Нервные пассажиры в метро


1. Ветераны броуновского движения.
Самый распространённый тип пассажиров, которые могут двигаться во все стороны одновременно, что делает их обгон в час пик практически нереальным. Это люди, способные изменить направление, скорость и любящие внезапно остановится, чтобы опять ломануться в произвольную сторону. Обычно лицо озадаченное, движения нервные, пугливы и внезапны. Любят обходить препятствия не по плавной кривой, а по контуру препятствия, как юниты в старых компьютерных играх.

2. Коматозники.
Это народ, который в какой-то момент ловит сигнал с Марса и замирает посреди потока людей. Где-нибудь на переходе с Площади Революции на Театральную. И стоит, созерцает сияющего Будду. Как правило глаза затуманенные, дыхание прерывистое, внешне спокоен, чакры чисты.
Или когда толпа людей вышла, а следующая заходит, у коматозников приходит осознание, что это их остановка. И они сразу пытаются вылезти, чего бы то им это не стоило. Особенно весело вечером на станциях, имеющих пересадку на Кольцевую линию, в поезде из центра.

3. Экстремалы.
Любят встать перед выходом из вагона, и пытаются противостоять входящим или выходящим массам броуновцев. Серферы. Сюда же относятся эстеты, любящие ездить в метро с рюкзаками (с одетыми), в час пик.. Было замечено, когда девушка с не мелким рюкзаком, была просто вынесена за рюкзак из вагона, хотя выходить не собиралась, и пыталась шумно возмущаться, а потом аккуратно была занесена обратно. Также - модные девушки с длинным шарфом, намотанным на шею, народ с портфелями, чемоданами всех мастей, которые принципиально, вешают на плечо, ибо им газету не удобно держать.

4. Дзен-пофигисты.
Самые спокойные пассажиры метро. Люди, любящие пройтись максимально спокойно, но тем не менее на самых оживленных частях маршрута, читая газету, говоря по мобиле. Или просто прогуливаясь, наслаждаясь теплотой разносящихся слов вокруг в их адрес.. Отличительный момент - ходят парами или сбиваются в стайки.

5. Утрамбовщики.
Это обычно группа молодых или немолодых, но физически развитых мужчин, которые, обычно с возгласом "А че? Тут еще места много", начинают впрессовывать народ внутрь вагона. Втискиваясь сами. Под хруст ребер и сдавленные крики уже трамбуемых. Особенно тяжко приходится девушкам миниатюрной комплекции, которые оказываются замурованными между спинами.

6. Метробабки.
Популярнейший тип метропассажиров. Основная функция - сгонять людей с сидячих мест. Вооружены метротележкой (о ней - ниже). Если не удаётся согнать усталого студента, встают прямо возле у дверей, проезжают около 5 остановок, из которых 3 - пересадочные, и удивляются, что это все их толкают. Обычно злы на всех. Некоторые метробабки доходят до сумасшествия - на КРЛ была заснята на видеокамеру бабка, поющая гимн СССР. Самый популярный образ действия стандартной метробабки - это растолкать всех по пути к открывающимся дверям поезда, вынести метротележкой пару выходящих пассажиров, пулей внестись в вагон. И в этот момент у них обостряется артрит и артроз, болит нога, словом - играют в умирающего лебедя с целью нахождения сердобольных пассажиров, чтобы они уступили место "больной старой бабушке".

7. Метротележки.
Спутницы метробабок. Обладают огромными габаритами и очень много весят. Набиты чем ни попадя, чаще всего хлебом и маргарином, который на другом конце города дешевле на 30 копеек. Основная функция метротележек - загораживать проход и цеплять пассажиров, колеса генерируют грязь и птичье гамно. В весенне-летний период функцию цепляния пассажиров выполняют саженцы.

8. Спринтеры.
Этим персонам важно всегда и везде быть первыми. Несутся всегда, несутся везде. Несутся на эскалатор впереди всей толпы. Прилетев на ступени, любят оглянуться назад и посмотреть на игру в пингвинов внизу, и подумать "Какой я молодец". К спринтерам относятся и лица кавказской национальности, с и-го-гоканьем и гоготом бегущие в закрывающиеся двери состава. Будто это последний поезд в их жизни.

9. Скакуны.
По совместительству, много спринтеров являются и скакунами. Знают много способов перепрыгнуть через турникет или ограждение на станции. На привокзальных станциях скакунов можно ловить рыболовной сетью весь день.

10. Читатели.
Всегда читают. Особым мастерством считается чтение газеты на полную ширину. Как стоя, так и сидя.

11. Палители.
Читают газету или книгу соседа. Порой через 2 сидячих места.

12. Эквалайзеры.
Люди с вечно включенным плеером, двигающиеся исключительно в ритм играющей музыки. Независимо от того, спешат они или наоборот, они чуть ли не бегают под быстрые ритмы и медленным прогулочным шагом с убитым видом будут плестись даже в самой адской толпе если играет какая-нить лирика Находясь в вагоне постоянно пытаются пританцовывать или хотя бы помотать головой. Раздражают метробабок - "Вынь бананы (сопли, гадюшники) из ушей!" Из-за увлечённости музыкой в ушах, вечно прослушивают объявления об остановке, после чего с опозданием начинают распихивать всех подряд чтобы выбраться из вагона.

13. Мобиломаны.
Вечно в своём телефоне. Как и эквалайзеры, часто пропускают свои остановки. Глаза смотрят только в телефон. Руки - на клавиатуре. На участках, не оборудованных передатчиками GSM-сигнала чувствуют себя оторванными от мира сего. Сидящие мобиломаны вызывают злость у метробабок.

14. Дуболомы.
Тупо прут в запрещённый проход, против большого потока людей. Им 2 прохода сделали - нет, им в третий нужно, от 5 лишних шагов к правильному проходу они рассыплются прямо, да. Вызывают злость у всех. У меня - особую. Ррр.

15. Левостоячие.
Тоже отрицательные пассажиры. Стоят слева на эскалаторе.

16.Аэрозоли.
Этим не свойственно при чихании хотя бы прикрыться.

17. Бараны.
Лезут в один вагон, потому что им выходить на переход так ближе, притом, что все остальные вагоны относительно свободные. Только вот быстрее не получается, потому что пока они в этот вагон набиваются, проходит гораздо больше времени, чем если бы сели равномерно по всем вагонам. Да и плюс многие из неуместившихся именно в этот вагон остаются ждать следующего поезда. Распространены на Кольцевой линии. Лезут в средние вагоны, в самую давку. А в крайних - можно чуть ли не лечь.

18. Попа в лицо.
Занимают место у двери, облокотившись и обхватив ягодицами поручень. Доставляют дискомфорт тому, чьё лицо оказывается около попы, а также не дают стоящим взяться за поручень.

19. Сидяки.
Распространены на загруженных конечных станциях (напр. Выхино, Трубная) и на близлежащих к ним. Отличительные черты: ожидая поезда, могут пропустить мимо себя по 5-7 составов, лишь бы дождаться того, где им можно, обогнав всех, наконец-то опустить свой драгоценный зад на ни в чём не повинное свободное сидячее место. Среди сидяков велика доля метробабок (часто в компании с метротележками). Знают наизусть расположение дверей состава при остановке на станции. Стоят плотной стеной вокруг открытых дверей, зло смотрят на сидящих пассажиров в вагоне, часто создают преграды для обыкновенных спешащих пассажиров. Сидяки редко встречаются разве что на Кольцевой линии, там тусуют у крайних вагонов, потому что знают их выгоду.

20. Перебежчики.
Едут на конечную станцию своей линии, чтобы именно сесть. Ради этого выходят из дома на час раньше. Распространены на всех радиусах, за исключением выхинского.




С начала пандемии коронавируса в Москве за нарушение масочно-перчаточного режима оштрафованы больше 30 тысяч человек. Тем не менее, и сейчас далеко не все горожане соблюдают это правило безопасности в общественных местах. Например, в транспорте даже в час пик можно встретить немало пассажиров без средств индивидуальной защиты.

7:30 утра, самый час пик. На станции "Славянский бульвар" многолюдно, как и обычно в это время. Далеко не все, кто спешит на работу, не забыл про меры предосторожности.

- Почему вы не одеваете маску?

- Сказали, что в метро не надо.

- В метро обязательно.

Масочно-перчаточный режим в столице носит рекомендательный характер лишь при выходе на улицу. В местах массового скопления людей, коим является метро, ношение средств индивидуальной защиты по-прежнему обязательно.

"Сегодня по-прежнему можно приобрести маски в московском метрополитене. Цена на них снижена до 15 рублей – это цена является более низкой, чем во многих городских аптеках", – говорит Юлия Темникова, заместитель начальника Московского метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами.

В огромном потоке людей представители ГКУ "Организатор перевозок" останавливают тех, кто без маски. Просят надеть или приобрести средства индивидуально защиты.

"В первую очередь мы стараемся объяснить пассажирам о необходимости ношения средств индивидуальной защиты. И штрафуем только в тех случаях, когда пассажиры категорически отказываются носить маски и перчатки, подвергая тем самым опасности себя и окружающих", – Олег Иванов, заместитель руководителя ГКУ "Организатор перевозок".

Штраф за появление без маски в общественном транспорте составляет 5 тысяч рублей.

В метро и на МЦД по-прежнему несколько раз в день проводят полную дезинфекцию. К примеру, в поездах "Иволга" и "Ласточка" работает более 2700 систем обеззараживания воздуха. Поручни, кнопки, автоматы для покупки билетов и кассовые зоны протирают несколько раз в день. На это уходит более 120 тонн антисептика в сутки.

"Компания дезинфицирует электропоезда так называемым холодным туманом, который убивает почти 100 процентов микробов. В депо "Нахабино" и "Аэроэкспресс" круглосуточно проходит дезинфекция всех поездов "Иволга", в этом участвует более 130 сотрудников", – рассказывает Сергей Русов, директор по продажам Центральной пригородной пассажирской компании.

С каждым днем пассажиропоток в метро увеличивается. Многие организации и предприятия возвращаются с удаленки в офисы. И сейчас особенно важно помнить про безопасность. То, что маски значительно сокращают риск заражения, подтверждают и врачи.

"Наиболее часто вирусные инфекции передаются воздушно-капельным путем при чихании, кашле. Реже контактным путем. На сегодняшний день с уверенностью можно говорить о том, что ношение масок и перчаток необходимо там, где риск заразиться наиболее высокий", – утверждает Андрей Тяжельников, главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Департамента здравоохранения Москвы.

Пока масочный режим в общественном транспорте сохраняется.

Как обезопасить себя от краж и сексуальных домогательств, где в метро найти врача и что делать, если вы упали с платформы.

На входе и выходе из метро: придержите двери

Хорошая новость: алюминиевые двери постепенно заменят на новые — пожароустойчивые и менее травмоопасные. Новость похуже: тяжёлые деревянные двери сохранят как памятник культурного наследия.

Пользуйтесь свободными проходами/дверями. Придерживайте двери для других. На сильном сквозняке открывайте дверь на себя, чтобы не ударить идущих сзади.

На эскалаторе: будьте внимательнее в платье и на шпильках

Я ни разу не видела пассажиров, сидящих на ступенях эскалатора. Зато регулярно слышу истории о зажёванной одежде и обуви. Моя подруга отделалась порванной юбкой, но и этого можно было избежать.

Аварии происходят, когда края длинной одежды или шнурки попадают в зазор между движущимися и неподвижными частями эскалатора. Обратите внимание на специальные щёточки по бокам эскалатора и жёлтые полосы на его ступенях. Их задача — не подпустить вас слишком близко к неподвижным частям эскалатора.

Поднимайте шум, машите руками, чтобы эскалатор остановили. Соседи по цепочке передадут вашу просьбу дежурному диспетчеру. Если можете, снимите предмет одежды или обувь, которую зажевало. Сохраняйте равновесие.

Оставайтесь на месте и крепко держитесь за поручни. Ждите указаний дежурного.

На станции: отойдите от края платформы

Все, с кем я разговаривала о безопасности в метро, спрашивали, как спастись от поезда на рельсах. Удивительно: повсюду висят инструкции и плакаты, а мы до сих пор рассуждаем, ложиться или бежать.

Упавшего с платформы человека поджидают две опасности: контактный рельс с напряжением 825 В и поезд, прибывающий на скорости 60 км/ч. Контактный рельс закрыт оранжевым кожухом, идёт вдоль перрона, спрятан под краем платформы. Как защититься от поезда?

  1. Не приближайтесь к краю платформы (там проходит контактный рельс).
  2. Бегите к началу платформы по ходу движения поезда.
  3. Остановитесь за чёрно-белой рейкой и ждите помощи.
  1. Ложитесь в лоток между рельсами головой к поезду, лицом вниз.
  2. Снимите со спины рюкзак, придержите полы верхней одежды и не двигайтесь.
  3. Ждите помощи.
  1. Подайте стоп-сигнал машинисту поезда: совершайте круговые движения руками.
  2. Зовите на помощь: нажмите кнопку SOS на красно-синем терминале экстренного вызова.

Как подать стоп-сигнал машинисту поезда. Фрагмент плаката в московском метро

В поезде: не прислоняйтесь к дверям вагона

Двери могут открыться во время движения, если произошла авария или в кабине машиниста сработал тумблер открытия дверей.

Двери могут открыться не с той стороны. Мы с подругой заболтались и прослушали объявление машиниста. Двери разъехались прямо за спиной. Мы удержали равновесие, но пьяному или пожилому человеку это далось бы сложнее. Не прислоняйтесь к дверям вагона, это вредная привычка.

Обратитесь за помощью к сотруднику метро или нажмите SOS на красно-синем терминале в вестибюле.

Отойдите от дверей. Вызовите машиниста по экстренной связи и сообщите о происшествии. Назовите номер вагона, он указан на коробке вызывающего устройства.

Оставайтесь внутри вагона. Ждите указаний машиниста.

Человеческий фактор: кражи и домогательства

Мужчина выскочил у меня из-за спины и схватил мою сумку за ремень. В этот момент я крепко её держала, поэтому вор запрыгнул в уходящий поезд без моих вещей. Иначе мне пришлось бы восстанавливать карты и документы, что заняло бы от 10 дней до месяца.

На платформе держите вещи перед собой или прижимайте к себе: обычно воры вырывают их перед самым закрытием дверей. Если почувствовали неладное, резко развернитесь и шагните в сторону. Если видите, как воруют у другого, поднимайте шум.

Запомните время происшествия, номер вагона и приметы преступника. Сообщите о краже:

  • кнопкой SOS через красно-синий терминал в вестибюле;
  • машинисту вагона по экстренной связи;
  • любому сотруднику метрополитена на станции.

Я обсуждала тему безопасности в метро с 10 подругами. Пять из них назвали главной проблемой сексуальные домогательства.

В закрытом вагоне некуда деться, вокруг шумно и людно, поэтому незнакомцы безнаказанно распускают руки. Если не встречают отпора, переходят к более активным действиям.

В одной из таких ситуаций я успела выскочить из вагона. Потянула время, затем оттолкнула насильника и выпрыгнула на станцию перед закрытием дверей. В другой — меня удачно оттеснила толпа. После этого мне пришлось обратиться к психологу. Теперь я знаю, как себя вести в подобных ситуациях, но предпочитаю возвращаться домой до 10 вечера или на такси.

От женщины зависит следующее — работать с чувством стыда, если оно мешает защищаться. Нужно быть внимательной: иногда лучше отвлечься от книги или плеера. Быть готовой к тому, что придётся просить о помощи. И установить на телефоне быстрый набор человеку, с которым есть такая договорённость.

Наталья Потапенкова, психолог

Куда обратиться за медицинской помощью

В метро с 5:30 до 1:00 работают 200 врачей. В их распоряжении — аптечка и оборудование для немедленного вызова скорой помощи.

На каждой станции в вестибюле установлены красно-синие колонны экстренного вызова. Нажмите кнопку SOS, и ваш звонок моментально поступит в ситуационный центр. Сообщите, на какой станции человеку стало плохо, если можете, опишите симптомы. Через 3–5 минут на станцию прибудут врачи скорой помощи.

В каждом вагоне есть кнопка экстренной связи с машинистом. Сообщите о чрезвычайной ситуации и назовите указанный на переговорном устройстве номер вагона. На ближайшей станции пострадавшего человека встретят врачи скорой помощи.

У каждого дежурного по станции есть аптечка. Дежурного можно узнать по красному головному убору.



Почему поезд останавливается и стоит в тоннеле

  1. Неисправность подвижного состава или технических устройств метрополитена. В этом случае об увеличенном интервале движения поездов сообщают по громкой связи.
  2. Кто-то задержал отправление предыдущего поезда. Полиция выводит хулиганов. Врачи выносят пассажира для оказания медицинской помощи. Машинист проверяет устройство контроля дверей на исправность, потому что пассажиры держат и не отпускают двери. Все следующие за ним поезда стоят в тоннеле.
  3. По указанию поездного диспетчера, если из предыдущего поезда на станции извлекают бесхозные предметы.

Защитит ли метро от войны

Многие уверены, что только в метро можно спастись, если начнётся война. Действительно, после 1945 года в вестибюлях новых станций или внизу эскалаторов устанавливают гермодвери. Они защищают от основных поражающих факторов, химического и биологического оружия.

Но метро не спасёт от прямого попадания в землю ядерной бомбы: под эпицентром взрыва образуется воронка, под которой всё разрушится.

Метро защитит от:

  • ударной волны,
  • теплового и лучевого воздействия.

Если вы укроетесь в метро, вы ничего не увидите, не услышите, вас не облучит радиация, вы не пострадаете от высокой температуры.

Чтобы метро оставалось для вас безопасным местом в мирной жизни, соблюдайте правила его использования и руководствуйтесь здравым смыслом.


Почему на самом деле нельзя держать двери

Например, придержать двери поезда, чтобы влезли опоздавшие – что это как не помощь и взаимовыручка? Часто люди в вагоне начинают раздвигать двери в несколько рук, чтобы противостоять автоматическому закрытию.


РИА Новости / Руслан Кривобок

На самом деле, помимо травм, это грозит срывом графика движения и серьезными задержками поездов.

Так кому в итоге помогли? Опаздывающие опоздают еще больше – вместе со всеми остальными.


anya.kirsh / Instagram

Почему нельзя протягивать руку помощи упавшему на пути

Или вот вопрос на засыпку: если не дай бог человек при вас упадет с края платформы, вы подадите ему руку, чтобы втащить обратно?

Инстинкт конечно велит броситься на помощь. Но правильный ответ: нет. Подав бедолаге руку, вы сделаете только хуже. Недаром в метро объявляют на эскалаторах, что при падении на рельсы нельзя выбираться на платформу самостоятельно.


metromoskvy / Instagram

Дело в том, что прямо под платформой находится официально самый опасный объект в метро – контактный рельс в 825 вольт, приводящий поезда в движение.


Контактный рельс и упавший на него берет. veronika_musatova / Instagram

Но несмотря на защиту, прикасаться и тем более опираться на рельс – это прямая угроза жизни! Пластиковый кожух может попросту не выдержать вес человека. В худшем случае летальный заряд получит не только упавший, но и тот, кто протянул руку помощи.

А учитывая, что упавший на пути может быть пьян, болен, травмирован и панически напуган, риск возрастает в разы.


company_gert / Instagram

Почему опасный контактный рельс расположен именно под платформой

Когда на путях ведутся работы, контактный рельс обесточивают и ставят блокировку случайной подачи напряжения.


mosmetro / Instagram

Почему нужно лечь головой навстречу поезду

Так что самой лучшей помощью упавшему на рельсы (если он способен встать и быстро двигаться) было бы уверенно направить его действия в верном русле, не давая впасть в панику.

Если поезд только ушел и другого пока нет – бежать к месту остановки головного вагона, где полосатая рейка. Там есть трап для работников метро, по которому можно безопасно подняться на платформу.


Мосгорсправка / Москва 24

Диспетчер в любом случае увидит через камеры, что случилось ЧП. Работники станции быстро эвакуируют пассажира.

Если поезд приближается, остается только лечь в углубление между рельсами, предварительно сбросив объемные вещи (сумку, рюкзак).

Причем обязательно головой навстречу поезду , как подчеркивают в объявлениях метро. Такое расположение не даст мощному потоку воздуха, который образуется при движении состава, поднять вашу одежду с риском зацепиться за днище.


Мосгорсправка / Москва 24

Большая статья Metro











10 лет назад в московском метро произошёл двойной теракт, унёсший жизни 40 человек. В ходе расследования было установлено, что на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии террористки-смертницы привели в действие взрывные устройства. Делали они это, по данным следствия, "в момент остановки поездов, когда и в вагонах, и на платформе сосредотачивалось наибольшее количество людей".

Репортёр Metro поговорил с пассажирами, которые находились во взорванных вагонах.

ЛУБЯНКА

По данным ФСБ, на "Лубянке" подорвала себя 28-летняя дагестанская смертница Мариам Шарипова – жена бандглаваря Магомедали Вагабова. Следственный комитет сообщал, что он и был организатором терактов. Впоследствии Вагабова, как и многих других причастных к трагедии, ликвидировали спецслужбы.

Взрыв прогремел в 7.56 утра, во втором вагоне именного поезда "Красная стрела", который следовал до конечной остановки "Улица Подбельского". Сообщалось, что мощность взрывного устройства составила 4 килограмма в тротиловом эквиваленте. Оно было начинено поражающими элементами.

Во взорванном вагоне находился водитель Владимир Кирасиров, который в тот день спешил пройти медкомиссию в 33-й горбольнице. По иронии судьбы, он в этой больнице в итоге и оказался – но только совершенно по другому поводу.

– Помню, увидел тематический поезд и побежал к дверям, даже придержал их немного руками, – рассказал Metro Владимир. – Было интересно прокатиться на таком поезде. Он был красивый, мне понравилось оформление. В вагоне было много свободных мест, я сел у задней двери.


предоставил герой публикации, "Metro"

Владимир отметил, что поездка поначалу шла без эксцессов – на людей он мало обращал внимания, ему было интереснее рассматривать интерьер вагона. Затем он решил немного вздремнуть, поскольку не выспался. Но непосредственно перед взрывом проснулся.

– Открыл глаза, повернулся к окну, посмотрел на платформу. И в момент, когда двери должны были открыться, услышал сильный хлопок.

За всё время он так и не увидел смертницу. Однако генерал СК Анатолий Исканцев в беседе с "Коммерсантом" вспомнил свидетельницу, которая рассказала, будто террористка вела себя спокойно и даже улыбалась. "В какой-то момент Шарипова вдруг изменилась, напряглась, и женщина, которая почувствовала исходящую от неё внутреннюю угрозу, бросилась к выходу. В этот момент раздался взрыв", – сообщил Исканцев.

После взрыва Владимир поначалу мало что видел, поскольку разбились все лампы и стало темно.

– Я даже не сразу понял, что случилось. Подумал, что замкнуло проводку, потому что с потолка летели искры. Но когда дым немного рассеялся, понял, что это был взрыв. Я увидел мёртвых людей и почувствовал запах горелого.

Осмотревшись внимательнее, Владимир заметил только одного живого человека – остальные лежали неподвижно. У многих текла кровь из носа и ушей.

– Вместе с другим раненым мы попытались открыть заклинившие двери, – продолжил Владимир. – Я не паниковал, нервная система крепкая. В конце концов мы открыли двери, затем осмотрели друг друга и зашли обратно в вагон, чтобы ещё поискать живых. Там уже были пассажиры из других вагонов, которые не убежали после взрыва и остались, чтобы помочь вынести выживших.

Владимир вместе с другим раненым оттащил к выходу двух человек, которые были все в крови, но подавали признаки жизни. Ими оказались мужчина среднего возраста и молодая девушка.

Немного придя в себя, Владимир Кирасиров самостоятельно выбрался на улицу – и тут же позвонил родным. До этого не мог, поскольку мобильную связь в подземке отключили. Вскоре его отвезли в больницу.

– Я получил контузию на левое ухо, травму барабанной перепонки и мелкие осколочные ранения. В больнице брали анализы, проводили диагностику. Всего я пробыл там 46 дней, но слух до сих пор не восстановился. Физически я подорвал себе здоровье, зато морально оправился быстро.

Вот только в метро Владимир не спускался потом целый год, а на "Лубянке" не побывал до сих пор. Но в системе безопасности метро не сомневается.

– О том, что сейчас меры безопасности в метро значительно улучшились, а тогда они были не так совершенны, сожалеть глупо. Я думаю, что тогда просто не было таких возможностей, которые появились сейчас. Ведь всё с каждым годом развивается, становится безопаснее. В 2010-м система безопасности работала на том уровне, какой позволял прогресс.

В результате взрыва на "Лубянке" на месте погибли 24 пассажира.


Люди в год трагедии носят на станции, где произошли взрывы в поездах, цветы. Эта фотография была сделана в 2011-м на станции "Лубянка".

ПАРК КУЛЬТУРЫ

Спустя 43 минуты после первого взрыва, на станции "Парк культуры" всё той же Сокольнической линии подорвала себя 17-летняя Джанет Абдуллаева. Как сообщала пресс-служба Следственного комитета, личность террористки установили в ходе проведения судебно-медицинских и генетических экспертиз. СМИ писали, что в подпольной жизни Джанет была вдовой лидера дагестанской экстремистской группировки Умалата Магомедова, который тесно сотрудничал с Доку Умаровым. По одной из версий, смертница мстила за смерть мужа, убитого дагестанскими милиционерами в ходе спецоперации.

Террористка находилась в третьем вагоне состава, который также следовал до "Улицы Подбельского". Мощность бомбы, начинённой поражающими элементами, составила 2 килограмма в тротиловом эквиваленте.

Это был обычный голубой поезд с белой полосой. Его пассажиром стал Артём Медведев, молодой футболист, спешивший на учёбу.

– В то утро, как назло, не сработал будильник, и я проспал, – рассказал Metro Артём. – Быстрым шагом добрался до "Проспекта Вернадского", зашёл в первую дверь и проследовал к центру вагона.

Навстречу Артёму шла террористка. Он сразу обратил на неё внимание – на ней был хиджаб и яркая фиолетовая одежда. Но самое главное – она вела себя очень странно, часто перемещалась по вагону, становясь то у одной двери, то у другой. Артём позже предположил, что она подбирала оптимальное для взрыва место.

– Пассажиры уступали ей место, потому что она казалась беременной – у неё выпирал живот, – вспоминает Артём. – Но на все предложения сесть она не реагировала. При этом у неё бешено вращались глаза, словно она находилась под воздействием наркотиков. Мы встали рядом. Я её осмотрел – всегда, когда захожу в людные места, осматриваю окружающих. И знаете, стало как-то тревожно. А тут ещё и поезд наш задерживался, всё время останавливался в перегонах, потом долго не уезжал со станций.


Артём Медведев, на лице и шее видны шрамы.

предоставил герой публикации, "Metro"

Артём подумывал сойти раньше, настолько ему было неуютно в компании странной женщины, да и задержки поезда нервировали. Но студенту очень нужно было попасть на занятия, поэтому мысль о том, чтобы выйти, он отмёл.

– Волнение нарастало. Я обратил внимание, что рука той женщины находилась между пуговиц куртки, под тканью. Но другие не обращали на неё внимания. Было утро, народу набралось много, все ехали по своим делам. О взрыве на "Лубянке" никто не знал.

Когда поезд подъехал к "Парку культуры", то вновь какое-то время стоял в перегоне. Смертница стала нервничать и, по словам Артёма, с небольшим акцентом спросила у стоявших рядом людей, почему поезд так долго стоит. Затем она стала что-то бормотать про себя не по-русски, как будто нашёптывала молитвы.

– Наконец, поезд тронулся, и тут я решил пойти на выход, – продолжил Артём. – Так-то я должен был ехать до "Библиотеки", чтобы сразу пересесть на "серую" ветку, но в итоге выбрал вариант с двумя пересадками. Встал возле дверей, за мной находились высокий лысый мужчина, несколько девушек и парень.

Артём был в наушниках и слушал песню Басты "У Ноггано депрессия", когда услышал сильный хлопок. Террористка находилась возле соседней двери, стоявшие за Артёмом люди приняли удар на себя, и всё равно у молодого человека потемнело в глазах, во рту появилась кровь, и он ощутил, как что-то липкое течёт по шее.

– Как только зрение вернулось, я увидел свою белую куртку – она была вся красная от крови, – сказал Артём. – Пассажиры лежали на полу вагона, повсюду были дым, гарь. У людей, пришедших в себя, началась паника. Я попробовал выбраться самостоятельно. Помогло, что занимался спортом. Вышел из вагона, пошёл по станции, при этом изо рта продолжала течь кровь.

Артём пытался поскорее выбраться на улицу – посторонний мужчина помогал ему, расталкивая людей и пропуская его. Оказавшись на поверхности, студент присел, к нему тут же подбежали люди, дали воды и нашатыря.

– Я из последних сил набрал папе и сказал, что в метро произошёл взрыв, что я травмирован, на этом разговор был закончен. После этого несколько раз терял сознание, меня посадили в "скорую". Следующее, что я помню – как открываю глаза, рядом стоит папа. Оказывается, брат выяснил, что меня привезли в 77-ю больницу. Мама не смогла сразу зайти в палату, нервы были накалены до предела. Я был перебинтован с головы до ног. Что-то ответил отцу и уснул.

После этого в больницу поехали все родственники и друзья Артёма, вот только в палату их первое время не впускали – из-за тяжёлого состояния пациента.

– На ноги встал только на второй день, под вечер. Мелкими шажками отправился в туалет. Ноги были пробиты, один из осколков насквозь прошил икроножную мышцу. Голова, шея, плечо, спина – всё было в швах и бинтах. Помню, врач меня спросил тогда: "Ты что, футболист? Тогда скоро выпишем!"

Лёжа в палате, Артём проанализировал события и пришёл к выводу, что у него хорошо развита интуиция. А ещё, что он – везунчик.

– Я ведь не раз выживал. Когда был перитонит, когда машина разбилась, а на мне ни царапины.

Артёму предложили содействие психологов, но он отказался. И всё же ему помогли. Однажды к нему пришла в палату подруга, которая привела незнакомую девушку. Неожиданно та обняла его и представилась Анной.


Артём Медведев и Анна.

предоставил герой публикации, "Metro"

– Мне ещё было очень больно, но стало приятно! Она ещё несколько раз меня навестила. Потом мне сняли швы, но предупредили, что надо наблюдаться у челюстного хирурга, поскольку остался осколок в шее, прямо у сонной артерии – впоследствии он закапсулировался.

В теле Артёма оказалось так много осколков, что друзья по сей день называют его "звёздным небом". Сейчас он работает детским футбольным тренером и иногда показывает маленьким подопечным фокусы.

– В правой руке есть осколок. Беру магнит, говорю: "Сейчас он пристанет к руке". И магнит держится.

Государство выплатило Артёму компенсацию – правда, он не раскрывает её сумму.

– Сумма зависела от степени тяжести травм, – отметил Артём. – У меня была средняя степень. Денег хватило, чтобы окупилось лечение.

Выписавшись из больницы через две недели после поступления, Артём продолжил встречаться с Анной – она не позволяла ему впасть в депрессию, выманивала на улицу, где он забывал обо всём плохом. А вскоре он даже начал снова ездить на метро. Через некоторое время он сделал Анне предложение, подарил кольцо – но дальше этого дело не пошло. Сейчас они хорошие друзья.

Первый год после трагедии Артёму ещё снились кошмары о тех событиях, но затем он успокоился.

– Шрамы – вот что ещё напоминает о теракте. Знаете, со мной столько всего происходило в жизни, помимо этого. Я словно тот кот, у которого 9 жизней. Вот только большая часть жизней уже израсходована!

ДВОЙНОЕ ГОРЕ

В результате взрыва на "Парке культуры" на месте погибло 12 человек. Самыми юными жертвами стали неразлучные подруги, 16-летняя Дарья Антонова и 17-летняя Валентина Егиазарян.

– Валентина и Дарья познакомились в средней школе №37, – рассказал Metro дядя Вали Пётр Егиазарян. – Племянница была чуть старше. Когда Даша решила поступать в колледж, Валентина подалась туда же, поскольку девушки не мыслили себя друг без друга.

В день трагедии Валя встала рано утром, позавтракала, попрощалась с родными и отправилась на занятия. С Дашей они встретились, как обычно, у дома.

– На пути к автобусной остановке они встретили своего школьного учителя и поговорили об учёбе, – восстанавливает хронику событий Пётр. – Но когда приехал автобус, разговор был прерван – девушки поехали к метро "Университет". Колледж, где они учились, находился на станции "Текстильщики", на нужную ветку им нужно было пересаживаться на "Лубянке". Обычно они садились в последний вагон, но в этот раз торопились и забежали в третий, где, как выяснилось позже, находилась террористка. Валя сидела, а Дарья стояла возле подруги. Шахидка находилась возле Даши. Когда прогремел взрыв, она погибла мгновенно, на месте, а Валя была ранена и прожила ещё два часа. Она скончалась в 1-й Градской больнице на операционном столе. На опознание в морг ездили мама Дарьи и я. Это были самые тяжёлые минуты – до последнего не хотелось верить в гибель девочек.


Валя (слева) и Дарья.

предоставил Пётр Егиазарян, "Metro"

Валю и Дарью похоронили рядом друг с другом на Востряковском кладбище.

– Так как и Дарья, и Валя не познали ещё радости любви и погибли целомудренными, то было принято решение похоронить их в подвенечных платьях. Так их и отпевали в церкви. Конечно, это горе никогда не покинет нашу семью. С годами рана немного затягивается, но боль в сердце до сих пор не угасает.

Пётр посетовал, что на месте трагедии так и не были сделаны мемориальные таблички – по его словам, их обещало установить тогдашнее правительство Москвы, но не выполнило обещания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.