Нервные импульсы от рецепторов слуха поступают в височную затылочную


Тест по биологии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
biologiya._analizatory_8_klass.doc 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

  1. нервным волокном, 3) нервом,

2) центральной нервной системой, 4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

  1. во внутреннем ухе, 3) на барабанной перепонке,
  2. в среднем ухе, 4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

  1. затылочную, 3) височную,
  2. теменную, 4) лобную.

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

  1. клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
  2. рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
  3. слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
  4. клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

  1. C, 3) B,
  2. D, 4) А

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

  1. затылочной, 3) лобной,
  2. височной, 4) теменной.

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

  1. сетчатка, 3) зрительный нерв,
  2. зрачок, 4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

  1. нарушению равновесия, 3) ослаблению слуха,
  2. воспалению среднего уха, 4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

  1. изменяющих кривизну хрусталика, 3) регулирующих размер зрачка,
  2. верхних и нижних век, 4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

  1. слуховой трубой,
  2. ушной раковиной,
  3. перепонкой овального окна,
  4. слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

  1. слуховыми нервами, 3) барабанной перепонкой,
  2. рецепторами улитки, 4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

  1. двигательным нейронам, 3) чувствительным нейронам,
  2. вставочным нейронам, 4) коротким отросткам двигательных нейронов.

Задание с выбором нескольких верных ответов .

В1. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

Г) стекловидное тело,

Задания на установление соответствия .

В2. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА

1. защита от механических и химических повреждений, А) белочная,

2. снабжение глазного яблока кровью, Б) сосудистая,

3. поглощение световых лучей, В) сетчатка.

4. участие в восприятии света,

5. преобразование раздражения в нервные импульсы.

Задания на установление правильной последовательности.

В3. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,

Б) стекловидное тело,

Е) зрительная зона коры мозга.

Задания со свободным ответом .

С1. Объясните, почему справедлива поговорка: “В темноте все кошки серы”?

С2. Почему человек легко отличает вкус лимона от вкуса конфеты?

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

  1. рецепторах, 3) корковом конце анализатора,
  2. нервах проводниковой части анализатора, 4)телах нейронов проводниковой части анализатора.

А2. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

  1. нервных волокнах, 3) рецепторах,
  2. телах нейронов ЦНС, 4) телах вставочных нейронов.

А3. Анализатор состоит из:

  1. рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
  2. проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
  3. участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
  4. воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А4. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

  1. чёрный пигмент поглощает световые лучи,
  2. происходит преломление световых лучей,
  3. энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
  4. расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А5. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

  1. сетчатки, 3) радужной оболочки,
  2. хрусталика, 4) стекловидного тела.

А6. Периферическая часть зрительного анализатора:

  1. зрительный нерв, 3) зрачок и хрусталик,
  2. зрительные рецепторы, 4) зрительная зона коры.

А7. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

  1. слуха, 3) речи,
  2. зрения, 4) обоняния.

А8. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

  1. внутреннее ухо, 3) вестибулярный аппарат,
  2. среднее ухо и слуховые косточки, 4) наружный слуховой проход.

А9. Радужная оболочка:

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

  1. является основной светопреломляющей структурой глаза,
  2. определяет цвет глаз,
  3. регулирует поток света, поступающего в глаз,
  4. обеспечивает питание глаза.

А11. Во внутреннем ухе располагаются:

  1. барабанная перепонка, 3) слуховые косточки,
  2. органы равновесия, 4) все перечисленные органы.

А12. В состав внутреннего уха входит:

  1. костный лабиринт, 3) полукружные канальца,
  2. улитка, 4) все перечисленные структуры.

Задания с выбором нескольких верных ответов .

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,

Б) воспринимают информацию из внутренней среды,

В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,

Г) располагаются в исполнительном органе,

Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,

Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

Задания на установление соответствия .

В2. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА

1. зрительная зона коры больших полушарий А) проводниковый,

головного мозга, Б) периферический,

2. фоторецепторы, В) центральный.

3. обонятельный нерв,

4. слуховая зона коры больших полушарий

6. обонятельные рецепторы.

Задания на установление правильной последовательности.

В3. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

Б) перепонка овального окна,

В) слуховые косточки,

Г) барабанная перепонка,

Д) жидкость в улитке,

Е) рецепторы органа слуха.

Задания со свободным ответом .

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

С2. Почему человек, чтобы лучше различить запах, делает несколько сильных коротких вдохов?

Выберите правильные ответы. 1 вариант

1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют

1) нервным импульсом 2) центральной нервной системой 3) нервом 4) анализатором

2. Какое количество отделов образует орган слуха :

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
3 . Наружное ухо образуют :

1) барабанная перепонка и слуховой проход 2) слуховые косточки
3) лабиринт и улитка 4) ушная раковина и слуховой проход

4 . Среднее ухо заполнено :

1) жидкостью 2) вакуумом 3) воздухом 4) кислородом

5. Среднее ухо соединяется с носоглоткой :

1) евстахиевой трубой 2) перепонкой круглого окна
3) наружным слуховым проходом 4) слуховыми косточками

6. В среднем ухе находятся :

1) улитка 2) слуховая труба 3) лабиринт 4) молоточек, наковальня и стремечко

7. В состав внутреннего уха входит :

1) овальное окно 2) полукружные каналы 3) улитка 4) полукружные каналы

8. Полость внутреннего уха заполнена :

1) воздухом 2) жидкостью 3) вакуумом 4) твердым веществом

9 . Рецепторы слухового анализатора расположены :

1) во внутреннем ухе 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке 4) в ушной раковине

10. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха ?

1) затылочную 2) теменную 3) височную 4) лобную

11 . Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря

1) раздражению клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку
2) раздражению рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо
3) раздражению слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг
4) возникновению нервных импульсов в вестибулярном аппарате и передаче их по слуховому нерву в мозг

12. Проводниковая часть зрительного анализатора:

1) сетчатка 2) зрачок 3) зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга

13. Слуховые рецепторы находятся в:

1) отолитовом аппарате 2) евстахиевой трубе 3) в височной доле 4) кортиевом органе

14. Помещение считается в шумовом отношении благополучным. Если уровень шума колеблется:

1) от 20 до 80 дБ 2) от 5 до 30 дБ 3) от 70 до 80 дБ 4) от 20 до 40 дБ

15. Для профилактики болезней уха необходимо :

1) включать громко музыку 2) избегать сильных шумов
3) ходить без головного убора при низкой температуре
4) самостоятельно доставать из ушного прохода посторонние предметы

16. Установите, в какой последовательности осуществляется передача звуковых волн в органе слуха :

А) перепонка овального окна Б) барабанная перепонка
В) височная доля коры больших полушарий Г) слуховые косточки Д) жидкость внутреннего уха Ж) слуховые рецепторы З) слуховой нерв

Выберите правильные ответы. 2 вариант

1. Слуховая труба среднего уха необходима для :

А. Выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки

Б. Проведения звуковых колебаний к перепонке овального окошка

В. Проведения звуковых колебаний к перепонке полуокружного окошка

2 . Звуковые колебания от стремени к волокнам улитки передаются посредством :

А. Воздуха Б. Жидкости В. Прямого контакта

3. В состав внутреннего уха входит :

А. Молоточек Б. Улитка В. Барабанная перепонка

4 . ухо образовано отделами в количестве :

5 . Барабанная перепонка отделяет:

А. наружное ухо от внешней среды Б. наружное ухо от среднего В. Среднее ухо от внутреннего

6 . Отит – это заболевание уха:

А. наружного Б. среднего В. внутреннего

7. Ушная раковина входит в состав:

A. Среднего уха Б. Наружного уха B. Внутреннего уха

8. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в :

A. Механические Б. Электрические B. Электромагнитные

9. Слуховые косточки расположены в полости:

A. Наружного уха Б. Среднего уха B. Внутреннего уха

10. Молоточек, наковальня и стремя:

A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе

Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки

B. Усиливают колебания барабанной перепонки

11. Улитка является органом:

A. Слуха Б. Равновесия B. Звуковоспроизведения

12 . Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает :

А. Перилимфа Б. Эндолимфа В. Воздух

13. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний:

A. Барабанной перепонки Б. Слуховых косточек B. Жидкости в улитке

14. Анализ звуковых раздражителей происходит :

A. В лобной доле коры Б. В височной доле коры B. В затылочной доле коры

15. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:

A. Улитка Б. Барабанная перепонка B. Полукружные каналы

16. Установите, в какой последовательности осуществляется передача звуковых волн в органе слуха:

А) перепонка овального окна Б) барабанная перепонка
В) височная доля коры больших полушарий Г) слуховые косточки Д) жидкость внутреннего уха Ж) слуховые рецепторы З) слуховой нерв

Задание-2. Вставьте пропущенное слово

2-1. Звук – это колебания. которые воспринимаются органом. состоящим из наружного. и внутреннего уха.

2-2. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от. представляющего собой узкую. продолжающуюся в слуховую. связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки. наковальня и.

2-3. Во внутреннем ухе выделяют улитку. и три. канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые.

Задание - 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений

3-1. Для чего необходимо наружное ухо?

3-2. В чем значение слуховой трубы?

3-3. Опишите строение и функции внутреннего уха

Задание - 4. Дайте полный развернутый ответ

4-1. Восточная медицина использует определенные точки на ушных раковинах для стимуляции работы внутренних органов. Что вы об этом знаете?

4-2. Почему во время Великой Отечественной войны солдатам рекомендовали открывать рот при сильных взрывах?

4-3. Почему шум воды или деревьев приятен для человека, а городские шумы утомляют?

4-4. Воспаление среднего уха (отит) может легко распространиться на оболочки головного мозга. Объясните, почему?

Задание -2. Вставьте пропущенное слово

2-1. ухо состоит из ушной. и слухового. соединенного с. перепонкой, преобразующей звуковые. в механические.. .

2-2. Внутреннее ухо представлено. лабиринтом и. лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в. костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – .

2-3. Колебания слуховых косточек передаются через. окно улитки волокнам. клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в. зону коры, где происходит анализ характера и смысла.

Задание -3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений

3-1. Какова функция барабанной перепонки?

3-2. Объясните, какую функцию выполняют слуховые косточки?

3-3. Опишите строение и функции внутреннего уха.

Задание 4. Дайте полный развернутый ответ

4-1. Каким образом родители могут обнаружить, что новорожденный ребенок глухой?

4-2. Великий немецкий композитор Бетховен написал свои последние произведения, будучи глухим. Как это ему удавалось?

4-3. В результате аварии и черепно-мозговой травмы человек практически потерял слух, хотя видимые повреждения органа слуха отсутствуют. Что произошло?

4-4. Почему люди с ослабленным слухом говорят невнятно или слишком громко?

Ответ Тест 2

1-А; 2 –Б; 3-Б; 4-Б;5-Б ; 6-Б; 7 – Б; 8 – А; 9 – Б; 10 – В; 11 – А; 12 – Б; 13 – В; 14 – Б; 15 – В; 16- б,г,а,д,ж,з,в

Задание- 2. Вставьте пропущенное слово

2-1. Наружное, раковины, прохода, барабанной, волны, колебания.

2-2. Костным, перепончатым, височных, перилимфа.

2-3. Овальное, рецепторных, слуховую, звука

Задание - 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений

3-1. Отделяет наружное ухо от среднего и преобразует звуковые волны в механические колебания.

3-2. Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя) образуют систему рычагов и усиливают колебания барабанной перепонки, передавая их овальному окну улитки.

3-3. Сложная система костного и перепончатого лабиринта, образующего улитку, преддверие и три полукружных канала. Внутри улитки жидкость эндолимфа, снаружи – перилимфа. В стенке улитки находятся волокна разной длины, связанные с рецепторами, окончания которых образуют слуховой нерв. Звуковая волна, преобразованная в механические колебания барабанной перепонкой и усиленная слуховыми косточками, ударяется в овальное окно улитки, вызывает колебание эндолимфы и раздражает определенные рецепторы, генерирующие нервные импульсы, поступающие по слуховому нерву в височную долю ко ры

Задание 4. Дайте полный развернутый ответ

4-1. Если при резком звуке, раздавшемся поблизости, ребенок не вздрогнет, не повернет голову в сторону источника звука или не среагирует иным образом, родители могут предположить, что у ребенка нарушение слуха.

4-2. Он брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к роялю и слышал музыку, которую играл. В этом случае звуковые колебания передавались не через наружное ухо, а через ротовую полость, евстахиеву трубу и непосредственно в полость среднего уха, а затем во внутреннее ухо.

4-3. Видимо, была повреждена слуховая зона коры в височной доле головного мозга, отвечающая за анализ звуковых импульсов.

4-4. Слух контролирует звукопроизношение, т. е. тон, тембр голоса, четкость звуков, при ослабленном слухе этот контроль нарушен.

Ответ: 1-4;2-3;3-4;4-3;5-1;6-4;7-3;8-2;9-1;10-3;11-3;12-3;13-4;14-4;15-2;16- б,г,а,д,ж,з,в

Задание 2. Вставьте пропущенное слово

2-1. Воздуха, слуха, среднего. 2-2. Среднего, полость, трубу, молоточек, стремя. 2-3. Преддверие, полукружных, рецепторы

Задание 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений

3-1. Наружное ухо необходимо для улавливания звуков и направления их в слуховой проход и в полость среднего уха.

3-2. Слуховая (евстахиева) труба связывает полость среднего уха с глоткой и внешней средой для выравнивания давления в полости с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания и не травмируется.

3-3. Сложная система костного и перепончатого лабиринта, образующего улитку, преддверие и три полукружных канала. Внутри улитки жидкость эндолимфа, снаружи – перилимфа. В стенке улитки находятся волокна разной длины, связанные с рецепторами, окончания которых образуют слуховой нерв. Звуковая волна, преобразованная в механические колебания барабанной перепонкой и усиленная слуховыми косточками, ударяется в овальное окно улитки, вызывает колебание эндолимфы и раздражает определенные рецепторы, генерирующие нервные импульсы, поступающие по слуховому нерву в височную долю ко ры

Задание 4. Дайте полный развернутый ответ

4-1. На небольшой площади ушной раковины встречаются пять различных нервов: тройничный, веточки шейного сплетения, промежуточного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Этим объясняется рефлекторная связь нажима на определенные точки ушной раковины с изменением работы внутренних органов.

4-2. Для того, чтобы уравновесить давление на барабанную перепонку изнутри и снаружи, иначе взрывная волна может привести к ее повреждению или к сильной контузии.

4-3. Естественные природные звуки окружали человека с момента его возникновения на Земле, они являются привычными и вызывают положительные эмоции. Шум транспорта, громкой музыки, работающей техники и другие городские звуки подсознательно могут служить сигналом опасности, способны усиливать сердцебиение, ритм дыхания, влиять на работу внутренних органов и вызывать психоэмоциональный стресс.

4-4. Верхняя часть полости среднего уха отделена от головного мозга лишь тонкой костной перегородкой, через которую инфекция может попасть в мозг, поэтому любые воспалительные процессы в ухе требуют немедленного лечения

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют:

1) нервным волокном,
2) центральной нервной системой,
3) нервом,
4) анализатором.

А2. Рецепторы слухового анализатора расположены:

1) во внутреннем ухе,
2) в среднем ухе,
3) на барабанной перепонке,
4) в ушной раковине.

А3. В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха?

А4. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку,
2) рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо,
3) слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг,
4) клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг.

А5. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

А6. В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека?

А7. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:

1) сетчатка,
2) зрачок,
3) зрительный нерв,
4) зрительная зона коры головного мозга.

А8. Изменения в полукружных каналах приводят к:

1) нарушению равновесия,
2) воспалению среднего уха,
3) ослаблению слуха,
4) нарушению речи.

А9. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:

1) изменяющих кривизну хрусталика,
2) верхних и нижних век,
3) регулирующих размер зрачка,
4) изменяющих объём глазного яблока.

А10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека:

1) слуховой трубой,
2) ушной раковиной,
3) перепонкой овального окна,
4) слуховыми косточками.

А11. Отдел слухового анализатора, проводящий нервные импульсы в головной мозг человека, образован:

1) слуховыми нервами,
2) рецепторами улитки,
3) барабанной перепонкой,
4) слуховыми косточками.

А12. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,
2) вставочным нейронам,
3) чувствительным нейронам,
4) коротким отросткам двигательных нейронов.

А13. Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

1) рецепторах,
2) нервах проводниковой части анализатора,
3) корковом конце анализатора,
4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

А14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) нервных волокнах,
2) телах нейронов ЦНС,
3) рецепторах,
4) телах вставочных нейронов.

А15. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,
2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,
3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,
4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

А16. Зрение человека в большой степени зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:

1) чёрный пигмент поглощает световые лучи,
2) происходит преломление световых лучей,
3) энергия световых лучей превращается в нервное возбуждение,
4) расположен пигмент, определяющий цвет глаз.

А17. Цвет глаз человека определяется пигментацией:

1) сетчатки,
2) хрусталика,
3) радужной оболочки,
4) стекловидного тела.

А18. Периферическая часть зрительного анализатора:

1) зрительный нерв,
2) зрительные рецепторы,
3) зрачок и хрусталик,
4) зрительная зона коры.

А19. Повреждение коры затылочных долей мозга вызывает нарушение деятельности органов:

А20. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены:

1) внутреннее ухо,
2) среднее ухо и слуховые косточки,
3) вестибулярный аппарат,
4) наружный слуховой проход.

А21. Радужная оболочка:

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

1) является основной светопреломляющей структурой глаза,
2) определяет цвет глаз,
3) регулирует поток света, поступающего в глаз,
4) обеспечивает питание глаза.

А23. Во внутреннем ухе располагаются:

1) барабанная перепонка,
2) органы равновесия,
3) слуховые косточки,
4) все перечисленные органы.

А24. В состав внутреннего уха входит:

1) костный лабиринт,
2) улитка,
3) полукружные канальца,
4) все перечисленные структуры.

А25. Причиной врождённой дальнозоркости является:

1) увеличение кривизны хрусталика,
2) уплощённая форма глазного яблока,
3) уменьшение кривизны хрусталика,
4) удлинённая форма глазного яблока.


Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Рецепторы – это нервные окончания, которые:

А) воспринимают информацию из внешней среды,
Б) воспринимают информацию из внутренней среды,
В) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам,
Г) располагаются в исполнительном органе,
Д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы,
Е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

В2. Дальнозорким людям необходимо использовать очки:

А) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой,
Б) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки,
В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов,
Г) так как они плохо различают расположенные вдали предметы,
Д) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет,
Е) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.

В3. К светопреломляющим структурам глаза относятся:

А) роговица,
Б) зрачок,
В) хрусталик,
Г) стекловидное тело,
Д) сетчатка,
Е) жёлтое пятно.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет.

В5. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами.

В6. Установите соответствие между отделами анализатора и их структурами.

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА ОТДЕЛЫ АНАЛИЗАТОРА
1. зрительная зона коры больших полушарийголовного мозга, А) проводниковый,
2. фоторецепторы, Б) периферический,
3. обонятельный нерв, В) центральный.
4. слуховая зона коры больших полушарий головного мозга,
5. лицевой нерв,
6. обонятельные рецепторы.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите, в какой последовательности звуковые колебания передаются рецепторам органа слуха.

А) наружное ухо,
Б) перепонка овального окна,
В) слуховые косточки,
Г) барабанная перепонка,
Д) жидкость в улитке,
Е) рецепторы органа слуха.

В7. Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза.

А) зрительный нерв,
Б) стекловидное тело,
В) сетчатка,
Г) хрусталик,
Д) роговица,
Е) зрительная зона коры мозга.


Задания со свободным ответом.

С1. Почему при взлёте или посадке самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы?

1. Какую функ­цию в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го вы­пол­ня­ет нерв­ная клет­ка

1) дви­га­тель­ную 2) за­щит­ную 3) транс­пор­та ве­ществ 4) про­ве­де­ния воз­буж­де­ния

2. В каком от­де­ле мозга рас­по­ло­жен центр ды­ха­ния

1) про­дол­го­ва­тый мозг 2) про­ме­жу­точ­ный мозг 3) моз­же­чок 4) кора боль­ших по­лу­ша­рий

3. Со­ма­ти­че­ская нерв­ная си­сте­ма ре­гу­ли­ру­ет де­я­тель­ность

1) серд­ца, же­луд­ка 2) желез внут­рен­ней сек­ре­ции 3) ске­лет­ных мышц 4) глад­кой му­ску­ла­ту­ры

4. Ре­гу­ля­цию и со­гла­со­ва­ние фи­зио­ло­ги­че­ских про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих во внут­рен­них ор­га­нах, обес­пе­чи­ва­ет

1) про­ме­жу­точ­ный мозг 2) сред­ний мозг 3) спин­ной мозг 4) моз­же­чок

5. Цен­тры услов­ных ре­флек­сов, в от­ли­чие от без­услов­ных, рас­по­ло­же­ны у че­ло­ве­ка в

1) коре боль­ших по­лу­ша­рий 2) про­дол­го­ва­том мозге 3) моз­жеч­ке 4) сред­нем мозге

6.В коре боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга зри­тель­ный ана­ли­за­тор рас­по­ло­жен в об­ла­сти

1) ви­соч­ной 2) за­ты­лоч­ной 3) те­мен­ной 4) лоб­ной

7. Какой отдел мозга ре­гу­ли­ру­ет ко­ор­ди­на­цию дви­же­ний

1) про­дол­го­ва­тый мозг 2) про­ме­жу­точ­ный мозг 3) моз­же­чок 4) кора боль­ших по­лу­ша­рий

8. Серое ве­ще­ство в го­лов­ном и спин­ном мозге об­ра­зо­ва­но

1) те­ла­ми ней­ро­нов и их ко­рот­ки­ми от­рост­ка­ми 2) длин­ны­ми от­рост­ка­ми ней­ро­нов
3) чув­стви­тель­ны­ми ней­ро­на­ми 4) дви­га­тель­ны­ми ней­ро­на­ми

9. Трав­ма моз­жеч­ка может при­ве­сти к на­ру­ше­нию

1) зре­ния 2) ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний

3) де­я­тель­но­сти ор­га­нов ды­ха­ния 4) де­я­тель­но­сти ор­га­нов кро­во­об­ра­ще­ния

10. Про­дол­го­ва­тый мозг, в от­ли­чие от моз­жеч­ка,

1) ко­ор­ди­ни­ру­ет дви­же­ния 2) обес­пе­чи­ва­ет рав­но­ве­сие тела в про­стран­стве
3) спо­соб­ству­ет точ­но­сти дей­ствий 4) управ­ля­ет сер­деч­ной де­я­тель­но­стью и ды­ха­ни­ем

11. Нерв­ная ре­гу­ля­ция у че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью

1) ве­ществ, вы­ра­ба­ты­ва­е­мых в же­ле­зах внут­рен­ней сек­ре­ции
2) фер­мен­тов, об­ра­зу­ю­щих­ся в пи­ще­ва­ри­тель­ных же­ле­зах
3) нук­ле­и­но­вых кис­лот, об­ра­зу­ю­щих­ся в ядре клет­ки
4) элек­три­че­ских волн, рас­про­стра­ня­ю­щих­ся по нерв­ным во­лок­нам

12. При ум­ствен­ной ра­бо­те в клет­ках мозга че­ло­ве­ка уси­ли­ва­ет­ся

1) об­ра­зо­ва­ние гли­ко­ге­на 2) на­коп­ле­ние ин­су­ли­на

3) энер­ге­ти­че­ский обмен 4) пла­сти­че­ский обмен

13. В каком от­де­ле го­лов­но­го мозга рас­по­ла­га­ют­ся цен­тры речи че­ло­ве­ка

1) про­дол­го­ва­тый мозг 2) про­ме­жу­точ­ный мозг 3) моз­же­чок 4) кора боль­ших по­лу­ша­рий

14. В какую об­ласть коры боль­ших по­лу­ша­рий по­сту­па­ют нерв­ные им­пуль­сы от ре­цеп­то­ров слуха

1) за­ты­лоч­ную 2) те­мен­ную 3) ви­соч­ную4) лоб­ную

15.Какие функ­ции вы­пол­ня­ют в нерв­ной ткани клет­ки-спут­ни­ки

1) воз­ник­но­ве­ния воз­буж­де­ния и его про­ве­де­ния по нерв­ным во­лок­нам
2) пи­та­тель­ную, опор­ную и за­щит­ную
3) пе­ре­да­чи нерв­ных им­пуль­сов от ней­ро­на к ней­ро­ну
4) по­сто­ян­но­го об­нов­ле­ния нерв­ной ткани

16.Цен­тры гло­та­тель­ных, ды­ха­тель­ных, сер­деч­но-со­су­ди­стых и дру­гих жиз­нен­но важ­ных ре­флек­сов рас­по­ла­га­ют­ся в 1) моз­жеч­ке 2) сред­нем мозге 3) про­дол­го­ва­том мозге 4) про­ме­жу­точ­ном мозге

17. Ре­флек­сы, ко­то­рые не могут быть уси­ле­ны или за­тор­мо­же­ны по воле че­ло­ве­ка, осу­ществ­ля­ют­ся через нерв­ную си­сте­му 1) цен­траль­ную 2) ве­ге­та­тив­ную 3) со­ма­ти­че­скую 4) пе­ри­фе­ри­че­скую

18.Дей­ствие раз­дра­жи­те­лей вы­зы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние нерв­но­го им­пуль­са в

1) чув­стви­тель­ных ней­ро­нах 2) дви­га­тель­ных ней­ро­нах 3) ре­цеп­то­рах 4) вста­воч­ных ней­ро­нах

19. Нерв­ным им­пуль­сом на­зы­ва­ют

1) элек­три­че­скую волну, бе­гу­щую по нерв­но­му во­лок­ну
2) пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции с од­но­го ней­ро­на на сле­ду­ю­щий
3) пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции от клет­ки к клет­ке
4) про­цесс, обес­пе­чи­ва­ю­щий тор­мо­же­ние клет­ки-ад­ре­са­та

20.Нерв­ная ре­гу­ля­ция функ­ций в теле че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью

1) элек­три­че­ских им­пуль­сов 2) ме­ха­ни­че­ских раз­дра­же­ний 3) гор­мо­нов 4) фер­мен­тов

21. Пучки длин­ных от­рост­ков ней­ро­нов, по­кры­тые со­еди­ни­тель­но­ткан­ной обо­лоч­кой и рас­по­ло­жен­ные вне цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы, об­ра­зу­ют

1) нервы 2) моз­же­чок 3) спин­ной мозг 4) кору боль­ших по­лу­ша­рий

22. При­мер эле­мен­тар­ной рас­су­доч­ной де­я­тель­но­сти

1) от­дер­ги­ва­ние руки при со­при­кос­но­ве­нии с го­ря­чим пред­ме­том
2) под­ка­ра­у­ли­ва­ние хищ­ни­ком своей до­бы­чи в за­са­де
3) вскарм­ли­ва­ние жи­вот­ны­ми своих де­те­ны­шей
4) речь по­пу­гая

23. Нерв­ная ре­гу­ля­ция функ­ций в теле че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью

1) элек­три­че­ских им­пуль­сов 2) ме­ха­ни­че­ских раз­дра­же­ний 3) гор­мо­нов 4) фер­мен­тов

24. Струк­тур­ной и функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей нерв­ной си­сте­мы счи­та­ют

1) ней­рон 2) нерв­ную ткань 3) нерв­ные узлы 4) нервы

25. Ре­цеп­то­ры - это чув­стви­тель­ные об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые

1) пе­ре­да­ют им­пуль­сы в цен­траль­ную нерв­ную си­сте­му
2) пе­ре­да­ют нерв­ные им­пуль­сы со вста­воч­ных ней­ро­нов на ис­пол­ни­тель­ные
3) вос­при­ни­ма­ют раз­дра­же­ния и пре­об­ра­зу­ют энер­гию раз­дра­жи­те­лей в про­цесс нерв­но­го воз­буж­де­ния
4) вос­при­ни­ма­ют нерв­ные им­пуль­сы от чув­стви­тель­ных ней­ро­нов

26. Наи­бо­лее чув­стви­тель­ны к не­до­стат­ку кис­ло­ро­да клет­ки

1) спин­но­го мозга 2) го­лов­но­го мозга 3) пе­че­ни и почек 4) же­луд­ка и ки­шеч­ни­ка

27. Со­ма­ти­че­ская нерв­ная си­сте­ма, в от­ли­чие от ве­ге­та­тив­ной, управ­ля­ет ра­бо­той

1) ске­лет­ных мышц 2) серд­ца и со­су­дов 3) ки­шеч­ни­ка 4) почек

28. Про­дол­го­ва­тый отдел го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка не ре­гу­ли­ру­ет

1) ды­ха­тель­ные дви­же­ния 2) пе­ри­сталь­ти­ку ки­шеч­ни­кА 3) сер­деч­ные со­кра­ще­ния 4) рав­но­ве­сие тела

29. По каким нер­вам про­ис­хо­дит пе­ре­дви­же­ние им­пуль­сов, уси­ли­ва­ю­щих пульс?

1) сим­па­ти­че­ским 2) спин­но­моз­го­вым 3) па­ра­сим­па­ти­че­ским 4) че­реп­но-моз­го­вым чув­стви­тель­ным

30. При­мер са­мо­ре­гу­ля­ции ор­га­низ­ма

1) уча­ще­ние серд­це­би­е­ния в душ­ной ком­на­те 2) по­во­рот го­ло­вы на рез­кий звук
3) ре­ак­ция на вне­зап­ный лай со­ба­ки 4) услов­ный ре­флекс на запах лю­би­мо­го блюда

31.Ве­ге­та­тив­ная нерв­ная си­сте­ма ре­гу­ли­ру­ет ра­бо­ту мышц

1) груд­ной клет­ки 2) ко­неч­но­стей 3) брюш­но­го прес­са 4) внут­рен­них ор­га­нов

32. Нерв­ная ткань со­сто­ит из

1) плот­но при­ле­га­ю­щих друг к другу кле­ток
2) кле­ток-спут­ни­ков и кле­ток с ко­рот­ки­ми и длин­ны­ми от­рост­ка­ми
3) длин­ных во­ло­кон со мно­же­ством ядер
4) кле­ток и меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства с эла­стич­ны­ми во­лок­на­ми

33. Ко­рот­кий от­ро­сток нерв­ной клет­ки на­зы­ва­ет­ся:

1) аксон, 2) ней­рон, 3) денд­рит, 4) си­напс.

34. Длин­ный от­ро­сток нерв­ной клет­ки на­зы­ва­ет­ся:

1) аксон, 2) ней­рон, 3) денд­рит, 4) си­напс.

35. Место кон­так­тов двух нерв­ных кле­ток друг с дру­гом на­зы­ва­ет­ся:

1) аксон, 2) ней­рон, 3) денд­рит, 4) си­напс.

1) ней­рон­ная цепь, 2) скоп­ле­ние тел ней­ро­нов,
3) пучки ак­со­нов, вы­хо­дя­щие за пре­де­лы мозга, 4) ре­цеп­то­ры.

37. По­лу­ша­рия го­лов­но­го мозга со­еди­ня­ют­ся друг с дру­гом:

1) мо­стом, 2) мо­зо­ли­стым телом, 3) сред­ним моз­гом, 4) про­ме­жу­точ­ным моз­гом.

38. Вли­я­ние па­ра­сим­па­ти­че­ской нерв­ной си­сте­мы на сер­деч­ную де­я­тель­ность вы­ра­жа­ет­ся в:

1) за­мед­ле­нии серд­це­би­е­ния, 2) уча­ще­нии серд­це­би­е­ния, 3) оста­нов­ке серд­ца, 4) арит­мии.

39. Нерв­ная си­сте­ма – это:

1) орган, 2) ткань, 3) си­сте­ма ор­га­нов, 4) ор­га­но­ид.

40.Ак­со­ны – от­рост­ки нерв­ных кле­ток, ко­то­рые вы­хо­дят за пре­де­лы цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы, со­би­ра­ют­ся в пучки и об­ра­зу­ют:

1) под­кор­ко­вые ядра, 2) нерв­ные узлы, 3) кору моз­жеч­ка, 4) нервы.

41. Нерв­ные клет­ки от­ли­ча­ют­ся от осталь­ных на­ли­чи­ем:

1) ядра с хро­мо­со­ма­ми, 2) от­рост­ков раз­ной длины, 3) мно­го­ядер­но­стью, 4) со­кра­ти­мо­стью.

42. В про­дол­го­ва­том мозге рас­по­ло­жен центр ре­флек­са:

1) чи­ха­ния, 2) мо­че­ис­пус­ка­ния, 3) де­фе­ка­ции, 4) ко­лен­но­го.

43. Спин­ной мозг - это со­став­ная часть нерв­ной си­сте­мы:

1) пе­ри­фе­ри­че­ской; 2) ве­ге­та­тив­ной; 3) со­ма­ти­че­ской; 4) цен­траль­ной

44. Какой бук­вой на ри­сун­ке обо­зна­чен отдел мозга че­ло­ве­ка, в ко­то­ром рас­по­ла­га­ют­ся цен­тры речи?

46. К услов­ным ре­флек­сам от­но­сит­ся

47. Бо­ле­вой от­дер­ги­ва­тель­ный ре­флекс у че­ло­ве­ка кон­тро­ли­ру­ет­ся

1) толь­ко спин­ным моз­гом 2) толь­ко го­лов­ным моз­гом
3) спин­ным и го­лов­ным моз­гом 4) толь­ко корой го­лов­но­го мозга

Болевой раздражитель (например, булавочный укол) приведет к возникновению безусловного рефлекса — отдергивания пальца еще до того момента, как головной мозг отправит сообщение о необходимости участия в этом процессе мышц. Но в то же самое время, приходя в лабораторию сдавать кровь мы не отдергиваем руку, так как головной мозг затормаживает проявление безусловного рефлекса. Значит, болевой отдергивательный рефлекс у человека контролируется и спинным, и головным мозгом.

48. Пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са в си­нап­се осу­ществ­ля­ет­ся

1) нук­ле­и­но­вой кис­ло­той 2) кле­точ­ным соком 3) ме­ди­а­то­ром4) фер­мен­том

49. Функ­ция вста­воч­ных ней­ро­нов за­клю­ча­ет­ся в

1) вос­при­я­тии раз­дра­же­ния ор­га­на
2) про­ве­де­нии нерв­но­го им­пуль­са к мышце
3) про­ве­де­нии нерв­но­го им­пуль­са от ор­га­на в ЦНС
4) пе­ре­да­че им­пуль­са от ней­ро­на к ней­ро­ну внут­ри ЦНС

50. Цен­тры ори­ен­ти­ро­воч­ных ре­флек­сов: зре­ния, слуха на­хо­дят­ся в

1) про­дол­го­ва­том мозге 2) сред­нем мозге 3) моз­жеч­ке 4) коре го­лов­но­го мозга

51. В каком от­де­ле цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы на­хо­дит­ся центр ды­ха­ния и сер­деч­но-со­су­ди­стой де­я­тель­но­сти?

1) в про­дол­го­ва­том мозге 2) в сред­нем мозге 3) в коре боль­ших по­лу­ша­рий 4) в про­ме­жу­точ­ном мозге

52. Си­сте­ма, со­сто­я­щая из ре­цеп­то­ров, нерва и опре­делённой зоны коры го­лов­но­го мозга, на­зы­ва­ет­ся

1) ре­флек­тор­ной дугой 2) про­во­дя­щим путём 3) ана­ли­за­то­ром 4) ней­ро­ном

53. Без­услов­ные ре­флек­сы

1) вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся у каж­дой особи в те­че­ние жизни 3) со вре­ме­нем за­ту­ха­ют и ис­че­за­ют
2) яв­ля­ют­ся врождёнными и пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству4) ин­ди­ви­ду­аль­ны для каж­дой особи

54. Серое ве­ще­ство спин­но­го мозга со­сто­ит из

1) ак­со­нов дви­га­тель­ных ней­ро­нов 2) ак­со­нов чув­стви­тель­ных ней­ро­нов
3) тел ней­ро­нов и ко­рот­ких от­рост­ков 4) ре­цеп­то­ров и нерв­ных во­ло­кон

55. Какая струк­ту­ра го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет ре­гу­ля­цию ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний и по­ло­же­ния тела в про­стран­стве?

1) моз­же­чок 2) ги­по­физ 3) про­дол­го­ва­тый мозг 4) про­ме­жу­точ­ный мозг

57. Нерв­ные им­пуль­сы воз­ни­ка­ют в

1) глад­кой му­ску­ла­ту­ре 2) ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нах
3) клет­ках эпи­дер­ми­са 4) ре­цеп­то­рах

58. Де­я­тель­ность нерв­ных кле­ток ко­ор­ди­ни­ру­ет­ся бла­го­да­ря про­цес­сам

1) воз­буж­де­ния и тор­мо­же­ния 2) син­те­за и рас­щеп­ле­ния
3) роста и раз­ви­тия 4) ды­ха­ния и пи­та­ния

59. Де­я­тель­ность внут­рен­них ор­га­нов че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ру­ет­ся

1) серым ве­ще­ством моз­жеч­ка 2) ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мой
3) со­ма­ти­че­ской нерв­ной си­сте­мой 4) белым ве­ще­ством спин­но­го мозга

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.