Нервные центры трехглавой мышцы

Влияние физических упражнений на развитие мышц

· Систематически работающие мышцы неизменно увеличивают свою массу, объём, координацию и силу сокращений

· К активно работающим мышцам притекает много крови; происходит перераспределение крови в организме на счёт относительного обескровливания неработающих органов

· Большое количество органических питательных веществ (глюкозы и белков) и кислорода усиливают дыхательные процессы и выделение энергии в мышечных волокнах, а также отток вредных веществ и улучшение их нервной регуляции; увеличение числа активных мотонейронов

· Выделяющаяся энергия частью затрачивается на выполнение работы, а значительная часть – идёт на синтез сократительных белков (актина и миозина) и образование миофибрилл, что увеличивает объём каждого мышечного волокна и всей мышцы в целом (при неизменном количестве клеток)

Влияние физических упражнений на развитие скелета (опорной системы)

· Сила мышц и прочность и толщина костей взаимосвязаны; длительная и систематическая мышечная нагрузка вызывает изменение не только мышц, но и костей скелета

· Сухожилия работающих мышц раздражают надкостницу, клетки которой начинают усиленно делиться в местах прикрепления и вызывают утолщение и укрепление костей, их бугристость, чтобы дать достаточную опору развитым мышцам - происходит увеличение количества пластин губчатого костного вещества (чем более физически развит человек, тем больше в его скелете губчатого вещества)

Улучшение в строении и функционировании организма у физических развитых людей

1. Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного вещества костей

2. Возрастает мышечная масса, повышается сила

3. Уменьшается количество жировой ткани и улучшается телосложение

4. Увеличивается капиллярная сеть, кровоснабжение мышц и использование им кислорода

5. Увеличение работоспособности мышц и скорость восстановления их работоспособности после утомления

6. Увеличение массы миокарда сердца, силы сердечных сокращений, снижение его утомляемости

7. Ускорение кровообращения (ускорение оттока венозной крови по венам и выведения продуктов распада)

8. Увеличение жизненной ёмкости лёгких

9. Ускорение процессов обмена веществ (ассимиляции и диссимиляции)

10. Мышечная работа осуществляет разрядку психического напряжения после нервных перегрузок, ускоряет разрушение стимулирующих нервные центры гормонов (избыток гормонов истощает человека, лишает сна)

Вред гиподинамии

Пищеварительная система

Питание– потребление органических и минеральных питательных веществ внешней среды

Функции питания:

1.Пластическая - получение материала для построения клеток, роста и развития организма

2.Энергетическая - получение энергии для жизнедеятельности (энергия выделяется при окислении химических связей органических веществ в процессе дыхания в митохондриях клеток)

3.Источник биологически активных веществ – витаминов, ферментов, гормонов и т. д.

Виды питания

Пищевые продукты состоят из питательных веществ – белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей (в суточный рацион человека входят более 600 различных веществ)

1.Органическое питание – потребление органических веществ (белков, жиров, углеводов и витаминов)

2.Минеральное питание– потребление неорганических веществ (воды и минеральных солей, микроэлементов)

Состав органической пищи

Белки

· Молекулы белков образованы из химических элементов - С, Н, О, N, S

· Биополимеры – вещества, молекулы которых состоят из многократно повторяющихся молекулярных группировок – мономеров

· Мономеры молекул белка –аминокислоты (все разновидности молекул белков разных организмов состоят из 20 разновидностей аминокислот)

· Аминокислоты (мономеры) соединяются в полимерные молекулы с помощью пептидных связей; в одной молекуле белка могут находиться до 30 тыс. аминокислот

· Молекулы белков внутри одного организма и разных организмов отличаются числом аминокислот в молекуле и порядком их чередования

· Аминокислоты, поступающие с белками в организм человека, разделяются на две группы: заменимые и незаменимые

Заменимые аминокислоты Незаменимые аминокислоты
1. При отсутствии в составе поступающих белков, способны синтезироваться в клетках из других аминокислот 1. Не способны синтезироваться в клетках человека
2. Могут отсутствовать в составе белкового питания 2. Должны обязательно ежедневно поступать с белками в готовом виде
3. Отсутствие в пище никак не сказывается на здоровье человека 3. Отсутствие в пище вызывает серьёзный вред, способный привести к гибели организма
4. У взрослых – 12, у детей – 10 (из 20 видов аминокислот) 4. Из 20 аминокислот незаменимыми являются у взрослых – 8, у детей - 10

· В органах пищеварения под действием ферментов пищеварительных соков полимерные молекулы белков пищи распадаются на отдельные аминокислоты (реакции гидролиза), которые всасываются в кровь и транспортируются в клетки организма (в присутствии ферментов пептидные связи разрываются)

· Белки органического питания разделяются на полноценные и неполноценные

Полноценные белки Неполноценные белки
1. Включают в составе молекул все виды незаменимых аминокислот 1. Не имеют в составе молекул всех видов незаменимых аминокислот
2. Дефицит или отсутствие вызывают серьёзные нарушения здоровья, и даже гибель организма 2. Недостаточны для полноценного питания и поддержания жизнедеятельности
3. Все животные белки: мясные, молочные, яичные 3. Все растительные белки

· В клетках организма аминокислоты подвергаются следующим превращениям:

- из аминокислот белков пищи на рибосомах синтезируются специфические белки клетки

- окисление в митохондриях в процессе кислородного дыхания с целью получения энергии для жизнедеятельности (конечным продуктом белкового обмена являются аммиак, мочевина и мочевая кислота, выделяющиеся из организма)

- ферментативное превращении в жиры и углеводы в случае их дефицита

· Крупные молекулы белков не растворяются в воде, т.е. гидрофобны, мелкие молекулы хорошо растворимы в воде, т.е. гидрофильны

Гидрофобные вещества - вещества не растворимые и не взаимодействующие с водой

Гидрофильные вещества – вещества хорошо растворимые в воде

· Белковое питание должно быть крайне разнообразным и включать все виды аминокислот (по этой причине вегетарианство, т. е. питание только растительной пищей, опасно для здоровья, особенно детей)

Жиры

· В состав молекул жира входят химические элементы - С, Н, О

· Молекулы не являются полимерами, состоят из небольшого числа атомов (низкомолекулярные органические соединения)

· Гидрофобны, не растворимы в воде

· Молекулы всех жиров состоят из двух соединений:

- органического спирта глицерола (глицерина)

- трёх т.н. жирных кислот (известно более трёхсот разных жирных кислот)

· Молекулы разных жиров в организме и разных организмов отличаются набором жирных кислот

· Жирные кислоты, входящие в состав жиров, разделяются на насыщенные и ненасыщенные

Насыщенные жирные кислоты Ненасыщенные жирные кислоты
1. химические связи внутри молекулы только простые (одинарные) 1. имеется одна или несколько двойных связей
2. имеют твёрдую консистенцию при комнатной температуре 2. имеют жидкую консистенцию при комнатной температуре
3. Преобладаю в молекулах животных жиров (свиной, говяжий, гусиный и т. д.) 3. преобладают в составе молекул растительных жиров (масел)
4. Должны составлять 25% жирового рациона человека 4. Должны составлять 75% жирового рациона человека (преобладают в молекулах жиров человека)

· В органах пищеварения под действие ферментов пищеварительных соков в присутствии желчи печени молекулы жиров расщепляются до глицерина и трёх жирных кислот (в ходе реакций гидролиза)

- желчь превращает крупные капли, в виде которых жир поступает в тонкий кишечник, в очень мелкие с большой суммарной площадью поверхности (процесс называется эмульгирование), способные к расщеплению ферментами

- жирные кислоты с помощью желчных кислот образуют водорастворимые комплексы и всасываются в эпителий ворсинок тонкого кишечника, где происходит синтез жиров человека (синтез осуществляется в ЭПС и комплексе Гольджи клеток кишечного эпителия)

- жиры человека из тонкого кишечника поступают в лимфу, которая поставляет их в кровь; кровь несёт жиры в клетки

· Продукты переваривания жиров претерпевают в организме человека следующие превращения:

- синтез жиров человека (происходит в ЭПС и комплексе Гольджи клеток кишечного эпителия ворсинок тонкого кишечника)

- окисление в процессе кислородного дыхания в митохондриях клеток с целью получения энергии жизнедеятельности (источник энергии человека в ночное время). Конечным продуктом жирового обмена являются углекислый газ и вода, выделяющийся из организма во внешнюю среду

- превращение в углеводы (в случае их дефицита в организме)

· Питание человека должно включать множество разнообразных жиров (с преобладанием растительных – 75%), которые являются источником всего спектра жирных кислот

Углеводы (сахариды)

· Самые распространённые органические вещества на Земле

· В состав молекул углеводов входят химические элементы – С, Н, О

· Химическая формула всех углеводов Сn(Н2О)m

- простые сахара (моносахариды)глюкоза, фруктоза, галактоза (сладкие, гидрофильные)

- сложные сахара (олигосахариды) - образуются из моносахаридов (в составе молекулы может быть от 2 до 9 моносахаридов). Важнейшие из них – дисахариды: сахароза (тросниковый сахар), мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар) - сладкие, гидрофильные

- сложные сахара (полисахариды) – биополимеры, образуются из моносахаридов (в составе молекулы может быть от 10 до нескольких тысяч моносахаридов, чаще всего – глюкозы). Важнейшие полисахариды питания: крахмал, целлюлоза (клетчатка) – безвкусные, гидрофобные

· Моносахариды в составе полисахаридов соединяются гликозидными связями

· В процессе пищеварения олиго- и полисахариды подвергаются реакциям ферментативного гидролиза до отдельных моносахаридов (разрыв гликозидных связей) , которые всасываются в кровь и доставляются в клетки

· В клетках продукты гидролиза углеводов (глюкоза) могут осуществлять следующие превращения:

- окисление в процессе кислородного дыхания в митохондриях с целью получения энергии для жизнедеятельности (дневной энергетический обмен). Конечным продуктом углеводного обмена являются углекислый газ и вода, выделяющиеся из организма

- в случае избыточного поступления превращение в запасной полисахарид – гликоген (происходит в печени и запасается в мышцах максимум до 0,5 кг.). Осуществляется под действием гормона поджелудочной железы – инсулина (дефицит инсулина вызывает очень опасное нарушение углеводного обмена - сахарный диабет)

- превращение в жиры

· Молекулы важнейших углеводов нашей пищи – крахмала и клетчатки состоят исключительно из глюкозы (как и гликогена). Отличия в их химических, физических и биологических свойствах объясняются наличием в их молекулах разного число остатков глюкозы (принцип перехода количества в качество) и различным пространственным строением молекул

Творческие задания

1. Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введённые прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

Основная цель урока - познакомить учащихся с принципами работы мышечной системы на примере некоторых мышечных групп. Морфологический обзор основных мышц тела человека следует дать в информационном порядке, а не для заучивания. В ходе урока важно проследить, чтобы учащиеся поняли, как соотносится между собой деятельность нервной и мышечной систем, как происходит движение костей в суставе и их закрепление благодаря работе мышц противоположного действия, почему мышцы не всегда располагаются в тех местах, где прилагается их сила.

Урок можно начать с повторения функции сустава. На примере мышц, приводящих в движение кости, сочленяющиеся в локтевом суставе, следует показать морфологию мышцы.

Далее учитель рассказывает о согласованной работе мышц противоположного действия, подчеркивая, что не мышцы сами по себе действуют согласованно, а нервные центры, которые регулируют их деятельность, что возбуждение нейронов вызывает работу мышц, а торможение нейронов прекращает ее. Затем следует выяснить, что происходит при сгибании и разгибании руки в локте и при фиксации костей в суставе. После этого можно перейти к упражнениям.

Задание 1. Определить положение предплечья в зависимости от функций нервных центров мозга, управляющих двуглавой и трехглавой мышцами.

Учитель предлагает учащимся, используя рисунок на доске (рис. 12), заполнить следующую таблицу:



Рис. 12. Центры спинного мозга, управляющие двуглавой мышцей (а), и трехглавой мышцей (б)

При проверке усвоения учебного материала учитель может либо заполнить две колонки слева, предоставив учащимся остальное доделать самим, либо показать действие, указанное в последней колонке справа, с тем чтобы учащиеся самостоятельно определили процессы в нервных центрах и состояние обеих мышц.



Таблица 3. Функции двуглавой и трехглавой мышц плеча

Согласованность в работе мышц сгибателей и разгибателей, а также значение торможения можно разобрать и на другом примере. Учитель вызывает учащегося к доске и предлагает ему сесть на стул, облокотиться на его спинку, руки сложить на груди. Ноги надо согнуть в колене под прямым углом (они не должны быть под стулом).

После этого можно перейти к опыту.

Задание 2. Объяснить, почему при вставании человек сначала нагибается вперед и лишь потом выпрямляется.

Учитель просит учащегося встать. Он наклоняет туловище вперед на определенный угол, затем это движение прекращается и начинается новое - выпрямление туловища.

Чтобы, убедиться, что наклон при вставании должен произойти обязательно, учитель просит испытуемого занять ту же самую позу и встать, не наклоняясь. Это не удается, так как центр тяжести тела находится не над площадью опоры, а сзади. При наклоне вперед центр тяжести подводится под площадь опоры, тело человека приобретает устойчивость и он может выпрямиться. Если же наклон будет чрезмерно сильным, человек упадет вперед (рис. 13). Однако, как правило, этого не происходит.



Рис. 13. Смещение проекции центра тяжести при вставании: Р - проекция центра тяжести; О - площадь опоры; А - положение проекции центра тяжести и точки опоры при сидении на стуле, облокотившись на спинку; Б - смещение проекции центра тяжести тела при наклоне вперед, необходимое для вставания; В - положение проекции центра тяжести тела и точки опоры в момент вставания; Г - возможность падения при перемещении проекции центра тяжести вперед за площадь опоры

Учитель предлагает учащимся разобрать, в каком состоянии находились нервные центры, регулирующие процесс вставания. (Вначале в возбужденное состояние пришли нервные центры мозга, вызвавшие наклон вперед. Когда угол наклона оказался достаточным, эти нервные центры пришли в состояние торможения и мышцы перестали вызывать наклон туловища вперед. Затем в возбужденное состояние пришли нервные центры, вызывающие выпрямление туловища.)

На этом примере можно разъяснить значение процессов возбуждения и торможения, показать, что рефлекторная деятельность осуществляется через центральную нервную систему и контролируется ею. Если бы такого контроля не было, торможение при наклоне корпуса вперед окончилось бы раньше или позже, чем нужно, и человек либо вообще не смог бы подняться, либо упал при попытке встать.

Обзор мышц удобно начать с мышц головы. Учитель предлагает учащимся найти жевательные мышцы, затем положить руки на висок и произвести жевательные движения. Они убеждаются, что и эти мышцы участвуют в акте жевания. Следовательно, одно и то же движение может производить несколько мышечных групп, расположенных в разных местах. Термин "мышцы-синергисты" давать не следует.

Затем можно перейти к изучению мимических мышц. Они прикрепляются к костям лица и коже. Следует назвать круговую мышцу рта и круговую мышцу глаза, которая принимает участие в мигании. Мигательный рефлекс учащиеся знают по прошлым занятиям. Важно отметить, что мимические мышцы играют важную роль в общении людей. Они помогают нам понять чувства и состояние другого человека.

Рассматривая поверхностные мышцы туловища, полезно показать, что они связаны с движением конечностей и плечевого пояса. Так, широчайшая мышца спины и большая грудная мышца опускают плечо. Поднимает его дельтовидная мышца, но только до горизонтального уровня. Подъем вверх возможен только благодаря мышцам, приводящим в движение плечевой пояс (рис. 8). Осью вращения при этом становится грудино-ключичный сустав. Благодаря этому костный рычаг удлиняется: происходит выигрыш в скорости движения, но проигрыш в силе.

Далее следует перейти к рассмотрению мышц предплечья.

Задание 3. Определить, где находятся мышцы, сгибающие кисть.

Цель работы - показать, что не всегда мышцы расположены в тех местах, где прилагается их сила (мышцы, приводящие в движение пальцы кисти, находятся на предплечье). Доказать последнее можно следующим способом. Учитель предлагает учащимся положить предплечье на парту ладонью вниз и плотно прижать его к поверхности. После этого учитель просит школьников поработать кистью, сжимая руку в кулак и разжимая ее (рис. 14). При сгибании пальцев ясно ощущается напряжение мышц предплечья.



Рис. 14. Опыт, доказывающий, что мышцы, приводящие в движение кисть, располагаются на предплечье

Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, учащиеся находят сухожилия этих сгибателей в области лучезапястного сустава, а затем выясняют их положение по таблице. Выводом из этого самонаблюдения должно быть утверждение, что расположение мышц, сгибающих пальцы, на предплечье связано с увеличением площади опоры этих мышц. Полезно также разъяснить школьникам, что значительная дифференцировка мышц предплечья, приводящих кисть в движение, связана с трудовой деятельностью. Мышцы, разгибающие пальцы и кисть, учащиеся находят самостоятельно на тыльной стороне предплечья.

При рассмотрении мышц туловища и тазового пояса следует указать на приспособленность к прямохождению. Особое внимание нужно уделить мышцам, поддерживающим тело человека в вертикальном положении. Учитель разъясняет, что глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.

Затем следует перейти к рассмотрению движений в тазобедренном суставе и напомнить, что фиксация и этого сустава связана с сокращением мышц противоположного действия. При рассматривании функций мышц голени и стопы нужно выяснить, в состоянии возбуждения или торможения находятся центры мозга, управляющие мышцами при стоянии и различных движениях ноги (ходьба, удар по мячу в футболе и пр.).

Все мы активно двигаемся: ходим, прогуливаемся, бегаем, прыгаем, поднимаемся и опускаемся. Без развитого мышечного аппарата все эти движения будут сильно затруднены. Главная часть работы ложится на мышцы сгибатели и разгибатели.

Это постоянно противоборствующие антагонисты. Их противодействие заложено в управляющих их деятельностью нервных центрах. Расположенные в мозге головы центры движения отдают сигналы. Они идут к мотонейронам, нервным клеткам, расположенным в мозге спины, и далее – по длиннейшим отросткам к нужным мышцам.

Центры, которые отсылают сигналы антагонистам, расположены в радикально иных состояниях. Когда управляющий сгибателями центр возбуждается, аналог, работающий с разгибателями, расслабляется.

Как работают мышцы

Сгибатели и разгибатели, работают, напрягаясь. Они перемещают все тело или отдельные его элементы, делая работу в динамике при беге, ходьбе или поднятии предметов. Работа статическая выполняется при сохранении той или иной позы, удерживании предмета.

Оба вида деятельности могут выполняться той же мускулатурой.

Сокращаясь, они подобно рычагам воздействуют на кости. Каждый сустав движется благодаря мышечной массе, крепящейся по сторонам. Какая мышца является сгибателем, а какая – разгибателем, зависит от ситуации.

Когда рука сгибается, сокращается 2-главая мышца плеча, а расслабляется – 3-главая. Как правило, разгибающие экстензоры расположены сзади, а сгибающие флексторы – перед суставом. Лишь в голеностопе и суставе колена они крепятся в обратном порядке.

Есть также абдукторы, находящиеся от сустава снаружи и отводящие ту или иную часть тела, и аддукторы, находящиеся кнутри и, наоборот, приводящие. Вращают мышцы, которые лежат поперечно или косо относительно вертикали (супинаторы – наружу, пронаторы – кнутри).


Каждое движение выполняется отдельной мышечной группой. Те из них, что движутся в едином направлении – синергисты, напротив – антагонисты. Все группы работают согласованно, сокращаясь и расслабляясь в нужные моменты.

За пуск каждой мышечной разновидности отвечают сигналы нервов, идущие со скоростью в два десятка импульсов за секунду. В каждой из них – свое количество окончаний нервов. Например, в глазах их очень много, а в бедре – мало. Неравномерны и связи коры полушарий с мышечными группами. Размеры зон зависят не от массы ткани-адресата, а от сложности и тонкости итоговых перемещений.

Каждая мышца по одним нервам получает мозговые импульсы, по другим – регулировку питания.

Все это согласовано с регуляцией снабжения ее кровью. Тончайшее управление активностью мускулатуры осуществляется за счет регулировки развиваемого ею напряжения. При этом меняется либо количество волокон, работающих в мышце, либо частота подходящих к ним нервных импульсов. В итоге обеспечивается плавность и согласованность всех сокращений.

Строение плеча человека


В данной группе есть два вида мышц:

  • собственно, плечевые мускулы, идущие от дельтовидных до локтя,
  • мускулы предплечья, стартующие от локтя и включающие в себя все мышцы до края пальцев.

Используемые человеком сгибатели расположены спереди и включают мышцы:

  • бицепс,
  • клювовидно-плечевую,
  • плечевую,

Разгибатели находятся сзади, включают:

  • локтевую,
  • трицепс.

Сгибатели рук распределяются по зонам. Они отвечают:

  • плечевые – за предплечье,
  • бицепсы – за плечевой и локтевой суставы, вращения и повороты,
  • клювовидно-плечевые – за сгибание и поворот в тех же суставах.

Сгибатели же кисти находятся ниже.

К разгибателям руки относятся трицепсы, называемые также трехглавыми плечевыми мышцами и состоящие из головок:

  • латеральной,
  • медиальной,
  • длинной.

Трицепсы, разгибая руки в локте и плече, предплечье, приводят их также к туловищу. Локтевая мускулатура помогает ему разгибать конечность в локте. Все сгибатели и разгибатели руки работают синхронно.

Мышцы и их функции


Функциональность мышечных групп весьма разнообразна – особенно в руках, которыми мы активно работаем. Сустав плеча работает за счет мускулатуры, идущей к плечу от костей плечевого пояса. Точность движений пальцев обеспечивают мышца разгибатель и сгибатель запястья, а также – пясти и предплечья. С костями их связывают сухожилия.

В ногах мускулатура больше и сильнее, что разумно, поскольку они принимают наибольший вес. Икроножная мускулатура развита больше всего. Она находится сзади на голени и работает при беге и ходьбе:

  • сгибает в колене,
  • приподнимает пятку,
  • разворачивает стопу.

Мышцы ягодиц крепятся к костям бедра и таза и крепят тазобедренный сустав, помогая человеку сохранять положение по вертикали. Эту же, а также много других функций берет на себя мускулатура спины. Она идет по позвоночнику и крепится к отросткам, которые направлены назад. Они же обеспечивают прогиб тела назад.

Мышечная масса, идущая от черепа к костям тела, держат голову. Грудные мышцы помогают дышать и двигать. Среди многочисленных функций мускулатуры живота наклоны с поворотами туловища во все стороны.

На голове есть мышцы мимики и жевания. Первая группа чрезвычайно развита у человека и отвечает за выражение эмоций. Вторая группа управляет движениями челюсти.

Строение мышц предплечья

В предплечье мускулатуру делят на заднюю и переднюю. В каждой группе есть слои на поверхности и в глубине.

Основная мышечная группа, в том числе сгибатели и разгибатели, находящаяся спереди, включает несколько мускулов. Локтевой запястный сгибатель работает в кисте и локте. Лучевой его аналог работает аналогично, пронируя также предплечье. Круглый пронатор мельче двух предыдущих, но повторяет их функции.

Поверхностный пальцевый сгибатель помогает сгибаниям локтя, кистей и фаланг посередине. На ладони длинная мышца управляет этой частью руки, а также помогает ей сгибаться в локте.

В глубокий слой включены:

  • длинный сгибатель на большом пальце, сгибающий его, а также фалангу ногтя,
  • глубокий пальцевый сгибатель, работающий с крайними фалангами и кистью,
  • квадратный пронатор – для предплечья.

В задней группе в поверхностный слой входят:

  • разгибатели запястья (длинный, короткий и локтевой),
  • пальцевые разгибатели,
  • плечелучевая мышца.

Последняя работает в локте и предплечье.

Глубокий слой включает:

  • разгибатели, короткий и длинный,
  • отводящую длинную мышцу,
  • разгибатель пальца указательного,
  • супинатор предплечья и кисти.

Все они работают синхронно со связками, сухожилиями, сгибателями кисти.


К кисти относятся не только разгибатель и сгибатель запястья, но и мышцы, работающие с пальцами:

  • отводящие,
  • противопоставляющие,
  • двигающие,
  • сгибающие,
  • разгибающие.

При этом руки двигаются за счет огромного количества мышц, составляющих сложный комплекс (а не только сгибателей и разгибателей).

Содержание

  • 1 Трехглавая мышца плеча
    • 1.1 Начало
    • 1.2 Прикрепление
    • 1.3 Иннервация
    • 1.4 Тренировка
  • 2 Особенности
    • 2.1 Разгибание предлечья. Функциональные мышечные тесты
  • 3 Участие в спорте
  • 4 Читайте также

Трехглавая мышца плеча [ править | править код ]


  • Длинная головка: подсуставной бугорок и латеральный край лопатки
  • Латеральная головка: заднелатеральная поверхность плечевой кости, латеральнее и проксимальнее борозды лучевого нерва
  • Медиальное головка: заднемедиальная поверхность дистальных двух третей плечевой кости, медиальнее и дистальнее борозды лучевого нерва и медиальная и латеральная межмышечные перегородки
  • Локтевой отросток
  • Задняя стенка капсулы локтевого сустава
  • Лучевой нерв, С6-С8

Особенности [ править | править код ]

Латеральная головка трехглавой мышцы плеча (m. triceps brachii) ограничивает латеральную стенку подмышечной впадины, а длинная головка — медиальную. Длинная головка предотвращает вывих плеча при поднимании тяжестей.

Антагонисты

Разгибание предплечья (преимущественно медиальная головка)

*М. biceps bractiii

*М. pronator teres

*М. extensor carpi radialts longus

*M. flexor carpi uinaris

*M. flexor carpi radiaiis

*M. palmaris longus

*M. extensor carpi radiaiis brevis

Длинная головка: разгибание плеча

*М. deKofdeus (остистая часть)

*М. latiswnw dorsi

Из поднятого положения в нейтральное:

*м. latissvnus dorsi

*М. pectoratis major

*M.deltoideus (ключичная часть)

*M. pectorafcs major (ключичная часть)

*M. biceps brachii

Длинная головка: приведение плеча (при отведенной руке)

*M. pectoralis major

*M. latissimus dorsi

*M. biceps brachll (короткая головка)

*M.deltoideus (ключичная и остистая части при уже приведенной руке)

*М. infraspinatus (каудальная часть)

*M.deltoideus (акромиальная часть)

*M deltoideus (остистая и ключичная части при отведенной Руке)

*М. infraspinatus (краниальная чэсть|

*М. biceps bractiii (длинная головка)


Клиническая значимость

  • Перелом плечевой кости может приводить к повреждению лучевого нерва, однако ветвь нерва, снабжающая трехглавую мышцу, часто остается интактной, так как она отходит проксимальнее борозды лучевого нерва. Таким образом, функция трехглавой мышцы сохраняется, в то время как функция других мышц, иннервируемых этим нервом, выпадает.


Участие в спорте [ править | править код ]

Как разгибатель предплечья данная мышца выполняет как динамическую (прыжки с шестом, метание копья, гандбол, волейбол, баскетбол, толкание ядра, плавание (на спине, кролем, баттерфляем), тяжелая атлетика, бокс, фехтование, каякинг, теннис, горные и беговые лыжи, Фигурное катание (поддержки) и санный спорт, так и статическую работу: спортивная гимнастика (упражнения на удержание), тяжелая атлетика, стрельба из лука, велоспорт, фигурное катание. Как разгибатель плеча она активна при гребле, каякинге и плавании (все виды). За счет приведения в плечевом суставе данная мышца играет важную роль при плавании брассом, в спортивной гимнастике и борьбе. В тяжелой атлетике она тянет головку плечевой кости вверх и стабилизирует ее в суставной впадине.

Движения/удержание

Типы сокращений

Движение нижней рукой при прыжке и отталкивание при перелете перекладины

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.