Невролог для детей с аутизмом

Основанием для разработки Программы стала существующая на сегодняшний день проблема: отсутствие в медицинской практике четкой дифференциации между целым рядом заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу.

Сегодня многие медицинские учреждения берут на себя обязательства по лечению аутизма у детей, не имея при этом достаточной научной базы и квалифицированных знаний о структуре этого нарушения. И, как следствие, применяют унифицированные, стандартизированные методики лечения к нарушениям различной природы (патогенеза), что в корне неверно. На практике существует множество органических заболеваний, имеющих схожую симптоматику, которую можно принять за аутизм. И такие заболевания очень важно различать, так как от этого зависят дальнейшее лечение и коррекция.

Одной из отличительных особенностей нашей Программы является применение методики транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Принцип действия данного метода заключается в безболезненном и неинвазивном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки определенных отделов коры головного мозга.

Программу с самого начала и на всем протяжении курирует врач невролог-реабилитолог, который на основании полученных диагностических данных разрабатывает единый лечебный подход – совместно с назначенной медикаментозной и функциональной терапией (ТМС). Врач формирует индивидуальный план коррекции выявленных нарушений (индивидуальный маршрут коррекции), контролирует процесс лечения и координирует совместную работу всех задействованных специалистов.

Программа лечения включает в себя три последовательных этапа, каждый из которых рассчитан на срок не менее 4 недель.

Решение о том, с какого этапа может быть начато лечение, принимается неврологом-нейрореабилитологом.

Невролог - 2 приема.

Врач-невролог в начале этапа корректирует терапию. После завершения курса проводит заключительный осмотр с оценкой планируемых и достигнутых результатов.

Логопед-дефектолог - 12 занятий.

Квалификация наших логопедов-дефектологов позволяет всесторонне занимается коррекцией речевых нарушений. Специалист разрабатывает коррекционный маршрут согласно заключению речевого невролога.

В случае, если логопедическое нарушение сочетано с проблемами темпа созревания и отклонениями развития: задержка психического развития, РДА, РАС, СДВГ логопед-дефектолог использует методики когнитивной коррекции и коррекции эмоционально-волевой сферы.

Нейропсихолог - 12 занятий.

Занятия с детским нейропсихологом показаны при различных видах патологии развития (РДА, РАС, задержки развития разных типов, алалии, дизартрии, СДВГ и т.д.). Нейропсихолог составит комплекс специальных методик и занятий, которые направлены на перестройку функциональных систем мозга и формирование базиса развития высших психических функций:

  • развитие всех видов восприятий – зрительного, слухового, тактильного;
  • развитие всех видов памяти – слуховой, зрительной, двигательной;
  • развитие мышления – синтез, анализ, логическое мышление и т.д.;
  • коррекцию эмоциональной сферы.

ТМС – 12 сеансов.

Индивидуальный протокол ТМС на 12 сеансов разрабатывается врачом-неврологом на основе структуры дефекта и патогенеза нарушения. Перед курсом и после его окончания проводится электроэнцефалография (ЭЭГ) для оценки результатов терапии.

Длительность прохождения этапа – 1-2 месяца в зависимости от интенсивности нагрузки.

Стоимость программы: 76 500 рублей.

Невролог – 2 приема.

Врач-невролог в начале этапа корректирует терапию. После завершения курса проводит заключительный осмотр с оценкой планируемых и достигнутых результатов.

Нейропсихолог – 12 занятий.

Специалист по сенсомоторной коррекции во время второго этапа проводит занятия с применением различных техник, направленных на коррекцию самоконтроля, выработку рефлексов, развитие произвольного внимания, развитие равновесия, ориентацию по сторонам, моторное планирование, восприятие пространства и границ своего тела (вестибулярно-моторных и зрительно-моторных координаций). Эффект достигается за счет определенного свойства мозга: не только мозг управляет движениями, но и с помощью специальных движений можно развивать мозг.

Занятия строятся так, чтобы ребёнок мог чередовать спонтанные (непреднамеренные) движения с произвольными. Таким образом стимулируются те зоны мозга, которые впоследствии будут контролировать эмоции и поведение, развивать мышление и речь.

Логопед-дефектолог – 12 занятий.

Занятия с логопедом направлены на преодоление речевой инактивности и развитие коммуникативной функции речи.

ТМС – 12 сеансов.

Индивидуальный протокол ТМС на 12 сеансов разрабатывается врачом-неврологом на основе структуры дефекта и патогенеза нарушения. Перед курсом и после его окончания проводится ЭЭГ для оценки результатов терапии.

Длительность прохождения этапа – 1-2 месяца в зависимости от интенсивности нагрузки.

Стоимость программы: 76 500 рублей.

Невролог – 2 приема.

Врач-невролог в начале этапа корректирует терапию. После завершения курса проводит заключительный осмотр с оценкой результатов.

нейропсихолог/клинический психолог – 12 занятий.

Специалист работает над развитием навыков самообслуживания и поведения в различных бытовых ситуациях. Занятия со специалистом направлены на когнитивную коррекцию:

  • развитие всех видов восприятий – зрительного, слухового, тактильного;
  • развитие всех видов памяти – слуховой, зрительной, двигательной;
  • развитие мышления – синтез, анализ, логическое мышление и т.д.;
  • коррекция эмоциональной сферы.

Формирование навыков социально-адаптивного поведения – выстраивание коммуникативных способностей ребенка при взаимодействии с окружающим миром.

Логопед-дефектолог – 12 занятий.

Логопед-дефектолог работает над накоплением пассивного и развитием активного словаря. Специалист занимается преодолением речевой инактивности, развитием номинативной (назывательной) функции и коммуникативной функции речи (использование речи для общения).

ТМС – 12 сеансов.

Индивидуальный протокол ТМС на 12 сеансов разрабатывается врачом-неврологом на основе структуры и патогенеза нарушения. Перед курсом и после его окончания проводится ЭЭГ для оценки результатов терапии.

Длительность прохождения этапа – 1-2 месяца в зависимости от интенсивности нагрузки.

Стоимость программы: 76 500 рублей.

После прохождения каждого этапа требуется от 1 до 2 месяцев для отдыха ребенка и закрепления полученных результатов.


Аутизм и расстройства аутистического спектра диагностируются все чаще, обычно — у детей. Каждое из этих заболеваний представляет собой общее расстройство развития, которое нарушает возможность социального взаимодействия, препятствует коммуникации пациента с другими людьми. К счастью, большая часть проблем поддается успешной коррекции — процент неизлечимых случаев сравнительно невелик.

Как проявляется заболевание?

Среди самых распространенных проявлений, которые сопровождают детский аутизм, стоит упомянуть следующие:

  • сложность установления контакта с окружающим миром;
  • отсутствие у ребенка реакции на обращенную к нему речь;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • склонность к стереотипным действиям и повторяющимся движениям.

Практически всегда присутствует задержка речевого развития в той или иной форме — это может быть неумение говорить, отсутствие интереса к обращенным к человеку репликам. Дети с аутизмом не принимают участия в играх, которые увлекают здоровых детей, демонстрируют больший интерес к неодушевленным предметам, могут часами повторять одно и то же несложное движение (например, открывать и закрывать дверь). Большую роль играют и сенсорные нарушения: ребенок-аутист не любит, когда его трогают, и сам не идет на тактильный контакт, некоторые дети не переносят звуков музыки, боятся воды (вплоть до полного отказа от мытья).

Какими бывают расстройства?

Кроме аутизма, в список РАС входят синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство. Симптоматика схожа, но есть и некоторые различия. Например, люди с синдромом Аспергера, как правило, имеют хорошо развитую речь, нарушения в данном случае проявляются в отсутствии способности понимать метафоры и неумении усваивать социальные нормы. Детское дезинтегративное расстройство (другое название — детское слабоумие) встречается редко, но обычно принимает тяжелые формы: речь ребенка становится бедной, теряется навык контроля мочевого пузыря или кишечника, постепенно утрачиваются все приобретенные до начала болезни навыки.

В каком возрасте проявляются?

Выделяют несколько групп: ранний аутизм у детей (с проявлениями до двух лет), расстройства аутистического спектра, проявляющиеся в детском возрасте (2-11 лет) и РАС в подростковом возрасте (11-18 лет). Детское дезинтегративное расстройство проявляется обычно в период 2-3 лет, синдром Аспергера — часто в более старшем или подростковом возрасте.

Диагностика

Диагностика аутизма предполагает комплексный подход. Для постановки точного диагноза и разработки стратегии лечения потребуются консультации нескольких специалистов: невролога, психиатра, логопеда. Используются и функциональные методы исследования: ЭЭГ (позволяет выявить нарушения в области различных отделов головного мозга), УЗДГ (допплерография сосудов головы). Для уточнения диагноза часто требуется наблюдение в динамике, врачи оценивают изменение состояния при применении медикаментов и различных коррекционных мероприятий.

Диагностика аутистических расстройств предполагает те же методы.

Чего ждать родителям, каким будет прогноз?

Нарушения аутистического спектра у детей, как мы уже упомянули выше, разнообразны. Заболевание может иметь тяжелую форму, трудно поддаваться коррекции или проявляться лишь точечно, почти не препятствуя нормальной социализации. Ранний детский аутизм относят к задержкам развития, на сегодняшний день созданы специальные программы коррекции, которые помогают преодолеть возникшие перед ребенком барьеры. После успешно пройденного лечения ребенок с аутизмом может учиться по программам общеобразовательных или коррекционных школ.

Как проходит лечение

Важно, чтобы подход был комплексным, а состояние ребенка на всех этапах можно было оценить объективно. Лечение строится в первую очередь на мероприятиях, которые призваны развить навыки мышления, памяти, внимания, восприятия, речи.

Терапия состоит из нескольких этапов, каждый из которых длится в течение 3-4 недель. После прохождения каждого этапа терапии требуется некоторая пауза — для отдыха и закрепления уже полученных результатов.

Детский психиатр специализируется на коррекции эмоциональной сферы, занимается развитием навыков самообслуживания у ребенка, в ходе различных мероприятий помогает ему формировать навыки синтеза, анализа, логического мышления. Логопед работает с проблемой речью, помогает преодолевать речевую инактивность, развивать коммуникативную функцию.

Гомеопатическое лечение позволяет достичь хороших результатов в составе комплексной терапии. Гомеопаты используют адресные схемы, препараты, созданные с учетом состояния и особенностей организма конкретного ребенка. Главное преимущество применения гомеопатических средств — они подбираются адресно, с учетом потребностей и особенностей конкретного пациента (в том числе его пищевых привычек и поведения). Курс лечения позволяет пациенту начать взаимодействовать с другими людьми. Наблюдаться у гомеопата нужно полгода и дольше, состояние ребенка и реакцию на каждый вводимый препарат надо постоянно отслеживать.

Для эффективной коррекции детского аутизма в каждом конкретном случае координировать работу разных специалистов должен опытный невролог-реабилитолог.

1. Мой сын - аутист. Сейчас я снова беременна. Скажите, может ли заболевание быть наследственным?Есть ли риск, что у второго ребенка тоже будут нарушения?

Ответ: Точная причина этого заболевания неизвестна. Есть мнение, что генетический фактор влияет на возможность ее возникновения, но есть и негенетические причины: загрязнение окружающей среды, перенесенные родителями инфекционные заболевания. Рекомендуем посетить генетика для оценки рисков.

2. Аутизм и умственная отсталость — это одно и то же?

Ответ: Нет. Во многих случаях (особенно при вовремя начатом адекватном лечении) интеллект таких детей остается сохранным. Нередко дети-аутисты оказываются очень одаренными в каких-то областях (например, среди них встречаются гениальные математики, шахматисты и тд.).

3. Может ли аутизм впервые проявится во взрослом возрасте?

Ответ: Это заболевание врожденное, а не приобретенное, поэтому нет. Но есть другие болезни, по симптоматике схожие с РАС. Если вы заподозрили неладное, стоит проконсультироваться у психиатра.

Что такое аутизм? Как он проявляется? Что нужно знать родителям с особенными детьми? Отвечаем на эти вопросы вместе с детским неврологом-психиатром и кандидатом медицинских наук Айтжановой Райгуль.


- Что такое аутизм?

Термин аутизм происходит от латинского слова "autus", что в переводе означает сам. То есть, мы подразумеваем, что ребенок сам по себе или сам с собой. Иначе можно сказать, что это состояние, при котором происходит отрыв от реальности. При аутизме отсутствует контакт с внешним миром, нарушено социальное взаимодействие.

Детский аутизм - психическое нарушение. Существуют международные критерии для того, чтобы установить диагноз или заключение аутизма. По критериям международной классификации болезни, аутизм - это расстройство, которое проявляется в возрасте до 3-х лет и характеризуется тремя основными группами симптомов. Это признаки нарушения социального взаимодействия, качественное нарушение общения и, когда у ребенка имеется повторяющееся действие. То есть, когда ребенок делает или говорит одно и то же. Если все эти критерии присутствуют, то ребенку диагностируют аутизм.

- Как родителям можно распознать аутизм у ребенка?

В первую очередь, когда у ребенка нет отклика на ее обращения. То есть, когда мама кормит, разговаривает с ребенком и не получает эмоционального ответа. Он может не смотреть в лицо, не фиксировать взгляд, не реагировать на ласку.

Одним из проявлений может быть отсутствие реакции на дискомфорт. Обычно, когда грудной ребенок хочет есть, болен или у него мокрые пеленки, он плачет и показывает свое недовольство. У детей с аутизмом эти проявления могут отсутствовать. Иногда может быть неадекватная реакция на прикосновения или отсутствие страха перед незнакомым лицом.


Дополнительно могут быть нарушения сна. Часто, вспоминая развитие своего ребенка в раннем возрасте, мамы говорят, что ребенок часто путал день и ночь. Ночью бодрствовал без причины и длительно спал днем. Родители иногда отмечают проблемы во время прикорма, когда долго не могли отучить от грудного вскармливания.

Были случаи, когда ребенок неадекватно реагировал на купание, плакал или задыхался. Частой жалобой является отсутствие речи. К сожалению, часто матери находят причины и свое объяснение этому. Например, что мальчики позже начинают говорить. Но уже в 2 года отсутствие речи становится очевидным.

Родителям может казаться, что ребенок плохо слышит и не реагирует на обращения, просьбы или даже свое имя. Это уже повод для обращения к неврологу. Хотя, по каким-то симптомам можно было обратиться и раньше.

Все сказанное не всегда является проявлением аутизма. Такие особенности могут быть у детей с норматипичным развитием. Но если симтомы повторяются и родитель не находит для этого причин, то это повод обратиться к врачу.

- Лечится ли аутизм?

Аутизм можно разделить на две большие группы: когда аутизм является самостоятельным проявлением нарушения (расстройство, связанное с нарушением развития) и, когда аутизм является признаком другого заболевания. В моей практике чаще встречается второй вариант.

Поэтому когда мы видим у ребенка аутистическое поведение, то должны провести обследование, чтобы исключить вероятность других заболеваний. Это включает ЭЭГ, томографию головного мозга, аудиометрическое обследование, консультацию эндокринолога, генетика и сурдолога. Когда мы исключаем все эти нарушения, то направляем ребенка к детскому психологу, потому что эффективных препаратов для лечения основных симптомов нет.


Контакт, взаимодействие, речь - это социальные функции. Нужно проводить педагогическую работу для их развития. В практике мы назначаем препараты, которые улучшают функции головного мозга и кровообращение. Но это индивидуально. Если аутизм идет как отдельное заболевание, то медикаментозного лечения нет. Если в ходе обследования мы выявляем, что у ребенка есть судороги, эпилепсия или другое заболевание, то будут включаться соответствующие препараты.

- А по каким причинам появляется заболевание?

В настоящее время, к сожалению, одной причины, которая лежала бы в основе аутизма, нет. Ученые больше склоняются к тому, что причина в генетике. Аутистическое поведение, которое часто встречается при туберозном склерозе, синдроме Прадера-Вилля, детской шизофрении, связано с генами.

Есть научные работы, которые свидетельствуют, что причиной аутизма может быть повреждение определенных участков, отделов головного мозга у ребенка в раннем возрасте или внутреутробном развитии, которые участвуют именно в формировании поведения человека.

- Возросло ли в последнее время количество детей с аутизмом? Почему?

В связи с неоднозначным подходом к оценке аутистических проявлений, в разных странах распространенность аутизма составляет от 4 до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, по данным специалистов Германии, Японии, США, Швеции и Великобритании.

В российской и казахстанской психиатрии данных о распространенности аутизма, к сожалению, нет. То, что количество этих детей увеличивается в нашей стране, мы можем судить по данным учреждения образования. В частности, по данным психолого-медико-педагогической консультации.

Количество детей с аутизмом в Казахстане с каждым годом увеличивается.

Если в 2003 году по РК было 77 детей с аутистическими проявлениями, чьи родители обратились за помощью в воспитании и обучении, то в 2013 году было уже 1099 детей, а к 1 январю 2017 года - 2962 ребенка.

- Что нужно знать родителям, если ребенку поставили такой диагноз?

Основная нагрузка в работе с детьми с аутизмом ложится на детского психолога.

Родителям необходимо помнить, что чем раньше начались занятия с психологом, тем эффективней будет результат. Если родитель видит проявления аутизма у ребенка, то лучше проконсультироваться и пораньше начать занятия.

Занятия с психологом идут не каждый день. Психолог обязательно будет давать упражнения домой и одним из обязательных условий эффективности работы будет работа в семье.

- Как люди с аутизмом живут в обществе?

Социальная адаптация детей с аутизмом в обществе зависит от степени выраженности аутистических проявлений. У одних это может быть полная отрешенность, у других - контакт есть. У кого-то могут быть только легкие проявления.

Это зависит и от интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Дети с аутизмом могут иметь высокий интеллект, но есть и категории детей, у которых есть умственная отсталость. Точно так же у одних детей есть речь, у других она может полностью отсутствовать. Возраст, в котором обнаружили проявления заболевания, тоже влияет на социализацию.


Хотелось бы остановиться на проблемах и их решениях в вопросе детского аутизма. Во-первых, в Казахстане нет статистики по детям и взрослым с аутизмом. Необходимо вести учет, чтобы в дальнейшем определять, какую помощь нужно оказывать.

С 29 января 2003 года приказом 83 Министерством здравоохранения были утверждены правила организации скрининга психических нарушений у детей раннего возраста. Согласно правилам, в Казахстане существовало 5 видов скрининга, в том числе по выявлению эмоциональных нарушений у детей, то есть ранних признаков аутизма. Эти правила утратили силу приказом Министерства здравоохранения 15 июля 2016 года. Взамен другой документ не был предоставлен.

В последний год это, конечно же, ощущается. Обязательно нужно ввести скрининговые методы для раннего выявления признаков аутизма.

Также остро стоит вопрос подготовки кадров. В Казахстане не готовят детских психиатров. Уровень психиатров, которые обучались общей психиатрии, не всегда позволяет выявить заболевание вовремя.

У нас также есть проблемы с инклюзивным образованием, тьюторством. Какому ребенку должен предоставляться тьютор? Кто будет это оплачивать? Необходима консиолидация специалистов и родителей, которые должны понимать, что во всем мире такие вопросы не всегда поднимаются и решаются родителями.


Что такое аутизм, каковы причины этого заболевания?


Если кратко: это нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Оно затрагивает все три сферы социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Обычные дети буквально живут социальной средой: следят за каждым движением и эмоцией взрослого или сверстника, хотят взаимодействовать с окружающими людьми. А дети с аутизмом отстранены от всего этого.

Исследований причин аутизма много, но однозначных ответов пока нет. В последнее время всё больше исследований говорят о связи аутизма с генами и генными мутациями.

Симптомы аутизма: на что стоит обратить внимание родителям?

Симптомов аутизма очень много, но не обязательно они являются проявлением именно этого заболевания. Это могут быть признаки энцефалопатии или нарушения слуха.

Вот какие жалобы я, как детский невролог, слышу на приёме:

Главное, что нужно понять: чем в более раннем возрасте проведена диагностика, тем раньше можно начать специализированно заниматься с малышом, например, поведенческой терапией, а значит — достичь лучших результатов.

Есть положительные результаты лечения детей-аутистов, есть исследования в этой области в США, они показывают: такие дети способны жить самостоятельно и быть успешными и счастливыми взрослыми. У многих детей-аутят — масса талантов, многие из них необыкновенно музыкальны, некоторые прекрасно разбираются в технике, решают сложные математические задачи. Не сравнивайте своего ребёнка ни с кем. Он уникален!

Как ребёнок-аутист видит мир? Каковы особенности восприятия окружающей действительности аутистом?

Для примера я расскажу об одном интересном исследовании, в котором с помощью специальной технологии слежения за глазами наблюдали, как дети с аутизмом смотрят фильмы и мультики.

Оказалось, дети с аутизмом рассматривают не мультяшного героя и его помощников, а полочку на заднем плане, какой–то предмет на полу и так далее, которые никакой социальной и информационной нагрузки не несут. То есть ребёнок в таком случае не может проанализировать ситуацию и, конечно, правильно отреагировать на неё. Нейротипичный ребёнок смотрит в глаза персонажу, обращает внимание на его эмоции, слушает речь и, таким образом, формирует представление о происходящем.

Насколько отличается в интеллектуальном плане ребёнок с аутизмом от здоровых детей?

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трёх четвертях случаев имеется отчётливая умственная отсталость. Реже наблюдается высокий интеллектуальный уровень, таких детей обычно замечают сразу: у них более благоприятный прогноз развития. Но нужно учитывать, что даже с высоким интеллектом особенности коммуникации, поведения, мышления остаются, и это отличает их от нейротипичных детей.

Однако склонность к систематизации и ослабленная способность к целостному восприятию может привести к более успешным достижениям в науке или другой области, заинтересовавшей конкретного ребёнка с расстройством аутического спектра.

Как правильно выстраивать общение с таким ребёнком? Сможет ли ребёнок с аутизмом ходить в обычную школу и детский сад?

Российский и зарубежный опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что такие ребята должны обучаться в очной форме в коллективе сверстников, поскольку индивидуальное обучение на дому ведёт к дефициту социальных впечатлений, ограничению контактов привычной домашней обстановкой. Это способствует их вторичной аутизации и лишает возможности социальной адаптации.

Полученный на данный момент опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что необходимы разработка и использование разных моделей обучения, учитывающих всё разнообразие психофизических особенностей этих детей. Но важно понимать: нельзя просто посадить детей в класс без грамотного психолого-педагогического сопровождения.

Несколько советов для выстраивания коммуникации с ребёнком с расстройством аутического спектра:

  • Будьте терпеливы. Вспышки ваших эмоций не приведут ни к чему хорошему, вы должны быть позитивно настроены.
  • Проявляйте чуткость. Если ребёнок игнорирует вас, вы не должны воспринимать это за личную обиду: он по-другому мыслит.
  • Уделяйте достаточно внимания ребёнку. Не нужно становиться навязчивым и требовательным.
  • Речевая атмосфера. Говорите чётко, без криков, коротко и ясно. У вас должен быть план или дневник на каждый день: ребёнку так будет легче воспринимать изменения.
  • Мотивируйте похвалой. Развиваете ребёнка в игровой форме. Обучите ребёнка желаемому поведению — прочитайте основы поведенческой терапии.

Возможно ли лечение и выздоровление? Или заболевание считается неизлечимым?

Полностью излечить человека от аутизма вряд ли удастся. Но, повторюсь, есть исследования, доказывающие: при подключении специализированного воздействия на малыша в ранний период можно ослабить признаки аутизма.

Мы часто слышим в СМИ, что некоторая часть людей с аутизмом могут жить более-менее самостоятельно. Есть интересные жизненные истории, как ребёнок становится программистом или художником, пишет прекрасные стихи. Конечно, у них продолжают оставаться сложности в области социального взаимодействия, коммуникации, проявления слишком узких интересов, необычный когнитивный профиль. Но большое количество людей с таким расстройством могут жить достаточно независимой жизнью.

Расскажите о конкретных примерах вашей врачебной практики, когда лечение помогало или хотя бы не давало усугубить заболевание?

В моей практике не было чудесного исцеления от аутизма. Но могу отметить, что у детей эмоционально зрелых родителей, объективно оценивающих ситуацию, эффект от лечения всегда лучше и проявляется быстрее. Коррекция состояния ребёнка должна быть не только у психолога или логопеда, но и дома, усилия должен прилагать каждый член семьи.

Примеры улучшения состояния детей с расстройством аутического спектра в моей практике:

  • улучшился зрительный контакт, стало легче договориться с ребёнком,
  • появились первые целенаправленные слова: зовёт маму, теряет её из виду,
  • стало меньше истерик и раздражений, не кусается после курса лечения,
  • ребенок стал проситься в туалет.

Был мальчик в моей практике, который только к 11-ти годам заговорил. Нельзя передать радость его мамы: она уже потеряла надежду, что услышит когда-либо речь сына. После каждого курса лечения обычно есть заметные результаты — не стоит отчаиваться.

Не впадайте в панику, нередко РАС поддаются лечению

17.12.2019 в 15:11, просмотров: 1436

В последнее время аутизма в мире становится больше. В чем причина этого, специалисты не знают. И можно было бы объяснить увеличение случаев рождения детей с расстройствами аутистического спектра чрезмерной внимательностью современных матерей, которые зачастую сами первые и ставят диагноз своим детям. Однако статистика наглядно демонстрирует: дело не в этом. Просто детей с РАС стало действительно рождаться в десятки раз больше.


СВОЕВРЕ­МЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ

В Петербурге о том, что у ребенка, возможно, РАС, матерям сообщают зачастую, к сожалению, поздно. Женщины рассказывают, что нередко медики несколько лет уверяют, что у малыша просто легкие задержки развития или даже все в норме, а потом разводят руками: где вы раньше были, почему не забили тревогу вовремя.

Эксперты в один голос утверждают, что в некоторых случаях задержки развития аутистического спектра поддаются коррекции. Безусловно, это требует времени и совместной работы с ребенком, и грамотных специалистов и родителей. При этом лучше поддаются коррекции неврологические нарушения. Чтобы добиться максимального успеха, начинать с ними работать следует как можно раньше.

Кстати, клинически доказано, что успех в лечении некоторых симптомов расстройств аутистического спектра можно достичь и методами реабилитации, такими как дельфинотерапия, иппотерапия, рефлексотерапия или даже просто занятия в бассейне. Это связано с тем, что некоторые аспекты РАС имеют сенсорные проявления. Детям с РАС тяжело ощущать окружающую среду, она, как правило, для них слишком шумная, активная и потому неприятная. Если дать им возможность сенсорной разгрузки, самочувствие детей с РАС обычно улучшается. Кроме того, животные воздействуют и на эмоциональный фон ребенка, помогая его коррекции и развитию.


Эти люди доказали, что аутизм — это не болезнь, а способность мозга думать по-другому. Иногда даже гениально. Многие из этих особенных людей не только приспособились к самостоятельной жизни в обществе, но и стали известными на весь мир.

1. Стенли Кубрик

Он рос нестандартным ребенком, плохо учился, но был просто одержим игрой в шахматы. Атмосфера надуманного мира, которое мы видим в его фильмах, близка Кубрику. После переезда в Англию он обнес свою усадьбу высоким забором и почти никого не принимал в доме.

2. Кортни Лав

В девять лет будущей актрисе и рок-певице диагностировали легкую форму аутизма. У нее были проблемы с учебой и сложные отношения с одноклассниками. При этом ее называли талантливым ребенком.

3. Энтони Хопкинс

4. Дэрил Ханна

5. Сюзан Бойл

6. Дэн Айкройд

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.