Неврологические нейропсихологические основы восстановительной работы при афазии


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 10.01.2018 2018-01-10

Статья просмотрена: 439 раз

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия.

Ключевые слова: перспективы психологии, афазии, нейропсихологическая реабилитация, нейропсихология.

Abstract. The article is devoted to verbal violations and methods of their rehabilitation. There are different forms and methods of organizing neuropsychological rehabilitation of patients, but for qualitative restoration of speech processes, they must be combined. They should include an individual lesson and group lessons.

Keywords: prospects of psychology, neuropsychological rehabilitation, aphasia, neuropsychology

Цель исследования – рассмотрение причин, локализации и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями речи при локальных поражениях мозга.

1) проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме речевых расстройств;

2) выделить и сопоставить между собой основные подходы к изучению афазии в отечественной и западной психологии;

3) изложить концептуальный подход к нарушению ВПФ при локальных поражениях мозга, в том числе и афазии, подробно разработанный А.Р. Лурией и другими авторами;

4) проанализировать основные механизмы определения нарушений речи и их последующей нейропсихологической реабилитации.

Объект исследования – речевые расстройства.

Предмет исследования – анализ патологии речевого мышления.

Речь и ее нарушения затрагивают большой круг различных областей знания, таких как общая и детская психология, лингвистика, неврология, нейропсихология, физиология, дефектология, акустика, логопедия и т. д.

Как известно, общение человека с внешним миром в основном происходит с помощью речи, которая представляет собой сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь помогает человеку выражать переживания и чувства, получать информацию из внешнего мира о чувствах других людей по поводу внутренних и внешних событий их жизни. Она влияет на социальные действия и взаимодействия людей, а также на восприятие физического мира и действий в нем.

Актуальность проблемы в клинико-психологическом аспекте связана с необходимостью разработки эффективных методов помощи больным людям вновь обрести себя, вернуться к семье, к работе, в окружающий социальный мир и поиске средств для обучения больных повторению, воспроизведению и пониманию речи.

Методы исследования – анализ исследований в данной области.

Одной из важных научных основ подхода к проблеме афазии явилась теория о системно-динамической локализации ВПФ. На ее основе А. Р. Лурия и его сотрудники смогли разработать методику определения формы нарушений и план ее реабилитации соответственно. В их работах показано, что виды афазий бывают разные и к каждой форме нарушения нужен свой определенный подход и анализ.

Трудности, возникшие в афазилогии (рассогласование теоретических представлений об афазиях, их классификаций с клиническими фактами и т.д.), потребовали нового подхода к изучению афазии. Концептуальный аппарат нейропсихологии, разработанный А. Р. Лурия и его сотрудниками является научной теоретической основой, которая открывает новое учение о речевых расстройствах и указывает на важность правильного определения формы афазии для реабилитации. Нейропсихологический метод анализа, современные представления о речи дают нам возможность более точно определить форму нарушения.

«Анализ афазии должен проводиться по следующей схеме:

1. Анализ клинической картины и выделение в ней существенных признаков.

2. Выделение основного дефекта.

3. Выделение (прогностически) фактора.

4. Выделение симптомокомплекса.

5. Выделение синдрома на основе симптомокомплекса.

6. Окончательное выделение центрального механизма (фактора).

7. Анализ психологическое картины нарушения речи (памяти, интеллектуальной деятельности и других ВПФ).

Наиболее эффективным является применение систем методов, в основе которых лежит восстановительное обучение. НРП требует работы над всей психической сферой субъекта и имеет ряд разных задач, но основная из них не просто приспособление больного к дефекту, а восстановление его высших психических функций.

Общие методы восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга можно поделить на вербальные и невербальные. При подборе рабочего материала к обоим видам необходимо учитывать частность, фонетическую и грамматическую сложность вербального материала и частотность и образность картиночного.

Другим важным аспектом нейропсихологической реабилитации являются аудиовизуальные методики и их роль в восстановлении речи при афазии. Специфические дефекты ВПФ, возникающие при локальных поражениях мозга часто сопровождаются рядом неспецифических общемозговых дефектов (общее снижение активности коры мозга, сужение объема и снижение темпа восприятия, увеличение времени, необходимого для переработки поступающей информации), что усложняет клиническую картину проявления основного дефекта психических процессов, хотя они и не затрагивают структуры процессов.

Значение всех выше перечисленных методик заключается в возможности создания наиболее оптимальным условий для активного контроля за больными для восстановления речи и в возможности самостоятельного заочного обучения.

Понимание речи не простой и многоуровневый процесс, который использует различные средства для увеличения точности осознания значения и смысла текста, то есть использованию устной импрессивной речи. Ее главными центральными механизмами являются процессы звукоподрожания, удержания вербальной информации в оперативной памяти и процесс перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения, а также объем воспринимаемого.

Нарушение понимания речи выступает в качестве ведущего симптома трех форм афазии – сенсорной (необходимо преодоление дефекта фонематического слуха и восстановление процесса звукоразличения), акустико-мнестической (необходимо преодоление дефектов слухоречевой памяти и сужения объема слухового восприятия, восстановление предметных образов) и семантической (необходимо обучение ориентировки в пространстве из-за нарушений понимания многих логико-грамматических конструкций).

1. Изучение речевых расстройств ведется уже очень давно, и многие ученые пытались понять основные механизмы нарушений. Исходя из исследований были построены различные теории, помогающие найти способ восстановления утраченных человеком способностей. Проблема афазии актуальна до сих пор и требует дальнейшего изучения, так как люди, страдающие от этого нарушения нуждаются в правильной нейропсихологической реабилитации.

2. Наиболее качественный подход к проблеме речевых нарушений основывается на идеи динамической, системной локализации функций. Если рассматривать проблему с этой позиции, то афазия – это нарушение высших корковых процессов, то есть изменения в функционировании системы, которая страдает из-за органических поражений мозга. А. Р. Лурия и его коллеги сформулировали подход к изучению речевых расстройств, который помогает проводить качественную диагностику локальных поражений мозга и анализировать основные пути восстановления нарушенных функций.

3. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия. Однако разработка методов и способов взаимодействия этих двух форм восстановительного обучения – дело будущего и экспериментальные исследования в этом направлении пока еще на стадии развития.

При нарушениях речевых процессов человек переживает огромный стресс, так как не может нормально контактировать с окружающим миром. Подобные нарушения речевых и интеллектуальных умений и навыков возникают часто из-за различных заболеваний головного мозга, таких как, например, инсульт или черепно-мозговая травма. Очень важно помочь людям с такой проблемой, как афазия, вернуться к общественной жизни и труду. В связи с этим перед психологами стоит задача, которая заключается в оказании квалифицированной помощи человеку с таким заболеванием.

Даты
проведения
Название семинараЦенаВремя проведения

Один из ведущих отечественных нейропсихологов, доктор психологических наук, профессор.

Татьяна Григорьевна Визель, ведущий научный сотрудник МНИИ психиатрии РФ, действительный член (академик) Академии медико-технических наук. Специалист в области нейропсихологии, дефектологии, логопедии, психологии агрессии и девиантного поведения. Автор более ста научных работ.

Консультант ЦПР и Н по проблемам нейропсихологической диагностики, коррекции и восстановительного обучения детей и взрослых с нарушением высших психических функций.

Вы получите уникальную возможность получить знания от специалиста, ориентированного в нейропсихологии на международном уровне.

Обучающий курс, разработанный Т.Г. Визель, является авторским. Он содержит большой объем не только традиционного (в рамках нейропсихологии А.Р. Лурии), но и нового, оригинального.
Благодаря этому курсу вы станете гораздо более результативно работать в разных областях профессии, так как получите важные преимущества перед специалистами, не владеющими основами нейропсихологии. Полученные знания поднимут вас на новый уровень работы с самыми тяжелыми контингентами пациентов:

- детьми с задержками психического и речевого развития;
- безречевыми детьми;
- заикающимися;
- детьми с аутизмом;
- детьми с дефицитом внимания, гипердинамическим и гиподинамическим поведением.

Татьяна Григорьевна Визель преподает нейропсихологию в течение длительного времени - и студентам, и специалистам разных профилей, повышающим квалификацию. Ее лекции пользуются большим успехом. Они не только содержательны, но и увлекательны.
Нейропсихология - одна из нейронаук, так интенсивно развивающихся в наше время. Успевайте шагать в ногу со временем.

Семинар раскрывает специфику нейропсихологии как научной дисциплины, созданной отечественным ученым А.Р. Лурия. Обозначаются истоки нейропсихологии, ее специфика. Слушатели знакомятся со структурой головного мозга, функциональными ролями блоков мозга. Теория полушарной асимметрии мозга. Рассматриваются особенности вклада каждого из полушарий мозга в нервную систему и психику человека. составляет теория полушарной асимметрии мозга. Обсуждаются вопросы левшества-правшества, разъясняется их теоретическое и практическое значение.

Семинар посвящен нейропсихологии детского возраста. В его рамках с нейропсихологической позиции излагаются общепринятые и оригинальные (авторские) взгляды на развитие речевой и других ВПФ у детей, вопросы возрастной периодизации и значения каждого из этапов развития ребенка. Подробно освещаются мозговые механизмы приобретения разных ВПФ. Нарушения высших корковых функций у детей: разные виды и формы дизонтогений развития этиология, патогенез, клиника). Обсуждаются его причины, мозговые механизмы, направления и методы коррекции.

Семинар содержит авторскую нейропсихологическую концепцию подходов к классификации нарушений речи, ее обоснование и сопоставление с зарубежными классификациями. Рассматриваются неврологические основы различных видов нарушений речи.
Краткая история изучения дизартрии. Неврологические основы дизартрии. Формы дизартрии. Дифференциальная диагностика разных форм дизартрии. Дизартрия при ВЦП, клиника, этиология, патогенез.

Семинар рассчитан на освещение нарушений письменной речи (чтения и письма). Приводятся данные, раскрывающие специфику письменной речи, виды ее нарушения и методы коррекции.

Семинар включает вопросы причинных факторов развития у детей заикания. Вниманию слушателей предлагается авторская концепция причин заикания и системы коррекционной работы при разных формах этого дефекта речи.

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, психологи, нейропсихологи, студенты дефектологических факультетов, учителя, воспитатели.

Место проведения: ул. Кольская, дом 2, корпус 4, 3 этаж, офис 311

Время проведения: смотрите расписание ниже

Стоимость цикла 11 000 руб., при оплате по перечислению + 50% - 16 500 руб.

Если Вы внесете предоплату до 15 августа, стоимость семинара будет составлять 10000 руб.

По окончании выдается сертификат о повышении квалификации – 72 часа.

На семинаре Вы можете приобрести книги автора с ее автографом!

Справки по оплате и запись по телефону (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp), (495) 150-75-52.

Семинар в режиме онлайн не транслируется.

Вы можете приобрести дистанционный курс по данной теме.

Т.Г. Визель Основы нейропсихологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I

НОРМАЛЬНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Часть 1. Высшие психические функции (ВПФ) человека………………………………………..9

Глава 1. ВПФ как основной предмет нейропсихологии ……………………………………………….9

Глава 2. Современные представления о ВПФ13

Глава 3. Физиологические функции как основа ВПФ ……………………………………………….14

4.1. Понятие гнозиса и его виды …………………………………………………………………………15

5.1. Понятие праксиса и его неречевые виды …………………………………………………………. 18

5 2. Артикуляционный праксис …………………………………………………………………………19

Глава 6. Символическая неречевая деятельность ………………………………………………………21

6.1. Общее понятие символической деятельности ……………………………………………………. 21

7.1. Нейропсихологическое понятие речевой функции ………………………………………………….27

7.2. Виды и функции речи

Часть 2. Мозговая организация ВПФ……………………………………………………………..33

Глава 1. Учение о локализации ВПФ …………………………………………………………………..33

1.1. Из истории учения о локализации ВПФ …………………………………………………………. 33

1.2. Современные представления о локализации ВПФ (идея динамической локализации ВПФ) …. 34

Глава 2. Строение головного мозга …………………………………………………………………….37

2.1. Общие представления о головном мозге ………………………………………………………….37

2.2. Анатомическая и функциональная дифференциация мозга …………………………………….39

2.2.2. Модально-специфическая кора мозга ……………………………………………………………40

2.2.5. Проводящие пути головного мозга ……………………………………………………………. 49

2.2.6. Уровни мозговой организации ВПФ ……………………………………………………………. 51

2.2.7. Роль подкорковой области мозга в реализации ВПФ ………………………………………….52

2.2.9. Вегетативная нервная система ………………………………………………………………….55

Глава 3. Мозговая организация гностико-праксических функций …………………………………57

3.1. Мозговая организация тактильного гнозиса ……………………………………………………. 57

3.2. Мозговая организация зрительного гнозиса ……………………………………………………. 58

3.3. Мозговая организация слухового гнозиса ………………………………………………………….58

3.4. Мозговая организация праксических функций ………………………………………………….59

Глава 4. Мозговая организация символических функций ………………………………………. 59

4.1. Мозговая организация внимания

4.2. Мозговая организация эмоций

4.3. Мозговая организация памяти

4.4. Мозговая организация сознания и мышления

4.5. Мозговая организация речи

Часть 3. Нейропсихология развития

Глава 1. Современные представления о нейропсихологии развития

Глава 2. Развитие движений

Глава 3. Развитие мышления

Глава 4. Развитие речи

РАЗДЕЛ II

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ ВПФ

Часть 1. Нарушения различных видов гнозиса, праксиса, символических функций

Глава 1. Виды нарушений ВПФ

Глава 2. Причины нарушений ВПФ

2.1. Причины нарушений ВПФ органического генеза

2.2. Причины нарушений ВПФ функционального генеза

Глава 3. Неречевая агнозия

3.1. Понятие агнозии

3.2. Зрительная агнозия

3.3. Тактильная агнозия

3.4. Оптико-пространственная агнозия

3.5. Слуховая агнозия

Глава 4. Виды апраксии

4.1. Неречевая апраксия

4.2. Артикуляционная апраксия

4.2.1. Афферентная артикуляционная апраксия

4.2.2. Эфферентная артикуляционная апраксия

Глава 5. Нарушения высшей символической деятельности

5.1. Нарушение мышления и сознания

5.2. Нарушение памяти

5.3. Нарушение эмоций и поведения

5.4. Нарушение внимания

Часть 2. Патология речи

Глава 1. Общие представления о нарушениях речи у детей

2.1. Понятие и клиника алалии

2.2. Этиология и патогенез алалии

Глава 3. Задержки психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР)

Глава 4. Дислалия

Глава 5. Дислексия и дисграфия

5.1. Общее понятие дислексии и дисграфии

5.2. Этиология дислексии и дисграфии

5.3. Виды дислексии и дисграфии

5.3.1. Фонематическая дислексия и дисграфия

5.3.2. Оптическая дислексия и дисграфия

5.3.3. Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия

5.3.4 Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия

5.4. Дислексия и дисграфия у взрослых

Глава 6. Дизартрия

6.1. Понятие дизартрии и ее формы

6.2. Бульварная дизартрия

6.3. Псевдобульбарная дизартрия

6.4. Подкорковая (экстрапирамидная) и мозжечковая дизартрия

6.5. Корковая дизартрия

Глава 7. Заикание

7.1. Понятие заикания

7.2. Клиника заикания

7.3. Этиология и патогенез заикания

7.4. Классификация заикания

8.1. Понятие афазии

8.2. Этиология афазии

8.3. Классификация форм афазии

8.4. Формы афазии

Глава 9. Основные принципы нейропсихологической диагностики.

РАЗДЕЛ III

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОГО

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Часть 1. Коррекционное обучение

Глава 1. Основные принципы коррекционного обучения

Глава 2. Коррекционная работа при алалии

Глава 3. Коррекция нарушений ЗПР и ЗРР

Глава 4. Коррекционное обучение при дислексии и дисграфии

Глава 5. Коррекция речи при дизартрии

Глава 6. Коррекция речи при заикании

6.1. Методы и приемы коррекции речи при заикании

6.1. Специальные приемы коррекции ритма речи при заикании

Часть 2. Восстановительное обучение

Глава 1. Основные принципы восстановительного обучения

Глава 2. Восстановление речевых функций при афазии

2.1. Восстановление речи при моторной афазии (афферентного и эфферентного типа)

2.2. Восстановление речи при динамической афазии

2.3. Восстановление речи при сенсорной афазии

2.4. Восстановление речи при акустико-мнестической афазии

2.5. Восстановление речи при семантической афазии

Глава 3. Восстановление неречевых ВПФ у больных с афазией

3.1. Преодоление нарушений неспецифических компонентов нейропсихологического синдрома

3.2. Преодоление нарушений различных видов гнозиса и праксиса

3.2.1. Преодоление нарушений предметного гнозиса

3.2.2. Преодоление нарушений лицевого гнозиса

3.2.3. Преодоление нарушений цветового гнозиса

3.2.4. Преодоление расстройств оптико-пространственной апрактагнозии по доминантному типу

3.2.5. Преодоление расстройств конструктивной деятельности

3.2.6. Преодоление нарушений схемы тела

3.2.7. Восстановление праксических и гностических функций, нарушенных по субдоминантному типу

3.2.8. Восстановительное обучение с использованием средств невербальной коммуникации

Приложение 1. Методика нейропсихологической и нейролингвистической диагностики

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нейропсихология — это самостоятельная научная дисцип­лина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической пси­хологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические медицинские аспекты в области топической нев­рологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр. Нейропсихологические методы не только явля­ются важнейшими инструментами распознавания тонких нару­шений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности опре­делить связь этих расстройств с конкретными корковыми зо­нами

Сегодня, при повсеместной компьютеризации методов ис­следования функций и структур нервной системы (компьютер­ная и магнитно-резонансная томографии головного мозга, нейросонографические исследования, компьютерный анализ элек­троэнцефалограмм, электромиограмм и вызванных потенциалов и другие), можно достоверно установить структурный и функцио­нальный дефект мозга. Однако несмотря на это современная нейропсихологическая наука не только не утратила значения, но и существенно расширила свои возможности при мониторинге онтогенетического развития или инволюции психоневрологиче­ских функций, а также при контроле динамики состояния паци­ента в процессе прогрессирования неврологического заболева­ния или при успешном его лечении

Главный детский невролог Российской Федерации,

доктор медицинских наук, профессор

Игорь Арнольдович СКВОРЦОВ

ВВЕДЕНИЕ

Нейропсихология — относительно молодая научная дисцип­лина, созданная в нашей стране в середине XIX века выдаю­щимся отечественным ученым А. Р. Лурия. Она занимает важное место в ряду других наук, имеющих отношение к изучению выс­ших психических функций (ВПФ) человека. С ее появлением стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей психологической деятельности, а не только к особенностям психологического строения и структуры дефекта, как это дела­ется в психологии, патопсихологии, психиатрии. Следователь­но, нейропсихология открыла принципиально новый подход к пониманию психики человека и ее нарушений

Автором настоящего учебного пособия поставлены три ос­новные цели.

Первая носит теоретический характер и состоит в освещении важнейших положений нейропсихологии, сформулированных А.Р. Лурия и его последователями, а также фундаментальных ис­следований в области различных наук, являющихся базисными для нейропсихологии. В учебнике рассматриваются труды клас­сической неврологии (П. Брока, К. Вернике, X. Джексона, X. Хэда), а также данные, почерпнутые из последующих дости­жений неврологии в области изучения функциональной специ­ализации различных структур головного мозга. Широко исполь­зованы современные публикации, справочники, атласы, содер­жащие сведения по структуре и функционированию головного мозга.

Так же привлекаются данные:

-нейрофизиологии высшей нервной деятельности (Н.А. Бернштейн, П.А. Анохин, Н.И Жинкин, Д.А. Фарбер, Н.П. Бехтере­ва и др.);

-психологии и нейропсихологии (Л.С Выготский, А.Н. Ле­онтьев, П.Я. Гальперин, Е.Д. Хомская, Р.Е. Левина, Э.С. Бейн, В М. Коган, В М. Шкловский, Э.Г. Симерницкая, Н.К. Киященко, Л.И. Москавичюте и др.);

-лингвистике (Д.Б. Кацнельсон, Н. Хомский, Л.В. Щерба,Р. Якобсон и др.);

-психолингвистики (В.И. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Н.И. Лепская, Д. Слобин С.Н. Цейтлин и др.),

-нейролингвистики (Т.В. Ахутина, Е.Н. Винарская, Т.Б. Глезерман и др.).

Вторая цель, которая поставлена автором, — практическая, а именно — максимально приблизить основные положения ней­ропсихологии к задачам, стоящим перед студентами различных вузов и практическими специалистами, занимающимися вопро­сами развития и коррекции нарушений ВПФ у детей, а также ле­чебно-восстановительной работой по преодолению их наруше­ний у взрослых. Имеются в виду студенты и специалисты как психолого-педагогического, так и медицинского круга (невроло­ги, психиатры, педиатры). С нейропсихологической точки зре­ния, рассмотрение различных патологических синдромов, отно­сящихся к высшей психической деятельности, прояснит для них целый ряд сложных диагностических, лечебных и реабилитаци­онных вопросов. Оно будет способствовать взаимопониманию между специалистами, участвующими в комплексной реабили­тации больных, выработке единого терминологического языка, методологических подходов к комплексному лечению больного.

Третья цель — осветить основные разделы пособия с учетом результатов собственной научно-практической работы в области теории и практики нейропсихологии. В соответствии с этим излагаются вопросы патогенеза речевых расстройств, в частности, алалии, заикания, а также методы диагностики нарушений рече­вой и других высших психических функций.

Учебник в первую очередь рассчитан на студентов-дефектологов. Это обусловлено тем, что дефектология, являясь по своей сути междисциплинарной и мультидисциплинарной наукой, тесно связана не только с психологией, неврологией, лингвисти­кой, психолингвистикой, но и с нейропсихологией. Вместе с тем этот учебник, безусловно, окажется полезным для студентов различных вузов и специалистов разного профиля, имеющих отношение к воспитанию, обучению, лечению детей, а также нейрореабилитации взрослых больных. Благодаря изучению нейропсихологии, специалисты-дефектологи и педагоги общего профиля получат представление не только о внешних проявле­ниях (синдромах и симптомах) различных дефектов, но и о вы­зывающих их причинах, а именно, о мозговых механизмах, ко­торые до настоящего времени остаются недостаточно изученны­ми и малоосвещенными в литературе.

Таким образом, обращение к нейропсихологии — едва ли не единственный сегодня эффективный путь развития дефектоло­гии. Введение нейропсихологии в учебные планы дефектологи­ческих вузов и факультетов — насущная необходимость. Только в этом случае педагог, в частности, дефектолог, сможет понять изучаемые явления полностью, с обеих сторон — внешней и внутренней. Это поднимет педагогическое и дефектологическое образование на более высокую ступень, откроет новое направле­ние для творческой мысли специалистов, работающих с детьми и взрослыми, имеющими нарушения речи и других высших пси­хических функций, явится мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик.

Представляется, что учебник в значительной мере облегчит студентам и специалистам ознакомление с широким кругом не только нейропсихологических, но и других вопросов, более об­щего порядка, знание которых необходимо для профессиональ­ной компетенции, и, кроме того, облегчит их ориентацию в при­влечении тех или иных литературных источников.

Важно подчеркнуть, что высшие психические функции чело­века описаны с учетом особенностей их развития, а нарушения — в соответствии со стадией, на которой они обнаруживаются.

Это необходимо для того, чтобы не только дефектологи и пе­дагоги широкого профиля, но и другие специалисты — психо­логи, врачи (неврологи, психиатры, педиатры), воспитатели детских садов, учителя общеобразовательных и специализиро­ванных школ, учителя коррекционных классов — ознакомив­шись с содержанием учебника, смогли бы принять необходи­мые и своевременные меры по устранению выявленных у детей дефектов развития или же, что не менее важно, не пропустили бы тревожных симптомов, которые впоследствии могут вылить­ся в тот или иной стойкий дефект. Этой, по существу, профилак­тической роли публикации, предлагаемой вниманию специ­алистов, автор придает особое значение, поскольку педагоги часто сталкиваются в повседневной работе с детьми имеющими разнообразные расстройства речи, трудности обучения счету, чтению, письму. Содержание учебного пособия может оказаться небезынтересным также родителям детей с различными дефек­тами развития.

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.