Обследование речи детей неврологом

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике.Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

  • Афазии
  • Дизартрии
  • Алалии

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Записаться на приём к логопеду: +7(495)999-03-17


Задержка речевого развития — заболевание, при котором ранняя диагностика и терапия имеет огромное значение. При малейших признаках нарушения речи, надо как можно быстрее обратиться к специалисту и пройти обследование. ЗРР опасна не только сама по себе, но и может быть признаком другого, более серьезного заболевания.

Признаки ЗРР

Диагностика ЗРР возможна только после двух лет, однако первые признаки, которые должны насторожить родителей, можно заметить раньше. Специалисты называют семь основных симптомов того, что есть проблемы с речью:

  • отклонения на доречевом этапе (период лепета, гуления). Нарушения могут проявляться по-разному: недостаточная выраженность звуков, их однотипность, плач в одной и той тональности;
  • годовалый малыш не реагирует на голос родителей, свое имя (при этом у него нет проблем со слухом);
  • в год-два ребенок отказывается повторять слова и фразы за взрослым. Эхолалия — необходимый и естественный этап освоения устной речью. Он помогает познакомиться с фонематическим звучанием языка, понять артикуляцию;
  • отсутствие в два года активно используемых слов. В этом возрасте малыш уже должен использовать простые слова, чтобы дать понять взрослым, чего он хочет и что его беспокоит;
  • к трем годам ребенок не формирует из слов фразы. Очень важно, что в этом возрасте он уже не просто бездумно повторяет услышанные фразы, а в состоянии их сам придумать;
  • ребенок не старается говорить четко и не заинтересован в том, чтобы его понимали;
  • невнятная речь после трех лет.

Важно! Особое внимание стоит уделить ребенку, если есть предпосылки для возникновения ЗРР: наследственность, осложнения при беременности или родах, токсические или инфекционные поражения.

Методы диагностики ЗРР

Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.

Диагностика задержки речевого развития включает в себя следующие обязательные этапы:

  • прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
  • исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
  • обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
  • логопедическая диагностика;
  • психологическая диагностика.

Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.

Формирование языковых навыков напрямую зависит от развития ЦНС, в частности головного мозга. В раннем детском возрасте функции речи, мышления и памяти тесно взаимосвязаны. В дальнейшем, при отсутствии патологий, эти функции отделяются друг от друга, формируется абстрактное и ассоциативное мышление. Любые изменение анатомии мозга, функциональные нарушения сразу же отражаются на развитии речи.

Диагностика у невролога необходима, чтобы выявить отсутствие патологий в НС. ЗРР в данном случае может быть вызвана следующими причинами:

  • генетические и хромосомные заболевания,
  • патологии развития НС,
  • повреждения, ЧМТ,
  • инфекции, опухоли, нарушение обменных процессов в мозге.

Какие обследования при ЗРР будут назначены, зависит от сопутствующих симптомов и анализа собранного анамнеза. Стандартные неврологические обследования при ЗРР:

  • МРТ (для выявления структурных поражений);
  • генетические, нейрофизиологические и нейробиохимические исследования;
  • ЭЭГ для выявления эпилепсии;
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга.

Всестороннее неврологическое исследование при ЗРР проводится совместно с детским психологом и психиатром. Тщательные анализы при ЗРР необходимы для выявления общих нарушений в развитии (аутизма, шизофрении, олигофрении и других).

Методы оценки общего уровня развития при диагностике ЗРР:


  • Логопедическая диагностика дошкольников
  • Методика обследования речи Акименко
  • Исследование состояния фонематического восприятия
  • Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова
  • Исследование произношения и воспроизведения речи
  • Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи
  • Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).
  • Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников
  • Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи
  • Проверка неречевых психических функций
  • Анкета сбора данных анамнеза
  • Логопедическое обследование неречевого ребенка
  • Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
  • Изучение невербальных компонентов коммуникации

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.


Логопедическая диагностика младшего дошкольника

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.


Занятия ребенка с логопедом

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.


В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).


Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Разделы: Логопедия

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    Литература:

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    Анна Виль
    Логопедическое обследование безречевых детей

    Логопедическое обследование безречевых детей[/b]

    Уважаемые коллеги! Делюсь составленным протоколом обследования безречевого ребенка. Составила я его по пособию Кирилловой Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. + Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие. . Апробировала на детях дошкольного возраста и результаты обследования с заключениями (виды нарушенных анализаторов: речеслуховой или речедвигательный) были подтверждены при медицинском обследовании.

    1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

    (импрессивная речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие)

    Выполняет С помощью Не выполняет

    Выявление объема и точности словаря.

    Задание 1. Выявление объема и точности словаря.

    Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.).

    Если ребенок справляется то попросить -узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

    Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

    Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.

    Предложите ребенку найти предметы по темам : «Найди посуду (игрушки, одежду, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки.).

    Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей

    туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

    Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.

    Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы.

    Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.

    Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке

    действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто

    Две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто

    Задание 7. Понимание названий признаков предметов.

    Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.

    Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов:

    Понимание предложений

    Задание 1. Выполнение инструкции:

    Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе:

    Иссл-е слуховых функций и фонематического восприятия

    Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов:

    найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

    Задание 2. Выяснение направленности слухового внимания:

    с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

    Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.

    Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный).

    2. НЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ.

    (особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте) Выполняет С помощью Не выполняет

    Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.

    Задание 2. Ориентировка на плоскости.

    На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат,

    крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите:

    Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

    Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

    Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий:

    … широко отрыть рот;

    … вытянуть губы в трубочку;

    … сделать губы как при звуке [о];

    … высунуть язык лопаткой;

    … поднять кончик языка вверх;

    … опустить кончик языка вниз;

    … поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

    Задание 6. Способность к переключению движений.

    Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

    Задание 7. Конструктивный праксис:

    воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу,

    создать конструкцию по памяти.

    Задание 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности:

    сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем;

    облегченный вариант кубиков Кооса;

    выполнить вкладки в доску Сегена.

    3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ.

    Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

    изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения

    Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

    Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

    Задание 3. Реакция на впечатление.

    Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

    Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

    Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).

    Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

    Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

    Формирование навыков коммуникативного взаимодействия с взрослыми у безречевых детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ Введение Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и.

    Индивидуальное (для малой подгруппы детей) логопедическое занятие Конспект индивидуального (для малой подгруппы детей) занятия с использованием ИКТ, на этапе автоматизации звука Р в словах и предложениях.


    Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

    Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

    Обследование словаря. Словообразование и словоизменение Словообразование и словоизменение Существительные 1. Один - много. Если ребёнок понимает задание, ему предлагается для образования множественного.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.