Нервно психическое здоровье дошкольников

Нервно-психическое здоровье дошкольника

Такие проблемы, как капризность, непоседливость, чрезмерная активность или, напротив, заторможенность, вялость, чаще всего обусловлены именно физической неготовностью ребенка к школе: незрелостью нервной системы, ее ослабленностью за счет чрезмерных для ребенка учебных или спортивных нагрузок. У таких детей часто меняется настроение, они раздражительны, могут быть агрессивны или, наоборот, застенчивы. У них часто бывают кошмары, навязчивые страхи (темноты, воды и др.).

При чрезмерных нагрузках и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны семьи у такого ребенка возникают нервно-психические расстройства.

Нервно-психические нарушения проявляются разнообразно: вялость, раздражительность, двигательное беспокойство, нарушения сна, ночное недержание мочи, заикание, тики и др.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Важно с пониманием отнестись к чрезмерно активному (гиперактивному) ребенку. Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания, рассеянны и не знают покоя.

Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается.

Только к 6-7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни. Поэтому все дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4-5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности.

Если ваш ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В дошкольном возрасте, как правило, он не ставится и особого беспокойства не вызывает. Гиперактивное поведение дошкольника соответствует его возрастным особенностям. Проблемы начинаются в школе. Ребенок отстает в учебе, проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, учителя жалуются на плохое поведение на уроках.

Основных причин у СДВГ две. Первая — неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Биологически мозг ребенка здоров, но функционирует он дисгармонично. В данном случае возбуждение распространяется по всей коре больших полушарий, что приводит к тому, что ребенок не может успокоиться, собраться, сконцентрировать свое внимание (не образуется устойчивая доминанта).

Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка. Если же отец и мать заботятся о нем, прислушиваются к нему, откровенно проявляют свою любовь, то СДВГ не приводит к серьезным нарушениям в поведении: ребенок неагрессивен, расслаблен, старается вести себя хорошо.

ОСЛАБЛЕННАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ)
Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать.

Таким детям необходим щадящий режим дня: дневной сон, лечебная физкультура, регулярное питание, длительные прогулки, активные игры. Занятия спортом должны быть умеренными. Учебные нагрузки по подготовке к школе – минимальны. При серьезных расстройствах – исключены.

В школе на подготовку домашних заданий должно отводиться не больше часа в день.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Малыши часто чего-то боятся: темноты, шума, собак. Но боятся по-разному. Например, абсолютно нормально, если ребенок просится к вам на руки, увидев огромную овчарку. Это скорее проявление осторожности, чем страха. Но если ребенок начинает плакать при виде таксы — пора идти к психологу.

Часто к страхам относят отвращение: страхи пауков, насекомых, грязи. Если объект, на который направлен страх, не может принести человеку смерть или нанести увечье, то речь, скорее, идет об эмоции отвращения. Часто она направляется на насекомых. Такие страхи редко наблюдаются у дошкольников, но у взрослых встречаются уже почти у каждого. Происходит это от неполноценного восприятия природы, когда объекты окружающего мира остались неизученными и малопонятными, а потому их живая деятельность не задевает вашего интереса.

Если вы боитесь насекомых, испытываете к чему-то чувство отвращения, вряд ли вы умудритесь не воспитать их в вашем ребенке.

Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны, страх — это признак неблагополучия в родительско-детских отношениях в той или иной степени. Чем сильнее страх — тем менее удовлетворена потребность ребенка в родительской любви.

Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью, когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам серый волк.

Если страх больше похож на панику, доставляет массу беспокойств вам и вашему ребенку, вы долго не можете успокоить малыша, — это признаки того, что необходима помощь специалиста.

Что делать, если у вашего ребенка есть такие нарушения? Обратитесь к специалистам. Индивидуальную программу лечения составит психоневролог. Психолог поможет установить отношения в семье, которые способствовали бы скорейшему выздоровлению и предотвратили появление нервно-психических расстройств вновь.

Если у вашего ребенка серьезные нервно-психические нарушения (например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью), лучше повременить со школой — начать обучение с 8 лет.

Что побеждает: болезнь или любовь?
Психологами проводился следующий опыт. Дети были разделены на 4 группы:
1. Со сложным темпераментом и с неблагополучием в отношениях с матерью (матери плохо заботились о детях, уделяли им мало внимания и ласки).
О сложном темпераменте ребенка говорят, если он родился с минимальными мозговыми дисфункциями. Такие младенцы плаксивы, капризны, долго не могут успокоиться и доставляют гораздо больше беспокойства своим родителям, чем дети с легким (здоровым) темпераментом.
2. Со сложным темпераментом и с благополучными отношениями с матерью.
3. С легким темпераментом (здоровые) и неблагополучием в отношениях с матерью.
4. С легким темпераментом и благополучием в отношениях с матерью.

Далее отслеживалось, насколько дети успешны в развитии, насколько они хорошо адаптируются в школе и т. п.
Несложно догадаться, что лучшие результаты показывали дети из 4-й группы, а худшие — из 1-й.

Но кто показал худшие результаты: те, у кого было неблагополучие в отношениях с матерью, или те, у кого были эмоциональные нарушения в силу особенностей нервной системы? Худшие результаты показали дети, отношение матерей к которым было незаботливым, грубым, невнимательным. Такие родители позволяли себе кричать на ребенка, ругать его, часто наказывали. Это не было жестокое обращение с детьми или абсолютное безразличие к ребенку. Нет. Такой стиль поведения родителей принят во многих семьях. Если нервная система ребенка функционирует нормально, то недостаток родительской любви сказывается на развитии ребенка, но при этом не создает серьезных проблем: пока не грянет подростковый возраст. Если же у ребенка есть какие-то нервно-психические нарушения, то неразумное поведение родителей приводит к катастрофе. Ребенок не контролирует себя, проявляет агрессивность, появляются навязчивые движения, тики, он боится всего вокруг, плачет по любому поводу.

Благополучные отношения родителей и детей — это отношения любви и свободы. В каждой семье были периоды, когда отношения родителей и детей становились разумными, свободными от страхов и заблуждений, творческими. Такие моменты мы называем счастьем.

Чаще обнимайте ребенка, разговаривайте, играйте, гуляйте, занимайтесь, учите, целуйте, боритесь, соревнуйтесь. Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем.

Помните: когда вы ругаете ребенка, позволяете себе кричать или, наоборот, не разговаривать, отчитывать со строгим взглядом, вы лишаете своего ребенка Любви, а значит, сами выстраиваете фундамент неуверенности в себе, агрессивности, безразличия.

Главная задача родителя — настолько разобраться в себе, настолько понимать своего ребенка, чтобы в любой момент быть наполненным любовью и одарить ею свое дитя.

Когда идти к психологу?
Психолог должен помочь вам в случае:

  • любых проблем в воспитании ребенка;
  • при любых конфликтах между вами и вашим ребенком;
  • гиперактивности;
  • ослабленности нервной системы (например, при восстановлении после длительной болезни);
  • страхах и отвращении;
  • застенчивости;
  • демонстративном непослушании (нарочно делает именно потому, что нельзя, например, ругается матом);
  • агрессивности, жестокости;
  • тиках, навязчивых движениях;
  • энурезе (недержании мочи); внезапно развившийся и усугублящийся энурез нуждается в ранней диагностике рака мочевого пузыря;
  • когда вы не уверены, что ваш ребенок достаточно интеллектуально развит (у него плохо развиты речь, память, внимание, ему с трудом дается решение задач и т. д.);
  • после пережитых ребенком серьезных физических заболеваний: травм, инфекций;
  • после пережитых ребенком психологических травм: чрезвычайное происшествие, сильный испуг, насилие и т. п.;
  • лживости, воровстве и др.;
  • когда вы не знаете, как воспитывать, не ругая, не срываясь, не наказывая чаще, чем это следует делать.

Когда идти к неврологу?
Невролог (невропатолог, психоневролог) — это врач, в задачи которого входит установление сохранности нервной системы. Если ваш ребенок пережил тяжелую травму или инфекцию, которая может повлиять на развитие его нервной системы, он будет длительно наблюдаться у невролога.

При серьезных отклонениях в нервно-психическом здоровье (СДВГ, навязчивые движения, сильные страхи) следует обратиться не только к психологу, но и к неврологу, который должен определить, нужно ли дополнительное медицинское (как правило, общеукрепляющее) воздействие или с нервной системой ребенка все в порядке.

Логопеды считают, что до 4,5 лет ребенок имеет право произносить звуки неправильно, так как он овладевает речью творчески, как бы исследует родной язык. Но если у вас есть сомнения, нормально ли развивается речь ребенка, лучше перестраховаться и посетить логопеда.

В любом случае, помните, что чем раньше родители обратятся к логопеду — тем легче и успешнее пройдут лечение и коррекция.

По материалам книги Д. А. Поповой "Как подготовить ребенка к школе"


Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением.

Психологическое здоровье детей строится на таких компонентах как:

Эти компоненты психологического здоровья обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических процессов, где важное место занимает мышление и память. Ребенок дошкольного возраста способен не только наблюдать за реальными объектами включать их в свою деятельность, но и устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в окружающем его мире и планировать свои действия.

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, других людях, о самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Это далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. В становлении личности ребенка очень важна роль взрослых которые окружают его (мамой, папой, бабушкой и другими). Научно доказано, что ребенок лишенный тесного общения со взрослым испытывает значительные затруднения в социальном развитии.

Например, такое случается когда взрослый ограничивается только формальным уходом за детьми, материальными благами, но исключают эмоциональное общение с ребенком.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семьях, наблюдается высокий процент психических нарушений, в т. Ч. Неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины нарушений лежат в сфере человеческих взаимоотношений.

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен чрезмерной загруженностью родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем и внутрисемейных конфликтов. Подобная дисгармония родителей негативно отражается как на развитии ребенка так и на его психике.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А. И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, нарушение в сфере детско-родительских отношений.

Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

Выделяют 4 типа семейного воспитания:

•авторитетный (принимающий, демократический) ;

•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) ;

•либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;

•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку) .

Авторитетный стиль

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Либеральный стиль

Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.

Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны.

При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

  • Терминология
  • Уровни психологического здоровья
  • Психологические аспекты здоровья дошкольников
  • Составляющие психологического здоровья дошкольников
  • Методологические основы, ориентированные на поддержку психологического здоровья
  • Факторы, сказывающиеся на психологическом здоровье дошкольников
  • Стили воспитания
  • Заключение

Развитие ребенка — сложный, многогранный и непрерывный процесс, условно подразделяемый на несколько периодов. Наибольший интерес у психологов вызывают дошкольники, входящие в возрастную группу 3-6 лет. Именно в эти годы малыши обзаводятся самосознанием, начинают чувствовать мир и осознают себя в качестве обособленной личности.

Терминология

Здоровье рассматривается в качестве комплексного феномена, объединяющего в себе множество разноплановых аспектов. Помимо медицинских показателей здоровье может быть охарактеризовано педагогическими, психологическими и другими признаками.

Уровни психологического здоровья

При оценивании состояния психологического здоровья наиболее востребован адаптационный подход. С этой точки зрения здоровым признается индивид, обладающий навыками успешной адаптации и не испытывающий трудностей в части налаживания контактов с окружающими людьми. В рамках данного подхода психологическое здоровье ассоциируется с динамическим равновесием двух сторон: человека и среды. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Исходя из этого были выделены три уровня психологического здоровья:

Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.

Плохие оценки в школе не обязательно означают лень или глупость ребенка. Возможно, он родился с нару .

Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход. Этим учащимся присущи два типа поведения:

Психологические аспекты здоровья дошкольников

Правильное протекание значимых для дальнейшей жизни ребенка процессов невозможно без общего психического развития, опирающегося на новую для организма систему психических функций. Из числа последних пристального внимания удостоились память и мыслительные навыки. Отныне ребенку подвластны как ориентация и осуществление важных на текущий момент действий, так и построение цепочки связей, объединяющей общие представления и понятия, выходящие за рамки личного опыта малыша.

Речь — гармоничное продолжение мыслительных процессов, пребывающих на стадии развития. До поступления ребенка в школу именно за этим навыком закреплена функция планирования и регулирования деятельности малыша. В этот период наблюдается пополнение словарного запаса и усвоение простейших принципов грамматического построения речи. От выражения обуревающих его в данную минуту желаний и комментирования конкретных событий ребенок переходит к размышлениям и беседам об окружающих людях, животных, растениях и т.д. Не последняя роль в этих мыслях отведена осознанию собственного "Я" и определению места в мире.

Все уже слышали о мировой эпидемии коронавируса COVID-19. Количество стран, где есть заболевшие, с к .

Сложно переоценить значимость влияния взрослых, ежедневное присутствие которых сказывается на протяжении всего развития дошкольника. Полноценное общение — залог нормального физического и психологического развития. Круг близких людей ограничен родителями, бабушками, дедушками и т.д. Именно они находятся рядом с малышом на ранней стадии жизненного пути и знакомят его с реалиями окружающего мира. Их губы произносят первые в жизни крохи слова. Под руководством родственников малыш учится взаимодействовать с предметами и овладевает навыками использования подвластных пониманию орудий деятельности. В недалеком будущем поддержка близких пригодится на этапе постижения сложной для восприятия системы человеческих взаимоотношений. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что детям, лишенным общения со взрослыми в первые годы жизни, впоследствии так и не удалось научиться ни полноценно говорить, ни полноценно мыслить. Не могла идти в подобных случаях и речь об адаптации в социальной сфере.

Преобладающая часть детей не испытывает недостатка заботы и внимания со стороны взрослых. В то же время даже в числе воспитывающихся в семьях малышей фиксируется существенный процент заболеваний психической направленности. Неврозы в печальном перечне занимают одно из ведущих мест. Их проявления зачастую связаны с социальными факторами, обусловленными особенностями взаимоотношений.

Составляющие психологического здоровья дошкольников

Сотрудники каждого дошкольного учреждения должны приложить максимум усилий для достижения жизненно важной цели, сформулированной тремя простыми словами. Как не трудно догадаться, речь идет о воспитании здорового ребенка. Приоритетность данной задачи подтверждена многочисленными исследованиями, на которые ушло несколько десятилетий. Развитым и здоровым детям не страшны вредные факторы среды, они демонстрируют отличную физиологическую и социальную адаптацию, не склонны к утомляемости.

В период дошкольного детства формируется база здоровья малыша, фиксируется интенсивность развития и роста, закладываются осанка и типовые движения. Эти дни отведены на приобретение базовых физических качеств, становление привычек и обучение навыкам, а также выработке черт характера, способствующих ведению здорового образа жизни.

Первоочередной для взрослых должна стать задача, связанная с формированием и поддержанием интереса к оздоровлению. Нельзя недооценивать благотворное влияние личного примера. Недаром именно за родителями закреплено закладывание основ не только интеллектуального и нравственного, но и физического развития ребенка, а сами родители удостоились звания первых педагогов, что отражено в п.1 ст. 18 Закона РФ.

Дети должны расти в дружелюбной и спокойной психологической атмосфере. Взаимопонимание и согласие рассматриваются в качестве основных аспектов взаимоотношений. Звучащая в присутствии малыша ругань чревата появлением невроза. В некоторых случаях наблюдается усугубление имеющихся нарушений нервной системы. Подобные проявления способствуют ухудшению защитных возможностей организма ребенка. В качестве лекарства, ориентированного на предотвращение пагубных последствий, прописано хорошее настроение и позитивное мышление. Психологи убеждены в том, что дошкольники в сутки нуждаются как минимум в восьми объятиях. Украшающая лицо взрослого улыбка учит ребенка радоваться, в то время как нахмуренный лоб и раздражительность вызывают у крохи чувства разочарования и вины.

Многие современные родители не только лояльно относятся к тому, что их чада смотрят фильмы далеко не .

Устранение нежелательных факторов воздействия — первый шаг, направленный на защиту детского организма. Второй предполагает создание условий, благоприятно отражающихся на повышении работоспособности и укреплении защитных сил. Благодаря правильно организованному режиму дня удается достичь оптимального сочетания периодов сна и бодрствования, предполагающих удовлетворение пищевых, двигательных и иных потребностей. Соблюдение режима приучает детей к дисциплине, настраивает их на определенный ритм и облегчает процесс овладения полезными навыками.

Помимо полноценного сна дети нуждаются в качественном питании. В рационе дошкольников должны присутствовать витамины А, В, С, Д и минеральные соли. Пищу целесообразно принимать в четко установленные временные интервалы.

Пребывание на свежем воздухе относят к наиболее эффективным разновидностям отдыха, зарекомендовавшим себя в качестве отличного средства восстановления работоспособности и восполнения ресурсов, израсходованных в результате выполнения определенных действий. Прогулки усиливают сопротивляемость организма, способствуя тем самым его закаливанию. Нормализация сна и аппетита — очередной важный аспект благотворного влияния проявленной на воздухе активности. Прогулки рекомендованы практически при всех погодных условиях, за исключением наиболее неблагоприятных. В число последних вошли сильные порывы ветра, обильный дождь, аномально высокая или низкая температура воздуха. Выбор одежды и обуви следует осуществлять с учетом гигиенических требований и климатических условий. Педагогам и родителям следует помнить о пагубности длительного пребывания в одной позе. Сдвинуть ситуацию в лучшую сторону удается за счет изменения места проведения игры, смены деятельности и т.д. Благоприятно зарекомендовало себя сочетание подвижных игр спортивного характера с неспешными прогулками.

Родителям и педагогам не следует забывать о том, что детство является особенным периодом. Важно учесть, что осуществляемая дошкольниками деятельность ограничена игровыми процессами. Отсутствие в жизни ребенка познавательных и развивающих игр отбирает у малыша детство. Нанесенная в эти годы травма аукнется как на этапе взросления, так и по его окончании. Недоигравшие в детстве дошкольники впоследствии могут испытывать проблемы с адаптацией в обществе, ощущать собственную неполноценность и демонстрировать неумелость в сфере выражения чувств.

Создание в семье подходящей для ребенка психологической атмосферы предполагает выполнение ряда условий:

  1. Дошкольники не должны присутствовать при скандалах и разбирательствах. Непосредственное участие в них считается и вовсе недопустимым. Выяснение отношений желательно отложить на период отсутствия ребенка.
  2. Построение взаимоотношений с малышом должно быть изначально основано на согласии и взаимопонимании.
  3. Пребывающим в стрессовом состоянии взрослым родственникам желательно уметь контролировать собственные эмоции. Многие родители не задумываются о том, насколько часто они выплескивают переполняющие их обиды и злость на ни в чем не повинного малыша.
  4. Окружающие дошкольника родственники и близкие должны осознавать важность проведенного с ребенком времени. В такие минуты можно развлечь малыша рассказами о запомнившихся моментах собственного детства, одержанных в тот период победах и постигших разочарованиях. Дошкольник должен иметь возможность высказаться. В ходе информативной для обеих сторон беседы можно дать ребенку несколько полезных советов и объяснить, по какой причине следует поступать именно так, а не иначе.

Методологические основы, ориентированные на поддержку психологического здоровья

В основе психологического здоровья заложены три ключевые составляющие: устойчивость к стрессам, духовность и гармония. Улучшение состояния психологического здоровья малышей является приоритетной задачей и для родителей, и для сотрудников дошкольных учреждений. Степень успешности ее выполнения зависит от эффективности задействованных методологических основ. В числе последних можно выделить:

Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись .

Факторы, сказывающиеся на психологическом здоровье дошкольников

В отнесенных к психологической литературе материалах определены факторы, воздействующие на психологическое здоровье детей. Преобладающей их части присущи социально-психологические, социально-экономические и социально-культурные черты.

К факторам социально-культурного аспекта причисляют факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения. Сверх меры загруженные родители, пребывающие в нервном напряжении, обрастают личностными проблемами, решение которых невозможно без наличия соответствующих знаний. В ходе проведенных исследований выяснилось, что многие взрослые не в состоянии справиться с внутриличностными конфликтами самостоятельно. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что большинству из них неведомы возможности психотерапевтической и психологической помощи. Пребывающие в состоянии личностной дисгармонии родители негативно влияют на неокрепшую детскую психику.

Родители маленьких детишек в России не очень много знают о предметах для обеспечения детской безопас .

Из факторов социально-экономической направленности следует выделить те из них, которые ухудшают эмоциональный климат в семье и угнетают психику домочадцев. Помимо занятости родителей и неподходящих жилищно-бытовых условий малыши могут страдать и из-за раннего выхода мамы на работу, сопровождающегося определением ребенка в ясли или передачей крохи на попечение няни. Для не достигших трехлетнего возраста детей разлука с матерью выступает в качестве психотравмирующего события, влияние которого может ощущаться на протяжении нескольких лет.

Стремление к независимости демонстрируют в основном дети, переступившие трехлетний порог. Именно в этот период малыши начинают потихоньку избавляться от родительской опеки и переключают часть своего внимания на сверстников, общение с которыми проходит в рамках совместных игр. Из-за этой особенности рекомендовано отдавать детей в детский сад после празднования третьего по счету дня рождения. При таком подходе риск нанесения урона психическому здоровью крохи сведен к минимуму.

Группа социально-психических факторов освещает нарушения в сфере отношений родителей и детей, изучает противоречия в семейных отношениях и несоответствия, фиксируемые в рамках семейного воспитания. Детальное рассмотрение возникающих внутри семьи разногласий позволяет определить причины и суть конфликтов, после чего можно приступать к поиску наиболее подходящего в данной ситуации коррекционного решения.

Стили воспитания

Многие специалисты убеждены в том, что психологические показатели состояния здоровья дошкольника отражают избранный родителями стиль воспитания и тип установившихся в семье взаимоотношений.

Контролирующий стиль воспитания основан на закреплении за родителями функции контроля поведения детей. Ограничение любого вида деятельности сопровождается разъяснением сущности запрета. Воспитываемые в таких условиях дети прислушиваются к словам взрослых. Они не склонны к агрессии и проявлениям решительности.

Отличительная особенность демократического стиля — высокий уровень восприятия ребенка. Взрослые не испытывают проблем при вербальном общении с малышом. Родители и родственники воспринимают кроху в качестве самостоятельной единицы, демонстрируя в то же время готовность оказания помощи в нужный момент. Воспринимаемые с данной позиции дети с легкостью находят общий язык со сверстниками. Они не позволяют манипулировать собой, что не мешает им предпринимать попытки установления контроля над другими дошкольниками. Как правило, такие малыши хорошо развиты в физическом плане. В некоторых ситуациях они могут проявлять агрессию.

Многие родители не уделяют большого внимания першению в горле у ребёнка. Но иногда оно является симп .

Смешанный стиль воспитания развивает в детях склонность к послушанию. Их фантазия пребывает на низком уровне. Любопытство и агрессия таким малышам не свойственны. Вместе с тем дошкольников можно назвать эмоционально-чувствительными.

Заключение

На дошкольный возраст приходится весомая доля детей, страдающих от разнообразных психологических заболеваний. Нуждающиеся в психопрофилактике дошкольники испытывают потребность в налаживании отношений с родителями. Взрослые должны стремиться понять ребенка, уметь заглянуть в его внутренний мир, знать о его переживаниях и проблемах.

Соблюдаемый в семье режим дня не должен противоречить нормам дошкольного учреждения. Укреплению психологического здоровья малыша способствуют пешие прогулки, активные игры на свежем воздухе и закаливание.

Растущие в честности и терпимости дети учатся понимать других. Ненависть и замкнутость — вполне ожидаемые следствия постоянной критики и периодического высмеивания. Окружающие ребенка упреки и вражда — причины роста чувства вины и склонности к агрессии. Атмосфера понимания и дружелюбия побуждает малыша к поиску проявлений любви в окружающем мире. Родителям и педагогам следует помнить о том, что истоки веры в людей кроются в безопасности ребенка, умение ценить себя произрастает из оказанной в детстве поддержки, а благородство является следствием достаточного количества полученных в дошкольные годы похвал.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.