О чем стихотворение маяковского скрипка и немножко нервно

  • Одиночество
  • Маяковский


История написания

Несмотря на глубину междустрочия стихотворения написано оно по мотивам посещения одного из ресторанов, завсегдатаем коих был Маяковский. В заведении играл оркестр, в котором скрипка явно выбивалась из общего темпа, привлекала внимание и раздражала, делала нервы. Это и натолкнуло поэта на мысль о сравнении музыкального инструмента и судьбы талантливого, но непризнанного человека.

Тема стихотворения

В стихе описывается игра оркестра, где главные герои музыкальные инструменты – скрипка, барабан и геликон. Первая явно выбивается из коллектива, она дёргается, упрашивает и в конце концов разревелась:

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась.

Это вызвало недовольство музыкального коллектива, никто не понял этих слёз, считая только свой звук правильным. Естественно, что каждый инструмент – это олицетворение людей, а оркестр – это человеческий коллектив, в котором скрипка – это гадкий утёнок. На его место ставит себя в 1914 году и Маяковский, но он уверен, что до перевоплощения в лебедя остаётся немного.

Подобного смысла фразы Маяковскому приходилось слышать не раз, поэтому кому как не ему писать подобные стихи? Кто как не он знает, что такое творческое одиночество, когда твой стиль не похож на другие? Нужна ли тут глубина анализа, чтобы понять, что только жертва подобных насмешек может их по достоинству оценить и описать?

Коротко о главном

Стих написан в тоническом размере и относится к лирическому жанру стихотворений. Тема – одиночество творческого человека, который выделяется из толпы и идёт своей дорогой.

В качестве средств выразительности использованы эпитеты (глупая тарелка, геликон меднорожий и т д.) и метафоры (оркестр чуждо смотрел, скрипка издёргалась, упрашивая и пр.).

Текст

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Результативная реклама от 29 000₽!
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"

Слушаем В Смехова

Анализ стихотворения В.В. Маяковского "Скрипка и немножко нежно"


Скрипка издергалась, упрашивая,

И вдруг разревелась

шатаясь, полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

Бросился на деревянную шею:

«Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи:


Скрипка и немножко нервно

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"


Творчество Владимира Маяковского довольно противоречиво и самобытно. Именно ему принадлежит авторство многих неологизмов, которые впоследствии прочно вошли в нашу жизнь. Кроме этого, поэт очень много работал над формой своих произведений и речевыми оборотами, считая, что можно добиться передачи своих чувств и мыслей при помощи удивительной комбинации слов, которыми так богат русский язык.

Ирония, смешанная с грустью и отчаяньем, звучат в последних фразах этого удивительно образного, чувственного и очень лиричного стихотворения. Маяковский, будучи еще очень молодым человеком, тем не менее, уже в полной мере ощущает свое одиночество. Он понимает, что отличается от обычных людей, которые не умеют чувствовать окружающий мир так остро и обнажать перед ним душу, даже если взамен получают плевок вместо любви. Но каждая новая душевная рана не ожесточает поэта, а лишь заставляет его отгораживаться от окружающего мира невидимой ширмой, через которую он наблюдает за различными событиями и явлениями, робко примеривая их к собственной жизни. Поэтому неудивительно, что обычная скрипка вызывает у поэта такую бурю эмоций, в ней он видит родственную душу, одинокую, униженную и никем не понятую.

Довольно часто раннее творчество писателя или поэта кардинально отличается от более поздних его произведений. Меняются темы, средства, наверное, сильнее всего меняются идеи, мировоззрение. Именно так случилось с поэтом ХХ века Владимиром Маяковским. Его первые стихи напоминают смысловые шарады, загадки, взрыв эмоций, иногда какой-то непонятный языковой эксперимент.

История гласит, что Маяковский, бывавший довольно часто в ресторанах и других увеселительных заведениях, где читал свои стихи или просто проводил время, наблюдал за музыкантами, ожидая, когда ему принесут заказ. Слушая звуки скрипки, которая явно выбивалась из общего хора музыкантов, он придумал первые строки:

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски…

В этом стихотворении, как, пожалуй, ни в каком другом, экспериментальность проявляется в форме стиха. Несмотря на строчки разной длины, оно звучит вполне ритмично, благодаря логическим ударениям, расставляющим акценты там, где это и требуется. Именно такой стих позже назовут тоническим - основанным на ударении. Подобный размер значительно расширил возможности стиха. Чем воспользовались не только поэты-футуристы, но и поэты-шестидесятники.

Слушать стихотворение Маяковского Скрипка и немножко нервы

Стихотворение “Скрипка и немножко нервно” – очередная смысловая шарада от Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ “Скрипка и немножко нервно” по плану, использованный на уроке литературы, поможет ученикам 11 класса лучше понять поэта.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Скрипка и немножко нервно.

История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.

Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.

Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению.

Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.

Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

История создания

Написанное в 1914 году, оно основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов – в подобные места Маяковский ходил часто, иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажду игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал этот стих.

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.

Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.

Композиция

Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” происходящее, несмотря на то, что над ним смеются. Мысль о человеке, который все поймет и услышит очень характерна для ранних стихов Маяковского.

Это лирическое стихотворение, в котором автор выражает свои чувства и переживания через вещи, которым он придает характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих. Маяковский создает новую форму – ритмичную за счет логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.

Выразительные средства

Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

  • Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры” , “ оркестр чужо смотрел “.
  • Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста” .

Не менее важны в создании ткани произведения неологизмы – те “самобытные слова”, которые он так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от речевых форм и размера, до поэтической эстетики.

Меню статьи:

Об истории создания шедевра

Лингвистические казусы, впрочем, встречаются не только у Маяковского. ХХ век – это эпоха экспериментов. В философии со смыслами играет Жиль Делез, а в литературе – например, Антон Чехов. Писатель как-то раз выдал забавный каламбур:

Шел дождь и два студента: один в калошах, другой – в университет…

Современники Маяковского рассказывали, что поэт был завсегдатаем баров и разнообразных кафе, где играла живая музыка. Там литератор декламировал свои произведения, наслаждался приятным времяпрепровождением, слушал игру музыкантов, наконец, обедал или ужинал. Часто Маяковский пробовал блюда под звуки скрипок. Голос этого инструмента нарушал общий монотонный ритм оркестра.

Тогда-то писателю и пришла в голову идея написать такое произведение:

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски…

Далее Маяковский обратился к аллегории. Это прием, который позволяет условно изображать в произведениях искусства отвлеченные идеи. Аллегория устанавливает тесные связи с аналогией. Так поэт выстраивает образную канву музыкального оркестра. В этом оркестре слышатся звуки разных инструментов: скрипки, геликона, барабана, тарелки. Аллегорический прием, между тем, вызывает у читателя совсем другие образы. Скрипка дергается и ревет, барабан шмыгает, геликон кричит. Маяковский наделяет инструменты человеческим характером. Под масками инструментов на самом деле скрываются образы людей.

Стихотворение Маяковского “Лиличка” – это некая литературная форма любви, так как поэт вдохновлялся на создание новаторских произведений искусства. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Экспериментальный характер проявился с помощью самой формы стиха. Это произведение – один из наиболее ярких примеров подобной экспериментальности. Маяковский вводит в текст разные по длине строки. Автор демонстрирует свое мастерство выстраивать ритмическую структуру, расставлять логические ударения, акценты в необходимых местах. Подобные произведения получили название тонических – то есть таких, которые основываются на ударениях.

Маяковский в роли экспериментатора расширил художественный потенциал лирики. Позже находки русского автора отразились в произведениях футуристов и шестидесятников.

Коллеги героини, между тем, проявили безразличие к просьбе скрипки.

Писатель представляет картину отчужденности, равнодушия, неприятия. Скрипка рыдает, но музыкальные инструменты демонстрируют разную реакцию на эмоции героини.
Наконец, барабан не выдерживает и произносит:

Хорошо, хорошо, хорошо.

Этот грузный и тучный инструмент понимает скрипку, желая помочь коллеге. Один в поле не воин: другие инструменты не поддерживают барабан.


Поддержка требует нравственных усилий. Сочувствие барабана превращается в предательство. Герой устает, прерывает речь скрипки и уходит.

А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел…

Музыкальные инструменты (кроме скрипки) в произведении воплощают глупость, грубость, отсутствие чуткости, агрессию. Другие герои из оркестра – это образы плотского, бездуховного начала.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка

Единственный человек, понимающий потуги музыкального инструмента-одиночки, – это сам герой (автор).

Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею.

Маяковский обращается к просторечным и разговорным словам. Эти средства повышают эмоциональность, выразительные возможности произведения.


Автор отводит в своем творчестве отдельное место рифме. Слова, наделенные наибольшей значимостью, писатель помещает в конец рядков. Рифмы русского автора отличаются богатством и запоминаемостью. Литератор пользуется неравносложными и составными рифмами. С помощью перечисленных средств писатель достигает живости, интонационного родства с разговорной речью. Также такие приемы усиливают лиричность, делают стих душевнее.

Маяковский возвращает порядок в последних строках произведения. Писатель говорит, что музыканты рассмеялись. И это значит, что ожидания читателя оправдались. Страдания скрипки понимает лишь герой, который остро чувствует голос индивидуальности в толпе обывателей. Герой тянется и жмется к скрипке, словно ища спасения от посредственности общества. Впрочем, этот мезальянс не пугает героя. Маяковский пишет о родственности скрипки и героя, которые понимают бестолковость ора и крика. Ни автор, ни музыкальный инструмент не способны доказать свою правоту. В итоге, Маяковскому надоедает прилагать усилия, растрачивать нервы, рвать голосовые связки. Автор предлагает героине решение проблемы:

Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А.

В центре лирического повествования находится проблема одиноких людей. Эта тематика не нова для литературы. Непревзойденным мастером образного представления одиночества считался Лермонтов. В текстах Маяковского одиночество предстает в новых, необычных и ярких ипостасях.

Произведение основывается на сопоставлении автором себя (образ скрипки) и обывателей, толпы (образ оркестра). Автор использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть этот контраст. Литератор противопоставляет скрипку другим инструментам в оркестре, а себя – музыкантам. Текст остро отразил волнения самого писателя, трагизм жизни Маяковского.


Одиночество представлено в широком контексте. Маяковский затрагивает проблему собственного одиночества, а также одиночества всех людей в целом. Экспериментальный характер произведения заставляет автора прибегать к необычным способам презентации этого состояния души. Поэт ощущал обособленность, отчужденность от людей, отделенность от социума. Конец текста дает надежду на обретение человека, способного понять чувства и мироощущение автора:

Экспериментальные формы и крайняя эмоциональность творения не помешала писателю выстроить последовательную композицию. Сюжет развивается динамично и постепенно. Намек на ведущую тему наблюдается уже с первых строк текста. Повествование развивается, чувства накаляются. Наконец, кульминация – это своеобразный эмоциональный взрыв. Спасителем катастрофической ситуации становится поэт. Герой не боится выразить чувства скрипки, несмотря на смех окружающих людей. Желание обрести родственную душу часто слышится в раннем творчестве экстравагантного литератора.

Произведение относится к жанру лирических текстов. Маяковский использует вещи, чтобы через их образы передать собственные чувства. Прием олицетворения наделяет вещи свойствами и характерами живых существ.

Литератор нередко вводил в свои тексты неологизмы – это одна из черт экспериментальной и футуристической литературы. Неологизмами называются слова с сильным самобытным характером. В целом, все произведения Маяковского представляют собой приемы новаторства в литературе.

Стихотворение “Скрипка и немножко нервно” – очередная смысловая шарада от Маяковского, который в ранний период своего творчества увлекался языковыми экспериментами и загадками. Краткий анализ “Скрипка и немножко нервно” по плану, использованный на уроке литературы, поможет ученикам 11 класса лучше понять поэта.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Скрипка и немножко нервно.

История создания – написано стихотворение в 1914 году, когда основным мотивом творчества у Маяковского было непонимание окружающих. Этот мотив он воплотил в экспериментальной поэтической форме.

Тема стихотворения – непонятость творческой души не только толпой, но даже теми людьми, которые находятся рядом, ведь скрипка вызывает удивление не только у обывателей, но и у товарищей по оркестру.

Композиция – последовательная, история музыкального инструмента развивается от первой строки до последней, раскрывая замысел поэта. Сначала задается мотив диссонанса между скрипкой и другими игроками оркестра, потом автор показывает, как она плачет, доведенная до истерики, причем ей приказывают замолчать. И в конце оказывается, что только поэт может понять и защитить ее.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение относится к тоническому стихосложению.

Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел”.

Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

История создания

Написанное в 1914 году, оно основано на впечатлении от посещения одного из ресторанов – в подобные места Маяковский ходил часто, иногда читал там стихи, иногда просто ужинал. И вот, услышав однажду игру оркестра, в котором звуки скрипки явно диссонировали с остальными инструментами, он и создал этот стих.

Ключевая тема произведения – одиночество. Поэт говорит о себе и о каждом непонятном человеке вообще, выбрав для этого достаточно необычный способ. Музыкальные инструменты оркестра олицетворяют разных людей, а скрипка является лирической героиней, воплощающей переживания самого Маяковского – поэт всегда остро чувствовал свою отсоединенность от людей.

Стихотворение очень насыщено в эмоциональном плане, оно остро передает переживания автора и глубину его трагедии: он выступает перед чуждой толпой и окружают его не собратья по перу, а такие же бездушные люди. И все же он продолжает надеяться на то, что когда-то появится человек, который поймет его и примет.

Композиция

Как и в большинстве произведений поэта, особенно ранних, здесь, несмотря на экспериментальность формы и эмоциональный взрыв, можно легко отследить последовательно развивающуюся композицию, когда мысль об одиночестве появляется уже в первых строках, ситуация накаляется, доходя до своего пика, а потом появляется поэт и “спасает” происходящее, несмотря на то, что над ним смеются. Мысль о человеке, который все поймет и услышит очень характерна для ранних стихов Маяковского.

Это лирическое стихотворение, в котором автор выражает свои чувства и переживания через вещи, которым он придает характер и особенности поведения людей. Также большую роль в создании настроения играет экспериментальный тонический стих. Маяковский создает новую форму – ритмичную за счет логических ударений, но в то же время не похожую на классическое построение. Таким образом он расширяет возможности стиха, помогает ему звучать по-новому.

Выразительные средства

Для того, чтобы передать всю глубину эмоционального отчаяния человека, который чувствует себя никому не нужным настолько, что готов истерически расплакаться перед толпой, Маяковский использует такие художественные средства:

  • Метафора – “скрипка издергалась, упрашивая”, “сгибающиеся под ужасом пюпитры”, “оркестр чужо смотрел“.
  • Эпитеты – “скрипкина речь”, “геликон меднорожий”, “глупая тарелка”, “деревянная невеста”.

Не менее важны в создании ткани произведения неологизмы – те “самобытные слова”, которые он так часто использует. В стихотворении “Скрипка и немножко нервно” Маяковский следует правилам футуризма, создавая произведение, новаторское во всех планах, от речевых форм и размера, до поэтической эстетики.

Разделы: Литература

Я сошью себе черные штаны
из бархата голоса моего.
Желтую кофту из трех аршин заката.

Сходность жизненных позиций скрипки, умеющей быть одинокой, и лирического героя подчеркивают финальные строки произведения:

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала!
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел и вижу
глаза лошадиные…

Лирический герой, подсмотрев чужие слезы, испытывает неловкость и неожиданную нежность, желание помочь, утешить:

Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

Поэт использует иносказание для выражения значения образа звезд. Символ – это особый художественный образ. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.

Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной!
Слово плевочки вводится в текст как антитеза:
Значит – кто-то называет
эти плевочки жемчужиной?
(жемчужины/плевочки).

Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.

Это – междустрофический перенос, прием, позволяющий придать стиху дополнительную динамичность, подчеркнуть предельную взволнованность лирического героя.

– Перечитайте стихотворение. Какие чувства вы испытываете после чтения этого стихотворения?

Ученики говорят о том, что стихотворение Маяковского необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром.

– Какова тема стихотворения?

– Как переживает лирический герой свое одиночество?

Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой боится.

– Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ?

Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем – о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.

Послушайте!
Ведь если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

– Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя?

– Каким видим лирического героя в этом стихотворении?

Лирический герой – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.

– Выделите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

– Какое слово вводится как антитеза?

Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком.

…врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит…

– Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?

Если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?

– Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Можно ли говорить, что в произведении есть тема поэта и поэзии? Почему?

Использованная литература:

1. Агеносов В.В., Безносов Э.Л. и др. Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2000.

2. Дядичев В.Н. В.В.Маяковский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2002.

3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., Русское слово, 1999.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.