Особенности психического и нервного развития у детей

  • Как формируется нервная система
  • Этапы формирования психики
  • Периоды психического развития
  • Дети с задержкой психического развития

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильног .

Периоды психического развития

Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн .

Дети с задержкой психического развития

ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка.

Психическое развитие ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, протекающий под влиянием разного рода факторов. Они бывают наследственными, биологическими, социальными. Развитие психики – неравномерный процесс. Условно его можно разделить на несколько этапов. В нашей статье детально остановимся на особенностях психического развития детей и психических процессах, характерных для разных возрастных групп. Обязательно рассмотрим факторы, влияющие на формирование психики и методы диагностики, позволяющих определить уровень развития ребенка.

Особенности формирования нервной системы ребенка

Развитие психики малыша начинается за несколько месяцев до его появления на свет, еще в утробе матери. На разные звуки и другие внешние раздражители плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, затихает. Происходит это благодаря его нервной системе, что, в свою очередь, отражается на психике малыша. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни. Так, если мозг новорожденного весит 1/8 часть массы его тела, то к годовалому возрасту его вес увеличивается вдвое. И хотя дальше темпы развития замедляются, они приобретают несколько иной характер, и направлены больше на развитие психических навыков. После появления малыша на свет, его мозг не только не перестает расти, но и продолжает активно формироваться.

Можно с уверенностью сказать, что психика – это ответ на активность нервной системы человека, а психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый. Изначально на него оказывает влияние наследственно-биологический фактор. Позже подключается социальный спектр и взаимоотношения родителей в семье. Для разного возраста характерны свои особенности психического развития ребенка. На возрастных нормах остановимся более детально.

Этапы формирования детской психики


По мере своего взросления ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики. На практике выделяют следующие этапы психического развития детей:

  1. Младенчество: от рождения до 1 года. На этом этапе происходит активный рост и развитие мозга ребенка. Первый год жизни малыша характеризуется его повышенной активностью, приобретением моторных навыков.
  2. Раннее детство: от 1 до 3 лет. В этот период происходит развитие сенсорной моторики – базы для остальных, более сложных психических функций.
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. На этом и следующем этапе действия ребенка будут приобретать индивидуальный характер, развивается личностная сфера психики.
  4. Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет. К началу этого периода происходят существенные изменения в жизни ребенка, непосредственно связанные с развитием интеллектуально-познавательной функции психики.
  5. Подростковый период: от 11 до 15 лет. Для этого этапа характерны следующие возрастные особенности психического развития детей: самооценка, общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе.

Особенности развития психики в младенчестве


В период от рождения до одного года происходит развитие основных моторных функций ребенка. С каждым месяцем беспомощный малыш становится все более активным, с интересом изучает свое тело и двигательные возможности. Кроха учится взаимодействовать с окружающими людьми, выражая свои желания и реагируя на внешние раздражители разными способами: звуками, мимикой, интонацией.

Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Но не нужно требовать от ребенка выполнения установленных родителями правил. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить.

Психическое развитие в возрасте от 1 до 3 лет


В период раннего детства маленький и беззащитный малыш, который совсем недавно сделал свои первые шаги, становится более самостоятельным. Сначала он учится активно ходить, затем бегать, прыгать, изучать находящиеся вокруг него предметы, осмысленно разговаривать. Но и на этом этапе жизни его возможности все еще ограничены.

Психическое развитие детей возрастом от 1 до 3 лет основано на подражании взрослым. Чтобы ребенок научился что-либо делать, он должен сначала увидеть, как это же действие выполняет его мама или папа. Ребенок с удовольствием будет играть в разные игры и изучать предметы с родителями. Но как только мама или папа отвлекутся и начнут заниматься своими делами, малыш тут же оставит игру.

Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста


В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:

  1. Память – усвоение новых знаний, приобретение полезных умений и привычек.
  2. Мышление – развитие логики, способность устанавливать связи между различными явлениями и их причинами.
  3. Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, регулировать громкость и темп, выражать эмоции.
  4. Внимание – способность концентрировать сознание на определенном объекте.
  5. Воображение – умение создавать в голове различные образы с помощью уже известных фактов и манипулировать ими.
  6. Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, предметы в пространстве и целостное изображение.

Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе.

Развитие психики у младших школьников


Этот возрастной период охватывает промежуток между 7 и 11 годами. В этом время происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы. Стоит отметить, что с началом учебы в школе жизнь ребенка меняется практически кардинально. От школьника требуется соблюдение дисциплины и распорядка дня, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия.

На этом этапе имеются свои особенности психического развития ребенка:

  1. Школьник возрастом старше семи лет обладает достаточной усидчивостью, чтобы сосредоточиться на выполнении какого-либо задания на протяжении длительного времени. Он может спокойно высидеть целый урок, внимательно слушая учителя.
  2. Ребенок умеет или учится планировать свое время и контролировать действия. Он выполняет домашние задания в определенной последовательности, а гулять идет только после того, как сделает все уроки.
  3. Ребенок может определить уровень своих знаний и определить, что ему не хватает для того, чтобы решить ту или иную задачу.

Задача родителей на этом этапе развития состоит в том, чтобы поддержать ребенка эмоционально, помочь ему найти новых друзей, быстрее адаптироваться к новому распорядку дня и жизни в коллективе.

Психология подростков


По мнению большинства психологов, детский возраст от 7 до 15 лет является критическим. В этот период происходит резкий скачек и в физическом, и в психическом развитии ребенка. Его одолевает большое желание совершать взрослые поступки, но он не хочет нести за них ответственность, расстаться с детской безнаказанностью. Для подросткового периода характерны следующие особенности:

  • бессознательные поступки наперекор родителям;
  • систематические нарушения границ дозволенного;
  • появление новых авторитетов среди взрослых и подражание им;
  • стремление выделиться из коллектива, из толпы.

В зависимости от той модели поведения, которую выберут родители, ребенок может либо найти свое место в мире и определиться со своей жизненной позицией, либо же постоянно бороться с системой запретов, отстаивая свои желания и собственное мнение. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы уберечь подростка от необдуманных поступков, найти с ним общий язык.

Дети с психическими нарушениями развития

Вся сложность ситуации состоит в том, что родители могут до определенного момента и не подозревать об этой особенности психического развития. Дети с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от ровесников. Но у них часто возникают проблемы с адаптацией в коллективе и проблемы с успеваемостью в школе.

Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка:

  1. Речь. К этому пункту относятся не только проблемы логопедического характера, но и лексико-грамматического.
  2. Невнимательность. Дети с задержкой психического развития обычно обладают повышенной двигательной активностью, они постоянно отвлекаются, не могут сконцентрировать свое внимание на каком-то одном предмете.
  3. Нарушение восприятия. Ребенок не воспринимает и не может найти знакомые ему предметы в новой обстановке, не запоминает имена людей.

Дети с нарушениями психического развития требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Для изучения материала им требуется гораздо больше времени и терпения, чем одноклассникам.

Что влияет на развитие психики?


Существуют следующие обязательные условия для психического развития ребенка:

  1. Нормальное функционирование головного мозга.
  2. Общение ребенка со взрослыми. Родители, старшие братья и сестры, воспитатели в детском саду и учителя в школе – это носители социального опыта для ребенка. У каждого есть потребность в общении. И ребенок не является исключением. Благодаря общению со взрослыми он учится познавать себя и других людей, оценивать действия и поступки. Потребность в общении проявляется через интерес и внимание к взрослому, стремление показать ему свои умения и способности.
  3. Активность самого ребенка. После появления малыша на свет его двигательная активность не прекращается, а только возрастает. По мере взросления ребенок учится ползать, затем ходить, прыгать, бегать, участвовать в играх с другими детьми, соревноваться и т. д. То есть нормально развивающийся ребенок активен всегда.

На каждом этапе развития ребенка, а особенно на первом, огромное влияние на психику оказывает семья, а именно атмосфера, которая в ней царит. Если ребенок растет в доброте, окружен вниманием, не видит ссор родителей, не слышит криков, у него будут все условия для реализации своих физических способностей.

Диагностика психического развития

Как понять, так ли ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует множество методик, позволяющих оценить уровень психического развития. Диагностика ребенка направлена на изучение всех сторон психики. Затем полученные данные сопоставляются, чтобы можно было получить целостное представление о ребенке. Так, выделяют методики оценки:

  • физического развития ребенка;
  • интеллектуального развития;
  • качественного развития личности;
  • развития отдельных навыков и умений.

При проведении диагностики важно придерживаться следующих правил:

  1. При составлении психологической характеристики необходимо использовать не менее 10 тестов.
  2. Не стоит забывать о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Если же возрастных ограничений нет, тесты могут отличаться друг от друга способами подачи информации.
  3. Никогда не нужно давить на ребенка, тестировать его без добровольного желания. В противном случае результаты исследования могут быть недостоверными.

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.


Развитие речи — одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.

Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.


Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.


Развитие памяти с помощью дидактических игр

  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными. И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия. Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Развитие навыков общения у детей

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях. Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная. Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.


Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.


Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты. В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен. Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.


Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.


Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

Развитие творческого мышления — важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.


Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.


Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.