Особенностей системы нервной оценка

Центральная нервная система (ЦНС) — самая сложная из всех функциональных систем человека (рис. Центральная и периферическая нервная система).

В мозгу находятся чувствительные центры, анализирующие изменения, которые происходят как во внешней, так и во внутренней среде. Мозг управляет всеми функциями организма, включая мышечные сокращения и секреторную активность желез внутренней секреции.

Центральная и периферическая нервная система (А, Б, В)


А: 1 — диафрагмальный нерв, 2 — плечевое сплетение, 3 — межреберные нервы, 4 — подмышечный нерв, 5 — мышечно-кожный нерв; 6 — лучевой нерв, 7 — срединный нерв, 8 — локтевой нерв, 9 — поясничное сплетение, 10 — крестцовое сплетение, 11 — срамное и копчиковое сплетение, 12 — седалищный нерв, 13 — малоберцовый нерв, 14 — большеберцовый нерв, 15 — головной мозг, 16 — наружный кожный нерв бедра, 17 — латеральный тыльный кожный нерв, 18 — большеберцовый нерв. Б: сегменты спинного мозга. В: Спинной мозг: 1 — белое вещество, 2 — серое вещество, 3 — спинномозговой канал, 4 — передний рог, 5 — задний рог, 6 — передние корешки, 7 — задние корешки, 8 — спинномозговой узел, 9 — спинномозговой нерв.

Центральная и периферическая нервная система (Г)


Г: 1 — спинной мозг, 2 — передняя ветвь спинномозгового нерва, 3 — задняя ветвь спинномозгового нерва, 4 — передний корешок спинномозгового нерва, 5 — задний корешок спинномозгового нерва, 6 — задний рог, 7 — передний — рог, 8 — спинномозговой узел, 9 — спинномозговой нерв, 10 — двигательная нервная клетка, 11 — спинномозговой узел, 12 — концевая нить, 13 — мышечные волокна, 14 — чувствительный нерв, 15 — окончание чувствительного нерва, 16 — головной мозг.

Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации. Сигнал от рецепторов к сенсорным центрам, от этих центров — к моторным центрам и от них — к эффекторным органам, мышцам и железам, должен передаваться быстро и точно.

В коре головного мозга насчитывается до 50 миллиардов нервных клеток (нейронов), объединенных в сложнейшую сеть. Отдельные клетки при помощи отростков соединяются между собой, каждая из них связана с несколькими тысячами других клеток коры большого мозга, образуя сложные функциональные системы (схема Функциональная система по П.K. Анохину). Нервные клетки могут находиться в состоянии возбуждения или торможения. Эти два основных процесса характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью.

Схема. Функциональная система по П.K. Анохину


В основе функционирования нервной системы лежат безусловные и условные рефлексы.

Особенности характера (темперамента) в большой степени определяются активностью желез внутренней секреции (эндокринных желез).

О психическом состоянии спортсмена можно судить по результатам исследования ЦНС и анализаторов.

Обследовать спортсмена можно как в состоянии относительного покоя, во время решения различных сложных задач, а также физических нагрузках. Это дает возможность определить критический уровень отдельных функций, что имеет для спортсменов большое значение.

Методы исследования нервной системы

Основные методы исследования ЦНС и нервно-мышечного аппарата — электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ), электромиография (ЭМГ), определяют статическую устойчивость, тонус мышц, сухожильные рефлексы и др.

Электроэнцефалография(ЭЭГ) — метод регистрации электрической активности (биотоков) мозговой ткани c целью объективной оценки функционального состояния головного мозга. Она имеет большое значение для диагностики травмы головного мозга, сосудистых и воспалительных заболеваний мозга, а также для контроля за функциональным состоянием спортсмена, выявления ранних форм неврозов, для лечения и при отборе в спортивные секции (особенно в бокс, карате и другие виды спорта, связанные с нанесением ударов по голове).

При анализе данных, полученных как в состоянии покоя, так и при функциональных нагрузках, различных воздействиях извне в виде света, звука и др.), учитывается амплитуда волн, их частота и ритм. У здорового человека преобладают альфа-волны (частота колебаний 8—12 в 1 с), регистрируемые только при закрытых глазах обследуемого. При наличии афферентной световой импульсации открытые глаза, альфа-ритм полностью исчезает и вновь восстанавливается, когда глаза закрываются. Это явление называется реакцией активации основного ритма. В норме она должна регистрироваться.

Бета-волны имеют частоту колебаний 15—32 в 1 с, а медленные волны представляют собой тэта-волны (с диапазоном колебаний 4—7 с) и дельта — волны (с еще меньшей частотой колебаний).

У 35—40% людей в правом полушарии амплитуда альфа-волн несколько выше, чем в левом, отмечается и некоторая разница в частоте колебаний — на 0,5—1 колебание в секунду.

При травмах головы альфа-ритм отсутствует, но появляются колебания большой частоты и амплитуды и медленные волны.

Kроме того, методом ЭЭГ можно диагностировать ранние признаки неврозов (переутомлений, перетренированости) у спортсменов.

Реоэнцефалография (РЭГ) — метод исследования церебрального кровотока, основанный на регистрации ритмических изменений электрического сопротивления мозговой ткани вследствие пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов.

Реоэнцефалограмма состоит из повторяющихся волн и зубцов. При ее оценке учитывают характеристику зубцов, амплитуду реографической (систолической) волн и др.

О состоянии сосудистого тонуса можно судить также по крутизне восходящей фазы. Патологическими показателями являются углубление инцизуры и увеличение дикротического зубца со сдвигом их вниз по нисходящей части кривой, что характеризует понижение тонуса стенки сосуда.

Метод РЭГ используется при диагностике хронических нарушений мозгового кровообращения, вегетососудистой дистонии, головных болях и других изменениях сосудов головного мозга, а также при диагностике патологических процессов, возникающих в результате травм, сотрясений головного мозга и заболеваний, вторично влияющих на кровообращение в церебральных сосудах (шейный остеохондроз, аневризмы и др.).

Электромиография(ЭМГ) — метод исследования функционирования скелетных мышц посредством регистрации их электрической активности — биотоков, биопотенциалов. Для записи ЭМГ используют электромиографы. Отведение мышечных биопотенциалов осуществляется с помощью поверхностных (накладных) или игольчатых (вкалываемых) электродов. При исследовании мышц конечностей чаще всего записывают электромиограммы с одноименных мышц обеих сторон. Сначала регистрируют ЭМ покоя при максимально расслабленном состоянии всей мышцы, а затем — при ее тоническом напряжении.

По ЭМГ можно на ранних этапах определить (и предупредить возникновение травм мышц и сухожилий) изменения биопотенциалов мышц, судить о функциональной способности нервно-мышечного аппарата, особенно мышц, наиболее загруженных в тренировке. По ЭМГ, в сочетании с биохимическими исследованиями (определение гистамина, мочевины в крови), можно определить ранние признаки неврозов (переутомление, перетренированность). Kроме того, множественной миографией определяют работу мышц в двигательном цикле (например, у гребцов, боксеров во время тестирования).

ЭМГ характеризует деятельность мышц, состояние периферического и центрального двигательного нейрона.

Анализ ЭМГ дается по амплитуде, форме, ритму, частоте колебаний потенциалов и других параметрах. Kроме того, при анализе ЭМГ определяют латентный период между подачей сигнала к сокращению мышц и появлением первых осцилляций на ЭМГ и латентный период исчезновения осцилляций после команды прекратить сокращения.

Хронаксиметрия — метод исследования возбудимости нервов в зависимости от времени действия раздражителя. Сначала определяется реобаза — сила тока, вызывающая пороговое сокращение, а затем — хронаксия. Хронансия — это минимальное время прохождения тока силой в две реобазы, которое дает минимальное сокращение. Хронаксия исчисляется в сигмах (тысячных долях секунды).

В норме хронаксия различных мышц составляет 0,0001—0,001 с. Установлено, что проксимальные мышцы имеют меньшую хронаксию, чем дистальные. Мышца и иннервирующий ее нерв имеют одинаковую хронаксию (изохронизм). Мышцы — синергисты имеют также одинаковую хронаксию. На верхних конечностях хронаксия мышц-сгибателей в два раза меньше хронаксии разгибателей, на нижних конечностях отмечается обратное соотношение.

У спортсменов резко снижается хронаксия мышц и может увеличиваться разница хронаксий (анизохронаксия) сгибателей и разгибателей при перетренировке (переутомлении), миозитах, паратенонитах икроножной мышцы и др.

Устойчивость в статическом положении можно изучать с помощью стабилографии, треморографии, пробы Ромберга и др.

Определение равновесия в статических позах


Регулярные тренировки способствуют совершенствованию координации движений. В ряде видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и др.) данный метод является информативным показателем в оценке функционального состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата. При переутомлении, травме головы и других состояниях эти показатели существенно изменяются.

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом спортсмен по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери спортсменом равновесия. У здоровых лиц время сохранения равновесия в среднем 28 с, у тренированных спортсменов — 90 с и более.

Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.

Пальцево-носовая проба. Обследуемому предлагается дотронуться указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем — с закрытыми глазами. В норме отмечается попадание, дотрагивание до кончика носа. При травмах головного мозга, неврозах (переутомлении, перетренированности) и других функциональных состояниях отмечается промахивание (непопадание), дрожание (тремор) указательного пальца или кисти.

Теппинг-тест определяет максимальную частоту движений кисти.

Для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 с в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем — 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста — 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) — свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости. Этот тест используют в акробатике, фехтовании, в игровых и других видах спорта.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Для того чтобы учитель мог продуктивно использовать изложенную информацию в своей работе, он должен уметь выделять индивидуально-типологические особенности своих учеников. Мы попытаемся помочь в решении этой задачи. В этой главе, которая посвящена рассмотрению накопленных в дифференциальной психофизиологии методов определения свойств нервной системы, приводится разработанная нами схема наблюдений, пользуясь которой, учитель сможет с большой долей вероятности составить правильное представление о том, как выражены сила — слабость или подвижность-инертность нервной системы у того или иного ученика.

К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большим арсеналом методических средств диагностики свойств нервной системы, прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики как лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, так и бланковые методики. Сначала рассмотрим те из них, что были разработаны в школе Теплова — Небылицына.

Экспериментально-лабораторные методики оценки основных свойств нервной системы

Первоначально ведущая роль в изучении основных свойств нервной системы у человека принадлежала условно-рефлекторным методикам. Было установлено, что понятия, выработанные в школе И. П. Павлова на базе условно-рефлекторных методик, применимы и для описания индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека. На основе некоторой физиологической функции (вегетативной, сенсорной, двигательной, биоэлектрической) у человека вырабатывались новые условные рефлексы, и индивидуальные особенности динамики условно-рефлекторной деятельности рассматривались как показатели определенных свойств нервной системы.

Подробное описание методик того периода дано в работах Б. М. Теплова [45], В. Д. Небылицына [28] и их сотрудников [48,49,50,51].

Такие методики почти всегда требуют длительной работы с испытуемым и довольно сложного оборудования, но самый главный их недостаток заключается в том, что иногда не удается выработать условные рефлексы у некоторых испытуемых. Кроме того, по мере развития исследований свойств нервной системы человека в школе Теплова — Небылицына были открыты новые свойства (лабильность, активирован- ность), которые вообще не имели условно-рефлекторных показателей. Поэтому позднее в дифференциальной психофизиологии наметились тенденции к более широкому использованию безусловно-рефлекторных методик [11]. Как показали исследования, проведенные под руководством И. В. Равич-Щербо, чаще генотипическую обусловленность обнаруживают именно безусловно-рефлекторные характеристики нервной системы.

Большинство диагностических методик представлено в электроэнцефалографическом варианте. Для этого используется электроэнцефалограф и требуется специально оборудованное помещение. С помощью этого прибора записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы (с использованием специальной системы анализа) определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы человека.

Опишем для примера применявшуюся в тот период элек- троэнцефалографическую методику диагностики лабильности нервной системы. В качестве показателя бралась длительность депрессии альфа-ритма после прекращения действия светового раздражителя. Испытуемый сидел в кресле с закрытыми глазами в затемненной экранированной камере. Для записи ЭЭГ использовался 16-канальный электроэнцефалограф. Электроды накладывались на теменно-затылочную область головы. Сначала записывалась фоновая ЭЭГ. Затем на 10 с включался световой раздражитель яркостью 20 лс (у глаз испытуемого). Источником световых раздражителей был фотофоностиму- лятор. В ответ на раздражитель возникала депрессия альфа- ритма. Показателем лабильности служила средняя величина длительности депрессии альфа-ритма (в см) при последовательном применении 10 световых раздражителей. Восстановлением альфа-ритма считалось появление подряд четырех альфа-колебаний. Большему уровню лабильности нервной системы соответствуют наименьшие числовые значения, полученные по этой методике. Другими словами, чем лабильнее нервная система, тем быстрее восстанавливается альфа-ритм после прекращения действия раздражителя. В то же время чем инертнее нервная система, тем больше надо времени, чтобы восстановился альфа-ритм после отключения светового раздражителя.

Для диагностики свойств нервной системы использовались также двигательные методики: различные варианты измерения времени реакции человека на внешний раздражитель (свет, звук).

Так, сила нервной системы определялась по предложенной В. Д. Небылицыным методике измерения времени реакции на раздражители разной громкости, построенной на основе учета закона силы: более интенсивный раздражитель вызывает более быструю реакцию. Соответствие закону силы более характерно для лиц с сильной нервной системой.

Время реакции измерялось с помощью специального прибора — нейрохронометра. Через наушники испытуемому предъявляются звуковые раздражители четырех интенсивностей — 40, 60, 80, 100 дБ. Как только испытуемый услышит звук, он должен как можно быстрее нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей раздражителей составляют 10—15 с. Раздражители каждой интенсивности предъявляются по 25 раз в случайном, но одинаковом для всех испытуемых порядке. Звуковому раздражителю предшествует (с отставанием на 2 с) предупредительный сигнал — вспышка лампочки. Показателем силы нервной системы по этой методике служит коэффициент Ь, вычисляемый из уравнения регрессии


где у — средняя величина времени реакции на раздражитель каждой интенсивности, х — порядковые номера интенсивностей.

Этот показатель характеризует наклон кривой, отражающей зависимость времени реакции от интенсивности стимула. У лиц со слабой нервной системой имеются незначительные различия во времени реакции на максимальные и минимальные раздражители (для кривых характерен меньший наклон). Это объясняется высокой чувствительностью испытуемых со слабой нервной системой, на которых меньшие по интенсивности стимулы оказывают больший эффект, что выражается в более быстром ответе на раздражитель по сравнению с испытуемыми с сильной нервной системой. Большим величинам коэффициента b соответствует большая сила нервной системы.

Аппаратурные методики — надежные и точные способы измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию и однозначны. Значительная часть таких методик считается основными референтными приемами определения свойств нервной системы. В дифференциальной психофизиологии выработано такое правило, чтобы все новые методики диагностики какого- либо из свойств нервной системы сопоставлялись с основными референтными пробами определения этого свойства. Если, используя такой математический прием, как факторный анализ, удается установить, что новые показатели образуют одну группу (один фактор) с референтными методиками, то это позволяет трактовать результаты новых методик в терминах теории основных свойств нервной системы, т. е. считать, что новые методики измеряют то же свойство нервной системы, что и референтные пробы. Подобная статистическая обработка дает возможность определить теоретическую валидность вновь разработанных методик.

Оглавление

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ …………………..3

- Исследование типологических и характерологических особенностей личности …………..6

- Сигналетический опросник Гейса ………………………………………………………………17

- Классификация понятий по мыслительному и художественному типу ……………………27

- Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе …………………………………………………………..28

- Моторная проба Шварцландера …………………………………………………………………29

- Тест эгоцентрических ассоциаций ……………………………………………………………….35

- Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) ………………………37

- Ценностные ориентации (М. Рокич) …………………………………………………………….38

- Исследование самооценки (по Т.Н. Дембо., С.Я. Рубинштейн) ………………………………39

- Шкала мотивации одобрений Д. Кроуна и Д. Маслоу …………………………………………40

II. Исследование психологических процессов внимания

и компонентов учебной деятельности ……………………………………….42

- Диагностика общей школьной зрелости ребенка ……………………………………………….42

- Продуктивность памяти ……………………………………………………………………………44

- Исследование объема внимания …………………………………………………………………..46

- Выявление и оценка переключения внимания старшеклассников ………………………….47

- Исследование переключения внимания ………………………………………………………….50

- Исследование распределения внимания ………………………………………………………….51

- Исследование смысловой памяти …………………………………………………………………51

- Исследование кратковременной памяти …………………………………………………………52

- Исследование оперативной памяти ……………………………………………………………….53

- Оценка уровня внутреннего плана действия (ВПД) ……………………………………………53

- Исследование отражения существенных свойств объектов

(методика Д.Н. Завалишиной) ……………………………………………………………………..54

III. Диагностика развития эмоционально – волевой

- Личностная шкала самооценки С. Спилберга ……………………………………………………55

IV. Методическая диагностика некоторых психических

- Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI ……………57

- Многофакторный личностный опросник FPI (Модифицированная форма В) ………………59

- Исследование типов общей эмоциональной направленности личности …………………….. 67

- Выявление уровня настойчивости личности ……………………………………………………..70

- Исследование межличностных отношений ………………………………………………………..71

- Методика парных сравнений ………………………………………………………………………..74

V. Комплексные методики изучения личности ………………………………………..75

МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Методика 'Сила нервной системы"

  1. Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?

а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.

  1. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком постоянно ис­пытывающим радость, воодушевление, бодрость?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?

а) нет, б) очень редко; в) иногда; г) да.

  1. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?

а) нет; б) очень редко; в) часто; г) всегда.

  1. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?

а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.

  1. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы пе­рейти к другой?

а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.

  1. Всегда ли вы можете сосредоточенно и эффективно работать в напряженной обстановке?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда

  1. Считаете ли вы себя более нервным, чем большинство людей?

а) да; б) не знаю; в) кажется нет; г) нет .

9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

10.Часто ли, вам приходит в голову мысль, что вы можете забо­леть или получить травму?

а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

  1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.

  1. Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?

а) нет, б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

  1. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?

а) нет, б) иногда; в) не знаю; г) да.

  1. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

а) часто; б) иногда; в) очень редки; г) никогда.

  1. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.

  1. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?

а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться; г) не отвлекаюсь.

9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы при­обрести новых друзей?

а) легко; б) по-разному, в) с трудом; г) с большим трудом.

10.Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.

  1. Методика "Подвижность нервной системы"
  1. Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?

а) нет, б) очень редко; в) редко; г) всегда.

  1. Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?

а) да; б) иногда; в) нет, г) никогда.

4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?

а) очень не люблю работать быстро;

б) иногда доставляет удовольствие;

в) всегда доставляет удовольствие.

5.Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?

а) медленно; б) по-разному, в) быстро; г) очень медленно.

6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?

а) нет, б) по-разному, в) легко; г) очень легко и быстро.

7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбление?

а) нет, б) смотря, когда; в) бурно; г) очень бурно.

8. Как быстро вам удается припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачета?

а) очень медленно, с большим трудом;

б) медленно, но припоминаю все, что знал;

в) быстро припоминаю;

г) очень быстро припоминаю и отвечаю без подготовки.

9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки окру­жающих?

а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.

10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?

а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.

/. /. Методика "Сила нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает сила нервной системы

46 - имеет место сила нервной системы

36 - свойство неопределенно

26 - имеет место слабость

16 - преобладает слабость

1.2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает уравновешенность

46 - имеет место уравновешенность

36 - свойство не определенно

26 - имеет место неуравновешенность

16 - преобладает неуравновешенность

1.3. Методика "Подвижность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает подвижность

46 - имеет место подвижность

36 – свойство не определено

26 – имеет место инертность

16 – преобладает инертность.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

В разделе представлены методики, позволяющие судить о проявлениях темперамен­та, под которым понимаются устойчивыеиндивидуальные особенности, характеризую­щие динамику психической деятельности. Учитывая их устойчивость, мы приводим несколько довольно больших по объему методик, полагая, что одно-двукратное их при­менение на протяжении обучения не создаст больших проблем как психологу, так и обследуемому. Тест Г. Айзенка дается в двух формах с учетом возможного повторного обследования. Методика В.М. Русалова впервые позволяет дифференцировать типологи­ческие особенности человека проявляющиеся при взаимодействии со средой и общест­вом. Для исследования уровня притязаний мы предлагаем две методики Ф. Холпе и моторную пробу Шварцландера, учитывая уровень притязаний может изменяться с воз­растом учащихся и возможное возникновение необходимости неоднократного тестирова­ния. Методика определения самооценки личности приведена в двух вариантах по другим причинам — один из них лучше "работает", когда речь идет об учащихся 8-14 лет, второй — о старшеклассниках и студентах. Опросник ОТКЛЭ, разработанный под руководством Н.И. Рейнвальд, базируется на теоретическом подходе, выделяющем интеллектуальные, волевые и моральные черты личности и позволяет диагностировать организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность и эстетическое разви­тие старшеклассников и студентов.

Оценку деятельности нервных центров спинного мозга проводят на основе исследования сухожильных рефлексов (ахиллова, коленного, локтевого). У человека с функциональными расстройствами центральной нервной системы, в частности, с повышенной возбудимостью, наблюдаются повышенные сухожильные рефлексы (т.е.

Координация движений в организме человека осуществляется за счет согласованной деятельности коры больших полушарий головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ведущим органом координации движений является мозжечок, который регулирует и мышечный тонус – при его поражении возникает гипотония.

Для исследования координационной функции нервной системы проводят пробу Ромберга, пальценосовую, пяточно-коленную пробы, определяют нистагм.

Исследование и оценка статической координации (устойчивость стояния) осуществляется по пробе Ромберга. Обследуемому предлагают стоять со сдвинутыми носками и пятками ног и с опущенными руками. При поражении мозжечка отмечают покачивание туловища, которое увеличивается, если: а) обследуемый протягивает руки вперед; б) закрывает глаза; в) ставит одну ногу впереди другой (в одну линию); г) стоит на одной ноге; д) стоит на пальцах. При грубых нарушениях статики человек не может стоять даже с широко расставленными ногами. При оценке пробы обращают внимание на степень устойчивости (исследуемый стоит неподвижно или покачивается), наличие дрожания (тремора) век и пальцев, на длительность сохранения устойчивости в положении стоя на одной ноге.

К динамическим координационным пробам относят пальценосовую и пяточно-коленную пробы, используемые при исследовании координации движений конечностей. При нарушении динамической координации наблюдается промах и дрожание кисти руки. Такое нарушение может быть выявлено и при проведении коленно-пяточной пробы (исследуемый не может коснуться пяткой одной ноги колена другой).

Нистагм - непроизвольные ритмические, судорожные движения глазных яблок, регистрируемые под влиянием раздражения какого-либо отдела вестибулярного анализатора или зрительной стимуляции. Нистагм исследуется в неврологической клинике для диагностики болезней ЦНС, в частности, для оценки деятельности мозжечка. В норме колебательные движения глазных яблок отсутствуют. При поражении мозжечка отмечают колебательные движения при отведении глаз в сторону и попытке задержать взгляд в данном положении.

Изучение функционального состояния вегетативной нервной системы позволяет выяснить, тонус какого отдела – симпатического или парасимпатического – преобладает. Оценка состояния вегетативной нервной системы осуществляется на основании комплекса симптомов, получаемых при выполнении специальных проб.

Обращают внимание на вид дермографизма. Дермографизм – сосудистая реакция (рефлекс), выражающаяся в появлении красной или белой полоски на месте механического раздражения кожи.

Из вегетососудистых проб наиболее часто используется глазосердечная проба Ашнера, которая основана на рефлекторном повышении тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при надавливании на закрытые глазные яблоки, и свидетельствует о степени его возбудимости. Замедление пульса на 4-10 ударов в мин. указывает на нормальную возбудимость; замедление пульса более чем на 10 ударов - повышенную возбудимость парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. По данным вегетативного индекса Керде (ИК), судят о соотношении возбудимости парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. При уравновешенном влиянии симпатического и парасимпатического отделов ИК близок к нулю. В случае преобладания симпатического тонуса отмечается его увеличение, парасимпатического - снижение, он становится отрицательным.

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Психическое и соматическое здоровье человека не отделимо одно от другого. Больной человек всегда страдает и психически, а у психически больного ущемлены и биологические функции.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и включает в себя следующие компоненты: эмоциональный - способность адекватно выражать чувства и эмоции в различных жизненных ситуациях; интеллектуальный - процесс извлечения, усвоения информации, умение перерабатывать и применять ее в соответствие с получаемыми знаниями; личностный - процесс осознания себя как личности, которой присуще самоощущение, самооценка, самопознание, самореализация. Одним из критериев психического здоровья является феномен психического равновесия. Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностным деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Этот критерий связан и с целостным развитием личности, ее адаптивными возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия. Установлено, что отклонения в психическом здоровье сопровождаются структурными изменениями различных сфер личности - темперамента, характера, интеллекта, уменьшением социальной активности. Общим признаком патологии психического здоровья считают утрату человеком способности полноценно выполнять трудовую деятельность и все ее формы – коммуникативную, познавательную, художественно-эстетическую и др.

Для исследования психического здоровья чаще всего используют различные тесты. Психологические тесты – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые психологические и личностные характеристики, а также оценить знания и навыки исследуемого. Предлагаемые в учебно-методическом пособии тесты позволяют определить такие базовые черты личности, как интро - и экстраверсию, психическую устойчивость личности, уровень нервно-психического напряжения и др.

Психическую устойчивость личности определяют по тесту Ганс и Сибилла Айзенк (шкала нейротизма). Нейротизм – психологическая нестабильность личности, склонность к психической напряженности, тревожности, стрессовым и нейротическим реакциям с преобладанием эмоциональной регуляции над волевой. Человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность. Индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.