Особенности физического и нервно психического развития детей раннего возраста

Физическое развитие. В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем
детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меня-
ются пропорции его внутренних органов: растет грудная
клетка, развиваются легкие, опускается и становится более
крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствует-
ся работа дыхательной системы (увеличивается се объем), ор-
ганов пищеварения (они приобретают способность перевари-
вать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная
система, при сохранении высокой ранимости организма ре-
бенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно
растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным ус-
ловиям внешней среды.

На протяжении второго — третьего годов жизни в связи с
интенсивным развитием активных движений развиваются
скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребен-
ка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается дли-
на рук и ног, объем груди становится больше объема головы.

К 3 годам появляется более или менее характерная конфигу-
рация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной
кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается
большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия
могут привести к формированию неправильной осанки. Парал-
лельно с развитием костной системы развивается мышечная
система: увеличивается объем мышц и уменьшается количест-
во в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и крово-
снабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми
половые различия в развитии мышечной системы — мальчики
отличаются большей силой мышц, их большим объемом.

К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных
зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт
дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возмож-
ным привитие ребенку навыков опрятности.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста
отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел
работоспособности нервных клеток коры головною мозга,
особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быст-
рому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети стано-
вятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования
достигают 4—4,6 часов, многие переходят на одноразовый
сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повыша-
ется, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система ребенка становит-
ся более выносливой, однако вследствие повышенной возбу-
димости подкорковых структур, несовершенства и слабости
регулирующей функции коры головного мозга поведение ре-
бенка раииего возраста отличается ярко выраженной эмоцио-
нальностью. К концу раннего возраста деятельность цент-
ральной нервной системы становится более совершенной,
усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже спосо-
бен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосре-
доточенно и целенаправленно заниматься интересным для
него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долго-
срочная память, активно идет формирование второй сигналь-
ной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все
лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают
говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста сво-
бодное владение речью достигает степени автоматизма.
Как показали специальные исследования, развитие речи тес-
но связано с развитием двигательного анализатора: дети, хо-
рошо владеющие речью, более активны, легче включаются
в игры, четко связывают слово с движением. Большое значе-
ние для совершенствования речевого центра и артикуляцион-
ного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений
кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное
стимулирующее действие на двигательный анализатор.

На втором - третьем году совершенствуются основные
движения малыша: он начинает все лучше координировать
свою двигательную активность.

К концу второго года ребенок может:

• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске
шириной 20—25 см;

• перешагивать чередующимся шагом через препятствие,
положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на
5—10 см;

• подниматься и спускаться по наклонной доске, припод-
нятой на 10—15 см от пола;

• подниматься на невысокие горки, спускаться с них;

• подлезать под скамейку, веревку и пр.;

• перелезать через перекладину;

• подниматься и спускаться ио лестнице и др.

На третьем году жизни ходьба еще более совершенствует-
ся. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и на-
правление движения. К 3 годам они могут:

• бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;

• кружиться на месте;

• ходить на четвереньках по дорожке;

• подниматься по лестнице и спускаться по ней;

• влезать на стул, скамейку, спускаться с них;

• бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;

• подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,

• спрыгивать с невысоких предметов (10—15 см);

• перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автома-
тизированной, создаются условия для более сложной деятельно-
сти, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предмета-
ми. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, но-
сить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой
игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мя-
чом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.;
может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, что-
бы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

Влияние двигательной активности на развитие детей.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка
способствует укреплению его здоровья; является одним из
важных условий правильного обмена веществ, стимулирует
развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мы-
шечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двига-
тельная активность играет важную роль и в обеспечении
полноценного психического развития ребенка, так как сти-
мулирует положительные эмоции, повышает общий жизнен-
ный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатле-
ний и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной ак-
тивности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: вре-
мени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуаль-
ных особенностей. Летом потребность в движениях увеличива-
ется, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется
потребность в движении и на протяжении суток: наиболее ак-
тивны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй —
с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем
девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной ак-
тивностью, у других она выражена средне или слабо. Это может
быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так
и с условиями его жизни. Например, в семьях, где физическо-
му развитию детей уделяется должное внимание, они растут бо-
лее подвижными, ловкими и выносливыми, чем там, где роди-
тели предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают
их активность во время прогулок из-за излишнего стремления
к соблюдению чистоты и опасения травм.

Развитие действий с предметами. На протяжении всего
раннего возраста развиваются и совершенствуются действия
детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с на-
выками самообслуживания, с игровой деятельностью.

Уже в конце первого года жизни дети питаются повторять
некоторые бытовые действия, которые совершают с ними
взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расчес-
кой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже
могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задви-
гать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо
после умывания, с помощью взрослого снять колготки, бо-
тинки и пр. Пока еще эти действия далеки от совершенства:
малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на
пол, облиться соком, причесываться тыльной стороной рас-
чески, надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть
руки и т.п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным
осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий,
и с несовершенством движений, двигательных умений.

На третьем году действия детей по самообслуживанию ста-
новятся более осознанными и ловкими. Малыши могут само-
стоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь
взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой
стол, застелить постель и пр.

Бытовые действия способствуют не только социализации
ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил,
но и развивают двигательные способности, такие, как коор-
динация движений рук и пальцев.

Физическое здоровье детей является одной из первооснов
его полноценного развития. Нормально физически развиваю-
щийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и лю-
бознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых.
Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в до-
школьном учреждении должно быть предметом особого вни-
мания педагогов.

Итоги

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое
развитие детей, формирование функциональных систем дет-
ского организма. В этот период увеличивается рост и вес
ребенка, меняются пропорции его внутренних органов,
совершенствуется работа дыхательной системы, органов пи-
щеварения, укрепляется иммунная система, развиваются
скелет и мускулатура.

К концу раннего возраста деятельность центральной нерв-
пой системы становится более совершенной, усиливается ее
регулирующая функция.

На втором—третьем году совершенствуются основные
движения малыша, он все лучше координирует свою двига-
тельную активность, овладевает разнообразными действия-
ми с предметами, бытовыми навыками.

Психическое развитие. Каждый возраст характеризуется особыми и неповторимыми взаимоотношениями между ребенком и окружающим
его миром, которые реализуются в разных формах его жизне-
деятельности, но прежде всего — через ведущую деятель
ность, свойственную тому или иному возрасту, и общение
с другими людьми.

Ведущей называется такая деятельность, в рамках кото-
рой происходят основные психологические изменения в лич-
ности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды
деятельности, формируются или перестраиваются отдельные
психические процессы, подготавливающие переход ребенка
к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление
ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным
в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде
всего — взрослым. так как именно через них осуществляет-
ся трансляция подрастающему поколению общечеловеческо-
го, культурного опыта.

Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует
прежде всего заострять внимание на содержании соответст-
вующей ему ведущей деятельности и общения, а также на
обусловленных ими центральных линиях психического раз-
витии ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остано-
вимся на отличительных особенностях психики ребенка
в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловле-
ны особым характером его отношения к окружающей дейст-
вительности, и проявляются в его поведении.

Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является
его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу
1—2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко все-
му, что находится в поле его зрения. Как образно говорил не-
мецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы
он пошел по ней, дверь или коробочка — чтобы он закрыл
или открыл их, колокольчик — чтобы позвонил в него, круг-
лый шарик — чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для
него аффективной притягивающей или отталкивающей си-
лой, которая «провоцирует* его на действие, направляет его.
JI.C. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией
наглядным полем отражает своеобразие деятельности созна-
ния ребенка раннего возраста.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста обус-
ловлена особым строением его сознания, которое характери-
зуется «единством между сенсорными и моторными функци-
ями. Восприятие в этом возрасте практически неотрывно
от действия. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать,
повертеть в руках, разобрать, собрать и пр. В этом возрасте он
еще не может заниматься чисто умственной деятельностью,
планировать ее, сознательно обдумывать что-то. Его мышле-
ние протекает в наглядно-действенной форме: действуя
с предметами, ребенок во всей доступной ему полноте позна-
ет окружающий мир.

Своеобразие сенсомоторного единства в этом возрасте
заключается в ярко выраженной аффективной окрашенное
ти восприятия ребенком окружающего мира. Отсутствие
эмоций или их слабая выраженность являются одним из при-
знаков неблагополучия в развитии. Эмоции малыша чаще
и ярче всего проявляются в момент восприятия предметов.

Известно, что ребенка раннего возраста можно успокоить,
показав ему интересную игрушку, и он тут же отвлечется
от того, к чему только что так настойчиво стремился.

Подводя итог, можно сказать, что своеобразие отношения
ребенка раннего возраста к действительности состоит в един
cm ее эмоционального и действенного отношения к непосред-
ственно воспринимаемому окружающему миру.

Специфика возраста проявляется в характере ведущей дея-
тельности и общения ребенка со взрослыми. В раннем возрас-
те ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная
деятельность и ситуативно-деловое общение. Детям данного
возраста свойственны ситуативность и эмоциональность вос-
приятия окружающего мира, действенное отношение к нему.

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.


Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.


Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.


Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.


Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.


Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.


Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.


Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.


Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.


Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками – теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.


Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.


Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.


Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.


Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.

Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте, когда малыш ещё только учится управлять своим телом. В этом возрасте ребенок овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится координировать свои действия.

В конце первого - начале второго года жизни малыш начинает ходить. Сначала его движения неуверенны, он не умеет удерживать равновесие, часто падает. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он еще не может самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия. Ему трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

К концу второго года малыш может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по лестнице, горке, подлезать под скамейку, перелезать через перекладину.

Трехлетний ребенок умеет бегать, кружиться на месте; влезать на стул, спрыгивать с него; подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, перепрыгивать через небольшое препятствие.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может носить в руках предметы, возить их за тесемку, играть в разнообразные игры с мячами (катать, подбрасывать, ловить, догонять мяч) и пр.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечнососудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.

Характерной психологической чертой ребенка в раннем возрасте является ситуативность поведения. Для малыша одного-двух лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. При этом он не просто разглядывает предмет, а стремится сразу же действовать с ним. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающие предметы как будто сами манят малыша, чтобы он открывал их, переворачивал, катал или бросал.

Ситуативность поведения ребенка связана с особенностями протекания психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Они характеризуются непроизвольностью и непосредственностью. Так, восприятие и внимание малыша привлекаются, прежде всего, наиболее яркими предметами, находящимися в поле зрения. Достаточно показать ребенку новую игрушку, и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Дети раннего возраста обладают хорошей памятью, в ней хранятся образы знакомых людей, предметов, действий, ситуаций, но она актуализируется главным образом при их узнавании. Непроизвольность памяти выражается в том, что ребенок пока еще не ставит перед собой задачу запомнить или вспомнить что-то. Можно сказать, что воспоминания всплывают как бы помимо воли малыша или по инициативе взрослого, который просит принести знакомый предмет, показать или назвать что-то, прочитать знакомый стишок или спеть песенку, выполнить то или иное действие.

Мышление в этом возрасте протекает не в отвлеченной форме, а в форме действий с предметами, которые ребенок непосредственно воспринимает, которые он держит в руках. Малыш еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется им путем практических действий с предметами. Такое мышление психологи называют наглядно-действенным.

Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении просьб или поручений взрослых. Вы, наверное, не раз замечали, что ребенок, охотно отправляясь за предметом, который вы попросили его принести, по пути отвлекается на что-то и забывает о поручении. Непосредственное, более сильное воздействие объектов полностью поглощает малыша.

Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста - особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи - все привлекает и манит к себе малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. Как радостно бросается ребенок к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и с радостными возгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания.

На протяжении раннего возраста поведение ребенка постепенно преобразуется: оно становится все более произвольным и целенаправленным. К трем годам он уже может долго, сосредоточенно заниматься одним делом, например, разглядывать картинки в книжке, показывая на них пальчиком и называя изображения, настойчиво добиваться цели: путем долгих проб открыть коробку со сложным запором, завести машинку. Ребенок все чаще решает умственные задачи не только в ходе непосредственного действия с предметами, но и во внутреннем плане. Например, если раньше, занимаясь с объемными игрушками-вкладышами, малыш пытался силой втолкнуть неподходящую по форме деталь в отверстие, сердился, если у него не получалось, часто отказывался от трудного занятия, то теперь он внимательно разглядывает ее, затем взглядом ищет подходящую деталь, примеряет ее к отверстию и лишь затем вставляет. В случае ошибки, он еще более внимательно обследует игрушку и настойчиво старается решить задачу. Это свидетельствует о развитии у него наглядно-образного мышления, т.е. умения решать задачи в умственном плане с опорой на наглядную ситуацию. Эта способность проявляется также в том, что ребенок начинает планировать будущие действия и события, сам подбирает игрушки для сюжетной игры и действует в воображаемом плане.

Ранний возраст - период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.