Обучение при спастической диплегии

Большая часть упражнений была освоена ребенком с 5 лет. После операции на связки ног в 11 лет добавились некоторые силовые упражнения, и существенно возрасло количество повторов. Маленький ребенок может повторять все упражнения от 5 раз и до усталости, по мере укрепления организма ребенка количество повторов должно возрастать. Мы выполняли каждое упражнение от 10 до 50 раз. Но лучше сделать меньше раз, но правильно, чем больше, но неправильно. Будьте готовы к тому, что с маленьким ребенком бОльшую часть упражнений придется выполнять вместе - придерживать, подталкивать, помогать.

Самое трудное – мотивировать ребенка, который просто не понимает цели такой зарядки. Старайтесь подбадривать его, гордиться каждым его небольшим достижением. А самое главное – это методичность выполнения упражнений. Их надо делать каждый день, не забывая и о других методах реабилитации – массаже, работе с логопедом и т.п.

Весь комплекс делится не несколько групп упражнений.

I. РАСТЯЖКИ

Разогреваем мышцы, растягиваем связки – готовим тело к зарядке.

1. Наклоны стоя к ногам, начинаем с а), потом усложняем задачу, переходим к б). Задача – с максимально прямыми ногами коснуться руками пола. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

а) ступни на ширине плеч

б) ступни поставлены вместе

2. "Мельница": махи руками к противоположным ступням. Также из положения а) стараемся дотянуться левой рукой до носка правой ноги и наоборот. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

3. Выпады. Делаем медленно, чтобы не повредить суставы, растягиваем мышцы и связки в паху. Чем ниже выпад, тем лучше, при выполнении должно быть немножечко больно. Приучайте ребенка к мысли, что "немножечко больно" от физкультуры - это знак правильного выполнения упражнения.

а) поперечные выпады

б) продольные выпады

4. Наклоны сидя на полу также выполняются в вариантах а) и б) – чем ниже, тем лучше.

а) прямые ноги вместе, наклоняемся, стараясь не сгибать ног.

б) прямые ноги разведены в стороны, наклоняемся поочерёдно к правой, левой ноге и по центру, стараясь не сгибать ног.

6. Растягиваем ахилловы сухожилия: стоя носком на подставке или перекладине, пяткой пытаемся доставать до пола. Эффективнее прорабатывать по одной ноге, можно добавить утяжелители на ноги, если веса самого ребенка не хватает.

7. Наклоны у перекладины или шведской стенки

а) Одна нога согнута и стоит на перекладине, вторая нога на полу, прямо. Сгибаем верхнюю ногу еще сильнее, стараясь максимально растянуть паховые связки и мышцы бедра.

б) "Верхняя" нога лежит на перекладине прямо, носком вверх, наклоняемся к ней, стараясь не согнуть ни "верхнюю", ни "нижнюю" ноги.

в) "Верхняя" нога прямо, носок вовнутрь, "нижняя" - носок в сторону. Наклоняемся то к верхней, то к нижней ноге. Тянутся связки в паху.

II. СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Приседания

а) Носки врозь, пятки вместе , выполняя приседания, пятки можно отрывать от пола.

б) Ступни разведены на ширину плеч или немного больше, пятки не отрываются от пола. Присед надо делать максимально глубокий, как будто ребенок садится на низкий стульчик.

2. Подъем ноги. Все упражнения этой группы выполняются в положении лежа на полу. При этом приподнимается только одна нога. Можно выполнять с утяжелением, подъем не более тридцати - сорока градусов, чтобы упражнение не превращалось в махи.

а) выполняем подъемы ноги лежа на животе, работают ягодицы и задняя поверхность бедра.

б) то же лежа на боку, задействованы боковые мышцы бедра и торса, прорабатываем и правую, и левую стороны.

в) то же лежа на спине, мышцы пресса и верхняя поверхность бедра.

г) то же лежа спине, ноги сгибаются только в колене.

3. Лёжа на полу, совершаем подъёмы туловища, при этом ноги надо зафиксировать.

а) лежа на спине - качается пресс.

б) лежа на спине, то же самое, но с небольшим скручиванием корпуса – качаются косые мышцы пресса, делаем подходы в обе стороны.

в) лежа на боку - качаем боковые мышцы торса, делаем в обе стороны.

г) лежа на животе - мышцы спины (более сложный вариант - взять в руки гантели и вытянуть их вперёд).

4. Растяжки для живота и спины

а) "Лодочка": лёжа на животе, согнуть ноги и поднять их вверх, придерживая руками, сделать несколько качающихся движений.

б) Наклоны в стороны из положении стоя, руки соединены за головой, растягиваем бока. Можно пытаться коснуться "нижним" рукой бедра.

5. Отжимания – укрепляем руки. Девочкам и ослабленным детям можно отжиматься не на носках, а на коленях.

6. Подтягивания – укрепляем руки, мышцы грудной клетки.

7. Лёжа на спине, махи руками с утяжелением. Для начала можно взять пластиковые бутылочки 0,5 л. и наполнить их водой. По мере взросления мальчикам стоит увеличивать вес.

а) руки двигаются в противофазе вдоль тела и за голову - можно выполнять до 100 и более раз.

б) руки сводятся навстречу друг другу и разводятся над грудью.

8. Лежа на спине, запрокидываем ноги за голову – укрепляется пресс и спина.

9. Стоя, делать небольшие движения прямой ногой, можно с утяжелением. Это простое, но важное упражнение помогает развить мышцы-антагонисты спазмированных приводящих мышц.

а) в сторону-вверх.

По всем вопросам адаптации гимнастики к вашему случаю, звоните по тел. +7 (903) 754-64-78

Другие статьи темы:

О том, что общение с лошадью бла­готворно действует на здоровье чело­века, было известно уже давно. В ста­рину говорили: побудь на коне — полег­чает внутри. Всерьез этим феноменом заинтересовались лет тридцать назад, и сегодня иппотерапия, этот уникальный метод лечения мно­гих заболеваний, признана во всех раз­витых странах мира. Читайте рассказ о лечении ребенка, больного ДЦП, методом иппотерапии.

В этой статье вы можете прочитать краткое изложение того, как ребенку со страшным диагнозом ДЦП удалось победить это заболевание.

Короткая автобиографическая статья о преодолении детского церебрального паралича.

Задать вопрос, получить моральную поддержку можно по ">почте.

Список оборудования, применяемого для реабилитации больных ДЦП детей и взрослых. Иппотренажер с имитацией реципрокатных движений лошади.

Уникальный метод лечения детей со спастической диплегией. Возможно ли полное восстановление больного по методике доктора Никонова.


Встречаемость спастической диплегии или болезни Литтла – 40%! Данная форма ДЦП является одной из самых благоприятных в плане социальной адаптации. У детей с данным заболеванием наблюдается двустороннее поражение конечностей. Обратите внимание, что в большей степени страдают ноги, чем руки. При этом происходит ранее формирование деформаций суставов, позвоночника и контрактур. При спастической диплегии мышечный тонус в приводящих мышцах разгибателях бедра сильно повышен. Ноги больного ребенка приведены друг к другу, в некоторых случаях ноги могут быть перекрещены.

К нарушениям психического и речевого развития относят псевдобульбарный синдром и патологические изменения черепных нервов. В результате данные проблемы могут привести к атрофии зрительных нервов, что отразиться на зрении. У больных со спастической диплегией могут быть нарушения слуха и даже косоглазие. Стоит выделить и возможные задержки в речевом развитии. Речь у больных детей смазанная. Концентрация внимания больных снижена, ребенок сильно быстро истощается. При спастической диплегии память снижена. Обратите внимание, что при данном диагнозе могут встречаться судороги, но это происходит достаточно редко. Что касаемо интеллекта, то у таких детей может быть незначительное его снижение.

Возможно ли восстановить ребенка со спастической диплегией?

Вопрос о полном восстановлении детей с данной формой ДЦП крайне актуален из-за высокой встречаемости заболевания. Мы решили изучить данный вопрос более детальней и не брать во внимание классические методы лечения детского церебрального паралича. Проанализировав другие альтернативные методы лечения в сети, мы нашли нечто уникальное, что может вас заинтересовать. Обратите внимание, что данный материал не несет рекламный характер!

На YouTube мы нашли видеоматериалы, где были описаны случаи полного восстановления детей со спастической диплегией по методу доктора Никонова. Нам удалось выяснить, что миолог (врач, изучающий мышцы) на протяжении 30 лет разрабатывал свою методику восстановления. Эмендический массаж – это тот уникальный способ, о котором дальше пойдет речь.

Что представляет собой метод Никонова

Доктор утверждает, что спастическая диплегия относится к заболеваниям мышц, что полностью противоречит классическому пониманию о данном диагнозе. Николай Никонов рассказывает на своем официальном сайте, что он имел возможность посмотреть в электронный микроскоп, для того, чтобы найти ответ, как нужно воздействовать на мышцы больного. Также доктор берет во внимание исследования Савельева С.В., заведующего лабораторией мозга Российской академии наук.

Николай Борисович рассказывает, что процесс восстановления больного ребенка требует времени и ежедневной работы. Эмендический массаж необходимо делать больному ребенку два раза в день. Именно поэтому доктор обучает родителей детей своей методике.

Вывод о лечении спастической диплегии

Методика восстановления детей с данной формой ДЦП не входит в состав классических методов лечения. Но если брать во внимание видео, где показаны результаты работы доктора Никонова, можно предположить, что его методы дают неоспоримый результат.

Дополнительно мы проанализировали обсуждения на тематических форумах, связанных с лечением ДЦП. В целом, отзывы неоднозначные. Отмечается тот факт, что люди, просмотревшие видеоматериалы, расположенные на канале доктора, в большей степени доверяют ему.

Проблема спастичности в реабилитации детей со спастическими формами церебрального паралича за последние полтора столетия со времени первого описания ее Литтлем (1843) не потеряла своей актуальности. Спастическая диплегия является самой распространенной формой ДЦП (до 60%), наиболее перспективная в отношении социальной адаптации, обучения и трудоустройства. У больных этой формой нарушена преимущественно моторика нижних конечностей, в меньшей степени – верхних.


Боль, формирующая спастику, имеет хронический характер, и строится из понимания ее видов:

Спастические мышцы постоянно находятся в состоянии напряжения и сокращения, их рост замедляется. Вследствие этого рост костей происходит быстрее, чем соответствующих групп мышц, что со временем приводит к заметной разнице в дине между мышцей с сухожилием и костью. Из-за этого несоответствия укорачивается пораженная конечность, появляется тугоподвижность в суставах, контрактуры, порочная установка, частые переломы.

Прежде чем заняться коррекцией мышечного тонуса, нужно оценить его максимально точно и объективно. Существуют специальные шкалы, которые позволяют выражать в баллах мышечный тонус.

БаллХарактеристика
0 Нет повышения мышечного тонуса
1 Легко повышение мышечного тонуса, проявляющееся в начальном напряжении и быстром последующем облегчении
+1 Легкое повышение, проявляющееся напряжением мышцы менее чем в половине всего объема пассивных движений
2 Умеренное повышением мышечного тонуса в течении всего объема пассивных движений, однако пассивное движение при этом легко осуществляется
3 Значительное повышение мышечного тонуса, пассивные движения затруднительны
4 Паретичную часть конечности нельзя полностью согнуть или разогнуть

У детей с ДЦП почти контрактуры в коленных суставах, некоторые ортопеды неврологи рекомендуют туторы. Так же детей до 10 лет могут рекомендовать поэтапное гипсование, или операцию по Узильбату.

Чтобы всего этого избежать, с ребенком необходимо заниматься с первого дня как был поставлен диагноз ДЦП. Начинать следует с постоянных занятий ЛФК, в зависимости от успеха которых врач будет назначать другие методы борьбы со спастикой. Только такой подход позволит добиться наилучших прогнозов.

Тейпирование, как средство помощи при спастике используется не так давно, но уже проявило свою эффективность.

Наклеивание тейпа при спастической диплегии

1. Для тейпирования наиболее подходящим является сетка (кросстейп) малого размера (тип А) или среднего (тип В) в зависимости от размеров сустава.

2. Снять сетку с бумаги. Начиная с одного угла тщательно отделить от бумаги. Пальцем, не металлическим пинцетом.

3. Удерживать. Используя только один кончик пальца, за один угол. Не держать его большим и указательным пальцами!

4. Наклеить. Провести всю поверхность (клейкой стороной, обращенной к коже) медленно над расположением тазобедренного, медиальной и латеральной поверхностью коленного и голеностопного суставов (медиальная и латеральная лодыжка), итого по 5 сеток на каждой ноге.

Тейпирование при спастической форме ДЦП рекомендуем проводить в комплексном лечении с другими методами, и в первую очередь с лечебной физкультурой.


Предлагаем вашему вниманию видео по применению противоспастичных техник при ДЦП.

Спастическая диплегия – тетрапарез. Форма детского церебрального паралича, при котором парез (паралич) ног более глубок, чем парез рук. Парез верхних конечностей или одной из них может быть настолько легок, что выявляется лишь при тщательном обследовании. Часто наблюдаются различные формы дизартрии, задержка психического развития или же олигофрения (К.А. Семенова, 1968).

У детей с подобной формой заболевания порой отсутствуют или слабо проявляются такие врожденные рефлексы как защитный, ползания, опоры, шаговые движения и другие, так называемые основы, на базе которых развиваются необходимые рефлексы. При этом усилены хватательные и тонические, шейные и лабиринтные рефлексы. Возможно развитие патологических рефлексов.

Нарушается жестко запрограммированная схема развития нормальных двигательных возможностей ребенка, к 2-3 годам формируются порочные позы и установки становятся стойкими. В зависимости от степени выраженности двигательных нарушений различают тяжелую, среднюю и легкую степень спастической диплегии (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999)

Так повышение тонических рефлексов одних мышечных групп вызывает повышение тонуса других, которые в свою очередь тормозят нормальное развитие следующих и в конечном итоге охватывают все большее количество мышечных групп ребенка.

В тот момент, когда впервые производится активное движение, схема которого не осваивалась ребенком пассивно, паратомия будет выражена в достаточно большей степени.

Паратомия (Tardieu, 1960) – такое повышение тонуса, распространяющееся на многие группы мышц туловища и конечностей не участвующих в данном движении, которое обычно возникает при попытке выполнить какое либо не знакомое движение.

У детей с церебральными параличами явления паратомии с возрастом не исчезают, а нарастают тем сильнее, чем тяжелее форма заболевания, т. е. чем выше патологическая активность стволовых структур.

Дети с тяжелой степенью спастической диплегии не могут самостоятельно ходить или передвигаются с помощью костылей. Зачастую не могут себя обслужить или обслуживают частично.

Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова (1999) показали, что при вертикальном удержании тела голова ребенка с тяжелой формой заболевания, зачастую, свисает на грудь, плечи приведены, ротированы внутрь, предплечья пронированы и согнуты в локтевых суставах, кисть пронирована, пальцы сжаты в кулак, большой палец приведен и находится под остальными. Кисть может быть согнутой в лучезапястном суставе, пальцы полусогнуты. Туловище наклонено вперед, бедра ротированы внутрь, ноги согнуты, или разогнуты, в коленных суставах, опора на пальцы стоп или на носки.

Е.М. Мастюкова (1991) отмечает неблагоприятное влияние асимметричного шейного тонического рефлекса на развитие зрительно-моторной координации движений. Так, при повороте головы и глаз в сторону наблюдаемого объекта рука на стороне поворота головы и глаз непроизвольно разгибается, и ребенок не может ее согнуть для захвата предмета. Напротив, если он все же согнул руку, то голова немедленно непроизвольно отворачивается в противоположную сторону, и ребенок не видит захваченный предмет.

Приведенная выше патологическая особенность двигательных действий позволяет предположить возникновение трудностей у ребенка при разучивании в воде захвата какой-либо подвижной опоры – доски или надувного круга. При этом возможна потеря места удержания доски или полная утрата опоры. Возможны трудности и захвата неподвижной опоры – бортика бассейна или перекладины закрепленной у борта. В этом случае будут необходимы дополнительные упражнения для выработки умения удержания подвижной опоры ребенком, либо принудительного крепления опоры к руке.

Изучение специальной медицинской литературы, прежде всего по лечебной физической культуре, позволило, дополнительно к специальным упражнениям из спортивного плавания, выбрать в качестве прототипа ряд упражнений, модифицировать их для формирования гидродинамической модели движений.

Модель двигательных действий ребенка с диагнозом спастическая диплегия и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию построена на результатах обобщения нашего 10-ти летнего практического опыта работы.

В условиях водной среды развитие двигательных действий у детей с тяжелой формой спастической диплегии, учитывая индивидуальные причины нарушения запрограммированной схемы развития нормальных двигательных возможностей ребенка, в том числе, формирование порочных поз и стойких установок, должно быть направлено, с одной стороны, на предупреждение сгибательно-разгибательной контрактуры и деформации в суставах конечностей, с другой, на формирование тонических рефлексов и установочных выпрямительных рефлексов.

Дополнительно включает:

необходимость поддержания тренером головы ребенка в соответствующем положении (из-за слабости мышц шеи и свисания головы на грудь);

активное разгибание тренером спастически зажатых пальцев рук ребенка погруженных под воду и перемещение с ним, удерживая подобное положение кисти;

удержание тренером ребенка на руках, передвигаясь с ним по дну, фиксируя тело в толще воды в разных положениях по отношению к тренеру и направлению перемещения: лицом, спиной, боком;

разработку нового ряда упражнений с использованием положение тела ребенка на спине, голова в воде, при его перемещении в воде с помощью тренера;

разработку нового ряда упражнений для самостоятельного захвата руками ребенка лестничного поручня, доски для плавания; тренера – как подвижной опоры;

разработку нового ряда упражнений на пассивное сгибание-разгибание конечностей ребенка с помощью тренера и гидродинамического сопротивления движению.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Патогенез

ДЦП - это заболевание одновременно и монопатогенетического, и полиэтиологического характера. Запуск развития патологического процесса происходит при воздействии на головной мозг ребенка различного рода неблагоприятных факторов. Первые признаки детского церебрального паралича могут появиться и в период внутриутробного развития, и во время родоразрешения, и в первые недели жизни. Для недуга характерно непрогрессирующее течение. Клинические проявления заболевания обусловлены двигательными, психическими и речевыми нарушениями.

  • Спастическая диплегия. Для нее характерно поражение нижних конечностей, руки остаются координируемыми и достаточно активными. В большинстве случаев интеллект не затронут, ребенок легкообучаем. В Международной классификации болезней (МКБ-10) спастической диплегии ДЦП присвоен код G80.1.
  • Двойная гемиплегия. Поражены и верхние, и нижние конечности. Для данной формы также характерно наличие речевых расстройств, атрофии зрительных нервов, ригидности мышечной ткани. Это самая тяжелая форма ДЦП. Код в МКБ - G80.2.
  • Гемиплегия. Поражается одна сторона тела. У детей выявляются отклонения в интеллектуальном и психическом развитии. Для данной формы характерно периодическое возникновении приступов эпилепсии. Код в МКБ - G80.2.
  • Дискинетический вид. Характерные для данной формы признаки: неправильная постановка нижних конечностей, непроизвольные подергивания ног, судороги, нарушения речи. Интеллект практически не затрагивается, как и в случае со спастической диплегией ДЦП. Код МКБ-10 - G80.3.
  • Атаксическая форма. Для нее характерен пониженный тонус мышечной ткани, выраженные сухожильные рефлексы, нарушение речи, полное отсутствие координации движений, отставание в интеллектуальной сфере. Нередко диагностируется олигофрения. G80.4 - код по МКБ-10.

Спастическая диплегия ДЦП - это патология, при которой человек может быть социально адаптирован. Больной легко воспринимает информацию и контактирует с другими людьми. Однако в тяжелых случаях он не может обслужить себя в быту.


Этиология

Спастическая диплегия ДЦП может возникнуть под воздействием множества провоцирующих факторов. Основные причины развития заболевания:

  • Недоношенность. Является следствием преждевременного начала процесса родоразрешения. Это происходит при фетоплацентарной недостаточности, отслойке плаценты, резус-конфликте матери и плода. Причинами преждевременных родов могут являться и заболевания, от которых страдает беременная женщина. К ним относятся: сахарный диабет, дисфункция почек, порок сердца. Провоцирующим фактором также является гестоз.
  • Родовые травмы. Осложненный процесс появления ребенка на свет является самой распространенной причиной развития спастической диплегии ДЦП. Травмы могут быть получены при стремительных родах, узких путях прохождения, тазовом предлежании плода.
  • Асфиксия у новорожденного ребенка. В некоторых случаях после появления на свет малыши не могут дышать самостоятельно. Причины асфиксии: попадание в дыхательные пути околоплодных вод, аномалии развития ребенка во внутриутробном периоде, инфекционные заболевания, иммунологическая несовместимость матери и малыша, пневмопатия.
  • Генетическая предрасположенность. У страдающих от недуга людей в большинстве случаев рождаются дети со спастической диплегией ДЦП.
  • Гипоксия или ишемия плода в период внутриутробного развития. При недостатке кислорода и нарушении кровообращения происходит поражение головного мозга ребенка. Чаще всего следствием является развитие тяжелых форм ДЦП.
  • Инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата.
  • Физическое воздействие на плод. Фактором риска является проведение рентгенологического или радионуклидного исследований в гестационный период.

Кроме того, немаловажное значение имеет образ жизни беременной женщины. Риск развития патологии значительно увеличивается, если будущая мама увлекается табакокурением, употреблением спиртосодержащих напитков и наркотических веществ, а также если ее повседневная деятельность связана с постоянным контактированием с вредными соединениями.


Клинические проявления

Типичным симптомом спастической диплегии ДЦП является тетрапарез, при этом наблюдается поражение преимущественно нижних конечностей. Мышечный гипертонус является необходимым состоянием в период внутриутробного развития плода. Вскоре после рождения малыша на свет его интенсивность начинает ослабевать. Как правило, полностью мышечный гипертонус исчезает максимум к полугоду. При наличии спастической диплегии он не ослабевает.

Состояние гипертонуса наиболее заметно в области мышц-сгибателей стоп. В результате формируется специфическое положение ног. У больного ребенка колени соединены, бедра повернуты внутрь, а голени прижаты друг к другу или скрещены.

Иные клинические проявления:

  • Отставание от сверстников в физическом развитии. Свои первые шаги больные дети начинают делать только в 3-4 года.
  • Специфическая походка на носках с разогнутыми ногами. При этом нижние конечности трутся друг о друга в области голеней.
  • В мышцах рук тонус, как правило, нормальный. Иногда он незначительно повышен.
  • Глазодвигательные нарушения.
  • Нарушение зрения.
  • Косоглазие.
  • Тугоухость.
  • Сглаженность складок в носогубной зоне.
  • Неправильное расположение языка, он отклонен от средней линии.
  • Псевдобульбарный паралич.
  • У 75% больных выявляется задержка речевого развития.
  • Сенсорные функции сохранены.
  • Непроизвольные движения верхних конечностей.
  • У каждого 5-го пациента выявляется олигофрения.

  • Ребенок не может самостоятельно поднять голову и удерживать ее в таком положении.
  • Малыш не в состоянии перевернуться без посторонней помощи.
  • Новорожденного совсем не интересуют игрушки или любые другие яркие предметы.
  • Ребенок не может самостоятельно сидеть.
  • Малыш не предпринимает никаких попыток, чтобы переместиться с одного места в другое. У него отсутствует желание ползать.
  • Ребенок не может стоять на ногах.
  • Малыш не задействует пораженную конечность.

У детей постарше родители могут заметить неконтролируемые сокращения мышечной ткани. Кроме того, у малышей вялые движения сменяются резкими и наоборот.


Степени тяжести

Существует несколько вариантов развития заболевания. Они описаны в таблице ниже.

Степени тяжести патологии Характерные клинические проявления
Легкая В первые 6 месяцев здоровье ребенка не подвергается сомнениям. Он развивается нормально. При легкой степени спастической диплегии ДЦП через некоторое время появляются признаки пареза нижних конечностей. При этом ребенок в состоянии передвигаться самостоятельно и не прибегать к помощи третьих лиц. Как умственное, так и психическое развитие соответствуют всем нормам.
Средняя Для данной степени характерна выраженная спастика в нижних конечностях. Человек не может самостоятельно передвигаться. Во время ходьбы он вынужден использовать костыли, трости или иные подручные средства. Незначительные изменения происходят в когнитивной сфере. Социальная адаптация возможна.
Тяжелая Характерные признаки ярко выражены сразу после появления ребенка на свет. У малыша выявляется тетрапарез с преимущественным поражением нижних конечностей. В дальнейшем ребенок не может передвигаться самостоятельно. Социальная адаптация также нарушена.

При возникновении любого тревожного признака необходимо обратиться к врачу. Игнорирование симптомов приводит тому, что любая нагрузка на позвоночный столб распределяется по нему неравномерно. Это, в свою очередь, является пусковым фактором развития всевозможных осложнений.


Диагностика

Лечением спастической диплегии ДЦП занимается невролог. Именно к нему и нужно обращаться при возникновении первых тревожных симптомов. На основании данных анамнеза и физикального осмотра специалист оформляет направление на комплексное обследование, включающее:

  • Осмотр офтальмолога.
  • Консультацию ЛОР-врача.
  • Электроэнцефалографию.
  • Электронейромиографию.
  • Нейросонографию.
  • УЗИ или МРТ головного мозга. Ультразвуковое исследование показано при открытом родничке. В остальных случаях проводится МРТ.

Все полученные данные отображаются в медицинской карте пациента. Врач заносит в нее не только результаты исследований, но и предполагаемый диагноз с кодом МКБ-10.

Спастическую диплегию ДЦП необходимо дифференцировать от иных форм детского церебрального паралича, патологий центральной нервной системы, а также от других недугов, обусловленных наследственной предрасположенностью. Врач может также оформить направление на консультацию к генетику.


Медикаментозное лечение

В настоящее время не разработано специфической этиопатогенетической терапии недуга. Лечение патологии подразумевает только прием препаратов и прохождение курса реабилитации.

Классическая схема медикаментозной терапии представлена в таблице ниже.

Задачей медикаментозного лечения является предупреждение развития всевозможных осложнений.


Реабилитационная терапия

Назначается абсолютно всем пациентам. Проведение реабилитационных мероприятий направлено на улучшение социальной адаптации. Кроме того, терапия подразумевает обучение пациентов навыкам самообслуживания.

Реабилитационное лечение включает следующие пункты:

  • ЛФК. Занятия могут проводиться как в домашней обстановке, так и в кабинете врача. Комплекс упражнений разрабатывается исключительно неврологом. Специалист при его составлении учитывает все индивидуальные особенности здоровья пациента. ЛФК при спастической диплегии ДЦП способствует сохранению объема движений. Кроме того, лечебная физкультура - отличная профилактика развития осложнений.
  • Массаж. Способствует улучшению процесса кровообращения в пораженных мышцах. Кроме того, на фоне лечения происходит расслабление мускулатуры.
  • Коррекцию речи. Подразумевает индивидуальные занятия с логопедом.

При наличии признаков олигофрении дополнительно проводятся консультации с психологом. Специалист чаще всего корректирует нарушения с помощью игровой терапии.


Возможные осложнения

Течение детского церебрального паралича нередко приводит к возникновению негативных последствий.

Наиболее часто диагностируются следующие осложнения:

  • Нарушение функционирования опорно-двигательного аппарата.
  • Эпилепсия.
  • Выраженные когнитивные нарушения.
  • Ухудшение слуха и зрения.

Чтобы не допустить развития осложнений, необходимо строго соблюдать все предписания лечащего врача.

Прогноз

Исход заболевания напрямую зависит от своевременности обращения к неврологу. При отсутствии лечения поднять ребенка на ноги практически невозможно. Согласно статистике, только 20% пациентов могут передвигаться самостоятельно. Остальные же прикованы к постели.

При своевременном выявлении и лечении недуга социальная адаптация возможна.

В заключение

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.