Опросник оценки проявлений свойств нервной системы снс

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. СПб., 2001.

Опросник оценки проявлений свойств
нервной системы (СНС)

Свойства нервной системы (СНС)

Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые прямо или косвенно оказывают влияние абсолютно на все компоненты психической организации человека, его поведение и деятельность. Установлено, что свойства нервной системы проявляются в задатках и развитии способностей, потребностях, мотивах и мотивационных установках, темпераменте и предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле и успешности выполнения деятельности.

Данный опросник направлен на определение индивидуально-типологических особенностей человека: чувствительность к малым по интенсивности раздражителям, эмоциональную реактивность, подвижность нервных процессов, силу тормозного процесса, выносливость к длительным и интенсивным воздействиям, энергичность (активность, потребность в деятельности). Содержащиеся в нём вопросы, в большей степени отражают ощущения, а не социально оцениваемые действия испытуемого, что сводит к минимуму социальную желательность ответов. Ответы на вопросы опросника практически не зависят от функционального состояния испытуемого, поэтому его можно проводить в любое удобное время.

Область применения. Опросник может применяться в практике профориентации, психологического консультирования, профессионального отбора, комплектовании команд, экипажей и т.п.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается опросник состоящий из 56 вопросов, каждый из которых имеет 5 вариантов ответов. Обследуемый должен выбрать из 5 предлагаемых вариантов наиболее подходящий ему ответ.

Результат. В соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой из шкал:

1. Шкала чувствительности

2. Шкала эмоциональной реактивности

3. Шкала подвижности нервных процессов

4. Шкала силы процесса торможения

5. Шкала энергичности

6. Шкала выносливости к длительным нагрузкам

7. Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам

Базылевич Т.Ф. О синдроме силы регуляторной системы мозга // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука. 1974. Т. 8.

Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. М., 1952.

Ермолаева-Томина Л.Б. Концентрированность внимания и сила нервной системы // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б.М. Теплова. Т. 2. М.: АПН РСФСР. 1959. Сс. 91, 92, 187, 215, 216, 337.

Ильин Е.П. Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972.

Ильин Е.П. Изучение физиологической природы свойства силы нервной системы по возбуждению // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 21.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение. 1966. С. 46–83, 63–77, 89, 102–109, 114–121, 257–280, 301–302, 324–341.

Пейсахов Н.М. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. Казань, 1976.

Психологическая диагностика. Проблемы и исследования // Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика. 1981. С. 148–153.

Психологический отбор военных специалистов. М.: Министерство обороны СССР. 1973. С. 156–158.

Методика диагностики уровня школьной
тревожности (Филлипс)

Школьная тревожность (Филлипс)

Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Тревожность школьников оценивается по 8 шкалам:

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Результат. Подсчитывается количество баллов по каждой из шкал, определяется уровень тревожности, даётся индивидуальная текстовая интерпретация для каждого школьника. Представление этих данных в виде диаграммы.

Шкала застенчивости

Шкала застенчивости (для женщин)

Область применения. Методика предназначена для взрослых испытуемых женского пола.

Результат. В зависимости от количества набранных баллов (от 0 до 16) определяется уровень выраженности этого качества, даётся интерпретация и рекомендации.

Анкета оценки нервно-психической
устойчивости педагога

Оценка нервно-психической
устойчивости педагога

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях. Кроме шкалы нервно-психической устойчивости тест имеет шкалу искренности .

Результат . В зависимости от количества набранных баллов по шкале нервно-психической устойчивости (НПУ) определяется 4 группы НПУ: высокая, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная. Даются рекомендации и прогноз.

СМИЛ (Л.Н. Собчик)

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI , созданного в целях профессионального отбора летчиков во время Второй Мировой войны. Авторы - американские психологи И.Маккинли и С. Хатэуэй.

Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась Л.Н.Собчик в течении 1968-1984 гг. Большая работа была проведена по переводу и адаптации текста утверждений с учетом культурно-этнических особенностей.

Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: она раскрывает и канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека, что способствует дифференцированному к нему подходу в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной критической ситуацией.

Область применения. Методика СМИЛ применяется с целью изучения структурных компонентов личности и личностных особенностей человека.

Методика СМИЛ может быть использована как для оценки особенностей взрослых людей, так и для подростков.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается оценить 565 утверждений, используя варианты: верно/неверно/не знаю.

Результат. Определяется степень выраженности (в баллах) свойств личности по следующим шкалам:

Шкала невротического сверхконтроля

Шкала эмоциональной лабильности

Шкала социальной интроверсии

Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.СПб.: Речь, 2000.

СМИЛ сокращенный (Л.Н. Собчик)

Процедура проведения. Обследуемому предлагается оценить 398 утверждений, используя варианты: верно/неверно/не знаю.

Модифицированый опросник для идентификации
типов акцентуаций характера у подростков

МПДО (Леонгард, Личко)

Данный опросник представляет собой модифицированный патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко. При всех своих достоинствах опросник А.Е. Личко школьными психологами используется очень редко, в основном из-за сложности и необходимости больших временных затрат (от 1 до 1,5 часа на одного человека). Кроме того, ПДО весьма трудно применять в групповом варианте. Школьному психологу нужен более портативный тест, легко применяемый в групповой диагностике. С этой целью и была предпринята попытка модификации ПДО.

Область применения. Данный опросник может применяться для работы с учащимися 13-17 лет.

Процедура проведения. Психодиагностический материал в этой методике состоит из опросника, который содержит 143 вопроса, и бланка для ответов. Испытуемые самостоятельно или под руководством психолога заполняют бланк для ответов, обводя кружком номер того утверждения, с которым соглашается. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. В среднем время обследования одного человека составляет 30–35 минут. Тест может проводится как индивидуально, так и в групповом варианте.

Результат. На основании собранного материала отдельно по каждому типу акцентуаций определяется минимальное диагностическое число (МДЧ). Это позволяет идентифицировать тип акцентуации (в том числе и смешанный). Диагностируются: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

3 Инструкция: Сейчас Вам предстоит ответить на 56 вопросов анкеты. Анкета направлена на определение особенностей нервной системы и свойств темперамента. Нет плохих или хороших свойств нервной системы, так же как и не существует ни одного человека, который не обладал бы индивидуальными особенностями. Но знание о выраженности различных индивидуальных свойств отдельного человека очень важно и не только для него самого, но и для тех людей, которые заинтересованы в повышении эффективности его деятельности и общения с окружающими. Дело в том, что разные люди неосознанно склонны к различным видам деятельности, способам достижения результата в работе и общении. От того, насколько искренне Вы ответите на вопросы анкеты, будет зависеть эффективность вытекающих из Ваших ответов рекомендаций. Каждый вопрос имеет пять вариантов ответов. Вам нужно на бланке для ответов напротив номера каждого вопроса поставить букву того варианта, который наиболее соответствует Вашему ощущению или поведению. Список вопросов 1. Быстро ли у Вас утомляются глаза при чтении на слабом свете? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 2. Часто ли Вы расстраиваетесь в связи с какими-нибудь трудностями или неудачами на работе? 3. Часто ли отвлекается Ваше внимание во время длительной работы в спокойной обстановке? 4. Вы склонны работать по преимуществу тщательно или небрежно? а) очень тщательно б) тщательно г) небрежно д) очень небрежно 5. Быстро ли Вы можете сосредоточить внимание, начиная работу? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 6. Удается ли Вам сосредоточенно работать в условиях напряженной ответственной ситуации? а) всегда в) когда как д) никогда

4 7. Насколько энергично и напористо Вы склонны выполнять работу? а) очень энергично б) энергично г) недостаточно д) вяло энергично 8. Хорошо ли Вы улавливаете слабые источники света? а) очень хорошо б) хорошо г) плохо д) очень плохо 9. Легко или трудно Вас рассердить? г) трудно д) очень трудно 10. Нравится или не нравится Вам обычно обилие дел? а) очень нравится б) нравится г) не нравится д) очень не нравится 11. Часто ли у Вас резко притупляется внимание к концу лекционого часа, часа работы? 12. Склонны ли Вы совершать необдуманные поступки? 13. Любите ли Вы сильные ощущения (опасные виды спорта, азартные игры и т.д.)? а) очень люблю б) люблю в) не интересуюсь г) не люблю д) очень не люблю 14. Быстро ли Вы можете переключаться с одного занятия на другое? а) сразу же б) после небольшой паузы г) после большой паузы д) после очень большой паузы

6 23. Вызывают ли у Вас малые дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкогольные напитки) изменение тонуса? а) радостное возбуждение б) бодрое состояние в) не действуют г) вызывают легкую рас- слабленность д) вызывают сонливость 24. Часто ли Вы увлекаетесь новыми делами? 25. Часто ли у Вас бывают, без особых на то причин, неожиданные переходы от радостного настроения к грусти и наоборот? 26. Насколько длительны Ваши переживания в связи с трудностями и неудачами в работе, по сравнению с окружающими людьми? а) гораздо менее длительные б) менее длительные в) такие же г) более длительные д) гораздо более длительные 27. Быстро ли Вы засыпаете? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 28. Легко или трудно Вам сохранять спокойствие в возбуждающей компании? г) трудно д) очень трудно 29. Легко ли Вам удается выдерживать болевые раздражения? г) трудно д) очень трудно 30. Часто ли Вы не доводите начатое дело до конца из-за возникших трудностей?

7 31. Насколько Вы инициативны в работе по сравнению с окружающими людьми? а) гораздо больше, чем другие б) больше чем другие г) меньше, чем другие д) гораздо меньше, чем другие 32. Просыпаетесь ли Вы, если возникает слабый шум, негромкие звуки? а) всегда д) никогда 33. Отличает ли Вас застенчивость? а) несвойственна б) в малой степени г) в высокой степени д) в очень высокой степени 34. Свойственна ли Вам нетерпеливость? а) несвойственна б) в малой степени г) в высокой степени д) в очень высокой степени 35. Быстрее или медленнее Вам удается выучить то, что нужно, по сравнению с другими людьми? а) гораздо быстрее других б) быстрее других г) медленнее других д) гораздо медленнее других 36. Обычна ли для Вас систематичность, равномерность в работе? а) всегда д) никогда 37. Бывает ли, что на мелкие неприятности Вы реагируете сильнее, чем на крупные? 38. Часто ли Вы беретесь за работу, не рассчитав своих сил? в) время от

8 39. Доставляет ли Вам удовольствие или неудовольствие включение в работу, которая требует быстрых действий? а) большое удовольствие б) некоторое удовольствие в) безразлично г) неприятно д) очень неприятно 40. Быстро ли Вы отключаетесь от мыслей о работе, прервав или закончив ее? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 41. Свойственна ли Вам нетерпеливость при длительном объяснении непонятливому слушателю? а) в очень большой степени б) в большой степени г) в малой степени д) в очень малой степени 42. Часто ли Вы теряете присутствие духа в сложной или опасной ситуации? в) когда как 43. Насколько Вы упорны в достижении своих целей по сравнению с другими людьми? а) гораздо больше других б) больше других г) меньше других д) гораздо меньше других 44. Часто ли у Вас возникает сонливость в ходе выполнения работы? 45. Бываете ли Вы вспыльчивы в своем рабочем (учебном) коллективе по незначительным поводам? 46. Как хорошо развит Ваш слух (насколько тонко Вы различаете звуковые оттенки, тона, слабые звуки)? а) очень хорошо б) хорошо г) слабо д) очень слабо

10 55. Часто ли у Вас появляется вспыльчивость по серьезным поводам? а) никогда 56. Склонны ли Вы к решительным, окончательным действиям?

11 Бланк для ответов 19 г. фамилия, имя, отчество дата рож дения 20 г. ч мин образование, к урс, гр уппа дата и время заполнения Выбранный ответ Выбранный ответ Выбранный ответ а б в г д а б в г д а б в г д Выбранный ответ а б в г д

7.6. Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева

Методика Ильина и Ковалева

Данная методика направлена на исследование личностной агрессивности и конфликтности. Состоит из 80 утверждений. Включает в себя 8 шкал (по 10 утверждений на каждую шкалу):

Нетерпимость к мнению других

Результат . Определяется результат по каждой из шкал, а также подсчитывается:

Общий показатель конфликтности

7.7. Многофакторная личностная методика Кеттелла.
Форма С.

Кеттелл (форма С, 105 вопросов)

Теоретической и методологической основой теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-тью фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами.

Тест имеет 4 формы – А, В, С и D. Формы А и В используются в основном при индивидуальной работе, а формы С и D – когда время тестирования ограничено и есть необходимость работы с группой. Адаптация формы С, а также разнообразные процедуры определения надежности и валидности методики проводились с 1972 года на кафедре социальной психологии ЛГУ в исследовательской группе Э.С. Чугуновой под руководством И.М. Палея сотрудниками А.Н. Капустиной, Л.В. Мургулец и Н.Г. Чумаковой.

Область применения. Методику рекомендуется применять, начиная с 16 лет (юношеский период) и заканчивая периодом старости, для опроса людей с высшим и средним образованием.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается ответить на 105 вопросов, используя три варианта ответов. Время тестирования 30-40 минут.

7.8. Многофакторная личностная методика Кеттелла
(юношеский вариант – 14PF)

Тест Кеттела (юношеский вариант 14PF)

Область применения . Опросник предназначен для исследования личностных особенностей подростков (возраст 13-15 лет).

Процедура проведения . Обследуемым предлагается опросник и бланк для ответов. Прочитав вопрос, необходимо выбрать наиболее подходящий вариант ответа – а, б или в и перечеркнуть букву выбранного варианта в листке ответов. Всего в опроснике 142 вопроса.

Результат . Совпадение с ключом дает 2 балла при подсчете, промежуточный ответ (б) дает 1 балл, альтернативный ответ – 0 баллов. Исключение составляет фактор В: совпадение с ключом дает 1 балл, несовпадение – 0 баллов.

Сырые оценки по каждому фактору переводятся в 10-балльную шкалу – стены. Полученные данные обрабатываются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов средние значения составляют 5,5 стена, оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристики от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1-3 и 8-10 стенов, учитывая биполярность каждого фактора.

7.9. Опросник оценки проявлений свойств
нервной системы (СНС)

Свойства нервной системы (СНС)

Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые прямо или косвенно оказывают влияние абсолютно на все компоненты психической организации человека. Свойства нервной системы проявляются в задатках и способностях, потребностях, мотивах, темпераменте, предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле, успешности выполнения деятельности и т.д.

Данный опросник направлен на определение индивидуально-типологических особенностей человека: чувствительности к малым по интенсивности раздражителям, эмоциональной реактивности, подвижности нервных процессов, силы торможения, выносливости к длительным и интенсивным воздействиям, энергичности. Содержащиеся в нём вопросы в большей степени отражают ощущения, а не социально оцениваемые действия испытуемого, что сводит к минимуму социальную желательность ответов. Ответы на вопросы опросника практически не зависят от функционального состояния испытуемого, поэтому его можно проводить в любое удобное время.

Область применения. Опросник может применяться в практике профориентации, психологического консультирования, профессионального отбора.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается опросник, состоящий из 56 вопросов, каждый из которых имеет 5 вариантов ответов. Обследуемый должен выбрать из 5 предлагаемых вариантов наиболее подходящий ему ответ.

Результат. В соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой из шкал:

1. Шкала чувствительности

2. Шкала эмоциональной реактивности

3. Шкала подвижности нервных процессов

4. Шкала силы процесса торможения

5. Шкала энергичности

6. Шкала выносливости к длительным нагрузкам

7. Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам

7.10. СМИЛ (Л.Н. Собчик)

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI , созданного в целях профессионального отбора летчиков во время Второй Мировой войны. Авторы - американские психологи И. Маккинли и С. Хатэуэй.

Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась Л.Н. Собчик в течение 1968-1984 гг. Большая работа была проведена по переводу и адаптации текста утверждений с учетом культурно-этнических особенностей.

Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного, она раскрывает и канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной критической ситуацией.

Область применения. Методика СМИЛ применяется с целью изучения структурных компонентов личности и личностных особенностей человека.

Методика СМИЛ может быть использована как для оценки особенностей взрослых людей, так и для подростков.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается оценить 565 утверждений, используя варианты: верно/неверно/не знаю.

Результат. Определяется степень выраженности (в баллах) свойств личности по следующим шкалам:

Шкала невротического сверхконтроля

Шкала эмоциональной лабильности

Шкала социальной интроверсии

Шкала ответов";Не знаю";

7.11. СМИЛ сокращенный (Л.Н. Собчик)

Процедура проведения. Обследуемому предлагается оценить 398 утверждений, используя варианты: верно/неверно/не знаю.

7.12. Модифицированый опросник для идентификации
типов акцентуаций характера у подростков

Акцентуированность характера весьма распространена среди подростков. Дисгармоничность, акцентуированность характера — одна из важнейших особенностей данного возраста. По данным А.Е. Личко, акцентуированность отдельных черт характера у учащихся разных типов школ варьирует в пределах от 32% до 88% от общего контингента. Разумеется, степень такой дисгармоничности у разных подростков может быть разной, а главное — акцентуированность характера может иметь разные качественные особенности.

Данный опросник представляет собой модифицированный патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко. При всех своих достоинствах опросник А.Е. Личко школьными психологами используется очень редко, в основном из-за сложности и необходимости больших временных затрат (от 1 до 1,5 часов на одного человека). Кроме того, ПДО весьма трудно применять в групповом варианте. Школьному психологу нужен более портативный тест, легко применяемый в групповой диагностике. С этой целью и была предпринята попытка модификации ПДО.

Область применения. Данный опросник может применяться для работы с учащимися 13-17 лет.

Процедура проведения. Психодиагностический материал в этой методике состоит из опросника, который содержит 143 вопроса, и бланка для ответов. Испытуемые самостоятельно или под руководством психолога заполняют бланк для ответов, обводя кружком номер того утверждения, с которым соглашаются. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. В среднем время обследования одного человека составляет 30–35 минут. Тест может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте.

Результат. На основании собранного материала отдельно по каждому типу акцентуаций определяется минимальное диагностическое число (МДЧ). Это позволяет идентифицировать тип акцентуации (в том числе и смешанный). Диагностируются: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

7.13. Выявление акцентуаций (тест-опросник Шмишека)

- акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);

- акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Область применения. Опросник предназначен для диагностики у подростков акцентуации личности и определения ее типа. Результаты представляются в виде профиля личной акцентуации. Рекомендуется уточнять результаты опросника результатами непосредственного наблюдения за поведением испытуемого в жизненных ситуациях.

Результат. Сумма баллов по каждой шкале после умножения на коэффициент дает показатель акцентуированности. В зависимости от его величины, определяется: степень акцентуированости (не выражена, на уровне тенденции, выражена)

7.14. Определение выраженности склонности к риску
(опросник Г. Шуберта)

Опросник Г. Шуберта

Цель данной методики — оценка показателей готовности человека к риску. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается ответить на 25 вопросов, используя 5 вариантов ответа.

Результат. В зависимости от количества набранных балов, определяется склонность к риску:

- данный человек никогда не рискует;

- человек склонен к риску в небольшой мере;

- средняя склонность к риску;

- высокая выраженность склонности к риску.

7.15. Методика исследования некоторых ведущих
психических особенностей больных неврозами
(опросник по Л.Г. Первову)

Опросник Л.Г. Первова

Данная методика предназначена для исследования некоторых ведущих психических особенностей больных неврозами . Она была разработана Л.Г.Первовым. Опросник состоит из двух разделов, касающихся текущего состояния обследуемого и его состояния ранее. Каждый раздел состоит из 10 основных показателей (определений); например, в 1 разделе – показатели истероидности, ипохондричности, депрессии и др.; во 2 разделе – показатели гипертимии, гипотимии, преобладания образного мышления и др.

На основании данных опросника выявляются невротические симптомы, свойственные определенным невротическим состояниям.

Важным вопросом является установление наличия или отсутствия данного симптома не только в настоящее время (а), но и в преморбидном периоде (б). В подобных случаях можно получить представление о динамике – являются ли данные симптомы поздним образованием или представляют собой результат уже имевшихся в прошлом невротических нарушений. Список параметров раздела I выглядит следующим образом:


Опросник предназначен для выявления следующих свойств НС: Чувствительность к малым по интенсивности световым, звуковым, вкусовым, обонятельным и тактильным раздражителям; Эмоциональная реактивность – по длительности, интенсивности, частоте возникновения; Подвижность нервных процессов – в разных проявлениях этого свойства; Сила тормозного процесса – охранительного и дифференцировочного; Энергичность – активность, потребность в деятельности. Выносливость к длительным нагрузкам – работоспособность во временном плане, способность длительно концентрироваться на одной деятельности и т. д. Выносливость к интенсивным воздействиям – стрессовые ситуации, повышенная значимость, очень ответственные соревнования и т. д.

При составлении опросника учитывались следующие стороны жизнедеятельности человека и ситуации, в которых типологические свойства НС могут находить свое выражение:

· Работа и утомление.

· Общение с людьми.

· Черты характера и привычки.

Опросник:

1. Быстро ли у Вас утомляются глаза при чтении на слабом свете?

e. очень медленно.

2. Часто ли Вы расстраиваетесь в связи с какими-либо трудностями или неудачами в работе?

b. время от времени;

3. Часто ли отвлекается Ваше внимание во время длительной работы в спокойной обстановке?

4. Вы склонны работать по преимуществу тщательно или небрежно?

d. очень небрежно.

5. Быстро ли Вы можете сосредоточить внимание, начиная работу?

d. очень медленно.

6. Удается ли Вам сосредоточенно работать в условиях напряженной, ответственной ситуации?

7. Насколько энергично и напористо Вы склонны выполнять работу?

c. недостаточно энергично;

8. Хорошо ли Вы улавливаете слабые источники света?

9. Легко или трудно Вас рассердить?

10. Нравится или не нравится Вам обычно обилие дел?

11. Часто ли у Вас резко притупляется внимание к концу лекционного часа, часа работы?

12. Склонны ли Вы совершать необдуманные поступки?

b. время от времени;

13. Любите ли Вы сильные ощущения (опасные виды спорта, азартные игры и т. д.)?

b. не интересуюсь;

d. очень не люблю.

14. Быстро ли Вы можете переключиться с одного занятия на другое?

a. после небольшой паузы;

c. после большой паузы;

d. после очень большой паузы.

15. Легко ли Вы улавливаете слабые звуки (шорохи в лесу, шум высоко пролетающего самолета и т. п.) ?

16. Стремитесь ли Вы переделывать или совершенствовать свою работу?

c. избегаю переделывать;

d. совсем не склонен.

17. Страдаете ли Вы от бессонницы?

b. время от времени;

18. Вызывают ли у Вас радостное возбуждение большие дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкогольные напитки)?

20. Допускаете ли Вы описки или другие случайные ошибки в работе?

21. Часто ли Вы склонны браться за дополнительную и необязательную работу?

22. Бурно ли Вы обнаруживаете свои переживания в связи с ходом работы?

23. Вызывают ли у Вас малые дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкоголь) изменение тонуса?

a. бодрое состояние;

c. вызывают легкую расслабленность;

d. вызывают сонливость.

24. Часто ли Вы увлекаетесь новыми делами?

b. время от времени;

25. Часто ли у Вас бывают, без особых на то причин, неожиданные переходы от радостного настроения к грусти и наоборот?

b. время от времени;

26. Насколько длительны Ваши переживания в связи с трудностями и неудачами в работе, по сравнению с окружающими людьми?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.