Неудовлетворительная нервно психическая устойчивость

Успешное реформирование, дальнейшее развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же выполнение священного долга по защите Отечества непосредственно связаны с качеством призывного контингента военнослужащих.

Как и любой другой социальный институт нашего государства, Вооруженные Силы испытывают на себе последствия всех не стабильностей общественно-политического и социально-экономического характера, через которые в последние десятилетия проходит наша страна. Одним из отрицательных результатов данных процессов является сложившаяся ситуация, в которой институт, функционально призванный защищать государственные интересы, комплектуется слабым для службы в Армии контингентом.

Одним из важных психологических качеств личности военнослужащего является нервно-психическая устойчивость (НПУ). Под НПУ понимается способность военнослужащего регулировать свое взаимодействие с окружающей его средой, а так же целенаправленно действовать в этой среде.

К основным элементам НПУ относят:

  • самооценку индивидуума,
  • уровень эмоциональной стабильности,
  • наличие социального одобрения со стороны окружающих его людей. [1]

Выделенные элементы НПУ не являются первоосновной причиной регуляции поведения. Они только отражают пропорцию потребностей, мотивов, эмоционального фона, настроения, самосознанья. Поэтому система регуляции – это сложное образование, а слияние всех ее уровней в единую совокупность обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека. [2]

Различают 4 группы НПУ: группа с высокой НПУ, с хорошей НПУ, с удовлетворительной НПУ и неудовлетворительной НПУ.

К группе с высоким и хорошим уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы маловероятны. Этих военнослужащих можно рекомендовать на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

К группе с удовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности. Военнослужащие 3 и 4 группы не допускаются к несению службы с оружием.

К группе с неудовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых высокая вероятность нервно-психических срывов. Военнослужащие данной группы могут иметь скрытую, невыраженную, либо умеренно выраженную, форму течения. Эта форма обуславливается дефектами функционирования нервной системы. Этим военнослужащим обязательно необходимо дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

В противоположность НПУ существует понятие – нервно-психическая неустойчивость (НПН). Под НПН понимают склонность человека к проявлению различных форм нарушений психической деятельности при серьёзных психических и физических нагрузках.[4]

Караяни А.Г. и Сыромятников И.В. определяющую роль причины НПН относят к биологической неполноценности нервной системы как врожденной, так и приобретенной. Кроме неполноценности нервной системы НПН может усугубляться негативными психологическими и социальными факторами. К таким факторам и косвенными признаками низкого уровня НПУ обычно относят:

Основными методами выявления и оценки уровня (группы) НПУ у военнослужащих являются: изучение документов; наблюдение за поведением военнослужащих; индивидуальная беседа; психологическое тестирование.[1]

В.Ю. Рыбников характеризовал уровни нервно-психической устойчивости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по соответствующим им результатам психологического обследования в баллах 10-балльной шкале:

  1. Неудовлетворительная НПУ (1-2 балла) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, склонны к нервно-психологическим срывам и нарушениям психической деятельности.
  2. Удовлетворительная НПУ (3-5 баллов) – личности из данной группы, при попадании в экстремальные ситуации, склонны к умеренным нарушениям психической деятельности, которые сопровождаются неадекватными: поведением и восприятием окружающей действительности.
  3. Хорошая НПУ (6-8 баллов) – личности, обладающие этой группой, характеризуется малой вероятностью нервно-психических срывов, так же у них сохраняется адекватная самооценка и оценка окружающей среды. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.
  4. Высокая НПУ (9-10 баллов) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, характеризуется малой вероятностью нарушений психической деятельности, сохраняя высокий уровень поведенческой регуляции. [6]

Нами проведено исследование уровня НПУ среди военнослужащих молодого пополнения. Целью исследования является изучение уровня НПУ у военнослужащих молодого пополнения призыва и выявление лиц, склонных к нарушениям эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции при морально-психологических или физических нагрузках.

В исследовании приняли участие 691 мужчина в возрасте от 18 до 25 лет.

Для испытуемых первого этапа исследования характерны следующие социальные характеристики: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 4%, воспитывавшихся без матери – 1,3%, воспитывавшихся без отца – 26,5%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,3%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 2,1%, лиц, имевших приводы в полицию – 3,6%.

Социальные характеристики испытуемых, принимавших исследование на втором этапе: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,1%, воспитывавшихся без матери – 1,1%, воспитывавшихся без отца – 38,3%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,7%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 5,6%, лиц, имевших приводы в полицию – 9,4%.

Испытуемые третьего этапа характеризуются следующими социальными характеристиками: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,9%, воспитывавшихся без матери – 3,1%, воспитывавшихся без отца – 29%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,55%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 6,9%, лиц, имевших приводы в полицию – 6,9%.

Исследование проведено в три этапа:

  • первый этап – 1 апреля – 31 июня 2014 года;
  • второй этап проводился с 1 октября по 31 декабря 2014 года;
  • третий этап проводился с 1 апреля по 31 июня 2015 года.

Результаты полученных исследований представлены в таблице.

Таблица Показатели нервно-психической устойчивости призывного контингента (в %)




В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

Инструкция обследуемым

Текст опросника

1. Бывает, что я сержусь.

2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

3. Сейчас я, примерно, так же работоспособен, как и всегда.

4. Судьба определенно не справедлива ко мне.

5. Запоры у меня бывают редко.

6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.

7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача.

8. Мне кажется, что меня никто не понимает.

9. Считаю, что, если кто-то причинил мне зло, я должен ему ответить тем же.

10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

12. У меня бывают очень странные и необычные переживания.

13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.

14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

15. Иногда у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.

16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

18. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.

19. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

20. Голова у меня болит часто.

21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.

26. Я человек общительный.

27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.

29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

30. У меня мало уверенности в себе.

31. Иногда я говорю неправду.

32. Обычно я считаю, что жизнь - стоящая штука.

33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

36. Иногда я сильно испытываю желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

37. Самая трудная борьба для меня - это борьба с самим собой.

38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).

39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

41. Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже плохое.

42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (не быстрее и не медлен - нее, нет ни хрипоты, ни невнятности.

45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и большинства моих знакомых.

46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

47. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен на - нести повреждение себе или кому-нибудь другому.

48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

49. В детстве у меня была такая компания, где все старались стоять друг за друга.

50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.

54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

55. Сейчас масса моего тела постоянная (я не худею и не полнею).

56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

57. Я легко могу заплакать.

58. Я мало устаю.

59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

60. С моим рассудком творится что-то неладное.

61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.

62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

63. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

65. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.

68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.

69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

70. Думаю, что я человек обреченный.

71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-либо или где-нибудь, например в магазине.

72. Я злоупотреблял спиртными напитками.

73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.

75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.

78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где хочется, а не там, где положено.

79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.

80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.

81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывали.

82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.

83. Кто-то управляет моими мыслями.

84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.

85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.

86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

87. Я вполне уверен в себе.

88. Никому не доверять - самое безопасное.

89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

91. Мне легко заставить других людей бояться меня и, иногда, я это делаю ради забавы.

92. В игре я предпочитаю выигрывать.

93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.

94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

95. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

96. Счастливее всего я бываю, когда остаюсь один.

97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.

98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

99. Я очень редко заговариваю с людьми первым.

100. У меня никогда не было столкновений с законом.

101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

102. Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычной веселости.

103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.

105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому, что это у меня плохо получается.

107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью, как и другие.

108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.

109. Как правило, мне не везет.

110. Меня легко привести в замешательство.

111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.

112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми никак не могу справиться.

113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания ли начать новое дело.

114. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

115. Мне кажется, что меня никто не понимает.

116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

117. Я легко теряю терпение с людьми.

118. Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.

119. Часто мне хочется умереть.

120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.

121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.

122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

124. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.

126. В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.

129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.

130. Я часто обращаюсь к людям за советом.

131. Часто, даже тогда, когда для меня складывается все хорошо, я чувствую, что для меня все безразлично.

132. Меня довольно трудно вывести из себя.

133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.

134. Обычно я спокоен, и меня нелегко вывести из душевного равновесия.

135. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, то я не могу заставить себя не думать о них.

137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.

138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.

139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.

140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.

142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.

143. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет мне бывать среди людей.

145. Можно простить людям нарушение тех правил, которые они считают неразумными.

146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.

147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

148. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка у меня вызывает смех.

149. Если дело идет у меня плохо, то мне сразу хочется все бросить.

150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а следовать указаниям других.

151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.

152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него.

153. Я человек нервный и легко и возбудимый.

154. Все у меня получается плохо, не так как надо.

155. Будущее мне кажется безнадежным.

156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне непоколебимым.

157. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.

158. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.

160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.

161. Меня очень раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи.

162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы любви.

163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я могу легко отказаться от своих намерений.

164. Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни все, что могут.

165. Мне безразлично, что обо мне думают другие.

Регистрационный бланк

Ф.И.О.______________________ Дата обследования_____________

Это довольно широкое понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами.

Во-первых, это объясняет, почему встречающиеся отклонения в поведении и деятельности у обычного человека носят незначительный характер и не накладывают отпечаток на личность в целом, в то время как у лиц с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости эти отклонения не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности.

Во-вторых, такой подход предопределяет в работе с военнослужащими с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Решение этих задач возможно при тесном сотрудничестве командиров, их заместителей по воспитательной работе, психологов и медицинских работников. Организация работы по выявлению военнослужащих с неудовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости должна предусматривать плановые мероприятия:

в период прибытия пополнения в часть;

в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев);

в период последующего прохождения военной службы.

1. В период прибытия пополнения.

С прибытием пополнения в воинскую часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости.

Изучение документов военнослужащего (см. раздел 8).

В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безинициативность, излишняя принципиальность, театральность, манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения. При наличии 3-5 признаков - военнослужащий заносится в список для более глубокого обследования психологом воинской части (подразделения).

Наблюдение за поведением военнослужащих (см. раздел 8).

Наблюдение должно быть направлено на выявление лиц склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязанных в поведении. Заслуживает внимание информация о лицах с недостатками артикуляции (косноязычие, шепелявость), плохо знающих русский язык, с мышечными подергиваниями, дрожанием конечностей, неловкостью, угловатостью движений, постоянно опаздывающих. При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом воинской части (подразделения). При эпизодическом проявлении того или иного признака, военнослужащий требует особого внимания при дальнейшем изучении.

Собрав и проанализировав всю имеющуюся информацию, можно переходить к заключительному этапу изучения пополнения индивидуальному собеседованию.

Проведение индивидуальной беседы (см. раздел 8).

В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения, оцениваются те стороны личности, которые невозможно было оценить с помощью наблюдения или изучения документов военнослужащего.

Особое внимание обращается на лиц, у которых на этапе изучения документов выявлены 1-2 косвенных признака неудовлетворительного уровня нервно-психической устойчивости, а также с эпизодическими проявлениями их в поведении.

При построении плана беседы необходимо предусмотреть такие темы обсуждения как: условия воспитания и развития; отношение к алкоголю, наркотикам; состояние здоровья; отношение к окружающим и лицам противоположного пола и др.

Итогом изучения пополнения должно стать выделение военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании:

у которых установлена неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость для дополнительного их изучения и проведения психокоррекционных и воспитательных мероприятий.

у которых установлена удовлетворительная нервно-психическая устойчивость для определения необходимости проведения с ними психокоррекционных и воспитательных мероприятий.

2. В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев).

В данный период наращиваются усилия по изучению военнослужащих, особенно тех, кто требовал наблюдения.

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

оценка процесса адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений НПУ;

изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;

выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.

Методами изучения личного состава остаются наблюдение, психологическое тестирование и индивидуальная беседа. Особое место отводится наблюдению, т.к. в этот период появляется возможность наблюдать за поведением воинов в сложных, непривычных для них условиях, когда признаки неудовлетворительной нервно-психической устойчивостии проявляются со всей очевидностью.

Наблюдение за военнослужащими должно начинаться с инструктирования психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом (см. этап прибытия молодого пополнения). Предлагается обратить внимание на недисциплинированных, болезненно реагирующих на замечания, неисполнительных, легковозбудимых, вспыльчивых, конфликтных или, наоборот, замкнутых, обидчивых, чрезмерно робких и застенчивых военнослужащих. Подлежат выявлению лица, проявляющие высокомерие, стремящиеся, во что бы то ни стало выделиться среди окружающих или, напротив, ставшие объектом шуток, насмешек, совершающие нелепые поступки, имеющие странности, ненормальности в поведении, неряшливый внешний вид. Необходимо выделять воинов, проявляющих во время различных занятий несобранность, неловкость, нарушения координации движений, излишнюю напряженность, вычурность движений и поз, отмечать обмороки, случаи частого обращения за медицинской помощью с разнообразными жалобами, фиксировать отстающих, с большим трудом осваивающих воинскую специальность, отмечать случаи неверного исполнения приказов и распоряжений.

Кроме этого до должностных лиц доводятся основные меры по профилактике нервно-психических срывов:

внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущения в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;

создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах - атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;

создание здорового быта - борьба против пьянства, токсикомании и наркомании;

предупреждение конфликтных и исключение других психотравмирующих ситуаций;

ограничение физической нагрузки для ослабленных;

временное, полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения, занимающиеся выполнением хозяйственных работ;

разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками неудовлетворительной нервно-психической устойчивости будет неадекватным.

Особо подчеркивается недопущение случаев использования полученной информации во вред военнослужащим.

3. B период последующего прохождения военной службы.

В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками неудовлетворительной нервно-психической устойчивости (в соответствии с планом работы) с целью контроля их текущего состояния, изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его эмоционального и делового статуса и своевременного проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий.

Наиболее информативной в этом плане является социометрическая методика. Кроме того, могут, использованы и другие методы изучения личности (независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдение).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.