Один из наиболее значимых диагностических критериев невротического уровня

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — А. А. Ковалев, А. С. Охапкин, А. А. Ковалев

Актуальность изучения дифференциально-диагностических критериев невротических и неврозоподобных состояний (НПС) у больных алкоголизмом, сформировавшимся на фоне психогенных заболеваний, связана со значительной схожестью клинических проявлений данных пограничных нервно-психических расстройств (ПНПР), а также со стремительным увеличением числа лиц, страдающих ПНПР [1, 2, 7] и алкоголизмом.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — А. А. Ковалев, А. С. Охапкин, А. А. Ковалев

Больная М, 41 год, была доставлена бригадой скорой помощи. 19.08.01. плохо себя почувствовала якобы из-за повышения артериального давления, а 20.08.01. с 12.00. появились припадки клонических судорог с потерей сознания. С 12.00. до 18.00. того же дня было 5 эпиприпадков, межприступный период 1-1,5часа, но больная находилась без сознания. Пациентка была госпитализирована в реанимационное отделение СОКБ. На фоне лечения антиконвульсантами эпиприступов не было, сознание стало проясняться. 22.08.01.- выраженное психомоторное возбуждение, которое после введения транквилизаторов сменилось сном, прогрессировал менингеальный синдром, лихорадка, затем возникло обратное развитие неврологической симптоматики с выходом в деменцию. Объективно в неврологическом статусе при поступлении: кома, зрачки 8=Э. Взгляд не фиксирует. Язык не локализован. Лицо симметричное. Активные движения в конечностях сохранены. Сухожильные рефлексы равномерно оживлены. Положительный симптом Бабинского с 2-х сторон. Ригидность мышц затылка 2 поперечных пальца, положительный симптом Кернига с 2-х сторон. Общий анализ крови: Бг-3,2х1012/л, ЫЬ-94г/л, ЦП-0,89, Ьеи-9.4х109/л, п-2%,с-59%, л-30%, м-9%, СОЭ-10мм/ч. СМЖ: бесцветная, прозрачная, реакция Панди +, белок - 0,33 г/л, цитоз- 7 в 1мм3, сахар-4,7 ммоль/л. ЭЭГ: признаки дисфункции неспецифических мозговых структур. КТ головного мозга: наружная и внутренняя гидроцефалия. МРТ головного мозга: перивен-трикулярно в обеих гемисферах очаги и зоны умеренной гиперинтенсивности. Выраженное расширение ликворных пространств. Больная была выписана через 72 дня с наличием выраженной корково-подкорковой и мозжечковой недостаточности, значительного интеллектуально-мнестического снижения.

Больной В. 46 лет, поступил с жалобами на снижение памяти, смазанность речи. Заболел остро 14.10.01.-был генерализованный эпиприпадок, после которого перестал узнавать окружающих, стал дезориентирован, появилась дизартрия. Объективно в неврологическом статусе: сознание оглушенное, неадекватен, не узнает близких родственников. Зрачки Э=8, реакция на свет сохранена. Движения глазных яблок в полном объеме. Язык по средней линии. Глотание не нарушено. Дизартрия. Лицо симметричное. Рефлексы орального автоматизма. Сухожильные рефлексы равномерно оживлены. Патологических знаков нет. Координаторные пробы выполняет удовлетворительно, чувствительность сохранена. С вечера 15.10.01. высокая лихорадка, с 16.10.01. появился и начал нарастать менингеальный симптом. Температура тела несмотря на терапию остается высокой до 2.11.01. К этому времени исчезает менингеальный симптом, но сознание остается нарушенным, появляется и нарастает подкорковая ригидность, амимия, бради- и гипокинезия. Общий анализ крови: Бг-3,5 Х1012/л, ЫЬ-112 г/л, ЦП-0,96, Ьеи-4,8 Х109/л, э-1%, п-2%, с-84%, л-8%, м-5%, СОЭ-30мм/ч. СМЖ: бесцветная, прозрачная, реакция Панди +, белок-0,33 г/л, цитоз- 6 в 1 мм3, сахар-4,3 ммоль/л. КТ головного мозга: наружная гидроцефалия. МРТ головного мозга: множественные очаговые поражения, вероятно воспалительного генеза. При выписке через 31 день больной контакту недоступен, дезориентирован, неадекватен, выраженная подкорковая недостаточность. Больной Б, 16 лет, поступил в сопорозном состоянии, был госпитализирован в реанимационное отделение. За неделю до этого остро появилась головная боль, лихорадка. Жаропонижающие средства эффекта не давали. Три дня спустя на фоне сохраняющейся лихорадки однократно была рвота, появились галлюцинации. Больной стал сонлив. На фоне проводимой терапии сознание стало восстанавливаться. Неврологический статус при поступлении: сопор, анизокария, расходящееся косоглазие, угнетение сухожильных рефлексов, яркие рефлексы орального автоматизма. Патологических знаков нет. Ригидность мышц затылка 2,5 поперечных пальца. Общий анализ крови: Бг-4,6 X 1012/л, ЫЬ-126г/л, Ьеи-15,6 X 109/л, СОЭ-5мм/ч. СМЖ: бесцветная, прозрачная, реакция Панди ++, белок-0,66 г/л, цитоз- 15 в 1 мм3. КТ головного мозга: отек мозга воспалительного генеза. ЭЭГ: признаки дисфункции неспецифических мозговых структур. При выписке через 54 дня сохраняется выраженный астенический синдром.

1. Зинченко А. П. Острые нейроинфекции у детей.- Л..- 1986.- С 114-121.

2. Михеев В. В. Нервные болезни.- Москва.- 1974.- С. 209-212.

3. Ходос Х. Г.. Нервные болезни.- Москва.-2001.- С. 260-264.

4. Ходос Х. Г., Т. А. Кондакова. Энцефалит А в Восточной Сибири.- Иркутск.-1982.- С 5-10.

5. Ходос Х. Г. Эпидемический энцефалит Экономо-нерешенная неврологическая проблема// Жур.невр. и психиатр.- 1981.- Т. 81.- №2.- С 124-127.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ НЕВРОТИЧЕСКИХ И НЕВРОЗОПОДОБ-НЫХ СОСТОЯНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ, СФОРМИРОВАВШИМСЯ НА ФОНЕ ПСИХОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ А. А. Ковалев, А. С. Охапкин, А. А. Ковалев

НИИ наркологии МЗ РФ

Смоленская государственная медицинская академия Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Актуальность изучения дифференциально-диагностических критериев невротических и невро-зоподобных состояний (НПС) у больных алкоголизмом, сформировавшимся на фоне психогенных заболеваний, связана со значительной схожестью клинических проявлений данных пограничных нервно-психических расстройств (ПНПР), а также со стремительным увеличением числа лиц, страдающих ПНПР [1, 2, 7] и алкоголизмом.

По данным известных отечественных исследователей [10] за последние 40 лет в России уровень распространенности ПНПР вырос в 2,7 раза (выше всего по сравнению с другими нервно-психическими заболеваниями), из них неврозов в 2,6 раза. Следует отметить, что за данный временной интервал количество больных, страдающих алкоголизмом, увеличилось также в 2,6 раза, т.е. скорость роста алкоголизма и неврозов практически одинакова. Данное явление во многом обусловлено наличием кризисных процессов практически во всех сферах жизни Российской Федерации [4, 7, 10, 11, 12], а также с наличием специфических психотрав-мирующих воздействий, имеющих место на данном историческом этапе развития нашего общества [1, 2, 3,

4]. Этому во многом способствуют изменившиеся социально-экономические условия и экологическая обстановка: напряженность в быту и на производстве, в условиях участившихся военных конфликтов, технологических катастроф и стихийных бедствий [1, 2].

Известно, что лица, страдающие неврозами, невротическим развитием личности и реактивными депрессиями невротического уровня с целью снятия эмоционального напряжения, облегчения тягостного соматического состояния, повышения настроения, купирования навязчивых страхов, тревоги, нарушений сна, искусственной дезактуализации психотравмирующих ситуаций прибегают к приему алкоголя, злоупотребление которым нередко приводит к формированию алкогольной зависимости.

Клиническая картина алкоголизма, сформировавшегося на фоне психогенных заболеваний, отличается большим своебразием и требует пристального внимания, т.к. она определяется полиморфизмом проявлений, в структуре которых имеет место как невротическая, так и неврозоподобная симптоматика [3, 4]. Несомненный интерес, на наш взгляд, представляет изучение дифференциально-диагностических критериев невротических и НПС у данного контингента больных для их своевременной идентификации в общей популяции больных алкоголизмом [5, 6, 8, 9].

Проблемы, связанные с изучением ПНПР, являются одними из самых актуальных, т. к. они встречаются при заболеваниях различной этиологии. Одной из наиболее часто встречающихся форм ПНПР являются НПС. Актуальность изучения этих болезненных расстройств во многом обусловлена тем, что среди врачей различного профиля имеется некоторая несогласованность в дифференциации неврозов от НПС. Хотя большинством исследователей установлено, что неврозы являются заболеваниями психогенной этиологии, в то время как НПС представляют собой ответную реакцию центральной нервной системы (ЦНС) на различные астени-зирующие факторы (соматогении, переутомление, инфекции.интоксикации и др.). Адекватная терапия вышеуказанных болезненных состояний находится в прямой зависимости от взглядов клиницистов на этиопатоге-нетические факторы этих заболеваний. Общепринятым является подразделение НПС на 3 основные группы в зависимости от патогенетического принципа: развивающихся на фоне соматических заболеваний; возникающих при органических заболеваниях головного мозга; наблюдающихся при эндогенных психических заболеваниях.

Основной особенностью неврозоподобных расстройств является их обратимость на фоне лечения основного заболевания. Важной отличительной чертой, присущей НПС, является значительно более выраженное по сравнению с неврозами звучание в клинической картине вегетативного компонента. При НПС вегетативные нарушения не только более выражены и разнообразны, но и тесно связаны с эмоциональными расстройствами. К дополнительным критериям отграничения непроцессуальных НПС от невротических следует отнести их мономорфность, монотонность, тенденцию к трансформации в психоорганические расстройства: эпи-лептиформные синдромы, диэнцефальные и диэнцефально-эндокринные сдвиги при сохранении соматогенной основы или присоединении экзогенно-органических вредностей - интоксикаций, инфекций, черепно-мозговых травм, а также нарастающих интеллектуально-мнестических нарушений по органическому типу.

Результаты многочисленных исследований, посвященных изучению вопросов этиопатогенеза НПС указывают на органическое поражение диэнцефалона, которое осуществляется всевозможными патогенными воздействиями. Другие исследователи сходятся во мнении, что этиологию НПС нельзя объяснить только диэн-цефальной патологией, и связывают их происхождение с нарушениями корковой нейродинамики. От правильного понимания механизмов возникновения НПС во многом зависит эффективность лечения этих больных. Помимо лечения основного заболевания, терапевтические мероприятия должны быть направлены на нормализацию функционирования как подкорково-диэнцефальных образований, так и деятельности корковой нейродинамики.

Таким образом, в отечественной психиатрии на данном этапе исследований принято различать две группы неврозоподобных расстройств: непроцессуальной этиологии, в основном, резидуально-органические и соматогенные, а также процессуальные (при вялом течении эндогенных заболеваний). По клиническим проявлениям НПС сходны с неврозами, но возникают они не от воздействия психотравмы, а вследствие заболеваний внутренних органов, эндокринных желез, ЦНС и др. При них часто отмечаются и симптомы, характерные для неврозов, а признаки основного заболевания к этому времени могут нивелироваться, отойти на второй план. К тому же основная причина возникновения НПС иногда вообще остается нераспознанной.

При проведении дифференциальной диагностики НПС от неврозов надо руководствоваться следующими критериями: нет психической травмы, являющейся причиной болезненных переживаний; отсутствует закономерная этапность смены психогенной реакции; характерным для НПС является наличие психоорганического фона. НПС отличает также монотонность течения, переход к более грубым органическим расстройствам при сохранении соматогенной основы или присоединении дополнительных экзогенно-органических вредностей - инфекций, интоксикаций, черепно-мозговых травм.

При проведении дифференциальной диагностики неврозов с НПС следует делать акцент на основной клинический метод, а также на данные, полученные с помощью дополнительного метода исследования - психологического тестирования [5,6], т.к. при психогенных заболеваниях пограничного круга клинический метод в гораздо большей степени, чем при ПНПР другого генеза, включает в единое целое клинико-психопатологический, клинико-психологический и клинико-социальный подходы. Дифференциальная диагностика заболеваний психогенной этиологии, отграничение их от других пограничных состояний должны включать в себя следующие критерии: специфичность и отчетливые клинические рамки, преморбидных характерологических особенностей, а также своеобразие психотравмирующего воздействия. При соблюдении вышеуказанных условий у данной конкретной личности с учетом взаимодействия ряда предиспонирующих факторов выявляется причинно-следственная связь между эмоционально значимой психотравмирующей си-

туацией и последующими клиническими проявлениями того или иного психогенного заболевания в зависимости от его нозологической принадлежности. Ведущее место при проведении дифференциальной диагностики принадлежит клинико-психопатологическому методу, который не ограничивается описанием только клинических проявлений, а включает в себя сравнение, установление отличий, идентификаций, выяснение закономерностей становления отдельных симптомов, их трансформацию в симптомокомплексы, этапы, клинические разновидности, особенности течения и т.д. Причем, следует обращать внимание на специфику па-токинеза не только у одного и того же больного, а у различных индивидуумов и на различных этапах развития психогенных заболеваний. Сбор катамнестических сведений у больных психогенными заболеваниями должен проводиться очень тщательно, с учетом не только субъективных, но и обязательно объективных сведений, которые следует получать о больном от ближайших родственников, друзей, сослуживцев, знакомых и т.д.

Важное значение при заболеваниях психогенной этиологии придается клинико-катамнестическому методу исследования, который существенным образом дополняет клинико-динамический метод, что позволяет в динамике прослеживать течение психогенных заболеваний и других пограничных нозологических форм.

Таким образом, умение врача психиатра-нарколога правильно ориентироваться в дифференциально-диагностических критериях невротических и НПС, а также в особенностях и своеобразии психотравмирую-щих ситуаций, лежащих в основе развития тех или иных психогенных заболеваний, позволяет своевременно выбрать адекватную терапевтическую тактику, направленную на разрешение, ослабление или, в крайнем случае, на изменение отношения больных к психотравмирующим переживаниям, их дезактуализации и назначить комплексное лечение как фоновых психогенных заболеваний, так и формирующегося на их основе алкоголизма.

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. - М., 1997. -571с.

2. Александровский Ю.А. Психические расстройства после чрезвычайных ситуаций// Матер, междунар. конф. психиатров. - М., 1998. - С. 67.

3. Ковалев А.А. Клиника, дифференциально-диагностические критерии, лечение и профилактика алкоголизма, сформировавшегося на фоне психогенных заболеваний. Дис. д-ра мед. наук. - М.,-1998. - 435с.

4. Ковалев А. Стресс, психогенные заболевания и алкоголизм // Гл. врач. - М., 2000. - №4. - С. 118-128.

5. Ковалев А.А., Шурыгин А.Н. Психодиагностика больных алкоголизмом, сформировавшимся на психогенной основе.// Вопр. психологии.- 2001.- №2.- С.66-74.

6. Ковалев А.А., Шурыгин А.Н. Применение комплексного клинико-психологического исследования для своевременного выявления больных алкоголизмом, сформировавшимся на психогенной основе.- Пособие для врачей психиатров-наркологов и медицинских психологов.- М., 2001.- 18с.

7. Лакосина Н., Трунова М. Неврозы, невротические развития личности. - М., 1994. - 192 с.

8. 0хапкин А.С., Шевченко Н.Д., Чебанова Н.Н. и др. Неврозоподобные состояния, обусловленные алкоголизмом, сочетающимся с гипертонической болезнью// Неврозоподобные состояния. - Смоленск, 1988, -С. 46-49.

9. Охапкин А.С., Спиридонов Н.В., Халимочкина Т.В. Неврозоподобные состояния при алкоголизме, сочетающемся с артериальной гипертонией// Актуальные вопросы соматопсихиатрии и соматоневрологии. -Смоленск, 1993. - С. 33-34.

10. Петраков Б. Д., Цыганков Б. Д. Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей. - М., 1996. - 133 с.

11. Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств// Вопр. психологии. -1995. - № 2. - С. 92-105.

12. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995. - 359с.

ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ, СФОРМИРОВАВШИМСЯ НА ФОНЕ ПСИХОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ А. А. Ковалев, А. С. Охапкин, А. А. Ковалев

НИИ наркологии МЗ РФ

Смоленская государственная медицинская академия, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Актуальность изучения типологии психотравмирующих ситуаций, лежащих в основе алкоголизма, сформировавшегося на фоне психогенных заболеваний, связана со стремительным ростом числа больных, страдающих психогенными заболеваниями и алкоголизмом.

По данным известных отечественных исследователей [8] за последние 40 лет в России уровень распространенности пограничных нервно-психических расстройств вырос в 2,7 раза (выше всего по сравнению с другими нервно-психическими заболеваниями), из них неврозов в 2,6 раза. Следует отметить, что за данный временной интервал количество больных, страдающих алкоголизмом, увеличилось также в 2,6 раза, т.е. скорость роста алкоголизма и неврозов практически одинакова. Данное явление во многом обусловлено наличием кризисных процессов практически во всех сферах жизни Российской Федерации [8, 9, 10, 11, 12, 13], а также с наличием специфических психотравмирующих воздействий, имеющих место на данном историческом этапе развития нашего общества [1, 2, 7, 8]. Этому во многом способствуют изменившиеся социально-экономические условия и экологическая обстановка: напряженность в быту и на производстве, в условиях участившихся военных конфликтов, технологических катастроф и стихийных бедствий [1, 2].

Под неврозами традиционно понимают непсихотические рас­стройства, нередко связанные с длительными, тяжело пере­живаемыми конфликтными ситуациями. Эти расстройства но­сят функциональный (неорганический) характер, обычно со­провождаются нарушениями в соматовегетативной сфере, при этом больные сохраняют критику, понимают болезненный ха­рактер имеющихся симптомов, стремятся избавиться от них.

Единой классификации неврозов не существует. В МКБ-10 деление основано на указании ведущего симптома: фобии, приступов страха, паники, навязчивостей, тоски, подавленности, конверсионных психических и неврологических расстройств, ипохондрии и дисморфофобии, соматовегетативной дисфункции, боли, астении, деперсонализации.

В отечественной психиатрии наиболее часто выделяют 3 ва­рианта невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Сущность соматичес­ких расстройств принципиально различается при различных ва­риантах неврозов: демонстративность, стремление обратить на себя внимание — при истерии; страх, тревожные опасения — при неврозе навязчивостей; чувство усталости, истощения — при неврастении.

Этиология: В отличие от реактивных психозов при не­врозах преобладают длительные индивидуально значимые, не всегда заметные окружающим переживания. Патогенны ситуации внутриличностного кон­фликта (конфликт с собственной совестью, неудовлетворен­ность ситуацией и одновременно боязнь перемен). Преморбидные особенности личности: инфантилизм, экст­раверсия, демонстративность, эмоциональная лабильность кор­релируют с истерической симптоматикой; мнительность, тре­вожность, осторожность, педантичность, ответственность — с неврозом навязчивостей.

Важным симптомом является расстройство сна: на­блюдаются трудности при засыпании, поверхностный сон с множеством сновидений, утром больные испытывают сонли­вость, сон не приносит отдыха. Усталость в утренние часы может сменяться хаотичным стремлением наверстать упущен­ное днем, что в свою очередь приводит к быстрому утомле­нию. Нетерпимость, раздражительность больных становится причиной конфликтов с родными и близкими, ухудшающих самочувствие пациентов.

Больные неврастенией часто обращаются к терапевтам, не­вропатологам, сексопатологам с жалобами на перебои в рабо­те сердца, вегетативную лабильность, снижение либидо, им­потенцию.

Среди больных неврастенией преобладают женщины и мо­лодые люди, начинающие самостоятельную жизнь. Заболева­ние легче развивается у лиц с астенической конституцией, нетренированных, плохо переносящих нагрузки.

Неврастения считается наиболее благоприятным вариантом неврозом.

Истерический невроз — это психогенное функциональное за­болевание, основным проявлением которого бывают крайне разнообразные соматические, неврологические и психические расстройства, возникающие по механизму самовнушения.

К возникновению заболевания предрасполагают черты психического инфантилизма (несамос­тоятельность суждений, повышенная внушаемость, эгоцент­ризм, эмоциональная незрелость, аффективная лабильность, легкая возбудимость, повышенная впечатлительность).

Прогноз: Течение истерического невроза обычно волнообразное, вы­раженность симптоматики связана с действием дополнительных психотравм. При отсутствии черт истерической психопатии ус­транение психотравмирующего фактора ведет к полному выздо­ровлению. При длительном существовании неразрешимого кон­фликта и при неэффективном лечении наблюдаются затяжное течение и формирование невротического развития личности.

Невроз навязчивости (обсессивно-фобический невроз) объ­единяет ряд невротических состояний, при которых у больных возникают навязчивые мысли, действия, страхи, воспомина­ния, воспринимаемые ими как болезненные, чуждые, непри­ятные, от которых пациенты, однако, не могут самостоятель­но освободиться.

Этиология: В отличие от реактивных психозов при не­врозах преобладают длительные индивидуально значимые, не всегда заметные окружающим переживания. Патогенны ситуации внутриличностного кон­фликта (конфликт с собственной совестью, неудовлетворен­ность ситуацией и одновременно боязнь перемен). Преморбидные особенности личности: мнительность, тре­вожность, осторожность, педантичность, ответственность — с неврозом навязчивостей.

Прогноз: Течение невроза навязчивостей нередко бывает длительным. Часто наблюдается постепенное расширение круга ситуаций, вызывающих страхи и навязчивости. Чаще, чем другие невро­зы, данное расстройство протекает хронически, приводит к формированию невротического развития личности.

V1: Психиатрия

V2: Медицинская психология

V3: Основные понятия, определение, структура предмета медицинская психология

S: Психическое здоровье, по определению ВОЗ, это:

-: когда ничего не беспокоит

-: способность выполнять разную работу

-: умение справиться с психическим напряжением

+: состояние полного благополучия: физического, душевного и социального

-: отсутствие психических расстройств

S: Глубинные психологи получили право заниматься психотерапией в:

+: XX в

S: Одним из критериев психического здоровья, по определению Всемирной организации здравоохранения является соответствие психических реакций ### средовых воздействий

V2: Медицинская психология

V3: Сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов

S: Клиническая психология как дисциплина изучает психологическими методами различные нарушения психики и поведения и может применяться:

-: в медицинских учреждениях

S: Основные виды направленности клинической психологии: диагностическая, экспертная, консультативная, коррекционная, профилактическая, … .:

V2: Медицинская психология

V3: Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы

S:Определение предмета изучения патопсихологии, сформулированного Б.В.Зейгарник в утверждении::

+: закономерности проявлений нарушенной психической деятельности в клинике внутренних и психических заболеваний

-: принципы и закономерности создания экспериментальных моделей психических функций и их нарушений

-: закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме

-: закономерности функционирования нормальной психики на экстремальных моделях психопатологии

S:Выделение патопсихологии как психологической дисциплины в России связано

с именами двух ученых:

-: И.П. Павлов и И.М. Сеченов

-: В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков

+: Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн

-: М. И. Аствацатуров и А.Р. Лурия

S:Определением патопсихологии является следующее утверждение::

-: психология переживания болезни

+: раздел клинической психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в условиях болезни

-: раздел общей психологии, изучающий влияние ценностных установок на совладание с болезнью.

S:Одно из важных требований к патопсихологическому эксперименту состоит в его построении таким образом, чтобы

-: в ходе эксперимента осуществлялись коррекционные функции

-:обеспечить воспроизводимость результатов при изменении психического состояния испытуемого

+:обнаружить структуру не только измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности

-: избежать обращения к непараметризуемым явлениям и процессам

-: те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе-: -: количественную меру прогресса умственного развития в случае успешного лечения

+:потенциальные возможности ребенка, не выявляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого

S:Патопсихологическое исследование, по Б.В.Зейгарник, включает в себя действия::

-: выявление и анализ сопротивления и защит

+: наблюдение поведения во время исследования

V2: Медицинская психология

V3: Экспериментальные и тестовые методы обследования

S: Предложил исследование памяти методом пиктограммы:

S: В отличие от психологического тестирования патопсихология опирается на:

-: Особо тщательную стандартизацию

-: Психофизиологическое представление о личности

+: Моделирование определенных ситуаций, в которых проявляются исследуемые виды психической деятельности

-: Стандартизация норм по нозологическому признаку

S: Целями дифференциальной диагностики депрессивных состояний служит:

-: EPI – тест Айзенка

S: Целям исследования экстраверсии и нейротизма служит:

-: EPI – тест Айзенка

-: в работе с заключенными

+: в работе с детьми

S: Методика незаконченных предложений Сакса – Леви относится к группе:

-: верно все перечисленное

S: Таблицы Шульте предназначены для исследования:

S:Личностный Опросник Бехтеревского Института (ТОБОЛ) предназначен для диагностики::

-: Типов характера личности

+: Типов отношения к болезни у больных с хроническими соматическими заболеваниями

-: Уровня тревожности и депрессии

-: для всего перечисленного

S: Вам необходимо исследовать долговременную память. Какую методику Вы выберете для работы с пациентом?:

+: заучивание 10 слов

S:При исследовании методикой 4-ый лишний в некоторых ответах пациента имело место искажение процесса обобщения. С помощью какой методики вы можете дополнительно выявить это расстройство.

S:Вам необходимо исследовать особенности мышления клиента. Какая из перечисленных методик способна предоставить наибольшую информацию об этой сфере.

S: Вы исследуете память пациента. Какую из перечисленных методик можно исключить из эксперимента.

-: заучивание 10 слов

S:Для исследования мышления Вы выберете все перечисленные методики кроме:

S:При исследовании испытуемого выявляются нарушения мышления по типу искажения процесса обобщения. Данный тип выполнения задания может свидетельствовать о заболевании :

S: Согласно закону Рибо-Джексона, при прогрессирующей амнезии, память утрачивается:

-: от частного к общему

+: от позднее к ранее приобретенной информации

-: от сложных психологических актов к простым

-: от менее к более эмоционально значимому

-: от общего к частному

S: При первичном обращении пациента возникает задача исследования его когнитивных функций. Какие тесты вы выберите:

S: В ситуации консультирования испытуемый часто " уклоняется" от линии беседы,
данный феномен может быть объективно выявлен как нарушения мышления с помощью методики:

S: При исследовании больного клинически выявляется разноплановость мышления. Какие методики позволят подтвердить эту находку:

+: классификация и пиктограммы

-: сложение фигур и исключение предметов

-: пиктограммы и сложение фигур

+: классификация и исключение предметов

-: классификация и сложение фигур

S: Пациент жалуется на навязчивое отношение запаха гнилых яблок. С раздражением каких структур головного мозга связано это расстройство обоняния

-: наружная поверхность височных долей

+: медиальные отделы височных долей

-: теменные отделы больших полушарий

+: полюс лобных долей

S: Пациент жалуется на нарушение понимания обращенной речи: "Слышу, что что-то мне говорят, а что-то не разберу. Это

S: Пациент жалуется на нарушение зрения в наружных полях с обеих сторон. Перенес операцию по поводу аденомы гипофиза. Как называется такое нарушения зрения.

S: Пациент перенес инсульт, после которой осталось нарушение речи и слабость в правой руке; обращенную речь понимает, но ответить не может, сигналит жестами: Как называется это нарушение речи

S: На прием привели пожилую женщину, в амбулаторной карте указан диагноз: корсаковский синдром. Что означает этот диагноз:

-: расстройство семантической памяти

+: грубое нарушение кратковременной памяти

-: расстройство долговременной памяти

-: нарушение зрительно-пространственых функций

S: На выбор методик для патопсихологического обследования влияет:

-: образование и жизненный опыт клиента

-: состояние на момент обследования

+: все ответы верны

S: Психолог должен ознакомиться с материалами об истории жизни и болезни пациента:

-: эти сведения вообще не важны

-: только из беседы с пациентом

-: все ответы верны

S: Суть "эффекта Зейгарник":

+: лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия

-: лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия

-: связь тревоги и внимания

-: ухудшение памяти при олигофрении

-: все ответы верны

S: В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить нарушения мышления

+: классификация и исключение предметов

S: Методика "Соотношение пословиц, поговорок, фраз" направлена на диагностику:

+: зоны ближайшего развития

-: все ответы верны

S: Промежуточные, смешанные, амальгамные типы акцентуаций выделял:

S: К методикам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:

-: тестирование индивидуально-психологических особенностей

S: Метод пиктограмм используется для исследования:

S: Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности пациентов, выраженных в психологических понятиях называют:

S: Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушения мышления в виде "относительного аффективного слабоумия", нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:

S: Не основным цветом теста Люшера является:

S: Опора в мышлении на латентные признаки, выявленные при проведении методики "пиктограммы" указывает на наличие:

S: Тест Люшера используется для оценки:

-: степени мнестичеких нарушений

-: выраженности интеллектуального развития

S: Исследование, направленное на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий называется:

S: Феномен пресыщения связан со следующим явлением:

+: отношение к заданию

-: врабатываемость в задание

S: Способность узнавать предъявляемые предметы на ощупь называется:

S: Миннесотский многопрофильный опросник личности позволяет выявить:

S: Оценка аффективной ригидности по данным теста MMPI производится по:

S: К методам исследования внимания относят все методики за исключением одной:

S: Оценка эффективности психологических способов воздействия на человека включает все из нижеперечисленных критериев за исключением одного:

+: критерий степени симптоматического улучшения

-: критерий степени осознания психологических механизмов болезни

-: критерий степени изменения нарушенных отношений личности

-: критерий степени улучшения партнерских (сексуальных) отношений

-: критерий степени улучшения социального функционирования

S: Вербальный и невербальный интеллект пациента позволяет выявить:

S: С правым (недоминантным) полушарием головного мозга связаны:

+: восприятие образа тела и зрительно-пространственные ориентации

S: Глубокие поражения лобных долей приводят прежде всего к нарушению:

+: произвольности и целенаправленности деятельности

S: Одним из наиболее значимых диагностических критериев отграничения психотических от непсихотических психических расстройств является критерий:

-: субъективной тяжести расстройств

+: некритичности к расстройствам

-: связи расстройств с индивидуально-психологическими особенностями

-: резистентности расстройств к терапии

S: Психические реакции, состояния и развития, вызванные наследственно-конституциональными причинами, относятся к одному из следующих типов психического реагирования:

S: При интраверсии в отличие от аутизма, как правило, отмечается:

+: критичность к собственной замкнутости

-: менее выраженная замкнутость

-: отсутствие бредовых идей

-: некритичность к собственной замкнутости

S: К нарушениям эмоциональной сферы относится все за исключением одного:

S: Исключите пункт, в котором не указан патопсихологический синдром:

S: В ходе работы с пациентом психологом возможно использование:

-: показ решения аналогичных заданий

+: все ответы верны

S: Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:

S: Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:

-: абсолютным верхним порогом ощущений

+: абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)

-: дифференциальным порогом ощущений

-: оперативным порогом ощущений

S: В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением:

S: Внимание обладает всеми нижеследующими свойствами за исключением:

S: Субъективное отношение к заболеванию называется:

+: внутренней картиной болезни

S: Порог болевой чувствительности ниже:

-: различий не обнаруживается

-: у женщин с преобладанием фемининных свойств

-: у женщин с повышенной маскулинизацией

S: Дисморфомания относится к психическим переживаниям, специфичными для лиц:

-: все ответы верны

-: нарушений произвольной памяти

S: При нарушениях высших психических функций симптомы:

-: прямо указывают на локализацию функций в нервном аппарате

-: не дают возможности сделать прямой вывод о локализации функций

-: позволяют сделать вывод о локализации лишь на основе психологического анализа самих симптомов

-: всегда представляют собой простейшие атомарные психологические явления

S: Отсутствие восприятия собственных дефектов и болезней – это: ###

S: Перестройка функциональных систем путем специального восстановительного обучения для восстановления высших психических функций была разработана:

S: Теория мозговых блоков принадлежит:

S: Массивные поражения лобных долей приводят прежде всего к нарушению тех сложных форм регуляции сознательной деятельности, которые:

-: не связаны с произвольными намерениями

-: глубоко закреплены в индивидуальном опыте

+: направляются активирующим влиянием мотивов, формируемых при помощи речи

-: реализуют инстинктивные побуждения

: -механизмами левого полушария

+: механизмами правого полушария

-: механизмами ретикулярной активации

S: Согласно А.Р.Лурия, можно выделить три основных блока, участвующих в любой психической деятельности:

+: блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования

+: блок получения, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации

-: блок получения, переработки и хранения поступающей из внутреннего мира информации

+: блок программирования, контроля и регуляции психической деятельности

V2: Медицинская психология

V3: Психологические исследования в клинике соматических заболеваний

S: Утверждение, верно описывающее различия соматоформных расстройств и психосоматических заболеваний:

-: соматоформные расстройства протекают тяжелее, чем психосоматические заболевания

-: соматоформные расстройства укладываются в нозологические, а психосоматические в синдромальные рамки

-: соматоформные расстройства – это психические расстройства с включением соматических симптомов, а психосоматические заболевания – соматические расстройства с включением психических нарушений

+: при соматоформных расстройствах отсутствуют соответствующие морфологические изменения, а при психосоматических заболеваниях обнаруживаются объективные изменения, в происхождении которых участвует психологический фактор

S: Специальные исследования дают основания предполагать, что стресс может вызвать соматическое расстройство:

-: по механизмам конверсии

-: снижая активность симпатических отделов вегетативной нервной системы

+: стимулируя выработку гормонов, снижающих активность иммунных систем

-: блокируя выработку тестостеронов

S: Систематика расстройств, считающихся психогенными, в МКБ – 10 исходит прежде всего из:

-: клинико – физиологических критериев

+: ишемической болезни сердца

-: язвенной болезни желудка

S: Внутренняя картина болезни эргопатического типа относится к

S: Внутренняя картина болезни меланхолического типа относится к

S: На формирование внутренней картины болезни влияет:

-: информированность пациента о заболевании

V2: Медицинская психология

V3: Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия

S: Следуя З.Фрейду Р.Мэй определил основное качество хорошего консультанта как:

+: способность к эмпатии

-: умение привлекать людей

-: способность учиться на практике

S: Если проанализировать то общее, что объединяет психотерапевтов разных школ и направлений, то им окажется:

-: работа с переносом

+: развитие отношений сотрудничества терапевта и клиента

-: суггестия как основа эффекта

S: Комбинация индивидуальной и групповой психотерапии:

+: полезна в силу их взаимодополнительности

-: целесообразна так как они выполняют функцию взаимного контроля

-: нецелесообразна в силу различий механизмов их действия

-: показана очень ограниченному кругу пациентов

S: Сформулировал и развил личностно – центрированный подход:

S: Подход, утверждающий, что косвенное подкрепление может влиять на поведение:

+: теория социального научения

S: Направление в психотерапии, которое представляет А.Бек:

-: личностно – центрированная терапия

S: Направление в психотерапии, которое представляет Ф.Перлс:

-: личностно – центрированная терапия

S: Направление в психотерапии, которое представляет Эллис:

-: личностно – центрированная терапия

S: Направление в психотерапии, которое представляет Г.Гроф:

-: личностно – центрированная терапия

S: Направление в психотерапии, которое представляет К.Юнг:

-: личностно – центрированная терапия

S: Психотерапевт пытается помочь молодому человеку выработать рациональные альтернативы мысли о том, что с тех пор, как его подруга оставила его, все женщины испытывают к нему ненависть. Психотерапевт действует в рамках психотерапии:

S: Представители направления психотерапии, заинтересованные в определении функциональных связей между внешними событиями и поведением пациента:

V1: Психиатрия

V2: Медицинская психология

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.