Основы невропатологии нервная система




Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики


Мачерет Е.Л. Справочник врача-невропатолога поликлиники

Киев: Здоровья, 1995. — 205 с.
В справочнике представлены сведения о клинических проявлениях и лечении всех основных болезней нервной системы, с которыми приходится иметь дело врачу поликлиники. Описаны основные неврологические симптомы и синдромы. Особое внимание обращено на состояния, требующие неотложной помощи: наиболее часто возникающие комы, нейротоксикозы, расстройства мозгового кровообращения и травмы головного и спинного мозга, а также на метод их лечения.


Дубенко Е.Г. Неврология в схемах и таблицах.

5-е изд. дополн. — Методические указания. — Харьков: ХГМУ, 2000. — 86 с.
Настоящее методическое руководство не ставит задачей заменить учебную и научную литературу, а лишь помогает врачу сориентироваться в широком круге неврологической патологии, выделить наиболее существенную информацию. Работа состоит из таблиц, обобщающих все разделы неврологии, а также наиболее частые заболевания нервной системы с позиции их современной трактовки. Для студентов медицинских ВУЗов, врачей-интернов, неврологов.
Содержание:
Анатомия кортико-мускулярного пути.
Параличи, парезы.
Топическая диагностика нарушений произвольных движений.
Экстрапирамидная система и её патология.
Мозжечок и его патология.
Виды атаксий.
Анатамия путей чувствительности.
Нарушения чувствительности при поражении чувствительного анализатора на различных уровнях. ЧМН.
Нарушение функций вегетативной нервной системы.
Синдромы поражения различных отделов коры головного мозга.
Основные топические неврологические синдромы.
Схема обследования больного.
Головная боль.
Мигрень.
Синдромы внутричерепной гипотензии.
Синдром внутричерепной гипертензии.
Преходящие нарушения мозгового кровообращения.
ОНМК.
Соматоневрологические синдромы.
Вертеброгенные неврологические синдромы.
Менингеальный синдром.
Гнойные менингиты.
Серозные менингиты.
Острый миелит.
Полиомиелитоподобные заболевания.
Полиомиелит.
Энцефалиты.
Церебральный арахноидит.
Демиелинизирующие заболевания нервной системы.
Боковой амиотрофический склероз.
Эпилепсия.
Неэпилептические пароксизмальные состояния.
ДЦП.
Наследственные спиноцеребеллярные атаксии.
Наследственно-дегенеративные заболевания экстрапирамидной системы.
Наследственно-дегенеративные нервно-мышечные заболевания.
Мышечные дистонии.
Миастения.
Наследственные нервно-мышечные заболевания.
Неврозы.
Дегенеративные заболевания экстрапирамидной системы.
Глоссалгия.
Неврологические аспекты СПИД.
Полиневропатии.
Нейросифилис.
Сирингомиелия.
Опухоли головного и спинного мозга.
Закрытые травмы головного и спинного мозга.
Симптомы поражения периферических нервов.
Нарушение функции тазовых органов.
Наиболее часто используемые в неврологии лекарственные средства.

Цель: сформировать у студентов представления и знания об основных неврологических симптомах и синдромах.

1. Физиологии нервной системы.

2. Анатомии нервной системы.

1. Определение неврологии.

2. Симптомы и синдромы поражения двигательной сферы.

3. Симптомы поражения чувствительности.

4. Симптомы и синдромы поражения черепных нервов.

5. Нарушения корковых функций.

6. Симптомы и синдромы поражения мозговых оболочек и внутричерепного давления.

1. Введение в неврологию.

2. Анатомия и физиология нервной системы.

3. Симптомы и синдромы поражения нервной системы: двигательной сферы, мозжечка, экстрапирамидной системы.

4. Нарушение чувствительности.

5. Симптомы поражения черепных нервов.

6. Корковые нарушения.

7. Симптомы поражения мозговых оболочек.

8. Симптомы повышения внутричерепного давления.

ВВЕДЕНИЕ В НЕВРОЛОГИЮ

Неврологию определяют как науку о нервной системе в норме и патологии. Она включает в себя нейроанатомию и нейрофизиологию (т.е. науку о строении и функциях нервной системы, причинах и механизмах возникновения, симптомах и лечение) и нейрохирургию (оперативное лечение болезней нервной системы).

Невропатология изучает те болезни нервной системы, которые выражаются нарушением движений и их координации, чувствительности, расстройством функции органов чувств, речи и разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики нервных болезней.

СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

НАРУШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Парез – частичная утрата движений, т.е. уменьшение силы и объема движений.

Паралич (плегия) – полная утрата движений.

В зависимости от поражения центрального или периферического отделов двигательного (пирамидного) пути парезы (параличи) подразделяются на центральные (спастические) и периферические (вялые).

Виды пареза (паралича) Центральный парез (паралич) Периферический парез (паралич)
Очаг поражения От коры головного мозга до передних рогов спин. мозга на любом уровне Передние рога спин мозга, передние корешки нерв.
Мышечный тонус Повыш. Гипертонус Пониж. Гипотонус (атония)
Рефлексы Повыш. Гиперрефлексия Пониж. Гипо (арефлексия)
Трофика Не нарушена Гипотрофия (атрофия)
Патологические симптомы Симптом Бабинского, Россолимо и др. Отсутствуют

1. Монопарезы (моноплегии) – нарушение движений в одной конечности

2. Парапарезы (параплегии) – поражения двух одноименных конечностей:

Верхний парапарез - поражены две руки

Нижний парапарез – поражены две ноги

3. Тетрапарезы (тетраплегии) – страдают все 4 конечности

4. Гемипарез (гемиплегия) – поражены рука и нога на одной половине тела (левосторонний, правосторонний). Очаг поражения всегда на противоположной стороне (за счет перекреста двигательного пути в продолговатом мозге) Н-р, поражено правое полушарие головного мозга – будет гемипарез (гемиплегия) правых конечностей.

СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ МОЗЖЕЧКА

Мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений, точность, плавность, равномерность двигательных актов.

При поражении мозжечка наблюдаются следующие симптомы:

1. расстройство походки – пьяная, шатающая (атактическая)

2. интенционный тремор – дрожание, которое появляется при движении. Н-р, при приближение пальца к носу и отсутствует в покое

3. мимопопадение (не попадает пальцем в нос)

4. расстройство речи – скандированная речь – говорит медленно, выделяя каждый слог

5. нистагм – подергивание глазных яблок

6. гипотония мышц

7. расстройство почерка – неровный и к концу письма крупный, размашистый

Совокупность перечисленных симптомов объединяются в мозжечковый синдром. Наблюдается при кровоизлиянии в мозжечок, инфекционных поражениях, наследственно дегенеративных заболеваниях, опухоли мозжечка, черепно-мозговых травмах, интоксикациях.

ПОРАЖЕНИЕ ЗКСТРАПИРАМИДНОЙ СИСТЕМЫ

К ЭПС относятся базальные ганглии, расположенные в толще белого вещества под корой полушарий головного мозга. ЭПС участвует в регуляции тонуса мышц, обеспечивает мимические, содружественные движения, жестикуляцию, автоматизированные моторные акты (гримасы свист и т.д.).

Симптомы поражения ЭПС: 1) изменения мышечного тонуса – гипотония или ригидность (напряжение) мышц.

2) изменение двигательной активности – гипокинезия или гиперкинезы

Эти расстройства часто комбинируются и проявляются экстрапирамидными синдромами:

1. Синдром паркинсонизма, для него характерно:

- тремор – дрожание рук, головы, нижней челюсти;

- отсутствие содружественных движений.

2. Гипотонически – гиперкинетический синдром, включающий:

- гиперкинезы – насильственные, избыточные движения.

- хорея – быстрые, беспорядочные движения похожие на кривляния, пританцовывание;

- тик – кратковременные однообразные подергивания отдельных мышечных групп, чаще лица;

- атетоз – медленные червеобразные движения в дистальных отделах конечностей;

- торсионная дистония – вращательные штопорообразные движения мышц шеи и туловища.

Симптомы расстройства чувствительности делятся на количественные и качественные.

Анестезия – полное отсутствие одного или нескольких видов чувствительности;

Гипестезия – снижение чувствительности;

Гиперстезия – повышение чувствительности;

Диссоциация чувствительности – изолированное нарушение одних видов чувствительности при сохранности других.

Качественные виды нарушения чувствительности:

Парестезия - ложные ощущения в виде онемения, жжения, холода, ползания мурашек, покалывания;

Дизестезия – извращенное восприятие раздражения (холод как тепло, прикосновение как боль);

Боль - может быть:

- локальной (соответствует месту поражения);

- проекционной (возникает на периферии нерва, ниже уровня поражения);

- фантомная (боль, ощущаемая в ампутированной конечности);

- иррадиирущей (распространяется за пределы иннервации пораженного нерва).

СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ

Нередко сочетаются с расстройством дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, может привести к смерти пациента.

Афазии – корковые нарушения речи.

1. Моторная афазия – нарушение речи, когда не может говорить, но понимание речи сохранено. При поражении зоны Брока (в лобной доле левого полушария у правшей)

2. Сенсорная афазия – пациент говорит, но не понимает своей и обращенной к нему речи. Речь странная, бессмысленная. При поражении зоны Вернике (в височной доле доминантного полушария).

3. Амнестическая афазия – пациент забывает название знакомых предметов, имена при этом понимание речи сохранено. При поражении стыка трех долей: височной, теменной и затылочной.

Апраксии – нарушение автоматизированных целенаправленных действий. Нарушается последовательность действий или невозможность подражания, конструирования.

Агнозия – нарушение способности узнавать предметы по различным свойствам (размеру, цвету, запаху и т.д.). При этом органы чувств не поражены, а нарушена функция анализатора.

СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ МОЗГОВЫХ ОБОЛОЧЕК

Субъективные симптомы: головная боль, тошнота, рвота, гиперестезия.

Объективные симптомы: ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, симптом Брудзинского, менингиальная поза, повышение давления и изменения ликвора.

Совокупность или сочетание нескольких симптомов объединяются в менингиальный синдром.

СИМПТОМЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ

1. Головная боль интенсивная, распирающего характера, усиливающаяся по утрам, нередко сопровождается рвотой.

2. Застойные соски зрительных нервов на глазном дне.

3. Глазные симптомы (симптом Грефе, сходящееся косоглазие), снижение зрения.

4. У грудных детей выбухание и пульсация большого родничка.

5. На рентгенограмме черепа пальцевидные вдавления, расширение сосудистых борозд, деформация спинки турецкого седла.

6. Повышение давления ликвора – определяется во время люмбальной пункции.

Выше перечисленные симптомы объединяются в синдром внутричерепной гипертензии.

1. Что такое парез и паралич?

2. В чем разница между центральным и периферическим параличом?

3. Перечислите симптомы поражения мозжечка.

4. Какие расстройства чувствительности вы знаете?

5. В чем заключается бульбарный синдром?

6. Какие виды афазий вы знаете?

7. Чем проявляется менингиальный синдром?


Шпаргалка по Сестринскому делу от "GABIYA"

Невропатология — раздел неврологии, изучающий этиологию, патогенез, клинику болезней нервной системы и разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
Нервная система (НС) разделяется:
— ЦНС (ГМ и СМ);
— Периферическую (корешки, спинно-мозговые нервы, ЧМН, сплетения, периферические нервы).
Функциональной и структурной единицей НС является нейрон. Нейрон состоит из тела и отростков: дендритов и аксона.
Дендрит (их может быть несколько) — отросток, по которому импульс поступает в клетку.
Аксон — отросток, по которому импульс поступает к рабочему органу или дендриту другого нейрона.
Отростки нейрона, покрытые слоем миелина, образуют нервные волокна. Основной принцип работы НС — рефлекторный.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемое через НС. Схема простой рефлекторной дуги:
Рецептор => чувствительный (афферентный) нейрон => вставочный (осуществляет обработку импульсов) => двигательный (эфферентный нейрон) => мышца.
Места контактов между нейронами называются синапсами. Там импульсы передаются с помощью химически активных веществ.

Строение ГМ.

ГМ имеет 5 разделов:
1) Конечный (большой) мозг— состоит из 2 полушарий. Серое вещество расположено снаружи и состоит из нейронов и клеток глии (выполняющих опорную и защитную функцию) — это кора ГМ.
Под корой находится белое вещество — это проводящие пути ГМ. В глубине
белого вещества имеются ядра серого вещества (хвостатое, чечевицеобразное,
ограда). Полушария ГМ разделяются бороздами на доли: лобная, теменная,
затылочная, височная. Различные отделы коры выполняют строго определённые
функции, их называют корковыми концами анализаторов.

  • в лобной доле — ядро двигательного анализатора, центр моторной речи (умения
    говорить);
  • в теменной доле — ядро чувствительного анализатора, центр письма и счёта;
  • в затылочной доле — корковый анализатор зрения;
  • в височной доле — слуха, вкуса, обоняния, центр сенсорной (понимания) речи.

2) Промежуточный мозг, состоит из:
1. Таламус (зрительный бугор) — является подкорковым центром чувствительности.
2. Эпиталамус.
3. Метаталамус.
4. Гипоталамус — состоит из серого бугра, воронки, гипофиза. Он является высшим вегетативным центром, а так же регулирует все виды обмена веществ.

3) Средний мозг. Его составляют ножки мозга и четверохолмие. Ножки мозга — это скопление нервных волокон в виде толстых пучков. В глубине их расположены ядра 3 и 4 пар ЧМН, а так же чёрное вещество и красные ядра, относящиеся к экстрапирамидной системе.

4) Задний мозг составляют мост и мозжечок. Мост имеет вид валика, в глубине которого расположены ядра 5,6,7 и 8 пар ЧМН.
Мозжечок состоит из 2 полушарий и червя (центральная часть). В глубине расположены собственные ядра мозжечка. Функция мозжечка — регуляция мышечного тонуса, координации движений, равновесия.

5) Продолговатый мозг является продолжением спинного. Граница между ними проходит на уровне большого затылочного отверстия. В нём расположены жизненноважные центры — дыхания, кровообращения, глотания. Здесь совершает перекрест пирамидный путь, а так же лежат ядра 9,10,11 и 12 пар ЧМН.

Оболочки головного мозга.

1) Твёрдая — плотная, соединительнотканная. Состоит из 2 листков. Места расхождения их образуют полости — венозные синусы.
2) Паутинная — тонкая, прозрачная соединительнотканная мембрана.
3) Мягкая (сосудистая) — полотно сращена с поверхностью мозга. Между паутинной и мягкой оболочками расположено субарахноидальное пространство, заполненное ликвором.

Желудочки мозга.

В глубине больших полушарий расположены боковые желудочки, в которых находятся сосудистые сплетения, вырабатывающие спинно-мозговую жидкость. Боковые желудочки сообщаются с 3 желудочком. 4 желудочек соединяется с субарахноидальным пространством спинного и головного мозга.

Роль ликвора:
1. Служит добавочной защитой от механических воздействий.
2. Участвует в обмене веществ в тканях мозга, так как ликвор содержит: белковые вещества, глюкозу, хлориды, микроэлементы (лимфоциты).

Спинной мозг.

Представляет собой цилиндрический тяж, расположен в позвоночном канале, заканчивается на уровне 1-2 поясничного позвонка. Имеет 2 утолщения: шейное и поясничное. В СМ выделяют серое и белое вещества.
Серое вещество расположено в виде бабочки. В нём выделяют задний рог (его образуют чувствительные нейроны), передний рог (образован двигательными нейронами), боковой рог (образован вегетативными клетками). Снаружи серое вещество окружено белым веществом в виде передних, задних и боковых столбов, их образуют проводящие пути, связывающие ГМ и СМ.
СМ разделяют на 31 сегмент (8 шейных, 12 грудных, по 5 поясничных и крестцовых, 1 копчиковый). Сегмент — это отрезок СМ с двумя парами корешков: передних и задних, которые соединяясь между собой образуют 31 пару спинномозговых нервов. Спинномозговые нервы образуют сплетения: шейное, плечевое, поясничное, крестцовое, копчиковое. Из сплетений выходят периферические нервы.

Проводящие пути ЦНС связывают СМ и ГМ.
1) Боковой спинно-таламический путь — проводит болевую и температурную чувствительность.
2) В задних столбах — пути тактильной чувствительности и мышечно-суставного чувства.
3) Пирамидный путь — проводит импульсы произвольных движений. Состоит из 2 нейронов. Первый (центральный) начинается от пирамидных клеток коры. Аксоны его проходят все структуры ГМ, совершают перекрест в продолговатом мозге. Затем идут до второго (периферического) нейрона, который расположен в передних рогах спинного мозга. Его аксоны в составе корешков и периферических нервов идут к мышцам.

Кровоснабжение ГМ
Осуществляется из 2 крупных артерий — внутренней сонной и позвоночной. Внутренние сонные артерии заходя в полость черепа дают 3 ветви: глазную, переднюю и среднюю мозговую. Эти артерии кровоснабжают все отделы, кроме затылочных. Позвоночные артерии заходят в полость черепа и соединяются в общий ствол — основную артерию. А её ветви кровоснабжают затылочные отделы ГМ, ствол мозга и мозжечок. На основании мозга все крупные артерии соединяются, образуя большой артериальный (вилизиев) круг.

Типы пареза (плегии), в зависимости от распространенности:
— Монопарез (парез 1 конечности).
— Гемипарез (в половине тела — рука и нога).
— Парапарез (в парных конечностях — руках или ногах).
— Тетрапарез (в 4 конечностях).

2) Поражение экстрапирамидной системы проявляется в виде двух синдромов:
1. Паркинсонизма. Характеризуется мышечной ригидностью, повышением тонуса сгибателей и разгибателей, брадикинезией (замуленность движением), слабый голос; тремор (мелкое дрожание) головы, нижней челюсти, рук.
2. Гиперкинетический — включает гипотонию мышц и гиперкинезы — это насильственные, неконтролируемые движения.

Виды гиперкинеза:
Хорея — резкие, размашистые движения, напоминают преднамеренные. Атетоз — медленные, червеобразные движения пальцев. Тик — подёргивание в определённой группе мышц лица. Миоклония — быстрые сокращения отдельных групп мышц.

Мозжечковые расстройства.
Симптомы поражения мозжечка:
— Атаксия (шаткая походка).
— Неустойчивость в п. Росиберга.
— Мимопопадание — при выполнении пальценосовой пробы.
— Интенционное дрожание — дрожание при целенаправленных движениях.
— Адиадохокинез — несогласованное движение рук.
— Скандированная речь — толками, по слогам.
— Нистагм — ритмичное подёргивание глазных яблок.

Патология чувствительности.
Виды чувствительности.
Глубокие
— болевая
— тактильная
— температурная
Поверхностные
— мышечно-суставные
— чувство веса
— вибрации
-стереогноз

Виды расстройств чувствительности:
— Анестезия (потеря чувствительности)
— Гипостезия (понижение чувствительности)
— Гиперестезия (повышение чувствительности)
— Парестезия (чувство жжения, ползания мурашек)
— Каузалзия (жгучая, интенсивная боль в области крупных нервных стволов(срединного, седалищного нерва)).
— Фантомные боли (боли в отсутствующей конечности).

Симптомы поражения ЧМН (ссылка)

  1. Обонятельный (потеря обоняния — аносмия, снижение — гипосмия).
  2. Зрительный (Снижение остроты зрения — амблиония, слепота — амавроз. Выпадение половин полей зрения — гемианопсия, а отдельных участков -скотома).
  3. Глазодвигательный (опущение верхнего века — птоз, расходящееся косоглазие, расширение зрачка — мидриаз, двоение — диплопия).
  4. Блоковый — диплопия при взгляде вниз.
  5. Тройничный (Расстройство чувствительности на лице. Раздражение тройничного нерва или его узла проявляются жгучими, стреляющими болями в лице. При поражении двигательных волокон возникает парез жевательных мышц).
  6. Отводящий (сходящееся косоглазие, диплопия).
  7. Лицевой (парез мимических мышц лица).
  8. Предверно-улитковый (Снижение слуха — гипоакузия, глухота — анакузия. Головокружение, тошнота, рвота, которые могут усиливаться при повороте головы).
  9. Языкоглоточный
  10. Блуждающий.
  11. Подъязычный –9, 10,12 пар ЧМН вызывает паралич мышц глотки, гортани, языка и называется бульбарный синдром. Он проявляется: расстройством глотания (дисфагия); расстройством речи (дизартрия); изменением голоса (дисфония).
  12. Добавочный (невозможность поднять плечи).

Расстройство речи при поражении коры называется — афазия.

— Моторная — больной не говорит, но обращенную речь понимает.
— Сенсорная — не понимает обращённой речи, но говорить может.
— Амнестическая — не помнит названия предметов, имена.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Невропатология – раздел медицинской науки, изучающий болезни нервной системы. Раздел является частью неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы.

Предмет невропатологии – закономерности функционирования и феноменология клинических проявлений заболеваний нервной системы.

Цель невропатологии как науки – изучение закономерностей функционирования и феноменологии клинических проявлений заболеваний нервной системы с разработкой методов профилактики, лечения, реабилитации и коррекции.

1. Изучение этиологии заболеваний нервной системы.

2. Изучение патогенеза заболевания.

3. Изучение клинических проявлений поражений центральной и периферической нервных системы.

4. Изучение эпидемиологических заболеваний.

5. Разработка методов диагностики, лечения и профилактики, а также принципов организации специальной медицинской помощи при неврологической патологии.

В сферу компетенции невропатологии входит также изучение влияния нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, печень и др.).

2. Что изучает невропатология детского возраста?

Самостоятельной областью является невропатология детского возраста.

3. Чем занимается перинатальная неврология как раздел детской невропатологии?

Важным разделом детской невропатологии является перинатальная неврология (peri – около, natus – родовой, изучающая особенности формирования нервной системы в раннем периоде в нормальных и неблагоприятных условиях.

4. Роль невропатологии в системе подготовки учителя-логопеда

5. Томас Уиллис (Willis, Виллизий) (1621– 1675) английский анатом и врач, сочетая практическую работу врача с деятельностью учёного- исследователя, сделал немало открытий в области анатомии мозга и его сосудов. Его именем названы артерии основания головного мозга и 11-я пара головных нервов – добавочный нерв, – впервые им описанные, а также часть желудка, граничащая с привратником.

6. Перечислите хромосомные заболевание сопровождающиеся поражением ЦНС.

Хромосомные заболевание сопровождающиеся поражением ЦНС: Синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера, синдромы ПОЛИСОМИИ Х-ХРОМОСОМЫ, СИНДРОМ XYY, болезнь Дауна.

7. Опишите структуры входящие в ствол мозга.

Структуры головного мозга,формирующиеся из первичного мозгового пузыря: средний, задний и добавочный мозг — составляют ствол головного мозга. Он является ростральным продолжением спинного мозга и имеет с ним общие черты строения. Проходящая по латеральным стенкам спинного мозга и стволового отдела головного мозга парная пограничная борозда делит мозговую трубку на основную (вентральную) и крыловидную (дорзальную) пластинки. Из основной пластинки формируются моторные структуры (передние рога спинного мозга, двигательные ядра черепно-мозговых нервов). Над пограничной бороздой из крыловидной пластинки развиваются сенсорные структуры (задние рога спинного мозга, сенсорные ядра ствола мозга, в пределах самой пограничной борозды — центры вегетативной нервной системы.

Производные архэнцефалона создают подкорковые структуры и кору. Здесь нет основной пластинки (она заканчивается в среднем мозге, следовательно, и нет двигательных и вегетативных ядер. Весь передний мозг развивается из крыловидной пластинки, поэтому в нем имеются лишь сенсорные структуры.

Таким образом,в результате деления нервной трубки и образования пяти мозговых пузырей с последующим их развитием формируются следующие отделы нервной системы:

передний мозг, состоящий из конечного и промежуточного мозга;

ствол мозга, включающий в себя ромбовидный и средний мозг.

Конечный, или большой, мозг представлен двумя полушариями (в него входят кора большого мозга, белое вещество, обонятельный мозг, базальные ядра).

К промежуточному мозгу относят эпиталамус, передний и задний тадамус, метапамус, гипоталамус.

Ромбовидный мозг состоит из продолговатого мозга и заднего, включающего в себя мост и мозжечок, средний мозг — из ножек мозга, покрышки и крышки среднего мозга. Из недифференцированной части медуллярной трубки развивается спинной мозг.

Полость конечного мозга образуют боковые желудочки, полость промежуточного мозга — III желудочек, среднего мозга - водопровод среднего мозга (сильвиев водопровод, ромбовидного мозга — IV желудочек и спинного мозга — центральный канал.

В дальнейшем идет быстрое развитие всей центральной нервной системы, но наиболее активно развивается конечный мозг, который начинает делиться продольной щелью большого мозга на два полушария. Затем на поверхности каждого из них появляются борозды, определяющие будущие доли и извилины.

На 4-м месяце развития плода человека появляется поперечная щель большого мозга, на 6-м — центральная борозда и другие главные борозды, в последующие месяцы — второстепенные и после рождения — самые мелкие борозды.


Развитие неврологии длительное время было больше накоплением опыта. Ведь медикам было сложно, не обладая достаточным количеством знаний и необходимым оборудованием, объяснять те или иные процессы, которые происходят в нервной системе человека. Активное развитие она получила в 1860 году, с тех пор серьезно продвинувшись. О том, как развивалась неврология и почему о ней надо знать — в материале АиФ.ru.

Первые упоминания

Первые сведения о различных патологиях нервной системы можно обнаружить в различных письменных источниках, пришедших и сохранившихся с глубокой древности. Так, например, в египетских папирусах, которые датированы 3-м тысячелетием до н.э., встречаются упоминания о параличах и нарушениях чувствительности у людей. В древних книгах по Аюрведе также сообщается о ряде симптомов, среди которых судорожные припадки, обмороки, головная боль.


Есть определенные описания различных неврологических патологий в трудах таких известных медиков, как Гиппократ, Рази, Ибн-Сина. Также здесь предлагались методы их диагностики и лечения. Несмотря на такую временную отдаленность, уже тогда некоторые состояния четко обозначались как болезни головного мозга, среди которых эпилепсия, мигрень и прочие.

Развитие неврологии связано с появлением новых методов исследований. В Средних веках уже были попытки связать определенные неврологические нарушения с различными структурами мозга.


Точка отсчета

Сегодня во многих источниках датой рождения такой клинической самостоятельной медицины, как неврология, называют 1860 год. В это время в Сальпетриере под Парижем открылось первое неврологическое отделение. Оно расположилось в новой, только что построенной больнице, которая одновременно являлась клинической базой медфакультета Парижского университета. Главврачом его стал Жан Мартен Шарко.

В клинике расположились стационар, амбулатории, лаборатории анатомического и патофизиологического характера, музей анатомии и физиологии, библиотека и т.д. Когда такая служба была создана, сведений о строении нервной системы человека еще было недостаточно — по факту они едва накапливались. Известные всем сегодня нервные клетки впервые были обнаружены и описаны только в 30-х годах XIX века. Про нервные волокна к этому времени знали только около 50 лет. В 60-х годах XIX столетия было определено, что нервные волокна представляют собой отростки нервных клеток. В 1872 году были описаны участки истончения нервного волокна, которые получили название перехватов Ранвье. Лишь в конце 19 века медики смогли дать описание проводящих путей спинного и головного мозга.


Так, постепенно, основываясь на различных опытах и исследованиях, ученые и медики искали этапы и варианты развития нервной системы и ее работы, определяли зависимости полушарий мозга друг от друга и изучали импульсы, передаваемые по нервным волокнам.


Неврология в России

Как отмечали современники врача, ему удалось создать образцовую неврологическую клинику, при которой даже функционировал приют для хронических больных. Он же стал инициатором открытия первого общества невропатологов и психиатров. Также Кожевников считается основателем школы русских неврологов, яркими представителями которой являются В.К.Рот, С.С.Корсаков, Г.И.Россолимо и другие.


Одним из ярчайших врачей того времени, который дал очередной ощутимый толчок для развития невропатологии, стал Сергей Корсаков. Он основал новое направление в психиатрии — нозологическое. Это то, что изучает обособленность отдельных болезней. Именно Корсаков провел большую работу по перестройке коренным образом системы лечения, а также содержания пациентов. Его основной целью было гуманное отношение к людям, которые страдают от психических патологий. Корсаков смог поднять российскую неврологию до мирового уровня.

Еще один талантливейший врач — Владимир Рот. Он занимался изучением прогрессирующих мышечных болезней. Медику удалось систематизировать все известные на тот момент варианты мышечных атрофий. Он же в числе первых врачей начал изучать нервные расстройства у детей. Он утверждал, что предупреждать развитие патологий в данной сфере у детей надо путем совершенствования воспитания. Врач в рамках своей деятельности уделял довольно большое внимание профилактике нервных расстройств у бедных слоев страны, а также ратовал за создание спецсанаториев, где они могли бы лечиться.

Детской неропатологией вплотную занимался Григорий Россолимо. Врач-педагог с незаурядными способностями создал немало работ, посвященных детской невропатологии, психоневрологии. Он уделял много времени вопросам предупреждения и профилактики нервных патологий у детей. Именно Россолимо заложил основы советской дефектологии. В рамках его компетенции было изучение клинического течения проблем психики и речевого развития у детей с аномалиями нервной системы.



Владимир Бехтерев занимался широкими экспериментальными исследованиями с применением метода удаления отдельных участков коры мозга и их дополнительного раздражения. Его вклад в разработку сложной проблемы локализации функций в коре мозга оценивается как значительный. Ценность для неврологии в общем представляют и труды Бехтерева, посвященные вопросам клинической невропатологии, с помощью которых наука получила представление о новых симптомах разных болезней, форм патологии и методов лечения. Он в числе первых рискнул применять для терапии внушение и гипноз. Врач стал автором методики коллективного гипноза для избавления от алкогольной зависимости.

Отдельное внимание он уделял вопросам детской психоневрологии и педагогики. Он искал разные варианты объяснения развития таких проблем. При этом наследственность в качестве основного фактора им отрицалась. На основе его теорий и исследований в будущем выросли многие психоневрологические институты и клинические учреждения.

Традиции медиков начала XX века продолжают современные врачи. На сегодняшний день изучение неврологии и ее дальнейшее развитие продолжается бурными темпами. Тем более что современным медикам и ученым доступны передовые и инновационные методы и оборудование. Поле деятельности же для них продолжает оставаться широким и неоткрытым до конца.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.