Нервно психическое состояние пациента

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Фельдшерского отделения ____курса, группа___

I. Паспортная часть: ФИО Бармина Н.Л

Дата рождения 22.02.1976

П. Субъективное обследование

1.Жалобы:
на момент поступления: на боли постоянные приступообразные в правом и левом подреберье и правой боковой области после приема пищи, на постоянную тошноту, отрыжку воздухом, изжогу, горечь и сухость во рту, на снижение аппетита, слабость и снижение работоспособности, отеки нижних конечностей.
на момент курации: на боли в постоянные приступообразные в правом подреберье, сухость во рту, слабость, отеки.

2.Анамнез болезни
Считает себя больной 7 лет. Ранее алкоголизированная. В апреле 2014 поступила с в гастро отделение с диагнозом –цирроз печени,асцит, гепатоспленомегалия. В декабре 2015г экстренно госпитализирована СМП с кровотечением в 1 хирургическое отделение.В 15.12.2015 г 3 ст. рефлюкс гастрит.В январе 2016 г. Лежала в гастро отделение с синдромом портальной гипертензии.Гепатоспленомегалия.
Поступила 19.03 16 г в гастро отделение на СМП с жалобами на на боли постоянные приступообразные в правом и левом подреберье и правой боковой области, на постоянную тошноту, отрыжку воздухом, изжогу, горечь и сухость во рту, на снижение аппетита, слабость и снижение работоспособности, отеки нижних конечностей. Больная связывает ухудшение своего состояния с погрешностью в питание. Принимала препараты Гепа-мерц,Омез, Фуросемид , Верашпирон по назначению врача. Лечилась амбулаторно.

Наследственность не отягощена.Хронические заболевания-хр.бронхит, ЖКБ, хр.холецистит.
Травм нет. Вредные привычки –употребление алкоголя.
Туберкулез и венерические заболевания отрицает. Алергоанамнез не отягощен.
Проводилась гемотрансфузия в декабре 2015 г. без осложнении.
Состоит в браке.Детей нет. Беременности 0. Месячные не регулярны.

III. Объективные методы исследования

1.Осмотр
Общие состояние средней тяжести, вялое. Сознание ясное. Положение вынужденное.
Тип телосложения гиперстеник, конституция гиперстеник.
Кожные покровы и слизистые иктеричны, отеки на нижних конечностях до голеней. Подкожный слой 5 см.Волосы и ногти не изменены. Лимфоузлы не увеличены(околоушные, подчелюстные, надключичные, подключичные, подмышечные).Температура тела 38 .

2.Органы дыхания
Нос: форма носа не изменена, дыхание через нос не затруднено, отделяемых из носа нет.

Гортань: деформаций и припухлости в области гортани нет. Голос громкий.

Грудная клетка: форма грудной клеткиправильная.. Ширина межрёберных промежутков умеренная. Грудная клетка симметрична. Позвоночный столб без деформаций.. Экскурсия грудной клетки равна 6 см.

Дыхание: тип дыхания – грудной, живот в дыхании не участвует из-за выраженного асцита. Число дыхательных движений –20 в минуту. Дыхание ритмичное,поверхностное.

Пальпация:

При пальпации болезненность не отмечается. Эластичность грудной клетки не снижена. Голосовое дрожание симметрично с обеих сторон.
Перкуссия лёгких:

При сравнительной перкуссии определяется ясный лёгочный звук на симметричных участках легких.

Топографические ориентиры Правое лёгкое Левое лёгкое
Верхняя граница легких
Высота стояния верхушек спереди 3 см выше ключицы
Высота стояния верхушек сзади Остистый отросток VII шейного позвонка
Ширина полей Кренига 5 см
Нижняя граница легких
Окологрудинная линия VI ребро
Срединно-ключичная линия VI ребро
Передняя подмышечная линия VII ребро VII ребро
Средняя подмышечная линия VIII ребро VIII ребро
Задняя подмышечная линия IX ребро IX ребро
Лопаточная линия X ребро X ребро
Околопозвоночная линия Остистый отросток XI груд. позвонка Остистый отросток XI груд. позвонка

Дыхательная экскурсия нижнего края легких по лопаточным линиям – 5 см.

Аускультация:

Основные дыхательные шумы: на симметричных участках грудной клетки выслушивается везикулярное дыхание.

Побочные дыхательные шумы: выслушиваются хрипы..

Бронхофония: шепотная речь проводится одинаково над симметричными участками грудной клетки.

Осмотр шеи: наружные яремные вены и сонные артерии без видимых патологических изменений. Набухания вен шеи или усиленной пульсации сонных артерий нет.

Осмотр области сердца: При осмотре в области сердца, сердечного горба, патологической и атипической пульсации нет. Верхушечного и сердечных толчков не наблюдается, эпигастральная пульсация визуально не определяются.

Пальпация: При пальпации верхушечный толчок расположен в пятом межреберье на 2,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии, невысокий, умеренной силы, площадью 1-1,5 см2. Состояние вен и артерий в области шеи пальпаторно не изменено, патологической пульсации не выявлено. Пульс на обеих руках одинаков, ритм правильный, нормального напряжения и наполнения, частота пульса 78 ударов в минуту, пульсовая волна совпадает с ритмом сердечных сокращений. Дефицита пульса и пульсации артериол ногтевых фаланг нет.

Сердечный толчок: не определяется.

Эпигастральная пульсация: отсутствует.
АД-140/80

Перкуссия:

Относительная тупость сердца:
Границы Ориентиры
Правая Правый край грудины на уровне IV межреберья
Левая На 1 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии на уровне V межреберья
Верхняя Третье ребро по левой окологрудинной линии

Поперечник относительной тупости сердца 12 см.

Ширина сосудистого пучка 5 см.

Конфигурация сердца нормальная.

Абсолютная тупость сердца
Границы Ориентиры
Правая Левый край грудины
Левая 1 см кнутри от левой среднеключичной линии на уровне V межреберья
Верхняя IV ребро

Аускультация:

Тоны сердца ритмичны, приглушены, шумы отсутствуют. Число сердечных сокращений (ЧСС) – 76 уд/мин.

В первой точке аускультации 1 тон нормальной громкости, не расщеплен, не раздвоен, дополнительных тонов, шумов нет.

Во второй точке аускультации 2 тон нормальной громкости, не расщеплен, не раздвоен, дополнительных тонов, шумов нет.

В третьей точке аускультации 2 тон нормальной громкости, не расщеплен, не раздвоен, дополнительных тонов, шумов нет.

В четвертой точке аускультации 1 тон нормальной громкости, не расщеплен, дополнительных тонов, шумов нет

4. Органы пищеварения
Желудочно-кишечный тракт.

Стул 1 раз в сутки, умеренный, оформленный, коричневого цвета.

Язык влажный, обложен серо-желтым налетом. Зев розовой окраски. Миндалины не выступают за небные дужки. Слизистая оболочка глотки не гиперемирована, влажная, поверхность ее гладкая. Глотание и прохождение пищи по пищеводу не затрудненно, безболезненное.

Живот округлой формы, симметричный, увеличен в объеме за счет свободной жидкости в брюшной полости. Асцит. Подкожные сосудистые анастомозы выражены в эпигастральном отделе живота. Рубцов и грыж нет. Перистальтика не нарушена. Живот свободно участвует в акте дыхания..

При перкуссии живота отмечается тимпанит различной степени выраженности. Асцит – перкуторно умеренное количество.

При поверхностной ориентировочной пальпации живот мягкий, безболезненный. Напряжение мышц передней брюшной стенки, расхождение прямых мышц живота и грыжи белой линии отсутствуют. Пупочное кольцо не расширено. Поверхностные опухоли и грыжи не пальпируются. Симптом Щеткина-Блюмберга отрицательный.

При глубокой скользящей пальпации живота по Образцову – Стражеско – Василенко сигмовидная кишка пальпируется в левой подвздошной области цилиндрической формы, диаметром 2 см, плотноэластической консистенции с гладкой поверхностью, безболезненная, неурчащая. Слепая кишка пальпируется в правой подвздошной области в виде тяжа диаметром 2,5 см, безболезненная, смещаемая; поверхность ровная, гладкая; консистенция эластичная; урчащая. Остальные отделы толстой кишки не пальпируются.

При аускультации живота выслушиваются периодически возникающие кишечные шумы, связанные с перистальтикой кишечника.

Печень и желчный пузырь.

Живот симметричен, ограниченного выпячивания в области правого подреберья и ограничение этой области в дыхании не отмечается.

Размеры печеночной тупости по Курлову

По правой срединно-ключичной линии 18

По передней срединной линии 12

По левой реберной дуге 5

Верхняя граница абсолютной тупости печени:

По правой среднеключичной линии 6 ребро

Нижняя граница абсолютной тупости печени:

По правой среднеключичной линии 8 см. ниже края реберной дуги

По передней срединной линии 2 см. ниже основания мечевидного отростка

По левой реберной дуге на 1 см. кнаружи от левой окологрудинной линии.

Нижний край печени заострен, поверхность гладкая, консистенция плотная, болезненная.

Желчный пузырь не пальпируется. Болезненность при пальпации в точке желчного пузыря отсутствует. Симптомы Ортнера, Захарьина, Василенко, Мерфи, Георгиевского – Мюсси – отрицательны.

Живот симметричен, ограниченного выпячивания в области левого подреберья и ограничение этой области в дыхании не отмечается.

Размеры селезенки перкуторно 16\5

Селезенка не пальпируется.

Болей и диспептических явлений, связанных с патологией поджелудочной железы не предъявляет.

Поджелудочная железа не пальпируется.

5. Почки и мочевыделительная система

Мочеиспускание свободное, безболезненное. Моча соломенно-желтого цвета, без запаха, прозрачная. Наличие примесей крови в моче не отмечает.

Гиперемии и припухлости в области почек не обнаруживается.

Почки не пальпируются.

5.Костно-мышечная система
Мышечная система: Мускулатура развита умеренно, равномерно, симметрично с обеих сторон, признаков гипертрофии, атрофии отдельных групп мышц нет, тонус сохранен, болезненности при пальпации нет.
Костная система: Скелет без искривлении.
Суставы:при осмотре суставы нормальной конфигурации. Кожные покровы пои пальпации суставов их припухлости и деформации, изменений околосуставных тканей, а также болезненности не отмечается. Объем активных и пассивных движений в суставах сохранен полностью

6.ЦНС и эндокринная система
Эндокринная система.

Осмотр и пальпация.

При осмотре передней поверхности шеи изменений не отмечается. Экзофтальм не наблюдается. Щитовидная железа не увеличена, плотноэластической однородной консистенции.

Нервно-психический статус

Сознание ясное. Пациент адекватен, ориентирован в пространстве, уравновешен, общителен. Восприятие не нарушено. Внимание не ослаблено. Память сохранена. Интеллект средний. Мышление не нарушено. Головных болей, головокружений, обмороков нет. Сон не нарушен. Очаговая неврологическая симптоматика отсутствует. Органы чувств без особенностей. В двигательной сфере патологических изменений не выявлено.


Предварительный диагноз
Основное заболевание: цирроз печени в исходе хронического алкогольного гепатита с синдромом портальной гипертензии (асцит, гепатоспленомегалия, состоявшееся кровотечение из ВРВП).

Осложнения: состоявшееся кровотечение из ВРВП в декабре 2015.

План обследования пациента
Клинический анализ крови

1.Общий анализ мочи

3.Биохимический анализ крови - определение уровня АСТ, АЛТ, ГГТ, ЩФ, ХЭ, амилазы, альбумина, общего и прямого билирубина.

4.Общий белок и белковые фракции
5. Коагулограмма

6.Определение в крови HBsAg, HCVAb

10.УЗИ брюшной полости и почек
11.Копрология

Результаты лабораторно-инструментальных методов исследования и консультаций


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


Полноценное исследование нервно-психического статуса больного можно провести лишь в том случае, если врач прекрасно знает симптоматологию нервных и психических заболеваний, хорошо владеет специальными методами исследования, применяемыми в неврологии и психиатрии.

Распросс и беседа

В процессе беседы с больным выясняют также, не нарушено ли у него внимание и способен ли пациент длительное время сосредоточиваться на одном деле. Отмечают возможные нарушения памяти (на отдаленные или текущие события).

При расспросе больного на основании характеристики получаемых ответов можно сделать вывод и о состоянии его интеллекта, в частности, о соответствии интеллекта больного полученному им образованию. Обращают внимание на наличие или отсутствие различных нарушений мышления, которые могут выражаться в каких-либо бредовых интерпретациях, появлении сверхценных идей, навязчивых состояний.

Исследованию эмоциональной сферы больного помогает оценка его внешнего вида, одежды, выражения лица. Так, лицо больных, находящихся в депрессивном состоянии, выражает обычно тоску и печаль. При эмоциональной тупости больные становятся очень неряшливыми, безразличными ко всему. При маниакальном состоянии больные всем своим видом выражают приподнятое настроение, восторженность, неуемную радость.

Наконец, исследуя волевую или произвольную деятельность больного, отмечают особенности его поведения, определяют, как пациент (самостоятельно или по принуждению персонала) выполняет те или иные действия (в том числе умывание, прием пищи и др.), нет ли негативизма в поступках (когда больной делает противоположное тому, о чем его просят), нарушений нормальных влечений (усиления, ослабления и т.д.).

Выясняя возможные неврологические жалобы, в первую очередь обращают внимание на головные боли, которые могут нередко встречаться, в том числе и у больных с соматическими заболеваниями (гипертонической болезнью, при лихорадочных состояниях, интоксикациях и т.д.). Классификация головных болей достаточно сложна и предусматривает выделение различных типов цефалгии, т.е. головной боли (мигрснозного, сосудистого типа и др.).

При наличии жалоб больного на головокружение стараются выяснить, как часто оно возникает, является кратковременным (минуты, часы) или длительным, сопровождается ли тошнотой и рвотой, а также какие факторы вызывают его появление (повышение артериального давления, поездка в транспорте, подъем на высоту и др.). При этом следует иметь в виду, что несистемное головокружение (ощущение диффузного нарушения восприятия пространства) нередко наблюдается при анемиях, аортальных пороках сердца, гипертонической болезни, неврозах и т.д., тогда как системное головокружение (с ощущением вращательного движения окружающих предметов или самого больного в определённую сторону) связано обычно с поражением лабиринта или мозжечка.

При расспросе больных уточняют также наличие у них обмороков, являющихся самой частой формой кратковременного расстройства сознания. Обмороки рефлекторного, нейрогенного генеза могут возникать при длительном неподвижном стоянии, при резком переходе из горизонтального положения в вертикальное. Обмороки, связанные с развитием ишемии мозга, встречаются при нарушениях сердечного ритма (синдром Морганьи-Адамса-Стокса), аортальных пороках сердца, артериальной гипертонии, анемиях и т.д.

Расспрашивая пациента, выясняют также характер и продолжительность его сна, самочувствие после пробуждения. Часто у больных с различными заболеваниями (в том числе и терапевтическими) выявляются различные нарушения сна, к которым относятся затрудненное засыпание, повторное пробуждение среди ночи, раннее утреннее пробуждение, ощущение усталости и разбитости после сна, тягостные сновидения, патологическая сонливость и др.

Расстройства сна являются очень характерными для невротических состояний, но могут встречаться также и при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, особенно если они протекают с выраженным болевым синдромом, тяжелой одышкой и т.д. Патологическая сонливость наблюдается при различных эндогенных интоксикациях (например, при хронической почечной и печеночной недостаточности, сахарном диабете), но может также отмечаться при ожирении, утомлении, авитаминозах.

Детальное исследование всех XII пар черепно-мозговых нервов проводится специалистом-невропатологом. Все же и терапевт должен уметь обнаружить наиболее яркие симптомы, свидетельствующие о возможном поражении краниальных нервов. К ним, в частности, относятся жалобы на расстройства обоняния, снижение остроты зрения, нарушения центрального и периферического зрения, расстройства реакции зрачков на свет, аккомодацию и конвергенцию, неодинаковые размеры зрачков (анизокория), нарушения функции жевательных и мимических мышц (в частности, сглаживание носогубной складки, перекошенность рта), снижение слуха, нарушение равновесия и неустойчивость в позе Ромберга (в положении стоя с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки), расстройства глотания, наличие афонии (потери голоса), нарушение высовывания языка и др.

Различные нарушения двигательной сферы могут заключаться в ограничении или полном отсутствии активных движений, ограничении или, наоборот, избыточности пассивных движений, нарушении координации движений, повышении или снижении мышечного тонуса, появлении насильственных движений.

Важным разделом неврологического исследования является оценка рефлекторной сферы. При различных заболеваниях нервной системы отмечаются повышение или снижение сухожильных рефлексов (коленного, ахиллова и др.), уменьшение кожных рефлексов, появление патологических рефлексов (Бабинского, Россолимо и др.).

Существуют специальные приемы для выявления изменений болевой и температурной чувствительности. При этом сами больные могут жаловаться на снижение или полное отсутствие чувствительности в различных областях, появление участков повышенной чувствительности, разнообразные парастезии (ощущение ползания мурашек, стягивания, покалывания и т.д.). Указанные нарушения встречаются при полиневритах (например, у больных хроническим алкоголизмом), нейропатиях.

При расспросе отмечают возможное наличие тазовых расстройств (нарушения мочеиспускания, дефекации, половых функций), которые в ряде случаев имеют нейрогенную природу. Обращают внимание на расстройства речи и письма, которые могут выражаться в нарушении артикуляции (дизартрия), утрате способности читать (алексия) и писать (аграфия) и др.

Для оценки состояния вегетативной нервной системы применяют исследование дермографизма. Для этого концом стеклянной палочки наносят на кожу легкие штриховые раздражения. В норме у здоровых людей на коже сразу появляется белая полоска, связанная со спазмом капилляров. При более сильном нажиме образуется красная полоска, обусловленная расширением капилляров (красный нестойкий дермографизм). Возникающий в таких случаях длительный (стойкий) красный дермографизм будет свидетельствовать о снижении тонуса капилляров и их расширении. Напротив, длительный белый дермографизм указывает на стойкий спазм капилляров.


[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]



Патологическая тревожность и раздражительность могут создать человеку массу проблем.



Ускоренный темп современной жизни, усталость и стрессы — все это в итоге может стать причиной нервного срыва.



Чрезмерная тревожность негативно сказывается на качестве жизни человека, становясь причиной переутомления и плохого настроения.



Внезапное чувство паники является одним из распространенных симптомов нервных расстройств.



Твоя сила — спокойствие внутри! Препарат Афобазол® восстанавливает и защищает нервные клетки, снижая тревогу, беспокойство и раздражение.

Узнать больше.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Даже самый надежный механизм ломается от чрезмерных нагрузок: такой тонкий, сложный и хрупкий аппарат, как человеческая психика, не исключение. Увы, нервные расстройства сегодня отнюдь не редкость, и в этом нет ничего странного. Современная жизнь выдвигает массу требований, и мы, пытаясь им соответствовать, часто перенапрягаемся и испытываем стресс. А от постоянного стресса до нервного расстройства — всего полшага.

Нервное расстройство: что это?

Это — целая группа психоневрологических заболеваний, в число которых входят в первую очередь неврозы, депрессии, различные психосоматические нарушения. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как нервный срыв, — острую фазу нервного расстройства, например, невроза.

Нервные расстройства распространены шире, чем обычная простуда. Примерно 90% горожан хотя бы однажды с ними сталкивалась. Впрочем, вести статистику затруднительно, так как многие люди предпочитают переносить жизненные потрясения не обращаясь к врачам, не прибегая к психотерапии.

Опасность заработать нервное расстройство в современном мире просто огромна. Практически любой человек входит в ту или иную группу риска. В большей степени нервным расстройствам подвержены:

Конкретная симптоматика зависит от вида расстройства, однако есть общие признаки, которые проявляются почти у всех, кто страдает от расстройства нервной системы:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревога, мрачные мысли, страх перед будущим;
  • постоянная усталость, пониженная работоспособность, сонливость;
  • невозможность сосредоточиться, снижение внимания;
  • ухудшение памяти;
  • навязчивые мысли.

Нервные расстройства влияют не только на настроение и поведение, но и на весь организм в целом. Иногда физические признаки нервного расстройства возникают раньше, чем когнитивные, и именно они заставляют людей задуматься — а все ли в порядке? Ведь многие из нас привыкли не обращать внимания на свое душевное состояние, но ухудшение здоровья — другое дело. Чаще всего нервные расстройства сопровождаются:

Как правило, эти состояния — реактивные, иначе говоря, они возникают по вине неких внешних обстоятельств и переживаний. Однако иногда причиной их становятся не какие-то события и связанные с ними чувства, а эндогенные, или внутренние, причины, вследствие которых нарушается метаболизм и структура нервных клеток. Эти причины весьма разнообразны: от погрешностей диеты и нарушения всасывания некоторых витаминов, необходимых для нормального функционирования нервной системы, — до серьезных болезней эндокринной системы и онкологических заболеваний.

Нервные расстройства разнообразны, однако чаще всего люди сталкиваются с одним из нижеприведенных:

Так называют долговременное угнетение нервной системы — как правило, вызванное длительным стрессом. Выражается раздражительностью, пониженным настроением и снижением работоспособности. При неврастении люди часто жалуются на головные боли, слабость, бессонницу, невозможность сосредоточиться. Возбужденное состояние сочетается с вялостью и утомляемостью.

При этом типе нервного расстройства человек постоянно сосредоточен на каких-то тревожных мыслях и идеях. От бреда это состояние отличается тем, что идеи эти, в сущности, вполне реальны. Иными словами, человек, страдающий бредовыми идеями, боится, что его похитят инопланетяне, а при тревожном расстройстве он не может избавиться от страха потери работы, измены или болезни. К этому виду нервных расстройств относятся и разнообразные фобии. Следует отметить, что человек может понимать, что его страхи, скорее всего, беспочвенны, однако не может перестать думать о них.

Этот тип расстройств характеризуется внезапными и беспричинными паническими атаками — приступами неконтролируемого страха. Во время панической атаки человек испытывает необъяснимый ужас, он начинает задыхаться, возникает потливость, головокружение, страх смерти, тремор. Приступы продолжаются от нескольких минут до получаса, и в тяжелых случаях случаются ежедневно. При легком паническом расстройстве атаки могут происходить всего лишь несколько раз в год, однако человек постоянно ждет нового приступа и испытывает нервозность.

Несмотря на то, что большинство людей считают глубокую печаль главным признаком депрессии, это расстройство зачастую проявляется иначе. Депрессивное расстройство — это не столько печаль, сколько апатия, утрата интереса ко всему, что раньше казалось важным и интересным. Человеку в этом состоянии все кажется бессмысленным, он видит будущее исключительно в черных красках, склонен к самоуничижению. Депрессия часто сопровождается сонливостью или тяжелой бессонницей, потерей аппетита, резким набором или снижением веса.

Не являясь нервным расстройством в прямом смысле этого слова, ВСД тем не менее связана с подобными нарушениями. Вегетативная нервная система управляет работой всего организма. Это она регулирует давление и сердечный ритм, готовит мышцы к напряжению и пр. При нарушениях в ее работе эти механизмы срабатывают неадекватно ситуации — например, никакой опасности нет, однако тело реагирует так, будто она есть.

Наилучшим вариантом станет врач-психоневролог, в некоторой мере совмещающий функции невролога и психиатра. Если нет возможности записаться именно к этому специалисту, обращайтесь к психиатру или невропатологу. Первый занимается тем, что связано с настроением и самоощущением, второй — физическими проявлениями нервных расстройств, такими как бессонница, головная боль, нарушения концентрации.

Психолог и психотерапевт помогут лишь тогда, когда заболевания психики исключены, диагноз поставлен и основной целью является возвращение человека к нормальной жизни.

Нервные расстройства не возникают из ниоткуда — они всегда являются следствием либо долговременного стресса, либо каких-то заболеваний. Очевидно, что для полного излечения нужно бороться с причиной, то есть изменить свою жизнь (пересмотреть график работы, закончить бесперспективные отношения, научиться общаться с людьми) или вылечить основную болезнь. Однако это долгий процесс. Именно поэтому и разработаны различные средства для лечения собственно нервных расстройств — все эти методы позволяют облегчить состояние, пока идет борьба с корнем всех зол. Проявления нервных расстройств разнообразны, и лечение должно быть комплексным, только тогда оно даст желаемый и стойкий эффект.

Чтобы закрепить эффект терапии, необходимо пересмотреть весь образ жизни. В частности, обратить внимание на питание, добавив в рацион фрукты и овощи, богатые клетчаткой, сложные углеводы. Раз в полгода можно принимать курс витаминов. Сократите употребление чая и кофе, заменив их на соки и фиточаи, откажитесь от алкоголя и сигарет.

Приучите себя к физическим нагрузкам — даже если поначалу это будут всего лишь пешие прогулки. Если есть возможность, выберите для отпуска какой-нибудь санаторий — лучше всего один из тех, где лечат нервные расстройства. Две недели ежедневных расслабляющих процедур, правильно подобранная диета и вода с содержанием всех необходимых минералов — отличная профилактика нервных расстройств.


Исследование психического состояния следует начинать с краткого описания внешнего вида больного, обращая особое внимание на опрятность в одежде, прическу, макияж. Признаки запущенности и неряшливости могут наблюдаться при многих психических заболеваниях (депрессивных расстройствах, деменции, шизофрении).

При оценке двигательной активности следует обращать внимание на выражение лица, мимику, позу, походку пациента. Необходимо отмечать быстроту движений, их количество, наличие патологических движений. Бывает слишком мало движений, при которых отмечается бедность произвольных движений, мимики; заторможенность, при которой все движения замедленны; абулия – состояние безволия, при котором у больного отсутствуют спонтанные побуждения к деятельности; ступор, при котором пациент полностью обездвижен на фоне сохраненного сознания. Может отмечаться повышение уровня двигательной активности (гиперактивность), при которой движений слишком много; двигательное беспокойство, неусидчивость, связанные с тревогой; акатизия – неусидчивость, связанная с побочным действием нейролептиков. У пациента могут быть непроизвольные движения в виде тиков, хореических движений, а также, возникающие при приеме нейролептиков острая дистония (болезненная скованность и спазмы в теле), тремор и поздняя дискинезия, проявляющаяся повторяющимися и мучительными движениями.

Для оценки состояния сознания и самосознания пациента необходимо проверить его ориентировку в месте (Где мы сейчас находимся? Как называется это учреждение? В каком городе мы находимся?), времени (Какой сегодня день недели? Какое сегодня число, месяц и год? Какое время года?) и собственной личности (Как Вас зовут? Сколько Вам лет? Назовите свой год рождения, место рождения). Ответы больного необходимо дословно записывать, фиксируя любые данные о нарушении ориентировки.

Полная ориентировка в месте, времени и собственной личности свидетельствует о ясном состоянии сознания. Нарушение какого-либо вида ориентировки свидетельствует о частичной ориентировке или дезориентировке, что является главным признаком помрачения сознания (часто встречается при делирии, аменции, онейроиде).

Мышление пациента следует оценивать посредством его речи (или письма).

Следует обращать внимание на любые темы, к которым пациент многократно обращается во время беседы. Если не обнаруживается явных признаков чрезмерной озабоченности, можно спросить:

Что Вас больше всего волнует?

У Вас есть какие-либо мысли, которые Вы не в состоянии выбросить из головы?

Наличие у больного ложных суждений и умозаключений, не поддающихся разубеждению, носят название бредовых идей, которые будут подробно рассмотрены в курсе общей психопатологии.

Суицидальные мысли имеют особое значение для жизни больного. У пациента, который сказал, что жизнь его не стоит того, чтобы ее продолжать, следует спросить:

У Вас когда-нибудь возни кали мысли покончить с жизнью?

Вы планировали, что именно Вы должны сделать?

Суицидальные мысли наиболее распространены при депрессии, однако не ограничиваются только этим расстройством.

Для оценки нарушений мышления используются различные психодиагностические методики: методика классификации предметов, методика исключения предметов (Приложение 5, 6). При проведении указанных методик можно выявить нарушения мышления, при котором страдают его основные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, построение суждений и умозаключений.

О разноплановом мышлении можно говорить в том случае, когда пациент находит несколько логически обоснованных с его точки зрения вариантов решения задачи, характеризующихся, однако, опорой на латентный признак.

Исследование абстрактного мышления проводится для выявления его расстройств посредством понимания больным переносного смысла одной или двух пословиц.

Можно начать с примера:

Следует записать ответ; если он правилен – предложите более трудное задание:

Анализируя полученные ответы, можно обнаружить признаки конкретного мышления (встречается при сниженном интеллекте, при органическом поражении головного мозга), а также качественные нарушения мышления (которые могут указывать на шизофрению).

Исследование эмоционального состояния больного включает: субъективную оценку настроения и эмоциональных реакций данные объективного наблюдения, изучение функций вегетативной нервной системы.

Субъективная оценка больным своего настроения определяется при постановке открытого вопроса:

Какое у Вас настроение было в последнее время?

О чем Вы обычно думаете, когда у Вас такое настроение? Что Вы думаете о своем будущем? Бывает ли у Вас ощущение полной безнадежности, так как будто жизнь не стоит того, чтобы продолжать существование?

Настроение может быть повышенным, эйфоричным, что проявляется в соответствующем выражении лица, позе, степени подвижности.

Следует также обратить внимание на то, в какой степени колеблется настроение во время беседы, адекватны ли эти колебания содержанию беседы. Может иметь место эмоциональная лабильность, характеризующаяся выраженными, слишком быстрыми колебаниями настроения в соответствии с обстоятельствами и с утратой контроля (встречается при деменции, органических поражениях головного мозга).

Следует обращать внимание на возможное наличие раздражительности, внутреннего напряжения, тревоги, страха, апатии. Аффективные изменения обычно сопровождаются неустойчивостью функций нервной системы, повышение которых типично для всех психических расстройств, связанных с тревогой или страхом. Свидетельством этого являются холодные, влажные от пота ладони, учащенное сердцебиение и дыхание, сухость во рту.

Психодиагностическое исследование эмоционального состояния пациента включает достаточно широкий спектр психодиагностических методик. Нами приводятся две краткие шкалы оценки настроения, позволяющие определить наличие у пациента тревоги и депрессии (Приложение 7).

Для исследования внимания пациента (концентрационной функции, устойчивости, переключаемости), а также выявления истощаемости внимания, ему можно предложить следующие задания:

Назовите мне дни недели в обратном порядке, начиная с субботы.

Назовите мне месяцы года в обратном порядке, начиная с декабря.

Необходимо дословно записывать ответы больного, отмечая продолжительность выполнения каждого теста. При отсутствии у испытуемого нарушений внимания, он, как правило быстро и без ошибок выполняет эти задания.

Следующее задание отличается от предыдущих тем, что его выполнение в большей степени зависит от интеллектуальных способностей и уровня образования пациента:

Из ста вычитайте последовательно по семь и говорите результат.

Если пациента сообщает, что это слишком сложно, попросите его вычитать по три от двадцати.

Также для исследования сенсомоторных реакций и устойчивости внимания используются таблицы Шульте (Приложение 8).

Психодиагностика кратковременной памяти включает:

1. Фразы Стенфорда-Бине – тест на запоминание и непосредственное воспроизведение, в котором принимается во внимание интеллект. Объясните пациенту суть задания:

Я попрошу Вас запомнить предложение. Внимательно выслушайте и затем повторите как можно точнее.

Медленно прочитайте одно из приведенных ниже предложений, выбрав наиболее подходящее для данного больного, исходя из предполагаемого уровня интеллекта. Затем попросите пациента тут же повторить прочитанное. При неверном воспроизведении подберите более легкое предложение, при точном – предложите более трудное. Читайте предложение только один раз, медленно и четко. Ответ записывайте дословно.

Вот предложение, которое рассчитано на взрослых со сниженным интеллектом (оно успешно запоминается одиннадцатилетними в 50% случаев):

Вчера мы прокатились на машине по дороге, проходящей через мост.

Следующее предложение предназначено для взрослых с умеренно выраженным снижением интеллекта (успешно запоминается тридцатилетними в 50% случаев):

Самолет приземлился точно на приготовленной для него посадочной площадке.

Для взрослых со средним интеллектом:

Красноголовые дятлы подняли ужасный шум, когда пытались прогнать мальчишек от своего гнезда.

Для взрослых с высоким интеллектом:

В конце этой недели газеты опубликовали подробный отчет об экспериментах, проведенных выдающимся исследователем.

Объясните пациенту задание:

Я назову Вам имя и адрес воображаемого человека, а также название цветка, который ему нравится. Это обычное исследование памяти, которое проводится с каждым пациентом. Я хочу, чтобы Вы постарались запомнить все, что я скажу, и повторили сразу же, как только я закончу. Вот эти данные: Светличная Ирина; Харьков, улица Пушкинская, 118. Цветок – желтый нарцисс.

Теперь повторите все это.

Запишите имя и адрес, названные Вами больному, и его непосредственный ответ. Обратите внимание, что нужно запомнить девять единиц информации. При выборе имени и адреса избегайте очень распространенных имен (например, Иван Петров) или местных адресов, хорошо известных пациенту. Если больной сделал ошибку, прочитайте еще раз те же данные, и попросите повторить их снова. Продолжайте это до тех пор, пока больной не повторит все точно, и зарегистрируйте количество сделанных попыток. После того, как больной воспроизвел нужную информацию правильно, скажите ему:

Постарайтесь, пожалуйста, запомнить это имя и адрес – позже я опять попрошу Вас назвать их.

Затем начните проводить исследование памяти на отдаленные события, а через две минуты попросите больного повторить имя и адрес. На этот раз не исправляйте никаких ошибок. Еще через три минуты снова предложите повторить, каждый раз записывая ответы.

Большинство испытуемых могут безошибочно повторять имя и адрес немедленно после прослушивания и пять минут спустя. Три и более ошибки при повторении через пять минут дают серьезные основания предполагать клинически значимое нарушение памяти.

Психодиагностика долговременной памяти:

Можно исследовать память на недавние события, расспрашивая пациента о том, что происходило в его жизни на протяжении последних нескольких дней, а также о впечатлениях за этот период. Например, спросите:

Сколько времени Вы находитесь в больнице?

Кто Вас сюда доставил?

Вы можете рассказать о телевизионных передачах, которые Вы смотрели вчера вечером?

Проверьте память на отдаленные события, задавая вопросы о некоторых фактах из биографии больного, например:

Вы можете сказать, как называлось последнее оконченное Вами учебное заведение? А кто им руководил? Как его фамилия? Назовите дату Вашей свадьбы.

Ответы на вопросы о событиях общего характера, происходивших в прошлом (например, датах начала и окончания второй мировой войны или имена последних президентов), характеризуют скорее всего общую эрудицию, чем состояние долговременной памяти, и зависят от интеллекта и образования в той же степени, что и от памяти. Обычно используются следующие вопросы:

Вы можете перечислить мне пять крупных городов Украины?

А названия пяти фруктов?

Как фамилия премьер-министра?

Исследование интеллекта. В процессе беседы с пациентом складывается определенное впечатление об уровне интеллектуальных способностей на основе используемого им словарного запаса, сложности высказываемых концепций и правильно воспроизводимых фраз Стенфорда-Бине соответствующей степени сложности. Если все эти показатели согласуются с известным нам из анамнеза уровнем образования, а при выполнении описанных выше тестов не выявлено никаких признаков снижения памяти, то вряд ли буде целесообразно проводить специальное исследование интеллекта.

Если есть основания предполагать умственную отсталость, целесообразно применить простые тесты на сообразительность, например:

Сколько будет трижды девять?

Шестнадцать разделить на четыре?

Чем отличается забор от стены?

Если флаг развивается в сторону запада, то откуда дует ветер?

Серьезные затруднения при выполнении заданий может вызвать неграмотность. Если есть основания сомневаться в грамотности испытуемого, спросите у него:

Вы учились читать и писать в школе?

Вы не против прочитать мне отрывок из этой газеты?

Осознание и оценка пациентом своего психического состояния (критика к болезни), а также его причин редко бывают полными, могут быть частичными, а зачастую могут совершенно отсутствовать. С целью выяснения этого обстоятельства можно задать следующие вопросы:

Считаете ли Вы себя больным или здоровым человеком?

Нужно ли Вам, на Ваш взгляд, лечиться в данной больнице?

Правильно ли то, что Вы проходите здесь лечение?

Какая помощь, по Вашему мнению, Вам нужна сейчас?

Оценка степени осознания пациентом своего психического состояния очень важна с точки зрения организации его лечения. Больной, который не признает, что его суицидальные мысли являются симптомом излечимого заболевания с хорошим прогнозом, гораздо более склонен действовать в соответствии с ними - следовательно, он нуждается в усиленном наблюдении в условиях стационара. Если пациент с бредовыми идеями преследования не осознает, его страхи обусловлены заболеванием, - он может стать опасным для окружающих и более сильно подвержен риску травматизма. И напротив – от пациента, разделяющего мнение врача по вопросам лечения, можно ожидать, что он будет сознательно участвовать в лечебном процессе.

Общая схема исследования психического состояния пациента приведена в приложении 9.

С целью оценки успешности усвоения вышеизложенного материала предлагается решить следующие задания:

A. Сохранение информации

B. Воспроизведение информации

C. Забывание информации

D. Память не нарушена

E. Запоминание информации

Задание №17. Пациент З., 33 л., предъявляет жалобы на плохое настроение, тяжесть на душе, плохой сон и аппетит, связывая это состояние с сокращением на работе. Какой из психологических методик необходимо отдать предпочтение психологу для правильной оценки психического состояния больного?

A. Методика Ч. Д. Спилбергера

B. Корректурная проба

C. Методика запоминания 10 слов

D. Методика классификации предметов

E. Методика В. Зунга

Задание №18. Целью проведения психологического исследования б-го К., 29 л., предъявляющего жалобы на общую слабость, рассеянность, трудность усвоения новой информации, является оценка его внимания. Какой из перечисленных методик необходимо воспользоваться?

A. Методика Ч. Д. Спилбергера

B. Методика В. Зунга

C. Методика запоминания 10 слов

D. Методика классификации предметов

E. Корректурная проба

Задание №19. При осмотре б-го Н., 22 л., врач-психиатр заподозрил заболевание шизофренического спектра. С целью дифференциальной диагностики назначил целенаправленное исследование мышления больного. Какая из перечисленных методик решит поставленную задачу?

A. Корректурная проба

B. Методика запоминания 10 слов

C. Методика В. Зунга

D. Методика классификации предметов

E. Методика Ч. Д. Спилбергера

Задание №20. При обследовании пациента Н. 45 лет с помощью Ньюкаслской шкалы были получены такие результаты: семь балов из десяти. Про что свидетельствуют данные результаты?

A. Наличие депрессии

B. Наличие тревожного расстройства

C. Расстройства мышления

D. Расстройства внимания

E. Наличие органического поражения головного мозга

Если Вы сомневаетесь в правильности решения или Вас что-то беспокоит, ёще раз прочитайте данный раздел информации и снова попробуйте решить задания. Только правильное их решение говорит о том, что информация Вами усвоена, и Вы можете переходить к изучению следующего материала.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.