Неврологические пробы для детей

Краткий осмотр нервной системы и оценку развития следует проводить у всех детей:
• Руководствуйтесь здравым смыслом для того, чтобы не проводить ненужные исследования.
• Адаптируйте исследования к возрасту ребёнка.
• Принимайте во внимание мнение родителей о ключевых моментах развития.

Понаблюдайте за ребёнком во время игры, рисования или письма. В норме ли двигательные функции? Может ли он ходить, бегать, взбираться, прыгать на одной ноге, скакать, танцевать? Удовлетворительны ли навыки речи и общения у ребёнка? Адекватны ли социальные взаимодействия? В норме ли слух и зрение?

У младенцев отметьте следующие моменты:
• Осанка и движения конечностей.
• Когда берёте младенца на руки, обратите внимания на мышечный тонус. Конечности и туловище могут быть нормальными, свободно свисать или быть ригидными. Ребёнок может плохо держать голову. В этом случае она откидывается назад, когда ребёнку помогают сесть, держа его за руки.

У большинства детей отсутствуют неврологические проблемы. Нет необходимости в неврологическом осмотре рефлексов, тонуса и т.д. Детальный неврологический осмотр проводят только по показаниям. Специфические неврологические жалобы или проблемы развития или поведения требуют оценки.


Если у ребёнка наблюдают неврологическую симптоматику, требуется проведение детального и систематического неврологического осмотра.

Показатели движения у ребенка. Понаблюдайте за ходьбой и бегом: в норме дети ходят с пятки на носок. Походка с носка на пятку (ходьба на цыпочках) часто идиопатическая, однако может предполагать дисфункцию пирамидального (кортикоспинального) тракта, приводящую к спазму и уплотнению ахилловых сухожилий, патологию спинного мозга (диастематомиелию) или нейропатию.
У детей с миопатией также может наблюдаться уплотнение ахилловых сухожилий вследствие слабости.

Если вы не уверены, передвигается ли ребёнок при ходьбе с пятки на носок или с носка на пятку, обратите внимание на то, как он надевает обувь.

Понаблюдайте, как ребёнок встаёт из положения лёжа на спине. Дети до трёх лет чтобы встать переворачиваются на живот, потому что у них слабо развиты тазовые мышцы. Если ребёнок старше, возникает подозрение на нейромышечную слабость (например, мышечная дистрофия Дюшена) или пониженный мышечный тонус, который может быть вызван заболеванием центральной нервной системы (ЦНС) — головного мозга.

Необходимость перевернуться на живот для того, чтобы встать, или позже, по мере прогрессирования слабости, подняться, опираясь на выпрямленные руки, и затем встать на ноги, известна как симптом Говерса.

Оцените координацию движений:
• Попросите ребёнка положить один брусок на другой или застегнуть и расстегнуть пуговицы, рисовать, копировать образцы, писать.
• Попросите ребёнка вытянуть руки вперед и закрыть глаза, а затем понаблюдайте, есть ли отклонение или тремор (это позволяет выявить асимметрию, чувство позы, недостаточность на одной стороне при отсутствии контроля зрения).
• Пальценосовая проба (используйте нос плюшевого мишки в качестве мишени, если необходимо).
• Быстрые альтернирующие движения рук и пальцев.
• Касание кончиком каждого пальца до большого пальца.
• Попросите детей походить с пятки на носок, попрыгать, поскакать на одной ноге.

Незначительную асимметрию походки можно выявить с помощью теста Фогге (Fogge) — детей просят походить на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы. Обратите внимание на патологические движения верхних конечностей. Посмотрите, как бегает ребёнок.


Авторская диагностика-исследование неврологического статуса ребенка с речевыми нарушениями поможет логопеду составить наиболее подробную картину о причинах речевых нарушений, вовремя направить ребенка к невропатологу на углубленное обследование, объяснить родителям особенности развития их ребенка и подсказать пути решения его проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
diagnostika-issledovanie_nevr.statusa.doc 55.5 КБ
prilozhenie_k_diagnostike_opredeleniya.doc 35 КБ
prilozhenie_k_diagnostike_prichiny_posledstviya_1.docx 20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика-исследование неврологического статуса ребёнка

с речевыми нарушениями

Состояние опорно-двигательного аппарата

Шея (короткая, длинная)

Тест поворота головы (ограничение поворота)

Наличие гипертонуса затылочных мышц (односторонний, двусторонний)

Положение плеч по отношению к шейному отделу позвоночника (завышено, занижено)

Сколиотичная деформация позвоночника (изгиб позвоночника)

Грудная клетка (кифоз, лордоз)

Состояние нижних конечностей (разновысотность стоп, плоскостопие, вальгусное/варусное положение)

Состояние артикуляционного аппарата

Состояние языка (тонус, парез, тремор)

Наличие выраженных подъязычных вен

Нависание мягкого нёба

Сглаженность носогубной складки

Выраженная лобная часть

Наличие выраженной венозной сети на висках или у переносицы

Наличие выраженного "лобного треугольника"

Определение доминантности полушария

Тест "Ручные пробы"

Предварительный просмотр:

Приложение к диагностике-исследованию неврологического статуса ребенка

Автор-составитель: Логопед Высшей квалификационной категории Горемыкина И. Н.

Определение доминантности полушария

Логопед кладет на стол часы, по команде ребенок походит к часам, берет к их и подносит к уху, слушает.

Вывод: логопед обращает внимание, какой рукой взяты часы, к какому уху они приложены.

По команде логопеда ребенок берет трубу, подносит к глазу и смотрит вдаль.

Вывод: логопед обращает внимание, какой рукой взята труба, к какому глазу она поднесена.

Логопед просит ребенка поскакать сначала на одной ножке, затем на другой.

Вывод: логопед обращает внимание, на какой ножке сначала попрыгал ребенок.

Тест "Ручные пробы"

Логопед просит ребенка сесть, положить руку на руку, ногу на ногу.

Вывод: логопед обращает внимание, какие рука и нога находятся сверху.

Логопед просит ребенка собрать пазл или мозаику. Вывод: логопед обращает внимание, какая рука ведущая при сборе пазла.

Рефлекс положителен, если при штриховке кожи наружного края подошвы, при этом ребенок медленно разгибает большой палец. Остальные пальцы при этом остаются неподвижны или происходит их веерообразный расход.

Ребенок находится в положении стоя, стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под углом 90 градусов к туловищу, глаза закрыты. Рефлекс положителен, если ребенок покачивается.

Ребенок находится в положении стоя, стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под углом 90 градусов к туловищу. Логопед просит ребенка закрыть глаза и прямой рукой до кончика носа. Рефлекс положителен, если ребенок промахивается.

Предварительный просмотр:

Приложение к диагностике-исследованию неврологического статуса ребенка.

Автор-составитель: Логопед Высшей квалификационной категории Горемыкина И. Н.

Состояние опорно-двигательного аппарата

Шея (короткая, длинная)

  1. Аномалия развития;
  2. Недоразвитие шейных позвонков

Тест поворота головы (ограничение поворота)

Наличие гипертонуса затылочных мышц (односторонний, двусторонний)

Положение плеч по отношению к шейному отделу позвоночника (завышено, занижено)

Сколиотичная деформация позвоночника (изгиб)

Грудная клетка (кифоз, лордоз)

  1. Родовая травма;
  2. Миотонус грудных мышц;
  3. Смещение и нестабильность грудных позвонков

  1. Нарушение осанки;
  2. Вегето-сосудистые нарушения;
  3. Плоскостопие;
  4. Вальгусное/варусное положение стоп

Состояние нижних конечностей (разновысотность стоп, плоскостопие, вальгусное/варусное положение)

  1. Нарушение осанки;
  2. Кифоз, лордоз;
  3. Сколиоз

  1. Нарушение осанки;
  2. Вегето-сосудистые нарушения

  1. Внутриутробная инфекция;
  2. Родовая травма;

Выраженная лобная часть

Наличие выраженной венозной сети на висках или у переносицы

  1. Венозный застой;
  2. Повышенное внутричерепное давление

Наличие выраженного "лобного треугольника" (часто наблюдается у логопатов)

  1. Микро-подкожные кровоизлияния во время родов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание.

Диагностика исследования учеников 4 класса и их родителей.

Логопедическое просвещение родителейНедоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.

Собран диагностический материал по исследованию нравственной сферы учащихся.

Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Правильное дыхание является одной из основ красиво звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и плавность.

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, .

Симптомы, на которые стоит обратить внимание

Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка. Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение. Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска - это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ - родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.

Неврология — наука о нервной системе человека в норме и патологии. Она включает в себя группу дисциплин, которые изучают строение, функции нервной системы (нейроанотомия, нейрогистология, нейрофизиология и т.д.) и болезни нервной системы (невропатология).

Невропатология (греч. patos – патология) делиться на общую и частную. В общей рассматриваются закономерности строения и функции нервной системы, синдромология и топической диагностики, в частной невропатологии – отдельные формы заболевания нервной системы.

Нейрохирургия (греч. cheir — рука, ergon – действие) – ветвь неврологии и хирургии, занимающаяся вопросами оперативного лечения болезней нервной системы.

В Клинике Восстановительной Неврологии проводятся консультации невролога при различных заболеваниях нервной системы и одним из звеньев в постановке диагноза является неврологический осмотр. Особенно большой опыт в работе с ЗПРР, аутизмом, эпилепсией, болезнью Паркинсона, СДВГ, эпилепсией, ВСД, депрессивными состояниями, заболеваниями позвоночника.

Неврологический осмотр начинают с оценки состояния сознания и определения его расстройств. В клинической практике о состоянии сознания судят по степени сохранности ориентировки в окружающем (во времени, месте) и в собственной личности. Нарушение сознания подразделяют: на состояния выключения и помрачения сознания (ясное, сумеречное, наличие эйфории, депрессии, сонливости, ступора, сопора, комы).

В Клинике Восстановительной Неврологии проводятся консультации невролога при различных заболеваниях нервной системы и одним из звеньев в постановке диагноза является неврологический осмотр. Особенно большой опыт в работе с ЗПРР , аутизмом , эпилепсией , болезнью Паркинсона , СДВГ , эпилепсией , ВСД , депрессивными состояниями , заболеваниями позвоночника .

Неврологический осмотр начинают с оценки состояния сознания и определения его расстройств .

В клинической практике о состоянии сознания судят по степени сохранности ориентировки в окружающем (во времени, месте) и в собственной личности. Нарушение сознания подразделяют: на состояния выключения и помрачения сознания (ясное, сумеречное, наличие эйфории, депрессии, сонливости, ступора, сопора, комы).

Диагноз болезни нервной системы врач ставит, опираясь на три источника: данные анамнеза и наследственности , клинику , дополнительные методы обследования .

Несмотря на постоянное возрастание роли различных аппаратных и лабораторных методов диагностики, методика неврологического осмотра продолжает занимать важнейшее место в диагностике заболеваний центральной и периферической нервной системы.

К состояниям выключения сознания относят оглушенность , при данной патологии отмечается повышение порога восприятия, то есть у данных пациентов можно получить ответную реакцию только на раздражители большей, нежели обычно, силы. Сопор при данном состоянии сознания больной не реагирует на словесные обращения, неподвижен, при этом реакции зрачков на свет, корнеальные, конъюнктивальные, а также глубокие рефлексы сохранены, иногда при сильных раздражителях (например похлопывание по щекам) на непродолжительное время удается установить контакт с пациентом. Кома – в данном состоянии сознания угасают как условные, так и безусловные рефлексы (за исключением дыхания и сердечной деятельности).

К синдрому помрачения сознания относят делириозный , аментивный , онейроидный синдромы, сумеречное помрачение сознания , амбулаторные автоматизмы , транс. Делириозный синдром при данной патологии отмечается нарушение ориентировки в собственной личности, отмечаются зрительные, слуховые и тактильные галлюцинации, чаще угрожающего характера, при этом отмечаются аффекты страха, тревоги, идеи преследования, больные могут быть опасными для себя и окружающих.

При аментивном синдроме наряду с нарушением ориентировки в собственной личности и нарушение ориентировки в окружающей обстановке, наблюдаются слуховые галлюцинации , больные не могут установить связь между окружающими предметами и явлениями, выглядят рассеянными , удивленными .

При онейроидном синдроме ориентировка в собственной личности и окружающем также нарушена, больные обездвижены, могут находиться в причудливых позах с блаженной улыбкой на лице , при этом наблюдаются яркие грезоподобные галлюцинации , фантастический бред . Сумеречное помрачение сознания – сужение поля сознания возникающее внезапно. Выделяют две формы, при галлюцинаторно-параноидальной форме больные переживают галлюцинации, отмечаются бредовые идеи, что и определяет их поведение, заканчивается внезапно, может переходить в глубокий сон. Ко второй форме — амбулаторным автоматизмам относят сомнамбулизм и транс.

Затем определяют общемозговые симптомы : наличие головной боли, ее локализацию, характер, длительность, зависимость от положения больного (симптом Брунса); головокружения и его характер, наличие тошноты, рвоты.

Проводят пробу Кернига : исходное положение: пациент лежит на спине, нижнюю конечность сгибают под прямым углом и из этого положения пытаются провести разгибание в коленном суставе, при менингиальном синдроме эта попытка из-за тонического напряжения мышц задней поверхности голени встречает сопротивление.

Состояние функции высшей нервной деятельности : определяется исследованием речи, при наличии афазии уточняется ее характер, после чего определяется сохранность письма, чтения и понимания устной речи (слов, фраз, пословиц и т.д.). проверяют чтение вслух и понимание прочитанного.

При обнаружении апраксии определяют ее характер. Идеаторная апраксия заключается в нарушении механизмов формирования замысла движения.

Моторная апраксия характеризуется нарушением спонтанных и подражательных движений. Расстройства могут носить ограниченный характер и охватывать половину тела, отдельную конечность или мышцу, например рта и его окружности (оральная апраксия).

При конструктивной апраксии нарушается конструирование целого из частей (больной не может правильно сложить разорванный лист бумаги, собрать фигуру из кубиков и т.д.). Далее проверяют наличие симптомов Брудзинского, который характеризуется сгибанием нижних конечностей в коленных и тазобедренных суставах в ответ на пассивное сгибание головы (верхний симптом Брудзинского), при давлении на область лобкового симфиза (средний симптом Брудзинского), сгибание контралатеральной нижней конечности в тазобедренном и коленном суставе при проведении пробы Кернига (нижний симптом Брудзинского). У детей проверяют симптом Лессажа, при котором ребенка приподнимают, удерживая за подмышечные области, при этом его нижние конечности сгибаются в коленных и тазобедренных суставах и приводятся к животу.

Обонятельный нерв (I пара ЧМН, nn.olfactorii). Состояние обонятельного нерва определяют путем исследования обонятельных ощущений, которые возникают в момент прохождения пахучих веществ через полость носа (используют шкалу Берштейна, ольфактометры) или широко распространенные вещества, запах которых известен больному. Использование остропахнущих веществ не рекомендуется, так как они могут восприниматься веточками тройничного нерва. Каждую ноздрю исследуют отдельно. Различают следующие виды нарушения обоняния: аносмия, гипосмия (при хроническом насморке, озене, патологических нарушениях в передней черепной ямке, травмах с трещинами костей в этой области, базиллярных менингитах, опухолях лобной области, абсцессах головного мозга и др.), гиперосмия и паросмия. Следует выяснить, нет ли у больного обонятельных галлюцинаций, иллюзий.

Зрительный нерв (II пара ЧМН, n. opticus). (см. нейроофтльмологический осмотр).

Глазодвигательный, отводящий, блоковый нервы (III, VI, IV пары ЧМН, n.oculomotorius, n.abducens, n.trochlearis). Состояние глазодвигательного, отводящего и блокового черепных нервов исследуют одновременно: устанавливают величину и равномерность глазных щелей, объем движений глазных яблок, расположение их в орбите и мышечный тонус век. Начинают обследование этих нервов с осмотра состояния глазных щелей, определяя их симметричность, наличие опущения верхнего века, расположение глазных яблок, равномерность зрачков, их форму, фотореакции, наличие двоения в глазах.

Миоз может отмечаться при спинной сухотке, после закапывания глаз пилокарпином, эзерином, а также у лиц, страдающих морфинизмом. Он может так же выявляться во время сна и у лиц пожилого возраста, при головных болях.

Мидриаз наблюдается при испуге, базедовой болезни, сифилисе нервной системы, энцефалитах, пищевых интоксикациях (ботулизм и т.д.), а также во время приступов эпилепсии. Односторонний мидриаз часто отмечается при поражении глазодвигательного нерва. Контуры зрачков в норме имеют форму правильной окружности, которая при некоторых заболеваниях может изменяться (чаще при сифилисе). Иногда деформация зрачков обнаруживается при местных процессах радужки.

Исследуют прямую и содружественную реакции зрачков на свет (в норме они быстро суживаются). При исследовании фотореакции зрачков пациенту предлагают смотреть вдаль. Врач закрывает обследуемому глаза своими ладонями, при этом глаза пациента остаются открытыми, затем быстрыми движениями отнимает кисти от его лица, наблюдая при этом за состоянием зрачка. Сужение зрачка при воздействии света называется прямой реакцией. Содружественную реакцию наблюдают на открытом глазу в момент закрытия или освещения другого глаза. Реакция зрачка на аккомодацию выражается в том, что при взгляде вдаль зрачки расширяются, а при взгляде на близкий предмет – суживаются .

Реакцию на конвергенцию исследуют, предлагая больному смотреть вдаль, затем к верхушке его носа приближают молоточек или палец и просят смотреть на него. При этом отмечается приведение глазных яблок к носу (конвергенция). При диплопии уточняют ее характер.

У больных с поражением глазодвигательного нерва выявляют опущение века , расходящееся косоглазие , двоение в глазах , чаще при взгляде прямо, паретический мидриаз , нарушение объема движений глазного яблока . Для поражения блокового нерва характерно двоение в глазах при взгляде вниз, которое четко проявляется при спускании по лестнице. У лиц с поражением отводящего нерва отмечается сходящееся косоглазие и двоение в глазах, чаще при взгляде кнаружи. При одновременном поражении этих нервов отсутствуют все движения глазного яблока, отмечается наружная офтальмоплегия.

Если поражаются мышцы , расширяющие и суживающие зрачок , иннервируемые автономной нервной системой, то наблюдается внутренняя офтальмоплегия, при которой отмечается неподвижный расширенный зрачок и нарушенная аккомодация. При сочетанном поражении наружных и внутренних мышц глаза возникает тотальная офтальмоплегия, при этом наблюдается полное отсутствие движений глазных яблок, птоз, расходящееся косоглазие, мидриаз, экзофтальм и расстройство конвергенции и аккомодации.

Из других двигательных расстройств глазных яблок обращают внимание на нистагм , его характер и постоянство. Он более легко обнаруживается при крайнем отведении глазных яблок и наблюдается при поражении мозжечка , заднего продольного пучка , преддверно-улиткового нерва , черепно-мозговых травмах , перенапряжении зрения , высокой степени миопии , хронических интоксикациях и др. В зависимости от характера различают горизонтальный, вертикальный, ротаторный и смешанный нистагм. По амплитуде выделяют нистагм мелко- и крупноразмашистый.

Тройничный нерв (V пара ЧМН, n.trigeminus). Исследование тройничного нерва заключается в изучении двигательных и чувствительных корешков . Посредством расспросов уточняют, нет ли болей в области лица, после чего исследуют места выхода веточек тройничного нерва. Далее проверяют тактильную , болевую и температурную , а также глубокую чувствительность по ветвям и сегментам, для чего проводят исследование от наружного слухового прохода к носу или наоборот.

Наиболее часто отмечается невралгия глазничного и верхнечелюстного нервов , при которой больные жалуются на приступообразные боли в области иннервации пораженного нерва. При невритах обнаруживается нарушение чувствительности и болезненность в зоне его иннервации. Нередко нарушается чувствительность в полости рта , на губах . При поражении тройничного узла выпадают все виды чувствительности на половине лица, иногда в сочетании с герпетическими высыпаниями. Если поражены отдельные ветви тройничного нерва , нарушение чувствительности соответствует их зоне иннервации; при поражении ядер тройничного нерва или его ствола в области продолговатого мозга, чувствительность нарушается по зонам Зельдера.

Лицевой нерв (VII пара ЧМН, n.facialis). Состояние лицевого нерва определяют при осмотре лица и исследовании лицевой мускулатуры. Для этого пациента просят закрыть глаза, поднять вверх брови, оскалить зубы, надуть щеки, посвистеть, при этом отмечается симметричность этих движений с обеих сторон. У больных с поражением лицевого нерва по периферическому типу на стороне поражения отмечается лагофтальм, гипомимия, маскобразность лица, отсутствие складок кожи (в том числе и на лбу), слезотечение или сухость глаза, перекашивание лица, невозможность надуть щеку и др.

Преддверно-улитковый нерв (VIII пара ЧМН, n.vestibulocochlearis). Исследование преддверно-улиткового нерва состоит из определения остроты слуха (улитковой части нерва) и состояние преддверной части. После расспроса о состоянии слуха проверяют его остроту шепотной и громкой речью. В норме шепотная речь слышна на расстоянии не менее 6 м. Если обследуемый плохо слышит шепотную речь, слух проверяют громкой речью. При этом больной должен встать к врачу боком и смотреть прямо перед собой, закрыв одно ухо пальцем. Обследование слуха дополняют определением воздушной и костной проводимости с помощью проб Ринне, Вебера и Швабаха. Состояние преддверной части нерва можно исследовать, вращая больного на стуле. Для поражения улитковой части нерва характерны различные нарушения слуха, изменения аудиограммы. Снижение слуха, небольшие изменения аудиограммы в сочетании с головокружением, тошнотой, рвотой и нистагмом свидетельствуют о поражении преддверно-улитковой части в области мосто-мозжечкового угла.

Добавочный нерв (XI пара ЧМН, n.accessorius). Функцию добавочного нерва начинают исследовать при осмотре, определяют наличие атрофий, фибриляций, фасцикуляций, наблюдают за движениями головы вперед, назад, в стороны. Состояние трапециевидной мышцы исследуют с помощью выполнения пациентом пожимания плечами и запрокидывания головы назад. Для исследования функции грудинно-ключично-сосцевидной мышцы пациенту предлагают повернуть голову в сторону, преодолевая сопротивление руки врача. Симптомокомплекс сочетанного поражения 9, 10, 11 пары черепно-мозговых нервов называется бульбарным параличом.

Подъязычный нерв (XII пара ЧМН, n.hypoglossus). При осмотре отмечают положение языка во рту, объем его движений. Поражение подъязычного нерва по периферическому типу (поражение ядра, корешка или нерва): на стороне поражения отмечается атрофия половины языка, его истончение, при заинтересованности ядра нерва – фибриллярные подергивания, верхушка языка отклоняется в сторону поражения. При поражении центрального мотонейрона отмечаются признаки центрального паралича, верхушка языка отклоняется в здоровую сторону. Поражение подъязычного нерва отмечается при альтернирующих синдромах, редко – изолированно.

При осмотре определяют положение тела пациента , наблюдают за походкой. Определяют объем активных движений : предлагают больному производить движения во всех суставах. Если наблюдается ограничение активных движений в какой-то области, исследуют объем пассивных движений, что позволяет провести дифференциальный диагноз между поражением нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Алгоритм обследования ребенка:

В программу полного неврологического обследования входят:

1. Беседа с врачом, общий осмотр (сбор анамнеза, проведение дифференциальной диагностики, формирование программы обследования).

2. Электроэнцефалография (ЭЭГ).(ЭЭГ - основной метод для диагностики явной и скрытой предрасположенности к судорогам и эпилепсии для контроля за ходом лечения эпилепсии. ЭЭГ - это запись биоэлектрической активности коры больших полушарий3. Проверка гипервентиляции).

4. Ультразвуковое исследование артерий головного мозга.

5. Ультразвуковое исследование артерий шеи.

6. Допплеровская сонография (ультразвуковая эхография).Допплерография - метод исследования сосудов шеи (экстракраниальная допплерография) и магистральных сосудов головного мозга (транскраниальная допплерография 7. Цветная допплеровская сонография.

Нейросонография (или УЗИ мозга) - безвредное, безопасное, надежное и дешевое ультразвуковое исследование "картинки" мозга.

Проводится с помощью секторальных датчиков различной частоты как через родничок, так и через височное окно у детей старше одного года.

Методика позволяет в амбулаторных условиях, без применения наркоза, который необходим при проведении компьютерной томографии и ядерно-магнитно-резонансной томографии, получить данные о состоянии головного мозга ребенка. 8. Транскраниальная допплеровская сонография

Ангио-КТ С помощью компьютерной томограммы возможно обследование всей артериальной системы - от основания черепа до колен. Обследование проводится амбулаторное и длится не более 10 минут. Циркулирующая в сосудах кровь не задерживает рентгеновские лучи, и, чтобы сосуд стал виден на рентгеновских снимках, в кровь необходимо ввести йодоседаржащее контрастное вещество. так же возможны:

- 1. Скрининг-миография всего за 10-15 минут дает возможность посмотреть состояние мозгового ствола и спинного мозга справа и слева., Компьютерная подометрия - 2. (компьютерная барометрия, подометрия)

Компьютерная подометрия позволяет оценить не только рельеф стопы, но и распределение нагрузок в статике и динамике.-3Нейроэнргометрия

Нейроэнргометрия использается для оценки метаболизма головного мозга.

Неврологическое обследование позволяет выявить возможные отклонения со стороны нервной системы органического или функционального характера. Органические нарушения являются следствием перинатального поражения, перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм или наследственных причин (парезы, параличи, нарушение функции черепно-мозговых нервов, мозжечковые или экстрапирамидные расстройства, нарушения функции сенсорных систем).

Неврологическое обследование новорожденного начинается с наблюдения за поведением ребенка во время кормления, бодрствования и сна, за положением головы, туловища, конечностей, спонтанными движениями. В результате физиологической гипертонии мышц сгибательной группы, которая преобладает у ребенка первых месяцев жизни, конечности новорожденного согнуты во всех суставах.

| следующая лекция ==>
Особенности речевого развития детей первых лет жизни. | Методы исследования вегетативных функций

Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 1002 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.