Невротические наклонности по хорни

1. Невротическая потребность в любви, привязанности и одобрении; неразборчивая потребность угождать и нравиться другим, получать одобрение; непроизвольное стремление оправдывать ожидания окружающих; перенесение центра тяжести на других, а не на собственную личность, принимая во внимание только их желания и мнения; боязнь самоутверждения; боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя.

3. Невротическая потребность заключить свою жизнь в узкие рамки; настоятельная потребность быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничивать свои честолюбивые стремления и желания материальных благ; настоятельная потребность оставаться неприметным и занимать вторые места; умаление своих способностей и потенциальных возможностей, принимая скромность за высшую добродетель; стремление скорее сохранить, нежели потратить; боязнь высказать любые требования; боязнь иметь или отстаивать возрастающие желания.

4. Невротическое стремление к власти: страстная жажда господства над другими; преданность делу, долгу, хотя и играет определенную роль, но не является движущей силой; неуважение других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств), стремление подчинить их себе; большие различия в степени вовлеченных в такое стремление деструктивных элементов; неразборчивое поклонение перед всякой силой и презрение ко всякой слабости; боязнь неконтролируемых ситуаций; боязнь беспомощности.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости; настоятельная потребность никогда ни в ком не нуждаться, или же не поддаваться никакому влиянию, или не быть абсолютно ничем связанным, любая близость влечет за собой опасность какого-либо вида порабощения; наличие дистанции и обособленность - единственный источник безопасности; боязнь потребности в других людях, в каких-либо связях, близости, любви.

10. Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости: неослабевающая погоня за совершенством; навязчивые раздумья и самообвинения в связи с возможными недостатками; чувство превосходства над другими на основе собственного совершенства; боязнь обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки; боязнь критики или упреков.


В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со стрессом, соматоформных и психосоматических расстройств, анализируется структура личности потенциального невротика, неврозоустойчивой личности, характерные преморбидные особенности лиц, склонных к невротическому и псиохсоматическому типу реагирования. На основании собственных исследований описана антиципационная концепция неврозогенеза, специфика психопатологических и патопсихологических особенностей, приводятся методы и способы психотерапии и психофармакотерапии невротических и психосоматических расстройств. Монография ориентирована на психиатров, психотерапевтов, медицинских (клинических) и практически психологов, врачей различных специальностей, социальных работников, а также может использоваться студентами, изучающими клиническую (медицинскую) психологию и психиатрию.

Невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ ориентируется на генетические и инстинктивные причины. Например, подавление (культурой) инстинктов приводит к формированию невроза (пример — Эдипов комплекс). В результате меняется смысл терапии. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.

В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура).

Невротический конфликт по Хорни — борьба несовместимых сочетаний между несколькими невротическими наклонностями. Под невротическими наклонностями (термин введён Хорни) Хорни понимала компульсивные (навязчивые) влечения (также понимаются как основа невроза).

Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

Теория неврозов Карен Хорни - одна из самых известных теорий в этой области психологии. Хорни считала, что межличностные отношения создают базальную тревогу, а невроз представляет собой своего рода защитный механизм, позволяющий с ней справляться. Психолог разделила невротические потребности на три большие группы, в связи с чем выделяются три типа невротической личности — беспомощный, агрессивный и обособленный.

Уравновешенная и хорошо адаптирующаяся личность успешно использует все три линии поведения. Невротиком человек становится в том случае, если одна из них доминирует.

потребность всем подряд угождать и нравиться, получать у них одобрение; жизнь в соответствии с ожиданиями других людей; перенесение центра тяжести с собственной личности на других, привычка принимать во внимание только их желания и мнения; боязнь самоутверждения; боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств к себе.

необходимость быть нетребовательным, довольствоваться малым и ограничить свои честолюбивые стремления и желания материальных благ; необходимость оставаться неприметным и играть второстепенные роли; умаление своих способностей и потенциальных возможностей, признание скромности как высшей добродетели; стремление скорее сохранять, нежели тратить; боязнь предъявлять какие-либо требования; боязнь иметь или отстаивать экспансивные желания.

стремление к господству над другими; компульсивная преданность делу, долгу, ответственности; неуважение других людей, их индивидуальности, достоинства, чувств, стремление подчинить их себе; наличие с разной степенью выраженных деструктивных элементов; преклонение перед любой силой и презрение к слабости; боязнь неконтролируемых ситуаций; боязнь беспомощности.

оценка других людей прежде всего с точки зрения того, можно или нет их эксплуатировать и извлечь выгоду; различные сферы эксплуатации – деньги, идеи, сексуальность, чувства; гордость своим умение эксплуатировать других; боязнь самому подвергнуться эксплуатации и, таким образом, оказаться в дураках.

6. Невротическая потребность общественного признания или престижа:

потребность превосходить других не тем, что ты собой представляешь, а посредством своей деятельности; зависимость самооценки от того, насколько удается быть самым лучшим – любовником, спортсменом, писателем, рабочим – особенно в собственных глазах, признание со стороны других также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду; примесь деструктивных тенденций (нацеленных на нанесение поражения другим), всегда присутствующих, хотя и различающихся по интенсивности; неустанное подталкивание себя к еще большим достижениям, несмотря на постоянную тревогу; страх неудачи.

потребность никогда ни в ком не нуждаться, или сопротивляться любому влиянию, или быть абсолютно ничем не связанным, поскольку любая близость означает опасность порабощения; наличие дистанции и обособленность – единственный источник безопасности; боязнь потребности в других людях, привязанности, близости, любви.

постоянное стремление к совершенству; навязчивые размышления и самообвинения в связи с возможными недостатками; чувство превосходства над другими в силу своего совершенства; боязнь обнаружить в себе недостатки или совершить ошибки; боязнь критики или упреков.

Мы поможем разрешить вам внутренние конфликты, узнать психологические причины телесных симптомов и исцелить их. На гармонизирующих психотерапевтических сессиях мы сможем распознать переплетения семейных связей, разрешить родовые сценарии, которые нежелательным образом влияют на вас, и это даст вам возможность улучшить здоровье, раскрыть свои силы, способности и вообще наладить свою жизнь.

Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Карен Хорни формировалась в традициях учения З.Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось в уменьшении значения либидо, другое — в отрицании представления о том, что люди мотивированы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.

Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности — основной невротической потребности.

КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

К. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира". Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в табл.№1 вместе с соответствующими стилями поведения.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни подчеркивала Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); агрессивный, враждебный (направление потребности — движение против людей); обособленный, независимый (направление потребности — движение от людей).

Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе — движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе — движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе движение от людей).

В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем

К. Хорни подразделила потребности на три разряда, выделив, таким образом, определенные специфические типы невротических личностей.

1.Уступчивый тип (движение к людям). Люди этого типа, по Хорни, отличаются выраженной потребностью в любви и одобрении и имеют особую потребность в "партнере", т.е. в друге, любовнике, жене или муже. Эти потребности у невротиков навязчивы, лишены избирательности, вызывают тревогу или подавленность в случае фрустрации. Свои потребности невротик стремится упорно реализовать, независимо от того, к каким людям они аппелирует, есть или нет у этих людей соответствующее чувство к нему. Главное здесь - любой ценой "кому - то принадлежать". Отсюда сверхуступчивость, предупредительность, сверхдоверчивость к другим, убеждение, что все они прекрасны и что он их всех любит. С этим связаны так же такие качества, как стремление уйти от ссор, недобрых взглядов, соперничества, избегание первых ролей, покладистость, доминирующее чувство слабости и беспомощности, ощущение своей неполноценности, оценка себя по мнению других, страх критики в свой адрес, мазохистские склонности и пр.

2.Агрессивный тип (движение против людей). У людей этого типа доминируют агрессивные склонности. Если уступчивый тип склонен фанатично считать всех людей хорошими, то данный тип напротив, видит во всех своих знакомых недоброжелателей. Отсюда реальность воспринимается как борьба всех со всеми. Иногда агрессивность маскируется внешней учтивостью, доброжелательностью. Для этих людей характерны потребность управлять другими, достижение власти, ощущения превосходства над другими, престиж, признание, жестокость, неуступчивость, отсутствие самокритичности, стремление к борьбе, к спору, к проявлению своих борцовских способностей. Эти люди отвергают внешние выражения любви, привязанности, чувствительности, сострадания и т.д.

3.Обособленный (отстраненный) тип. (движение от людей). Для людей такого типа типичны стремления избегать общения с людьми, самоотчуждение (нечуствительность к эмоциональным внутренним переживаниям), потребность самодостаточности. Эти люди иногда могут проводить вечер с немногими друзьями, но не терпят широкого круга общения. Они стремятся к уединению, в том числе, есть, работать, спать в одиночку, уходят от соперничества и борьбы, озабочены достижением своей полной независимости, своего превосходства и своей уникальности. Позиция отстраненности у невротиков, по Хорни, "представляет собой наиболее радикальную и наиболее эффективную из защит".

Таким образом, для всех типов невротиков характерны ярко выраженная ригидность, негибкость в поведении, непреодолимое желание ("любой ценой") удовлетворить свои потребности. Эти формы психологической защиты позволяют невротикам в определенной мере снять базальное тревожное состояние, приспособиться к ситуации, но , по существу, это псевдоадаптация. В случае серьезных препятствий, делающих невозможным удовлетворение потребностей, тревога у невротиков усиливается вплоть до возникновения состояния паники.

Концепция личности Г. Олпорта.

Гордон Олпорт (1897-1967), один из наиболее почитаемых приверженцев диспозиционального направления, рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстин­ктивному подходу психоаналитиков. Он полагал, что личность, как бы ее ни понимали, прежде всего реальная, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных. Он определяет личность как реальную сущ­ность каждого конкретного человека.

В результате анализа более чем пятидесяти определений лич­ности из различных сфер человековедения Г. Олпорт сделал вы­вод, что личность - это то, что лежит за конкретными поступка­ми человека, внутри него самого. Личность - это динамиче­ская организация тех психофизических систем внутри инди­вида, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Она не является статичной сущностью. Личность, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно находит­ся в процессе развития.

Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта было по­ложение о том, что человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающи­ми людьми, с обществом. Отсюда неприятие Г. Олпортом по­ложения психоанализа об антагонистических, враждебных от­ношениях между личностью и обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стрем­лением к уравновешиванию со средой, а взаимодействием, вза­имообогащением.

Г. Олпорт резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление челове­ка к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин. Таким образом, с точки зрения Г. Олпорта, прин­ципиальная особенность личности - ее проактивностъ (в про­тивовес реактивности). Он категорически не соглашался с мне­нием психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, снятию напряжения. Люди активно ищут социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Для Г. Олпорта человек - существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения - это признак нездоровья.

Личность, по мнению Г. Олпорта, представляет собой динамичную (мотивированную) развивающу­юся систему. Ключом к пониманию личности должны быть пер­спективные цели человека, его намерения. По Г. Олпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные. Наиболее ярким выражением понимания Г. Олпортом активности личности как сущностной ее характеристики служит введенный им принцип функциональной автономии мотивов. Он не спорит с психоаналитическим взгля­дом на истоки человеческой мотивации, но вводит принципиаль­ное дополнение. В процессе развития происходит трансформация исходной инстинктивной энергии, формируются разные мотивы. Одни мотивы возникают из других, отпочковываются, отделяют­ся от них (это происходит путем их дифференциации и интегра­ции) и становятся функционально автономными, то есть незави­симыми от исходных базовых побуждений. Идея функциональ­ной автономии мотивов объясняет, почему у взрослых людей достаточно широкий и разнообразный спектр мотивов, наряду с тем, что базовые изначальные биологические потребности одина­ковы. Мотивация всегда локализована в настоящем и направлена не в прошлое, а в будущее, потому что от прошлого она уже функ­ционально независима.

Согласно концепции Г. Олпорта, есть существенный разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высокоэффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются малополезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолют­но адекватные концепции младенчества или раннего детства, не­адекватны для объяснения взрослого поведения.

Г. Олпорт также последовательно противостоит экстенсивным заимствованиям из естественных наук. Он убежден, что иссле­довательские методы и теоретические модели, полезные в есте­ственных науках, могут лишь уводить в сторону при объяснении сложного человеческого поведения.

Он одним из первых заговорил об уникальности каждого чело­
века. Проблема уникальности личности и ее изучения в психологии оставалась для него главной в течение всей жизни. Он отме­чал, что каждый человек сам по себе есть, по сути, особый закон природы. Закон уникальности является основным законом пси­хологии личности. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.

Г. Олпорт был первым, кто под­верг подробному методологическому анализу проблему общего и индиви­дуального применительно к психо­логии личности. Он утверждал, что каждая личность уникальна, но это не означает, что нельзя в людях найти что-то общее. Наиболее полноценным выражением индивидуальной уникальности от­дельного человека выступает сфера его экспрессивных, или вы­разительных, проявлений, по отношению к которой Г. Олпорт использует понятие стиля. Приводимые им экспериментальные данные показали, что испытуемым удавалось успешно идентифи­цировать разные формы экспрессивных проявлений - почерк, по­ходку, лицо и др., принадлежащие одним и тем же людям. Чело­век более всего проявляет себя как индивидуальность не в том, что он делает, а в том, как он это делает.

Черта, по Г. Олпорту, - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Для Г. Олпорта черта - не констатация наблюдаемого поведения, а определенная нейропсихологическая система, специфическая для данного индивида.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 557 ;

Хорни рассматривает невротика не как цельную личность, а как три личности с разными системами ценностей в одном человеке. И ее теория если совсем вкратце сводится к одному – есть всего три способа поведения и они одинаковы по форме у здорового и невротичного человека, однако у невротичного эти способы порождены тревогой, в то время как у здорового естественной потребностью к самореализации.

Неочевидная простота теории Карен Хорни, базируется на необходимом (то есть нельзя обойти) осознании того, что в каждый момент времени, в общении с другими людьми любой человек либо соглашается с другими, либо не соглашается, либо избегает четко обозначать свою позицию.

2. Модель развития невротической личности:

Исходное состояние потенциального развития личности такое же как при здоровом развитии.Влияние родителей при этом отличается качественно. Векторы воздействия направлены в другую сторону.


Развитию подлежат крайние участки спектра личности ребенка. Подавляются или как минимум остаются без внимания и не развиваются – центральные. Причина – собственный невроз родителей, который при любой его форме характерен дихотомичностью мышления. И картина воспитательного процесса для всех типов невроза в целом такова:

Усилия невротичных родителей в силу их собственных расстройств направлены на создание у ребенка искаженной модели внешнего мира и себя в нем. Не понимая и игнорируя свое главное предназначение - создание у ребенка чувства безопасности и защищенности, жизненно необходимого для естественного развития личности, родители нагружают его избыточным количеством требований, претензий, долженствований, оценок, касающихся его личности. Все это без учета его возраста, особенностей восприятия и развития на каждом этапе его роста. И вместе с этим без учета его личной мотивации, интересов, потребностей, желаний, предрасположенностей, а наоборот исключительно с учетом собственного, искаженного невротическим расстройством, понимания о социальных нормах, правилах, требованиях.

При этом инстинктивно необходимые ребенку безопасность и любовь выдаются ему только в обмен на требуемое поведение или обещаются к получению в будущем после выполнения им определенных родителями условий. Поведение не соответствующее нормам, существующим в голове невротичного родителя, как минимум не поощряется, а обычно критикуется и наказывается. Зачастую ребенку приходится жить в условиях постоянного не в его пользу сравнения с другими детьми или братьями и сестрами.

Одновременно такое воспитание заведомо грешит противоречиями, абсолютизмом и взаимными исключениями, так как, по мнению обычного родителя, ребенок должен уметь мгновенно (по одному его желанию, сразу и навсегда) прекращать определенное поведение, внутренне изменяться, делать выводы, наказывать себя, самостоятельно искупать вину и много чего еще, основываясь, например, просто на намеках, не высказанных ожиданиях, общепринятых правилах (о которых ему не могло быть известно). А сам родитель не имея, как любой невротик, однозначной системы ценностей вольно или не вольно склонен менять свои принципы (в том числе относительно воспитания) под действием внешних ситуаций.

В таких условиях, все усилия ребенка обращены к демонстрации своих крайних проявлений – безмерно-приторной любви или истерической злобы, а если и тем и другим совладать с родителями не удается – всепоглощающей обиды.

Конечно, любой ребенок обречен быть воспринимаемым не так как он сам воспринимает себя. Или по-другому: быть оцениваемым не так, как он ожидал быть оцененным, исходя из своих намерений. Или по-другому: быть в глазах родителей не тем, кем он является на самом деле. Степень и качество отличия двух этих восприятий может быть минимальной, а может быть гигантской. Но она есть всегда. У тотально невротичных родителей она тотальна.


Но в этой репрессивной для потенциально здоровой личности ситуации ребенку (в отличие от здорового пути развития) приходится в самом раннем возрасте выполнить дополнительную работу, коренным образом меняющую всю его последующую жизнь - сформировать базовый не осознаваемым им конфликт между инстинктивно возникающей агрессией по отношению к родителям (как естественная защитная реакция живого на губительное для личности воздействие из вне) и одновременной потребностью эту агрессию подавить для получения у этих же родителей безопасности и любви. Он вынужден любить и одновременно бояться. И вычеркивать из сознания то, что он боится родителей.

Это фундаментальная, она же базовая, она же коренная, она же глубинная, она же базальная, она же основная, она же первичная тревога. Базовая тревога – это та пружина, которая толкает человека от самого себя, увеличивая разрыв между подлинным Я и формируемым актуальным невротичным Я. Она в дальнейшем вновь и вновь увеличивает объемы тревоги внутри личности.

Формирование базовой тревоги вследствие не правильно разрешенного ребенком (по вине родителей) конфликта между враждебностью и покорностью чаще всего происходит в случаях, когда ребенок вынужден принять внутреннее решение подчиниться каким-нибудь абсурдным с естественной точки зрения требованиям родителей. При этом ребенок сначала протестует, но потом с подачи родителей вынужден делать усилия чтобы убедить себя, что то что происходит – это нормально.

Серия таких случаев вытеснения враждебности по отношению к значимым другим может привести к полному рефлекторному подавлению агрессивных тенденций в подобных ситуациях. А так как ситуации выбора подчиниться или протестовать встречаются в жизни постоянно, то и пополнение, и поддержание объемов базовой тревоги обеспечено вперед на всю жизнь.

Кроме этого, вытеснение враждебности по отношению к родителям, помимо страха перед ними и навязанного ими чувства вины может быть вызвано еще и откровенной беспомощностью засюсюканного ими же ребенка.

И самое важное, что базовая тревога вместе с вытеснением неугодной враждебной части подлинной личности придавливает собой и другое ее крыло – доброжелательное. Причина этого в том, что обе формы поведения составляют единое целое - сбалансированное, спонтанное, живое. Организм здесь не может действовать избирательно и любое проявление подлинного Я воспринимается уже как угроза существованию. Ровно так же как при депрессии, включаемые защитные механизмы, стараясь снизить неприятное ощущение тревоги, захватывают заодно и все положительные переживания, снижая их до нуля.

Явным показателем появления базовой тревоги является появление детских страхов, как способ освободиться от психического напряжения переносом страха, который нельзя осознавать, с фигур родителей, на не существующие объекты – привидения, чудовища, чужих людей, животных, темноту, определенные ситуации и т.п.

Что предлагается взамен? Ключевые слова: подмена и обман.

Обман состоит в том, что голова невротичного родителя содержит комплекс когнитивных ошибок, распространяющихся на его взгляды на жизнь и, в том числе, на личность ребенка:
Генерализация: если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.
Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего: если нечто было справедливо раньше, оно будет справедливо всегда.
Дихотомизм мышления: существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное—белое, хорошее—плохое)
Катастрофизация: всегда жди плохого. С тобой может случиться только плохое.
Избирательное абстрагирование: имеют значение только неудачи, поражения, лишения и т. п. О себе нужно судить по своим ошибкам, слабостям и т. п.
Чрезмерная персональная ответственность: я виноват во всех неудачах, неприятностях и т. п.
Персонализация: я нахожусь в центре всеобщего внимания — особенно мои ошибки и просчеты. Я являюсь причиной всех неприятностей.

Инструментом подмены служит запрет на проявление эмоций. Ребенку запрещены (не поощряются, высмеиваются, игнорируются) его собственные эмоции. Демонстрируется отсутствие понимания потребностей ребенка. Это, в первую очередь, отсутствие правильного отзеркаливания эмоций ребенка матерью. Когда ему плохо его убеждают, что ему должно быть хорошо. Когда он злится его наказывают за дерзость. Когда он счастлив его высмеивают за ничтожность причины этого счастья. Когда он плачет его стыдят за слабость.

Таким образом, сдерживание естественных эмоций, запрет на их переживание, закрепленный базовой тревогой – основа для невроза.


На этом фоне невротичные родители в силу когнитивных особенностей собственного восприятия настойчиво предлагают ребенку для использования исключительно крайние способы из всего диапазона возможных форм поведения, старательно удерживая его в зависимости от ситуации в полярных состояниях – ощущении враждебности, ощущении бессилия, ощущении изолированности.

Более того, эти ощущения родителями намеренно раздуваются.

- Для усиления враждебности используются три разных способа, приводящих к одному результату – противопоставлению с другими: а) ребенка унижают, добиваясь демонстрации озлобленности; провоцируют истерики; высмеивают за слабость или б) наоборот - безмерно восхищаются и безгранично балуют или в) помещают под пресс жестких норм и правил.
- Для усиления бессилия и достижения зависимости от других: заставляют добиваться расположения родителей, завоевывать их любовь, демонстрируя собственную слабость.
- Для усиления изолированности и достижения желания отстранится: а) критикуют, не в его пользу сравнивают с другими, пренебрегают любым его мнением, запугивают или б) гиперопекают, исключая прямой контакт с миром.
И, дальнейшее развитие структуры его личности зависит от конкретного в данной семье представления о правильном и не правильном поведении.

Спрашивается, почему так изощренно жестоко? С точки зрения родителей – не жестоко вовсе. А обоснованно и оправдано. По аналогии с тоталитарным государством, идеология которого состоит из смеси враждебности ко всему не правильному и беспомощности перед властью эти правила олицетворяющей. При этом любая индивидуальность должна быть стерта. То есть ответ простой - так ребенком проще управлять. Это раз. Но и сами родители не знали другого к себе отношения, чтобы представлять воспитание собственных детей как-то по-другому. Это два.

Личность – результат социальных отношений. И так как в детстве все отношения сосредоточены на родителях, то - это результат отношения родителей к ребенку. Поэтому добровольность у невротика понятие очень условное. Нормальному восприятию себя, других и ситуаций между ними мешает страх нормального восприятия себя и других (полно и едино), который возникал в раннем детстве при навязывании реагирования родителями в противовес естественному и спонтанному.

Поведение здорового человека построено на мотивации изнутри личности. Поведение невротика - на мотивации снаружи (принудительной мотивации). Пока принудительная мотивация действует, спонтанная будет исключаться или быть скомканной и не уклюжей, так как в основе принудительной лежит пережитый в детстве страх. Это страх личности понести ущерб вплоть до ее исчезновения потому, что действия родителей для ребенка не предсказуемы, он не знает границ их силы. Вдруг он исчезнет, если они этого захотят? Ведь он же появился ниоткуда и оказался полностью в их власти. Может быть они в силах вернуть его снова в никуда?

Поэтому ребенок начинает активно преобразовывать переживаемые им ощущения в поведение. Благо они по своей сути совпадают. Ощущение враждебности – в движение против людей (агрессивная враждебность), ощущение бессилия – в движение к людям (жертвенная зависимость), ощущение не самодостаточности – в движение от людей (угодливая уступчивость).

То есть, по Хорни, невротическое поведение – это преобладание принудительных форм поведения над спонтанными (идущими из центра индивидуальности и вызываемого переживаемыми эмоциями). У невротика только одна базовая эмоция, определяющая его поведение (и отменяющая в случае чего все другие) – тревога. Все подчинено ей. Стремлению эту тревогу снизить. При этом сам акт поведения (действие) выглядит одинаково и у невротика и у здорового человека: сказал, сделал, сходил, обрадовался, расстроился и т.п. Кстати, поэтому невротику трудно понять, что он невротик только по формальной оценке и сравнению своих действий с действиями окружающих его людей. Он же не ведет себя как сумасшедший.

С одной стороны, крайность как часть цельной личности – хорошо, а как единственная основа – плохо. Ребенок понимает это интуитивно, наблюдая разнообразную жизнь окружающих его людей. С другой стороны сама жизнь – это постоянное интенсивное упорядочивание всего, в том числе и самоупорядочивание. Поэтому ребенок начинает активно синтезировать из непримиримых крайностей целое. Но так как невроз – это упорядочивание себя в угоду фальшивым целям, на месте возможного развития подлинного Я появляется невротическое мнимое Я. Или по другому: идеализированный образ себя.

Человек, по сравнению с животными, не только выполняет принудительные действия, но и обобщает, ассоциирует их со своей личностью, давая ей оценку исходя из того, что он делает и идеализированный образ - это представление о себе, по мнению невротика, единственно приемлемое для социума. Этот образ становится собственным, вытесняя подлинное Я.

Идеализированный образ у всех трех типов невротиков разный. У преимущественно агрессивного типа – доминирующая личность, у преимущественно подчиненного - зависимая, у отчужденного – изолированная от других людей. Но, во всех случаях он все равно включает все три крайности. При этом степень проявления этих крайностей для разного типа невроза разная. И задача решаемая, наличием идеального образа состоит в создании ощущения цельности личности, не смотря на ее противоречивую основу.

Идеализированный образ для человека приобретает размеры вселенной, так как ничего другого для человека в себе не существует. Кстати, ровно по этому же, и переживаемая тревога может в субъективной оценке доходить до космических величин, демонстрируя величину личностного бедствия.

Экзистенциалисты же, к слову, называя такую тревогу экзистенциальной, изначально сопутствующей осознанной жизни, демонстрируют абсолютную слепоту к тому факту, что жизнь невротика – это постоянно длящееся самоубийство (и зачастую в случае тяжелой депрессии, как следствия невроза, происходящее реально), при котором здоровая, хоть и вытесненная часть личности не может не заявлять о себе паникой.

Таким образом, у Карен Хорни речь идет о вынужденной имитации личности или отдельных ее частей, проявляемых в социальных ролях. Вопрос о применимости к каждому конкретному человеку – это вопрос о степени фальсификации его личности. Вместе с идеализированным образом социальная роль выходит на первый план в конфликте с естественными потребностями личности. А, характер социальной роли определен характером главной, выбранной ребенком, невротической тенденции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.