Опросники по исследованию нервной системы


Опросник Стреляу. Свойства нервной системы

Каждый индивид имеет определённую совокупность врождённых качеств, которые практически не меняются в течение жизни. К ним относятся уровень процессов возбуждения, процессов торможения и подвижность нервной системы, которые характеризуют её свойства. Эти характеристики обуславливают способность личности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Предложенный тест позволит определить свойства Вашей нервной системы, выявить различные аспекты темперамента: экстраверсия – интроверсия, стабильность – нейротизм. Для этого понадобится ответить на ряд несложных вопросов.

Кому подойдёт тест на определение темперамента?

Опросник подходит для взрослых и подростков. Основные типы темперамента одинаковы как у мужчин, так и женщин. Поэтому, Ваша половая принадлежность не принципиальна для прохождения теста.

Ян Стреляу

Ян Стреляу – польский психолог, доктор наук. Область его знаний относится к дифференциальной психологии, сравнительной, социальной и психологии личности, а так же психофизиологии. Проводил исследования в сфере типологий нервной системы И.П. Павлова. Создал классификацию темпераментов, затем, на основании своих убеждений, - регулирующую теорию темперамента. По его мнению, это набор постоянных качеств личности, которые определяются нервными механизмами, связанными с эндокринными процессами, работой нервной и автономной систем человека.

Инструкция к прохождению теста


Результаты

Высокие баллы - яркая ответная реакция на возбуждение, личность быстро включается в деятельность, обладает хорошей производительностью. Такой человек выносливый, стрессоустойчивый, может напряжённо работать в течение длительного времени.

Низкие баллы – заторможенная реакция, индивид медленно включается в работу. Его труд малоэффективен, он быстро устаёт.

Высокие баллы – Характеризует человека с хорошей реакцией, способного молниеносно реагировать на различные раздражители, подавляя при этом моментальное побуждение к действию и сохранять хладнокровие.

Низкие баллы – Индивидуум не умеет контролировать свою реакцию, может быть слишком импульсивным. Или же наоборот, проявляет запоздалую реакцию.

Высокие баллы – Быстрая адаптация, переход от одного к другому виду деятельности. Торможение сменяется возбуждением и наоборот. Личность легко приспосабливается.

Низкие баллы – говорят, что испытуемый не любит ничего менять, с трудом адаптируется к новым правилам, испытывает стресс в незнакомых ситуациях. Такому человеку не стоит заниматься деятельностью, которая характеризуется сменяемостью условий.

Пройдите тест Стреляу прямо сейчас!

Зная особенности своей психики, Вы сможете лучше понять себя, легче налаживать контакты с людьми и выстраивать более продуктивные межличностные отношения с ними.

Параклинические методы. К основным параклиническим методам диагностики заболеваний центральной и периферической нервной системы относят: - рентгенографию черепа - применяется в основном для выявления переломов костей свода и основания черепа; позволяет обнаружить также пороки развития черепа, косвенные признаки повышения внутричерепного давления, патологию турецкого седла; - рентгенографию позвоночника — информативна при травмах позвоночника, болевых синдромах в спине и конечностях, опухолевых поражениях позвонков; - рентгеновскую компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию - позволяют выявить патологические изменения в черепе и позвоночнике, очаговую патологию головного и спинного мозга сосудистого и опухолевого характера, изменения желудочковой системы, атрофию головного мозга; - электроэнцефалографию - используется главным образом в диагностике эпилепсии; - эхоэнцефалографию - используется в диагностике внутричерепных кровоизлияний, опухолей и других объемных процессов в головном мозге на предварительном этапе обследования, когда не доступны компьютерная томография или магнитно-резонансная томография; - реовазоэнцефалографию - используется в диагностике нарушений кровообращения в бассейне сонных и позвоночных артерий; - электронейромиографию или стимуляционную электромиографию - применяются в диагностике заболеваний периферической нервной системы и нервномышечных заболеваний; - лабораторные методы: исследование спинномозговой жидкости (давление, содержание белка, глюкозы, лейкоцитов, эритроцитов, бактерий, специфических клеток).

Основные синдромы заболеваний нервной системы. Основные жалобы при заболеваниях нервной системы.

Основные жалобы. При заболеваниях нервной системы беспокоят: • изменения настроения (депрессия, эйфория, раздражительность и .п.), сна, нарушения памяти, судорожные приступы; • двоение в глазах, головная боль, онемение головы и лица, слабость лицевой

мускулатуры; • нарушения слуха, глотания или речи; • слабость в мышцах конечностей, заторможенность движений, онемение или

покалывание в конечностях; адискоординация движений, внезапная потеря сознания, головокружения; • нарушения мочеиспускания, дефекации и др.

При заболеваниях нервной системы наиболее часто наблюдаются следую- щие синдромы (синдром – комплекс симптомов или признаков): • раздражения мозговых оболочек; • повышения внутричерепного давления; • понижения внутричерепного давления;

• внутримозгового кровоизлияния; • поражения спинного мозга.

Синдром раздражения мозговых оболочек возникает при воспалительных, отечных и некоторых других патологических состояниях мозговых оболочек. Для него характерны головная боль, рвота, напряженность затылочных мышц (легко обнаруживается при попытке наклонить голову к груди; при этом происходит сгибание нижних конечностей в тазобедренных и коленных суставах), болезненность

при постукивании по черепу или позвоночнику, общая повышенная чувствительность. У детей довольно типична так называемая менингитическая поза: больной обычно лежит на боку с притянутыми к животу ногами и согнутыми руками, голова запрокинута назад, позвоночник выгнут дугой кзади (поза лягавой собаки).

Синдром повышения внутричерепного давления чаще всего возникает при закрытых черепно-мозговых травмах, опухолях, реже - при воспалении головного мозга и еще реже - при его сосудистых поражениях. Повышение внутричерепного давления может быть обусловлено увеличением массы внутричерепного содержимого (гематома, опухоль), затруднением венозного оттока из черепа, повышенной секрецией цереброспинальной жидкости, отеком или набуханием мозга (особенно при блокаде ликворопроводящих путей).

В триаду основных симптомов повышения внутричерепного давления входят: 1) головная боль; 2) рвота; 3) застойные диски зрительных нервов. Типичная особенность головной боли - наибольшая интенсивность по утрам после пробуждения или непосредственно перед ним. Характерной особенностью рвоты является ее возникновение на высоте головной боли. Развитие (часто внезапное) головной боли и рвоты, особенно в сочетании с головокружением, при быстрой перемене положения тела, в частности головы, имеет большое диагностическое значение. Застойные диски зрительных нервов - объективный симптом, свидетельствующий о повышении внутричерепного давления. В отличие от нормы, диск зрительного нерва в случае застоя увеличен по площади и в объеме; он выстоит в стекловидное тело, имеет серовато-розовый цвет. Артерии диска сужены, вены резко расширены и извиты. Имеется отек по краю диска.

Больные в определенной фазе повышения внутричерепного давления могут жаловаться на временные приступообразные затуманивания зрения. В дальнейшем начинается стойкое снижение остроты зрения.

Синдром понижения внутричерепного давления может развиться при рефлекторном угнетении секреции ликвора травмах мозга, переломах костей черепа с истечением спинномозговой жидкости, падении артериального давления и шоке. Основным клиническим признаком понижения внутричерепного давления является сжимающая головная боль, которая усиливается при переходе в вертикальное положение; могут возникать тошнота и рвота, помрачение сознания, учащение пульса, снижение артериального давления. При низко опущенной голове перечисленные симптомы уменьшаются.

Синдром внутримозгового кровоизлияния возникает вследствие разрыва мозговых сосудов, как правило, на фоне повышения артериального давления. Клинические проявления внутримозгового кровоизлияния весьма многообразны и зависят от формы течения (острая, подострая, хроническая) и локализации. Характерны внезапное начало, чаще днем, после физического или психоэмоционального напряжения. С наибольшей достоверностью о синдроме внутримозгового кровоизлияния свидетельствуют выраженная гиперемия кожных покровов, повышение артериального давления (больше 140/90 мм рт.ст.), узкие зрачки, неравномерность глазных щелей, глазодвигательные нарушения, патологические рефлексы, парезы и параличи конечностей, нарушения дыхания, вялая или утраченная реакция зрачков на свет, двусторонние стойкие патологические рефлексы, примесь крови в спинномозговой жидкости, брадикардия, нарушение сознания вплоть до комы.

Синдром поражения спинного мозга может развиться остро (при травме позвоночника), в течение нескольких часов и дней (как следствие отека мозга или кровоизлияния в вещество мозга) и даже в течение нескольких недель и месяцев - при наличии опухолевого процесса. В зависимости от степени поражения спинного мозга возникает слабость в ногах вплоть до паралича. Характерно нарушение функции тазовых органов в виде задержки мочи и кала (при поражении поясничного утолщения возможно недержание). Определяется снижение или полное отсутствие чувствительности ниже уровня поражения. Часто наблюдаются трофические нарушения (пролежни) в

нижележащих отделах тела.

Методология исследования сердечно-сосудистой системы. Общеклинические методы исследования (частота сердечных сокращений, ударный объем сердца, минутный объем сердца). Параклинические методы диагностики заболеваний. Функциональные пробы.

Обследование сердечно-сосудистой системы включает: • анализ жалоб; • физическое обследование (осмотр, перкуссию, пальпацию, аускультацию и оценку наиболее доступных показателей функционального состояния); • параклинические методы;

• функциональное тестирование; • исследование специальных показателей биохимического состава крови (трансаминазы, миоглобин, миозин и кардиотропонины ). Физические методы. Физические методы обследования сердечно-сосудистой системы позволяют определить границы сердца, частоту и характеристики пульса, артериальное давление, звучность и соотношение тонов, а также наличие дополнительных звуков при работе сердца - дополнительных тонов, щелчков и шумов.

К наиболее доступным показателям функционального состояния сердечно-сосудистой системы относят: - частоту сердечных сокращений

(ЧСС) в состоянии покоя; - артериальное давление (АД) в состоянии покоя; показатель двойного произведения, косвенно отражающий потребность миокарда в кислороде.

Градация частоты сердечных сокращений у лиц взрослого возраста выглядит следующим образом: а 60-80 уд /мин - нормальная ЧСС;

• 80-100 уд./мин-ускоренная ЧСС; • 100 уд./мин - тахикардия; • 59-50 - замедленная ЧСС; •

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)


Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Протокол исследования


Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле:

КСНС= ( (х2-х1)+(х3-х1)+(х4-х1)+ (х5-х1)+ (х6-х1) ) : х1 и умножаем на 100%

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,

Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке

Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

KFa = ( (Σ R- Σ L ) : (Σ R+ Σ L ) ) умножаем на 100% , где

Σ R — общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L — общая сумма точек, поставленных правой левой


АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений


Графики: ·
А — выпуклого типа;·

Б — ровного типа,

В — промежуточного и вогнутого типов,

Г — нисходящего типа.

·Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек — средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше — медленный темп.
25-30 точек — нормальный средний темп работы
30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Чем выше КСНС ( коэффициент силы нервной системы ), тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице





Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]
Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола , однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.
Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.
Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек , однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983).

Для диагностики свойств НС спортсмена разработаны бланковые и аппаратурные методики, а также используется наблюдение, позволяющие определить выраженность одного или нескольких свойств. Наиболее надежными являются аппаратурные методы диагностики, однако из-за трудностей с оборудованием и больших затрат времени на обследование, они используются не всегда (табл. 13.1).

Методики диагностики свойств НС

Информация о методиках

Сила но возбуждению.

Сила по торможению.

Опросник оценки свойств НС Стреляу — Вяткина (модификация для спортсменов)

Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.,1978;

Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984

Анкета самооценки типа высшей нервной деятельности (Макаров)

Серова Л. К. Профессиональный отбор в спорте. М., 2011

Сила по возбуждению.

Сила по торможению.

Наблюдение за жизненными проявлениями свойств НС (Вяткин)

Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978

Психологическая диагностика : учеб, пособие / под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 1997;

Методики диагностики свойств НС по психомоторным показателям

Кинематометрическая методика (Ильин). Динамометрическая методика (Ильин)

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2011; Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002

Кииематометрические методики изучения внешнего и внутреннего баланса (Ильин)

Ильин Е. II. Психология индивидуальных различий. СПб., 2011; Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002

Опросник оценки свойств НС Стреляу — Вяткина разработан в 1974 г. польским психологом Я. Стреляу. В 1978 г. опросник был адаптирован для русскоязычных пользователей известным отечественным специалистом Вяткиным (ГПУ, Пермь), который создал два варианта данного опросника: для обычных людей и для спортсменов. В модификации, предназначенной для диагностики спортсменов, суждения опросника изменены с учетом специфики спортивной деятельности (именно эта модификация описывается в настоящем пособии).

Опросник предназначен для оценки силы по иозбуждению, силы по торможению, подвижности и уравновешенности нервных процессов. Литературные и компьютерные варианты методики содержат бланки со 134 вопросами и ключи. При интерпретации силы и подвижности обычно рекомендуется ориентироваться на 42 балла (свойство считается выраженным). Практическое использование методики показало, что 60—70 баллов свидетельствуют о высокой выраженности силы и подвижности, на эти значения чаще и ориентируются спортивные психологи. Уравновешенность рассчитывается по соотношению показателей силы возбуждения и торможения. При значении 0,9—1,1 диагностируется баланс нервных процессов, меньше 0,9 — доминирование торможения, больше 1,1 — доминирование возбуждения. В обработке варианта опросника не для спортсменов рекомендуется диагностировать уравновешенность при значении 0,85—1,15. Специалисты по психологии спорта считают более информативным диапазон 0,9—1,1.

Рассчитанные баллы необходимо сопоставить с данными других методик и с результатами наблюдений. При возможных несовпадениях (например, по баллам опросника — подвижность НС, а в поведении — медлительность, невысокий темп движений и т.п.) правильнее ориентироваться не на баллы, а на реальность.

Опросник относится к числу популярных общепризнанных методик, неоднократно опубликованных, в том числе и на сайтах. Нужно обратить внимание, что в электронным виде чаще представлен вариант не для спортсменов.

Анкета самооценки типа высшей нервной деятельности, разработанная Г. Г. Макаровым (НГУ им. 11. Ф. Лесгафга) в 2010 г., позволяет диагностировать не только полюса выраженности основных свойств НС, например, силы — слабости, подвижности — инертности, но и определить промежуточные типы — сильный с тенденцией к среднему, инертный с тенденцией к промежуточному и т.д. Методика представляет анкету шкального типа, состоит из трех частей по 15 вопросов в каждой. В публикации анкеты (см. табл. 13.1) представлены бланки, ключи, описана процедура обработки и постановки диагноза. Вызывает вопросы оценка уравновешенности — если диагностируется неуравновешенный тип, то непонятно, что доминирует — возбуждение или торможение. В качестве заключения по обследованию автор предлагает делать вывод о темпераменте спортсмена, корректно относя его к типологии И. П. Павлова: флегматик, холерик и т.д. С нашей точки зрения, более информативно содержательно проинтерпретировать выраженность каждого свойства НС в плане соответствия особенностям вида спорта и задачам подготовки спортсмена.

Наблюдение как метод диагностики свойств НС позволяет оценить их выраженность по жизненным проявлениям. Методика разработана Вяткиным (ГПУ, Пермь) в 1978 г. В ее описании (см. табл. 13.1) представлены: перечни показателей, но которым но 5-балльным шкалам следует оценивать выраженность силы возбуждения, силы торможения и подвижности; процедура вычисления суммарных оценок и интерпретация. Необходимо отметить, что в более поздних публикациях представлены только перечни показателей, что серьезно осложняет применение. Несомненно, использование методики будет более эффективным при подготовке карт наблюдения, позволяющих оперативно фиксировать оценки показателей.

Методики диагностики свойств НС по психомоторным показателям разработаны в 1970-е гг. известным психологом, профессором Ильиным (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). Эти методики позволяют оценить силу, подвижность и уравновешенность на основании измерений темпа и точности движений. По замыслу автора, с помощью этих методик свойства НС диагностируются более дифференцировано: не только сильный и слабый, но и средне-слабый и средне-сильный типы; не просто подвижность, а подвижность возбуждения и подвижность торможения; баланс нервных процессов также измеряется как внешний и внутренний.

В многократных публикациях подробно описаны графические и аппаратурные варианты методик, необходимое оборудование, процедуры обследования, обработки и интерпретации полученных данных (см. табл. 13.1).

Вышеописанные методики наиболее часто применяются для диагностики спортсмена. Кроме этих методик, выраженность свойств НС можно определить по методикам, разработанным в психофизиологии.

3 Инструкция: Сейчас Вам предстоит ответить на 56 вопросов анкеты. Анкета направлена на определение особенностей нервной системы и свойств темперамента. Нет плохих или хороших свойств нервной системы, так же как и не существует ни одного человека, который не обладал бы индивидуальными особенностями. Но знание о выраженности различных индивидуальных свойств отдельного человека очень важно и не только для него самого, но и для тех людей, которые заинтересованы в повышении эффективности его деятельности и общения с окружающими. Дело в том, что разные люди неосознанно склонны к различным видам деятельности, способам достижения результата в работе и общении. От того, насколько искренне Вы ответите на вопросы анкеты, будет зависеть эффективность вытекающих из Ваших ответов рекомендаций. Каждый вопрос имеет пять вариантов ответов. Вам нужно на бланке для ответов напротив номера каждого вопроса поставить букву того варианта, который наиболее соответствует Вашему ощущению или поведению. Список вопросов 1. Быстро ли у Вас утомляются глаза при чтении на слабом свете? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 2. Часто ли Вы расстраиваетесь в связи с какими-нибудь трудностями или неудачами на работе? 3. Часто ли отвлекается Ваше внимание во время длительной работы в спокойной обстановке? 4. Вы склонны работать по преимуществу тщательно или небрежно? а) очень тщательно б) тщательно г) небрежно д) очень небрежно 5. Быстро ли Вы можете сосредоточить внимание, начиная работу? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 6. Удается ли Вам сосредоточенно работать в условиях напряженной ответственной ситуации? а) всегда в) когда как д) никогда

4 7. Насколько энергично и напористо Вы склонны выполнять работу? а) очень энергично б) энергично г) недостаточно д) вяло энергично 8. Хорошо ли Вы улавливаете слабые источники света? а) очень хорошо б) хорошо г) плохо д) очень плохо 9. Легко или трудно Вас рассердить? г) трудно д) очень трудно 10. Нравится или не нравится Вам обычно обилие дел? а) очень нравится б) нравится г) не нравится д) очень не нравится 11. Часто ли у Вас резко притупляется внимание к концу лекционого часа, часа работы? 12. Склонны ли Вы совершать необдуманные поступки? 13. Любите ли Вы сильные ощущения (опасные виды спорта, азартные игры и т.д.)? а) очень люблю б) люблю в) не интересуюсь г) не люблю д) очень не люблю 14. Быстро ли Вы можете переключаться с одного занятия на другое? а) сразу же б) после небольшой паузы г) после большой паузы д) после очень большой паузы

6 23. Вызывают ли у Вас малые дозы возбуждающих напитков (кофе, чай, пиво, алкогольные напитки) изменение тонуса? а) радостное возбуждение б) бодрое состояние в) не действуют г) вызывают легкую рас- слабленность д) вызывают сонливость 24. Часто ли Вы увлекаетесь новыми делами? 25. Часто ли у Вас бывают, без особых на то причин, неожиданные переходы от радостного настроения к грусти и наоборот? 26. Насколько длительны Ваши переживания в связи с трудностями и неудачами в работе, по сравнению с окружающими людьми? а) гораздо менее длительные б) менее длительные в) такие же г) более длительные д) гораздо более длительные 27. Быстро ли Вы засыпаете? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 28. Легко или трудно Вам сохранять спокойствие в возбуждающей компании? г) трудно д) очень трудно 29. Легко ли Вам удается выдерживать болевые раздражения? г) трудно д) очень трудно 30. Часто ли Вы не доводите начатое дело до конца из-за возникших трудностей?

7 31. Насколько Вы инициативны в работе по сравнению с окружающими людьми? а) гораздо больше, чем другие б) больше чем другие г) меньше, чем другие д) гораздо меньше, чем другие 32. Просыпаетесь ли Вы, если возникает слабый шум, негромкие звуки? а) всегда д) никогда 33. Отличает ли Вас застенчивость? а) несвойственна б) в малой степени г) в высокой степени д) в очень высокой степени 34. Свойственна ли Вам нетерпеливость? а) несвойственна б) в малой степени г) в высокой степени д) в очень высокой степени 35. Быстрее или медленнее Вам удается выучить то, что нужно, по сравнению с другими людьми? а) гораздо быстрее других б) быстрее других г) медленнее других д) гораздо медленнее других 36. Обычна ли для Вас систематичность, равномерность в работе? а) всегда д) никогда 37. Бывает ли, что на мелкие неприятности Вы реагируете сильнее, чем на крупные? 38. Часто ли Вы беретесь за работу, не рассчитав своих сил? в) время от

8 39. Доставляет ли Вам удовольствие или неудовольствие включение в работу, которая требует быстрых действий? а) большое удовольствие б) некоторое удовольствие в) безразлично г) неприятно д) очень неприятно 40. Быстро ли Вы отключаетесь от мыслей о работе, прервав или закончив ее? а) очень быстро б) быстро г) медленно д) очень медленно 41. Свойственна ли Вам нетерпеливость при длительном объяснении непонятливому слушателю? а) в очень большой степени б) в большой степени г) в малой степени д) в очень малой степени 42. Часто ли Вы теряете присутствие духа в сложной или опасной ситуации? в) когда как 43. Насколько Вы упорны в достижении своих целей по сравнению с другими людьми? а) гораздо больше других б) больше других г) меньше других д) гораздо меньше других 44. Часто ли у Вас возникает сонливость в ходе выполнения работы? 45. Бываете ли Вы вспыльчивы в своем рабочем (учебном) коллективе по незначительным поводам? 46. Как хорошо развит Ваш слух (насколько тонко Вы различаете звуковые оттенки, тона, слабые звуки)? а) очень хорошо б) хорошо г) слабо д) очень слабо

10 55. Часто ли у Вас появляется вспыльчивость по серьезным поводам? а) никогда 56. Склонны ли Вы к решительным, окончательным действиям?

11 Бланк для ответов 19 г. фамилия, имя, отчество дата рож дения 20 г. ч мин образование, к урс, гр уппа дата и время заполнения Выбранный ответ Выбранный ответ Выбранный ответ а б в г д а б в г д а б в г д Выбранный ответ а б в г д

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.