Нервно психологическое развитие подростков

Подростковый возраст (10–15 лет) — это переходный период, характеризующийся физическим и психологическим взрослением. Считается трудным с точки зрения воспитания. Чтобы взрослым и детям было проще пережить это сложное время, важно знать психологические особенности подросткового возраста.

Психологическое развитие подростков

Большинство проблем подростков являются следствием полового созревания, которое может провоцировать различные отклонения психофизиологического и психического характера. Из-за этого подростки страдают от следующих проблем:

  • эмоциональной неустойчивости;
  • повышенной возбудимости;
  • беспричинной тревожности;
  • перепадов настроения;
  • депрессии;
  • конфликтности.


Вероятно обострение патологических проявлений, связанных с возникновением психических недугов. Ученые считают, что вероятность развития шизофрении у подростков увеличивается в несколько раз.

Но переходный возраст имеет и положительные стороны. Ребенок становится более самостоятельным и независимым. Его сфера деятельности постепенно увеличивается. Он начинает сознательно к себе относиться и отстаивает свои права перед другими людьми.

Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации

  1. Объективная. Ребенок действительно готов жить во взрослом обществе.
  2. Субъективная). Подросток просто чувствует себя взрослым.

Разновидности объективной взрослости:

Признаки субъективной взрослости:

  • стремление подростка, чтобы его воспринимали за взрослого;
  • ограждение определенных жизненных сфер от других, недовольство при попытке других проверить его работу на качество;
  • индивидуальное поведение и личные мысли, отстаиваемые перед другими.

Испытывая взрослость, дети:

  • критически относятся к старшим;
  • разочаровываются в мире взрослых;
  • боятся окружающего мира;
  • чувствуют одиночество после осознания своего внутреннего мира и плохих отношений с близкими;
  • ожидают, что взрослые будут к ним относиться, как к равным.

Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка.

Реакция группирования с одногодками

Подростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:

Возникновение интереса к противоположному полу

10–17 лет — пубертатный период развития ребенка. В это же время начинается половое созревание. Из-за физиологических изменений подросток начинает испытывать новые эмоции и чувства. Он начинает думать о своей половой принадлежности. Ребенок пытается выразить свою мужскую или женскую индивидуальность — это естественный процесс. Родителям в это время нужно дать сыну или дочке немного свободы в самовыражении — это существенно снизит вероятность конфликтов.

Интерес к противоположному полу наблюдается уже в 10–14 лет. Проявляется это повышенным вниманием к своему внешнему виду и желании выделиться. Родители уже могут рассказать ребенку о важности личной гигиены и физических упражнениях.

В таком возрасте подростки испытывают первую любовь. Девушки и юноши от дружеских отношений переходят к романтическим. Многие начинают жить половой жизнью. Родителям крайне важно объяснить, что ранняя половая жизнь может быть опасной.

Развитие самопознания

Подросток начинает интересоваться собой, своими способностями, оценивает и сравнивает себя с другими, пытается понять свои чувства. Учитывая развитие самосознания, и пытаясь занять более выгодное положение среди ровесников, подросток стремится к самовоспитанию. Он хочет иметь больше положительных качеств, чем негативных. Но небольшой жизненный опыт и несформированное мировоззрение провоцируют развитие у подростка противоречий между желанием самовоспитания и неумением его реализовать.

Ребенок осознает себя как личность за 2 этапа. Вначале он понимает, что отличается от своих сверстников и принадлежит к взрослому миру. Он может:

  • подражать взрослым,
  • быть зависимым от сверстников.

На новом этапе подросток:

  • понимает, что он уже не является ребенком;
  • постепенно понимает свои личностные особенности;
  • меньше зависит от сверстников.

Последний пункт крайне важен. Если сверстники заставят подростка что-то сделать против его желания, он сможет им отказать.

Важное место в развитии подросткового самосознания занимает представление о своем телесном образе, а также сравнение себя с общепринятыми стандартами женственности или мужества. На фоне этого мальчики могут заниматься силовыми тренировками, а девочки— гимнастикой, танцами.

В мотивационном аспекте и поведении подростка проявляются противоположные стремления:

  1. Быть не таким, как все, особенно при общении с родителями.
  2. Подражать группе ровесников и соответствовать модным тенденциям.

  1. Когнитивно-простой подросток, который поверхностно анализирует внутренний мир, отождествляет себя с ровесниками и акцентирует сходство между собой и ними.
  2. Когнитивно-сложный подросток пытается понять суть человека, идентифицирует себя только с определенными сверстниками и подчеркивает свое отличительные черты.

Взрослые обязаны помочь подростку пережить этот сложный момент, создать ему оптимальные условия для правильного самопознания.

Как подросток относится к своей внешности

В момент полового созревания и усиленной гормональной активности подростки крайне агрессивно реагируют на любые критические замечания по поводу своей внешности. Обидные для них слова могут стать причиной временных подростковых комплексов, которые часто проявляются и во взрослой жизни. Родительский долг — защитить ребенка от таких проблем самостоятельно или с помощью квалифицированного психолога.


Игнорирование проблемы влияния внешнего вида подростка на его психическое здоровье может быть крайне плачевным. Такие дети пристращаются к спиртосодержащим напиткам и наркотическим веществам, вступают в интимный контакт с различными партнерами и используют многие другие аморальные приемы для самоутверждения среди других.

Ребенок, который испытывает комплексы из-за своей внешности, будет:

Первые помощники в избавлении от недовольства собственной внешностью— родители. Они обязаны поддерживать своих детей в момент возрастных изменений, прислушиваться к их мнению при решении семейных проблем.

Девочки больше переживают по поводу своей внешности, чем мальчики, поэтому мамам нужно помочь дочкам подобрать новые стиль, красивую прическу, косметику. Если это не помогает, можно воспользоваться помощью психолога— он поможет поднять самооценку.

Характерные комплексы подросткового возраста

Психологи выделяют несколько разновидностей комплексов, которые мучают подростков:


Эти комплексы являются типичными для подросткового возраста, но каждый ребенок переживает их индивидуально. Главная задача родителей — поддерживать со своим чадом доверительные отношения и пытаться в каждой ситуации находить положительные моменты.

Чтобы правильно воспитать подростка и не испортить с ним отношения, родителям и педагогам следует понимать, что перед ними не просто ребенок, а личность. Взрослым важно учитывать темперамент ребенка, его половую принадлежность, интеллектуальные способности, физические возможности и характер. Родители и педагоги обязаны помочь подростку найти социально-приемлемые пути самовыражения и средства самоутверждения.

Возрастные особенности развития.Жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия, являющегося результатом оплодотворения женской половой клетки (яйцеклетки) мужской половой клеткой (сперматозоидом). Оплодотворенное яйцо (зародыш) развивается в полости матки матери. Поэтому первый период развития, продолжающийся 9 месяцев, называется внутриутробным. Здоровье ребенка тесно связано с образом жизни матери.

Зародыш до трех месяцев внутриутробного развития называется эмбрионом, а с трех месяцев до момента рождения — плодом. Необходимое питание и кислород он получает из материнской крови через сосуды детского места. К концу 9-го солнечного (или 10-го лунного) месяца (который равен 28 дням) наступают роды, и ребенок появляется на свет. Новый — внеутробный — период развития ребенка длится 18 лет. Именно этот период особенно важен для формирования у него здорового образа жизни.

Внеутробный период до достижения полной зрелости складывается из шести условно выделенных периодов:

I период — новорожденность — от рождения до конца первого месяца жизни.

II период — грудной возраст — от конца первого месяца и до конца первого года жизни.

III период — ранний детский возраст — от 1 года до 3 лет.

IV период — дошкольный возраст — от 3 до 7 лет.

V период — младший школьный возраст — от 7 до 12 лет.

VI период — старший школьный возраст — от 12 до 18 лет.

Организм ребенка в каждый из этих возрастных периодов имеет ряд структурно-функциональных особенностей, требующих для формирования его здоровья разных режимов, ухода, питания и воспитания.

Наиболее ответственными являются I и II периоды. В период новорожденности у детей могут выявляться пороки развития, повреждения разных органов, полученные при родах (нарушение мозгового кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.). У детей грудного возраста легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение крови), острые желудочно-кишечные болезни, воспаление легких, кожные болезни, рахит и др.

Наиболее интенсивное развитие нервной системы и особенно коры головного мозга происходит на протяжении III и IV периодов жизни, т. е. в первые 7 лет жизни. Вслед за морфологическим развитием (увеличение массы головного мозга, формообразование больших полушарий) наступает и функциональное созревание, в котором можно выделить следующие этапы.

К моменту рождения у ребенка проявляется большинство врожденных безусловных рефлексов. При этом вегетативная сфера превалирует над соматической. Уже в первые - вторые сутки после рождения (не говоря о конце первого месяца жизни) возможно появление простых пищевых условных реакций.

Вначале медленно образуются условные рефлексы первой сигнальной системы (конкретно-образное восприятие окружающего мира), и они неустойчивы. Чем старше становится ребенок, тем более сложные рефлексы первой, а затем и второй сигнальной системы (речь) у него образуются. Сроки образования условных рефлексов связаны с ведущей (доминирующей) потребностью (есть, пить, держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д.) и разной степенью развития органов чувств. Первыми формируются рефлексы на вкус и запах, затем рефлексы на звуки и потом уже на зрительные раздражители.

К концу первого года ребенок хорошо различает вкус пищи, запахи, форму предметов, голоса и лица, начинает ходить. Сила, ловкость и координация его движений возрастают и совершенствуются, что свидетельствует о развитии условных рефлексов соматической сферы и осуществляется при участии сознания.

На втором году жизни рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. У ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжает формироваться вторая сигнальная система (речь). Однако злоупотребление словом в раннем возрасте без достаточной связи с конкретным предметом или действием не только малоэффективно, но и может наносить ребенку функциональный вред.

Движения ребенка (ходьба, бег, прыжки и т.д.) становятся более координированными, достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образуются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Большое значение в формировании здорового образа жизни в I —III периоды роста и развития имеет условно-рефлекторная деятельность, проявляющаяся при обучении ребенка: чем раньше оно начато, тем быстрее идет закрепление полезных знаний и навыков. Решающее значение в обучении ребенка имеет развитие второй сигнальной системы, т.е. речи. В становлении речи большую роль играет общение ребенка с взрослыми членами семьи и окружающей социальной средой. Все органы ребенка в этот период несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность. Развиваются и крепнут скелет и мышцы; заканчивается прорезывание всех молочных зубов, усиливается деятельность пищеварительных ферментов.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу IV периода должен быть готов к поступлению в школу. Дети 3 — 7 лет любят много рисовать, лепить, писать и даже читать. Этот период жизни важен для дальнейшего формирования здорового образа жизни. Следует также помнить, что в этом возрасте детские инфекционные болезни у них встречаются довольно часто, хотя протекают обычно легче и реже, чем в более старшем возрасте, в котором они чаще вызывают осложнения.

К семи годам роль второй сигнальной системы еще более повышается и слово уже становится самым важным сигналом, что позволяет только в этом возрасте эффективно применять его для образования условных связей, касающихся здорового образа жизни. Следует помнить, что наиболее прочными являются стереотипные формы поведения на основе простых и сложных условных рефлексов. Привычные формы поведения, связанные с личной гигиеной, застольным этикетом, другими формами бытового по­ведения, закладываются именно в этом возрасте и сохраняются в течение всей жизни.

В младшем школьном возрасте (7—12 лет) относительная функциональная незрелость коры головного мозга может проявляться в несовершенстве процессов анализа и синтеза и малой работоспособности. Мышление детей все еще остается конкретным, хотя они и начинают уже пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому формирование здорового образа жизни должно вестись при строгом соблюдении режима учебы, труда и отдыха и строиться не только на словесном логическом доказательстве, но и обязательно с использованием наглядных действий, помня о подражательности и внушаемости поведения детей и их конкретно-образном мышлении.

Возрастные функциональные особенности высшей нервной деятельности детей при формировании здорового образа жизни отражаются на их поведении, для которого характерны слабая концентрация (большая отвлекаемость) и незначительное время активного внимания; большая подвижность (сменяемость) желаний (потребностей); утомляемость и, как следствие, неусидчивость.

Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется ускорением роста и значительной перестройкой эндокринного аппарата: усилением функций половых и щитовидной желез, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие продуктов жизнедеятельности этих желез. При несоблюдении здорового образа жизни могут возникнуть нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость, переутомление, эндокринные расстройства (болезни щитовидной железы, ожирение и др.), сосудистые дистонии.

У подростков наиболее интенсивно развивается абстрактное (отвлеченное) мышление, появляется интерес к лицам противоположного пола. Перестройка организма в связи с половым созреванием отражается на настроении подростка, состоянии его здоровья и поведении. Под действием мощного выброса половых гормонов нарушается уравновешенность нервных процессов в сторону преобладания возбуждения. Эти функциональные изменения могут приводить к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивости, грубости, нетерпению и т.д.) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Вместе с тем требования к нему со стороны взрослых растут часто без учета функциональных особенностей этого возраста.

Режим труда и отдыха.Здоровый образ жизни, режим труда и отдыха, физическая культура и спорт, интеллектуальные увлечения, доброжелательность и понимание со стороны взрослых — вот основные условия того, что переходный период пройдет для подростка без функциональных расстройств и не скажется на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Некоторые подростки начинают работать на производстве или в сфере обслуживания, в связи с чем необходимы особое внимание к формированию и соблюдению здорового образа жизни, контроль со стороны семьи и общества за режимом подростка и правильным его питанием.

Из характеристики периодов детства вовсе не вытекает, что вследствие возрастных особенностей ребенок должен непременно болеть. Здоровье ребенка во многом зависит от понимания им и родителями роли здорового образа жизни в формировании и укреплении здоровья.

Врожденные морфофункциональные особенности нервной системы, а также многие биологические и социальные факторы внешней среды окончательно формируют здоровый образ жизни и психику человека примерно к 20 годам (вид мышления, волю, память, темперамент, характер). Однако функциональное совершенствование высшей нервной деятельности (ВНД) продолжается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия, касающиеся объема приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), вида мышления и способности к анализу (установление причинно-следственных связей), силы воли (способности управлять своими потребностями) и других особенностей высшей нервной деятельности, формирующих особенности поведения человека в социальной среде.

Социальные факторы, роль воспитателей являются ведущими в формировании здорового образа жизни.

Изменения в организме подростка. Акселерация

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.


Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный "скачок роста", т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них часовой рабочий день слишком большая нагрузка.


По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин "акселерация", обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — "шагнул" из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет "подросли" по сравнению со сверстниками годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. "Ножницы" между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

С акселерацией связывают и определенный "конфликт поколений", когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако "интеллектуализм" современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и "идеально" подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не "дотянула" до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И "легкость", с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Статья предоставлена сайтом для детей и родителей "Здоровый образ жизни"

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.