Невропатические особенности родителей заикающихся это

Заикание

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

Заикание - одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете этим страдает каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего оно возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш усваивает сложно-слоговые слова, расширяет словарный запас, совершенствует фразовую речь.

Каковы причины возникновения заикания?

Знание причин позволяет осознать сущность проявлений заикания, а во многих случаях и предупредить его возникновение.
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые причинные факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

- невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
центральной нервной системы);

- невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез,
повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

- конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной
нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее
особая подверженность психическим травмам);

- наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной
слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в
качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно
учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию
сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

- поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические
нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого
развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

- физическая ослабленность детей;

- возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного
мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту
оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.
Речевая функция особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более
выраженную неустойчивость их нервной системы;

- ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная,
познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием
общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается
повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер;

- скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на
почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием
среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных
движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

Симптомы и последствия

Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. Иногда дети тянут гласный в начале слова или с трудом “выталкивают” первый звук или слог. Чаще, однако, многократно повторяется первый слог или слово (ма-ма-ма-шина. ).
В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Если родители не обратили внимание на это и не приняли мер, полагая, что заикание пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу ребенок будет достаточно фиксирован на речи - появится страх перед речевым общением.

Далее. Одноклассники не скупятся на прозвища, учителю не всегда хватает такта и терпения - он не выслушивает до конца, предлагает ответить письменно. Подросток старается определить свое место в мире, все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников, он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным - и возрастает страх перед речевыми ситуациями, особенно значимыми для него. Meняется мотивация общения, подросток БОЛЕЗНЕННО фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию - речевой невроз, или ЛОГОНЕВРОЗ, усугубляемый патологическим страхом речи.
Любое речевое общение - будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой - травмирует подростка, что способствует его школьной и социальной дезадаптации, появлению чувства собственной неполноценности, отсюда раздражительность, вспыльчивость, неуверенность в себе. Эти психологические особенности часто перерастают в стойкие психические состояния. Вот почему так важно своевременно помочь ребенку и предотвратить развитие речевого расстройства.


Как помочь ребенку?

Терпение, и еще раз – терпение . К сожалению, заикание легко не излечивается. Это серьезный лечебно-педагогический процесс. Некоторые родители надеются на “чудо” и обращаются к случайным людям, усвоившим несколько простых приемов.
На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Только комплексный курс лечения: логопед, невропатолог, физиотерапевт, логоритмист - после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат.


На основе обобщения опыта многих авторов, опыта как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, можно выделить семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся:
1) охранительный речевой режим;

2) формирование речевого дыхания;

3) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

4) развитие просодической стороны речи;

5) развитие ритмизации и координации движений;

6) регуляция эмоционального состояния;

7) развитие планирующей функции речи.

Несомненно, большую помощь в коррекционной работе оказывают родители. Знание ими причин возникновения, предрасполагающих факторов позволяет понять механизм нарушения, доверительное отношение к специалистам поможет выработать оптимальный курс коррекции и строго придерживаться его в домашних условиях, предупредить рецидивы в возникновении заикания.

Предрасполагающие и вызывающие факторы возникновения заикания у детей дошкольного возраста

До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Еще в XIX веке Хр. Лагузен к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание [6, 16].

Зарубежные исследователи в качестве причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман и др.). На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его [28, 29].

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

- тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка.

- невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

- различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы [32. С. 17].

- конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности);

- наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака);

- поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания [1. С. 30]. Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с леворукостью. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент леворукости в популяции.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

Среди производящих причин выделяются:

Анатомо - физиологические причины представляют собой:

· физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

· травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга;

· органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

· истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

· несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Таким образом, к производящим психическим и социальным причинам можно отнести следующие:

· хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

· острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

· неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;

· перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);

· полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

Данные причины могут привести к возникновению двух клинических форм заикания: невротической и неврозоподобной.

Заикание представляет собой нарушение речи, характеризующееся частыми остановками, повторениями слогов, звуков или слов, нерешительностью речи, в связи с чем изменяется ее плавное течение.


Заикание занимает особое место среди всего объема речевых расстройств. Чаще всего наблюдается заикание у детей, а, если встречается заикание у взрослых, то этим недостатком, они, как правило, страдают еще с детского возраста.

Заикание у детей чаще всего появляется в возрасте 2-4 лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков заикание встречается чаще в 3-4 раза, что объясняется более низкой их эмоциональной устойчивостью.

Причины заикания

На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:

  • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
  • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
  • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
  • наследственная отягощенность;

  • возрастные особенности функционирования головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
  • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
  • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
  • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

К группе неблагоприятных причин относят:

  • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
  • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

Симптомы и типы заикания

При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.

Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.

Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.

Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.

Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:

  • легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
  • средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
  • тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.

Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:

  • постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
  • волнообразное заикание дефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
  • рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).


Как избавиться от заикания

Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

Заикание – это расстройство речи с преимущественно нарушением ее коммуникативной деятельности.
Внешне заикание проявляется непроизвольными остановками в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях звуков и слогов.

Что же такое заикание по нашим современным научным понятиям?

1. Заикание – это нарушение темпа ритмической организации речи, обусловленная судорожным сокращением мышц речевого аппарата.

2. Заикание заключается в неправильном, временном, более или менее трудно преодолеваемом запинании или приостановке в речи и сопровождается следующими явлениями:

- заики чувствуют при каждой попытке говорить сильное стеснение в груди;

- гортань как бы затянута, дыхание приостанавливается, так что они с трудом могут произнести то, что желают. В таких случаях заикающийся употребляет все силы для устранения этого препятствия. Чтобы воспроизвести слова, которые желает говорящий, органы речи приходят в сильное судорожное состояние, язык прижимается к твердому небу, губы крепко сжимаются, слова выталкиваются с большим трудом и резким ударением.

Причины заикания

1. Предрасполагающие (дают почву для возникновения заикания)

  • Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные заболевания родителей).
  • Невропатические особенности самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи).
  • Конституциальная предрасположенность (состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции).
  • Наследственная отягощенность (ослабленность речевого аппарата может передаваться по наследству).
  • Возраст (заикание – детская болезнь, половина заикающихся приобретают свою болезнь между двух и пяти годами жизни, около 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста).
  • Пол (у женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин).
  • Поражение головного мозга в разные периоды жизни (постинфекционные, черепно-мозговые травмы).
  • Неблагоприятные условия (физическая ослабленность детей, скрытая психическая ущемленность ребенка; недостаточность положительных эмоциональных контактов между близким человеком и ребенком; недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений).
  • Географические и этнографические причины ( наименьшую наклонность к заболеванию имеют племена, язык которых сохранил наиболее первобытных элементов).


2. Производящие причины (случайные, являются толчком)

  • Заболевания, оказывающие с последствием на нервную систему, травмы, истощение или переутомление нервной системы.
  • звукопроизносительного аппарата (дислалия, дизартрия).

Б) социальные или психические

  • Кратковременная травма в виде испуга. Именно испуг занимает первое место в ряду случайных причин, служит толчком к развитию заикания (67,5%).
  • Длительная психическая травма (неблагоприятные отношения в семье).
  • Острая психическая травма (ребенок получил стресс от увиденного).
  • Неправильное формирование речи (быстрая, нервная речь родителей, скороговорение, речь на вдохе).
  • Раннее развитие речи (перегрузка речевого материала, несоответствующая возрасту).
  • Подражание речи заикающих.
  • Одновременное освоение двух языков в раннем возрасте.

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до 3,5 лет.

Причины заикания.
Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие и вызывающие.

К предрасполагающим факторам относятся:

  • невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);
  • психологические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);
  • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости нервной системы).
  • поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Вызывающие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными.

Физиологические причины:

  • физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
  • травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; о
  • органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
  • истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани.
Психические и социальные причины:
  • кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;
  • острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;
  • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
  • двуязычие: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
  • подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося;
  • переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
  • неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

Первые признаки заикания

- Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
- Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- Вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- Затруднения перед началом речи.

Если Вы видите в речи малыша хотя бы одно из этих проявлений, оформите заявку (внизу страницы) или позвоните нам:


Р.Е. Левина рассматривала заикание, как нарушение коммуникативной функции речи.

Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

2) порождение замысла и программирование высказывания во внутренней речи;

3)подбор лексико-грамматических средств;

3) языковая реализация высказывания;

Р.Е. Левина, И.Ю. Абелева считают, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.

В эту модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося “ломается” весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникает судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе (трансляции).

Заикание в общей классификации речевых нарушений относится к категории расстройств темпа и ритма речи.

Причины заикания.

В настоящее время принято выделять две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

- предрасполагающие;

- производящие (или запускающие).

Предрасполагающие причины:

- невротическая отягощенность родителей ;

- невропатические особенности самого ребенка (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность, которые обнаруживаются в раннем, доречевом периоде);

- конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость самой ВНД,);

-наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака).

К неблагоприятным условиям относятся:

- физическая ослабленность детей;

- возрастные особенности деятельности мозга. Большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

- ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

- скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания;

- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

- недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Вывод. При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

Производящие (или запускающие):

- физические заболевания с энцефалитическими последствиями;

- органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;

- истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, рахит, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани;

- несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

2) психические и социальные причины:

- кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх);

- длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка;

- хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций;

- острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости;

- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом;

- несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;

- переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;

- неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

Симптомы заикания.

  • Клонические судороги – часто повторяющиеся ритмические сокращения мышц речевого аппарата (кратковременный характер) : д-д-д-дорога
  • Тонические судороги – длительный спазм мышц речевого аппарата: д____орога.
  • Смешанные судороги.

1.Дыхательные судороги ( в дыхательном отделе):

  • Экспираторные судороги – на выдохе.
  • Инспираторные судороги – на вдохе.
  • Респираторные судороги – и на вдохе и на выдохе.

2.Голосовые судороги:

Судороги голосового аппарата возникают, как правило, при попытке произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата.

  • Дрожательная
  • Смыкательная
  • Вокальная судорога

3.Артикуляционные судороги – могут наблюдаться судороги губ, языка, мягкого неба.

Судорога верхней и нижней губы, верхней губы и носа, (подрагивает край носа). При этом искажается все лицо, лицо

краснеет. Ребенок теряет много сил при попытке высказаться.

Судорога языка – в процессе речи высовывается язык,.

Судорога неба – самая тяжелая судорога.

  • подергивание головой, толчкообразные движения тела) и др. К таким сопутствующим движениям относятся вздрагивание и раздувание крыльев носа перед речью или во время речи (Эффект Фрёшельса).

Все сопутствующие движения:

  • Первичные – движения, в результате которых вовлекаются мышцы близко расположенные к артикуляционному аппарату.
  • Вторичные – судороги отдаленных мышц.

3) Нарушения центральной нервной системы и физического здоровья:

физическая ослабленность, частые соматические заболевания, хронические соматические заболевания. В 60% случаях

заикание сочетается с др. видами невроза (ночной энурез, повышенная психическая истощаемость).

4) нарушения общей и мелкой моторики:

Проявляется в 2-х типах нарушения:

  • Двигательная заторможенность. Характеризуется общей скованностью движений, напряженностью, замедленностью движений, неуклюжестью.
  • Двигательная расторможенность – характеризуется суетливостью, непоседливостью, раскоординированностью движений, хаотичностью, бесконтрольностью.
  • Недостатки сенсомоторного контроля выражаются в трудностях отстучать заданный ритм (нужный звуковой рисунок)

5) психологические проявления:

Уловки.

  • Двигательные уловки – сопутствующие движения, действия, совершаемые сознательно с целью избежать заикания. Возникают постепенно из самонаблюдений заикающегося.
  • Речевые уловки – это эмболофразии, т.е. добавления лишних слов, осколков слов, междометий, изменение грамматического строя фразы с целью сгладить проявление заикания.

Феномен фиксированности на дефекте (В.И. Селиверстов).

Навязчивые состояния;

Особенности характера:

  • Физические симптомы не выражены, патологических особенностей характера нет.
  • Осознают дефект, переживают, но в меру и по поводу конкретной неудачи.
  • Психические симптомы выражены, переживания беспочвенны и препятствуют осуществлению жизненных задач.

Когда происходит фиксация внимания на спотыканиях (на ранних этапах проявления заикания), тогда

начинается развитие действительного заикания, заикание начинает жить своею собственною жизнью.

Корни (триада заикания)

1 корень - ростки заикания (первые речевые судороги - неплавности);


2 корень - по мере закрепления судорог появляется чувство беспокойства;

3 корень – объединяясь, 1 и 2-й корень, порождают желание скрыть дефект.

Ствол. По мере развития заикания вырастает ствол заикания – страх перед речью (логофобия)

Ветви- состояние ипохондрии , меланхолии, привычные уловки, навязчивые идеи .

Плоды- патологическая личность со значительными вторичными психологическими наслоениями .

Большинство исследователей выделяют 2 формы заикания:

1.Невротическая форма.

Появляется после того как речь уже сформирована, чаще всего в возрасте 2-5 лет (период формирования

самостоятельной контекстной речи, т.е. речи без наглядной опоры, самый сложный вид речи). Чаще всего появляется у

детей с ранним речевым развитием ( первые слова до года, фразовая речь в 1,6- 2 года). Возникает в результате острых

и подострых психических травм, на фоне предрасполагающих факторов: особая невропатическая структура организма ребенка;

соматическая ослабленность; семейная отягощенность патологией речи, особенно заиканием; неблагоприятный речевой

климат в семье, и, прежде всего, перегрузка ребенка информацией. Дети данной группы эмоционально ранимы, часто

переживают по любому поводу, могут испытывать ночные страхи. Заикание появляется в результате сильного

эмоционального переживания, развивается постепенно, со временем появляется психическая симптоматика.

2. Неврозоподобная форма.

Такой тип заикания характерен для детей с органическим поражением ЦНС, включая ММД, на фоне

церебрально –органической недостаточности (пре-; пери- или раннего потстнатального генеза). Признаки ее

проявляются в виде рассеянной неврологической симптоматики и церебрастенического синдрома. Последний

проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности и др.Данная форма возникает с

момента начала формирования речи. В анамнезе у этих детей родовые травмы, болезни в первые годы жизни, патология

родов. Данная форма заикания, ее течение относительно постоянны в течение дня, недели, года. Неврозоподобное

заикание усиливается в случае физических нагрузок или психических.Носит постоянный характер.

Исследования показали, что только комплексное медико- психолого-педагогическое воздействие на заикающегося ребёнка может дать эффективный результат. Оно включает в себя:

- медицинское направление- медикаментозное лечение, физиотерапия, закаливающие процедуры и т.д. ( всё, что помогает укрепит ослабленную нервную систему человека).

- логопедическое направление - целенаправленное проведение систематических занятий по воспитанию правильной

темпоритмической организации речи. Обязательными являются разделы работы по формированию всех сторон речи.

- психотерапевтическое направление- создание мотивации к речевому общению, необходимость убеждения ребёнка в

положительном конечном результате работы, поддержание положительного настроя, эмоционального подъёма. Каждый, даже незначительный успех в общение с детьми и взрослыми должен быть замечен и одобрен;

-систему ритмических занятий, которая в соответствии с музыкальным направлением и речевым сопровождением помогает снизить напряжённость движений, их координацию и ритмичность.

Методики по преодолению заикания были разработаны Л.З. Андроновой, Н.А. Власовой, Г.А. Волковой, С.А. Мироновой, Е.Ф. Рау, В.Н. Селивёрстовым, Н.А. Чевелёвой, и др.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

    Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.

9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.