Невролог патология кво у детей


Автореферат диссертации по медицине на тему Вертеброневрологические аспекты поражений кранио-вертебральной области у детей

На правах рукописи

МАЖЕЙКО ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

ВЕРТЕБРОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОРАЖЕНИЙ КРАНИО-ВЕРТЕБРАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ У ДЕТЕЙ (КЛИНИКА И ДИАГНОСТИКА)

(14.00ЛЗ. - нервные болезни)

Авторе ферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена на кафедре неврологии, лечебной физкультуры, врачебного контроля и рефлексотерапии Казанского государственного медицинского университета им. C.B. Курашова и Республиканском научно-практическом центре медико-социальной реабилитации детей и подростков с врожденной челюстно-лицевой патологией и тяжелыми нарушениями речи "Бонум"

доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Я.Ю. Попелянский доктор медицинских наук, профессор А.Г. Васильев

доктор медицинских наук, профессор Б.Н.Бейн

доктор медицинских наук, профессор А. С. Денисов

Уральская государственная медицинская академия

Защита состоится "_" ________ 1997 г. в _ часов на

заседании диссертационного совета К 084.09.03 при Пермской государственной медицинской академии.

Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Куйбышева, 39.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пермской государственной медицинской академии (ул. Коммунистическая, 27)

Реферат разослан "_"_ 1997 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат медицинских наук, доцент Л.Е. Леонова

Развитие вертеброневрологии ознаменовалось значительными успехами в изучении патогенеза, клиники и лечения вертеброгенных заболеваний нервной системы (Попелянский Я.Ю.,1966; Прохорский A.M., 1971; Антонов И.П., Шанько Г.Г., 1981; Коган О.Г. с соает., 1983, 1987; Шмидт И.Р., 1992). В связи с этим патология позвоночника в детском возрасте все больше привлекает внимание исследователей (Андрушко Н.С., 1979; Абальмасова Е.А., 1982; Шанько Г.Г., Окунева С И., 1985; Хвисюк Н.И. с соавт., 1985).

Особое место в исследованиях позвоночника у детей отводят крлшю-всртсбральной области (КВО), травматические и диспластические изменения которой оказывают патологическое воздействие на нервные и сосудистые образования. Однако, несмотря на достаточную разработанность многих аспектов патологии кранио-вергебральной области у детей, эта проблема продолжает оставаться одной из актуальных в детской вертеброневрологии.

Кроме хорошо изученных компрессионных влияний поражений КВО на сосуды, головной, спинной мозг и нервные стволы, существуют и рефлекторные вертеброгениые процессы, которые являются следствием воздействия патологических структур позвоночника на проприоцепторы и становятся причиной болей и рефлекторных мышечно-тонических, сосудистых и дистрофических синдромов нейроостеофиброза (Попелянский Я.Ю., 1961, 1974; Веселовский В.П., 1991; Ситель А.Б.,1991 и др.).

Однако в литературе по детской неврологии и ортопедии вопрос о проявлениях этих рефлекторных процессов у детей при травмах, аномалиях развития, функциональных поражениях КВО разработан недостаточно.

Известны трудности клинической диагностики кранио-вертебральных поражений у детей. Они обусловлены субклиническим течением патологии, многообразием рефлекторных реакций и несовершенством методических приемов. В практике важна диагностика не только манифестных, но и субклинически протекающих патологических процессов в КВО в плане профилактики дистрофического процесса в костно-суставных образованиях и соответствующих неврологических осложнений (Корж A.A. с соавт., 1987; Шмидт И.Р., 1995).

Таким образом, вопросы клинической диагностики патологии КВО, ее вертеброневрологичсских проявлений разработаны недостаточно. Не изучены параллели клинических и рентгенологических признаков поражения КВО травматического, диспластическош и нейрогенного происхождения.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования приемов диагностики поражений КВО с учетом современных представлений о значимости рефлекторных процессов в клинической картине поражений КВО. Все это имеет большое значение в выборе лечебной тактики.

Улучшение диагностики травматических, диспластических и нейрогенных поражений кранио-вертебральной области, уточнение их вертеброневрологичсских проявлений и соответствующих патогенетических механизмов.

1. Изучить вертеброневрологическую картину поражений кранио-вертебральной области у детей, в частости, их рефлекторные

проявления, при первично-вертебральных и нейрогенном вариантах патологии, описать синдромологические особенности при этих вариантах поражения.

2. Разработать критерии рентгенологической дифференциальной диагностики первично-вертебральных и нейрогенных вариантов патологии кранио-вертебральной области у детей. Проанализировать биомеханические особенности суставов КВО и рентгенологические проявления рефлекторных мышечно-тонических реакций при различных вариантах ее поражения.

3. Провести сравнительную оценку состояния вертебро-базилярного кровообращения при первично-вертсбральном и нейрогенном вариантах патологии КВО.

Кранио-вертебральные поражения у детей впервые изучены с учетом их рефлекторных механизмов с использованием современных клинического вертеброневрологического и параклинических методов исследования. Поражения КВО у детей классифицированы как первично-вертебральные (объект преимущественного изучения ортопедов-травматологов) и вторичные нейрогенные (объект преимущественного наблюдения неврологов). Описаны синдромологические особенности травматических, диспластических и нейрогенных поражений кранио-вертебральной области у детей. Уточнены особенности биомехашгческих нарушений в суставах КВО с выделением функциональной и органической стадий этих нарушений. Предложены рентгенометрические критерии дифференциальной диагностики травматических и нетравматических ротационных атланто-осевых дислокаций и способ диагностики ретрофлексионной патологической подвижности в атланго-окципитальном сочленении,

выделены рентгенологические признаки рефлекторных мышечных влияний на соотношения позвонков и шейный лордоз. Установлено отсутствие принципиальных различий в характере вертеброгенных мышечных, трофических и сосудистых реакций при различных вариантах первично-вертебральных поражений КВО. Разработана рабочая классификация патологии КВО у детей.

Описан клинический симптомокомплекс поражения КВО у детей, используя который уже в поликлинических условиях и при профосмотрах можно диагностировать не только манифестные, но и субклинические проявления этой патологии. Представлены практические критерии конкретизации диагноза вергебрального синдрома, цервикокраниалгий у детей при кранио-вертебральных поражениях травматического, диспластического и первично-неврального происхождения. Разработаны диагностические алгоритмы, в основе которых лежат такие ведущие синдромы, как кривошея, боли в шейном отделе позвоночника, цервикоспондилопериартроз. Предложены некоторые доступные в использовании рентгенометрические приемы дифференциальной диагностики цервиш-краниалъных и атланто-аксиальных дислокаций. Выявлена группа детей с поражениями КВО, нуждающихся в диспансерном наблюдении. Сформулированные в работе диагностические положения способствуют выбору патогенетически обоснованной лечебной тактики, описанной в данной работе.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Клинические проявления поражений кранио-вертебральной области у детей не ограничиваются непосредственными признаками ее

деструкции, но и опосредованно формирующимися вертеброневрологическими рефлекторными и миоадаптивными проявлениями. Более выражены эти проявления при первично-вертебральных вариантах патологии и слабо - при нейрогенном варианте.

2. Особенности рентгенологической картины различных вариантов кранио-вертсбральных поражений обусловлены сочетанием рентгенологических симптомов иервично-вертебральных изменений (травматических, диспластических) и вторичных рефлекторных мышечно-тонических влияний.

3. Рефлекторное влияние кранио-вергебральной патологии на вертсбро-базилярный кровоток наблюдается не только в группе больных с травматическими ее поражениями, но и у детей с другими псрвично-вертсбралъными вариантами патологии (диспластическими изменениями и блокадами суставов КВО), это влияние выявляется с помощью позиционных нагрузок на шейный отдел позвоночника.

СВЕДЕНИЯ О ВНЕДРЕНИИ.

Разработанный метод клинико-рентгенологической диагностики используется в научно-пракгичесном центре реабилитации детей и подростков "Бонум", в центре реабилитации детей с аллергодерматозами г.Екатеринбурга, в областной детской клинической больнице г. Н.Новгород, в работе детского невропатолога Тверского городского кожно-венерологического диспансера.1

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Материалы работы доложены и обсуждены на Международной конференции "Атопический дерматит" (Екатеринбург, 1994), Всероссийской конференции "Реабилитация инвалидов " (Екатеринбург, 1995), Третьей Всероссийской конференции "Биомеханика-96" (Нижний Новгород, 1996), Международном симпозиуме "Ишемия мозга" (Санкт-Петербург, 1997), заседании Екатеринбургского общества травматологов - ортопедов (февраль, 1997), общества детских ревматологов (апрель. 1994), заседании кафедры неврологии Казанского государственного медицинского университета (апрель 1997), совместном заседании кафедр неврологии лечебного, педиатрического факультетов и ФУВ Пермской государственной медицинской академии (июнь, 1997).

По материалам диссертации опубликовано 8 работ.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ.

Работа выполнена на 150 страницах машинописи (текстовая часть 120 стр.) и состоит из введения, обзора литературы, 4 глав собственных исследований, заключения, выводов, и указателя литературы, включающего 137 отечественных и 59 иностранных источников.

Диссертация иллюстрирована 50 таблицами и 14 рисунками.

Работа основана на изучении 149 детей 4-15 лет с кранио-вергебральной патологией, 127 из которых имели первично-вертебральные поражения: повреждения связок, аномалии и дисплазии

КВО, блокады суставов КВО, а 22 человека - вторичные нарушения в КВО нейрогенного характера. С учетом клиниш-рентгенологической картины кранио-вертебральных поражений были сформированы четыре группы больных.

1 группа - 38 больных с застарелыми повреждениями связочного аппарата, в том числе родовыми (травматико-фибротический вариант патологии). Из них больных с ротационным подвывихом атланта было 12 (31,6%), с транслигаментозным подвывихом атланта - 15 (39,5%), с разгибательной нестабильностью атланто-окципиталького сочленения -9 (23,7%).

2 группа - 39 больных с аномалиями развития и дисплазиями КВО (осгеодиспластический вариант патологии). Из них аномалии развития отмечены у 13 детей (33,3%): аномалия Кимерли (4), незаращение дуг (5), конкресценция атланта и аксиса (2), ассимиляция атланта (2). Диспластические изменения (аномалия тропизма, диспластическое строение дуг, тела и зубовидного отростка аксиса, асимметрия мыщелков затылочной кости) диагностированы у 25 больных (66,7%).

3 группа - 50 больных с травматическими блокадами атланто-окципитального сочленения (травматико-фиксационный вариант патологии). Травматические блокады на первом этапе, представляют собой функциональное (нейрогенное) повреждение. Ноч поскольку воздействие этиологического фактора было направлено непосредственно на кранио-вертебральный переход, и со временем в атланто-окципитальном сочленении и окружающих его мягких тканях развиваются дистрофические изменения, этот вариант патологии отнесен нами к первично-вертебральным поражениям.

4 группа - 22 больных с нейрогенным вариантом изменений КВО, представляющих собой нарушение правильной ориентации атланта и аксиса по отношению к основанию черепа вследствие асимметричных

пирамидных и вестибуло-тонических влияний на мышцы шейного отдела позвоночника.

В контрольную группу для определения нормативных гемодинамических показателей включены 15 условно здоровых детей того же возраста, не имеющих жалоб и клинических признаков поражения шейного отдела позвоночника. Специального рентгенологического обследования им не проводилось. С целью определения нормальных рентгенометрических показателей проведен анализ 20 рентгенограмм КВО, сделанных по случайным показаниям детям того же возраста.

Комплекс проводимого исследования включал следующие методы: клинический вертеброневрологический - исследование кранио-вертсбрального перехода и шейного отдела позвоночника по стандартной методике (Попелянский Я.Ю., 1974). Исследовались правильность положения головы по отношению к 'туловищу, контурирование, напряжение и болезненность шейных мышц, амплитуда движений в шейном отделе позвоночника. Очаги нейроостеофиброза выявлялись при пальпации остистых и поперечных отростков и капсул суставов шейных позвонков, верхушек сосцевидных отростков, выйных линий затылочной кости. По показаниям применялось интенсивное перкуссионное раздражение болезненных выйных линий затылка, точек позвоночной артерии, точек выхода большого затылочного нерва, определялись области иррадиации боли;

клинический неврологический - исследование неврологического статуса по общепринятой методике. С целью выявления возможных вестибулотонических влияний на мышцы шеи проводились проба Фишера и вращательная проба с регистрацией характера и

продолжительности послевращательного нистагма и реакции вытянутых рук. В вегетативном статусе обращалось внимание на симптомы общей и местной вегетативной дисфункций, болезненность точек экстракраниальных сосудов.

рентгенологический - исследование шейного отдела позвоночника в стандартных проекциях, трансоральной проекции, боковой проекции в положении максимального сгибания и разгибания шейного отдела позвоночника. При анализе учитывались врожденные структурные нарушения позвонков, их асимметрия; нарушение соотношений между позвонками; рентгсноморфологические симптомы (склероз костных структур, остеофиты, обызвествление связок); нарушения статики шейного отдела позвоночника по выраженности и форме шейного лордоза; особенности биомеханических нарушений в суставах КВО и нижележащих позвоночно-двигательных сегментах. Подвижность верхнего и нижнего суставов головы оценивались путем измерения на функциональных рентгенограммах следующих углов (Левит К. с соавт., 1993): атланто-окципитального угла, образованного прямыми, одна из которых проведена от базиона к опистиону, а вторая через середину передней и задней дуги атланта - эти линии соответствуют плоскости большого затылочного отверстия и плоскости атланта; атланто-аксиального угла, образованного прямыми, одна из которых проведена через середину передней и задней дуги атланта, а вторая являлась касательной к нижнему контуру дуги аксиса и нижнему когауру места слияния дорзальных фрагментов его дуги; последняя линия соответствует плоскости дуги аксиса;

транскраниальная допплерография - исследование гемодинамических показателей в вертебро-базилярном и каротидном бассейнах. Озвучивались передние, средние и задние мозговые артерии, сифоны внутренних сонных артерий, основная и позвоночные артерии.

При озвучивании каждой из позвоночных артерий использовались функциональные пробы с поворотами и наклонами головы;

реознцефалография - исследование кровенаполнения бассейна позвоночной артерии в отведении по Г.И.Эниня. Для оценки выраженности вергеброгенных рефлекторных влияний проводилась запись реограммы с поворотами головы, сгибанием и разгибанием шейного отдела позвоночника.

Данные клинических и функциональных исследований обрабатывались методами вариационной статистики с помощью ЭВМ.

При изучении клинической и рентгенологической картины и показателей вертебро-базилярного кровотока у детей с различными вариантами кранио-вертебральных поражений получены следующие данные. Анализ возраста больных основных групп исследования выявил, что младший возраст (7-11 лет) преобладал среди больных 1 группы (травматико-фибротический вариант), по сравнению со 2 и 3 группами, где большую часть составляли дети 12 - 15 лет. (р 0,05 с контрольной группой), в позвоночных артериях наблюдалась тенденция к повышению Ут в 1, 2 и 3 группах. В основной артерии значения Ут у большинства детей, исключая 3 группу, оставались нормальными.

Асимметрия показателей Ут в позвоночных артериях в состоянии покоя, превышающая 20%, отмечалась у трети детей всех групп. Увеличение пульсового индекса (Р1) в задних мозговых, позвоночных артериях и дисталыгом сегменте основной артерии отмечалось в 1, 2 и 4 группах (р . Особенности показателей мозгового кровообращения у детей Среднего Урала по реографии и допплерографии // Сб. науч. трудов Тбилисского гос. мед. ин-та. - Т. XXXII. - Тбилиси, 1996. - С. 423 - 424. Соавторы: Васильев А.Г., Оранский И.Е., Турова Н.В.

7. Патогенетические аспекты дистрофических изменений краниовертебральной области у детей // Тез. докл. 3 Всеросс. конференции по биомеханике "Биомеханика-96". - Н.Новгород, 1996. - С. 111 -112.

8. Особенности показателей мозгового кровообращения у детей с патологией шейного отдела позвоночника // IV INTERNATIONAL SYMPOSIUM ON TRANSCRANIAL DOPPLER AND ELECTROPHYSIOLOGICAL MONITORING. - С.-Петербург, 1997,- С. 70-71. Соавторы: Васильев А.Г., Турова Н.В.








Можно и остеохондроз написать, хотя сам бы не прикапывался. А вот незаращение задней дуги атланта есть. Может и кривошея от этого. Литературу по этому знаю только одну из последних лет:


  • ВойтиЗарегистрироваться


Вижу поражение двигательных подкорковых ядер. МРТ.

  • ВойтиЗарегистрироваться


Вижу поражение двигательных подкорковых ядер. МРТ.

  • ВойтиЗарегистрироваться


Просто . э. думать, какие кости или их изменения вызывают тревор и кривошею в юном возрасте.)))

  • ВойтиЗарегистрироваться


Можно и остеохондроз написать, хотя сам бы не прикапывался. А вот незаращение задней дуги атланта есть. Может и кривошея от этого. Литературу по этому знаю только одну из последних лет.

Страсть - сила любви!

  • ВойтиЗарегистрироваться


Просто . э. думать, какие кости или их изменения вызывают тревор и кривошею в юном возрасте.)))

  • ВойтиЗарегистрироваться


. Уважаемые коллеги, прошу помощи в диагностике патологии КВО (сслыки, методические рекомендации и. т.п.)
У меня в наличии только это.

Страсть - сила любви!

  • ВойтиЗарегистрироваться


обе проекции выполнены с нарушениями. Никак не могу понять - зачем с такой сколиотической осанкой два бока снимать?

"Явная кривошея. " Изощрялись)

  • ВойтиЗарегистрироваться


Да это все в голове. Невролог, что пишет? Ну а шея, наверное, непричем. Остеозондроз. Да в таком возрасте у кого его нет.

  • ВойтиЗарегистрироваться


обе проекции выполнены с нарушениями. Никак не могу понять - зачем с такой сколиотической осанкой два бока снимать?

"Явная кривошея. " Изощрялись)

Именно при сколиозе вторая боковая может оказаться полезнее первой. Если та сделана со стороны, сколиозу противоположной. Однако, здесь НЕ простой сколиоз. Но об этом позже.

  • ВойтиЗарегистрироваться


Асимметрия боковых тел С1 относительно зуба С2, кажется, не только из-за укладки.

  • ВойтиЗарегистрироваться


Здесь отчётливо выражена патология, ранее представленная на другой ветке:

В отличие от шеи в той ветке, здесь наибольшая ротация (подвывих) локализуется выше – в С2-3, имеется не только ротация, но и сколиоз. Типичная "спастическая кривошея". И явная асимметрия в атлантоаксиальном суставе, полагаю – её следствие.

А платибазия здесь только мне одному видится? На неточность укладки-установки такую форму основания черепа не списать. Линию Мак Грегора уж тут провести можно. Что думают Мэтры? Я думаю, здесь зарыт ключ к основной патологии.

  • ВойтиЗарегистрироваться


Убейте - не вижу тут никакой ротации/торсии

  • ВойтиЗарегистрироваться


Для желающих просветиться (Аномалии развития краниовертебральной зоны)

  • ВойтиЗарегистрироваться


обе проекции выполнены с нарушениями. Никак не могу понять - зачем с такой сколиотической осанкой два бока снимать?

"Явная кривошея. " Изощрялись)

Именно при сколиозе вторая боковая может оказаться полезнее первой. Если та сделана со стороны, сколиозу противоположной. Однако, здесь НЕ простой сколиоз. Но об этом позже.

Страсть - сила любви!

  • ВойтиЗарегистрироваться


Здесь отчётливо выражена патология, ранее представленная на другой ветке:

В отличие от шеи в той ветке, здесь наибольшая ротация (подвывих) локализуется выше – в С2-3, имеется не только ротация, но и сколиоз. Типичная "спастическая кривошея". И явная асимметрия в атлантоаксиальном суставе, полагаю – её следствие.

А платибазия здесь только мне одному видится? На неточность укладки-установки такую форму основания черепа не списать. Линию Мак Грегора уж тут провести можно. Что думают Мэтры? Я думаю, здесь зарыт ключ к основной патологии.

Симптомы, на которые стоит обратить внимание

Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка. Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение. Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска - это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ - родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования как взрослого, так и детского организма. Нарушение работы детской нервной системы могут быть слабо выраженными, а также сопровождаться серьёзными диагнозами: ДЦП, эпилепсия, дефект речи, заикание и др. При сложных формах болезни лечение будет достаточно долгим и не всегда будет иметь результат. Существуют неврологические заболевания, которые важно выявить на раннем сроке. Если вовремя не обратить внимание на имеющиеся проблемы с неврологией, то они могут перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.

Что такое детская неврология?

Неврологические заболевания признаются патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Детские неврологические болезни могут быть вызваны многими причинами: нездоровым образом жизни матери во время беременности, нарушениями позвоночника, переохлаждением, регулярным ношением ребёнка малыша в сумке-кенгуру, из-за неправильного взятия малыша на руки может возникнуть приобретённая межрёберная невралгия.

Неврологические болезни ребёнка могут возникнуть не только в утробе матери, но и во время взросления. Такие болезни проявляются не сразу. Важно отследить тот момент, когда поведение ребёнка начинает так или иначе меняться: малыш постоянно плачет, его что-то беспокоит и тревожит.

Детская неврология имеет ряд симптомов:

  1. Бессонница
  2. Отсутствие аппетита
  3. Сильные переживания ребёнка по разному поводу
  4. Общение с воображаемым другом
  5. Невротическое недержание мочи

Борьба с неврологией и ее лечение

Это ряд основных симптомов, при появлении которых следует обратить внимание на психологическое и психическое состояние детей. Чаще всего детская невропатология встречается у детей с заниженной самооценкой, которые с детства находились под постоянным родительским контролем, или же были предоставлены самим себе. Любые отклонения, нарушения и изменения ребёнка напрямую зависят от родителей, от воспитания и отношения к ребёнку в детстве.

При появлении этих или похожих симптомов не следует сразу бить тревогу. Симптомы неврологии у детей до года не всегда являются поводом для беспокойства. Например, тремор (дрожание рук) проходит уже после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Вздрагивание во сне также не всегда является патологией. Это является нормой для детей любого возраста, но если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Следует присмотреться к ребёнку и его поведению при совпадении многих симптомов. При совпадении уже нескольких симптомов следует обратиться к специалисту – детскому врачу неврологу. Только он сможет выявить точное отклонение и назначить соответствующее лечение.

Основными методами борьбы являются:

  1. Физические упражнения
  2. Медикаментозное лечение
  3. Лечебный массаж
  4. Соблюдение диеты
  5. Физиотерапевтические процедуры
  6. При сложных случаях имеет место быть хирургическое вмешательство

В первый, третий, шестой и двенадцатый месяц обязательно плановое посещение невролога. Во время обследования следует озвучить жалобы, которые беспокоят родителей и задать интересующие вопросы. Невролог осмотрит ребёнка на наличие патологий и даст рекомендации по лечению или профилактике имеющихся расстройств.

Следует определить патологии на ранних этапах, ведь если неврология у детей не будет замечена или не будет лечиться вопреки рекомендациям врача, в более старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: неспособности концентрировать внимание, задержке речи и пр.

Ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка в семье, которая благоприятно влияет на становление личности ребёнка и его эмоционального и психического здоровья. Родителям следует разговаривать со своими детьми, интересоваться тем, что их беспокоит и тревожит и предпринимать определённые меры по тому, как привести своё чадо в комфортное для жизни состояние.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.