Невротический кризис это в психологии





  • Управление конфликтной ситуацией
  • Разновидности психотерапии
  • Неврозы и психологические кризисы

Главное меню

  • Понятие и психологические особенности коммуникации
  • Психология коммуникации (общения)
  • Феноменологические характеристики коммуникации
  • Коммуникация как информационный процесс.
  • Стресс как фактор затрудненной коммуникации.
  • Воздействие на партнера в процессе коммуникации
  • Психология групп
  • Социальная психология
  • Статьи

Книги

  • Холостова Е. И. Технологии социальной работы
  • Асадов А.Н. Конфликтология
  • Бороздина Г.В. Психология делового общения
  • Статьи

Психология управления

  • Управление конфликтной ситуацией
  • Разновидности психотерапии
  • Неврозы и психологические кризисы

Деловое общение

  • Общение — инструмент профессиональной деятельности
  • Этические принципы общения
  • Психологическая природа общения
  • Средства общения
  • Техника делового общения
  • Психологические механизмы взаимопонимания и взаимодействия

Неврозы и психологические кризисы

Неврозы — это кратковременные напряжения, возникающие в нервной системе человека, это его функциональные расстройства. Причин для расстройств может быть много:

  • межличностные конфликты;
  • обеспокоенность;
  • неблагополучия во взаимоотношениях частности, и в жизни в целом;
  • нерешенные и нерешенные проблемы;
  • проблемы т.п..

Для того чтобы нервный срыв в виде стресса приобрел характер устойчивого, долгосрочного функционального расстройства нервной системы, в действие, конечно, включаются факторы, которые предусматривают: врожденные, генетически обусловленные свойства нервной системы, приобретенные дефекты воспитания, переутомление, недосыпание и т.д..

Психолог Я. Лупьян убедительно показал уникальность и неповторимость причин неврозов у разных людей. Так, если мы обозначим причины невротических расстройств как:

  • врожденные — свойства высшей нервной системы, последствия родовых травм и т.д.;
  • и приобретенные — осложнения после заболеваний, переутомление, дефекты воспитания и т.д.

буквами А, В, С, D, то легко представить сколько образуется вариантов: АС, CAD, ВАС, ABCD, BCD А. .. При трех факторах возможно 6 сообщений, а при пяти — уже 120 комбинаций. Отсюда очевидно, что трудно найти двух людей, у которых неврозы, возникшие не отличались бы по происхождению, весом, устойчивостью, симптомами.

Обычно, неврозы делят на три основных вида:

3) невроз навязчивых состояний.

Для людей, которые больны истерию, достаточно мелкого конфликта, незначительного стресса, чтобы громко рыдать, эмоционально неадекватно реагировать на действия и слова окружения.

От демонстрации своих страданий больной человек получает удовольствие и как мстит окружающим за их черствость и невнимательность. При всей наглядности и демонстративности истерических симптомов, наиболее истеричниший нападение в коем случае нельзя считать симуляцией. Это болезнь, расстройство нервной системы, и относиться к этому нужно как к болезни.А интенсивность болезни, глубина страданий больного человека во многом зависят от запущенности заболевания, следовательно косвенно и от того, что окружающие неадекватно реагировали на его поведение, на ее нервное заболевание, тем самым увеличивали его, а теперь рассчитываются за это.

Практика показывает, что проявления истерии обратные. Кроме лечения у психотерапевта и психоневролога, человек, страдающий истерией, должен сам работать над собой — стремиться адекватно оценивать различные жизненные ситуации и соответствующим образом на них реагировать.

Причин такого невроза очень много. Это может быть детская психотравма, задумчивость, различные комплексы, полученные с испугом. Такая черта характера, как нерешительность, может способствовать развитию этого невроза.

Фрустрация — психогенная реакция организма, связанная с эмоциональным расстройством, вызванная преградой, неожиданно возникла; психогенная напряжение накапливается человеком, необходимая для преодоления этого препятствия. Такое напряжение может быть снято на двух уровнях: в поведении и в организме.

Человека, который чувствует фрустрацию, может выдавать целый спектр реакций, не учитывать которые в процессе общения просто невозможно.

Различают следующие реакции:

2. Екстрапунитивна реакция — это агрессивная реакция, направленная на предметы и на посторонних людей, которые якобы ответственны за сбой, неудачу, препятствие. Такая реакция, обычно, сопровождается раздражением, гневом, возмущением.

3. Интрапунитивна реакция — возникает тогда, когда субъект может признать, что он сам является причиной фрустрации. Тогда его агрессивность сопровождается стыдом, раскаянием, чувством вины.

7. Реакция регрессии — характеризуется возвращением к старым средств воздействия в аналогичных ситуациях. Столкнувшись с препятствиями, в своих жалобах близким взрослый человек может обратиться к инфантильной поведения. Частичная или полная (общая) регрессия — это всегда возвращение назад.

Люди часто в сложных ситуациях ведут себя как дети. Они словно возвращаются к давно забытых средств воздействия и способов мышления.

8. Реакция подавления — часто и, понимаемая как связана с сексуальностью, но на самом деле имеет более широкий спектр. Она проявляется, когда человеку трудно признаваться во многих своих желаниях, пусть даже и не сбылись. Тогда эти желания вытесняются из сознания, заменяются на социально приемлемые чувства. Это не означает, что указанные мотивы исчезают полностью, — они лишь перемещаются в область бессознательного.

Что такое кризис, невроз и личностный рост?


Невроз или невротическое расстройство – в первую очередь, напряженное психоэмоциональное состояние, возникшее в ходе неприятных стрессовых ситуаций, сопровождающееся физиологическими проблемами, и вызывающее психологическое истощение.

Такое состояние включает в себя нарушения работы нервной системы, проявляющиеся в чувстве тревоги, рассеянности и агрессивном поведении. А также в нарушениях вегетативной системы, проявляющихся через обильную потливость, тремор рук, пониженное давление и прочие симптомы. При их игнорировании, обычный невроз имеет большую опасность перерасти в депрессию, панические атаки и фобии.

Кризис в психологии – состояние, при котором невозможно развитие личности человека и самореализация. Возникает такое состояние из-за эмоциональной перегруженности и усталости.

Личностный рост – более приятное понятие, обозначающее действия конкретного индивида, для достижения жизненной самореализации. Самосовершенствование является целью многих людей, так как, по сути, тяга к нему заложена в нас самой природой. При сбое данного процесса возможны негативные последствия, поэтому так значимо устранять все неполадки при первом же их появлении.

Личностная реализация является неотъемлемой частью жизненного процесса. Без неё мы бы превратились в безвольных существ, не имеющих собственного мнения и не способных на поступки.

Процесс самореализации способен существовать на протяжении всего жизненного пути. Так как мы все знаем – пределов совершенству нет! Но что делать, если на дороге роста встал невроз, плавно перетекающий в самый настоящий кризис? Уже сами эти слова способны напугать любого, кто не готов к встрече с ними. На самом деле, любой кризис преодолим, а невроз излечим. Здесь главное – вовремя выявить их симптомы и не затягивать с их устранением!

Для того, чтобы узнать у себя невротическое или кризисное состояние, необходимо ознакомиться с их основными признаками.

Как выявить невроз на пути личностного роста?


Некоторые признаки невротического расстройства оказывают негативное влияние на повседневную жизнь, добавляя ей значительных неудобств. Но, если во время обнаружить данную проблему, то её возможно быстро перебороть.

К счастью, невроз довольно легко узнать по его характерным симптомам:

  • Низкому сопротивлению стрессам;
  • Агрессивному поведению;
  • Ранимости и частой плаксивости;
  • Тревожным состояниям;
  • Сосредоточенности только на проблеме;
  • Быстрой утомляемости;
  • Повышенной раздражительности;
  • Обидчивости за пустяки;
  • Превращение любой мелочи в трагедию;
  • Сильной восприимчивости к шуму;
  • Непереносимости слишком яркого света;
  • Чувствительности к перепадам температуры;
  • Явной бессонницы;
  • Перевозбуждённому состоянию;
  • Учащенному сердцебиению;
  • Обильному потоотделению;
  • Рассеянности, не сосредоточенности;
  • Резким перепадам давления.

При невротическом состоянии необязательно станут проявляться сразу все симптомы, их вполне может быть 2 или 3. Но этого достаточно для того, чтобы задуматься над способами борьбы с ужасным недугом.

Кризис личностного роста

Кризис невротического характера встречается довольно часто. Особенно у тех людей, кто подвержен постоянным стрессам и давлению с внешней стороны. Подобные моменты мешают процессу самореализации и значительно его затормаживают.

Личностный кризис бывает нормативным, тем, что встречается на пути каждого человека. Он неизбежен, и придётся с ним побороться. Куда сложнее дела обстоят с ненормативным личностным кризисом, ведь он обрушивается неожиданно и к нему сложно подготовиться заранее. Но не стоит отчаиваться, не бывает не разрешимых проблем! Стоит собраться с силами, и дать отпор всем недугам.

5 признаков кризиса личностного роста


Разобравшись с симптомами кризисного состояния, мы ищем явные признаки сбоя в нервной системе и привычной для вас жизни. Итак, признаками остановки в личностном росте являются:

Проще говоря, полное непринятие себя таким, какой вы есть. Это, пожалуй, самый показательный из всех признаков. Ведь не принимая, а значит, не уважая, себя, отторгая собственные мысли и мнения, мы губим в нас личность. Подружитесь с собой, и вы увидите, как жизнь заиграет совсем другими, более яркими, красками! А пока этого не случится, общество не сможет принять вас, ведь, если человек сам себя не уважает, кто тогда будет уважать его?

Если индивид закрыт для всего нового, то бесполезно его переубеждать, пока он не поймёт, что готов изменить мнение. Сейчас время идёт совсем другим циклом, многие вещи изменяются, но не все люди готовы принимать такую действительность за правду. Поэтому, чтобы не застаиваться в “прошлом веке” пора взглянуть на мир современным взглядом и не бояться новшеств, которые он нам приносит!

С данной проблемой бороться наиболее трудно. Да и увидеть этот признак тоже весьма нелегко. Запомните, способен духовно расти только тот человек, который готов смотреть куда глубже поверхностной информации. Благодаря учебной литературе и все доступности сети Интернета, нам предоставлено большое количество знаний, с помощью которых можно развиваться самостоятельно. Главное научиться – правильно ими пользоваться.

Данный признак проявляется у людей, не способных “вертеться в жизни”. Бывает, случаются совсем непредвиденные ситуации, сваливаются неожиданные обстоятельства, и мы либо опускаем руки, либо действуем!

Человек не готов или, по каким-то другим причинам, не может принять ответственность за свои мысли и действия, в таком случае он не сможет достигнуть дальнейшего развития. Единственным правильным решением проблемы выступит осознание той ответственности за свое существование в обществе, которой ему не хватает.

Что делать, если у вас кризис личности?


Такие тревожные звоночки нельзя пропускать! Именно они подсказывают нам, что пора остановиться и переосмыслить свою жизнь, дабы не встретиться с коварным неврозом. А если невроз вас уже настиг, не стоит тянуть с его устранением, пока он не перерос в депрессию или ещё чего похуже.

В данном случае отличным решением станет оптимистичный настрой и решительные действия к улучшению.

Ни в коем случае нельзя останавливаться на своём пути самореализации. Такой поступок приведёт к разрушению или деградированию человека, как личности.

Основные проблемы личностного роста

На протяжении всей жизни мы неустанно развиваемся, совершенствуя накопленные знания и оттачивая умения. Прогресс идёт до тех пор, пока не происходит столкновение с проблемами личностного роста.

К проблемам развития личности можно отнести непонимание внутреннего застоя. Человек, сам того не осознавая, запутался в некоторых жизненных ситуациях, собственных мнениях и не способен отличить понятие “плохо” от “хорошо”. В таком случае, совершенствование в правильном направлении невозможно, пока индивид не разберётся в себе и своих суждениях.

Ещё одной проблемой личностного роста выступает чувствительность человеческой психики. Она постоянно подвержена изменениям, и невозможно предугадать, когда же именно нас коснётся данная проблема.

Любой невроз, кризис толкают на необдуманные поступки. Подобные не адекватные действия приведут к плачевным последствиям, ведь общество не готов принять их. Страдающий от невроза неспособен чисто мыслить, ведь его мучают депрессии и перепады настроения. В таком случае важно вовремя оказать помощь. Помочь могут как профессиональные специалисты, так и близкие больного.

Быстрая адаптация в любой ситуации – роскошь не для всех. И только те, кто ей обладают, способны противостоять стрессовым ситуациям, и благополучно с ними справляться.


Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Жизнь полна удивительных историй, замечательных происшествий, интересных поворотов судьбы. Она дана человеку для того, чтобы он успел сделать что-то полезное для себя и для общества. Однако суровые будни чреваты появлением различного рода проблем, стрессовых ситуаций и кризисов. Они постигают абсолютно каждого человека на том или ином этапе его жизни. Но что такое кризис? Как он проявляется? Что означает понятие кризиса в психологии?

Понятие кризиса

Часто человек сталкивается с моментом, когда его начинает волновать какая-то проблема. Чувство волнения постоянно усиливается и не покидает его, негативные мысли продолжают беспрерывно посещать его сознание. Зачастую такая проблема возникает по причине перемены, которая послужила толчком для перехода на новый жизненный этап. С этой переменой он не согласен и не готов мириться. Такое состояние именуется кризисом.

В психологии кратко дано определение данного понятия. Психологическим кризисом называется эмоциональное состояние человека, вытекающее из стрессовой ситуации, связанной с нежелательными переменами в жизни. Более развернутая расшифровка определения кризиса в психологии гласит, что кризис – это состояние тяжелого переходного изменения в ощущениях человека, вытекающее из пережитого стресса, связанное с болезнью или полученное в результате душевной травмы. Кризис также определяется эмоционально значимым событием или радикальным изменением статуса в личной жизни, который негативно отражается на моральном самочувствии человека.

Разновидности кризиса в психологии

Существует классификация переживаемых человеком кризисов, которые отличаются по своей форме, источникам возникновения переживаний и этапам его жизненного развития. Так, психология в кризисах жизни проводит разграничение по трем основным направлениям:

Невротические кризисы. Основываются на возрастных изменениях и могут быть порождены в сознании человека даже без изменения внешних условий или влияния внешних факторов на его психоэмоциональное состояние. Как правило, свое начало невротические кризисы берут еще в детстве, когда устанавливаются первичные коммуникации с окружающим социумом и средой обитания. Такой вид переломного момента в жизни предопределяет, по сути, необоснованное ничем ощущение безвыходности ситуации, чувство попадания в тупик. Это влечет дезадаптацию личности или, попросту говоря, отшельничество.

  • Кризисы развития. Иначе именуются, как возрастные кризисы. В психологии современности выделяют ряд граничных возрастных этапов, на которых меняется человеческое эмоциональное и психологическое состояние, варьируется восприятие происходящего и отношение к окружающему миру. Изменения формы, длительности и остроты таких переломных моментов зависят напрямую от конкретной личности индивидуума и его типологических особенностей, а также от социальных условий пребывания и педагогического воздействия. Некоторые специалисты считают проявление в психологии кризиса возрастов абсолютно нормальным явлением, поскольку так формируется личностная и характерная составляющие человека, как социальной единицы. Но многие видят в этом злокачественное проявление, которое мешает человеку нормально адаптироваться к общению со сверстниками в детстве и юношестве и находить коммуникации в зрелом возрасте.
  • Травматические кризисы. Психология детей, подростков, взрослых и людей преклонного возраста не застрахована от негативного влияния на сознательные процессы таких внешних факторов, как трагические жизненные ситуации. Аварии, стихийные бедствия и другим катастрофические события дают мощнейший толчок для возникновения вытекающей из стрессового состояния депрессии и длительного кризисного процесса стагнации.


    Возрастной кризис

    В системе жизненных переломных моментов весомую нишу занимает именно кризис развития. Возрастные кризисы в психологии принято разделять на девять этапов.

    Психология кризисов жизни по годам на примере людей различных возрастных категорий раскрывает особенности и формы проявления эмоциональной нестабильности и перестройки человека на фоне возрастных изменений его организма.


    Как это происходит у мужчин

    Кризисные моменты проявляются по-разному у людей разных полов, возрастных групп, социальных слоев населения. Например, психология возрастного кризиса у детей существенно отличается от взрослых, разнятся между собой и формы перенесения переломных жизненных моментов у мужчин и женщин. Когда наиболее часто наступает переломный момент в жизни мужчины? Чем он обоснован?

    Именно поэтому так часто мужчины после сорока начинают искать себе молодых красоток, которые восхищаются их положением в обществе, их достижениями, их статностью.



    Как это происходит у женщин

    Если говорить о женщинах, их кризисная стадия начинается лет на десять раньше, чем у мужчин. В возрасте 30-35 лет к представительницам прекрасной половины обычно начинают приходить мысли о том, что полжизни уже прожито, а цели и мечты, которые были надуманы еще в далеком юношестве, так и не нашли своего претворения в жизнь. Зрелые красавицы начинают метаться в собственных сомнениях. В этот период многим из них свойственны плохое настроение, падение духа, депрессивное состояние. Все это в совокупности порождается кризисом среднего возраста. Как он проявляется?

    • Потеря уверенности в себе. Представительницам слабой половины человечества трудно быть довольными собой, когда терзают какие-либо сомнения. Они подкрадываются незаметно, но нарастают с молниеносной скоростью и мощной силой. Неуверенность в своей неотразимости, в своих силах, в своей нужности семье загоняют женщину в тупик и обостряют кризисное состояние.
    • Недовольство внешним видом – одна из самых страшных женских фобий. Причиной такого состояния является потеря юношеской красоты и очарования, появление мимических морщин и набор лишнего веса. В этом возрасте многие женщины особо страдают от комплекса неполноценности, зачастую совершенно необоснованно.
    • Осознание начала процесса старения – панический страх овладевает женщинами, когда они "разменивают" четвертый десяток жизни. Многим из них кажется, что они уже совершенно непривлекательны для мужчин, что уже не могут пользоваться среди них успехом. Происходит постоянное сравнение себя с молодым поколением юных красавиц. Тем самым производится анализ своих возрастных изменений и усиливается состояние депрессивной стагнации.
    • Ощущение ненужности – если дама в свои тридцать еще не состоит в браке, в ее сознании поселяется страх вечного безбрачия. Она смотрит на окружающих девушек-коллег, подруг, знакомых, которые успешно вышли замуж и давно являются счастливыми женами, и ее охватывает ощущение тотального уныния и эмоционального дискомфорта. Ей хочется любви, внимания, ласки, заботы, и (что наиболее важно) штампа в паспорте.
    • Чувство невыполненного долга. Любая представительница женского рода обладает материнским инстинктом. Это заложено природой, которая не выбирает, кому дарить счастье стать мамой, а кому нет. В основном, все женщины мечтают стать мамами, растить деток себе на радость. Но нынешняя современность настолько сурова, что девушки, будучи молодыми, целеустремленными, высоко себя оценивающими, часто отказывают мужчинам, которые желают связать с ними свою жизнь. Сначала они отталкивают от себя потенциального мужа, а потом плачут в тридцать лет о том, что до сих пор нет супруга, который смог бы подарить возможность стать счастливой мамой. На самом деле, этот период переживается женщинами очень и очень болезненно. Это, пожалуй, один из пиковых моментов кризиса тридцатилетия женщины.


    Кризис в отношениях

    Отношения между мужчиной и женщиной, их плотская связь, страстные чувства, эмоции и любовь являются неотъемлемой частью жизни каждого представителя человечества. Абсолютно все люди на определенном отрезке своей жизни желают любить и быть любимыми. Как итог, между молодыми людьми противоположных полов завязываются любовные, сексуальные, партнерские отношения, которые, как ни странно, тоже могут претерпевать кризис.

    Психология отношений основана на многих факторах совместного времяпрепровождения. Зачастую, еще не будучи мужем и женой, молодые люди претерпевают кризисную фазу своего совместного проживания или существования, которая заканчивается расставанием. Что же это такое?

    Кризис отношений – это период в жизни пары, когда одну из сторон перестает устраивать ход совместного существования. Это момент, когда партнерам уже не хочется жить так, как прежде, хочется перемен и перенаправления любовной связи в другое, новое и более приятное русло. Но часто молодые люди не находят консенсуса, недопонимают друг друга, скандалят и приходят к единственно верному выходу – расставанию. Это и есть кризис отношений. Его очень сложно преодолеть, если молодые люди утратили интерес друг к другу. Поэтому легче не допустить наступление кризисной фазы в отношениях, нежели пытаться что-то изменить тогда, когда обоим это уже не нужно.

    Семейный кризис

    Психология отношений пары, не состоящей в браке, отличается от таковой у женатых людей. Хотя между этими двумя видами взаимоотношений есть много общего, характер их психоэмоционального и душевного состояния отличается. Психология семейных кризисов более многогранна и широкомасштабна, чем не расписанных официально молодых людей, поскольку у намного больше обязанностей и ответственности друг перед другом. Женатые люди имеют совместное имущество, совместных детей, связаны законом и официальными брачными узами. Поэтому им морально и материально намного сложнее переживать кризис семейной жизни.

    Семейная психология предусматривает множество факторов, провоцирующих возникновение переломных моментов в жизни супругов. В чем проявляется накал супружеских страстей:

    • Сокращение уровня половой активности и физического влечения друг к другу.
    • Потеря стремления нравиться друг другу.
    • Появление ссор на почве воспитания детей.
    • Расхождения во мнениях, потеря общих взглядов, интересов, ценностей.
    • Недопонимание чувств друг друга.
    • Взаимная раздражительность от действий или разговоров в семейном кругу.
    • Проявления эгоизма.
    • Потеря потребности делить свои радости и успехи со своей законной второй половиной.
    • Отношения жены с матерью мужа.
    • Отношения мужа с матерью жены.
    • Недовольство жены по поводу того, что (по ее мнению) муж ничего не может в жизни добиться.
    • Недовольство мужа по поводу того, что его жена вечно вся в делах, не находит времени, чтобы уделить ему внимание, не следит за собой (или делает это слишком рьяно, при этом тратит львиную долю семейного бюджета).

    Нередко проявление переломных моментов выступает в виде кризисов семейной жизни по годам. Психология современности отсчитывает период возможных спадов в отношениях, начиная с двух-трех месяцев после дня бракосочетания и заканчивая двадцатипятилетием совместной жизни. Основными граничными датами считаются полгода, год, дата рождения первенца, пятилетие, десятилетие жизни в браке. Это своеобразные этапы перестройки и психологической переориентации, переоценки ценностей одного или каждого из супругов. Плюс, описанные ранее возрастные переломные моменты отдельно у мужчин и женщин также способствуют разграничению в супружеской паре семейных кризисов по годам.


    Психология финансового кризиса и ее влияние на человека

    Еще одним видом является момент финансовой несостоятельности. Наверное, каждый представитель современного общества хоть раз бывал в ситуации, когда он попадал под сокращение или сам увольнялся с работы, когда он попадал в финансовую зависимость от родителей или супруга. Моменты безденежья часто становятся причиной развития кризисного состояния у любого представителя социума на ранних или поздних этапах его жизни. С ними так же сложно бороться, как и с возрастными или семейными кризисами. Но стоит обратить внимание на то, что все это поправимо, что любую негативную ситуацию можно преодолеть, чтобы не допустить пагубных последствий от воздействия кризисного угнетения.

    Чем чреват кризис для человека

    Наступление переломного момента, развивающегося в нежелательном русле, провоцирует появление множества отрицательных факторов и негативных последствий для человека. Это могут быть:

    • Моральное угнетение.
    • Состояние меланхолического диссонанса.
    • Депрессия.
    • Стрессы.
    • Нервный срыв.
    • Развитие алкоголизма.

    Очень важно уметь выходить из проблемных ситуаций и не допускать развития перечисленных поведенческих моделей. Ведь каждая из них в совокупности может привести к очень неприятным последствиям, даже к мыслям о суициде.


    Как бороться с житейскими кризисами

    Чтобы побороть в себе всепоглощающее ощущение ведомости на поводу у кризисного влияния, необходимо уметь мыслить конструктивно и незамедлительно действовать. Если сидеть, сложа руки, добиться чего-либо сложно.

    Во-первых, необходимо найти причину проблемы. Поиск и нахождение источника всех бед поможет быстрее с ними справиться.

    Во-вторых, нужно проанализировать ситуацию объективно, попытаться взглянуть на нее со стороны. Возможно, увидев положение вещей в другом свете, удастся разглядеть и свои оплошности, спровоцировавшие семейный кризис, или увидеть разрешение ситуации в предопределении какого-то конкретного выхода из нее.

    В-третьих, нужно быть лояльным к себе. Придирки к своей внешности, к своим возрастным изменениям должны восприниматься людьми проще. Старение – это естественный процесс. Нужно ознаменовывать его не переживаниями, а попытками прожить каждый момент жизни достойно и счастливо. Тогда не будет необходимости искать пути преодоления кризиса.

    - тяжелые переходные состояния, вызваемые болезнью, стрессом, травмой и т. п. Предпосылки невротических кризисов, складывающиеся, как правило, в детстве, могут прогрессировать даже без изменения внешних условий.

    Значимость критических жизненных событий обычно высокая и они требуют более длительного времени для адаптации (недели, месяцы). Макрострессоры можно классифицировать:

    -- по предсказуемости:

    · нормативные– они имеют биологическую или культурную природу и их можно предсказать (например, пубертатный возраст, поступление в школу);

    · ненормативные– они отличаются внезапностью и непредсказуемостью, например, неожиданная смерть кого-то из близких

    по желательности для индивида:

    · позитивныежизненные события (=желаемые, социально связанные с отчетливо позитивной оценкой, - брак, рождение ребенка и т.д.);

    · негативныежизненные события (=нежелательные, сопровождаемые преимущественно негативными эмоциями – печалью, страхом, фрустрацией);

    -- по контролируемости индивидом:

    · зависимыесобытия, причины которых, по крайней мере отчасти, можно приписать собственным поступкам или упущениям (например, развод);

    · независимыесобытия, которые происходят по внешним причинам и от индивида не зависят (например, потеря работы из-за закрытия фирмы).

    Если говорить о влиянии критических жизненных событий на развитие психических расстройств, то наиболее очевидной представляется связь макрострессоров с депрессивными расстройствами. Кроме того, имеется ряд работ, подтверждающих взаимосвязь критических жизненных событий с тревожными расстройствами (паническим расстройством, агорафобией), обсессивно-компульсивными расстройствами. До сих пор открыт вопрос о связи макрострессоров с шизофренией, так как некоторые авторы считают, что пусковым фактором в развитии шизофрении являются все-таки повседневные микрострессоры и хронические условия (см. ниже).

    45.Фазы профессионального кризиса

    1. Предкритическая— проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией,оплатой труда, руководителем.

    2. Критическая - осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.

    На этой фазе выделяют три типа конфликтов:мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив,когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности,поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью вмежличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.

    3. Посткритическая — разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.

    Факторы, обусловившие кризис

    Способы преодоления кризиса

    46. Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 до 16-17 лет)

    Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация.

    Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.)

    Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…)

    Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

    Глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении

    47. Кризис профессионального выбора (время обучения в профессиональном учебном заведении)

    Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой

    Перестройка ведущей деятельности (испытание студента "свободой" по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется зарабатывание денег, что фактически позволяет говорить о ведущей деятельности для многих студентов не как об учебно-профессиональной, а как о собственно профессиональной (точнее - о деятельности "подрабатывающей")

    Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег "объективно" больше, чем у старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, т.к. резко возрастают потребности и более отчетливым (менее "маскируемым" как раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько "подрабатывать"

    Смена мотивов учебной деятельности. Во-первых, это большая ориентация на предстоящую практику. Во-вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, интересная для него проблема, цель… Вокруг таких идей и целей знания как бы "кристаллизуются", но без идеи знания быстро превращаются в "кучу" знаний, которая вряд ли способствует развитию учебно-профессиональной мотивации

    Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. По этой причине все-таки лучше, если у студента в течение первых 2-3 лет обучения имеется возможность лучше сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру

    Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывая о том, что далеко не все из них имеют достаточно времени и сил, чтобы "возиться" с каждым своим дипломником. Иногда лучше бывает прикрепиться к менее известному специалисту, который для самоутверждения наверняка "повозится" со своими редкими учениками…

    48. Кризис профессиональных экспектаций - неудачного опыта адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы0, кризис профессиональной адаптации

    Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми "приятелями")

    Освоение новой ведущей деятельности - профессиональной

    Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

    Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется в первые месяцы работы проверить себя и поскорее обозначить "верхний предел" ("верхнюю планку") своих возможностей

    Корректировка мотивов труда и "я-концепции". Основой такой корректировки является поиск смысла труда и смысла работы в данной организации

    Увольнение, смена специальности и профессии рассматривается Э.Ф.Зеером как нежелательный для данного этапа способ. Нередко работники кадровых служб тех организаций, куда потом устраивается уволившийся молодой специалист, воспринимают его как "слабака", не сумевшего справиться с первыми трудностями

    49. Кризис профессионального роста (23-25 лет)

    Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10-15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется на гордость за них

    Потребность в дальнейшем повышении квалификации

    Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей

    Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет (если организация "экономит" на дальнейшем образовании молодого специалиста). Как известно, и реально, и формально успех в карьере во многом зависит от такого дополнительного образования

    Ориентация на Карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле. Поначалу это вызывает усмешки окружающих, но потом к этому привыкают. И когда появляется привлекательная вакансия или должность, то могут вспомнить и о молодом специалисте. Нередко для карьеры важны не столько профессионализм и протекция, сколько способность противостоять насмешкам и общественному мнению

    Смена места работы, вида деятельности на данном этапе уже допустимы, т.к. молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности

    Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе. С точки зрения Э.Ф.Зеера, это не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном положении часто оказываются молодые женщины, вышедшие замуж за "хорошо зарабатывающих" мужей, которые считают, что жена должна сидеть дома заниматься хозяйством

    50. Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

    Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось…)

    Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом

    Ревизия "я-концепции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. В немалой степени - это следствие переориентации с ценностей, характерных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких

    Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг" обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов)

    Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же "осторожных" отказов на работнике вообще могут поставить "крест" как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха в карьере лежит не столько профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию

    Освоение новой специальности и повышение квалификации

    Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция и т.п., которые часто также являются своеобразной компенсацией неудач на работе и которые Э.Ф.Зеер также считает не самыми лучшими способами преодоления кризисов на данном этапе

    Особым способом является ориентация на эротические приключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные "приключения" достаточно однообразны и примитивны, но и в том, что часто являются своеобразным "успокоением" для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации. Психологу-консультанту следует рассматривать такие "способы" с особой деликатностью

    51. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)

    Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации

    Коррекция "я-концепции" также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы

    Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом

    Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

    Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы

    Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Заметим, что к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему "экспериментировать" и "рисковать" без сильного ущерба для дела

    Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом…

    Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным "кормильцем", может сопротивляться выходу такого "кормильца" на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего "кормильца" к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте - это серьезная причина многих разводов

    52. Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией)

    Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли

    Сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями)

    Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

    Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности. Здесь увлечение хобби, досуговыми радостями или хозяйством вполне может рассматриваться как желательный способ

    Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов

    53. Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию)

    Новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу

    Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия - плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми внуками членами семьи

    Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п.

    Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было)

    Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал…)

    Чувство своей "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, кого пенсионер совсем недавно любил) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру… Криминальный аспект данной проблемы уже привлекает внимание исследователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения

    Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей "ненужности")

    Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров

    Вовлечение в общественно-полезную деятельность Заметим, что многие пенсионеры готовы работать и за чисто символическую зарплату, либо вообще бесплатно

    Социально-психологическая активность. Например, участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости… Еще Л.Н. Толстой говорил: "Если старики говорят "разрушай", а молодые - "созидай", то лучше послушаться стариков. Ибо "созидание" молодых - это часто разрушение, а "разрушение" стариков - это созидание, ибо на стороне стариков - мудрость". Недаром на Кавказе говорят: "Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи"…

    Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное - чтобы старик, точнее - пожилой человек - смог почувствовать свою "полезность"). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков, действительно, немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а людской потенциал. И если такой потенциал не используется, то это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют…

    51.Опишите кризис социально- профессиональной самоактуализации.Это кризис нереализованных возможностей. Дело в том, что во многих случаях достижение специалистом высокого уровня мастерства приводит к тому, что он перерастает свою профессию. Ведь стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности, а выполняемая специалистом деятельность не дает возможности самореализации, самоосуществления. Отсутствие условий для профессиональной самоактуализации личности приводит к неудовлетворенности собой, выполняемой работой, окружающими людьми. родуктивные выходы из такого кризиса – новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность; деструктивные варианты – увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, депрессия. азновидностью этого профессионального кризиса являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Они крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

    52. Опишите кризис утраты профессиональной деятельности.По достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию. Предпенсионный период. Для многих работников приобретает кризисный характер "это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протеканиякризиса утраты профессиональной деятельностизависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправдано было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинга социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.

    53. Опишите кризис профессиональной адекватности.После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Отмечается также пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену. Эта неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Назовем это беспокойное и тревожное состояние души кризисом социально-психологической адекватности.

  • Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.