Согласно этому направлению все человеческие патологии корнями уходят в психологические несовпадения стремлений души, подсознания человека и его дум. В рамках рассматриваемого течения изучаются взаимосвязи между личностными характеристиками (поведенческие стили, черты характера, конституциональные особенности) и определёнными телесными недугами. Иными словами психосоматика заболеваний является наукой, объединяющей в себе физическое тело и внутреннюю вселенную человека, его душу.

Причины психосоматики

Описываемая разновидность недугов объединяет в себе взаимодействие психических факторов возникновения патологии и физиологии. Психосоматика включает психические отклонения, проявляющиеся соматической симптоматикой и физиологические расстройства, обнаруживающиеся в сбоях психической деятельности либо развивающиеся, как следствие влияния психогенных аспектов. Статистические исследования свидетельствуют, что около 30% хворей порождены именно внутренним противостоянием, душевными травмами, а не воздействием бактериальной инфекции или вируса.

Телесные проявления, вызванные психосоматикой, часто отражают душевную проблему человека. Иначе говоря, психосоматическая симптоматика часто являет собой физические метафоры проблемных ситуаций психологического характера.

Классическими патологиями психосоматической направленности считаются:

Данный перечень сегодня значительно расширился. Современные медики убеждены, что внутренние проблемы нередко порождают даже раковые образования. Также к болезням психосоматики причисляют функциональные расстройства: параличи, аритмию, психогенную слепоту.


Главным этиологическим фактором, порождающим болезни психосоматики, считается внутренняя конфронтация, происходящая в человеческой душе. Помимо того причины психосоматики – это психологические травмы, подавленные эмоции (неумение проявлять гнев), алекситимия (неумение сформулировать в словесной форме собственные чувства), неспособность отстаивать личные интересы, вторичная выгода от недуга.

Наиболее встречаемыми факторами, вызывающими наступление рассматриваемой разновидности отклонений, считаются постоянно присутствующие стрессоры и пережитые травмы (перенесённые катаклизмы, потеря близкого, военные действия).

К внутренней конфронтации, порождающей психосоматику заболеваний, причисляют депрессии, гневливость, чувство страха, завистливость, ощущение вины.

Таким образом, психосоматика заболеваний возникает вследствие устойчивого эмоционального перенапряжения и хронического стресса. Отсюда более уязвимой категорией граждан являются обитатели мегаполисов. Хотя бытию каждого человека трудоспособного возраста всегда сопутствуют стрессы, вызванные противостоянием с руководством, семейными неурядицами, недопониманием коллег, ссорами с соседями, невозможностью комфортно добраться до рабочего места, перегруженность трафика, столкновениями в транспорте, постоянно присутствующей нехваткой времени, отсутствием своевременного отдыха, дефицитом сна.

Считается, что вследствие постоянного воздействия стрессоров, наибольший урон достаётся сердечно-сосудистой системе и органам пищеварительного тракта.

Интенсивные негативные ощущения, переживаемые человеком длительный период, также плохо отражаются на его здоровье. Особенно разрушающими эмоциями считаются страх, зависть, обида, тревога. Они убивают человека изнутри, постепенно изнуряя организм.

Ещё одним довольно частым фактором, порождающим психосоматические проявления, является самовнушение или внушение. Данный процесс развёртывается на уровне подсознания, информация о недуге принимается без критического оценивания.

Чаще от рассматриваемой категории заболеваний страдают инфантильные личности, субъекты, характеризующиеся замкнутостью, неустойчивой самооценкой, неуверенностью, зависимостью от внешнего оценивания. Базисом расстройств является аффективное напряжение, превалирование негативных эмоций, отсутствие умения заводить продуктивные межличностные взаимоотношения.

Также близкий контакт с нездоровым индивидом нередко порождает психосоматические симптомы. Основой здесь выступает бессознательное копирование.

Психосоматика заболеваний может развиваться вследствие чувства вины, ощущения ненависти к собственной персоне, стыда.

Патогенез

Причинно-следственная обусловленность соматической симптоматики психологическими проблемами личности весьма неоднозначна и во многом зависит от частных закономерностей, поэтому не существует единого патогенеза для всех недугов.

Ведь, что такое психосоматические заболевания? Это недомогания, порождённые внутренними проблемами. Проще говоря, это реагирование тела на думы человека, настроение его или эмоции. Поэтому можно выделить множество скрытых либо явных детерминант, обусловливающих развитие хворей, вызванных психосоматикой. Так, например, давно уже подмечено, что люди, постоянно прибывающие в стрессовом состоянии, инфекционным недугам подвержены больше, нежели лица, умеющие устранять психологическое напряжение.

При воздействии стрессора запускается механизм, активизирующий нервную систему, которая, в свой черёд запускает ответную реакцию – продуцирование гормонов, что приводит к дисбалансу биохимических процессов и, следовательно, к патологиям органов сбоям в функционировании различных систем.

Стресс характеризуется увеличением концентрации в крови глюкокортикоидов, подавляющих функционирование иммунной системы, предохраняющей организм от воздействия чужеродных организмов, проникающих извне, либо от собственных патологически изменённых клеток.

Учёными установлено, что при длительном воздействии стрессоров отмечается значительный спад лейкоцитов, играющих стержневую роль в защитной функции организма. Стресс, нарушая иммунную систему, оставляет организм без защиты.

Психосоматика заболеваний характеризуется сложным патогенезом, определяющимся такими факторами:

– неспецифической врождённой либо наследственной отягощённостью телесными нарушениями и патологиями;

– наследственной предрасположенностью к психосоматическим нарушениям;

– психофизическим состоянием при психотравмирующих событиях;

– особенностями травмирующих событий;

– наличием неблагоприятных семейных или иных социальных факторов.

Перечисленные факторы обуславливают возникновение психосоматических нарушений, делая людей более подверженными стрессам, препятствуя защите организма, способствуя телесным нарушениям.


Психосоматика заболеваний у женщин и мужчин фокусируется на их душевных переживаниях и подразделяется на такие типы:

– недифференцированное соматоформное нарушение, которому присуща утомляемость, утрата аппетита, боли;

– соматические расстройства, включают желудочно-кишечные проявления, утомляемость, боль, сексуальную, неврологическую и менструальную симптоматику;

– неопределённое соматоподобное нарушение, проявляющееся ложными признаками беременности: прекращение менструации, изменения груди, боли при физических нагрузках, рвотные позывы;

– конверсионное отклонение, включающее неожиданные приступы болезни, бессознательность, проблемы со зрением, потерю ощущения, обездвиженность некоторых частей тела, глухоту, состояние характеризуется невозможностью управлять собственными чувствами и контролировать двигательные акты, физические проявления служат инструментом, решающим социальные проблемы;

– ипохондрический синдром, обнаруживающийся в страхе, порождённым ложным убеждением, говорящем о том, что телесные проявления являются следствием опасного недуга, такие пациенты постоянно лечатся и посещают врачей, дабы доказать наличие опасного недуга;

– болевой синдром, проявляющийся болями в отдельных частях тела, препятствующие индивиду вести привычную жизнедеятельность;

– расстройство, обусловленное представлениями о деформации тела, включающее попытки любыми путями скрыть собственные несовершенства.

Современная трактовка патогенеза психосоматики заболеваний признаёт многофакторность их природы.

Таким образом, общую конфигурацию формирования психосоматических отклонений можно представить таким образом. При присутствии физиологической склонности к дисфункции определённого органа внешний стрессор порождает скопление аффективного напряжения, которое активизирует вегетативную систему и вызывает нейроэндокринный дисбаланс. Вначале трансформируется целенаправленность, т.е. скорость нейрогуморальной передачи, появляются нарушения кровоснабжения, потом возникает дисфункция органа. На ранних стадиях трансформации проистекают на функциональном уровне, поэтому характеризуются обратимостью. При систематическом продолжительном воздействии негативного фактора они преобразуются в органические, вследствие чего возникает поражение тканей.

Симптомы психосоматических расстройств

Клиника рассматриваемой разновидности расстройств характеризуется многообразием. Пациенты изъявляют жалобы на неправильное функционирование некоторых органов, боли, которые бывают различной локализации: суставные, загрудинные, головные, абдоминальные, мышечные. Инструментально-лабораторные исследования этиологии болевых ощущений не выявляют причинного фактора. Отдельные пациенты после психотерапевтического сеанса отмечают, что симптомы появляются по причине эмоционального напряжения, при перенесённом стрессе, конфликтных ситуациях.

Помимо того не менее частыми симптомами считаются возникновение одышки, учащение сердцебиения, приливов холода или жары, тяжести в конечностях, спине, озноба, изжоги, запора или диареи, головокружения, эректильной дисфункции, усталости, спада либидо, слабости, кашля или заложенности носа.

Согласно современным идеям к расстройствам психосоматической направленности относят конверсионные и функциональные симптомы, а также психосоматозы.

Конверсионная симптоматика подразумевает невротический конфликт, в результате которого возникает соматический ответ и происходит его переработка. Симптомы могут восприниматься в качестве стремления разрешить конфликт. Большей частью конверсионные проявления задевают органы чувств и произвольную моторику. Примерами считаются следующие недуги: истерические параличи, рвота, слепота или глухота психогенного характера, болевые феномены.


Перечисленным отклонениям сопутствуют внутреннее беспокойство, депрессивные настрои, проявления страха, нарушение сна, понижение концентрации и психическое утомление.

Психосоматозами называются заболевания, в основе которых находится первичное соматическое реагирование на определённое конфликтное переживание, обусловленное морфологически устанавливаемыми трансформациями и патологическими сбоями в органах. Недуги, порождённые органическими изменениями, считаются истинными психосоматическими нарушениями. Изначально выделяли семь психосоматозов, а именно язвенный колит, нейродермит, бронхиальная астма, гипертиреоз, эссенциальная гипертония, язва, ревматоидный артрит. Со временем данный перечень несколько расширился такими заболеваниями, как раковые новообразования и инфекционные недуги.

Таким образом, отвечая простым языком на вопрос, что это такое психосоматика, следует заключить, что данная категория расстройств включает заболевания, обусловленные психическим состоянием.

Лечение психосоматики

Психосоматические проявления поддаются коррекции. Терапевтическая стратегия обычно обусловлена этиологическим фактором. В простых случаях в лечении нет необходимости, достаточным будет разъяснения причин симптоматики. Нередко больного могут тревожить не сами проявления, а неясность причин, породивших клинику и подозрение на наличие серьёзного недуга. Поэтому, объяснив им, что за болезненными ощущениями или невозможностью глубоко вздохнуть, стоят не серьёзные патологии, а обычная тревога или стрессы.

Психосоматика не лечится фармакопейными средствами. Лекарственные препараты могут назначаться исключительно для ликвидации проявлений.

Таким образом, для коррекции возникшего состояния методы общего характера не приемлемы. Каждый пациент требует применения индивидуального подхода в лечении болезни, вызванной психосоматикой. Прежде всего, терапевту необходимо выяснить этиологический фактор психосоматического недуга. Здесь поможет психотерапевт. При этом не следует психосоматические проявления сводить к выдумке или симуляции проблемы. Психосоматические симптомы являются разрушительным процессом, требующим незамедлительного вмешательства.

Если описываемое расстройство обнаружено медиками у детей, то необходимо проверить душевное состояние у всех членов семейных взаимоотношений. Даже для возрастных пациентов для коррекционного воздействия их состояния следует привлекать родных. Работа психотерапевтов направлена на всю семью. Нередко они рекомендуют разрядить сложившуюся обстановку сменой профессиональной деятельности либо местожительства.

Нередко соматический аспект недуга таится очень глубоко, в связи с этим требуется проведение курса психотерапии. Сегодня доказана эффективность психотерапевтического воздействия в ликвидации бронхиальной астмы, болезней ЖКТ и различных аллергических реакций.

Чтобы излечить рассматриваемый недуг у взрослых лиц, нужно определить, какой конфликт существует внутри него. Необходимо проанализировать, чем обусловлено возникновение симптоматики, что предшествовало болезненным проявлениям, почему такое состояние зародилось именно сейчас, почему именно эта симптоматика либо недуг появились, понять о чём сигнализирует подсознание при усилении проявлений.

Особенно эффективными в лечении недугов психосоматики принято считать нижеприведённые методы современной психотерапии: гипносуггестивный, телесно-ориентированный, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческий и нейролингвистическое программирование.

Помимо психотерапии, действенными считаются фитотерапия, мануальная терапия, йога.


Ниже приведено несколько рекомендаций, позволяющих самостоятельно избавиться от рассматриваемого расстройства.

Прежде всего, следует осознать, что всё едино в человеке. Негативное мышление, злые слова, нездоровые стремления – всё вместе ведёт к ухудшению здоровья. И, наоборот, позитивные думы, здоровые привычки, положительные установки ведут к балансу, гармонии души и тела.

Далее рекомендуется наметить ряд прошедших и актуальных психологических сложностей и проблем в отношениях с окружением, миром, собственной личностью. Выделить из них наиболее значительные и часто возникающие. Попытаться почувствовать какие из этих проблем могут порождать болезненную симптоматику.

Также следует повышать психологическую грамотность, изучая различные материалы, касающиеся психосоматики.

Затем нужно постараться переформулировать проблему, вызвавшую недуг, в планы, стратегию, наметить цель. К примеру, человек страдает от близорукости, психологической проблемой здесь является боязнь будущего, неуверенность и нерешительность, тогда задачей будет – развитие уверенности, смелости, оптимистичного взгляда в будущее, а целью – наполненный любовью, радостный взгляд на сегодняшнее бытие, где будущее чудесно и хочется в него смотреть. Потом разработать стратегию достижения цели, разбив на задачи, поэтапно их отрабатывая, и начать действовать, непременно веря в собственный успех.

Главным правилом в борьбе с болезнями психосоматики является любовь к собственной персоне. Любые действия должны быть продиктованы исключительно любовью.

Часто люди не знают, как избавляться от отрицательных эмоций, поэтому просто-напросто начинают их скапливать в душе. А ведь за внутренним состоянием следует следить не меньше, чем за телом. Психосоматика является направлением психологии, осваивая которое можно исцелить душу вместе с телом. Порой недуги порождает отрицательное отношение к бытию сквозь призму эмоциональных реакций, возникающих с раннего детского этапа. Именно поэтому так важно суметь научиться управлять собственными чувствами.

Для этого рекомендуется практиковать дыхательную гимнастику, заниматься йогой, научиться медитации, а также проводить внутренний позитивной направленности монолог, дабы гармонизировать своё состояние. При возникновении беспокойства нужно постараться расслабиться и подумать, чем оно порождено. Если вас что-то беспокоит, расслабьтесь и задумайтесь об этом. Необходимо неизменно себя хвалить. Также следует дать себе возможность понять, что и эта ситуация, вызвавшая беспокойство, также разрешима, следовательно, не стоит тревожиться из-за неё.

Так, например, психосоматика женских заболеваний порождена нарушением женской самоидентификации и ощущения себя в качестве женщины. Также женские болезни могут являться следствием отношения прекрасной половины к родным мужчинам: отцу, брату, мужу. Проще говоря, негативные думы девушек и их чувства в отношении близких мужчин включают болезненные процессы в репродуктивной системе. Дабы избавиться от половых недугов, женщинам следует самосовершенствоваться, развивая в себе так называемые женские качества: сострадание, любовь, душевную теплоту.

Детские психосоматические расстройства считаются следствием родительских ошибок. Это либо результат неблагоприятного климата в семейных отношениях (конфликты, ссоры, ругань, насилие) либо кара за родительские грехи. Болезнь послана ребёнку, дабы родители осознали собственные ошибки и исправили их.

Поэтому лечение психосоматики у крох подразумевает психотерапевтическую работу с его семьёй. Прежде всего, психотерапевт определяет стиль родительского воспитания, модель их взаимодействия между собой и отношения к малышу. Здесь значима любая мелочь. Болезнь малыша может быть способом ребёнка сплотить родителей либо обратить их внимание на себя.

Исаев Д. Н.

Детская медицинская психология. Психологическая педиат­рия. — СПб.: Речь, 2004. — 384с., илл.

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ_ 7

СОМАТОГЕННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 7

Этиология и патогенез 7

Клиническая картина_ 9

Синдромы соматогенных нервно-психических расстройств_ 10

Особенности психических расстройств при общих нейроинфекциях, травмах мозга_ 11

Особенности психических расстройств при соматических заболеваниях_ 14

Особенности интоксикационных психотических расстройств_ 19

Типы, течение и последствия экзогенных психических расстройств_ 21

Профилактика и лечение 22

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У БОЛЬНЫХ НЕЙРОДЕРМИТОМ И ПСОРИАЗОМ_ 26

Клиника психических нарушений у больных нейродермитом_ 27

Клиника психических нарушений у больных псориазом_ 28

О ВОЛНОВОЙ ФОРМЕ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ У ПОДРОСТКОВ_ 31

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ_ 35

Дети от 3 до 7 лет 35

Дети от 7 до 12 лет 36

Дети от 12 до 14 лет 37

ГРИППОЗНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 40

БОЛЕЗНИ АДАПТАЦИИ, ИЛИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 44

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 44

Стресс и эмоциональный стресс, механизмы их развития 44

Социальное окружение 47

О утомления от длительной активности. 49

Психологическая защита и биологические процессы_ 53

Соматические изменения в процессе стресса_ 55

Патогенность стресса_ 58

Посттравматические стрессовые расстройства, расстройства адаптации_ 59

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И МОДЕЛЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 65

Понятие и патогенез психосоматических расстройств_ 66

Систематика психосоматических расстройств_ 68

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ГЕНЕЗЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 70

Школьные психосоциальные факторы_ 73

Родительское воспитание 73

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ_ 78

КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ_ 78

Основные составляющие внутренней картины болезни_ 79

Психосоматические ситуации, возникающие при хронических болезнях_ 86

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ (МУКОВИСЦИДОЗОМ) 88

О СООТНОШЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 91

СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 95

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРЖЕННЫХ РИСКУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ_ 99

ОТРЫВ ДЕТЕЙ ОТ СЕМЬИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В БОЛЬНИЦУ ИЛИ ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ_ 102

Фазы и типы адаптации детей_ 103

Адаптация детей, воспитывающихся в детском учреждении_ 104

Адаптация к больнице 106

Последствия отрыва от семьи. 108

Варианты отношения ребенка к госпитализации. 109

Пути смягчения отрицательных реакций ребенка на госпитализацию_ 110

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА_ 111

ОБ АСТЕНИЧЕСКОЙ СПУТАННОСТИ У ПОДРОСТКОВ_ 111

ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_ 117

Клинические проявления 118

Возрастные особенности депрессии_ 120

СОМАТИЗИРОВАННЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА_ 122

Проблема схематизации_ 122

Этиология и патогенез 124

Клиническая картина_ 125

Соматизация депрессий_ 126

Соматизация тревожных состояний_ 130

Соматизация при истерических расстройствах_ 132

Варианты соматизации при психотических расстройствах_ 133

ХРОНИЧЕСКИЙ БОЛЕВОЙ СИНДРОМ_ 135

Особенности переживания болевого синдрома детьми_ 136

Четыре группы болевых синдромов 137

Головная боль 138

Абдоминальная боль 139

Особенности детей, страдающих алгическими расстройствами_ 140

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ НА НЕПОЛНОЦЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ__ 141

ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ_ 144

Маниакально-депрессивный (аффективный) психоз 146

Умственная отсталость 147

Органическая неполноценность 151

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКИХ НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ_ 153

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ_ 153

Неврастения и неврастеноподобные синдромы_ 154

Истерия и истероподобные синдромы_ 169

Невроз навязчивых состояний и обсессивноподобные синдромы_ 176

СМЕРТЬ В МИРЕ ДЕТЕЙ_ 186

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ СМЕРТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И РЕАКЦИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОЦЕСС УМИРАНИЯ_ 186

Понятие о смерти в детском и подростковом возрасте 187

Страх смерти у детей_ 194

Умирающий ребенок 195

Реакция семьи на умирающего ребенка_ 202

Реакция семьи на смерть ребенка_ 204

Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников 205

Реакции ребенка на смерть 208

Факторы, препятствующие способности печалиться о потере 209

Реакция подростков на смерть родителя или члена семьи_ 214

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ_ 216

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ_ 220

Суицидальное поведение подростков 223

Группы повышенного риска_ 226

Мотивы, причины, поводы суицидального поведения 229

Пресуицидальный синдром и постсуицид_ 234

Концепции формирования суицидального поведения 235

Примеры суицидального поведения детей и его анализ 238

Демонстративные попытки самоубийства_ 243

Покушения детей на свою жизнь 244

Общие особенности суицидального поведения детей_ 247

Список научных и методических трудов Исаева Дмитрия Николаевича_ 260


ВВЕДЕНИЕ

В представляемой на суд читателя книге излагаются особенности психики детей при соматических заболеваниях, психосоматических и пограничных нервно-психических расстройствах. Обсуждаются также очень трудные и мало разработанные психологические проблемы танатологии и суицидологии детского возраста. Фактически в ней собраны многие разделы медицинской психологии, которые касаются вопросов, возникающих в клинике детско-подросткового возраста.

Автор надеется, что настоящая книга может послужить материалом к построению отечественной психологической педиатрии.

Структура и содержание настоящей книги в значительной степени были предопределены полувековым творческим путем автора, логика которого м то же время отражает и ход развития самой науки о психике и ее отклонениях у здоровых и больных детей и подростков.

Первый раздел книги посвящен психическим расстройствам, ослож­няющим соматические заболевания у детей и подростков.

Из-за трудностей изучения детей и подростков за пределами боль­ницы, почти неизвестны особенности психических отклонений при со­матических и инфекционных заболеваниях. Обладая собственным опы­том и обобщив достижения других исследователей в этой области, мы приводим эти материалы. Нами показано, что точная диагностика от­клонений психики при соматогенных и инфекционных болезнях и умение отличить их от других детских психических расстройств — ос­новное условие безошибочного понимания состояния больных детей и адекватной помощи им. Почти все детско-подростковое население в период эпидемических вспышек заболевает гриппом, а это может при­вести к незначительным или — реже — к более серьезным расстрой­ствам психики детей. В связи с этим здесь обсуждаются особенности этих расстройств. На примере некоторых заболеваний (нейродермит, псориаз, муковисцидоз и др.) проиллюстрированы психические про­явления, связанные с соматическими заболеваниями.

Второй раздел книги освещает болезни адаптации, или психосомати­ческие расстройства, у детей и подростков.

Предпринятое автором с начала 1980-х годов изучение психологии больного ребенка, т. е. внутренней картины болезни, выявило основ­ные факторы, участвующие в ее формировании. Заболевший ребенок рассматривается нами не только как личность, изменившаяся под воз­действием болезни, но и как индивид, оказавшийся из-за болезни в необычной жизненной ситуации, в которой нарушаются отношения между ним и окружающими его людьми. Здесь представлен итог работ и по этой проблеме.

С конца 1960-х годов многие наши исследования впервые после де­сятилетий замалчивания проблемы были посвящены психосексуаль­ному развитию и половому воспитанию. Мы приводим результаты ис­следования, касающегося сексуальных проявлений в клинической кар­тине пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте.

Третий раздел включает в себя работы, посвященные психическим расстройствам, встречающимся при разных заболеваниях детского воз­раста.

Из-за недостаточной изученности особенностей психических откло­нений в детском возрасте при разных заболеваниях и их важности, нам неоднократно приходилось обращаться к их исследованию. В этой свя­зи можно надеяться, что публикуемые здесь главы об одной из особен­но распространенных при соматических заболеваниях форм расстро­енного сознания (астенической спутанности) и о самых частых психи­ческих расстройствах — депрессиях у детей и подростков, а также о телесных симптомах, нередко возникающих при нервных и психичес­ких расстройствах (соматизации) будут полезными читателю. Специ­ального внимания, по нашему мнению, заслуживает хронический бо­левой синдром, достаточно часто создающий психологические труд­ности и у детей, и у подростков.

В четвертом разделе описаны психические расстройства, возникаю­щие у детей и подростков на неполноценной почве.

Начиная с 1960-х годов и в продолжение многих лет, предметом на­учного интереса автора и его коллег были психические расстройства, возникавшие на неполноценной психической почве, т. е. появляющи­еся у детей с врожденными отклонениями в психическом, сенсорном развитии и у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ре­зультаты этих исследований были важны для получения ответа на вопрос, как меняются преходящие психические и соматические откло­нения у детей с врожденными патологическими состояниями. Здесь обсуждаются расстройства психики, возникающие у детей и подрост­ков с общим психическим недоразвитием и зависящие как от его форм, так и от степени умственной отсталости.

Пятый раздел посвящен дифференциальной диагностике детских не­врозов.

Как педиатрам, так и клиническим психологам для распознавания нервно-психических расстройств, а также с целью назначения тера­певтических и реабилитационных мер следует уметь различать эту па­тологию. Именно стремлением к уточнению психопатологической ди­агностики определяется помещение здесь материалов по дифферен­циальному диагнозу неврозов у детей.

В связи с особенной опасностью современной жизни для детей, из-за распространенности у них болезней, страхов и мыслей о смерти, из-за все увеличивающегося числа детских и подростковых суицидов, а также из-за нередких смертей близких, автор с сотрудниками в тече­ние нескольких лет проводили изучение возрастных особенностей представлений детей о смерти. Кроме того, были исследованы непос­редственные и отдаленные последствия стресса смерти родителей для их детей. Изучалась также психология умирающего ребенка. На боль­шом контингенте детей и подростков проведен анализ их суицидаль­ного поведения. В этом разделе читатель найдет итог работ, посвящен­ных этой важной, но еще мало исследованной проблеме.

Деятельность педиатра, клинического психолога, практикующих и передающих свой опыт другим, является в самом лучшем смысле сло­ва общественным делом. Воспитание будущих специалистов и повы­шение квалификации уже имеющих требует постоянного и строгого этического ориентира. Мы надеемся, что в этой книге читатели найдут для себя сюжеты, полезные и в этом направлении.

По нашему мнению, в значительной степени содержание этого труда можно рассматривать как психологическую педиатрию. В определен­ной степени, это отчет о полувековых исследованиях автора и руково­димого им коллектива в области, отражающей, в частности, исследования последствий переживаний детьми стрессов, вызывающих изме­нения в психике и соматической сфере или приводящих, к нарушени­ям поведения, а также психических расстройств при соматических за­болеваниях.

На последних страницах книги с целью более подробной и точной информации о трудах автора и его сотрудников представлен список опубликованных работ.

Книга может заинтересовать детских неврологов и психиатров, со­циальных психологов и педагогов, а также всех, кто работает с боль­ными детьми.

Раздел 1

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.