Нервной работа в практической работе

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы


Опросы показывают, что представление людей о синдроме эмоционального выгорания имеет мало общего с реальным положением дел. Большинство считает, что эмоциональное выгорание — это потеря удовольствия от работы. Однако, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.

Поскольку постоянный стресс может стать причиной многих заболеваний, синдром эмоционального выгорания был включен Международную классификацию болезней. Несмотря на то, что он не классифицируется как медицинское состояние, врачи советуют не оставлять его без внимания.


Раз — ступенька, два — ступенька

Специалисты, которые впервые открыли связь между профессиональной деятельностью и эмоциональным истощением (психологи Герберт Фрейденберг и Джордж Гринберг), выделили пять стадий этого синдрома.

1. Потеря уверенности в себе на фоне удовлетворённости работой.

2. Появление психосоматических расстройств (чаще — бессонницы и головной боли).

3. Невнимательность, рассеянность, потеря производительности.

4. Появление хронической усталости — сбой биоритмов (ночью человек не может уснуть, вечером его клонит в сон), нескончаемые простуды и мелкие болячки.

5. Апатия, безразличие, перепады настроения, упадок сил, который не проходит даже после выходных.


Встать и уйти (с работы)

В отличие от серьезных психических диагнозов у синдрома эмоционального выгорания вполне оптимистичный прогноз. Чаще всего это состояние проходит, и в большинстве случаев — без помощи врачей и психологов.

Первое, что нужно сделать, если вы диагностировали у себя этот синдром, — это устранить причину эмоционального истощения (то есть работу). Необходим продолжительный отдых: минимум две недели. Имейте в виду, что первые 2-3 дня вас будет безудержно тянуть на работу: вы найдете массу поводов для немедленного визита или звонка в офис. Поэтому лучше уехать туда, откуда звонки и визиты на работу будут максимально затруднены.


Разбор полета

Третье — нужно разобраться в том, почему вы так загнали себя. Наверняка бок о бок с вами работают коллеги, которые выполняют ту же работу и при этом прекрасно себя чувствуют.

Специалисты считают, что к возникновению эмоционального выгорания предрасполагают:


— Незаслуженная критика и давление со стороны руководства. Часто они никак не связаны с производительностью труда, но человеку легче думать, что все изменится, если он будет больше работать.

Чтобы эмоциональное выгорание не настигло вас снова:

— Ограничьте и согласуйте с руководством круг своих обязанностей и оговорите, что переработка допускается в исключительных случаях и за дополнительные деньги.

— Расставьте приоритеты и научитесь планировать время.

— Не пытайтесь соответствовать чьим бы то ни было ожиданиям и пожеланиям.

— Никогда не жертвуйте сном и прогулками на свежем воздухе: это не блажь, а необходимые условия для сохранения здоровья — как физического, так и психического.

— Попробуйте себя в другой области, не связанной с вашей профессиональной деятельностью: работа не должна занимать все пространство вашей жизни.

— Создайте план удовольствий: подумайте, куда бы вы хотели поехать летом, чем будете заниматься в ближайшие выходные и какой сюрприз преподнесете подруге на день рождения. Возьмите за правило в разгар рабочего дня перечитывать и дополнять этот список.

Нервная работа — это работа, связанная со значительным нервным напряжением и нередко приводящая к профессиональному стрессу, а в запущенных случаях — профессиональному выгоранию. Нервной работа бывает в двух основных случаях: либо профессия сама по себе сопряжена со стрессом на работе, либо стресс вызывается условиями работы (плохая атмосфера в коллективе, моббинг на рабочем месте, деспотичное начальство и пр.).

Ну а самый тяжелый случай — сочетание обоих типов нервной работы. Самый яркий пример — работа в школе: работа с детьми сама по себе не самое благодарное занятие, а когда к нему добавляется борьба с коллегами за часы и классное руководство, и стальные нервы могут не выдержать.

Какие профессии считаются самыми нервными? Психологи выделили несколько групп профессий, представители который больше всего подвержены стрессу на работе. Хотя на первый взгляд такие профессии кажутся безобидными, а для многих — очень желанными.

Очень нервная работа у… звезд! Публичные люди (актеры, певцы, телеведущие, политические и общественные деятели) всегда находятся в центре внимания, им нужно постоянно выглядеть безукоризненно, следить за тем, что и как они говорят. К тому же, такая работа сопряжена с постоянными разъездами, плотным графиком и невозможностью удалить достаточно времени семье. Быть звездой очень утомительно.

Нервная работа и у творческих личностей (писателей, художников, композиторов) и ученых. Казалось бы — что тут нервного, знай себе твори или изобретай! Но у таких людей работа прочно переплетается с личной жизнью, они погружаются в нее полностью и часто совершенно не умеют отдыхать. А ведь смена деятельности нужна не только нашему телу, но и мозгу — так и перегореть недолго.

Думаем, никто не будет спорить, что у педагогов тоже очень нервная работа. Дети — очень специфическая целевая аудитория, но работа учителя — это не только проведение уроков. Это еще и горы документации, внеклассные мероприятия, необходимость постоянно взаимодействовать с родителями учеников, которые обычно появляются в школе тогда, когда чем-то недовольны. Сплошной стресс.

Вообще, практически любая работа, связанная с общением с людьми, — нервная работа. Сотрудники техподдержки, операторы колл-центров, продавцы-консультанты, менеджеры по работе с клиентами и представители многих других профессий вынуждены ежедневно сталкиваться с претензиями и хамством, которые приходится молча проглатывать — на такой работе сотрудник обязан постоянно быть вежливым, даже если ему открыто хамят.

Ах да, не забудем еще и руководителей — у них тоже нервная работа. Иногда со стороны может показаться, что директор ничего не делает, но на самом деле на нем лежит огромная ответственность. Вообще, чем выше уровень ответственности человека, чем больше профессиональный стресс. Если рабочий криво положил кирпич — ничего страшного не случился. А вот если ошибся человек, который проектировал все здание…

Что делать, если у вас нервная работа? Если все ваши нервы — не от профессии, а от обстановки, есть несколько выходов:

  • сменить работу (но учтите, что если в натянутых отношениях с коллегами виноваты вы, а не они, на новом месте может быть то же самое);
  • научиться управлять своим стрессом (стресс-менеджмент);
  • смотреть на вещи проще и не расстраиваться из-за мелочей (многие проблемы мы придумываем себе сами, делая из мухи слона).

Если же дело в самой профессии, все намного сложнее. Изменение отношения к работе может в какой-то степени помочь — но все равно работа останется нервной, пусть и в меньшей степени. Другое дело — согласны ли вы с этим мириться. Если вы любите свою работу несмотря на ее недостатки, можем посоветовать четко разделить работу и личную жизнь, насколько это возможно — даже от самой любимой работы нужно отдыхать.

Нервная работа — проблема многих, но не нужно думать, что вы не в силах все изменить!


Простыми словами — о стрессе, его влиянии и последствиях

Стресс, по сути, это ответ организма на любые требования, внешние и внутренние, которые выводят организм из равновесия — гомеостаза. С этой точки зрения отпуск, например, — тоже стресс (и я сейчас не о том отпуске, в котором что-то пошло не так). Мы вынуждены адаптироваться к новым условиям и, осознанно или нет, осуществляем для этого какие-то действия.

Как это сказывается на нашей жизни и, в частности, на работе?

Эмоционально. Необязательно выражается в том, чтобы прийти и сорваться на близких, т. е. в раздражении и гневе. Это также состояния равнодушия и апатии, повышенной тревожности, чувства вины, постоянного недовольства собой, работой. При этом эмоции по своему накалу будут неадекватны ситуации, но, находясь в стрессе, мы, увы, не всегда можем это отследить и отрегулировать.

Поведенчески. Суета и нехватка времени, рост числа ошибок даже в рутинной деятельности, хватание за все подряд. Репертуар возможных ответных реакций сужается до нескольких поведенческих шаблонов, которые мы, скорее всего, усвоили в детстве. Отсюда поступки, неадекватные текущей ситуации (но это тема для отдельного разговора).

А теперь представьте на минуту человека, у которого все вышеперечисленные симптомы ярко выражены, и немного утрируйте его образ в воображении — едва ли перед вами будет образ хорошего работника…

Итак, что же делать, если объективно нет возможности выйти из стрессовой ситуации, тем более взять отпуск и хотя бы немного отдохнуть? Вот четыре простых способа помочь себя, не отходя от рабочего места.

Вода. Возьмите себе за правило, что на вашем столе, а также на всех совещаниях, переговорах и т.п. у вас должна быть бутылка или стакан с водой комнатной температуры. Как только чувствуете, что внутри растет напряжение, делайте несколько медленных глотков воды. Механизм и польза этого простого действия в следующем:

Почему только вода, а не чай, кофе, соки? Любые напитки, кроме воды, включают работу ЖКТ, на которую в стрессе у организма просто нет свободных ресурсов — все распределяется на обеспечение жизненно важных функций. У многих из нас чай, кофе автоматически тянут за собой что-нибудь сладенькое: кофеин и простые углеводы быстро добавляют энергии и, казалось бы, работоспособности, но так же быстро этот эффект ослабевает. А уж о последствиях конвертации плюшек в лишний вес я здесь писать не буду.

Возвращение в реальность. Две другие типовые реакции на стресс выражаются либо в том, что мы предельно на чем-то сосредотачиваемся и буквально ничего не видим и не слышим вокруг, либо наоборот — сосредоточиться невозможно, движения становятся хаотичными, и все валится из рук. В эти моменты мы находимся где угодно — в будущем, прошлом, альтернативной реальности, но только не там, где мы есть сейчас. Чтобы вернуться достаточно:

  • увидеть что-либо из окружающего пространства: что висит на соседней стене, какого она цвета, какое над вами освещение, какого цвета глаза у собеседника;
  • услышать что-либо из окружающего пространства: какой тембр голоса у коллеги, как шелестит бумага в принтере, какие звуки доносятся с улицы или из соседней комнаты;
  • почувствовать что-либо из окружающего пространства: какая текстура у подлокотника вашего кресла, комфортная ли температура в комнате, достаточно ли воздуха.

Остается важный и вполне резонный вопрос: как будучи в стрессе, вспомнить обо всех этих, пусть и простых, действиях? Подключаем воображение. Попробуйте придумать и записать аббревиатуру, какие-то символы или нарисуйте рисунок, которые помогут вам вспомнить, что делать при стрессе, и повесьте на работе на видном для себя месте. Можно придумать какую-нибудь считалочку, например:

Глоток воды, вздохнуть, облокотиться,

увидеть окружающие лица.

Или несколько раз заранее проговорите про себя и проделайте нужные действия, при этом поочередно смыкая подушечки большого и остальных пальцев на одной или обеих руках и повторяйте, каждый раз, как вспомните. При стрессе замыкайте подушечки пальцев, чтобы вспомнить, что нужно делать.

Постепенно эти навыки станут привычными, и забота о себе при стрессе станет нормой.

В следующий раз поговорим о методах, которые помогут глубже понять причины возникновения ваших стрессов на работе и подскажут правильные решения в долгосрочной перспективе.

Для облегчения понимания общей схемы работы нервной системы здесь я даю пошаговое описание работы нервной системы с потоками информации.

Принятие информации – это трансформация раздражения в возбуждение ( трансдукция ). Этот процесс осуществляют рецепторы.

Итак, приемниками для внешней информации в организме являются специализированные образования – сенсорные рецепторы (например, палочки, колбочки, волосковые клетки, специализированные нервные окончания и т.д.). На их мембране обычно находятся молекулярные рецепторы.


Кодирование – это перевод определенных параметров раздражителя, которые умеет снимать рецептор, в пропорциональное электрохимическое возбуждение, а затем в поток нервных импульсов определенной частоты и пространственно-временной организации.

Соблюдается топический принцип - это соответствие между характеристиками раздражения и характеристиками возбуждения.

Таким образом, параметры раздражителя передаются параметрами потока электрохимической импульсации, идущей от рецепторов. И если вдруг процесс кодирования будет нарушен, то может получиться сенсорный образ, заметно отличающийся от оригинала. Поясняющий пример представлен на картинке слева.

Одним из примеров рефлексов среднего мозга может служить старт-рефлекс. Старт-рефлекс (рефлекс четверохолмный) - это физиологический рефлекс на внезапные световые, слуховые и другие раздражители. Ответная реакция выражается в виде застывания, вздрагивания, настораживания, что в дальнейшем в зависимости от биологической и социальной значимости раздражителя для организма может завершиться бегством, обороной или носит ориентировочный характер. В его осуществлении принимают участие четверохолмие и ретикулярная формация ствола. Снижение старт-рефлекса наступает при поражении крыши среднего мозга; он может быть повышен у больных неврозами.

В зрительной системе часть нервных волокон от сетчатки идёт дополнительно ещё и в гипоталамус. Это нужно для регуляции суточных ритмов.

Таким образом, возбуждение от сенсорного органа попадает в центральную нервную систему не по одному нервному пути, а по нескольким путям к разным нервным структурам.

Перекодирование — это изменение характеристик первоначального потока сенсорного возбуждения, идущего от сенсорного органа (от рецепторов). Именнно перекодированием и занимаются нервные центры.

1. Трансформация (преобразование) входящего потока сенсорного возбуждения в другой поток - выходящий. Выходящий поток может сильно отличаться от входящего, например, если он должен управлять мышцами, а не строить нервную модель раздражения в виде сенсорного образа.

2. Разделение входящего потока сенсорного возбуждения на несколько разных выходящих потоков, которые направляются в различные нервные структуры.

3. Контрастирование границ в пространстве. Обычно достигается с помощью латерального (бокового) торможения. Оно усиливает возбуждение по контуру раздражителя и ослабляет возбуждение в центральной области.

4. Контрастирование границ во времени. Происходит за счёт преобразования тонического (постоянного) возбуждения в фазическое (отмечает начало и конец действия раздражителя).

5. Детекция. Выделяет раздражители с определёнными характеристиками за счёт срабатывания специальных нейронов-детекторов с соответствующими рецептивными полями.

Перекодирование происходит в ядрах различных отделов центральной нервной системы: в среднем мозге, таламусе. Поток нервных импульсов после прохождения переключающих ядер изменяется.

Что, например, происходит с потоком сенсорного возбуждения в таламусе?

Во-первых, он раздваивается на два потока: один идет к проекционной зоне коры головного мозга, а другой через систему неспецифических ядер подается на обширные зоны коры в виде диффузного рассеянного потока возбуждения.

Во-вторых, уменьшается частота импульсации и общее количество импульсов. Частый ритм становится более редким.

В-третьих, длительные серии импульсов перекодируются в короткие пачки. Тоническое возбуждение преобразуется в фазическое, т. е. пачки импульсов отмечают только начало и конец действия раздражителя, а не весь период его действия. Длительность возбуждения и разрядов нейрона уже не соответствуют длительности исходного стимула. Таким способом релейные образования (низшие нервные центры) делают работу нервной системы более экономной.

Можно сказать, что в низших нервных центрах за счёт перекодирования происходит удаление избыточной информации. Релейные ядра производят фильтрацию поступающей информации и ее перекодировку.

Высшим нервным центром для каждой сенсорной системы является центральный отдел анализатора - проекционная зона коры. Полное название звучит довольно длинно, но зато внушительно. Например, ЗППЗКБПГМ — зрительная первичная проекционная зона коры больших полушарий головного мозга (поле № 17 по Бродману), или СППЗКБПГМ — слуховая первичная проекционная зона коры больших полушарий головного мозга (поле № 41 по Бродману).

В проекционных зонах коры происходит перцепция - построение сенсорного образа раздражителя. Это уже как бы "вторичное" восприятие по сравнени ю с "первичным" восприятием, которое осуществляют сенсорные рецепторы и которое называется трансдукцией.

Информация (сенсорное возбуждение) доставляется в эти проекционные зоны коры тремя путями:

Прямой специфический путь.

Диффузный неспецифический путь.

Опосредованный путь через корковые связи от других зон коры. Это помогает сличать поступивший сигнал с памятью.

Первичные проекционные зоны коры имеют в своём составе сложные нейроны-детекторы со сложными рецептивными полями, которые выделяют отдельные параметры раздражителя. Сенсорная кора имеет колончатое строение, каждая колонка работает как нейронный ансамбль из взаимосвязанных нейронов. Разные колонки проводят анализ разных параметров приходящего возбуждения и, следовательно, разных параметров исходного раздражения. В первичных проекционных сенсорных зонах коры больших полушарий головного мозга строится первичный сенсорный образ раздражителя в виде нервной модели из возбуждённых нейронов. Этот образ стоит ближе всего к реальности. Он существует несколько мгновений, а затем сменяется вторичным сенсорным образом, уже более субъективным.

Возбуждение от нейронов первичной проекционной коры передается во вторичные и в ассоциативные зоны коры, которые интегрируют его в сложный синтетический образ, включающий в себя разные сенсорные модальности. Например, визуально-аудиальный образ, в котором совмещается зрительная и слуховая информация.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.