Оценка неврологического дефицита по шкале nihss таблица

NIHSS (NATIONAL INSTITUTES OF HEALTH STROKE SCALE) -

ШКАЛА ИНСУЛЬТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЗДОРОВЬЯ

Применяется для оценки неврологического статуса, локализации инсульта (в каротидном или вертебробазилярном бассейне), дифференциальной диагностики и результатов лечения. Ее основу составляет ряд параметров, отражающих уровни нарушения основных расстройств, вследствие острого цереброваскулярного заболевания. Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания. Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60 - 70%, а при оценке более 20 баллов 4 - 16%.

Критерии оценки пациента

Количество баллов по шкале шкала NIHSS

Исследование уровня сознания - уровня бодрствования

(если исследование невозможно по причине интубации, языкового барьера - оценивается уровень реакций)

0 - в сознании, активно реагирует.

1 - сомноленция, но можно разбудить при минимальном раздражении, выполняет команды, отвечает на вопросы.

2 - сопор, требуется повторная стимуляция для поддержания активности или заторможен и требуется сильная и болезненная стимуляция для произведения нестереотипных движений.

3 - кома, реагирует только рефлекторными действиями или не реагирует на раздражители.

Исследование уровня бодрствования - ответы на вопросы

Больного просят ответить на вопросы: "Какое сейчас месяц?", "Сколько Вам лет?"

(если проведение исследования невозможно по причине интубации и др. - ставиться 1 балл)

0 - Правильные ответы на оба вопроса.

1 - Правильный ответ на один вопрос.

2 - Не ответил на оба вопроса.

Исследование уровеня бодрствования - выполнение команд

Пациента просят совершить два действие - закрыть и открыть веки, сжать не парализованную руку или совершить движения стопой

0 - правильно выполнены обе команды.

1 - правильно выполнена одна команда.

2 - ни одна команда не выполнена правильно.

Движения глазными яблоками

Пациента просят проследить за горизонтальным движением неврологического молоточка.

1 - частичный паралич взора.

2 - тоническое отведение глаз или полный паралич взора, не преодолеваемый вызыванием окулоцефалических рефлексов.

Исследование полей зрения

Просим пациента сказать сколько он видит пальцев, при этом пациент должен следить за движением пальцев

1 - частичная гемианопсия.

2 - полная гемианопсия.

Определение функционального состояния лицевого нерва

просим пациента показать зубы, совершить движения бровями, зажмуриться

1 - минимальный паралич (асимметрия).

2 - частичный паралич - полный или почти полный паралич нижней группы мышц.

3 - полный паралич (отсутствие движений в верхней и нижней группах мышц).

Оценка двигательной функции верхних конечностей

Пациента просят поднять и опустить руки на 45 градусов в положении лежа или на 90 градусов в положении сидя. В случае, если пациент не понимает команды - врач самостоятельно помещает руку в нужное положение. Данным тестом определяется мышечная сила. Баллы фиксируются для каждой руки отдельно

0 - конечности удерживаются в течение 10 сек.

1 - конечности удерживаются менее 10 сек.

2 - конечности не поднимаются или не сохраняют заданное положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести.

3 - конечности падают без сопротивления силе тяжести.

4 - нет активных движений.

5 - невозможно проверить

(конечность ампутирована, искусственный сустав)

Оценка двигательной функции нижних конечностей

Поднимают паратечную ногу в положении лежа на 30 градусов продолжительностью - 5 секунд.

Баллы фиксируются для каждой ноги отдельно

0 - ноги удерживаются в течение 5 сек.

1 - конечности удерживаются менее 5 сек.

2 - конечности не поднимаются или не сохраняют поднятое положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести.

3 - конечности падают без сопротивления силе тяжести.

4 - нет активных движений.

5 - невозможно проверить (конечность ампутирована, искусственный сустав).

Оценка координации движений

Данный тест выявляет атаксию, оценивая функцию мозжечка.

Проводятся пальце-носовая проба и пяточно-коленная проба. Оценка нарушения координации производиться с двух сторон.

1 - Атаксия в одной

2 - Атаксия в двух конечностях.

UN - исследовать невозможно (указывается причина)

исследуют пациента с помощью иголки, валика для проверки чувствительности

1 - легкие или средние нарушения чувствительности.

2 - значительное или полное нарушение чувствительности

Выявление расстройства речи

Пациента просят прочитать надписи на карточках для определения уровня нарушения речи

1 - Легкая или умеренная

дизартрия; некоторые звуки смазаны, понимание слов

2 - Тяжелая дизартрия; речь больного затруднена, или определяется мутизм.

UN - исследовать невозможно (указать причину).

Выявления нарушения восприятия - гемиигнорирование или неглет

1 - Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).

2 - Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

Шкала инсульта Национального института здоровья / шкала инсульта / NIH Stroke Scale

Разработана американским Национальным Институтом Здоровья (National Institutes of Health Stroke Scale – NIH Stroke Scale) T.Brott et al, 1989, J.Biller et al, 1990.

Используется для объективизации состояния пациента с ишемическим инсультом при поступлении, в динамике процесса и исхода инсульта к 21 суткам нахождения в стационаре.

Шкала содержит 15 пунктов, которые характеризуют основные функции, чаще всего нарушающиеся вследствие церебрального инсульта. Оценкафункций производится в баллах. Шкала отличается очевидной простотой, заполнение ее требует не более 5-10 минут, дисциплинирует врача в плане необходимости всестороннего исследования неврологического статуса, позволяет регистрировать динамику состояния пациента в остромпериоде заболевания. Внутренняя согласованность и ретестовая надежность шкалы подтверждена рядом исследований (Goldstein J.C. et al 1989).Отсутствие изменений в неврологическом статусе предусматривается как 0 баллов, смерть больного – 31 балл.

Определение значений баллов шкалы

Сознание: уровень
бодрствования

0 - Ясное
1 - Оглушение (заторможен, сонлив, но
реагирует даже на незначительный стимул -
команду, вопрос)
2 - Сопор (требует повторной, сильной
или болезненной стимуляции для того, чтобы
совершить движение или стать на время
доступным контакту)
3 - Кома (речевому контакту недоступен,
отвечает на раздражения лишь рефлекторными
двигательными или вегетативными реакциями)

Сознание: ответы на
вопросы
Просят больного назвать
месяц года и свой возраст

0 - Правильные ответы на оба вопроса
1 - Правильный ответ на один вопрос
2 - Неправильные ответы на оба вопроса

Сознание: выполнение
инструкций (просят
больного закрыть и
открыть глаза, сжать
пальцы в кулак и разжать)

0 - Выполняет обе команды правильно
1 - Выполняет одну команду правильно
2 - Обе команды выполняет неправильно

Движения глазных яблок
(слежение за движением
пальца)

0 - Норма
1 - Частичный паралич взора (но нет
фиксированной девиации глазных яблок)
2 - Фиксированная девиация глазных яблок

Поля зрения (исследуют с
помощью движений
пальцами, которые
исследователь выполняет
одновременно с обеих
сторон)

0 - Нет нарушений
1 - Частичная гемианопсия
2 - Полная гемианопсия

0 - Нет
1 - Легкий (асимметрия)
2 - Умеренно выраженный (полный или почти
полный паралич нижней группы мимических мышц)
3 - Полный (отсутствие движений в верхней
и нижней группах мимических мышц)

Движения в руке на
стороне пареза
Руку просят удержать в
течение 10 с в положении
90° в плечевом суставе,
если больной
сидит, и в положении
сгибания 45°, если
больной лежит

0 - Рука не опускается
1 - Больной вначале удерживает руку в
заданном положении, затем рука начинает
опускаться
2 - Рука начинает падать сразу, но больной все
же несколько удерживает ее против силы тяжести
3 - Рука сразу падает, больной совершенно не
может преодолеть силу тяжести
4 - Нет активных движений

Движения в ноге на
стороне пареза
Лежащего на спине
больного просят удержать
в течение 5 с согнутую в
тазобедренном суставе
ногу, поднятую под углом
30°

0 - Нога в течение 5 секунд не опускается
1 - Больной вначале удерживает ногу в
заданном положении, затем нога начинает
опускаться
2 - Нога начинает падать сразу, но больной все
же несколько удерживает ее против силы тяжести
3 - Нога сразу падает, больной совершенно не
может преодолеть силу тяжести
4 - Нет активных движений

Атаксия в конечностях ПНП
и ПКП (атаксия
оценивается в баллах лишь
в том случае, когда она
непропорциональна степени
пареза;
при полном
параличе кодируется
буквой "Н")

0 - Нет
1 - Имеется или в верхней, или в нижней
конечности
2 - Имеется и в верхней, и в нижней конечности

Чувствительность
Исследуется при помощи
булавки, учитываются
только нарушения

0 - Норма
1 - Незначительно снижена
2 - Значительно снижена

Игнорирование (neglect,
англ.)

0 - Не игнорирует
1 - Частично игнорирует зрительные, тактильные
или слуховые раздражения
2 - Полностью игнорирует раздражения более
одной одальности

0 - Нормальная артикуляция
1 - Легкая или умеренная дизартрия (произносит
невнятно некоторые слова)
2 - Выраженная дизартрия (произносит слова
почти невразумительно или хуже)

0 - Нет
1 - Легкая или умеренная (ошибки в названии,
парафазии)
2 - Грубая
3 - Тотальная

Неотложная помощь для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения (инсульт). Неотложное интенсивное лечение, постоянное наблюдение и тщательный уход.

Медицинские онлайн-шкалы по неврологии, необходимые в практике клинициста в работе с его пациентами.

Онлайн-шкалы по неврологии

Содержание:

Представленная Dorothea Barthel в 1955 году, шкала оценивает индекс активности повседневной жизни.

Инструкция по применению:

Общее количество баллов — 100. Чем выше оценка, тем выше уровень независимости.

  • 0 до 20 баллов — полная зависимость
  • 21 до 60 баллов — выраженная зависимость
  • 61 до 90 баллов — умеренная зависимость
  • 91 до 99 баллов — легкая зависимость

Шкала тяжести инсульта Национальных институтов здоровья США — National Institutes of Health Stroke Scale (NIHSS). Используется для объективизации состояния пациента с ишемическим инсультом при поступлении, в динамике процесса и исхода инсульта к 21 суткам нахождения в стационаре.

Шкала отличается очевидной простотой, заполнение ее требует не более 5-10 минут, дисциплинирует врача в плане необходимости всестороннего исследования неврологического статуса, позволяет регистрировать динамику состояния пациента в остром периоде заболевания.

Оценка результатов в баллах:

  • 0 — состояние удовлетворительное;
  • 3–8 — неврологические нарушения легкой степени;
  • 9–12 — неврологические нарушения средней степени;
  • 13–15 — тяжелые неврологические нарушения;
  • 16–34 — неврологические нарушения крайней степени тяжести;
  • 34 — кома

Для комбинированной оценки степени тяжести пациентов в остром периоде ишемического инсульта и эффективности проведенного лечения, Европейская инициатива по инсульту рекомендует также использовать Скандинавскую шкалу инсульта (SSS; Scandinavian Stroke Study Group).

Баллы складываются в сумму из 10 перечисленных выше групп, где минимальный балл – 0, максимальный – 60. Эффективность проводимой терапии инсульта оценивается по степени улучшения общего состояния, включающая в себя скорость регресса неврологической симптоматики, которую определяют при помощи неврологического осмотра, лабораторных и функциональных методов исследования:

  • значительное улучшение состояния — регресс неврологической симптоматики на 10 и более баллов
  • умеренное улучшение — регресс неврологического дефицита менее чем на 10 баллов
  • незначительное улучшение — минимальный регресс неврологической симптоматики (1-2 балла)

Клиническую шкалу ABCD2 применяют для оценки риска развития раннего инсульта после перенесенной транзиторной ишемической атаки (ТИА) и выявления пациентов, которых следует госпитализировать.

Шкала ABCD2 (от первых букв английских слов age, blood pressure, clinical features, duration of symptoms, diabetes mellitus) включает следующие пункты:

Интерпретация полученных результатов:

  • Итог 0-3 балла: Низкий риск
    — Риск инсульта в течение 2 дней: 1.0%
    — Риск инсульта в течение 1 недели: 1.2%
    — Риск инсульта в течение 3 месяцев: 3.1%
  • Итог 4-5 баллов: Умеренный риск
    — Риск инсульта в течение 2 дней: 4.1%
    — Риск инсульта в течение 1 недели: 5.9%
    — Риск инсульта в течение 3 месяцев: 9.8%
  • Итог 6-7 баллов: Высокий риск
    — Риск инсульта в течение 2 дней: 8.1%
    — Риск инсульта в течение 1 недели: 11.7%
    — Риск инсульта в течение 3 месяцев: 17.8%

Популярным инструментом для диагностики сосудистой деменции и ее отграничения от деменций альцгеймеровского типа является ишемическая шкала Хачинского. Она состоит из 13 пунктов, представляющих собой перечень клинических признаков заболевания при сосудистой деменции.

Сумма 7 баллов и выше указывает на диагноз сосудистой деменции, 4 балла и ниже – на диагноз болезни Альцгеймера. Промежуточная оценка может трактоваться как вероятная смешанная (сосудисто-атрофическая) природа деменции.

Шкала комы Мэйо (Mayo) разработана в 2005 году. Преимуществом этого метода является отсутствие речевого контакта у интубированного больного, или больного с трахеостомой.

  • 16 баллов – ясное сознание
  • 15 баллов — сомноленция
  • 14 баллов – оглушение
  • 9-12 баллов – сопор
  • 4-8 баллов – кома
  • 3 балла – смерть мозга

При измерения спастичности и эффектов лечения этого состояния, могут использоваться оценочные шкалы. Довольно широкое распространение получила шкала Эшворта (Ashworth), используемая для измерения степени тяжести и частоты сопротивления пассивным движениям по пятибалльной оценке (от 0 до 4).

Для того чтобы использовать эту шкалу, врач перемещает конечности пациента в полном диапазоне их движения и оценивает мышечный тонус, получая субъективные измерения. Числовые данные получают в ходе сгибания локтя, запястья, пальцев, в том числе большого, именно в таком порядке. Пациент должен находиться в положении сидя.

Европейскую шкалу инсульта можно использовать для оценки состояния пациентов с недавно произошедшим инсультом в бассейне среднемозговой артерии.

  • Максимальная оценка: 100 – Абсолютно здоровый человек набирает 100
  • Минимальная оценка: 0 – Максимально пораженный человек набирает 0

Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.

Шкала NRS (Nrurological Raiting Scsle) — шкала используемая для оценки состояния больного рассеянным склерозом.

Оценка состояния больного:

  • 100 баллов — отсутствуют изменения в неврологическом статусе
  • 98-70 баллов — неврологические нарушения легкой степени тяжести
  • 69-40 баллов — неврологические нарушения средней степени тяжести
  • 39-10 баллов — тяжелые неврологические нарушения

Шкала Эпворта — это серия вопросов, которые широко используют для изучения воздействия сна на дневной образ жизни, конечно в совокупности с другими критериями. Этот опросник имеет высокий уровень чувствительности для определения нарушений сна: бессонницы, апноэ во сне, нарколепсии.

При оценке по шкале NIHSS необходимо строго следовать разделам шкалы, регистрируя баллы в каждом из подразделов по очереди. Нельзя возвращаться назад и изменять выставленные ранее оценки. Следуйте инструкциям для каждого из подразделов. Оценка должна отражать то, что на самом деле делает пациент, а не то, что, по мнению исследователя, пациент может делать. Регистрируйте ответы и оценки испытуемого в процессе исследования, работайте быстро. Если это не указано в инструкциях к соответствующему подразделу, не следует тренировать больного и/или добиваться от него лучшего выполнения команды.

Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций.
Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей).

Ясное сознание, живо реагирует

Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции.

Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны.

Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций.

Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка 2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту.

Правильные ответы на оба вопроса.

Правильный ответ на один вопрос.

Не ответил на оба вопроса.

Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка.

Выполнил обе команды.

Выполнил одну команду.

Не выполнил ни одной из команд.

Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора.

Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов.

Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе "Гемиигнорирование (неглект)".

Поля зрения не нарушены.

Слепота (включая корковую).

Нормальные симметричные движения мимических мышц.

Легкий парез мимических мышц (сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка).

Умеренный прозопарез (полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц).

Паралич одной или обеих половин лица (отсутствие движений в верхней и нижней части лица).

Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Рука не опускается в течение 10 с.

Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.

Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.

Рука сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в руке отсутствуют.

Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Рука не опускается в течение 10 с.

Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.

Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.

Рука сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в руке отсутствуют.

Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Нога не опускается в течение 5 с.

Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.

Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.

Нога сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в ноге отсутствуют.

Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Нога не опускается в течение 5 с.

Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.

Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.

Нога сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в ноге отсутствуют.

Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений. С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Атаксия в одной конечности.

Атаксия в двух конечностях.

Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо). Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1. При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2.

Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения.

Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений.

Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста (см. приложение). Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3. При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд.

Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя.

Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках.

Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи.

Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок. При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2. Если исследовать силу невозможно (интубация, травма лица) делается соответствующая отметка.

Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм.

Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).

Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.


Для оценки неврологического состояния пациента используются разные шкалы, основанные на клинических исследованиях рефлексов и функциональных тестах. Шкалы позволяют оценить эффективность проведенного лечения и составить план реабилитации, либо определить степень инвалидизации – последствия тяжелого поражения головного мозга, которое влечет за собой потерю двигательной активности, чувствительности, когнитивности и эмоциональной сферы.

Содержание:

Шкала оценки Глазго


В 1974 году нейро-травматологами из шотландского города Глазго была разработана и предложена методика для оценки состояния пациента с черепно-мозговыми травмами. Оценочные критерии впоследствии стали применяться и для оценки пострадавших с различными типами инсультов.

Шкала Глазго оценивает состояние больного по трем признакам :

  • Произвольное 4 балла
  • Как реакция на голос 3 балла
  • Как реакция на боль 2 балла
  • Реакции нет 1 балл
  • Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос — 5 баллов
  • Больной дезориентирован, спутанная речь – 4 балла
  • Словесный бред, ответ по смыслу не соответствует вопросу – 3 балла
  • Нечленораздельные звуки в ответ на поставленный вопрос – 2 балла
  • Речь отсутствует — 1 балл
  • Выполнение движений по команде – 6 баллов
  • Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение – 5 баллов
  • Отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение – 4 балла
  • Патологическое сгибание конечности в ответ на боль – 3 балла
  • Патологическое разгибание конечности в ответ на боль – 2 балла
  • Нет реакции – 1 балл

Все эти признаки оцениваются баллами, при этом больший балл соответствует лучшему состоянию. Далее баллы суммируются и по сумме определяется уровень нарушения сознания. Чем больше сумма баллов, тем в более лучшем состоянии находится больной.

  • 15 баллов – полностью ясное сознание
  • 13-14 баллов – оглушение
  • 9-12 баллов — сопор (глубокое угнетение сознания с утратой произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности)
  • 4-8 баллов – кома (сумма менее 8 баллов говорит о непосредственной угрозе жизни пациента)
  • 3 балла – смерть головного мозга

Шкала оценки FAST

Шкала FAST введена с целью быстрого обучения населения распознавать ранние симптомы инсульта. Шкала разработана в Великобритании в 1998 году группой врачей инсультных отделений с целью ускорения госпитализации больного в пределах 3-х часового терапевтического окна.

F – face (лицо) При осмотре пациента оценивают симметричность лица. Необходимо выявить его ассиметрию, которая возникла впервые, в покое. Для этого больного просят выполнить следующие действия:

  • Улыбнуться (проверяем, симметричная ли улыбка)

  • Показать свои зубы (присутствует ли симптом теннисной ракетки)
  • Надуть щеки (не надувается щека?)

Для мозгового инсульта характерна асимметрия лица за счет пареза мимических мышц по центральному типу с противоположной от очага поражения стороны.

А – arm (рука) Возникает слабость, онемение руки, реже ноги, с противоположной от очага поражения стороны. Слабость руки можно выявить с помощью следующих тестов:

  • Верхняя проба Барре: пациенту предлагают поднять обе руки до прямого угла 90° — если пациент сидит, и на 45° — если лежит.

Выясняют, что одна рука отстает от другой при выполнении этого теста

  • Симптом Будды : поднимают руки пациента над его головой с повернутыми вверх ладонями и поддерживают их в таком положении 5 секунд, затем одновременно отпускают. Если одна рука постепенно опускается, разворачиваясь ладонью вниз – это свидетельствует о слабости этой руки.
  • Проба Мангаццини для ног: больной, лежащий на спине, должен сохранить положение нижних конечностей во флексии коленного и тазобедренного суставов под прямым углом 90°. При наличии пареза нога начинает двигаться, сгибаться в коленном суставе и опускаться.
  • Проба мизинца (симптом Вендеровича) : пациенту предлагают соединить указательный и большой пальцы руки в виде кольца и крепко держать. Если свободным движением своего указательного пальца врач сможет разъединить образованное пальцами пациента кольцо, это свидетельствует о наличии пареза.
  • Пациенту картинка предлагают крепко, обеими руками, пожать ладонь врача, как при пожатии руки при встрече. Оценивается одинаковость силы пожатия обеих рук.

S – speech (язык) Необходимо выявить признаки нарушения речи, установить время их возникновения.

Выявление речевых нарушений у пациента с инсультом складывается из:

  • Моторной афазии – нарушение процессов вещания
  • Сенсорной афазии – нарушение восприятия речи
  • Дизартрия – сопровождается расстройством артикуляции, невыразительностью языка. При дизартрии сохраняется способность писать, понимать устную и письменную речь.

Вопросы пациенту в рамках теста S

  • Как Вас зовут (для исключения дезориентации пациента)
  • Сколько Вам лет? (для выяснения ориентации пациента в личности и времени)
  • Дата Вашего рождения?
  • Где Вы сейчас находитесь? Какой сейчас день недели, число, месяц, год? (для выяснения ориентации пациента в пространстве, месте и времени)

Шкала NIHSS

Международная шкала NIHSS была разработана американским Национальным Институтом Здоровья. Шкала используется для объективной оценки состояния больного. Тест проводится в динамике процесса и спустя 21 день нахождения в стационаре. Шкала состоит из последовательный 15 тестов, за выполнение каждого из которых ставятся баллы от 0 до 4. Тестирование проводится последовательно, нельзя менять местами установленный порядок заданий или возвращаться к невыполненным тестам. Каждое исследование позволяет оценить состояние основных функций, которые страдают при инсульте. Прохождение теста занимает порядка 15 минут.

Уровень бодрствования

Чем бодрее реагирует человек, тем меньший балл ему ставится. Максимальная оценка возможна в случае комы или полного отсутствия реакций и рефлексов.

  • 0 — бодрствует и демонстрирует активную реакцию
  • 1 — реагирует слегка заторможенно или ощущает сонливость, но полностью реагирует даже на незначительные раздражители
  • 2 — находится в бессознательном состоянии или требуется агрессивное воздействие, чтобы больной проявил реакцию.
  • 3 — полностью игнорирует внешние раздражители

Способность ответить на вопросы

Доктор просит пациента уточнить свой возраст и текущий месяц года. От полноты и четкости ответа зависит балл. Ответы пациент должен давать точные в цифрах. Врач фиксирует первый произнесенный ответ.

  • 0 — дал правильные ответы на оба вопроса
  • 1 — ответил правильно 1 раз
  • 2 — не ответил на оба вопроса

Выполнение команд

Больному предлагают выполнить ряд команд – зажмурить и открыть глаза, сложить пальцы в кулак и разжать. Если какую-либо команду больной не может выполнить например в связи с инвалидностью, команду следует заменить на другую. Если больной не реагирует на речь, можно своим примером показать, что от него требуется. Оценивается первая попытка выполнить команду.

  • 0 — оба действия выполнены успешно
  • 1 — выполнено только 1 действие
  • 2 — оба действия выполнены частично или вообще не выполнены

Реагирование глазных яблок

Пациента просят проследить глазами за движением пальца

  • 0 — нормальная реакция
  • 1 — частичный паралич глазных яблок, но отсутствует их фиксированная дивиация (отклонение от нормы)
  • 2 — полный паралич с фиксированной дивиацией глазных яблок

Поле зрения

Тест проводится с помощью конфронтации и подсчета количества пальцев как с периферии, так и с центра глаз.

  • 0 — не зафиксированы нарушения
  • 1 — есть асимметрия или частичная двусторонняя слепота в половине поля зрения
  • 2 — полная потеря зрения

Лицевая мускулатура

Тест определяет, как работает лицевой нерв

  • 0 — не зафиксировано каких-либо нарушений
  • 1 — имеется небольшая лицевая асимметрия
  • 2 — лицевые мышцы парализованы умеренно
  • 3 — лицевые мышцы полностью парализованы

Сила рук

Этот тест проводится для каждой руки отдельно, поэтому выставляется две оценки. В рамках задания больного просят разомкнуть руку и согнуть под углом 90° в положении сидя или 45° в положении лежа. При этом ладонь нужно повернуть вниз. Пациент должен выдержать в таком положении 10 секунд, после чего выставляется балл

  • 0 — удалось удержать согнутую руку все 10 секунд
  • 1 — рука изначально держится под заданным углом, но постепенно опускается
  • 2 — нельзя провести исследование, поскольку конечность отсутствует или имеется перелом сустава
  • 3 — Рука опускается сразу же, как была согнута, не удается преодолеть силу тяжести
  • 4 — В принципе не удается согнуть руку под нужным углом.

Сила ног

Аналогично предыдущему тесту, данное исследование проводится для каждой ноги по –отдельности. Пациент должен находится в лежачем положении. Его просят поднять ногу под углом 30° и зафиксировать положение на 5 секунд. После выставляется балл. Этот этап теста необходим, чтобы оценить состояние двигательной активности больного и принять решение о начале разработки мышц конечностей на тренажерах.

  • 0 — нога находилась под нужным углом все 5 секунд
  • 1 — нога постепенно опустилась
  • 2 — нога опустилась ранее 5 секунд, задержавшись под заданным углом малое время
  • 3 — нога упала сразу же, поскольку пациент не может преодолеть силу тяжести
  • 4 — вовсе не удалось принять нужное положение

Атаксия конечностей

Цель теста определить, имеется ли расстройство координации движений с одной из сторон. Если нарушено поле зрения, исследование проводится с той стороны, где нет поражения. Проводится так же коленно-пяточная и пальце-носо-пяточная проба. По итогам выставляется теста оценка.

  • 0 — не выявлены нарушения
  • 1 — имеется нарушение согласованности движений различных мышц (атаксия) или в верхних, или в нижних конечностях
  • 2 — наблюдается атаксия всех конечностей

Уровень чувствительности

Используются прикосновения и легкие покалывания иглой к коже пациента. Оценка зависит от реакции больного.

  • 0 — ощущает все прикосновения и покалывания
  • 1 — слабо ощущает все манипуляции врача
  • 2 — чувствительность крайне низкая

Речь

Больному предлагается описать картинку или прочитать какой-либо текст. Если это невозможно например из-за проблем со зрением, можно предложить больному описать предмет, предварительно пощупав его руками.

  • 0 — задание выполнено корректно, речь нормальная.
  • 1 — имеется частичное нарушение речевого аппарата
  • 2 — полное невыполнение задания или вовсе кома пациента

Дизартрия

В процессе теста врач устанавливает, не нарушено ли у больного произношение в результате нарушения иннервации речевого аппарата из-за поражения нервной системы (дизартрия). Во время тестирования врач просто ведет с больным диалог. По итогам теста выставляются баллы.

  • 0 — пациент проявляет артикуляцию в рамках нормы и внятно отвечает на вопросы
  • 1 — отмечается легкая или умеренная дизартрия, то есть больной невнятно произносит некоторые слова
  • 2 — отмечается полная дизартрия, при которой пациент невнятно произносит все слова или вовсе находится в коме.

Игнорирование (Неглект)

Правополушарное поражение головного мозга часто сопровождается неглектом – игнорированием человеком тела, пораженной конечности или пространства. Тест предполагает оценку восприятия половины тела (как правило, левой стороны). При тестировании применяются прикосновения, покалывания иглой или булавкой. По итогам выставляются оценки.

  • 0 — тело адекватно реагирует на раздражители, не проявляя признаков неглекта
  • 1 — отмечается частичное слуховое, зрительное или тактильное игнорирование
  • 2 — фиксируются грубые отклонения от нормы
  • 3 — наблюдается полное отсутствие реагирования на раздражители

Прогноз инсульта определяется в зависимости от суммарного балла по шкале.

  • 0 баллов – нет каких-либо нарушений в неврологическом статусе
  • 3-8 баллов – легкие неврологические отклонения, хороший прогноз на выздоровление (наблюдается в 60-70% случаев)
  • 9-12 баллов – неврологические нарушения средней степени
  • 13-15 баллов – тяжелые неврологические нарушения
  • 16-34 баллов – неврологические нарушения крайней степени тяжести. Максимальное увеличение риска летального исхода
  • 34 балла – кома

При получении по итогам тестирования более 20 баллов дается плохой прогноз на выздоровление. Наблюдается лишь у 4-16 % случаев.

По итоговой оценке корректируется курс лечения и реабилитации больного.

Если общая оценка 3-5 баллов(наблюдается незначительный неврологический дефицит), назначается тромболическая терапия, чтобы не допустить инвалидности больного.

Если общая оценка от 5 до 25 баллов , то тромболическая терапия не назначается, поскольку уже не способна существенно повлиять на исход болезни и приостановить развитие инвалидности.

Шкала Ренкина

Шкалой Ренкина неврологи пользуются с 1988 года. Эта шкала позволяет определить степень инвалидизации после инсульта. Первоначально шкала Ренкина включала в себя 6 ступеней оценки от 0 (без последствий) до 5 (гибель пациента). Позднее шкала была модифицирована с целью детализации уровня утраты жизненных функций для разработки дальнейшей реабилитации пациента.

  • 0 – нет симптомов
  • 1 – Отсутствие существенных нарушений жизнедеятельности, несмотря на наличие некоторых симптомов болезни, пациент способен выполнять все повседневные обычные обязанности
  • 2 – Легкое нарушение жизнедеятельности, больной не способен выполнять некоторые обычные обязанности, но справляется с собственными делами без посторонней помощи.
  • 3 – Умеренное нарушение жизнедеятельности, потребность в некоторой помощи, но ходит больной без посторонней помощи.
  • 4 – Выраженное нарушение жизнедеятельности, больной не способен ходить без посторонеей помощи, не способен справляться со своими телесными и физическими потребностями без посторонней помощи.
  • 5 – Грубое нарушение жизнедеятельности, больной прикован к постели, недержание кала и мочи, потребность в постоянной помощи медицинского персонала.

Принцип шкалы Ренкина – деление нарушений жизнедеятельности человека по уровню тяжести.

  • 0 степень – Cамая легкая, нарушений нет
  • 1 степень– Дееспособность больного снижена незначительно, больной может выполнять все привычные для него действия. Небольшие нарушения могут касаться речи, способности читать и писать. Могут иметь место эмоциональные расстройства, снижение чувствительности и затруднения в движениях. При этом пациент сохраняет возможность выполнять работу, самостоятельно передвигаться и выполнять дела, которые он делал до инсульта.
  • 2 степень – Умеренная, легкая потеря дееспособности. У больного сохраняется способность к самообслуживанию, но утрачивается возможность делать обычные дела, как до инсульта. При этом человек может совершать самостоятельные прогулки., ходить в магазин, готовить еду. Эта стадия потери дееспособности предполагает, что больной может оставаться без посторонней помощи более одной недели.
  • 3 степень – Средняя потеря дееспособности. Такой больной нуждается в посторонней помощи для ведения хозяйства – походов в магазин, приготовления еды, домашней уборке. При этом пациент в состоянии самостоятельно передвигаться по квартире, отправлять естественные надобности, совершать ежедневный туалет. Такие пациенты нуждаются в присмотре несколько раз в неделю. Некоторым нужна и психологическая помощь.
  • 4 степень – Средне-тяжелая потеря дееспособности, предполагается ежедневное присутствие помощника в доме. В этом состоянии больной не может передвигаться без посторонней помощи и ухаживать за собой. Но его можно оставлять одного на непродолжительное время. Отличие 4 и 5 степеней состоит именно в том, какое время в течение дня больной может проводить один.
  • 5 степень – Тяжелая. Человек прикован к постели, у него наблюдается недержание мочи, требуется постоянная сиделка.

Шкала Ренкина позволяет определить необходимость использования и вид вспомогательных средств для передвижения больного (трость, ходунки, коляска).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.