Обследования психического и нервного состояния

Диагностика нервной системы является основой для качественной и безопасной терапии. Главным инструментом диагностики является очный осмотр опытным врачом. Инструментальные, аппаратные и лабораторные методы диагностики нервной системы относятся к второстепенным или дополнительным средствам. Диагноз устанавливается на основании данных очного обследования врача, который может при необходимости воспользоваться одной или несколькими второстепенными методиками для уточнения собственных выводов.

Значение качественной диагностики нервной системы

НУЖНА ПОМОЩЬ?
Звоните +7 495 135-44-02
Мы гарантированно поможем

Лечение психических расстройств требует тщательной диагностики и индивидуального подбора терапевтических методик. Посоветуйтесь с лечащим врачом-психотерапевтом, неврологом или психиатром.


Для опытного врача далеко не всегда требуется прибегать к дорогостоящим аппаратным, инструментальным или лабораторным методам диагностики нервной системы. Полное и правильное обследование пациента при личном контакте даёт значительно больше сведений о заболевании. Именно поэтому наши специалисты редко используют дополнительные методики. Мы считаем, что для убеждения человека начать лечение, в большей степени необходимо объяснить человеку сущность его заболевания и возможные последствия. Мы верим в разумность людей, а не в шаманство над второстепенными обследования для доказательств необходимости лечения.

Поэтому в клинике создана возможность проведения всех видов лабораторных исследований (в том числе общий, биохимический, анализ на уровень гормонов, маркеров опухолевого роста, на содержание в организме металлов и микроэлементов, лекарственных и наркотических средств, серологические и иммунологические исследования картины крови; биохимический и общий анализ мочи, анализ мочи на содержание психоактивных веществ).

Кроме того, в клинике проводятся аппаратные исследования: энцефалография (ЭЭГ), электрокардиография (ЭКГ).

Клиника Брейн Клиник укомплектована специалистами таким образом, что вероятность постановки ошибочного диагноза и назначение неверного лечения практически полностью исключена.

  • Врач-психотерапевт
  • Врач-невролог
  • Врач восстановительной терапии
  • Врач общей практики

Оперативно проводятся обследования не только специалистами, но и с помощью лабораторных исследований и аппаратного контроля.

  • При необходимости имеется возможность отбора биологических сред для исследования (кровь, моча).
  • Аппаратный контроль пульса, наполнения крови кислородом.
  • Аппаратный контроль артериального давления.
  • Электрокардиографическое обследование (ЭКГ — 24 канальное).
  • Суточное мониторирование по ХОЛТЕРУ.

Диагностика нервной системы – один из важнейших компонентов, который играет основную роль при определении тактики проведения терапии.

Диагностика – совокупность методов исследования пациента и установление полного и точного диагноза в соответствии с данными, собранными у больного и его близких, из проведенных всесторонних исследований, а во многих случаях и из результатов проводимого лечения, наблюдения и характера течения заболевания.

Диагноз – определение и распознание, указание на болезнь. Ставится посредством проведения полной патопсихической диагностики психического состояния пациента, посредством анализа и сопоставления симптомов (признаков). Основывается на тщательном изучении признаков психического расстройства и рассмотрении, сравнении, близких или сродных заболеваний. Методика установления психического расстройства называется патопсихической диагностикой.

В широкой медицинской практике, наиболее часто используются следующие понятия:

1. Гипотетический диагноз – предположительный, содержит первые диагностические предположения и проходит проверку в ходе дальнейшего патопсихического диагностического процесса и обследования нервной системы в целом.

2. Дифференциальный диагноз – понятие, используемое в процессе изучения характеристики заболевания и его точного определения. Проведение систематизации всех вероятных заболеваний при наличии конкретных клинических признаков, в процессе исследования нервной деятельности пациента. При наличии признаков психического или неврологического расстройства требуется проведение дифференциального диагноза наиболее тщательно.


3. Диагноз Кречмера – многомерный, согласно которому следует равнозначно учитывать все факторы, участвующие в возникновении и течении расстройства нервной системы.

4. Предварительный диагноз – формулируется до завершения полного патопсихического и функционального обследования, который определяет дальнейшую диагностическую тактику врача-психотерапевта. При предварительном диагнозе весьма часто приходится его корректировать, при более глубоком знакомстве с особенностями развития нервной системы и особенностями проявления нервного расстройства, у конкретного пациента. Особенно это касается диагностики психических расстройств без типичной клинической картины (например, скрытые и невыраженные депрессии, неврозы) и при сложностях установления истинных причин развития заболевания нервной системы.

5. Психологический диагноз – ставится посредством качественных и количественных показателей охарактеризовать:

а) состояние данного человека и его позицию в определенной координатной системе;

б) условия и причины, которые привели к этому психическому состоянию;

в) связанную с этим цель – какие меры следует предпринять.

6. Окончательный диагноз – формулируется по завершению патопсихического и неврологического обследования. Окончательный диагноз часто связан с выпиской пациента из стационара.

7. Ретроспективный диагноз – основан на дальнейших наблюдениях над пациентом. У многих пациентов с нервными и психическими расстройствами более категорический диагноз можно поставить только после длительного наблюдения и при сопоставлении данных за весь период, в том числе развития клинической картины, состояния в период ремиссии, результатов проводимого лечения и т.д.

8. Функциональный диагноз – включает определение функций отдельных органов и систем, возможности их компенсации в процессе проводимого основного лечения и необходимости обращения к смежным специалистам.

С учетом Законодательства Российской Федерации о предоставлении медицинских услуг населению, специалисты клиники предлагают пациентам на выбор возможность пройти тот объем обследований, который желает сам пациент, либо довериться опыту врача и следовать его рекомендациям.

В Брейн Клиник Вы можете анонимно пройти полное диагностическое обследование нервной системы

Получить подробную консультацию и эффективную помощь в лечении любых расстройств связанных с расстройством нервной системы.

Позвоните по телефону +7 495 135-44-02 и запишитесь на прием.

Мы сможем оказать Вам или Вашим близким достойную адекватную медицинскую помощь.

Обзор всех способов диагностики функциональных психических заболеваний (шизофрении, депрессии и других) от доктора медицинских наук Щербаковой Ирины Валентиновны.

Важнейший этап психиатрической помощи пациентам — установка правильного диагноза. Именно диагноз определяет дальнейшие стратегии ведения пациента, лечение, прогноз и перспективы.

К методам диагностики в психиатрии относятся:

  • клинические — беседа, наблюдение
  • психометрические — патопсихологическое исследование
  • лабораторные — генетические, иммунологические (Нейротест)
  • инструментальные — томография, ЭЭГ, Нейрофизиологическая тест-система (НТС)

Клинические методы

Основными методами диагностики психических заболеваний остаются клинические. Чтобы определить психическое расстройство врач использует информацию о симптомах заболевания, которую получает от пациента и его близких во время беседы. Кроме того врач наблюдает за пациентом: за его двигательной активностью, мимикой, эмоциями, речью, характером мышления. Оценка развития и видоизменений признаков болезни дает представление о скорости течения заболевания, его характере. Анализ совокупности полученных клинических данных позволяет установить конкретное психическое расстройство.

Клинические методы зависят от субъективных факторов:

  • откровенности пациентов, их родных в изложении картины болезни и фактов биографии
  • опыта и знаний врача

Применение дополнительных объективных методов исследования — лабораторных, инструментальных — повышает надежность диагностики психических расстройств и позволяет подобрать оптимальные средства терапии.

К распространенным функциональным расстройствам относят:

  • эндогенные психозы, включая шизофрению, шизоаффективные и бредовые расстройства
  • шизотипическое расстройство
  • расстройства настроения (депрессия, мания, биполярное аффективное расстройство)
  • невротические расстройства

Разграничение между собой внешне схожих, но по сути различных заболеваний — сложная задача, решение которой может занять нескольких месяцев (!). Чтобы распознать психически больного человека, необходимо использовать разные диагностические методы в комплексе (клинические, психометрические, лабораторные и инструментальные).

Рано поставить правильный диагноз важно еще и потому, что благодаря раннему началу лечению пациент быстрее выходит в ремиссию или выздоравливает, улучшается качество его жизни и социальный прогноз.

Психометрические методы диагностики в психиатрии

Получить больше информации о текущем состоянии психического здоровья пациента позволяют психометрические методы . Специалист использует стандартизированные шкалы (которые прошли научные исследования) для оценки психических нарушений в баллах: тревоги, депрессии, мании, деменции. Психометрия дает врачу дополнительные сведения о тяжести нарушения, а также об эффективности лечения.

Психометрические шкалы делятся на:

  • самоопросники — заполняет пациент на основе своих ощущений
  • опросники — заполняет врач

Более расширенную и конкретизирующую информацию несет патопсихологическое обследование . Его проводит клинический психолог.

Чтобы понять, что у человека психическое расстройство, в качестве психодиагностических методов используют батарею стандартизированных тестов, заданий и шкал. Они оценивают основные сферы психики:

  • мышление
  • внимание
  • эмоции
  • волю
  • память
  • интеллект
  • личностные особенности человека

При обследовании специалист находит даже самые минимальные изменения, которые еще не определяются клиническими методами. Метод наиболее эффективен при подозрении на психическое расстройство, для уточнения диагноза, оценки степени психического дефекта.

Лабораторные методы

Неоспоримый вклад в формирование предрасположенности к шизофрении и других психических заболеваний вносят генетические факторы . Действительно в семьях пациентов часто есть родственники, которые страдают психическими расстройствами. Чем ближе степень кровного родства — тем выше риск заболеть. Самый высокий риск, если болеют оба родителя или близнец пациента.

Попытки найти гены — маркеры шизофрении привели к неоднозначным выводам. Оказалось, что у пациентов с шизофренией имеются сотни генных аномалий в различных сочетаниях. Выявление таких отклонений не является доказательством шизофрении, а свидетельствует лишь о вероятности ее возникновения. Развитие болезни происходит при взаимодействии многих факторов (внутренних и внешних), включая генетические.

Другое направление в поиске маркеров шизофрении и шизофреноподобных расстройств — иммунологические методы . К концу двадцатого века стала очевидной тесная связь между нервной и иммунной системами, обнаружены специальные молекулы и вещества, которые участвуют в этом взаимодействии.

Оказалось, что некоторые иммунные факторы, которые циркулируют в крови, могут реагировать на психические изменения и отражают болезненные процессы, которые происходят в головном мозге. Среди таких факторов:

  • антитела к мозговым белкам
  • лейкоцитарная эластаза
  • альфа-1-протеиназный ингибитор
  • С-реактивный белок

Число антител к мозговым белкам заметно растет при некоторых формах шизофрении, аутизме, задержках развития. Измерение уровня таких антител в крови широко используется как метод, дополняющий клинические методы психиатрической диагностики. В отрыве от клинических данных этот метод не валиден, так как повышение уровня антител наблюдается и при других заболеваниях нервной системы: рассеянном склерозе, энцефалитах, травмах, опухолях.

Более чувствительный способ диагностики психических расстройств — определение в крови показателей врожденного иммунитета, а именно провоспалительных факторов: лейкоцитарной эластазы, альфа-1-протеиназного ингибитора, С-реактивного белка. Научные исследования нашли связь этих показателей с обострением шизофрении, характером течения и ее формой, а также степенью психического дефекта.

Совместив в комплексе измерения провоспалительных маркеров с уровнем антител к мозговым белкам в крови (белку S-100, основному белку миелина) был создан новый инструмент объективизации диагноза — Нейротест , который повышает надежность выявления и прогноза шизофрении и шизофреноподобных расстройств.

Инструментальные методы

Определить психические отклонения у человека помогают инструментальные методы обследования — томография, электроэнцефалография (ЭЭГ). При функциональных психических заболеваниях применяются ограниченно, по показаниям. Данные этих обследований полезны для дифференциальной диагностики. Например, магнитно-резонансная томография требуется, когда необходимо убедиться, что психические симптомы не связаны с повреждением мозговых тканей, сосудов или нейроинфекцией.

Традиционное изучение биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) при эндогенных болезнях, например шизофрении, не показывает специфических отклонений. Более интересные результаты дает ЭЭГ, записанная в условиях воздействия на пациента звуковых, зрительных и других раздражителей. В этих условиях у пациента регистрируют так называемые вызванные потенциалы.

У пациентов с шизофренией, шизотипическим расстройством и предрасположенных лиц параметры некоторых вызванных потенциалов (компонентов Р50, Р300, N400, NA) могут существенно отличаться от здоровых. Эти аномалии отражают затруднение распознавания сигналов, нарушения памяти и направленного внимания, нарушение когнитивных функций в целом. Отдельные аномалии связаны с остротой, длительностью болезни, ее синдромами.

Хотя особые вызванные потенциалы могут встречаться при депрессии, инсультах, травмах мозга, алкоголизме, в основном их оценка вместе с клиническими данными помогает врачу в диагностике шизофрении и шизофреноподобных расстройств.

Такой комплекс содержит тест на антисаккады и тесты с определением вызванных потенциалов (Р50 или Р300). Целесообразно также измерить предстимульное торможение стартл-рефлекса (СР), которое отражает врожденную реакцию человека (вздрагивание) на внезапный громкий звук. Отклонения стартл-реакции наблюдаются при шизофрении, уже на ранних стадиях заболевания. Такая диагностическая батарея ЭЭГ-тестов называется Нейрофизиологическая тест-система .

Описанные выше методы диагностики психических заболеваний применяют в дополнение к клиническим. Они основаны на результатах мировых исследований, представляют собой разные способы регистрации биологических изменений, которые свойственны психическому заболеванию. Принцип тот же, что и в других областях медицины: после осмотра и беседы врач назначает уточняющие обследования с различными возможностями — УЗИ, рентген, анализы. Совокупность полученных данных о состоянии здоровья увеличивает точность диагноза и сводит ошибки к минимуму.


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


Полноценное исследование нервно-психического статуса больного можно провести лишь в том случае, если врач прекрасно знает симптоматологию нервных и психических заболеваний, хорошо владеет специальными методами исследования, применяемыми в неврологии и психиатрии.

Распросс и беседа

В процессе беседы с больным выясняют также, не нарушено ли у него внимание и способен ли пациент длительное время сосредоточиваться на одном деле. Отмечают возможные нарушения памяти (на отдаленные или текущие события).

При расспросе больного на основании характеристики получаемых ответов можно сделать вывод и о состоянии его интеллекта, в частности, о соответствии интеллекта больного полученному им образованию. Обращают внимание на наличие или отсутствие различных нарушений мышления, которые могут выражаться в каких-либо бредовых интерпретациях, появлении сверхценных идей, навязчивых состояний.

Исследованию эмоциональной сферы больного помогает оценка его внешнего вида, одежды, выражения лица. Так, лицо больных, находящихся в депрессивном состоянии, выражает обычно тоску и печаль. При эмоциональной тупости больные становятся очень неряшливыми, безразличными ко всему. При маниакальном состоянии больные всем своим видом выражают приподнятое настроение, восторженность, неуемную радость.

Наконец, исследуя волевую или произвольную деятельность больного, отмечают особенности его поведения, определяют, как пациент (самостоятельно или по принуждению персонала) выполняет те или иные действия (в том числе умывание, прием пищи и др.), нет ли негативизма в поступках (когда больной делает противоположное тому, о чем его просят), нарушений нормальных влечений (усиления, ослабления и т.д.).

Выясняя возможные неврологические жалобы, в первую очередь обращают внимание на головные боли, которые могут нередко встречаться, в том числе и у больных с соматическими заболеваниями (гипертонической болезнью, при лихорадочных состояниях, интоксикациях и т.д.). Классификация головных болей достаточно сложна и предусматривает выделение различных типов цефалгии, т.е. головной боли (мигрснозного, сосудистого типа и др.).

При наличии жалоб больного на головокружение стараются выяснить, как часто оно возникает, является кратковременным (минуты, часы) или длительным, сопровождается ли тошнотой и рвотой, а также какие факторы вызывают его появление (повышение артериального давления, поездка в транспорте, подъем на высоту и др.). При этом следует иметь в виду, что несистемное головокружение (ощущение диффузного нарушения восприятия пространства) нередко наблюдается при анемиях, аортальных пороках сердца, гипертонической болезни, неврозах и т.д., тогда как системное головокружение (с ощущением вращательного движения окружающих предметов или самого больного в определённую сторону) связано обычно с поражением лабиринта или мозжечка.

При расспросе больных уточняют также наличие у них обмороков, являющихся самой частой формой кратковременного расстройства сознания. Обмороки рефлекторного, нейрогенного генеза могут возникать при длительном неподвижном стоянии, при резком переходе из горизонтального положения в вертикальное. Обмороки, связанные с развитием ишемии мозга, встречаются при нарушениях сердечного ритма (синдром Морганьи-Адамса-Стокса), аортальных пороках сердца, артериальной гипертонии, анемиях и т.д.

Расспрашивая пациента, выясняют также характер и продолжительность его сна, самочувствие после пробуждения. Часто у больных с различными заболеваниями (в том числе и терапевтическими) выявляются различные нарушения сна, к которым относятся затрудненное засыпание, повторное пробуждение среди ночи, раннее утреннее пробуждение, ощущение усталости и разбитости после сна, тягостные сновидения, патологическая сонливость и др.

Расстройства сна являются очень характерными для невротических состояний, но могут встречаться также и при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, особенно если они протекают с выраженным болевым синдромом, тяжелой одышкой и т.д. Патологическая сонливость наблюдается при различных эндогенных интоксикациях (например, при хронической почечной и печеночной недостаточности, сахарном диабете), но может также отмечаться при ожирении, утомлении, авитаминозах.

Детальное исследование всех XII пар черепно-мозговых нервов проводится специалистом-невропатологом. Все же и терапевт должен уметь обнаружить наиболее яркие симптомы, свидетельствующие о возможном поражении краниальных нервов. К ним, в частности, относятся жалобы на расстройства обоняния, снижение остроты зрения, нарушения центрального и периферического зрения, расстройства реакции зрачков на свет, аккомодацию и конвергенцию, неодинаковые размеры зрачков (анизокория), нарушения функции жевательных и мимических мышц (в частности, сглаживание носогубной складки, перекошенность рта), снижение слуха, нарушение равновесия и неустойчивость в позе Ромберга (в положении стоя с закрытыми глазами, сблизив носки и пятки), расстройства глотания, наличие афонии (потери голоса), нарушение высовывания языка и др.

Различные нарушения двигательной сферы могут заключаться в ограничении или полном отсутствии активных движений, ограничении или, наоборот, избыточности пассивных движений, нарушении координации движений, повышении или снижении мышечного тонуса, появлении насильственных движений.

Важным разделом неврологического исследования является оценка рефлекторной сферы. При различных заболеваниях нервной системы отмечаются повышение или снижение сухожильных рефлексов (коленного, ахиллова и др.), уменьшение кожных рефлексов, появление патологических рефлексов (Бабинского, Россолимо и др.).

Существуют специальные приемы для выявления изменений болевой и температурной чувствительности. При этом сами больные могут жаловаться на снижение или полное отсутствие чувствительности в различных областях, появление участков повышенной чувствительности, разнообразные парастезии (ощущение ползания мурашек, стягивания, покалывания и т.д.). Указанные нарушения встречаются при полиневритах (например, у больных хроническим алкоголизмом), нейропатиях.

При расспросе отмечают возможное наличие тазовых расстройств (нарушения мочеиспускания, дефекации, половых функций), которые в ряде случаев имеют нейрогенную природу. Обращают внимание на расстройства речи и письма, которые могут выражаться в нарушении артикуляции (дизартрия), утрате способности читать (алексия) и писать (аграфия) и др.

Для оценки состояния вегетативной нервной системы применяют исследование дермографизма. Для этого концом стеклянной палочки наносят на кожу легкие штриховые раздражения. В норме у здоровых людей на коже сразу появляется белая полоска, связанная со спазмом капилляров. При более сильном нажиме образуется красная полоска, обусловленная расширением капилляров (красный нестойкий дермографизм). Возникающий в таких случаях длительный (стойкий) красный дермографизм будет свидетельствовать о снижении тонуса капилляров и их расширении. Напротив, длительный белый дермографизм указывает на стойкий спазм капилляров.


[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Методические проблемы диагностики психических состояний

Психическое состояние — это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека. Это понятие используется в психологии для условного выделения в психике человека относительно нестабильных, изменчивых ее аспектов в отличие от такой характеристики, как психическое свойство, указывающей на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость. Психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определенный период времени. Оно имеет начало и конец, изменяется со временем под влиянием различных факторов (как внешних, так и внутренних). Психическое состояние отражается на своеобразии протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и проч.), проявляется в деятельности и поведенческих реакциях и включает в себя переживание. Субъективное переживание состояния может не вполне соответствовать внешне выраженным характеристикам. Например, ощущение усталости может не соответствовать утомлению, проявляющемуся в работоспособности. Вместе с тем, одно и то же поведение может быть связано с разными переживаниями. Так, двигательная активность может быть проявлением и состояния бодрствования, и состояния стресса. Это обстоятельство особенно важно учитывать при диагностике психических состояний, стремясь оценить разные их стороны.

Существует множество самых разнообразных психических состояний, различающихся между собой в разных отношениях. Вследствие этого нет единой универсальной их классификации. Поэтому в зависимости от исследовательской или практической задачи, а также от теоретических воззрений психологов выделяются разные основания их классификации. Так, Н. Д. Левитов предложил разделять их на состояния, относящееся к познавательной деятельности, эмоциям и воле (по аналогии с классификацией психических процессов). В медицинской психологии выделяются и изучаются патологические формы психических состояний. Можно различать психические состояния в зависимости от деятельности, выполняемой индивидом — игровой, учебной, трудовой, спортивной.

Особое практическое значение имеет диагностика состояний человека при выполнении им трудовой деятельности. В психологии труда и эргономике для обозначения изучаемых и диагностируемых там состояний используется термин "функциональные состояния". Этим подчеркивается, во-первых, отнесенность состояний к деятельности отдельных органов, физиологических систем и организма в целом, и во-вторых, указывается на то, что речь идет о состояниях работающего человека (состояниях в процессе выполнения деятельности). Специфичность этого аспекта исследований и диагностики состояний состоит в том, что они рассматриваются в отношении эффективности выполняемой им деятельности, их соотнесенности с возможностями человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять успешно определенный вид деятельности. Поэтому особое внимание уделяется состояниям утомления, монотонии, стресса, тревожности.

Понятие "функциональное состояние" первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Именно в физиологии всегда уделялось большое внимание исследованиям состояний. Особенно мозга и нервной системы. Так, И. П. Павлов считал важнейшей задачей изучение состояний высшей нервной деятельности, рассматривая их физиологическим механизмом психических состояний, а психологию — наукой о внутренних (психических) состояниях.

Но анализ только физиологической основы психических состояний нельзя признать достаточным. Каждое состояние имеет многообразные проявления, относящиеся не только к физиологическому, но и к психологическому и поведенческому уровням. Исследователи этой проблемы рассматривают психические состояния как сложную системную реакцию человека в ответ на внешнее воздействие, проявляющуюся как в физиологических, так и психологических реакциях. Функциональное состояние понимается как "интегральный комплекс наличных характеристик тех функций качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности". Поэтому изменения в состоянии работающего человека можно зафиксировать посредством регистрации как функционирования различных физиологических систем (сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной, двигательной и др.), так и протекания основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.) и выраженности субъективных переживаний (усталости, вялости, бессилия, раздражения и т.д.). Многоуровневость психических состояний проявляется в разных походах к их диагностике.

Вообще нельзя не отметить, что проблема диагностики состояний в дифференциально-психологических и психодиагностических исследованиях занимает второстепенное место. Это обусловлено тем, что диагностика как прикладная наука основной своей целью ставит нахождение и измерение относительно стабильных свойств человека, позволяющих строить длительные прогнозы. В связи с этим диагностические методики подвергаются особой проверке на воспроизводимость диагностических результатов при повторном обследовании.

Более того, часто функциональные состояния в диагностике рассматриваются как фактор, маскирующий или, напротив, способствующий проявлению индивидуальных черт. И в том, и в другом случае состояние снижает точность оценок последних, препятствует объективному диагнозу и прогнозу. Поэтому традиционно в книгах по психологическому тестированию и дифференциальной психологии нет разделов, посвященных психическим состояниям.

Вместе с тем психодиагностика психических состояний может иметь свое особое прикладное значение. Измерение состояний людей, возникающих в процессе деятельности, может быть использовано для разработки рекомендаций по организации режима труда и отдыха, по оптимизации процесса выполнения деятельности, нормализации условий работы, нормированию рабочих нагрузок и проч. Именно эти задачи (среди прочих) достаточно успешно решали психотехники в 20—30-х гг. XX в. Диагностика психических состояний отдельных индивидов нужна для определения их пригодности в экстремальных ситуациях, для оценки их надежности в сложных и опасных ситуациях, для предотвращения "запрещенных" состояний, для выработки рекомендаций по коррекции состояний.

Разработка методов диагностики психических состояний связана с решением ряда проблем, вытекающих из их специфики как динамичных образований, носящих многоуровневый характер. Для этих методик используются показатели гомогенности, но применить к ним понятие ретестовой надежности нельзя, так как невозможно воспроизвести диагностические результаты при повторных измерениях.

Для установления валидности методик диагностики психических состояний используются те же методы, что и для других диагностических инструментов. При этом подчеркивается особая ценность валидности по содержанию, поскольку состояние является сложной реакцией человека, имеющей множество симптомов, и трудно ожидать в каждом случае проявления всей их совокупности. Проблема нормы, по мнению психологов, занимающихся рассматриваемыми вопросами, должна ставиться по-другому, преобразовавшись в проблему "фона" или "фонового уровня состояния" [1] .

Главные трудности диагностики психических состояний связаны с их многоуровневостью и большим числом и разнообразием факторов, от которых они зависят. Рассматривая состояние как сложную системную реакцию человека на воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки. Обычно выделяют три их группы — физиологические, поведенческие и субъективные (В. П. Зинченко, Ю. К. Стрелков). Есть и другая классификация, предложенная А. Б. Леоновой, в которой выделяются физиологические и психологические методы.

В физиологических методах в качестве показателей функциональных состояний используются разные параметры работы центральной нервной системы, а также вегетативные сдвиги. Среди них электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), частота сердечных сокращений, тонус сосудов, величина диаметра зрачка и другие. В зависимости от характера функционального состояния разные физиологические индикаторы и их сочетания оказываются более пригодными по сравнению с другими. Так, электрическая активность мозга традиционно является прямым показателем уровня активации индивида. Напряженность и утомление, связанные с большими энергетическими затратами, проявляются в усилении газообмена и возрастании пульса. КГР используют для диагностики эмоциональных состояний.

Главные трудности использования физиологических показателей связаны, во-первых, с проблемами установления эталонного уровня функционирования физиологических систем и нелинейностью их сдвигов; во-вторых, с необходимостью специальной аппаратуры и нередко сложной техники проведения измерений; в-третьих, с вариативностью физиологических параметров разных индивидов [1] .

К психологическим методам диагностики функциональных состояний относят оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. Показателями сдвигов в состоянии при этом выступают изменения количества, качества и скорости ее осуществления. Часто анализу подвергаются параметры реальной трудовой деятельности.

Однако, несмотря на то, что психические состояния влияют на успешность деятельности, по внешним проявлениям динамики ее эффективности нельзя сделать однозначных выводов о наличии того или иного состояния. Так, например, увеличение количества брака, снижение скорости работы могут объясняться многими причинами, не связанными с изменением психического состояния. Кроме того, в некоторых видах деятельности нельзя найти количественные показатели успешности.

Поэтому наиболее пригодными психологическими средствами диагностики психических состояний признаются специальные короткие функциональные пробы, характеризующие эффективность различных психических процессов при выполнении некоторых задач. В качестве таковых могут использоваться практически любые методики для оценки восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических функций. К наиболее часто применяемым для оценки психических состояний относятся корректурные пробы, таблицы Шульте, характеризующие внимание, метод парных ассоциаций, методика Эббингауза, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона — Рузера, предназначенные для оценки памяти и мышления.

Помимо перечисленных используются методики для измерения абсолютной и дифференциальной чувствительности разных анализаторных систем. Это известные методики определения критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) и выявления динамики последовательных образов.

Кроме того, применяются методики оценки двигательных функций (измерение времени реакций при выполнении различных сенсомоторных задач, тест).

В качестве индикаторов изменений психических состояний в функциональных пробах используются успешность и скорость выполнения заданий. Идет поиск интегральных критериев оценки сдвигов в психических состояниях.

В качестве основного недостатка функциональных проб как методов диагностики функциональных состояний психологи видят различия в содержании задач, выполняемых при диагностировании, с одной стороны, и в процессе реальной деятельности, с другой. Поэтому нередко не удается прогнозировать возникновение того или иного состояния в деятельности по результатам использованной функциональной пробы. В ряде случаев это можно объяснить использованием каких-либо компенсаторных механизмов, например, мобилизацией дополнительных энергетических ресурсов при утомлении, если работа является особо ответственной и значимой.

Помимо отмеченного, недостаток функциональных проб видится в том, что с их помощью можно получить лишь внешнюю оценку выполняемой функции без выявления причин и механизмов происходящих сдвигов [1] . Дело в том, что эти сдвиги могут быть неспецифичными (т.е. одни и тс же изменения происходят при разных психических состояниях), вследствие чего необходимо получение информации о состоянии как целостной системной реакции, включающей использование специальных адаптационных механизмов. Поэтому признается целесообразным использование не одной, а комплекса функциональных проб, подверженных воздействию, приводящему к изменению состояния, а оценка последнего должна даваться на основе анализа специфики сочетания данных всех методик.

Наряду с функциональными пробами, отражающими реальную динамику психических процессов под воздействием сдвигов в психических состояниях, психологи широко применяют для диагностики последних опросники разных видов, позволяющие выявлять состояния через комплексы субъективных ощущений и переживаний индивида. Несмотря на ряд трудностей, связанных с использованием опросников (подверженность их результатов влиянию установок, мотивации, зависимость от навыков рефлексии и проч.), нельзя отрицать необходимость учета переживаний частью последних. Диагностика психических состояний предполагает необходимость комплексного подхода, заключающегося в оценке физиологических функций, динамики психических процессов и выраженности субъективных ощущений и переживаний.

Разработка опросников, направленных на диагностику психических состояний, предполагает тщательное выявление субъективных симптомов переживаний измеряемых состояний. Формы опросников разнообразны. В части из них разные симптомы психических состояний, представленные в виде словесных описаний, испытуемый должен соотнести с собственными ощущениями и переживаниями и дать ответ по дихотомическому принципу ("да" или "нет"). Количественная оценка степени выраженности каждого симптома не требуется, а вывод о наличии и уровне функционального состояния дается на основе числа отмеченных симптомов. Так построена Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (подробнее о ней будет сообщено ниже). Недостаток такого типа опросников психических состояний заключается в том, что показатель общего числа отмеченных симптомов является слишком приблизительным и грубым.

Другая форма опросников представлена в виде перечня утверждений, описывающих симптомы психического состояния, а испытуемый должен оценить степень выраженности каждого из них, используя предлагаемую для этого шкалу прилагательных (как правило, трех-пятиступенчатую). Так, например, в Шкале астенического состояния, каждую из которых следует оценить применительно к собственному состоянию по четырехступенчатой шкале ("неверно", "пожалуй, так", "верно", "совершенно верно").

Еще одна форма опросников предлагает испытуемому перечни ситуаций, вызывающих определенное состояние, и испытуемому нужно по определенной шкале оценить каждую ситуацию с точки зрения того, насколько она может у пего вызвать данное состояние. Так построена Шкала социально-ситуационной тревоги О. Кондаша.

И, наконец, еще одна форма опросников предполагает субъективное шкалирование симптомов собственных состояний по ряду количественных градаций, заданных психологом. Эти опросники обычно представлены либо парой полярных признаков ("пассивный — активный"), либо отдельным коротким утверждением ("слабость", "устал", "отдохнул" и проч.). От испытуемого требуется оценить степень выраженности каждого симптома, соотнося интенсивность собственного переживания с заданной оценочной шкалой. Биполярные шкалы являются модификациями известного метода семантического дифференциала Ч. Осгуда, а монополярные — вариантами так называемых списков прилагательных.

Отдельные опросники различаются между собой числом включенных в их состав симптомов психических состояний. Анализ их сравнительной эффективности привел психологов к выводу о том, что объем признаков не должен быть чрезмерным, а его сокращение должно сопровождаться включением в опросник не второстепенных, а наиболее существенных, ключевых симптомов.

Одна из проблем, которая возникает при разработке любых опросников, — точность формулировок, выбор из многих слов, существующих в каждом языке для обозначения симптомов психических состояний, наиболее ясных и понятных большинству из тех, для кого предназначен опросник.

При разработке методик субъективного шкалирования возникает вопрос о размерности шкал. Как правило, применяются шкалы, содержащие 5, 7 или 9 градаций, но есть попытки резко увеличить градуальность (до 100). Используют неградуированные и графические шкалы, когда испытуемый на отрезке прямой должен отмечать расстояние, субъективно соответствующее интенсивности шкалируемого переживания.

Завершая обсуждение вопросов, имеющих отношение к методическому обеспечению диагностической практики оценки психических состояний, следует отмстить, что основная линия развития связана с использованием комплексных методов, дающих возможность одновременно измерять состояние с помощью качественно различных показателей. Такая интегральная оценка признается наиболее адекватной, отражающей психическое состояние в виде синдрома объективных индикаторов. Перспективной признается разработка диагностических методов, позволяющих получать информацию о структурных перестройках, происходящих в деятельности функциональных систем и отражающих динамику состояний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.