Оценка нервно психического напряжения астении сниженного настроения

" Нервно-психическое напряжение (НПН) является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно ^протекает как системный процесс, вовлекающий в себя ^различные уровни нервно-психической и соматофизио-,-логйческой организации человека, сопровождается как ^положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, изменениями работоспособности человека. "!

Сниженное, или субдепрессивное, настроение характеризуется падением активности психической деятельности, психомоторики, нарушениями сна, вегетативно-соматических функций, повышением артериального давления, снижением социальной активности и общения человека.

Опросник НПН

Наличие физического дискомфорта: а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений; б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе; в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе
Наличие болевых ощущений: а) полное отсутствие каких-либо болей; б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе; в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе

ж-

Г

Продолжение табл.

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор)

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координирован -ности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности

Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте; суетливость, стремление ходить, изменять положение тела

Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце

Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта: а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

Продолжение табл.

Продолжение

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и др.);

в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос

Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса

а) обычная память;

б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;

Ведение

Данное задание посвящено изложению психологических методов качественно - количественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервно - психического напряжения (НПН), шкала астенического состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС).

Опыт 1

Цель. Измерение степени выраженности состояния нервно - психического напряжения.

Оснащение опыта. Опросник нервно - психического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно - психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция испытуемому. "Заполните, пожалуйста, первую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время".

Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемых баллов путем их суммирования. При этом за отметку "+", поставленную испытуемым против пункта "а" вычисляется 1 балл, против пункта "б" - 2 балла и против пункта "в" - 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервно - психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного - 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстенсивного, - от 71 до 90. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (протокол ).

Опыт 2

Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.

Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI. Шкала состоит из 30 пунктов - утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опыта №1.

Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак "+" в одну из четырех граф в правой части бланки".

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак "+", стоящий в графе "нет, наверное", начисляется 1 балл, в графе "пожалуй, так" - 2 балла, в графе "верно" - 3 балла и в графе "совершенно верно" - 4 балла. Весь диапазон шкалы таким образом, включает от 30 до 120 баллов.

Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за "отсутствие астении", то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом 1-й диапазон - от 30 до 50 баллов - "отсутствие астении", 2-й диапазон - от 51 до 75 баллов - "слабая астения", 3-й диапазон - от 76 до 100 баллов - "умеренная астения" и 4-й диапазон - от 101 до 120 баллов - "выраженная астения". В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности (Протокол ).

Опыт 3

Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.

Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения - субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующий проявления сниженного настроения - субдепрессии.

Порядок работы. Условия проведения аналогичны условиям опытов 1 и 2 .

Инструкция испытуемому. "Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак "+" в одну их четырех граф справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в настоящее время".

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 "прямых" (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 "обратных" вопросов (2, 5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).

Каждый вопрос оценивается от 1 до 4 баллов. "Обратные" ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по "прямым" и "обратным" ответам, суммируются, и полученная таким образом "сырая" оценка переводится в шкальную при помощи формулы:

О` = 80 * 100

Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов - лица не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов - незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов - значительное снижение настроения и выше 70 баллов 0 глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия). Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия (Протокол №10 с указание как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

44

О` = 80 * 100

О` = 55

Методический материал

Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

Вводные замечания. Данное задание посвящено изложению психологических методов качественноколичественной оценки показателей психических состояний, наиболее часто встречающихся в работе практического психолога. Прикладное значение предлагаемых методов заключается в том, что продуктивность деятельности человека во многом зависит от характера и степени выраженности того психического состояния, на фоне которого протекает эта деятельность. В задание включены методики измерения степени выраженности нервнопсихического напряжения (НПН), шкала астенического состояния (ШАС) и шкала состояния сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС).

Нервнопсихическое напряжение является особым видом психического состояния, развивающегося у человека в сложных условиях его жизни и деятельности. Оно протекает как системный процесс, вовлекающий в себя различные уровни нервнопсихической и соматофизиологической организации человека, сопровождается как положительно, так и отрицательно окрашенными переживаниями, существенными сдвигами в организме человека и изменениями его работоспособности.

Под термином “астеническое состояние”, или “снижение психической активации”, понимается психическое состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативносоматическими нарушениями.

Сниженное, или субдепрессивное, настроение характеризуется снижением активности психической деятельности, психомоторики, нарушениями сна, вегетативносоматических функций, склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной активности и общения человека.

Опыт Цель. Измерение степени выраженности состояния нервнопсихического напряжения.

Оснащение опыта. Опросник нервнопсихического напряжения (НПН), предложенный Т.А. Немчиным (см. прил. 12.4.1). Опросник представляет собой перечень признаков нервнопсихического напряжения, составленный по данным клиникопсихологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Порядок работы. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция испытуемому: “Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время”.

Обработка результатов. После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку “+”, поставленную испытуемым против пункта “а”, начисляется 1 балл, против пункта “б” – 2 балла и против пункта “в” – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное – 90. Диапазон слабого, или детензивного, нервнопсихического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или интенсивного, – от 51 до 70 баллов и чрезмерного, или экстенсивного, – от 71 до 90 баллов. Полученные таким образом данные заносятся в протокол (форма 54).

Опыт Цель. Измерение степени выраженности астенического состояния.

Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клиникопсихологических наблюдений и Известного опросника MMPI (см. прил. 12.4.2). Шкала состоит из 30 пунктовутверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опыта 1.

Инструкция испытуемому: “Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка”.

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. При этом за знак “+”, стоящий в графе “нет, неверно”, начисляется 1 балл, в графе “пожалуй, так” – 2 балла, в графе “верно” – 3 балла и в графе “совершенно верно” – 4 балла. Весь диапазон шкалы, таким образом, включает от 30 до 120 баллов.

Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за “отсутствие астении”, то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона.

БЛАНК ТЕСТИРУЕМОГО Фамилия, имя, отчество ДатаВозраст Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная нестрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т.д.) Оценка психического состояния Показатель Оценка, баллы Разновидность, степень выраженности состояния Нервнопсихическое напряжение Астеническое состояние Настроение 1й диапазон – от 30 до 50 баллов – “отсутствие астении”, 2й диапазон – от 51 до 75 баллов – “слабая астения”, 3й диапазон – от 76 до 100 баллов – “умеренная астения” и 4й диапазон – от 101 до 120 баллов – “выраженная астения”.

Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степень ее выраженности.

Опыт Цель. Измерение степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии.

Оснащение опыта. Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой (см. прил. 12.4.3). Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения – субдепрессии.

Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опытов 1 и 2.

Инструкция испытуемому: “Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как вы чувствуете себя в настоящее время”.

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 “прямых” (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и 19) и 10 “обратных” вопросов (2, 5, 6,11,12,14,16,17,18 и 20).

Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. “Обратные” ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями (см. прил. 12.4.4), накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы, набранные испытуемым по “прямым” и “обратным” ответам, суммируются, и полученная таким образом “сырая” оценка переводится в шкальную при помощи формулы Нормативные данные, полученные на 200 здоровых испытуемых, указывают, что средняя величина индекса снижения настроения равна 40,25 ± 5,99 балла. Весь диапазон шкальных оценок делится на 4 зоны: ниже 50 баллов – лица, не имеющие в момент опыта сниженного настроения; от 51 до 59 баллов – незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения; от 60 до 69 баллов – значительное снижение настроения и выше 70 баллов – глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

Таким образом, результаты каждого испытуемого соответствуют одной из четырех степеней снижения настроения. Полученные данные записываются в протокол занятия (форма 54) с указанием как количества набранных испытуемым баллов, так и степени снижения настроения.

Основные направления анализа данных, полученных при помощи любой из вышеперечисленных методик, состоят в сопоставлении их с показателями других психологических характеристик испытуемых; в поисках корреляций, основных факторов и закономерностей развития состояний нервнопсихического напряжения, астении и сниженного настроения, а также в нахождении связей между характеристиками психических состояний и особенностями психических процессов и свойств личности. Особыми аспектами анализа являются исследование влияния изучаемых психических состояния на деятельность человека, в частности на ее продуктивность и эффективность, и установление закономерных связей с психофизиологическими, клиникопсихологическими, анамнестическими и другими характеристиками испытуемого.

Опросник нервнопсихического напряжения (НПН) Номер признака Содержание признака Отметка испытуемого Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие какихлибо неприятных физических ощущений б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие какихлибо болей б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе Температурные ощущения:

а) отсутствие какихлибо изменений в ощущении температуры тела б) ощущение тепла, повышения температуры тела в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство “озноба” Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, рук (тики, тремор) Координация движений:

а) обычная координация движений б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела Ощущения со стороны сердечнососудистой системы:

а) отсутствие какихлибо неприятных ощущений со стороны сердца б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающие работе в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца – учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце Проявления со стороны желудочнокишечного тракта:

а) отсутствие какихлибо неприятных ощущений в животе б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое “урчание” в) выраженные неприятные ощущения в животе – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды Номер признака Содержание признака Отметка испытуемого Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие какихлибо ощущений б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе в) значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточности вдоха, “комок в горле” Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие какихлибо изменений б) умеренная активизация выделительной функции – более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть) в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без какихлибо изменений б) умеренное усиление потоотделения в) появление обильного “холодного” пота Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без какихлибо изменений б) умеренное увеличение слюноотделения в) ощущение сухости во рту Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук б) покраснение кожи лица, шеи, рук в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук “мраморного” (пятнистого) оттенка Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие какихлибо изменений, обычная чувствительность б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала Настроение:

а) обычное настроение б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью в) снижение настроения, подавленность Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие какихлибо изменений в сфере эмоций и чувств б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, “азарт”, активное желание действовать в) чувство страха, паники, отчаяния Номер признака Содержание признака Отметка испытуемого Помехоустойчивость:

5. 5. 1. Характеристика типа нервной деятельности

В этих целях можно использовать тест-опросник Я. Стреляу (адаптация Н. Р. Даниловой, Ф. Г. Шмелева), который направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности. уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уров­ня подвижности нервных процессов.

Список вопросов с ключами

1. Легко ли вы сходитесь с людьми? (Ключ = 3)

2. Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения? (2)

3. Достаточно ли вам непродолжительного отдыха для восстановле­ния сил после утомительной работы? (1)

4. Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях? (1)

5. Воздерживаетесь ли вы во время спора от неделовых, эмоцио­нальных аргументов? (2)

6. Легко ли вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул? (3)

8. . Способны ли вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания? (2)

9. Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?(3)

10. Умеете ли вы хранить тайну, если вас об этом просят? (2)

11. Легко ли вы возвращаетесь к работе, которой вы не занимались несколько недель или месяцев? (1)

12. Умеете ли вы терпеливо объяснять? (2)

13. Любите ли вы работу, требующую умственного напряжения? (1)

14. Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость? (3)

15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний? (1)

16. Способны ли вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства? (2)

17. Трудно ли вам сдерживать злость или раздражение? (-2)

18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых лю­дей? (1)

19. В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты? (1)

20. Умеете ли вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? (3)

21. Охотно ли вы беретесь за ответственную работу? (1)

22. Влияет ли обычно окружение на ваше настроение? (3)

23. Способны ли вы стойко переносить поражения? (1)

24. Разговариваете ли вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно? (1)

25. Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в ва­шем распорядке дня? (-3)

26. Если у вас на все готовые ответы? (3)

27. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя (например, результаты экзаменов, решение о поездке за границу)? (2)

28. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п. ? (3)

30. Легко ли вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных? (2)

31. Быстро ли вы засыпаете? (3)

32. Охотно ли вы выступаете на собраниях, семинарах? (1)

33. Легко ли вам испортить настроение? (3)

34. Трудно ли вам оторваться от работы? (—2)

35. Умеете ли вы воздержаться от работы, если это мешает другим? (2)

36. Легко ли вас спровоцировать на что-либо? (-2)

37. Легко ли вы срабатываетесь с людьми? (2)

38. Всегда ли вы, когда вам предстоит что-нибудь важное, обдумы­ваете свои поступки? (2)

39. В состоянии ли вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора? (1)

40. Легко ли вы вступаете с разговор с попутчиками? (3)

41. Воздерживаетесь ли вы от ненужного спора с человеком, кото­рый неправ? (2)

42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? (3)

43. В состоянии ли вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других? (3)

44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы? (3)

45. Можете ли вы работать ночью, если работали днем? (1)

46. Быстро ли вы читаете беллетристику? (3)

47. Часто ли вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия? (-1)

48. Умеете ли вы держать себя в руках, если этого требуют обстоя­тельства? (2)

49. Просыпаетесь ли вы обычно быстро и без труда? (3)

50. В состоянии ли вы воздержаться от моментальной реакции? (2)

51. Трудно ли вам работать при шуме? (-1)

53. Успешно ли вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником? (2)

54. Быстро ли вы привыкаете к новой среде? (3)

55. Любите ли вы частые перемены? (3)

56. Восстанавливает ли вам силы ночной отдых, после того как вы тяжело работали весь день? (1)

57. Избегаете ли вы занятий, требующих выполнения в непродол­жительный срок разнородных действий? (—3)

58. Самостоятельно ли вы обычно боретесь с трудностями? (1)

59. Перебиваете ли вы собеседника? (—2)

60. Умея плавать, прыгнули бы вы в воду, чтобы спасти утопающе­го? (1)

61. В состоянии ли вы напряженно работать (заниматься)? (1)

62. Можете ли вы воздержаться от неуместных замечаний? (2)

63. Имеет ли для вас значение постоянное место на работе, за сто­лом, на лекции и т. п. ? (—3)

64. Легко ли вам переходить от одного занятия к другому? (3)

66. Легко ли вы преодолеваете препятствия? (1)

67. Не заглядываете ли вы в чужие письма, вещи? (-2)

68. Скучно ли вам во время всегда одинаково протекающих дей­ствий, занятий? (3)

69. Соблюдаете ли вы правила поведения в общественных местах? (2)

70. Воздерживаетесь ли вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляции? (2)

71. Любите ли вы оживленную обстановку? (3)

72. Любите ли вы деятельность, требующую определенных усилий? (1)

73. В состоянии ли вы длительное время сосредоточивать внима­ние на выполнении определенной задачи? (1)

74. Любите ли вы занятия (работу), требующую быстрых движе­ний? (3)

75. Умеете ли вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? (2)

76. Встаете ли вы, если нужно, сразу после того, как проснулись? (3)

77. Способны ли вы, если требуется, закончив порученную вам ра­боту, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие? (2)

78. В состоянии ли вы, после того как увидите что-либо неприят­ное, действовать столь же четко, как обычно? (1)

79. Быстро ли вы просматриваете ежедневные газеты? (3)

80. Случается ли вам говорить так быстро, что вас трудно понять? (3)

81. Можете ли вы, не выспавшись, нормально работать? (1)

82. В состоянии ли вы работать длительное время без перерыва? (1)

83. В состоянии ли вы работать, если у вас болит голова, зуб и т. п. ? (1)

84. В состоянии ли вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная, что ваши товарищи развлекаются или ждут вас? (2)

85. Отвечаете ли вы, как правило, быстро на неожиданные вопро­сы? (3)

86. Говорите ли вы обычно быстро? (3)

87. Можете ли вы спокойно работать, если ждете гостей? (2)

88. Легко ли вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов? (3)

89. Терпеливы ли вы? (2)

90. Умеете ли вы приспособиться к ритму работы более медленного человека?(2)

91. Умеете ли вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий? (3)

92. Может ли веселая компания изменить ваше подавленное на­строение? (3)

93. Умеете ли вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно? (3)

94. Сохраняете ли вы психическое равновесие, когда являетесь сви­детелем несчастного случая на улице? (1)

95. Любите ли вы работу, требующую множества разнообразных ма­нипуляций? (3)

96. Сохраняете ли вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких вам людей? (2)

97. Самостоятельны ли вы в трудных жизненных ситуациях? (1)

98. Свободно ли вы чувствуете себя в большой и незнакомой ком­пании? (1)

99. Можете ли вы сразу же прервать разговор, если это требуется? (2)

100. Легко ли вы приспосабливаетесь к методам работы других? (3)

101. Любите ли вы часто менять род работы? (3)

102. Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее? (1)

103. Воздерживаетесь ли вы от неуместных улыбок? (2)

104. Начинаете ли вы сразу работать интенсивно? (3)

105. Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы? (1)

106. В состоянии ли вы преодолеть временную депрессию? (1)

107. Засыпаете ли вы с трудом, сильно устав от умственного труда? (-1)

108. В состоянии ли вы спокойно ждать, например, в очереди? (2)

109. Воздерживаетесь ли вы от вмешательства, если заранее извест­но, что оно ни к чему не приведет? (2)

110. В состоянии ли вы спокойно аргументировать во время резко­го разговора? (2)

111. В состоянии ли вы мгновенно реагировать в сложных положе­ниях? (3)

112. Ведете ли вы себя тихо, если вас об этом просят? (2)

113. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на бо­лезненные врачебные процедуры? (1)

114. Умеете ли вы интенсивно работать? (1)

115. Охотно ли вы меняете места развлечений и отдыха? (3)

116. Трудно ли вам привыкнуть к новому распорядку дня? (—3)

117. Спешите ли вы на помощь в несчастных случаях? (1)

118. Воздерживаетесь ли вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т. п. ? (2)

119. Любите ли вы работу (занятие), требующую частых разговоров с разными людьми? (3)

120. Владеете ли вы своей мимикой? (2)

121. Любите ли вы работу, требующую частых энергичных движе­ний? (1)

122. Считаете ли вы себя смелым? (1)

123. Прерывается ли у вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации? (—1)

124. Умеете ли вы преодолевать уныние, вызванное неудачей? (1)

125. Если вас об этом просят, в состоянии ли вы длительное время стоять (сидеть) спокойно? (2)

126. В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? (2)

127. Легко ли вы переходите от печали к радости? (3)

128. Легко ли вас вывести из себя? (-2)

129. Соблюдаете ли вы без труда обязательные в вашей среде пра­вила поведения? (2)

130. Любите ли вы выступать публично? (1)

131. Приступаете ли вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки? (3)

132. Готовы ли вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? (1)

133. Энергичны ли вы в движениях? (1)

134. Охотно ли вы выполняете ответственную работу? (1)

Процедура подсчета тестовых баллов

Каждый пункт относится к одной из трех шкал:

45 — к первой шкале,

44 — ко второй шкале,

Тестовые нормы

(M±S), где М — среднее нормативной выборки S — стандартное отклонение

Значения средних и стандартных отклонений М S

5. 5. 2. Оценка нервно-психического напряжения

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нерв­но-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характери­стик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощу­щений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не ме­шающие работе;

в) наличие большого количества неприятных физических ощу­щений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро ис­чезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно ме­шающие работе.

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдель­ных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

5. Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движе­ний во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухуд­шение почерка, затруднения при выполнении мелких движе­ний, требующих высокой точности.

6. Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность уси­деть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — учаще­ние сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалы­вание, боли в сердце.

8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

в) выраженные неприятные ощущения в животе — боли, сниже­ние аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

10. Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции — более ча­стое желание воспользоваться туалетом при полном сохране­нии способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, труд­ность или даже невозможность терпеть.

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность,

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздра­жителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фикса­ция на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способ­ностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17. Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том чис­ле накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

в) чувство страха, паники, отчаяния.

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность рабо­тать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи:

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голо­са, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т. д. );

в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, сни­жение психического тонуса.

22. Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от по­сторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле,

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быс­трая умственная утомляемость.

26. Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и пережива­ний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической дея­тельности либо единичные, слабо выраженные, быстро про­ходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серь­езно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27. Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не об­ращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие ее продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при на­личии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29. Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребыва­ния в условиях сложной ситуации и выполнения необходи­мой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряже­ния, непрекращающегося в течение длительного времени пос­ле сложной ситуации.

30. Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Фамилия, имя, отчество__________________ Дата_______

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного задания, после задания и т. д. ).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.