Нервные механизмы страха и ярости презентация

Страх и ярость представляют собой тесно связанные эмоции, однако они значительно отличаются как по вегетососудистому проявлению, так и по субъективным переживаниям. Способность проявлять страх и ярость остается у декортицированных животных (удалена кора больших полушарий), однако для них характерна эмоциональная неустойчивость. Гипоталамус, по-видимому, является одной из основных структур, ответственных за происхождение ярости и страха. Например, стимуляция задних областей гипоталамуса вызывает ярость у кошек и обезьян. Разрушение вентролатерального ядра у крыс и кошек приводит к продолжительным периодам агрессии. Имеются также данные об ответственности за ярость и оборонительное поведение у кошек некоторых областей переднего гипоталамуса. Страх и противоположную эмоцию - ярость при электрической стимуляции гипоталамуса удавалось вызвать путем стимуляции рядом расположенных пунктов.

Миндалина также, по-видимому, имеет отношение к механизмам ярости. После двустороннего удаления этой структуры у обезьян наблюдалась эмоциональная ареактивность, связанная с потерей чувства страха и ярости. Они без боязни брали в рот змей, которых обезьяны обычно панически боятся. Разрушение миндалины приводит к изменениям их внутригрупповых отношений. Самцы, ранее занимавшие высокий ранг в группе, переходят в подчиненное положение. Имеются также многочисленные описания превращения диких животных в ручных после разрушения миндалины. Дополнительное удаление коры делает такое животное весьма злобным. Таким образом, в организации реакции страха и ярости принимает участие сложная иерархия мозговых структур.

ФИЗИОЛОГИЯ МИНДАЛИНЫ

Миндалевидный комплекс представляет собой довольно крупное ядерное образование (у человека - около 10 х 8 х 5 мм), расположенное в глубине передней части височной доли над ростральным отделом нижнего рога бокового желудочка. Миндалина образует связи с гипоталамусом, преимущественно с той его частью, которая участвует в контроле функции гипофиза. На мембране нейронов этой части миндалины есть рецепторы к половым и стероидным гормонам надпочечников. Благодаря этому циркулирующие в крови гормоны контролируют активность этих нейронов, а они, в свою очередь, могут влиять на гипоталамус и, таким образом, на секрецию из гипофиза (обратная связь), а также участвовать в формах поведения, контролируемых этими гормонами. Миндалина образует также обширные связи с обонятельной луковицей. Благодаря этим связям обоняние у животных участвует в контроле репродуктивного (размножение) поведения. Например, феромоны (видоспецифические химические посредники) влияют на половое поведение через обонятельную систему. Многие виды животных имеют даже дополнительную обонятельную систему (так называемый якобсонов орган), передающую специализированную информацию к структурам лимбической системы, связанную с половым поведением. У человека эта система плохо развита, но полностью отрицать ее существование нельзя. В пользу этого может указывать хотя бы тот факт, что парфюмерия для женщин и мужчин различна.

У приматов, в том числе у человека, повреждения миндалины снижают эмоциональную окраску реакций, кроме того, у них полностью исчезают агрессивные аффекты.

ФИЗИОЛОГИЯ ГИППОКАМПА

Гиппокамп располагается в медиальной части височной доли. Особое место в системе связей гиппокампа занимает участок новой коры в районе гиппокампа (так называемая энторинальная кора). Этот участок коры получает многочисленные афференты практически от всех областей неокортекса и других отделов головного мозга (миндалины, передних ядер таламуса и др.) и является основным источником афферентов к гиппокампу. Гиппокамп получает также входы от зрительной, обонятельной и слуховой систем. Самой крупной проводящей системой гиппокампа является свод, который связывает гиппокамп с гипоталамусом. Кроме этого, гиппокампы обоих полушарий связаны между собой комиссурой (plasterium).

Повреждение гиппокампа приводит к характерным нарушениям памяти и способности к обучению. В 1887 г. русский психиатр С. С. Корсаков описал грубые расстройства памяти у больных алкоголизмом (синдром Корсакова). Посмертно у них были обнаружены дегенеративные повреждения гиппокампа. Нарушение памяти проявлялось в том, что больной помнил события отдаленного прошлого, в том числе детства, но не помнил о том, что произошло с ним несколько дней или даже минут тому назад. Например, он не мог запомнить своего лечащего врача: если врач выходил из палаты на 5 мин, больной его не узнавал при повторном посещении.

Обширные повреждения гиппокампа у животных характерным образом нарушают протекание условнорефлекторной деятельности. Например, крысу довольно легко научить находить приманку в 8-лучевом лабиринте (лабиринт представляет собой центральную камеру, от которой радиально отходят 8 коридоров) только в каждом втором или четвертом рукаве. Крыса с поврежденным гиппокампом не обучается этому навыку и продолжает обследовать каждый рукав.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ

В организме под влиянием определенной физиологической потребности развивается эмоционально окрашенное состояние - мотивация. Эффективным методом исследования нейрофизиологических механизмов различных мотиваций является метод самостимуляции, предложенный американским ученым Дж. Олдсом (1953).

Крысе в различные участки головного мозга вживляют специальные металлические электроды. Если при случайном нажатии на рычаг животное произведет электрическую стимуляцию собственного мозга через вживленные в различные его участки электроды, то в зависимости от локализации приложения тока наблюдается различный характер поведения. При нахождении электродов в одних структурах мозга животное стремится к повторному раздражению, в других -избегает его, а в третьих-остается безразличным. На рис. 4.12 показана схема эксперимента для получения у крысы реакции самостимуляции. Пункты мозга, охотно стимулируемые животным,-положительные зоны-находятся главным образом в медиальной области головного мозга, простирающейся от ядер миндалины через гипоталамус к покрышке среднего мозга (рис. 4.13). В области покрышки среднего мозга, заднего гипоталамуса (ростральное мамиллярных тел) и перегородки частота самостимуляции, например, у крыс, была наибольшей и достигала 7000 в час. Отдельные животные нажимали на рычаг до полного изнеможения, отказываясь от пищи и воды.

Пункты мозга, связанные с избеганием стимуляции (отрицательные зоны), находились преимущественно в дорсальной части среднего мозга и латеральной части заднего гипоталамуса. В мозге крысы пункты положительной самостимуляции составляют примерно 35%, отрицательные - 5% и нейтральные - 60% (см. рис. 4.13). Обширная система положительного подкрепления включает ряд подсистем, соответствующих основным видам мотиваций - пищевой, половой и др. У отдельных животных голод увеличивает, а насыщение снижает частоту самостимуляции через электроды в гипоталамусе. У самцов после кастрации уменьшается частота самостимуляции определенных точек мозга. Введение тестостерона восстанавливает исходную чувствительность к току. В тех пунктах мозга, где голод повышает частоту самостимуляции, введенные андрогены снижали ее, и наоборот.

СТРЕСС

Наш организм постоянно подвергается неблагоприятным воздействиям, которые могут иметь физический характер. Например, сильное охлаждение или перегрев тела, потеря крови и различные травмы. Неблагоприятными воздействиями на организм могут быть лишения необходимых потребностей, например голод, жажда. Наконец, эти воздействия могут быть направлены на психику, например утеря близких родственников и друзей, присутствие при насилии и т.д. Оказывается, несмотря на различие таких неблагоприятных воздействий, они вызывают в организме довольно однообразные изменения, которые называются стрессом.

Концепция стресса была сформулирована канадским ученым Гансом Селье в 1936 г. Согласно этим представлениям под влиянием различных вредящих агентов, стрессоров (холод, токсичные вещества в сублетальных дозах, чрезмерная мышечная нагрузка, кровопотеря и т. д.) возникает характерный синдром, который не зависит от природы вызвавшей его причины и называется стрессом. В своем развитии синдром проходит три стадии. В первой - стадии тревоги - в течение 6-48 ч после начала повреждения наблюдается быстрое уменьшение вилочковой железы, селезенки, печени, лимфатических желез, меняется состав крови (исчезают эозинофилы), в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта появляются язвы. Во второй стадии - резистентности (устойчивости) - прекращается секреция из гипоталамуса соматотропного и гонадотропного гормонов, и значительно увеличиваются надпочечники. В зависимости от силы воздействия на этой стадии либо происходит увеличение сопротивляемости организма и восстановление исходного состояния, либо организм теряет сопротивляемость, что приводит к третьей стадии - стадии истощения. Селье рассматривал стресс как генерализованное неспецифическое усилие организма приспособиться к новым условиям и поэтому назвал его (общим адаптационным синдромом).

Стереотипный характер синдрома определяется рядом нервных и нейроэндокринных механизмов. Наиболее типичное проявление синдрома развивается в результате освобождения из гипофиза адренокортикотропного гормона (АКТГ), который действует на надпочечники. Важную роль в развитии проявлений стресса играет соматотропный гормон, ослабляющий эффект АКТГ. Изъязвление слизистой оболочки кишечника и желудка при стрессе имеет чисто нервную природу. Этот симптом можно вызвать в эксперименте на животном хронической механической или электрической стимуляцией переднего гипоталамуса.

Вопросы

1. Функции нервной вегетативной системы.

2. Симпатические и парасимпатические отделы нервной системы: строение рефлекторных дуг, медиаторы, характер действия.

3. Нервный контроль гормональной системы.

4. Основные элементы функциональной системы.

5. Биологические мотивации потребления пищи, воды, ярости, размножения; мозговые механизмы.

Литература

Нейроэндокринология/Под, ред. А. Л. Поленова. СПб., 1993.

Ноздрачев А. Д. Физиология нервной вегетативной системы. М., 1983.

Потемкин В. В. Эндокринология. М., 1986.

Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. М.: ИП РАН, 1998.

Шульговский В. В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Часть II

Когнитивный мозг

Глава 5. Физиология движений

Глава 6. Физиология сенсорных систем

Глава 7. Высшие функции нервной системы

В состав когнитивного (от лат. cognitio - знание), или познающего, мозга входят те мозговые структуры, благодаря которым человек осуществляет психические функции. В первой части этого раздела мы рассмотрим двигательную функцию человека, во второй восприятие сигналов внешней среды и их дальнейшую обработку в мозговых центрах. Эта тема будет продолжена и в главе 6 учебника. Человек способен совершать не только простые рефлекторные, но и сложные рефлекторные движения, а также праксические (целенаправленные) действия.

Глава 5

ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ

Двигательная функция широко представлена в мозге всех млекопитающих, в том числе и человека. Движения человека очень многообразны, и многие заболевания головного мозга человека также связаны с повреждением двигательной функции. Двигательная функция в мозге человека устроена иерархично (поэтажно). Каждый новый морфологический этаж мозга, каждый очередной функциональный уровень приносит с собой новые полноценные движения. Наши конечности и тело - это кинематические цепи. Кинематическая цепь называется управляемой, если можно назначить желаемую для нас траекторию ее движения. Для этого необходимо связывать избыточные степени свободы. Это собственно и является основной задачей ЦНС в координации движений. Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа. Одно из решений, к которому прибегает организм, - организация синергий, т. е. содружественных движений отдельных групп мышц. Длина мышцы, необходимая для данного движения (положение мышцы), полностью задается ее жесткостью: отношением длины мышцы к растягивающей ее силе. Этот параметр в мышце регулируется специальным механизмом, который локализуется на уровне спинного мозга. Название этого механизма - рефлекс на растяжение. Он будет подробно рассмотрен ниже.

При совершении движений, особенно произвольных, необходима сенсорная коррекция. Непорядки в сенсорной коррекции приводят к расстройствам координации атаксического (от лат. taxia - порядок, соответственно атаксия-нарушение порядка отдельных движений) типа. Сенсорные коррекции реализуются не отдельными рецепторными сигналами, а целыми системами, все более усложняющимися от нижних этажей иерархии к верхним и строящимися из подвергшихся глубокой интеграционной переработке разнообразных сенсорных сигналов. Эти синтезы, или сенсорные поля, и определяют собой то, что мы обозначаем как уровни построения тех или иных движений. Автоматизация движений - передача управления в нижние уровни

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнна Лихачева

Презентация на тему: " Стрессы у детей 1. Стресс – интегральный ответ организма на экстремальное воздействие или повышенную нагрузку. Обида, гнев, страх, тревога, печаль, радость…" — Транскрипт:

1 Стрессы у детей 1

2 Стресс – интегральный ответ организма на экстремальное воздействие или повышенную нагрузку. Обида, гнев, страх, тревога, печаль, радость… Стресс - механизм регуляции отношений организма со средой. (реакции на уровне тела, эмоций, поведения) Эустресс - конструктивный, вызывающий активизацию познавательных процессов и самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс – деструктивный, разрушительный, имеющий тенденцию возникнув в одних условиях, распространяться и на другие, усиливая ещё более разрушительное действие. 2

4 Что можно рекомендовать родителям? признать свои действия несправедливыми, попросить прощения выслушать своего ребенка и проявить доверие к его словам. признать требования второй стороны несправедливыми признать справедливость горя и ярости ребенка, проявить уважение к лояльности ребенка, который совершил поступок против своей совести ради сохранения отношений в семье и лояльности семье. признать факт насилия в том, что его принудили подчиниться против своей воли признать право ребенка протестовать против насилия 4

6 Правила активного слушания: 1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. 2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме. 3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать. 4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. 5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне. 6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое. 6

7 Правила слушания. - Поза – напротив, на одном уровне -Глаза – на одном уровне -Делать паузы, не торопить с ответом - Отражать чувства, переживания, эмоции, показать, что чувство не только понятно, но и принято. - Не давать оценок - Говорить утвердительно, не спрашивать… 7

8 Методы воспитания - воспитание личным примером - содействие ребенку там, где он сам не может справиться - объяснение причин и следствий определенных действий, - введение правил и соответствующих следствий за их выполнение и невыполнение. 8

9 1. Представьте себе что-нибудь приятное. 2. Переживите свой стресс. 3. Создайте приятную ситуацию. 5. Медитация в тишине. 6. Поменяйте обстановку. 7. Читайте книги. 8. Посмотрите интересный фильм. 10. Игра с домашними животными. 11. Пение. 12. Уход за растениями 13. Приготовление блюд. 14. Примите ванну. 16. Прогулка. 17. Послушайте хорошую музыку. 18. Стоните, кричите. 19. Плачьте. 20. Обсуждайте проблемы, выговоритесь. 21. Устройте развлечение 22. Проявите свою благодарность. 23. Спорт, физические нагрузки. 24. Погрузитесь в работу. 9


























Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Эмоции. Как справиться с гневом?

Эмоция – это выражение нашего отношения к происходящему вокруг нас или внутри нас. Это наши душевные переживания.

Словарь эмоций: Радость, влюбленность, смущение, страх, грусть, неуверенность, обида, зависть, счастье, возмущение, удивление, усталость, волнение, удовольствие, раздражение, ненависть, жалость, злость, скука, подозрительность, недоверие, недовольство, благодарность, тревога, восхищение, гнев, печаль, ревность, одиночество

Способы избавления от отрицательных эмоций: Громко спеть песню Послушать приятную музыку Потанцевать Рисовать Побыть одному Посмотреть на себя со стороны Попрыгать на скакалке Полить цветы Вязание, вышивание Сжать кулаки и досчитать до 10

Влияние эмоций на организм Под воздействием положительных эмоций люди могут совершать колоссальную работу (поднимать тяжести, пробегать большие расстояния) Повышается иммунитет Повышается выделение веществ, которые, по мнению ученых, продлевают нашу жизнь Отрицательные эмоции снижают работоспособность человека Влияют на работу сердца, печени, органов пищеварения, нервной системы снижают устойчивость организма к инфекциям и болезням

Перешагните, люди, через грусть! Вы улыбнулись, значит все в порядке. Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть Улыбка станет утренней зарядкой! И не важны возраст или внешность, Цвет волос — все это ерунда. Ведь не ростом меряется нежность, И не в сантиметрах - доброта. Разрушить всегда легче, чем построить. Обидеть легче, чем простить, И врать всегда удобней, чем поверить, А оттолкнуть намного проще, чем любить! Привыкайте счастливыми быть!

Я желаю, чтобы у вас всегда было больше положительных эмоций и хорошее настроение. Больше улыбайтесь друг другу.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Дощанова Жанара СериковнаНаписать 1558 21.11.2017

Номер материала: ДБ-889433

  • Школьному психологу
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    21.11.2017 655
    21.11.2017 179
    21.11.2017 331
    21.11.2017 437
    21.11.2017 817
    21.11.2017 489
    21.11.2017 2337
    21.11.2017 149

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Страх — это эмоционально окрашенное состояние, которое сопровождает ситуации, представляющие угрозу нормальной жизнедеятельности организма, и обычно сопровождаемое формированием оборонительной мотивации.

Впрочем, оно может сопровождаться и другими мотивациями, направленными на избавление от опасности.

1. Эксперименты над страхом

Страх может быть экспериментально смоделирован при помощи электрического раздражения так называемых мотивациогенных центров особой структуры мозга — гипоталамуса. Таким образом, вживив животным стимулирующий электрод в вентромедиальный гипоталамус, физиологи могут наблюдать ярко выраженную реакцию избегания и страха.

2. Механизмы страха

Механизмы страха не сильно отличаются от других мотивационных механизмов и могут быть связаны с возбуждением определенных нейронных центров мозга, которое в свою очередь активирует ретикулярную (сетчатую) формацию. Эта структура, состоящая из переплетенных и разветвленных нервных волокон, обеспечивает неспецифическое возбуждение коры и других вышележащих отделов головного мозга.

Это довольно универсальный механизм, который впервые был показан академиком Петром Анохиным. Он доказал, что, когда возникают любые мотивации, происходит возбуждение сетчатой ретикулярной формации, которая обеспечивает ретикулирующие эффекты на кору и другие вышележащие отделы головного мозга, например на эмоциогенную структуру, ведь страх может быть не просто страхом, а он связан с какой-то дополнительной эмоцией, здесь можно придумать разные варианты.

Бывают случаи, когда очень сильный страх становится доминирующей мотивацией, при этом выключаются другие насущные потребности организма. При таком состоянии может снижаться активность корковых центров мозга. Бывает, что человек не может пошевелиться, будучи сильно испуганным.

А в других случаях страх может, наоборот, активировать работу коры больших полушарий, особенно у тренированных людей — у них активируются корковые механизмы возбуждения ретикулярной формации.

3. Гормоны страха

Когда мы боимся, происходит выработка определенных специфических гормонов, а также особенных молекул, которые называют пептиды.

Норадреналин является одновременно гормоном и вместе с тем нейромедиатором. Его уровень также повышается в состоянии стресса, шока и в других подобных состояниях. Норадреналин сужает сосуды и повышает уровень артериального давления. Продолжительность действия норадреналина по времени меньше, чем действие адреналина.

И тот и другой гормон вызывает тремор. Непосредственно после определения стрессовой ситуации гипоталамусом выделяется кортикотропин в кровь. Кортикотропин, достигнув надпочечников, побуждает производство адреналина и норадреналина.

Известно, что в Древнем Риме в воины выбирали тех рабов, которые при страхе бледнели, а тех, кто краснел при резком испуге, исключали.

Проблема пептидов не слишком хорошо изучена, к тому же многие материалы могут быть засекречены, так как подобные исследования могут представлять интерес даже для военных организаций и спецслужб.

Но физиологические свойства пептидов продолжают активно изучаться. Нейропептиды могут обеспечивать формирование тонких психических состояний, в том числе гнева, страха, испуга. В психиатрии и исследованиях коры головного мозга существует классификация видов страха: в частности, выделяют фобии, ипохондрию, панические атаки, бред преследования и т. д.

4. Причины страха

Страх, подобно боли, представляет собой защитный механизм психики. Влияние страха на поведение может быть очень индивидуально. Если страх не очень силен, то, как и любая умеренная по силе мотивация, он может улучшать целенаправленное поведение и способствовать верным решениям.

Но крайне сильный страх, как и любая сверхсильная мотивация, может мешать правильному соображению. Если человек умеренно боится публичных выступлений, то качество доклада может улучшиться, но если эмоция слишком сильная, то, скорее всего, он потерпит неудачу.

5. Рефлексы страха

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.