Нервно соматический фактор это

Соматический — телесный; понятие относится к явлениям и болезням, связанным с телом.

Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка, является невропатия. Невропатия рассматривается как полифакторное нарушение врожденного происхождения, т.е. возникшего в период внутриутробного развития или в период родов. Ее причиной могут быть токсикозы матери первой и второй половины беременности, патологическое развитие беременности, приводящее к угрозе выкидыша, а также эмоциональные стрессы матери во время беременности.

Перечислим основные признаки невропатии (по А.А.Захарову):

Эмоциональная неустойчивость — повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возникновению аффектов, раздражительной слабости.

Вегетативная дистония (расстройство нервной системы, регулирующей работу внутренних органов) — выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов: расстройствах желудочно-кишечного тракта, головокружениях, затруднении дыхания, тошноте и др. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, колебаний давления, рвоты и т.д. при возникновении трудностей в адаптации к детским учреждениям.

Нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных страхов, отказа спать днем.

А. А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей матери, психологическая неудовлетворенность матери брачными отношениями, в частности их стабильностью. Обнаружена большая зависимость данного симптома от эмоционального состояния матери у девочек, чем у мальчиков. Отмечается, что при наличии у матери переживаний во время беременности по поводу отношений с отцом девочки у ребенка наблюдается беспокойство в отсутствие родителей во время сна, возникают требования спать вместе с родителями.

Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям. Отмечается, что аллергия у мальчиков и плохой аппетит связаны с состояниями внутренней эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.

Общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил организма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др. При этом болезнь часто начинается с какого-либо сильного эмоционального переживания, связанного, например, с трудностями адаптации к детскому саду или разлукой с близкими и т. п.

В развитии данного состояния большую роль играет общее состояние матери во время беременности, и в частности плохое эмоциональное самочувствие, сильное переутомление, нарушения сна.

Минимальная мозговая ослабленность — проявляется в повышенной чувствительности ребенка к различным внешним воздействиям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам на транспорте.

В развитии данного состояния, по имеющимся данным, также играет роль общее плохое состояние матери во время беременности, сильные испуги, страх перед родами.

Психомоторные нарушения (непроизвольное обмачивание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Данные нарушения, в отличие от подобных нарушений, имеющих более серьезные органические причины, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью.

Возникновению у ребенка данных нарушений способствуют физические и эмоциональные перегрузки матери во время беременности, нарушения у нее сна.

Невропатия является лишь базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, в том числе и психической, замедляться темп психофизического созревания ребенка, что в свою очередь может способствовать задержке психического развития, нарастанию трудностей адаптации к социальным требованиям, негативным изменениям личности как в сторону повышенной зависимости от окружающих, так и в направлении развития депрессивных состояний, потере интереса к жизни.

При своевременной организации общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий, включая комфортную психологическую атмосферу, с годами признаки невропатии могут уменьшаться.

При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.

Соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудняющей их личностно-социальное развитие и успешное обучение.

Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А.Г.Арина, В.Е.Каган, Р.А. Даирова, С.Н. Ратникова), так и зарубежных исследователей (В. Александер, М.Шура, А. Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболевание создает особую дефицитарную ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в системе специального образования (в группах и классах для детей с задержкой психического развития), так и включенными в единый образовательный процесс со здоровыми детьми.

Хронические заболевания (такие, как астма, заболевания кро­ви, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.

Причиной нарушений развития ребенка может быть искусственное прерывание беременности – аборт. Предшествующие аборты отрицательно влияют на следующие беременности, вызывая аномалии плаценты и преждевременные роды. Очень часто такие дети страдают от нарушений мозгового кровообращения, у 70% из них бывает кровоизлияние в мозг. Наряду с искусственными абортами нередко встречаются и выкидыши. Чаще всего их вызывают заболевания беременной женщины, неполноценное питание, отравление никотином, алкоголем, ртутью, недостаток витаминов и т.д.

Помимо биологического аспекта, прерывание беременности имеет и морально-нравственный аспект. Многие ученые приходят к выводу, что невозможно установить момент, когда эмбрион становится человеком. Первым из органов эмбриона свои функции начинает выполнять сердце. Уже в конце второй недели в зачатках сердца начинается правильная пульсация – около 90 ударов в минуту, у 50-дневного – фиксируются импульсы мозга. Трехмесячный плод поворачивает головку, делает движения, нащупывает рот и сосет палец. Таким образом, прерывание беременности в любые сроки равносильно убийству нерожденного ребенка, и актуальной задачей для общества является формирование культуры планирования семьи, сознательного зачатия и деторождения.

Развитие пренатальной психологии убедительно доказывает, что ребенок во внутриутробном состоянии может слышать звуки, чувствовать состояние матери и окружающих близких. Отрицательные переживания женщины в период беременности воспринимаются ребенком как угроза жизни, на эмоциональном уровне закладываются в подсознание и негативно отражаются на психическом здоровье и формировании полноценной личности.

Соматический телесный; понятие относится к явлениям и болез­ням, связанным с телом.

Наиболее рано возникающим состоянием нервно-соматической ослабленности, которая создает определенные трудности для пси­хофизического и эмоционального развития ребенка, является невропатия.

Невропатия рассматривается как полифакторное нару­шение врожденного происхождения, т.е. возникшего в период внутриутробного развития или в период родов. Ее причиной могут быть токсикозы матери первой и второй половины беременно­сти, патологическое развитие беременности, приводящее к угро­зе выкидыша, а также эмоциональные стрессы матери во время беременности.

Основные признаки невропатии (по А. А. Захарову):

Эмоциональная неустойчивость — повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возник­новению аффектов, раздражительной слабости.

Вегетативная дистопия(расстройство нервной системы, регу­лирующей работу внутренних органов) — выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов: расстрой­ствах желудочно-кишечного тракта, головокружениях, затрудне­нии дыхания, тошноте и др. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, коле­баний давления, рвоты и т.д. при возникновении трудностей в адап­тации к детским учреждениям.

Нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных стра­хов, отказа спать днем.

А.А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей мате­ри, психологическая неудовлетворенность матери брачными от­ношениями, в частности их стабильностью. Обнаружена большая зависимость данного симптома от эмоционального состояния ма­тери у девочек, чем у мальчиков. Отмечается, что при наличии у матери переживаний во время беременности по поводу отноше­ний с отцом девочки у ребенка наблюдается беспокойство в от­сутствие родителей во время сна, возникают требования спать вместе с родителями.

Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различны­ми проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям. Отмечается, что аллергия у мальчиков и плохой аппетит связаны с состояниями внутренней эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.

Общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил орга­низма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др. При этом болезнь часто начинается с какого-либо сильного эмоцио­нального переживания, связанного, например, с трудностями адаптации к детскому саду или разлукой с близкими и т.п.

В развитии данного состояния большую роль играет общее со­стояние матери во время беременности, и в частности плохое эмо­циональное самочувствие, сильное переутомление, нарушения сна.

Минимальная мозговая ослабленность — проявляется в повышен­ной чувствительности ребенка к различным внешним воздействи­ям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам на транспорте.

В развитии данного состояния, по имеющимся данным, также играет роль общее плохое состояние матери во время беременно­сти, сильные испуги, страх перед родами.

Психомоторные нарушения (непроизвольное обмачивание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Данные наруше­ния, в отличие от подобных нарушений, имеющих более серьез­ные органические причины, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью.

Возникновению у ребенка данных нарушений способствуют физические и эмоциональные перегрузки матери во время бере­менности, нарушения у нее сна.

Невропатия является лишь базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, в том числе и психической, замедляться темп психофизического созревания ребенка, что в свою очередь может способствовать задержке психического развития, нарастанию труд­ностей адаптации к социальным требованиям, негативным изме­нениям личности, как в сторону повышенной зависимости от ок­ружающих, так и в направлении развития депрессивных состоя­ний, потере интереса к жизни.

При своевременной организации общеукрепляющих, оздоро­вительных мероприятий, включая комфортную психологическую атмосферу, с годами признаки невропатии могут уменьшаться.

При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.

Соматические заболевания являются второй по значимости (пос­ле органических повреждений головного мозга) причиной, вызы­вающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудня­ющей их личностно-социальное развитие и успешное обучение.

Исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей показывают, что тяжелое соматическое заболева­ние создает особую дефицитарную ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятель­ность, способы самореализации, что задерживает его познаватель­ное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в сис­теме специального образования (в группах и классах для детей с задержкой психического развития), так и включенными в еди­ный образовательный процесс со здоровыми детьми.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Чаще это наблюдается на фойе невропатии и является одним из выражений общей измененной нервно-психической реактивности организма.

Менее частым, чем невропатия, источником нервно-психической ослабленности организма будет резидуальная церебральная органическая недостаточность. Оба вида патологии способствуют возникновению астенических расстройств, на фоне которых легче фиксируются невротические симптомы, прежде всего страхи, навязчивые мысли и опасения.

Часто речь идет об избирательной ослабленности или дефицитарности определенных систем организма, наиболее подверженных воздействию стресса. Это могут быть чрезмерно ускоренная или замедленная речь с элементами дизартрии при заикании; повышенная мышечная возбудимость при общей моторной недостаточности и высоком росте при тиках; нарушения биоритма сна при энурезе; проницаемость и возбудимость слизистых, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта при опосредованной стрессом бронхиальной астме, привычной рвоте, гастрите и ангиохолецистите; вегетососудистая лабильность в виде головных болей, неустойчивости пульса и артериального давления; аллергически повышенная чувствительность кожи и слизистых в виде экссудативно-катарального диатеза, ложного крупа, отека Квинке и нейродермита.

Длительно протекающий психический стресс и сам по себе приводит к определенным функциональным расстройствам в деятельности диэнцефального отдела мозга. Выражается это хроническим течением соматических заболеваний, впервые возникшей вегетососудистой дистонией и гормональной неустойчивостью в подростковом возрасте.

Возможен и смешанный вариант, когда хронический стресс, воздействуя через центральные регулирующие механизмы, заостряет уже ослабленные соматические сферы организма и приводит к появлению новых, психосоматически обусловленных нарушений.

При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Преморбидные особенности детей

Своеобразие формирования характера и личности — одно из центральных понятий патогенеза неврозов. Как уже отмечалось, преморбидные особенности не настолько выражены и аномальны, чтобы говорить об их ведущей роли в происхождении неврозов, в отличие от психопатических развитии с исходно патологическим спектром характерологических нарушений. При неврозах более правильным будет выделение взаимодействия формирующейся личности и жизненной травмирующей ситуации при ведущем значении последней. Более того, невроз может возникнуть и на преморбидно неизмененном фоне, но в большей степени это относится к невротическим реакциям.

Возрастной фактор

Возрастной фактор в патогенезе неврозов имеет значение в плане нахождения наиболее чувствительного возраста к появлению невротических расстройств. У 325 детей с неврозами (191 мальчик и 134 девочки) средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. У мальчиков это предшествует возрастной активизации деятельности левого полушария. Таким образом, в большинстве случаев невроз начинается в старшем дошкольном возрасте, когда дети еще достаточно эмоциональны и в то же время у них наблюдается интенсивное развитие мышления (когнитивного уровня психики).

В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом. Если мы вспомним ранее приведенные данные о выраженности нервных проявлений (более широких, чем невроз) у детей дошкольного возраста, то именно в 5 и 6 лет они встречаются наиболее часто, указывая на особый, сензитивный этап в развитии психики и формировании личности. В этом же возрасте наибольшее распространение имеют возрастные страхи, в том числе страх смерти и связанные с ним страхи, клинически заостряемые сильными переживаниями, испугами и болезнями. Велика потребность в данном возрасте и в общении со сверстниками, проявляющаяся также потребностью ролевой идентификации с родителем того же пола при сохраняющемся чувстве любви и привязанности к родителю другого пола. Блокирование этих потребностей, отсутствие чувства безопасности и уверенности в себе, равно как и аффективно переживаемый опыт жизненных неудач в совокупности с перенапряжением психофизиологических возможностей, отчетливо дают о себе знать в виде длительно действующего и неразрешимого психического стресса, проявляемого впоследствии клинической картиной невроза. Более раннее возникновение у мальчиков невротических расстройств указывает среди прочих факторов и на их большую чувствительность к эмоциональным проблемам взаимоотношений с матерью, как наиболее близким и одновременно травмирующим вследствие своего неадекватного отношения человеком.

В 64% невроз возникает в дошкольном и в 36% — в школьном возрасте (различия достоверны). Наибольшая тяжесть невроза наблюдается у мальчиков в младшем школьном возрасте. Необходимо заметить, что тяжесть невроза у мальчиков достоверно выше, чем тяжесть невроза у девочек.

Как у мальчиков, так и у девочек неврастения чаще всего начинается в 2, 3 и 7 лет; истерический невроз — в 3 года; невроз страха — в 5 лет; обсессивный невроз — в школьном, преимущественно в подростковом, возрасте. Таким образом, наиболее ранними клиническими формами невротического реагирования (в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте) будут неврастения и истерический невроз, невроз страха в старшем дошкольном возрасте, повторно неврастения в младшем школьном возрасте и обсессивный невроз в подростковом возрасте. Соответственно, возрастными аспектами происхождения неврозов будут: неврастении в 2 и 3 года — борьба родителей с упрямством детей; истерического невроза в 3 года — нарушение эмоционального контакта со стороны матери и отсутствие признания детей в семье; невроза страха в 5 лет — аффективное, ситуативно обусловленное заострение возрастных страхов; неврастении в 7 лет — нервно-психическая перегрузка у детей под влиянием чрезмерных требований родителей; обсессивного невроза в школьном, чаще подростковом, возрасте — морально-этические, аффективно заостренные и неразрешимые конфликты. Нетрудно увидеть в подобной возрастной динамике переход от внешне детерминированных патогенетических конфликтов при неврозах в первые годы жизни детей к конфликтам внутреннего плана у подростков.

Под ним подразумевается отрицательное действие средовых факторов на формирование характера и личности детей. Здесь будут отклонения в воспитании и конфликты, жизненные трудности и невзгоды, сложность адаптации к некоторым сторонам действительности и т. д. Часто речь идет о неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, нередко играющем роль ключевого психотравмирующего фактора. В первые годы жизни неблагоприятное воздействие оказывают такие одновременно или близко происходящие психотравмирующие события, как помещение в больницу без матери, начало посещения яслей и детского сада, рождение брата или сестры с переключением внимания матери. Все это может происходить на фоне конфликтов в семье и развода, испугов и шоковых переживаний, включая несчастные случаи и операции. Здесь и такие травмирующие обстоятельства, как беспощадная борьба родителей с упрямством детей и их нежеланием много есть, насильное укладывание спать днем, непоследовательное и контрастно-противоположное отношение в семье, частые заболевания и изоляция от общения со сверстниками, эмоциональное выделение одного из детей в семье, неучастие отца в воспитании или его отсутствие, дефицит любви со стороны матери при ее раздражении и беспокойстве, избыточные требования большого количества взрослых, чрезмерная опека и т. д.

Как мы видим, на долю этого мальчика пришлось слишком много неблагоприятных событий в его непродолжительной жизни, что, конечно, превысило порог адаптивных возможностей и вызвало перенапряжение нервно-психических сил в виде клинической картины невроза.

В последующие годы мать неузнаваемо изменялась в отношениях с ним, стала проверять каждый шаг, часто раздражаться и кричать, физически наказывать за низкие оценки. В то же время она не могла помочь сыну, вселить в него уверенность и понять его переживания. Так мальчик стал эмоциональной сиротой при существующих родителях, лишившись не только отца, но и тепла матери, ее душевной помощи. Его повышенная утомляемость — следствие длительно действующего стресса, обусловленного не столько переутомлением от повышенных нагрузок, сколько переживаниями своей неспособности, никчемности, ненужности и одинокости в семье.

Эти дети часто волнуются, обижаются и плачут. Заметна плохая переносимость любых огорчений, ожидания, склонность к понижению настроения и печали. Они испытывают повышенную потребность в безопасности, любви и сочувствии, но не могут ее реализовать из-за отношения родителей и сложившихся обстоятельств. Состояние длительной эмоциональной неудовлетворенности и психической напряженности в целом указывает, таким образом, на наличие хронической психотравмирующей жизненной ситуации.

Психическая травма

Это более конкретное понятие, чем неблагоприятная жизненная ситуация или стечение обстоятельств, которые в отличие от психической травмы не всегда осознаются и переживаются, но, как и психическая травма, выступают в качестве психогенного фактора при неврозах. Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма — одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее — в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Далеко не всегда психическая травма как эмоциональное потрясение, испуг, сохраняется в памяти в последующие годы. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий, как это и произошло у мальчика 9 лет с заиканием, начавшимся в 5 лет, когда он испугался погнавшегося за ним петуха. Сейчас он не помнит об этом эпизоде. Почему же он так испугался петуха? Потому, что это совпало с возрастом повышенной чувствительности к страхам животных. И мальчик боялся не только петуха в те годы, но и кошек и собак. К тому же он эмоционально чувствительный, впечатлительный и беззащитный в отстаивании своих прав, что поддерживалось с целью послушания постоянными угрозами со стороны нетерпеливых и излишне строгих родителей.

Внутренний конфликт

Мы рассмотрим его как в отношении патогенных, чаще неосознаваемых (у детей), противоречий, так и в отношении переживаний — психологического содержания конфликта.

По 3. Фрейду (1912), базисное внутреннее противоречие при неврозах заключается в противоборстве сознательных (средовых) и бессознательных (инстинктивных) сторон психики. При обсессивно-компульсивных невротических развитиях противоречие будет главным образом между чувством долга (моралью) и желаниями (влечениями) человека.

В концепции неврозов у детей В. И. Гарбузова (1977) основное патогенное противоречие состоит в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования — темпераменту. По нашим данным (1972), основополагающее противоречие при неврозах будет в несоответствии требований родителей и воспитания в целом психофизиологическим возможностям детей, особенностям формирования характера и личности.

По В. А. Гиляровскому (1938), сама сущность невроза предполагает несоответствие между возможностями, находящимися в распоряжении личности, и теми обязанностями, которые проистекают из наличия определенных социальных отношений. Р. А. Зачепицкий (1975) патогенный источник невроза усматривает в столкновении значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией, что ведет к перенапряжению процессов ВНД и ее расстройствам.

Невротический конфликт при различных неврозах представлен, по мнению В. Н. Мясищева (I960), следующим образом. При неврастении он состоит в противоречии между возможностями личности и завышенными требованиями к себе. При истерическом неврозе — конфликт обусловлен завышенными притязаниями, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных, реальных условий. При обсессивном неврозе конфликт обусловлен противоречивыми тенденциями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

Типология патогенных противоречий при неврозах у детей в общих чертах повторяет описанную. Однако необходим ряд уточнений и дополнений, учитывая специфику детского возраста.

Переживания при внутреннем конфликте становятся болезненными, если занимают центральное или, по крайней мере, значимое место в системе отношений личности и действительности. Их значимость — условие аффективного напряжения и аффективной реакции.

Характерен при неврозах конфликт влечений, который заключается в столкновении у подростков развивающегося полового чувства, сексуального влечения с моральными нормами и ограничениями.

Динамику внутреннего конфликта в развернутом виде можно представить следующим образом: 1) наличие психотравмирующих, т. е. вызывающих переживания, жизненных обстоятельств или событий; 2) трудность, невозможность их разрешения силами ребенка, что приводит к хроническому чувству усталости и напряжения; 3) столкновение противоположно направленных мотивов, желаний, устремлений, порождающих эффект фрустрации, внутреннего беспокойства; 4) появление чувства неудовлетворенности собой, усиление беспокойства и аффективной напряженности; 5) неустойчивость самооценки, в основном ее понижение, пессимистическая оценка перспективы; 6) уменьшение внутренней согласованности в оценках и суждениях, колебания в принятии решений, неуверенность в себе; 7) повышение чувствительности в виде непереносимости определенных жизненных обстоятельств и событий или идиосинкразического, аффективно заостренного типа реагирования.

Если первый и второй пункты рассматриваемой динамики внутреннего конфликта означают стресс, то, начиная с третьего пункта — фрустрации, — он превращается в дистресс — более или менее устойчивое, отрицательно воспринимаемое эмоциональное расстройство. Сам ребенок не может выйти из этого состояния, поскольку не устраняются психотравмирующие условия жизни, и у него нет достаточного жизненного опыта. Вместе с тем нарастающий аффект, как производное переживаний, все в большем степени блокирует решения и способность переносить аналогичные переживания в дальнейшем.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 271 ;

Можно годами ходить по врачам и горстями есть таблетки, но так и не вылечиться от гастрита, ринита, панкреатита и прочих болезней. Они переходят в статус хронических, а лекарства становятся пожизненными спутниками человека. Но, возможно, речь идет о соматических хронических болезнях. Если это так, то вылечиться можно, нужно только дойти до психолога.

Соматические заболевания: виды


Соматические заболевания – болезни, развивающиеся на фоне стресса и других негативных факторов. Если раньше к таким болезням относили всего семь наименований, то в наше время у медиков и психологов не остается сомнений: любая болезнь и симптом имеет психологическую основу, свою лепту вносит психосоматика. Что такое соматические заболевания, мы выяснили. Осталось понять, каких видов они бывают.

Отличаются тем, что проявляются в юности и молодости. Хроническим недугам больше подвержены женщины. Присутствует генетический и наследственный фактор. Риск возникновения патологии выше при наличии химических зависимостей.

Примеры хронических соматических недугов:

  • болезни ЖКТ;
  • болезни дыхательной системы;
  • болезни печени и почек;
  • болезни крови;
  • болезни опорно-двигательного аппарата;
  • болезни кожи;
  • сердечно-сосудистые патологии.

Список болезней варьируется от легких заболеваний типа простуды до тяжелых соматических заболеваний типа язвы желудка.

Это острые соматические патологии, которые перешли в статус хронических. Имеют те же особенности. Отличаются рецидивирующим характером и устойчивостью некоторых симптомов.


Соматическое нарушение имеет четыре характерные особенности:

  1. Отсутствует патогенный возбудитель. Нет ни вируса, ни бактерии, ни другого микроорганизма–возбудителя инфекции.
  2. Симптомы затрагивают несколько систем, жалобы пациента не вяжутся в одну картину.
  3. Ближайшее окружение клиента не заразилось тем же.
  4. Отсутствует инкубационный период.

Причины соматических заболеваний

К общим причинам относится:

  • тревожность;
  • конфликты;
  • трудные жизненные ситуации;
  • затяжной стресс;
  • вспышки гнева;
  • постоянно нарастающее недовольство;
  • нервозность;
  • страхи.

Чем дольше внутри человека копится негатив, тем выше шанс развития соматического заболевания.


К негативным психологическим факторам, ухудшающим физическое самочувствие, относится:

  • тревога;
  • депрессия;
  • страхи;
  • эмоциональные перегрузки;
  • ссоры;
  • агрессия;
  • гиперответственность;
  • недовольство собой, своей жизнью и окружением;
  • негативное мышление.


Дети не застрахованы от соматических заболеваний. Причина может скрываться в трудной беременности мамы (инфекции, токсикоз, стресс), конфликтах в семье, непринятии среди сверстников. В силу слабости тела и психики дети больше, чем взрослые, подвержены таким заболеваниям.

Признаки соматических заболеваний у детей:

  • чувствительность к инфекциям;
  • эмоциональная лабильность;
  • перепады настроения;
  • склонность к аллергии;
  • чувствительность к изменениям погоды;
  • тик, заикание и подобные психомоторные нарушения;
  • слабый иммунитет.

Симптомы

Несмотря на размытость клинической картины можно выделить несколько популярных признаков соматических расстройств.

У человека пропадает аппетит или появляется неконтролируемое чувство голода. Иногда это сопровождается тошнотой или рвотой. Больной отказывается от еды или наоборот переедает. Такое состояние наблюдается при заболеваниях ЖКТ, гормональных нарушениях, инфекциях и нервных расстройствах пищевого поведения.

Навязчивая озабоченность здоровьем. Человек принимает за аномалии нормальные реакции организма, например, урчание в животе, легкую головную боль от усталости, редкую отрыжку и прочее. Больной постоянно выискивает симптомы, ставит себе диагнозы, изучает профессиональную медицинскую литературу. За этим скрывается страх смерти и недостаток внимания.


Человек не принимает свою внешность или переживает из-за определенного недостатка, часто надуманного. Причиной переживаний может стать что угодно: морщины, рост, вес, цвет глаз, волосы, форма носа или ушей, размер груди и прочее. В запущенных случаях наблюдается искаженное восприятие тела. Например, здоровая или даже худая девочка может в зеркале видеть себя как очень полную особу.

Причина, почему возникает конверсионное расстройство – невротический конфликт. Это временные нарушения, которые проходят сразу после разрешения трудной жизненной ситуации. Пример таких заболеваний: глухота, паралич, слепота.

Физический дискомфорт, неприятные симптомы, которые ощущаются человеком как реальные. Специфика в том, что медицинская диагностика не находит оснований для этих ощущений, то есть человек здоров. Нет, он не симулирует, он действительно ощущает боль, жар, тахикардию или что-то еще, но причина живет исключительно в его психике, а не теле. Такое наблюдается при неврозах, депрессии, паранойе, маниакально-депрессивном психозе.


  • ощущение натяжения, напряжения (например, в мышцах);
  • термические ощущения (жар, холод, жжение, озноб);
  • чувство пульсации;
  • ощущение движения жидкости;
  • боль;
  • ощущение перемещения, скручивания органов.

Сенестопатии имеют отличительную черту – их описание всегда неясное или очень эмоциональное и красочное. Пациенты говорят, что их тело бьется в агонии, что желудок и печень словно поменялись местами и т.д. Это и становится главным критерием при диагностике.

Невротическое заболевание, при котором клиент жалуется на определенные симптомы. Но им не находится медицинского объяснения. На предположения о том, что дискомфорт связан с психикой клиент реагирует бурно и даже агрессивно. Соматизированное расстройство часто сочетается с тревожным и депрессивным расстройством. Диагноз ставится при наличии устойчивых и навязчивых сенестопатий на протяжении минимум двух лет. Примеры: синдром раздраженного кишечника, одышка, удушье, кардиоспазм.

Человек страдает от бессонницы, проблемного засыпания, сонливости. Бывает такое, что больного мучают ночные кошмары, или он часто просыпается по ночам. Такой симптом наблюдается при гормональных нарушениях и сердечно-сосудистых заболеваниях.

Боль встречается в 90 % случаев. Она отличается по характеру, локации, интенсивности и т.д. Чаще всего наблюдается у тревожных, мнительных, ранимых людей.

Пациент не осознает своего состояния, классические симптомы депрессии отсутствуют. Субъект активен и весел, ведет привычный образ жизни, охотно общается с людьми. Однако клиент уверен, что болен каким-то редким и плохо поддающимся диагностике соматическим заболеванием.

Проявляется наигранными и демонстративными эмоциональными реакциями, судорогами, частичной или полной потерей чувствительности, повышением либидо, измененным состоянием сознания. Чаще встречается у женщин и людей с определенными чертами:

  • склонность к фантазированию;
  • внушаемость;
  • поверхностность в суждениях;
  • перепады настроения;
  • желание привлечь внимание;
  • театральность поведения.


Невроз, при котором человек ощущает апатию и бессилие. Альтернативное название – синдром хронической усталости. Что еще характерно для этого состояния:

  • нестабильность настроения с преобладанием депрессивных тенденций;
  • снижение работоспособности;
  • быстрая утомляемость;
  • неусидчивость;
  • рассеянность;
  • обостренное реагирование на внешние раздражители;
  • общая слабость;
  • капризность;
  • слезливость.

Снижение либидо, боль во время интима, проблемы с эрекцией, неспособность достичь оргазма. Такие изменения могут сопровождать десятки болезней от психических расстройств до заболеваний сердца и позвоночника. Связано с низкой самооценкой, ссорами в отношениях с партнером, страхами.

Связь тела и психики работает и в обратную сторону. Если человек узнает о болезни, то его самочувствие ухудшается. А чем дольше продолжается лечение, тем более нервозным становится человек.


Какие психические нарушения происходят при соматических заболеваниях:

  • страх смерти;
  • раздражение;
  • агрессия;
  • тревога;
  • мнительность;
  • конфликтность;
  • снижение когнитивных навыков;
  • ощущение разбитости;
  • чувство одиночества, ненужности;
  • усталость;
  • подавленность;
  • медлительность;
  • бред;
  • галлюцинации.

Могут даже развиться психические расстройства, например, апатичное или депрессивное, пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях. Психические изменения зависят от характера человека и особенностей болезни. Чем дольше человек болеет, тем раздраженнее и злее он становится. А люди со смертельным диагнозом в одночасье теряют интерес к жизни. Но это неправильно, ведь именно позитивный настрой – основа успешного лечения.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение соматическое

При наличии подозрительных симптомов рекомендуем обратиться к терапевту. Он проведет общий осмотр, при необходимости перенаправит к врачу узкого профиля. Тот проведет дополнительные исследования, поставит точный диагноз и подскажет, как лечить патологию (если есть медицинская основа). Или даст направление к психотерапевту, невропатологу (если медицинских нарушений не обнаружено). Дальше психолог составит план психотерапии.

Профилактика соматических заболеваний


Лечение зависит от особенностей клиента и специфики болезни. А вот профилактические меры одинаковы при различных соматических заболеваниях:

  • прием витаминов и биологически активных добавок (при выборе средства рекомендуем проконсультироваться с врачом);
  • физиопроцедуры;
  • лечебная гимнастика и регулярные занятия спортом;
  • правильное питание;
  • медитация и релаксация;
  • индивидуальные и групповые сеансы психотерапии (при необходимости);
  • своевременное выявление и лечение патологий;
  • развитие позитивного мышления;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

До сих пор точно не установлены факторы и причины развития заболеваний. Отмечено, что может присутствовать неврологическая основа (система посылает неправильные сигналы от органов в мозг). Или речь может идти о наследственной предрасположенности, генетических особенностях. Другие исследования говорят, что влияет стресс. Но чаще причины воздействуют комплексно.


Предотвратить развитие соматических заболеваний можно. Что для этого нужно делать (рекомендации семьям, взрослым и детям):

  • вести здоровый образ жизни;
  • правильно питаться;
  • гулять;
  • заниматься спортом;
  • избегать переутомления и перенапряжения;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • проходить профилактические медицинские осмотры;
  • отказаться от вредных привычек;
  • изменить отношение к жизни и себе.

Важно излучать любовь и позитивный настрой. Вредно отказывать себе в удовольствиях, подавлять свои таланты, жить вразрез со своей сущностью. Помните, что в основе любой соматической патологии лежит внутриличностный конфликт.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.