Нервно психического здоровья детей школьной адаптации



Содержание:

  • Адаптационный период
  • Этапы адаптации
  • Особенности адаптации первоклассников
  • Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену
  • Виды адаптации
    • Социально-психологическая адаптация
    • Физиологическая адаптация
  • Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители
  • Условия для успешной адаптации
    • Признаки успешной адаптации
  • Общие рекомендации для родителей
    • Советы психолога
    • Медицинские рекомендации

Адаптационный период


Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников


Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену


Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Виды адаптации


Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.


С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители


Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:


Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Условия для успешной адаптации


К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.


Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей


Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.


Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:


  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.

ГБОУ школа-интернат №31

По данным исследователей Института мозга Российской академии наук, в нашей стране каждый третий взрослый нуждается в психологической поддержке. В настоящее время признаётся, что многие психические расстройства произрастают из детского возраста.

Мы живём в эпоху социальных и образовательных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка люди способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, что позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Говоря о здоровье школьника, психологи выделяют психическое развитие на всех этапах детства в проявлении умственных, эмоциональных, личностных показателей.

Исходя из вышесказанного, можно отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей в условиях школы. Какие же препятствия встают на пути успешного его формирования?

Уровень психического здоровья человека определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

Поскольку психическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребёнка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребёнка к социуму. Можно выделить несколько уровней психического здоровья ребёнка.

Ирина Владимировна Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, выделяет три уровня психологического здоровья ребенка.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности (5-7%).

Таким образом, прежде всего, необходимы достаточная компетентность и неравнодушие педагогов, умение замечать, видеть и чувствовать каждого ученика для своевременного отслеживания состояния психического развития учащихся.

На примере нашей коррекционной школы достаточно трудно размышлять о сохранении психического здоровья, поскольку все учащиеся изначально имеют сенсорные и органические нарушение центральной нервной системы, которые существенно влияют на все стороны развития. Большинство из них относится к третьему уровню психического здоровья, что затрудняет не только работу педагогов, усвоение учебного материала, но и затормаживает весь процесс адаптации. Для каждого из них требуются определённые условия, индивидуальный подход. А в связи с интеллектуальными и сенсорными нарушениями также затруднена диагностика общего психического развития. Поэтому для достоверности полученных результатов чаще всего требуется значительно больше времени, чем при работе с другими детьми.

Результаты исследования адаптации учащихся 1-х классов.

В исследовании приняло участие 26 первоклассников

Оценка актуального психоэмоционального состояния ребенка дала следующие результаты (Диаграмма ):

В этом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета, что дает цветовую шкалу приемлемости шести цветов (цветовой градусник):

- у 88% учащихся (23 чел.) цветовой градусник не содержит инверсии – преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние в норме, дети находятся в состоянии психофизического благополучия, которое характеризуется оптимизмом и активностью в преодолении трудностей. Адаптация протекает нормально.

- у 12% учащихся (3 чел.) цветовой градусник содержит инверсии – преобладание отрицательных эмоций, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение может свидетельствовать о нарушении адаптационного процесса.

Оценка актуального психоэмоционального состояния уч-ся 1-х классов.

Переход ребенка из детсада в школу психологи характеризуют как особо сложный в его эмоционально-личностном развитии.

Классическая педагогика, многочисленные публикации последних лет, практика школьной жизни, профессиональный и родительский опыт убеждают нас в том, что учеба должна приносить детям радость, желание познавать мир и протекать на фоне положительных эмоций, исключая психотравмирущие ситуации. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть подчинены цели создать в классе психологический комфорт. Школьнику должно быть радостно каждое утро идти в школу, приятно и комфортно в классе, на уроке — тогда и результаты будут лучше, а личность будет развиваться всесторонне и гармонично.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

О роли школы в формировании нервно-психического здоровья учащихся написаны многочисленные статьи и монографии, авторами которых нередко являются педагоги и психологи. Это показатель того, что проблема нервно-психического благополучия школьников, а вернее — его отсутствия, видна невооруженным глазом. Ее актуальность подтверждается данными о состоянии нервно-психического здоровья детей.

Один пример. Так, уже на начальной ступени обучения в структуре морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний современных младших школьников второе место принадлежит нарушениям нервно-психической сферы, причину которых, по мнению многих исследователей, следует искать и в школьной жизни в том числе. Сегодня есть все основания считать эти нарушения здоровья наряду с нарушениями опорно-двигательной системы и близорукостью школьно-обусловленными.

Психологической дискомфорт в школе проявляется в ухудшении успеваемости детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский указывал на то, что у 85 % всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Как справедливо указывает педагог и исследователь Г.Ю. Ксензова, педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, боязнь оказаться несостоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. Стремление к доминированию, властолюбие нередко служит оправданием самых благих педагогических намерений. Последствиями авторитарной, принудительной педагогики можно считать и тот факт, что, по данным Министерства образования и науки РФ, 40 % детей не хотят ходить в школу, 50 % учащихся не удовлетворены своими знаниями и только 10 % радуются встрече с учителями. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, все чаще присутствуют в психологическом портрете детей дошкольного и школьного возраста.

Причина прогрессирующей невротизации школьников, по мнению многих авторов, заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. Болезненные переживания ребенка в связи с унизительными эпитетами, страхом оказаться несостоятельным на фоне сниженных функциональных возможностей и большой учебной нагрузки способствуют формированию болезненных нарушений психики. По этой причине существенная доля детских неврозов имеет дидактогенную природу.

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ?

Несмотря на накопленные отечественной педагогической наукой технологии и методы преподавания, в большинстве школ России доминирует авторитарный стиль обучения. Между тем для авторитарной педагогики характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка.

Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка. Дети, которых учитель все время осуждает, порицает, стремятся избегать контактов со своим наставником, стараются привлекать как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается не только частичным, но и полным исключением ребенка из учебной работы, способствует деформации его характера, формированию таких черт, как робость, пассивность, скрытость.

Для авторитарного педагога командный и громкий голос один из основных способов показать свое превосходство над подопечными, повысить свой социальный статус. Между тем самый комфортный для человека уровень шума — 10 дБ. Так журчит ручей и шумит листва. Обычный разговор спокойным тоном — это 40 дБ, 70 дБ — это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного действия.

Родителям на заметку. Авторитарный, эмоционально несдержанный, повышающий голос преподаватель способен нанести серьезный вред нервно-психическому здоровью ребенка. В итоге интерес школьников к учебе заметно падает, возникает страх быть публично осмеянным, да и общий уровень здоровья снижается.

В санитарных правилах, регламентирующих жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, нормируемый уровень шума составляет не более 60 дБ. Следует сказать о том, что у людей, регулярно подвергающихся воздействию шума, чаще возникает не только тугоухость, но и такие серьезные недуги, как язвенная болезнь, гипертония, неврозы. А у тех, кто уже обзавелся этими и другими хроническими заболеваниями, сильный шум может вызвать их обострение. Это касается не только детей, но и самого кричащего. Замечено, что у кричащего педагога начинают кричать ученики, вольно или невольно перенимая стиль общения.

ВЗАИМОУВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ — ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

Нелегкая профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77 % рабочего времени и требует выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости, особенно в современном мире, когда большинство школьников имеет нарушения в состоянии здоровья. От педагога, особенно начальных классов, во многом зависит отношение школьника к учебе и школе вообще.

Результаты наших наблюдений в одном из классов начальной школы, где занятия вела учительница с ярко выраженным авторитарным стилем преподавания, подтверждают негативное влияние такого рода педагогических воздействий на состояние здоровья и самочувствие детей.

Психологический дискомфорт, который испытывали учащиеся на уроках в классе авторитарного педагога, снижал продуктивность учебы, увеличивал затраты времени на подготовку уроков, создавал дефицит сна, сокращал время прогулки. Следует отметить, что дети из этого класса характеризовались психологом как обладающие высоким развитием школьно-необходимых функций и до прихода нового авторитарного педагога этот коллектив отличался наиболее высокими показателями по сравнению со сверстниками других классов.

А ведь повышенная чувствительность организма младших школьников к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, приводит к снижению работоспособности, накоплению утомления, повышению уровня их невротизации и, в конечном счете, создают идеальные условия для развития нервно-психических заболеваний.

Однако характеристики психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами.

Акцент на доброжелательном, уважительном и справедливом отношении к ученику — важная составляющая профилактики нарушений как в состоянии здоровья детей, так и педагогов. Кроме того, вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе должны занять свое место при проведении повышения квалификации учителей и быть одним из важных критериев при оценке проводимых в российских школах инновационных преобразований школьного образования.

В.Р. КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям:

2. Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей. Для этого разработан специальный опросник для родителей [1].

3. Динамика нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится педиатром или психологом 1 раз в неделю).

4. Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.

5. Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.

6. Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

Медицинская сестра ДОУ еженедельно должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней – у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1–2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода – не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ

Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Для ребенка с затрудненной адаптацией к ДОУ рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений [2]. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование.

Для детей со сниженным иммунитетом рекомендуется использовать растительные адаптогены (элеутерококк, аралия, китайский лимонник) в виде настоя или экстракта из расчета разовой дозы 1–2 капли на год жизни (но не более 10 капель) 2–4 раза в день (развести в молоке), курс – 10–15 дней. Использование адаптогенов не рекомендуется детям с гипертоническими реакциями, нарушениями сна и гиперактивностью. Для повышения неспецифической резистентности рекомендуется прием аскорбиновой кислоты и витаминов А и Е в профилактической дозе в течение 10–15 дней. С целью улучшения фагоцитоза и белкового обмена (особенно у детей с дефицитом массы тела) целесообразно применение оротата калия из расчета 10–20 мг на 1 кг массы тела за 2–3 приема в течение 10–20 дней, эндоназальное введение интерферона, лизоцима, оксолиновой мази [1, 4]. В случае отсутствия терапевтического эффекта целесообразно назначение фармацевтических иммуномодуляторов с учетом возраста и сопутствующих заболеваний ребенка. Рекомендуется использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. Обязательное УФО детей должно проводиться в районах севернее 57,5° северной широты и в районах со значительным загрязнением атмосферного воздуха [4, 7]. При наличии физиотерапевтического кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации). В занятия по физическому воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки) [4].

Естественным регулятором состояния воздушной среды являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют состав воздуха, повышают содержание кислорода. Всероссийским НИИ лекарственных и ароматических растений разработаны и апробированы специальные фитомодули для образовательных учреждений [4]. Предложены четыре варианта композиций (табл. 1).

Таблица 1. Фитомодульные композиции

Композиция 1 Композиция 2 Композиция 3 Композиция 4
Хлорофитум-1 Базилик Кипр-1 Мята Кипр-2 Мелисса-1 Герань душистая-1 Пилея-1 Пеларгония-1 Каланхое-1 Гипоэстер-3 Базилик Кипр-2 Спатифиллум-1 Базилик Кипр-2 Мята Кипр-2 Мята Кипр-2 Мелисса-1 Пеларгония-1 Ректантера-1 Спатифиллум-1

При использовании комнатных растений следует размещать их так, чтобы не ухудшалась инсоляция и освещенность в групповых помещениях. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Более высокие растения рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65–70 см от пола [7].

С целью нормализации метаболических процессов в центральной нервной системе рекомендуется применение витаминов В1 и В2, липоевой и пантотеновой кислот в профилактической дозе на протяжении 10–15 дней. Индивидуально по назначению педиатра (с учетом аллергических реакций) возможно использование кислородно-витаминных коктейлей, поливитаминных препаратов. Необходимо следить за соблюдением рационов питания, разработанных для ДОУ, так как в них подобрано оптимальное соотношение пищевых веществ, витаминов и микроэлементов для детей различного возраста. По назначению педиатра допускается применение биологически активных добавок к пище, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение, зарегистрированных в Федеральном реестре Минздрава РФ и предназначенных для использования в питании детей ясельного и дошкольного возраста [7].

Для детей с патологией носоглотки и гипертрофией лимфоидной ткани рекомендуется эндоназальное введение ряда метаболитов - ингаляции 4%-ного раствора пантотената кальция, ионофорез липоевой кислоты, тепловлажные ингаляции с настоем эвкалипта, шалфея, отваром коры дуба [4].

Для уменьшения психоэмоционального напряжения и коррекции выраженных эмоционально-поведенческих реакций могут быть рекомендованы седативные средства растительного происхождения, глицин, янтарная кислота. Для детей раннего возраста могут применяться ванны с использованием отваров валерианы или пустырника [1].

В случае диагностики неблагоприятного течения адаптации ребенок должен быть поставлен на диспансерный учет, а при невозможности посещения ДОУ медико-психологическая реабилитация должна быть продолжена в поликлинике по месту жительства. После ее завершения можно попытаться записать ребенка в другое ДОУ либо в группу кратковременного пребывания детей, либо организовать воспитание в учреждениях дополнительного образования с учетом возраста ребенка. Сведения о неблагоприятной адаптации к яслям и детскому саду обязательно должны быть отражены в выписном эпикризе при поступлении в школу, так как это является фактором риска нарушения адаптации к школе.

Анализ эффективности всей системы профилактических мероприятий по предупреждению нарушений адаптации в ДОУ, проводимый педиатром, рекомендуется осуществлять по следующим показателям: число детей с различными видами адаптации; сравнение данных прогноза и реальной адаптации. Эти показатели следует анализировать по отдельным возрастным группам и в динамике работы ДОУ.

Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

1. Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В., Селезнева Е.В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново, 2000. – 52 с.

2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург. Союз. 1997. – 224 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Санкт-Петербург, 2000. – 310 с.
4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
5. Образцова Л.Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. М., АСТ, СПБ, Сова, 2005. – 138 с.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений: СанПин 2.4.1.1249-03. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 92 с.

5. Черная Л.Н. Врач детского дошкольного образовательного учреждения. Практическое руководство. Ростов на Дону. Феникс, 2007. – 416 с.

Сведения об авторах:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.