Нервное напряжение у спортсменов

На тренировках вы чувствуете себя спокойно и уверенно, а во время соревнований вы становитесь подавленным ваши колени дрожат, а дыхание быстро сбивается? Если ощущение страха и беспокойства создают для вас проблемы во время выступления на соревнованиях, то вам следует научиться бороться со стрессом, иначе ваш результат никогда не будет положительным.

Тревожность у спортсмена очень часто возникает в день соревнований из-за наличия аудитории, которая оценивает его и из-за собственных высоких ожиданий. Этот тип стресса возникает из-за того, что человек интерпретирует ситуацию по-своему. Он может не прислушиваться к ободряющим возгласам с трибун, но обязательно выслушает свой внутренний голос, который поставит под сомнения его спортивные навыки. В таком случае следует помнить о том, что любая ситуация имеет разные исходы. И мнение человека о событии тоже должно меняться.


В первую очередь спортсмен должен подумать о том, являются ли его мысли о неудаче следствием неуверенности в собственных спортивных навыках. Если человек действительно так думает, то негативный разговор с самим собой может только повысить тревогу и напряжении. Чтобы не заниматься самоистязанием спортсмен должен научиться вести позитивный разговор с самим собой.

Помимо позитивного разговора с самим собой в борьбе со стрессом помогает поддержка тренера или спортивного психолога. Они являются профессионалами, которые знают, какие приемы и тренинги окажут позитивное влияние на психическое состояние спортсмена.

Как бороться со стрессом?

Существует много причин, из-за которых спортсмены могут испытывать сильный стресс, страх или раздражение. Мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими полезными советами, которые могут помочь перенаправить или изменить свои взгляды на стресс.

Как бороться со стрессом перед соревнованиями:

Приходите на соревнование как можно раньше. Пройдитесь по спортивной площадке, сделайте разминку, спокойной переоденьтесь. Так вы привыкните к обстановке и будете чувствовать себя гораздо увереннее.

Практикуйтесь в визуализации. Представьте себе все этапы соревнования: то, как вы разминаетесь, делаете упражнение, показываете свое мастерство и побеждаете. Это один из вариантов позитивного разговора с самим собой. Визуализация поможет вам придумать хорошую стратегию, перебороть волнение и подготовиться к неожиданным исходам события.


Как бороться со стрессом во время соревнований:

Да, все настолько просто! Если вы пытаетесь справиться со стрессом, но вашего позитивного разговора с самим собой недостаточно, то просто заставьте себя улыбаться в течение нескольких секунд. Как бы странно это не звучало, но улыбка способна снизить уровень стресса и заставить прийти в себя.

Мы уже говорите выше о концентрации на процессе, а не на результате. Если вы находитесь в состоянии сильного стресса, то вам будет сложно выкладываться на полную. Считайте, что вы просто сражаетесь с кем-то, наслаждайтесь процессом. Этот прием расслабит вас и добавит уверенности в себе.


Как бороться со стрессом после соревнований:

Определите те мысли, установки и действия, которые помогали вам справляться со стрессом во время соревнований. Решите, что лично вас может подбодрить или развеселить.

Всегда надо принимать свои ошибки. Но не стоит ругать себя за то, что у вас что-то не получилось. Воспринимайте ваши неудачи, как возможность дальнейшей работы над собой.

Запомните условия, в которых вы соревновались с другими спортсменами. Воссоздайте обстановку и атмосферу соревнований на своей тренировке. Пригласите тренера, друзей и других спортсменов из вашей команды. Проведите тренировку, которая будет максимально похожа на соревнования. Благодаря этому упражнению ваш тренер и члены команды смогут сказать, в чем вы хорошо, а что стоит исправлять.

Бороться со стрессом самостоятельно может не каждый спортсмен. Самое главное – вовремя понять причины возникновения вашего стресса. Не оставляйте свое психическое здоровье без внимания. Чистые мысли спортсмена – его духовная сила и поддержка на любых соревнованиях.

Жизнь без стресса -> Стрессы спортивные -> Стрессы у спортсменов: причины и последствия

Источники нервного напряжения спортсмена

  1. Чрезвычайно плотное расписание будней. Школьные занятия, многочасовые тренировки, выполнение уроков дома, стремление попасть в финал соревнований или на пьедестал, оправдать доверие школы, тренера, родителей и пр. - все это добавляет стресса детям и не оставляет времени на обычные детские радости, общение со сверстниками во дворе и простое гуляние на улице.
  2. Как ни странно, источником стресса могут быть родители, если ради потенциальной спортивной карьеры их чада они жертвуют собственной. Вплоть до потери хорошей работы, сносных жилищных условий и семьи как таковой. В спортивной практике полно случаев, когда мамы с высшим образованием бросают все, чтобы переехать в другой город или даже страну, ютясь по съемным углам и батрачат на нескольких низкоквалифицированных работах уборщицами или поварами.
    Естественно, что сильные стрессы сопровождают таких мам и детей, от которых уже не ждут, а требуют достичь чемпионского титула как можно быстрее. Чаще всего такие жертвы оказываются напрасными, и разочарованные мамы срывают зло на ребенке (не оправдал надежд), а он в принципе и не виноват вовсе.
  3. Источник стресса… тренер! Кардинальное отличие наших тренеров от их западных коллег - постоянное перманентное нервное напряжение на грани срыва. Они несут на своих плечах непосильную нагрузку. Судите сами. Тренер обязан выращивать чемпионов, и поэтому он одновременно дипломат, способный лавировать в отношениях с детьми, родителями, руководством школ, федерацией. При этом должен отстаивать свои интересы перед коллегами, которые скорее подставят ногу, чем подадут руку помощи. А еще надо быть мастерским педагогом и воспитателем своих учеников. На последних очень трудно не срываться периодически! Никаких курсов повышения психологической и педагогической базы для тренеров не существует (в странах бывшего СНГ), заняться самообразованием в этом плане беднягам просто нереально. Поэтому многие тренеры не в силах помочь справиться со стрессом своим ученикам, и им самим нужна психологическая помощь.

Талант и его прессование

Постоянное напряжение сопровождает юных спортсменов на пути к медалям. В нем проходят детство, отрочество и большая часть юности. Именно в этот период происходит становление личности.

А если федерация заносит спортсмена в список самых перспективных, то ребенок или юноша, спортивная школа и тренер превращаются в механизм, добывающий награды. При этом часто отсекается все индивидуальное, то, что не вписывается в заданный шаблон супер-рекордсмена.

Конфликты

Общение

Далеко не каждый тренер имеет дар завоевывать доверие своих учеников. Из тех, кому это дано, одни создают атмосферу большой семьи, в которых отношения складываются на долгие годы даже после ухода из спорта. Другие тренера выстраивают отношения с воспитанниками на принципе работы педагога с учеником. Это помогает научить спортсмена очень высокому мастерству выполнения спортивных элементов и достичь невиданных высот, при этом находиться в нормальной здоровой психологической атмосфере.


Одновременно с этим растущему спортсмену, будь то юноша или девушка, просто жизненно необходимо иметь взрослого друга, чтобы довериться в любой проблеме и посоветоваться. А в силу того, что максимум своего времени проводится в спортзале, то и общение складывается в основном, с тренером и такими же спортсменами. Естественно, что развитие этих подростков идет совершенно по другим стандартам, нежели у их неспортивных сверстников. И отношения со старшими также складываются по-другому.

Отсутствие рядом со спортсменом человека, который профессионально может избавить от последствий стресса, может стоить слишком дорого для неокрепшей юной психики. Разгребать проблемы в этих случаях приходится самостоятельно. И хорошо, если повезет с родителями, которые поймут и примут таким как есть. А на государственном уровне или даже на уровне спортивных федераций проблемы психологической стабильности спортсменов никого не волнуют. Именно поэтому непонятые у себя на родине спортсмены ищут свое место под солнцем в других странах. Непонятые – не значит бесперспективные.

  • Стрессы у спортсменов: причины и последствия

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Профилактика стресса и переутомления спортсменов [ править | править код ]

Эффективное управление учебно-тренировочным процессом невозможно без учета влияния доз психических и физических нагрузок на организм спортсмена на “короткое” и более “длительное” время. Незнание механизмов адаптационного процесса и особенностей кумулятивного эффекта может привести спортсменов к таким явлениям, как перенапряжение, переутомление, перетренированность и др.

Учет динамики психических и физических качеств в учебно-тренировочном процессе в мезоцикле (большом цикле) спортивной тренировки способствует предотвращению такого явления, как переутомление и перетренированность, если при этом использовать активный отдых как средство подготовки.

Для предотвращения этого явления необходимо принять целый комплекс мер. В связи с тем что в возникновении переутомления спортсменов (как явления) существенную роль играют психологические и биологические механизмы, предотвращение и лечение его должно быть комплексным, включающим методы психотерапии, фармакотерапии, организационные и психологические мероприятия, индивидуальные наблюдения врача и психолога команды.

Вместе с тем, осознавая степень значимости указанных методов, не следует забывать о первом звене в этой цепи. Это участие тренера, роль и значение которого, как человека, наиболее близко стоящего к спортсмену, первостепенны.

Именно тренер как человек, лучше всех знающий своих воспитанников, может своевременно заметить особенности в поведении спортсмена, выявить отклонения, мешающие ему показать максимальный результат (Синельникова, 1984).

Заметив изменения нервно-психического состояния, тренер имеет возможность поддержать и ободрить спортсмена в такой нужный для него момент. Факт неудачного выступления, бой, проигранный ввиду явного преимущества соперника, и другое всегда являются стрессом для спортсмена (и для тренера), вызывают отрицательные эмоции. Важно, чтобы в это время спортсмен не был один. В своих исследованиях Henschen (1992) предлагает систему мер для тренеров по снижению уровня послесоревновательного стресса.

При необходимости тренер может способствовать преодолению или смягчению проявлений болезненного состояния воспитанника—использовать в качестве основного лечения постановку перед ним реальных задач в достижении конкретной и посильной цели. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с проведением учебно-тренировочного процесса тренер уделял должное внимание воспитанию личности спортсмена, коррекции имеющихся у него отклонений. Прежде всего, важно выработать у спортсмена умение адекватно реагировать на любые жизненные и спортивные ситуации, особенно неудачи, необходимо воспитать у него бойцовские качества, так как именно они позволяют мобилизоваться на достижение максимального спортивного результата. Особенно важна разумная тактика тренера перед соревнованием и в момент секундирования между раундами. Тренер должен помнить, что его эмоции, неуверенность, переживания передаются ученику. Настройка на бой и построение тактического плана боя должны быть четкими и лаконичными, с учетом собственных достоинств и недостатков соперника. Замечания и указания должны быть краткими и информативными (понятными). Не следует давать ученику много советов между раундами и нервничать самому. Особенно важно поведение тренера после соревнований. Рациональный подход, анализ допущенных ошибок и перспективы их устранений позволят спортсмену избежать нервного срыва (особенно при неудачно проведенном старте). Кроме того, нужно научить спортсмена не переоценивать свой успех. “Звездная болезнь”, игнорирование рекомендаций тренера и врача, как правило, очень быстро приводят к серии неудач, что также способствует развитию невроза.

Способы снижения уровня послесоревновательного стресса у спортсменов

  1. Обеспечение положительной (поддерживающей) атмосферы сразу же после соревнования.
  2. Концентрация внимания на эмоциональном состоянии спортсменов, а не на собственном.
  3. Стремление находиться после соревнования вместе с командой.
  4. Обеспечение реальной оценки действий каждого спортсмена.
  5. Беседа со всеми членами команды, даже с теми, кто не принимал участия в соревновании.
  6. Обеспечение совместной деятельности всех членов команды после матча, боя, соревнования (например, ужин всей командой, поход в кино и др.).
  7. Изолируйте спортсменов после соревнования от родителей и друзей.
  8. Не позволяйте членам команды восхищаться своим успехом или впадать в депрессию из-за проигрыша.
  9. Начните психологическую подготовку к поединку с очередным соперником на следующем же тренировочном занятии.

Особое внимание заслуживает вопрос организации быта и отдыха спортсменов в условиях тренировочных сборов и, особенно, в период ответственных соревнований. Направляющая роль тренера должна проявиться в разумном руководстве, организации активного отдыха спортсмена, в умении отвлечь его от навязчивых, подчас изнуряющих мыслей о предстоящих соревнованиях. При этом в равной степени вредны позиции как полного отказа от всех радостей жизни, так и системы предоставления спортсмену полной свободы действия, так как не все спортсмены умеют правильно пользоваться свободным режимом.

Важная роль в предупреждении переутомления принадлежит правильной организации тренировочного процесса. Обязательным условием его должна быть индивидуализация выполняемых нагрузок с учетом функциональных возможностей спортсмена в каждый конкретный отрезок времени.

При этом необходимо принимать во внимание и физиологические особенности, обусловленные возрастом.

В условиях современной системы подготовки, с использованием больших по объему и интенсивности нагрузок и применением 2—3 тренировок в течение дня, чрезвычайно большое значение имеет система восстановительных мероприятий. Эффективность последней будет высока лишь в том случае, если она будет комплексной и включать педагогические, медико-биологические и психологические средства (Готовцев, Дубровский, 1981).

В качестве профилактики и снижения психологического напряжения на спортсменов Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд (1997) предлагают предпринять следующие меры:

  1. Определение краткосрочных соревновательных и тренировочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что спортсмен находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.
  2. Общение. Тренерам, спортсменам, судьям, руководителям команд рекомендуется делиться своими чувствами с коллегами, искать у них социальную поддержку. Когда вы делитесь отрицательными чувствами со своими коллегами, те могут помочь вам найти разумное решение возникшей у вас проблемы.
  3. Использование “тайм-аутов”. Очень важно для обеспечения психического и физического благополучия брать “тайм-аут”, т. е. отдыхать от работы и других нагрузок. Миф о том, что чем больше спортсмен тренируется, тем лучше, все еще распространен в мире спорта. Вместе с тем ежедневная тренировка и соревновательная деятельность ведут к психическому и физическому утомлению. Снижение объема тренировочных нагрузок, а также интенсивность физических упражнений способствуют психическому здоровью.
  4. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь) значительно снижает уровень стресса, ведущего к “перегоранию”. Перетренированность спортсменов очень часто происходит за счет личной жизни. Определяя реальные цели, спортсмен находит время и для спорта, и для личной жизни, что способствует предупреждению “перегорания”.
  5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей (ими могут быть коллеги), которые могут обеспечить социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения относительно ваших действий.
  6. Контроль последовательных эмоций. Большинство тренеров и спортсменов знают, что необходимо контролировать соревновательное чувство тревожности и напряжения, но мало кто обращает внимание на свои эмоции после соревнований. Эмоции очень часто усиливаются и находят выражение то ли в депрессии, то ли в излишней эмоциональности.
  7. Поддержание высокой спортивной формы. Хронический стресс оказывает воздействие на организм человека, потому очень важно поддерживать высокую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, особенно после соревнований, увеличение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома “перегорания” и “переутомления”.

Среди многих факторов, обеспечивающих продуктивность деятельности человека, одно из главных мест занимает уровень психического напряжения. В обыденной жизни он колеблется в довольно широких границах — от дремотных состояний до творческого вдохновения. Крепкий сон — это отсутствие сознательного психического напряжения. Максимум психического напряжения — это граница человеческих возможностей, когда реализуются подготовленность и резервы. Но как определить: был ли это предел или многое осталось не вскрытым? Рекорды, по сути своей, показатели максимума. Но поскольку они из года в год растут, ясно, что понятие максимума относительно и абсолютным вряд ли станет.

Как-то принято разграничивать понятия физического и психического напряжения. Конечно, их соотношение у математика, решающего сложную задачу, и штангиста, поднимающего рекордный вес, различно, но лишь по направленности и содержанию, но не по степени выраженности. От того, что математик не имеет физической нагрузки в момент решения, а лишь интеллектуальную, еще не значит, что психическое напряжение у него выше. Скорее всего, оно все же выше у штангиста, устанавливающего рекорд. Другое дело, что у математика психическое напряжение определяет продуктивность мышления, а у штангиста — продуктивность мышечной работы.

Механизмы психического напряжения, активизирующие деятельность, сложны и многоплановы. Многие отрасли науки ищут ответ на вопрос, что же определяет количественные и качественные характеристики функционирования организма и личности в сложных условиях, в том числе в спорте. В целостном процессе психической регуляции деятельности личности отчетливо видны три ее главных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Но ни разум, ни чувства, ни волю нельзя ни абсолютизировать, ни вычленять из целого. По сути, в отдельности они никогда не проявляются. Можно говорить лишь об их сочетаниях и о большей или меньшей выраженности того или иного из них при описании личности в определенных условиях. Кроме того, при всей важности интеллектуального компонента особое значение имеют все же особенности взаимодействия и взаимовлияния эмоций и воли. Здесь нет необходимости представлять всю сложность структуры деятельности, в которую они включаются. Однако надо иметь в виду, что спортивный результат всегда есть итог деятельности личности, цельной и неповторимой, а не конечный результат каких- либо психических процессов или явлений, ее составляющих.

Эмоции проявляются при большом желании достичь высокого спортивного результата. Они вскрывают энергетические ресурсы, так сказать, автоматически, неосознаваемо для человека (например, в ответ на действие неожиданного раздражителя, под влиянием страха и пр.). Экстраординарные эмоциональные состояния отодвигают природные ограничители, вскрывают резервные возможности организма и реализуют их в деятельности.

Воля же — фактор сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на достижение лучшего спортивного результата (например, в процессе финиширования). В основе этого лежит не только желание, но и мотив долженствования и глубокое понимание спортсменом необходимости преодоления самого себя ради достижения цели, ради великих переживаний, таких, например, как чувства победителя на пьедестале почета.

Эмоциональные и волевые состояния, являясь принципиально различными механизмами, в конечном счете приводят к одному и тому же результату — скачку в проявлении функций организма. Возникающее перед тренировкой или соревнованием и в ходе их состояние — это состояние сложного взаимодействия двух видов психического напряжения: эмоционального (автоматического) и волевого (произвольного).

Как уже говорилось, структурной единицей первого является переживание, второго — волевое усилие. При этом их сложное взаимодействие таково, что каждое из них проявляется не только в деятельности: само по себе или совместно, но и взаимно, друг в друге. Переживание и волевое усилие могут выступать как единство и борьба противоположностей. Нередко возникшее переживание достаточно успешно стимулирует спортсмена, сводя к минимуму необходимость включения волевого усилия; в то же время любое волевое усилие в своей основе имеет эмоциональное начало.

Предсоревновательное эмоциональное напряжение может регулироваться, оптимизироваться целенаправленным волевым усилием в том случае, когда слепой механизм эмоций включается слишком рано и с силой, грозящей истощением нервной системы еще до начала соревнований. Экстраординарное эмоционально-волевое состояние, определяющее пики достижений, всегда уникально. Его своеобразие и неповторимость определяются не только количественными и качественными характеристиками структурных единиц, но и системой их взаимодействия и консолидации в процессе формирования эмоционально-волевых состояний.

Учить спортсменов и тренеров создавать эти состояния — важнейшая задача психопедагогики спорта. Эмоции вызывают энергетический всплеск, воля делает из него целесообразный поток, т. е. определяет экономичность использования этой энергии. Большинство рекордов в спорте — это результат эмоций, управляемых волей. Возникающие состояния боевого духа, воодушевления, вдохновения способствуют раскрытию резервов организма и психики спортсмена, на что и ориентированы высшие приемы самоуправления в спорте, особенно в спорте высших достижений.

Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях. Но по направленности и содержанию они различаются. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, определяемое целью Достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании —результативным. Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнований.

В то же время продуктивность систематического тренировочного процесса определяется дальней мотивацией, ее результат отставлен в достаточно отдаленное будущее. В результативном, соревновательном напряжении непосредственно перед стартом мощно проявляет себя ближняя мотивация, так как ожидаемый результат получает общественную известность и оценку. Он влияет на статус человека в обществе, подводит итоги определенному периоду тренировки, оценивает правильность избранного пути, целесообразность затраченного времени и усилий, влияет на самооценку спортсмена и самосознание в целом.

5.2.2. Спортивный стресс

Специфика протекания спортивного стресса напоминает учебный стресс, в котором хронические нагрузки межсессионного периода перемежаются с экстремальными эмоциональными переживаниями во время экзаменов. Подобным образом у спортсменов можно выделить стрессы тренировочного периода и стрессы, вызванные соревнованиями.

Первая группа стрессов может быть вызвана чрезмерными тренировочными нагрузками, травмами, плохими отношениями с тренером или товарищами по команде, неадекватными или чрезмерными ожиданиями будущих спортивных результатов и т. д.

Вторая группа стрессов может быть спровоцирована собственными неудачными выступлениями на соревнованиях или удачными выступлениями соперников, конфликтами с судьями или тренерами, чрезмерным перенапряжением, травмами и т. д. Во второй группе причин стресса ведущую роль играет экстремальное физическое и эмоциональное напряжение, а в первой группе – больше когнитивно-эмоциональные факторы. В то же время и в соревновательный период информационный аспект стресса нельзя сбрасывать со счетов. Как отмечает Б. А. Вяткин, ситуация спортивных соревнований является стрессовой потому, что происходит значительное расхождение между поставленными перед спортсменами задачами и возможностями для их реализации, которые имеются у спортсмена. При этом не только объективная трудность задачи, но и вероятностная оценка спортсменом ее достижения является главной причиной психического напряжения. Чем меньше уверен спортсмен в точности своего прогноза, тем выше стресс. Исследование содержания катехоламинов у теннисистов и пловцов показало, что во время тренировки содержание катехоламинов в организме статистически не превышало обычный уровень гормонов данной группы, в то время как на соревнованиях содержание норадреналина было существенно выше нормы. При этом наиболее успешно выступали те спортсмены, у которых соотношение норадреналина к адреналину было большим. Спортивные психологи приходят к выводу, что организм спортсмена может адаптироваться к физическим нагрузкам во время соревнований, а к эмоциональным нагрузкам во время состязаний – нет @@@@@2#####.

Другой специалист в области спортивной психологии, Л. Д. Гиссен, пишет:

Существуют разнообразные виды классификаций спортивных стрессов. Согласно одной из них, все стрессы можно разделить на группу с кратковременным действием и группу с длительным действием на организм.

К первой группе относят следующие стрессоры:

+ вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором ранее была получена травма, встреча с явным фаворитом и т. д.);

+ вызывающие неприятные физиологические ощущения (боль, усталость, плохие метеорологические условия);

+ темпа и скорости (необоснованно завышенные установки на рекордный результат);

+ отвлечения внимания (тактические маневры противника, опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности);

Ко второй группе (длительного действия) относят стрессоры, связанные:

+ с риском и опасностью (альпинизм, прыжки с трамплина, хоккей, мотоспорт);

+ с длительной нагрузкой (продолжительное выполнение упражнений на фоне физического и психического утомления);

+ с борьбой (длительные соревнования);

+ с изоляцией (отрыв от дома и семьи во время соревнований) @@@@@5#####.

Различают три формы соревновательного стресса: предстартовую лихорадку, стартовую апатию и боевую готовность.

Первая форма спортивного стресса выражается в чрезмерном перевозбуждении нервной системы, неоправданно повышенном тонусе мышц и трудностях в поддержании ясности тактического мышления. При этом вегетативный баланс организма сдвинут в сторону преобладания тонуса симпатической нервной системы.

Наиболее оптимальной формой считается третья форма – боевая готовность, которая позволяет достичь наилучших спортивных результатов и по своей сути является вариантом эустресса.

Б. А. Вяткин так характеризует это психическое состояние @@@@@2#####:

+ высокая мотивация деятельности;

+ напряженное ожидание старта;

+ умеренное эмоциональное напряжение;

+ трезвая уверенность в своих силах;

+ способность к сознательной саморегуляции поведения, мыслей и чувств;

+ хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности.

Согласно оценке этого спортивного психолога, состояние боевой готовности можно соотнести с начальной стадией стресса по Селье, где организм полон сил и энергии, когда об отрицательном влиянии стресса на деятельность еще не может быть и речи, а ситуация воспринимается как тревожная, но не угрожающая благополучию личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Советы спортивного психолога.

Константин по ходу карьеры работал в Центре спортивных технологий Минспорта, а также в Центре спортивно-восстановительной медицины и реабилитации при Минздраве. В разные годы он помогал футболистам, борцам, гимнастам, фигуристам и скалолазам, набрав большой опыт работы в ситуациях, когда атлеты испытывали стресс.

Что такое стресс? Практически все, кто занимается спортом, в той или иной степени с ним сталкивались и каждый определяет его по-своему. Для кого-то это огонь, для кого-то – напряжение, для кого-то – страх. В этом плане мне очень нравится высказывание Майка Тайсона.


Он сравнивает стресс с огнем и отмечает, что его можно контролировать. К слову, один из главных ментальных навыков в международной практике психологии спорта называется management anxiety (управление тревогой). Нужно не купировать стресс и тревогу, а именно контролировать их, управлять ими .

Стресс – это любая ситуация, порождающая сильные эмоции и давление. Всё, что нас выбивает из колеи и заставляет реагировать. Например, переход в новую команду, к новому тренеру. Мы должны освоить новые внутренние правила, приспособиться, занять какое-то положение в группе и так далее.

Также стресс можно определить как нашу физиологическую или психологическую реакцию, которая возникает в ответ на внешнее воздействие. Кто-то реагирует тем, что замыкается в себе, кто-то становится гипервозбужденным, кто-то держится, но через пару дней заболевает.

КАКИМ БЫВАЕТ СПОРТИВНЫЙ СТРЕСС?

Чтобы разобраться в этом, мы вместе с моей коллегой Лидией Довжик подготовили схему. Возможно, она поможет разобраться вам и в себе, и в других – тренерах, партнёрах по команде, соперниках, воспитанниках. Первая задача любой самопомощи или психологического тренинга – распознавание того, что чаще всего с вами происходит. Это ключевой момент.

Начнём с самого простого – характера угрозы. Классический биологический стресс – это травма. Мы получаем повреждение, падаем, нам больно, мы не знаем ушиб это или разрыв связки. В этот момент с болью приходит тревога, непонимание, неопределенность, страх, гнев, раздражение.

И всё-таки в спорте преобладает социальный стресс . Любой турнир, любая игра – ваши собственные ожидания и ожидания окружающих. Мы чувствуем давление, ответственность.

Дальше – эффект воздействия стресса. Куда более тонкий момент, потому что он связан с вами, с тем насколько вы стрессоустойчивы, насколько у вас большой опыт по преодолению различных трудностей. Любой стресс может действовать и мобилизующе, и угнетающе. Здесь есть два классических примера.

Противоположный эффект – ситуация угнетения, choking. По-русски мы называем это паникой или ступором. Это когда мы настолько сильно волнуемся, переживаем из-за ответственности, что начинает страдать наша координация, замедляется принятие решений, мы допускаем глупые ошибки. Чокингу подвержены даже самые сильные спортсмены. А всё почему? Уровень стресса зашкалил и ушёл в угнетение. Не мобилизует нас, а делает слабее, медленнее и даже глупее.


Спортивный стресс также различается по продолжительности воздействия. Если мы говорим о ситуации здесь и сейчас, то это острый стресс. Нам трудно, мы очень устали, но на морально-волевых, сжав зубы, продолжаем бороться и показываем качественные действия. Игра в клатче – это предельная мобилизация к концу игры, несмотря на усталость. Это острый стресс . После игры восстановиться пульс, дыхание, расслабятся мышцы, стресс пройдёт.

Но бывает и хронической стресс. Типичный пример – симптом выгорания, когда мы долгое время занимаемся чем-то, что нам не нравится. Мы уже отчаялись получить хороший результат, люди вокруг нас раздражают, мы сомневаемся в собственной эффективности. Это некоторый кризис. Хронический стресс дестабилизирует, плохо влияет и на наш иммунитет, и на другие защитные механизмы.

Ключевой момент – переживание тревоги. Признак когнитивной тревоги – это токсичные мысли. У нас в голове страх и негативные конструкции. Мы сомневаемся в себе, недовольны командой, погодой – всем. Есть неуверенность в своих силах: плохо себя чувствую, мало тренировался, много отвлекался, дома что-то не очень – едва ли хорошо сыграю. При когнитивной тревоге даже милые и обычно дружелюбные люди способны быть раздражительными и агрессивными. Зачастую это нормальная реакция на стресс.

Соматическая тревога – более тревожный признак, с ней сложнее справиться. При ней в голове всё может быть ясно, но при этом тело может реагировать странно. Признаки такой тревоги – тахикардия (увеличение частоты сердечных сокращений), повышенный тонус мышц, бегающие глаза, повышенное потоотделение, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, бессонница. Порой доходит до забавного, когда напряжены мышцы-антагонисты. Это приводит к ловким движениям, спортсмен действует нескладно, некрасиво – как Буратино. Психика может неприятно удивлять, то когда спортсмена подводит организм, вот это уже момент для беспокойства .


Наверное, всем интересно, зачем на слайде изображен пещерный человек? Всё дело в том, что все упомянутые мной типы спортивного стресса – это не заболевания, не патологические реакции, не болезни. Это всё филогенететически заложенные в нас защитные реакции. Другое дело, что они проявляются в спорте не ко времени и не к месту .

У наших далёких предков при угрозе тоже появлялась агрессия, раздражительность, повышалось потоотделение и усиливалась работа выделительной системы, бегали глаза в поисках условного хищника. Все эти реакции сохранились – они не осознанные, они просто есть и они признаны защитить в момент угрозы. Но зачастую эти реакции чрезмерны, потому что сейчас угроза иная – лишь социальный стресс. Сильная соматическая тревога не означает, что вы заболели. Наоборот, организм здоров и готов сражаться. Просто надо извлечь из этого пользу.

Если мы хотим победить тревогу и стресс в спортивной жизни, нужно быть внимательными и чуткими к себе, уметь распознавать, что именно с нами сейчас происходит, какое воздействие мы сейчас испытываем и что же на нас давит.

Во-первых, надо понять когда мы испытываем тревогу и стресс и как именно наше тело и психика на них реагируют. Во-вторых, нужно сопоставить своё состояние перед игрой / выступлением с тем какой мы показали результат.



Надо понять насколько высок уровень возбуждения в нашей нервной системе и после этого сопоставить своё состояние с теми моментами, когда мы выступали лучше всего . То есть задуматься в каком состоянии мы были наиболее эффективны и показывали лучшие результаты.

Если лучшие результаты достигались в состоянии абсолютного покоя, когда мы уверены в себе, тогда не стоит повышать уровень возбуждения интенсивными выкриками, ритуалами, действиями. Нужно оставаться холодным и спокойным.

Бывают обратные ситуации: чем больше мы возбуждены, тем лучше выступаем. Разумеется, тогда нам не надо успокаиваться, медитировать, пребывать в уединении и покое. Наоборот, надо быть максимально активными и общительными.

Возможен вариант баланса. Например, с опытом и годами мы понимаем, что слишком спокойными лучше не быть, но и возбужденными – тоже не вариант. Слишком волнуемся – надо успокоиться. Слишком спокойные – надо сделать интенсивную игровую разминку, повысить возбуждение в нервной системе. Все психологические техники чаще всего работают на компенсацию того процесса, который нам поможет помешать.


Если мы возьмём цитату Светланы Хоркиной и применим к модели Ханина, то это первый вариант. Мы всё прокрутили, подготовили до мельчайших подробностей. Недоспали, не восстановились, есть сонливость, но зато в голове уверенность что всё в порядке. Излишний тонус здесь повредит, а не поможет.

Есть ещё модель Лью Харди. По его мнению, худшая ситуация – когда сильная когнитивная тревога (неуверенность, плохие мысли и настроение) сочетается с сильным возбуждением. Это приводит к катастрофе, справиться с этим практически невозможно.



КАК НАУЧИТЬСЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ?

Mental Toughness (психическая прочность) – самый ходовой в мире термин. В России мы называем это стрессоустойчивость. Можно ли приобрести этот навык? Да, каждый может соорудить свой собственный тренинг.

Расскажу о базовых навыках по версии американского спортивного психолога Джека Лесика.

● Базовые установки. Чего мы хотим? В чём наша мотивация? Какие цели на игру в команде? Какая личная цель на сезон? На самом деле выдающиеся спортсмены в душе романтики и у них есть не только мотивация, но и конкретная мечта, образ желаемого будущего, к которому они стремятся.

Мотивация важна для всех, особенно для молодых спортсменов. Должно быть много целей и задач, которые хочется реализовать. Если цель будет достигнута быстро, мотивация окажется в кризисе. Наиболее устойчивая траектория карьеры бывает у атлетов с большим количеством целей .

● Воображение. Если хотим отработать какой-то технический элемент, нужно сначала его детально продумать, мысленно увидеть, потом уже реализовать на практике.

● Соревновательные психологические навыки. Это и контроль эмоций, и отработка концентрации внимания, чтобы не возникало туннельного зрения. Нужно фокусироваться только на том, что нужно.

Также тезисно расскажу о системе АГИМ (ауто-гипно-аудио-моторика), которую предлагает известный психолог Анатолий Алексеев. Ключевые компоненты психологической подготовки очень просты, с их помощью во время старта у вас будет меньше тревоги и стресса.

● Конкретные формулы и установки. Мы задаём их с помощью внутренней речи. Например, чтобы к завершению всей разминки основные мышечные группы обретали совершенно конкретные качества. Например, чтобы волейболист после разминки имел руки пластичные, лёгкие, сильные точные. Ноги – лёгкие, быстрые, сильные, резкие, прыгучие. Тело – упругое, лёгкое, послушное.

Важно, какие сигналы мозг подаёт организму. Как мы думаем, так оно на самом деле и бывает. Если мы думаем что мы слабые, больные, у нас что что-то болит – начинает болеть ещё сильнее . Кто занимается бегом, знает как меняется наше состояние в зависимости о того, на чем сфокусирован взгляд и мысли.

Как мы можем почувствовать прыгучесть? Например, представить, что у нас на ногах мощные пружины. Есть занятный пример из моей практики. В фигурном катании девушка вернулась на лёд после травмы и ей было страшновато прыгать сложные прыжки. В итоге, когда фигуристка заходила на прыжок, представляла, что сзади её поддерживают ангелы, которые своими крыльями помогают ей подняться верх, чтобы прыжок был высоким и мощным , позволял докрутиться и всё выполнить.

Воображение спортсмена – такой же инструмент как мышцы иди сердечнососудистая система. Нужно придумывать образы, которые помогут хорошо выступить. Они всегда индивидуальны. Например, велосипедист на треке выбрал себе образ нефтяной качалки – здесь работала формула мощного, непрерывного движения и отсутствия усталости. Некоторые пловцы придумывают образ атомных ледоколов . С одной стороны, это развлечение и игра, но это помогает регулировать стресс и тревогу.

КАКИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЧТОБЫ РЕГУЛИРОВАТЬ СТРЕСС

Любой тренер должен иметь базовые навыки и знания по спортивной психологии – это факт . Эти знания помогают проводить определённую профилактику. Но тренер не может полностью заменить психолога. Как и родители, в случае с детьми, не должны играть психотерапевта или врача-диетолога.

Если есть какая-то проблема, которая точно имеет психологическую этиологию и не решается, то лучше пригласить профильного специалиста. У нас есть дефицит спортивных психологов – в своё время многие уехали за границу. Сейчас школа постепенно восстанавливается.

Что касается индивидуальной подготовки, то если у нас больше месяца до каких-то важных соревнований, есть время для любой саморегуляции . И дыхательные упражнения, и медитация, и мышечная релаксация, и ритуалы, и аутогенные тренировки.

Если у нас всего несколько недель, то желательно сделать свою жизнь размеренной и лишенной стрессов. Стресса итак будет много, нужно снизить его количество. Когда у нас всего день-два до старта, тренировать психологические навыки поздно. Единственное что мы можем сделать – продумать детальный подробный план, защититься от случайных неприятностей: как спим, питаемся, с кем общаемся, когда выключаем телефон, чтобы никто не отвлекал.


Расскажу несколько инструментов, которые помогут регулировать стресс и тревогу.

● Самоанализ. Стрессоустойчивость базируется на чуткости, на понимании себя. Нам нужен детальный анализ стресс-реакций. Когнитивная тревога или соматическая? Какие у нас признаки? Это можно фиксировать в дневнике. Я рекомендую это всем – и профи, и любителям. Это поможет потом провести более глубокий анализ со специалистом.

● Подготовка к стрессу. Если тревога связана соревнованиями, то лучше всего помогают приближенные к соревнованиям тренировки, на которых как можно больше помех – шум, музыка. Если пройдём огонь, воду и медные трубы на тренировках, то на соревнованиях всё не будет так сильно отвлекать и вызывать меньший стресс.

● Чек-лист. В нем может быть подготовка экипировки или звонок любимой бабушке. Создание списка упорядочивает сознание и делает ваше нахождение на соревнованиях более комфортным.

● Обнимашки и другие виды совместной активности сильно помогают почувствовать локоть товарища. Если сильно волнуетесь, попросите родных и близких написать вам открытку с пожеланием. И за час до разминки вы откроете её, почитаете и настроение станет лучше.

● Ритуалы. Не стоит пренебрегать ритуалами или привычками. Перекреститься или взять с собой плюшевую игрушку – психологический механизм, который за счет повторяемости делает новую ситуацию более привычной . Стресс – это всегда адаптация к чему-то новому. Ритуал позволяет почувствовать организму привычную и комфортную атмосферу.

● Дыхательные техники. Самый простой способ компенсировать высокий уровень возбуждения. Для этого не надо быть йогом с 20-летним стажем. Надо положить одну ладонь на диафрагму, другую – на верх грудной клетки. Чуть-чуть подышать, потом замедлится и перенести большую часть дыхательного акта на диафрагму. Чтобы верхняя ладонь не двигалась, а нижняя подавалась на вдохе и выдохе. Подышали минуту-две с интервалами.

Диафрагмальное дыхание ослабляет тонус мышц. Кстати, за стресс чаще всего отвечают мышцы шейно-воротниковой зоны. Если они становятся близкими к каменным, то требуется не просто массаж, но и некоторое психологическое расслабление .

Иногда я даю задание спортсменам задание закрыть глаза, подышать спокойно одну-две минуты, представляя огонёк свечки. Они должны дышать на него, но при этом не погасить пламя. Уснуть спортсмены не уснут, но расслабятся. Это очень хорошо работает. На самом деле сейчас есть много приложений с разными техниками саморегуляции. Критерий – ваш собственный комфорт.

● Психомышечная релаксация. Это особый вид упражнений на расслабление, в ходе которых чередуется состояние расслабления и напряжения отдельных групп мышц. Можно применять и до, и во время соревнований.

● Контроль фокуса внимания. Этот приём я позаимствовал у формульных гонщиков. Если вы волнуетесь, можете посмотреть на большой палец. И произвольно переносить фокус внимания с пальца на другие точки. Одна-две минуты, вы немного успокоитесь и сможете сконцентрироваться на задаче, которая у вас есть. Например, подготовиться к игре. Можно использовать аналоговые часы. Смотрите на секундную стрелку в течение минуты, затем закрываете глаза и просчитываете минуту сами. От того, убежали вы вперёд или замедлились, можно понять, что сейчас доминирует в нервной системе – возбуждение или торможение.

Как спортсмены справляются с таким многообразием различных неприятностей, которые нам готовит наше собственная психика и физиология? Общей инструкции нет. Стресс – дело интимное и каждый должен иметь свои инструменты, с помощью которых он сможет с ним справиться .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.