Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности тесты с ответами

1. Где находятся спинномозговые центры симпатической вегетативной нервной системы?
• в крестцовом отделе
• в мозговом стволе
• в грудных сегментах спинного мозга
• в поясничных сегментах спинного мозга

2. Глии имеют следующие типы:
• астроглии
• олигодендроглии
• микроглии
• нейроглии

3. Укажите все верные утверждения:
• мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии покоя имеет положительный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии возбуждения имеет отрицательный потенциал
• мембрана нейрона в состоянии покоя имеет отрицательный потенциал

4. Основная единица биологического организма - это:
• клетка
• орган
• молекула
• ткань

5. Укажите верное утверждение:
• На мембране нейрона не могут находиться синапсы
• На мембране одного нейрона могут одновременно находиться два вида синапсов: тормозные и возбудительные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: тормозные
• На мембране одного нейрона может одновременно находиться только один вид синапсов: возбудительные

6. Лимбическая система в мозге человека выполняет следующую функцию:
• функцию сохранения информации (запоминание)
• мыслительную функцию
• мотивационно-эмоциональную функцию
• очищение не нужных данных (забывание)

7. Группа мышечных волокон, которые иннервируются одним мотонейроном и поэтому функционируют как единое целое, называется:
• опорный аппарат
• опорно-двигательный аппарат
• двигательная единица
• двигательный аппарат

8. У каких клеток основной является способность возбуждаться (генерировать электрический импульс) и передавать (проводить) это возбуждение к другим клеткам?
• нейроны
• аксоны
• дендриты
• глии

9. В настоящее время при классификации медиаторных веществ принято выделять:
• сопутствующие медиаторы
• первичные медиаторы
• медиаторы-модуляторы
• аллостерические медиаторы

10. Что является главными клетками центральной нервной системы?
• синапсы
• дендриты
• аксоны
• нейроны

11. Отросток нейрона направляется к другому нейрону и образует на нем контакт, который называют:
• аксоном
• медиатором
• нейротрансмиттером
• синапсом

12. Переход человека от бодрствования ко сну проходит в несколько стадий. Укажите какие.
• пробуждение
• сонные веретена
• дремота
• дельта-сон

13. В чем состоит функция вегетативной нервной системы?
• регулирует физиологическое состояние тканей и отдельных органов (в том числе головного и спинного мозга)
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов (за исключением головного и спинного мозга), приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов.
• регулирует обмен веществ, возбудимость и автономную работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов, приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды.

14. Центры симпатической и парасимпатической нервной системы подчинены высшему вегетативному центру, а именно:
• спинному мозгу
• гипоталамусу
• лимбической системе
• вегетативной нервной системе

15. Гипофиз состоит из следующих долей:
• верхней
• задней
• передней
• нижней

16. Укажите верные утверждения в отношении гипофиза:
• это нижняя мозговая железа
• это эндокринный орган
• расположен в турецком седле основной кости
• расположен в основании черепа

17. Ответная реакция организма на сенсорное воздействие называется:
• раздражителем
• раздражением
• рефлексом
• восприятием

18. Какие клетки участвуют в образовании мозговых оболочек?
• микроглии
• олигодендроглии
• нейроглии
• астроглии

19. В головном мозге человека преобладают следующие клетки:
• нервные клетки
• глии
• нейроны
• центриоли

20. Где расположены центры парасимпатической нервной системы?
• в мозговом стволе
• в крестцовом отделе
• в грудных и поясничных сегментах
• в продолговатом мозге

1. Вегетативная нервная система регулирует деятельность:
а) сердечной мышцы +
б) мышц конечностей
в) межрёберных мышц

2. Человека от животных отличает наличие у него:
а) инстинктов
б) второй сигнальной системы +
в) первой сигнальной системы

3. Ко второй сигнальной системе человека относят:
а) инстинкты
б) условные рефлексы
в) речь +

4. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:
а) коры мозга +
б) продолговатого мозга
в) среднего мозга

5. Учение о второй сигнальной системе создал:
а) Ухтомский
б) Анохин
в) Павлов +

6. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает:
а) направление звуковой волны
б) содержащийся в нём смысл +
в) высоту составляющих его звуков

7. Реакции, приобретенные человеком и животными в течение жизни и обеспечивающие приспособление к меняющимся условиям среды, называют:
а) рефлексами, передающимися по наследству
б) безусловными рефлексами
в) условными рефлексами +

8. Центральная нервная система состоит из:
а) головного и спин­но­го мозга +
б) головного, спинн­о­го мозга и нервов
в) только спинного мозга

9. Активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов, называется:
а) индукцией
б) иррадиацией
в) торможением +

10. На мембране нейрона происходит процесс преобразования энергии внешнего стимула в энергию нервного импульса, этот нейрон называется:
а) вставочным
б) сенсорным +
в) двигательным

11. Эфферентный синтез (или программа действия) является стадией:
а) поведенческого акта +
б) мотивации
в) акцептора результата действия

12. Условный рефлекс, получаемый по методике, при использовании которой безусловное подкрепление дается только после проявления определенной реакции:
а) сложный условный рефлекс
б) инструментальный условный рефлекс +
в) классический условный рефлекс

13. Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды организма:
а) анализатор +
б) стимул
в) рецептор

14. Рецепторы, расположенные в скелетных мышцах и сухожилиях, сигнализирующие о тонусе мышц:
а) терморецепторы
б) барорецепторы
в) проприорецепторы +

15. Условные рефлексы, образующиеся на стимулы, которые обычно не имеют прямого отношения к подкрепляющему их безусловному стимулу:
а) искусственные условные рефлексы +
б) натуральные условные рефлексы
в) простые условные рефлексы

16. Рефлекс:
а) передача возбуждения с двигательного нейрона на чувствительный
б) ответная реакция на раздражение, осуществляемая нервной системой +
в) путь, по которому нервное возбуждение улавливается и передается рабочему органу

17. Наименьшее расстояние между раздражаемыми точками кожи, при котором вы ощущаете двойное прикосновение, называется:
а) порогом звуковых раздражений
б) порогом обонятельных раздражений
в) порогом пространственного различения тактильных раздражений +

18. Индукция, когда вслед за первичным процессом возбуждения возникает торможение, называется:
а) первичной
б) отрицательной +
в) положительной

19. Пирамидные тракты образованы:
а) аксонами клеток Пуркинье
б) дендритами клеток Беца
в) аксонами клеток Беца +

20. Простой условный рефлекс:
а) протекает упрощенно
б) для его выработки используется простой раздражитель +
в) не требует подкрепления

21. Рецепторы, воспринимающие раздражения из внутренней среды организма:
а) интерорецепторы +
б) экстерорецепторы
в) борорецепторы

22. Человеку, по мнению Павлова, присуща(и) двойная сигнализация действительности:
а) раздельная с животными система непосредственных сигналов действительности
б) общая с животными система непосредственных сигналов действительности +
в) сигналы, поступающие из бессознательной сферы человека

23. Человеку, по мнению Павлова, присуща(и) двойная сигнализация действительности:
а) раздельная с животными система непосредственных сигналов действительности
б) сигналы, поступающие из бессознательной сферы человека +
в) специальная система опосредованных речевых сигналов

24. Через рецепторы кожи человек получает представление о:
а) громкости звуков
б) плотности и упругости тел +
в) характере запаха

25. Если условный раздражитель предъявляется без подкрепления безусловным, то через некоторое время после изолированного применения условного стимула реакция на него угасает – такое торможение называется:
а) условным тормозом
б) дифференцировкой
в) угасающим +

26. Внешнее торможение не охватывает первую и вторую сигнальные системы, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

27. Терморецепторы подразделяются на:
а) специфические и неспецифические +
б) специальные и неспециальные
в) простые и сложные

28. Нисходящие волокна берут начало от таких клеток:
а) круглых
б) треугольных
в) пирамидных +

29. Двигательные нервы образованы отростками клеток, которые называются:
а) аксонами моторных нейронов +
б) аксонами сенсорных нейронов
в) дендритами моторных нейронов

30. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенной причиной, воздействием из внешнего мира или внутренней среды организма и обусловлен принципом:
а) структурности
б) детерминизма +
в) анализа

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 82

Вопрос № 406. Сокращение мышц-сгибателей при одновременном расслаблении мышц-расгибателей возможно в результате:Ответ: реципрокного торможения Вопрос № 407. Чем обусловлено пессимальное торможение?Ответ: сильной деполяризацией постсинаптической мембраны и снижением ее проницаемости для ионов натрия в результате катодической депресси Вериго Вопрос № 408.

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 64

Вопрос № 316. Информация в нейроны обычно поступает:Ответ: по дендритам Вопрос № 317. Превращение слова в интегратор второго порядка происходит:Ответ: на 4–5-м году жизни Вопрос № 318. С каким количеством нейронов имеет синаптические связи один нейрон?Ответ: тысячами Вопрос № 319.

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 75

Вопрос № 371. Торможение — это процесс:Ответ: препятствующий возникновению возбуждения или ослабляющий уже возникшее возбуждение Вопрос № 372. В спинном мозге замыкаются дуги всех перечисленных рефлексов, кроме:Ответ: выпрямительного Вопрос № 373. Где локализуется высший отдел регуляции вегетативной нервной системы?Ответ: в

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 44

Вопрос № 216. Что такое высшая нервная деятельность?Ответ: условно рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга Вопрос № 217. Триггерной зоной нейрона в естественных условиях является:Ответ: аксонный холмик Вопрос № 218. Открытый участок мембраны осевого цилиндра шириной около 1 мкм, в

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 45

Вопрос № 221. Пресинаптическое торможение развивается в синапсах:Ответ: аксо-аксональных Вопрос № 222. Восходящая фаза потенциала действия, во время которой внутреннее содержимое клетки приобретает положительный заряд по отношению к наружному раствору, называется:Ответ: реверсией Вопрос № 223. Что происходит с дыханием при

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 57

Вопрос № 281. Способность к импринтингу описывается следующим правилом: импринтинг –Ответ: реализуется с момента рождения, быстро увеличивается и затем постепенно снижается Вопрос № 282. Витальные безусловные рефлексы обеспечивают организму:Ответ: индивидуальное и видовое сохранение организма Вопрос № 283. Внутренняя поверхность мембраны

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 35

Вопрос № 171. Сновидения наблюдаются в __________________ фазе сна.Ответ: быстрой Вопрос № 172. В обеспечении памяти обязательное участие принимают:Ответ: гиппокампОтвет: кора мозга Вопрос № 173. Симпатический отдел автономной нервной системы имеет морфологические признаки:Ответ: эфферентный путь включает два нейрона, из которых

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 2

Вопрос № 6. Нейроанатомическими центрами, ответственными за формирование мотивации, являются:Ответ: гиппокампОтвет: латеральный и вентромедиальный отделы гипоталамусаОтвет: миндалина Вопрос № 7. Как классифицируются синапсы по функции:Ответ: возбуждающиеОтвет: тормозные Вопрос № 8. Может ли перенапряжение возбудительного процесса приводить к развитию невроза?Ответ: да

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 20

Вопрос № 96. Где находятся центры, организующие бодрствование?Ответ: передний гипоталамус, каудальный отдел ретикулярной формации, некоторые структуры таламуса и коры головного мозга Вопрос № 97. Факторы внешней или внутренней среды организма, вызывающие переход живых структур из состояния физиологического покоя в состояние

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Вариант 25

Вопрос № 121. Безусловные рефлексы саморазвития обеспечивают организму:Ответ: освоение новых пространственно-временных сред Вопрос № 122. Потеря условного рефлекса при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным — это:Ответ: угасательное торможение Вопрос № 123. Когда наблюдается последовательная суммация?Ответ: при нанесении на один и

Высшая нервная деятельность. Поведение и психика.

1 . Что делает наше поведение целенаправленным?
А) эмоции Б) стремление удовлетворить потребность В) рассудочная деятельность Г) условные рефлексы

2. Проявлением психики не является:
А) восприятие Б) память В) воля Г) безусловный рефлекс

3. Ученый, открывший условный рефлекс:
А) А.А. Ухтомский Б) И.М. Сеченов В) И.П. Павлов Г) П.К. Анохин

5 . Термин, которым обозначают внутренний мир человека (ощущение, восприятие, память, воля…):
А) поведение Б) психика В) сознание Г) высшая нервная деятельность

6. Человек подвижный, энергичный, настойчивый, страстный… - вид темперамента?
А) холерик Б) сангвиник В) флегматик Г) меланхолик

7. Ученый, создавший учение о доминанте:
А) А.А. Ухтомский Б) И.М. Сеченов В) И.П. Павлов Г) П.К. Анохин

8. Что для человека служит сигналом во второй сигнальной системе действительности?
А) представления Б) эмоции В) слова Г) ощущения

9. Ученый, открывший явление торможения:
А) А.А. Ухтомский Б) И.М. Сеченов В) И.П. Павлов Г) П.К. Анохин

10 . Какое мышление характерно для человека?
А) чувственное, конкретное, предметное Б) абстрактное, отвлеченное В) все верно

11 . Как с возрастом меняется скорость выработки условных рефлексов?
А) не изменяется Б) уменьшается В) увеличивается

12. Отражение психикой отдельных свойств предмета через органы чувств – это:
А) ощущение Б) восприятие В) воображение Г) сознание

13. Животное, изучение которого привело Сеченова к открытию торможения в ЦНС:
А) собака Б) лягушка В) обезьяна Г) кошка

14. Двигательные навыки, чтение, письмо, счет в уме относят к:
А) безусловным рефлексам Б) условным рефлексам В) инстинктам Г) произвольным движениям

15. Человек спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый – это:
А) холерик Б) сангвиник В) флегматик Г) меланхолик

16. При дотрагивании до правого плеча испытуемый повернул голову направо, это:
А) безусловный рефлекс Б) условный рефлекс В) инстинкт Г) произвольное движение

17. Целостное отражение психикой предмета это:

А) ощущение Б) сознание В) воображение Г) восприятие

18 . Для поведения человека НЕ характерно:
А) носит приспособительный характер Б) определяется внутренними потребностями

В) передается потомству Г) носит целенаправленный характер

19 . Что для человека служит сигналом в первой сигнальной системе действительности?
А) слова Б) представления В) эмоции Г) сигналы внешнего мира, пахучие вещества…

20. Основное условие для сохранения условного рефлекса:
А) условный раздражитель должен быть сильным Б) условный раздражитель должен действовать часто

В) действие условного раздражителя должно подкрепляться безусловным Г) безусловный рефлекс должен сохранять свое значение долго

21. Объект изучения условных рефлексов И.П. Павлова:
А) собака Б) лягушка В) обезьяна Г) кошка

22. Аппарат абстрактного мышления человека:
А) ощущения Б) представления В) эмоции Г) речь

23 . Следы воздействия предметов, которые ранее действовали на органы чувств:
А) ощущения Б) представления В) восприятия Г) воображения

24. Какая сигнальная система воздействует на животных? А) первая Б) вторая В) первая и вторая

25 . Целенаправленное восприятие человеком предмета:
А) ощущение Б) наблюдение В) изучение Г) осознание

27. При дотрагивании до правого плеча испытуемый повернул голову налево, это:
А) безусловный рефлекс Б) условный рефлекс В) инстинкт Г) произвольное движение

28 . Человек малоэмоциональный, работоспособный, малоподвижный, терпеливый, это:
А) холерик Б) сангвиник В) флегматик Г) меланхолик

29. Какая сигнальная система воздействует на человека?
А) первая Б) вторая В) первая и вторая

30 . Мы сильно увлечены и не слышим, как к нам обращаются, это:
А) внутреннее торможение Б) доминанта В) внешнее торможение Г) условный рефлекс

31. Стадия сна, которая начинается сразу после засыпания:
А) медленный сон Б) быстрый сон

32 . Ощущения, с которыми сновидения связаны в большей степени:
А) слуховые Б) вкусовые В) обонятельные Г) зрительные

33. Что к утру происходит с продолжительностью стадии быстрого сна?
А) не изменяется Б) уменьшается В) увеличивается

34. Ученый, который разработал теорию функциональных систем:
А) А.А. Ухтомский Б) И.М. Сеченов В) И.П. Павлов Г) П.К. Анохин

35. Человек обидчивый, плаксивый, не уверенный в себе, малоподвижный, это:
А) холерик Б) сангвиник В) флегматик Г) меланхолик

36 . Какой из познавательных процессов опирается на речь?
А) память Б) восприятие В) ощущение Г) представление

37. К чертам личности НЕ относится:
А) цели Б) убеждения В) темперамент Г) идеалы

38. Что в слове для человека наиболее значимо?
А) сочетание звуков Б) громкость В) эмоциональная окраска Г) смысл

39. Сосредоточенность и устойчивость характерны для:
А) восприятия Б) внимания В) памяти Г) мышления

40. Какая доля сна приходится на период быстрого сна?
А) 10-15% Б) 20-25% В) 30-35% Г) 40-45%

41 . Инкубаторские утята после вылупления следуют за любым движущимся объектом, это пример:
А) доминанты Б) условного рефлекса В) инстинкта Г) запечатления

42. Речь участия НЕ принимает в осуществлении:
А) восприятия Б) памяти В) мышления

43 . Научной классификацией видов памяти НЕ является:
А) зрительная, слуховая, моторная Б) кратковременная и долговременная

В) логическая и механическая Г) конкретная и обобщенная

44. Человек до начала работы представляет, что получится в результате его труда, это:
А) представление Б) воображение В) память Г) мышление

45 . Что лежит в основе побуждения человека или животного к той или иной деятельности?
А) волевое действие Б) эмоции В) потребности Г) эмоциональные реакции

46. Психическое явление, которое имеет безусловно-рефлекторную природу?
А) воля Б) эмоция В) мышление Г) воображение

47 . Эмоциональная реакция человека:

А) печаль Б) смех В) радость Г) зависть

48 . Человек видит сновидения во время:
А) быстрого сна Б) медленного сна

49. Ученый, основоположник теории о высшей нервной деятельности:
А) А.А. Ухтомский Б) И.М. Сеченов В) И.П. Павлов Г) П.К. Анохин

50 . Совокупность физиологических процессов, лежащих в основе психической деятельности человека и животных:
А) нервные процессы Б) психика В) условные рефлексы Г) высшая нервная деятельность

Ответы: 1б, 2г, 3в, 4б, 5б, 6а, 7а, 8в, 9б, 10б, 11в, 12а, 13б, 14б, 15б, 16а, 17г, 18в, 19г, 20в, 21а, 22г, 23б, 24а, 25б, 26а, 27г, 28в, 29в, 30б, 31а, 32г, 33в, 34г, 35г, 36а, 37в, 38г, 39б, 40б, 41г, 42а, 43г, 44б, 45в, 46б, 47б, 48а, 49в, 50г

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В первом варианте — 21 задание, во втором — 20 заданий.

1 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…

А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель…

А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного реф­лекса?

А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят

А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потреб­ности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двига­тельных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы

7. Какая форма высшей нервной деятельности харак­терна для человека?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятель­ности внес

А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Инстинкт — это

А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга?

А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции
В. Речь

12. Первая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов

13. Важнейшая функция речи — это

А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций

14. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это

А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте

А. Эмоции
Б. Внимание
В. Память

17. Какая из форм торможения передается по наследству?

А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее

19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

20. Какое значение для организма имеет сон?

21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

2 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…

А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблю­даются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы
Б. Безусловные и условные рефлексы и элементар­ная рассудочная деятельность
В. Мышление
Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс…

А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Передается по наследству
Г. Является врожденным

5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотно­сится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотде­лительный рефлекс на зажигание лампочки, посто­янно включено радио. Радио в этом случае выступает как…

А. Условный раздражитель
Б. Безразличный раздражитель
В. Безусловный раздражитель
Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура
Б. Замедляется дыхание
В. Происходит движение глазных яблок под закры­тыми веками
Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецеп­торов при участии и контроле нервной системы на­зывается

А. Гуморальной регуляцией
Б. Рефлексом
В. Автоматизмом
Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вко­панный. Почему?

А. Сработало внешнее торможение
Б. Сработал условный рефлекс
В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это…

А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Способность говорить
В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит

А. Только рефлекторно
Б. Под влиянием гуморальных процессов
В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных про­цессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип рабо­ты головного мозга?

А. И.П. Павлов
Б. А.А. Ухтомский
В. И.М. Сеченов
Г. П.И. Анохин

А. Первую сигнальную систему
Б. Вторую сигнальную систему
В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, назы­ваются

А. Обучением
Б. Памятью
В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения услов­ных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или на­выки?

20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека
1 вариант
1-В
2-Г
3-А
4-А
5-А
6-Б
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-В
12-В
13-А
14-А
15-Б
16-Б
17-Б
18-В
19. Безусловные рефлексы пе­редаются по наследству, а условные рефлексы выраба­тываются после рождения в процессе жизни
20. От­дых мозга, активная перестройка его работы, необходи­мая для упорядочивания полученной информации в пе­риод бодрствования
21. Мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды
2 вариант
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-А
12-А
13-Б
14-В
15-В
16-Б
17-В
18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования
19. Умение
20. Динамический стереотип

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

(заочная форма обучения)

Примерный перечень тем контрольных работ

1. Электрогенез: история изучения и открытий.

2. Механизмы биоэлектрических явлений.

3. Современная теория мышечного сокращения.

4. Строение синапса.

5. Физиология ретикулярной формации.

6. Функции мозжечка.

7. Функции гипоталамуса.

8. Функции зрительного бугра.

9. Физиология больших полушарий головного мозга.

10. Физиология вегетативной нервной системы.

11. Межполушарная асимметрия головного мозга.

12. Методы исследования высшей нервной деятельности у человека и животных.

13. Механизмы образования уловного рефлекса.

14. Процессы торможения в коре головного мозга.

15. Рефлекторная теория деятельности нервной системы.

16. Основные положения теории функциональных систем.

17. Основы теории системогенеза по Анохину.

18. Инстинкты и их роль в процессе жизнедеятельности.

19. Свойства корковых процессов возбуждения и торможения.

20. Доминанта и ее значимость в условно-рефлекторной деятельности.

21. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.

22. Понятие о сигнальных системах. Специфические особенности ВНД человека.

23. Типы высшей нервной деятельности.

24. Темперамент и его типологические особенности.

25. Изменения ВНД под влиянием различных факторов внутренней внешней среды организма.

26. Методы нейрофизиологических исследований.

27. Энграммы: история открытий, состояние проблемы.

28. Теории механизмов памяти и обучения.

29. Гипноз: сон или бодрствование?

30. Структура целенаправленного поведенческого акта.

31. Нейрофизиологические особенности организации движений у леворуких.

32. Потребность как социальная и биологическая категории.

33. Мотивация и доминанта.

34. Функциональная значимость эмоций.

35. Психофизиология памяти.

36. Психофизиология функциональных состояний.

37. Психофизиология восприятия.

Методические указания по подготовке контрольной работы

Контрольная работа включает анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания контрольной работы может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем контрольной работы – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Контрольная работа должна быть сдана не позже оговоренной с преподавателем даты.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

1. Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник/ А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

2. Нормальная физиология. Учебник, 2005, ред. Орлов Р.С.

3. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Т.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы. - Ростов на Дону, 2008.

4. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие/ В. М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - 464 с.

5. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 478 с.

6. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс. 2004.

8. Николаева Е.И. Психофизиология. М.: Сибирский независимый институт. 2003.

9. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М.: МГУ. 2010.

б) Дополнительная литература:

1. Учебно-методическое пособие для студентов по основам нейрофизиологии и ВНД. Под ред. проф. Савченкова Ю.И. и Шилова С.Н. – Красноярск, 2010.- 240 с.

2. Основы нейрофизиологии и высшей неравной деятельности (методические разработки к практическим занятиям). Под. ред. проф. Савченкова Ю.И. – Красноярск, 2007.- 11 с.

3. Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований. 2005.

Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра специальной психологии

Студентка 1 курса заочного отделения

к.м.н., доцент кафедры специальной психологии

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.