Оценка нервно психического развития грудного ребенка

Контроль за НПР проводится в эпикризные сроки. НПР и степень его гармоничности определяют только на основании обследования развития умений по ведущим линиям или показателям развития.

За норму развития ребенка на первом году жизни принимается овладение умениями в пределах + - 15 дней от паспортного возраста. Ранним или ускоренным развитием считается, если ребенок овладел умениями в более ранние возрастные сроки. Замедленное развитие определяется при овладении умениями в более поздние возрастные сроки.

В практической медицине оценка темпов НПР детей первого года жизни проводится ежемесячно по соответствию формирующихся у ребенка умений (статических, двигательных, эмоциональных и др.).

Ведущими линиями развития на первом году жизни являются:

Новорожденные – 2,5 мес. – развитие зрительных (Аз), слуховых анализаторов (Ас);

- развитие положительных эмоций (Э);

2,5–3 мес. – 5-6 мес. - развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций;

- движения общие (До);

- движения руки (Др);

- подготовительные этапы активной речи (Ра) - гуление;

5-6 мес. – 12 мес. - движения общие (До);

- движения руки (Др);

- активная речь (Ра);

- понимаемая речь (Рп);

Кпервому месяцу:

Ко второму месяцу:

Рассматривает висящие над ним игрушки (Аз), следит за движущейся перед глазами игрушкой (Аз), поворачивает голову в сторону источника звука (Аз), держит прямо голову (До), подражает либо отвечает случайной улыбкой на разговор с ним, или улыбающемуся лицу (Э), повторно издает звуки (Э).

К третьему месяцу:

Кчетвертому месяцу:

Узнает мать (Аз), поворачивает голову и находит глазами невидимый источник звука (Ас), переворачивается с боку на бок, подолгу лежит на животе, опираясь предплечьями и высоко подняв голову (До), во время бодрствования часто появляется «комплекс оживления, громко смеется, когда с ним разговаривают, любит играть (Э), рассматривает, ощупывает и захватывает висящие игрушки (Др), гулит (Ра), придерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении (Н).

К пятому месяцу:

Отличает близких от чужих людей (Аз), подолгу певуче гулит (Ра), берет игрушку, которую держат над ним, удерживает ее (Др), долго лежит на животе. Поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (До), ест с ложки густую или полугустую кашу (Н).

К шестому месяцу:

По разному реагирует на свое и чужое имя (Ас), начинает произносить отдельные слоги, выговаривает больше двух звуков – начало лепета (Ра), свободно берет погремушку из разных положений, перекладывает с одной руки на другую, кладет ее в рот (Др), сидит с минимальной поддержкой, переворачивается с живота на спину, начинает ползать (До), хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости (Н).

К седьмому месяцу:

К восьмому месяцу:

К девятому месяцу:

К десятому месяцу:

К одиннадцатому месяцу:

К двенадцатому месяцу:

Легко подражает новым слогам, употребляет от 2 до 10 слов (Ра), самостоятельно ходит (До), хватает предметы большим и указательным пальцами, переносит действия с одного предмета на другой – всех кормит, баюкает и т.д., удерживает два предмета (Др), самостоятельно пьет из чашки – берет ее руками, ставит на стол (Н), по просьбе подает игрушку, проявляет доброжелательность, исполняет простые действия, сопровождая их лишними жестами (синкинезии) (Рп).

Возможные вариантыоценки НПР:

- отставание (ретардация): указать на сколько месяцев;

Для более точного определения уровня НПР детей до 3-х лет разработана количественно-качественная градация, позволяющая объективно оценить развитие каждого ребенка (см. таблица).

Согласно этой оценке, дети м.б. распределены на 5 групп НПР. Дети, отнесенные в 4 группу, должны расцениваться как имеющие пограничное с патологией состояние; дети, отнесенные в 5 группу НПР, как дети с патологией.


Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае - не пугаться.

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • - если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • - малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • - если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • - задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

Важно помнить, что "скорость" развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Речь активная:

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

Понимание речи:

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Понимание речи:

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

Понимание речи:

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

Понимание речи:

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

Понимание речи:

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

По материалам книги Гончаровой О.В.

Период новорожденности — очень важный этап в жизни каждого малыша. Это период от момента рождения ребенка до достижения им возраста 28 дней.

В течение первого месяца жизни, происходит адаптация новорожденного малыша к новым условиям существования. Основные потребности новорожденного в этот период связаны с его мамой — это ощущение ее тепла, телесный контакт с ней и материнское молоко.

Физическое развитие новорожденного ребенка

Первичная оценка состояния новорожденного проводится по шкале Апгар на первой и пятой минутах жизни. Здоровые дети имеют оценку по шкале Апгар 8/10 баллов. Оценка от 6 до 7 баллов может свидетельствовать о негрубых нарушениях или о том, что малыш перенес умеренную гипоксию (кислородное голодание). Оценка 5 баллов и ниже — это показатель серьезного нарушения адаптации (приспособления) к новым условиям, либо один из признаков того, что ребенок перенес тяжелую гипоксию. В этом случае, ребенку необходима срочная медицинская помощь.

В среднем масса тела доношенного ребенка составляет 3500 грамм, допустимыми колебаниями для здорового (доношенного) малыша считается масса от 2700 г до 4000 г. При этом, обращает на себя сравнительно большая голова, относительно его тела, и короткие конечности.

Длина тела новорожденного в среднем равна 50 см. Допустимыми колебаниями считаются 46-56 см.

Окружность головы при рождении составляет в среднем от 34-36 см, допустимыми показателями являются размеры 32-38 см.

Окружность грудной клетки — 32-24 см (она должна быть меньше окружности головы на 1-2 см).

Нервно-психическое развитие новорожденного ребенка

Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерен физиологический мышечный гипертонус и сгибательная поза (поза эмбриона). У новорожденного руки согнуты во всех суставах и прижаты к грудной клетке. Кисти малыша согнуты в кулак. Ноги также согнуты во всех суставах. При этом мышцы малыша не расслабляются даже во время сна.

Движения новорожденного ограниченные, беспорядочные, хаотичные, в некоторых случаях дрожащие. К концу первого месяца жизни тремор (дрожание) и физиологический гипертонус постепенно угасают.

Основными показателями нервно-психического развития новорожденного ребенка являются рефлексы.

Время провождения новорожденного малыша не очень замысловато — пришло время кормления, ребенок проголодался, он сообщает об этом плачем. Пососал материнскую грудь, поел, почувствовал ее тепло — успокоился и уснул.

Для оценки состояния нервной системы врач-педиатр определяет у новорожденного выраженность безусловных рефлексов.

Стойкие рефлексы — те, которые существуют на протяжении всей жизни:

  • Глотательный;
  • Сухожильные рефлексы конечностей;
  • Роговичный, конъюнктивальный;
  • Надбровный;
  • Мигательный.

Транзиторные рефлексы — существуют после рождения, но постепенно исчезают в определенном возрасте:

  • Сосательный рефлекс — исчезает в возрасте 10-12 месяцев;
  • Поисковый рефлекс — при поглаживании кожи в области угла рта, ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя. Исчезает в 3-4 месяца;
  • Хоботковый рефлекс -при легком поколачивании пальцем по губам малыша он вытягивает их вперед в виде хоботка. Исчезает в возрасте 2-3 месяцев.
  • Ладонно-ротовой рефлекс — при надавливании большими пальцами на ладони ребенка, малыш открывает рот и наклоняет голову к груди. Возраст угасания этого рефлекса 2-3 месяца.
  • Защитный рефлекс — в положении на животе, новорожденный ребенок рефлекторно поворачивает голову в сторону. Исчезает рефлекс в 2 месяца.
  • Рефлекс опоры — при удержании ребенка в вертикальном положении (за подмышечные области со спины и при этом поддерживая голову), ребенок сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенка опустить вниз, так, чтобы его стопы касались твердой поверхности, то он плотно упирается ножками. Сохраняется этот рефлекс примерно до 2 месяцев.
  • Рефлекс автоматической походки — если во время проверки рефлекса опоры (когда ножки касаются твердой поверхности) туловище малыша немного наклонить вперед, то он начинает делать шаги.
  • Хватательный рефлекс — при вложении в ладони малыша своих пальцев, он плотно их удерживает (хватает). Исчезает в 3 месяца.
  • Рефлекс ползания — когда ребенок лежит на животике он старается приподнять и повернуть голову и при этом совершает ползающие движения, если при этом плотно прижать руку к стопам ребенка, то он начинает активно от нее отталкиваться. Угасает рефлекс к 4 месяцам.

Если врач говорит, что мышечный тонус и физиологические рефлексы ребенка в пределах нормы, это означает, что кроха чувствует себя хорошо и у него все в порядке.

Питание новорожденного

Самым лучшим для новорожденного ребенка и ребенка первого года жизни является грудное молоко матери. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы.

Первое прикладывание к груди осуществляют через несколько минут или часов после рождения (если нет противопоказаний), но не позже чем через 24 часа после рождения.

Желудок новорожденного очень мал, поэтому кормить его надо часто около 6-7 раз в сутки, это примерно каждые 3-3,5 часа. В настоящее время, широко практикуется метод свободного вскармливания — это когда малыш сосет грудь так часто и так долго, сколько он хочет.

При грудном вскармливании ребенок обычно сам регулирует необходимое количество молока. Для ориентировочного расчета необходимого количества грудного молока можно воспользоваться несколькими способами.

В возрасте до 7-8 дней жизни:

Объем молока = n х 70 (при массе тела новорожденного менее 3200 грамм)

Объем молока = n х 80 (при массе тела новорожденного более 3200 грамм)

n – возраст ребенка в днях.

Для ребенка более старшего возраста

Необходимый суточный объем пищи для ребенка в возрасте от 7-10 дней до 2 месяцев должен составлять 1/5 массы тела.

В конце беременности и в первые дни после рождения ребенка из грудных желез матери выделяется молозиво. Молозиво — это густая жидкость желтого цвета, оно очень питательно и калорийно. На 4-5 дня жизни появляется переходное молоко, а со 2-3 недели начинает выделяться зрелое молоко.

Молоко, которое получает малыш в течение одного кормления, делится на: ранее (в начале кормления) и позднее (в конце кормления). Ранее молоко более водянисто, содержит много белка и лактозы. Позднее молоко богато жирами.

Во время кормления грудью, примите удобное положение, правильное грудное вскармливание не должно приносить дискомфорт ни малышу, ни маме.

Слух и зрение новорожденного ребенка

В течение первых дней жизни у новорожденного малыша проверяют слух. Делается это для раннего выявления различных нарушений слуха у детей. Процедура эта безопасная и безболезненная, проводиться специальным прибором. О том, что ребенок слышит можно понять и наблюдая за реакциями ребенка, но следует знать, что новорожденный ребенок способен реагировать только на громкие звуки. Дело в том, что даже если малыш и слышит тихий звук, то он еще не может этого показать. Поэтому и прибегают к специальным методам проверки слуха.

Другой, не менее важный вопрос, который волнует родителей, что видит новорожденный? У новорожденного малыша зрительный анализатор развит очень плохо. Считается, что новорожденный может различать свет и тень. Предметное зрение начинает формироваться примерно в возрасте 2-3 месяцев.

Новорожденный малыш все видит как бы в тумане. Радиус зрения новорожденного равен примерно 30 см. Самое интересное для малыша в этом возрасте это лицо мамы, поэтому старайтесь чаще находиться лицом к лицу с Вашим малышом.

У многих новорожденных малышей отмечается косоглазие, но это совсем не обязательно связано с каким-либо заболеванием, как правило, это связано со слабостью глазных мышц и с тем, что ребенок, еще не научился сбалансировано управлять своими глазками. Со временем мышцы окрепнут, нервная система созреет и всё придет в норму.

Что должен уметь новорожденных ребёнок

Сразу после рождения органы и системы организма новорожденного ребенка имеют неодинаковую степень зрелости. Нервная система, хотя и готова к функционированию, но многие ее отделы еще плохо развиты. Так, например, зрительный, слуховой, тактильный анализаторы развиты лучше, чем, тем, которые обеспечивают координированные движения.

В первые дни жизни многие малыши уже могут фиксировать взгляд на лице взрослого, но это очень неустойчивая реакция. При громком звуке или при резком освещение ребенок рефлекторно закрывает глаза, вздрагивает. На второй неделе жизни малыш начинает прислушиваться к разговору, может издавать единичные, тихие гласные звуки. Он узнает свою маму (по голосу, по запаху).

Движения новорожденного, сначала резкие, судорожные, постепенно становятся более плавными, также постепенно исчезает физиологический гипертонус мышц.

В течение периода новорожденности, малыш находиться в одном из трех состояний: сон, тихое бодрствование, активное бодрствование.

В среднем новорожденных ребенок спит около 18 часов в сутки. Сон малыша прерывистый, как правило, равномерно распределен в течение суток. К концу первого месяца жизни может начать вырабатываться режим сна и приема пищи.

Уход за новорожденным ребенком

На первом месяце жизни особое внимание уделяется уходу за новорожденным малышом, особенно за пупочной ранкой.

Уход за ребенком складывается из регулярных гигиенических и закаливающих процедур.

Гигиенические процедуры складываются из регулярного и своевременно очищения кожи, смены мокрых подгузников и пеленок, купания, обработки пупочной ранки. Также необходимо следить за чистотой и здоровьем ушей, глаз и ногтей.

Закаливающие мероприятия, в периоде новорожденности, складываются из регулярных прогулок на свежем воздухе и воздушных ванн.

О тонкостях ухода за новорожденным ребенком Вы можете прочитать в статье — Азы ухода за малышом: что нужно знать?

Необходимые обследования

В первые три дня после выписки из родильного дома, малыша должен посетить врач-педиатр. В течение первого месяца жизни 2 раза в неделю (как минимум) Вашего малыша должен посещать врач или медицинская сестра. Во время этих посещений врач осматривает ребенка и дает маме необходимые рекомендации по уходу за малышом, вскармливанию и отвечает на интересующие ее вопросы.

Когда малышу исполниться 1 месяц, посещать врача придется уже самостоятельно в поликлинике. Каждый месяц в течение первого года жизни.

На этих осмотрах врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка, назначает необходимые анализы и обследования.

Как играть с новорожденным ребенком

В течение первого месяца жизни малыш в основном есть и спит, но все же есть небольшие промежутки времени, когда он находится в состоянии активного бодрствования. Именно это время необходимо использовать для игр и общения с малышом. Больше всего, в этом возрасте, ребенку интересно наблюдать за маминым лицом. Улыбайтесь, стройте смешные рожицы, гримасничайте. Также ему приятно слышать Ваш голос, разговаривайте с ним, пойте песни, рассказывайте сказки.

В периоде новорожденности малыш еще плохо различает цвета. В этом возрасте, лучше всего для него подойдет мобиль с контрастными фигурками (можно даже черно-белыми), картинки с четкими рисунками.

Во время игры с ребенком следите за его реакцией, если он чем-то не доволен, то лучше отложить игры на другое, более подходящее время.

И помните, самое необходимое для новорожденного малыша — это Ваша любовь и забота.

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой - при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го - начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь.

Основные критерии (линии) развития.

Аз - анализатор зрительный.

Ас - анализатор слуховой.

До - движения общие.

Др - движения руки.

Ра - речь активная.

Рп - речевые понимания,

И - игра и действия с предметом.

НПР - нервно-психическое развитие.

Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. - Аз Ас До Э Ра.

мес. - Ас Аз До Э Ра.

мес. - Аз До Э Др.

мес. - Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. - Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. - Ас Др До Ра Н.

мес. - Др До Рп Ра Н.

мес. - Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. - Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес - Э Др До Рп Ра Н.

12 мес - Э Аз Др До Рп Ра Н.

| следующая лекция ==>
Физическое развитие детей грудного возраста | Массаж и гимнастика

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.