Особенности психического развития при афазии

Комплекс нарушений при афазии охватывает большую группу симптомов как речевых, так и неречевых расстройств. Симптоматика афазии зависит от локализации очага поражения, его массивности, от причины и характера повреждения, от возраста больного, его индивидуальных особенностей. Существуют различные формы афазии, характеризующиеся определенной симптоматикой, но можно выделить и симптомы, характерные для афазии в целом.

У больных с афазией могут наблюдаться патологические рефлексы (хоботковый, сосательный, рефлекс Бабинского) вследствие того, что более низшие структуры мозга могут выходить из под влияния высших структур.

Рефле́кс Баби́нского (патологический стопный разгибательный рефлекс) — патологический рефлекс проявляющийся в разгибании I пальца стопы при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы.

Часто у больных с афазией наблюдается синдром "эгоцентризма" мышления: больной оценивает все окружающее с точки зрения отношения к самому себе.

6Специфика логопедического обследования лиц с афазией

При обследовании больных с афазией отмечают такие симптомы, как: расстройство мыслительной деятельности, нарушения памяти и внимания. Особенности мышления у больных с афазией изучались многими исследователями, в результате чего был сделан вывод: при афазии нарушены не общие интеллектуальные способности, а речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность.

Диагностика афазии трудна, что объясняется сложностью этого расстройства и сходством его с некоторыми речевыми и неречевыми расстройствами.

Эффективность восстановительной работы при афазии и её продолжительность зависят от многих условий:

^ 1. От локализации, характера и степени поражения головного мозга.Чем более значимые для речи и более обширные участки головного мозга оказались вовлечёнными в болезненный процесс, тем, естественно, хуже прогноз. Что касается самого характера болезненного процесса, то он также влияет на эффективность логопедической работы. Одно дело, когда этот процесс полностью закончился и другое — когда возможно дальнейшее нарастание болезненных симптомов (выраженные сосудистые расстройства, опухоли).

^ 2. От возраста больного.При афазиях у взрослых результаты восстановительной работы гораздо более положительны и устойчивы у лиц сравнительно молодого возраста, у которых мозг находится в активном состоянии и обладает достаточными компенсаторными возможностями. В старческом же возрасте, когда и вне афазии в мозгу постепенно начинают нарастать необратимые процессы, восстановительная работа по понятным причинам способна дать значительно меньший эффект. Об эффективности преодоления детской афазии мы уже говорили.

^ 3. От времени начала логопедической работы после наступления афазии.Здесь очень важно не упустить спонтанно и под влиянием медикаментозного лечения протекающие у больного восстановительные процессы, добавив к ним ещё и исключительно важную стимулирующую роль логопедического воздействия.

^ 4. От состояния речевой функции до заболевания.Чем лучше и совершеннее была речь больного до наступления афазии, чем в большей степени у него были автоматизированы навыки чтения и письма, тем лучше будут результаты восстановления. Если же и прежде речь больного была далека от совершенства и у него не имелось достаточно упроченных речевых стереотипов, то в процессе восстановительного обучения на такую речь будет труднее опереться даже на этапе растормаживания. То же самое относится и к состоянию школьных навыков у детей, о чём уже упоминалось выше.

^ 6. От ближайшего социального окружения больного и общих условий его жизни.Эта зависимость так велика, что нередко все усилия специалистов буквально разбиваются о стену непонимания и неправильного поведения по отношению к больному самых близких ему людей. Последние должны до глубины души прочувствовать и понять всю трагичность того положения, в котором оказался больной, и оказать всемерное содействие его скорейшему выходу из этого состояния. Для этого нужно суметь сохранить прежнее уважительное отношение к больному и всей манерой своего поведения, всеми своими поступками убедить его в том, что его положение в семье никак не изменилось в связи с болезнью, его по-прежнему любят и все готовы оказать ему всемерную помощь и поддержку. Только на таком положительном фоне общения с больным и можно рассчитывать на успех.

В наиболее лёгких случаях при афазии иногда наблюдается спонтанное (самопроизвольное) восстановление речи, когда без всякой специальной помощи она восстанавливается почти в прежнем виде.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 2370 . Нарушение авторских прав

Афазия представляет собой системное расстройство речевой функции у человека. Это большая группа патологических проявлений (самостоятельными заболеваниями они не считаются, но для удобства можно условно говорить о болезни), суть которых заключается в изменении характера восприятия устной, письменной речи и формализации собственных мыслей. Помимо основного комплекса проявлений со стороны речевой деятельности, наблюдаются расстройства личности, памяти, дезорганизация высшей нервной деятельности. Чаще всего это связано с течением основного заболевания или состояния, провоцирующего состояние.

Афазия является междисциплинарной проблемой. Отклонением занимается группа специалистов, невропатолог (невролог), логопед, клинический психолог. При грубых нарушениях психики — психиатр (такое встречается при органических, структурных изменениях в головном мозге и то не всегда).


Диагностика не представляет проблем, если говорить о констатации факта. Выявление причины и глубины дефицита намного сложнее, требует инструментальных исследований, проведения серии тестов, общения с пострадавшим. Терапия комплексная, зависит от конкретного случая.

Причины

Факторы развития изучены достаточно, потому врачи хорошо понимают, что становится причиной расстройства.

Лидером по числу случаев расстройства выступает инсульт. Ишемический провоцирует тяжелые дефицитарные неврологические явления почти вполовину реже, чем его геморрагический собрат. Проблема при геморрагическом инсульте также в том, что имеется дополнительный фактор поражения — формирование сгустка крови, гематомы, которая компрессирует ткани мозга и провоцирует дальнейшее их отмирание и выраженную неврологическую дисфункцию. Дефицит не ограничивается одной афазией почти никогда, присутствуют иные явления. При инсульте афазии устраняются в рамках реабилитации. На все есть около года-двух. Затем изменения приобретают необратимый характер.

Травмы. Достаточно и обычного сотрясения, чтобы сформировался неврологический дефицит. Насколько выраженный, зависит от характера отклонения. При наличии структурных изменений, выраженных органических проблем, например, при разрыве кровеносного сосуда и образовании гематомы, симптоматика будет идентичной таковой при инсульте или даже тяжелее. Сразу после получения травмы нужно транспортировать пострадавшего в больницу для проведения МРТ головного мозга. Это важная мера по превенции инвалидизирующих или фатальных осложнений.

Опухоли головного мозга. Чуть менее частая причина. Встречается не более, чем в 10-15% случаев от общего числа. Большой роли, какая именно неоплазия имеет место: доброкачественная или злокачественная, не играет. Как та, так и другая компрессирует головной мозг, вызывает нарушения работы церебральных структур. Восстановление требует оперативного лечения. По потребностям проводится химио- и лучевая терапия. Среди наиболее распространенных видов опухолей — глиомы, мененгиомы. Иногда аденомы гипофиза при нестандартном типе роста.

Нейроинфекции. Встречаются исключительно редко, тем более в контексте афазии. Речевые расстройства развиваются стремительно, но обычно уже после острого периода патологического процесса либо ближе к его концу. При грамотном своевременном лечении вероятность стойких нарушений в разы ниже. Вероятные диагнозы — менингит, энцефалит.

Также причиной афазии может стать проведенная операция на головном мозге. Это либо стойкое расстройство при неправильно произведенном воздействии (редко), либо временное явление на фоне локального отека, послеоперационных осложнений. За пациентами в любом случае требуется тщательный присмотр.

Частым фактором выступает болезнь Альцгеймера. Это необратимое и неизлечимое заболевание. Оно сопровождается постепенным затуханием высшей нервной деятельности и деградацией личности. Имеет нейрометаболическое происхождение, частично генетическую обусловленность. Требует постоянного наблюдения. Коррекции не поддается, потому остается только следить за пациентом. Много реже тот же эффект дает рассеянный склероз, демиелинизирующее заболевание, при котором наблюдается снижение скорости передачи нервного импульса.

Помимо собственно причин, называют и факторы риска, которые повышают вероятность развития афазии, но не всегда становятся виновниками таковой. Среди них гипертоническая болезнь или симптоматический рост артериального давления стойкого характера (гипертензия), атеросклероз сосудов головного мозга, врожденные и приобретенные сосудистые аномалии (аневризмы и мальформации), генетические и аутоиммунные диагнозы, транзиторные ишемические атаки (ошибочно называются микроинсультами).

Афазию нужно отличать от схожего состояния — алалии. Афазия в отличие от алалии — приобретенное расстройство. Оно развивается уже после того, как речь сформирована. То есть диагностироваться подобное нарушение может у взрослых и у детей от 3-х лет и старше. Это не изначальное состояние.

Причины развития выявляются в рамках рутинной диагностики, без понимания этиологии (природы) не может быть полноценного и эффективного лечения. Придется бороться со следствием.

Классификация и виды

Типизация проводится по общепринятому стандарту на основе сочетания двух критериев: локализации (какая область головного мозга преимущественно вовлечена) и характера речевой дисфункции. Характеристика различных форм афазии такова:

  1. Семантическая. Развивается при поражении области на стыке теменной, затылочной и височной долей. Сопровождается нарушением понимания сложных речевых конструкций при частичной или полной сохранности понимания обычной, простой по структуре и однозначной по смыслу речи. Изменяется восприятие метафор, фразеологизмов. Страдает как устная, так и письменная речь, восприятие.
  2. Эфферентная. Сопровождается поражением зоны Брока. Основное проявление отклонение заключается в нарушении артикуляции, невозможности произносить слова. Речь невнятная, плохо различаемая.
  3. Динамическая. Обуславливается нарушением работы лобных долей. Мыслительная активность остается в норме, внутренняя речь сохраняется в полной мере. Но высказывания, их построение и реализация невозможны или крайне затруднены. Человек не способен говорить, но может писать.
  4. Афферентная. Сопровождается поражением теменной доли, постцентральной коры. Относится к моторному типу. То есть человек способен говорить в принципе, но поиск правильной артикуляционной позиции (то есть положения речевого аппарата: губ, языка) нарушается. В норме подобные процессы автоматичны, не требуют осмысления.
  5. Акустико-мнестическая. Поражение височной доли приводит к невозможности воспринимать речь, снижению слуховой памяти, выраженному отклонению процесса говорения по этой причине.
  6. Оптико-мнестическая. Помимо невозможности говорить, воспринимать устную речь, теряется способность читать. Дополнительный признак патологии — невозможность узнать тот или иной предмет, глядя на него. Существует и мнестическая афазия, которая сопровождается преимущественной агнозией, неспособностью читать, распознавать предметы по внешнему виду. Оба случая — результаты поражения височной и затылочной долей головного мозга.
  7. Экспрессивная. Имеет схожее происхождение с семантическим типом. Клиника определяется невозможностью использовать сложные грамматические конструкции. Речь монотонная, неярка, невыразительная. Часто отрывочная по телеграфному типу (отдельные слова).
  8. Проводниковая. Крайне редкий вид. Сопровождается снижением скорости проведения нервного импульса из центра Вернике в зону Брока. Сопровождается незначительной заторможенностью при говорении, сложностью в подборе слов, медленным восприятием вербальной информации.

Второй критерий разграничения, момент развития патологического процесса. Исходя из этого критерия, выделяют первичную прогрессирующую афазию и вторичную форму. Первая сопровождается постепенным усугублением состояния пациента, развивается на фоне тяжелых поражений головного мозга, не скорректированных или не поддающихся коррекции вообще (например, при болезни Альцгеймера). Но обнаружить конкретную причину сложно или невозможно. Вторые также развиваются на фоне заболеваний, но причина вырисовывается четко.


Схема локализации некоторых форм афазии

Отдельно выделяется детская и взрослая формы афазия. Принципиальных отличий не так много, разница в вероятной причине.

Наконец, можно расширить первый описанный выше критерий, и определить две формы расстройства:

  1. Тотальная афазия, сопряженная с полной невозможностью воспринимать речь, говорить, писать.
  2. Частичная, которая сопровождается отдельными нарушениями или их системой, но не исключает вербальные способности.

Вне зависимости от формы, отклонение практически всегда затрагивают несколько сфер: письмо, чтение, восприятие. Классификация учитывает преимущественную симптоматику, локализацию нарушения, позволяет отграничить виды афазии друг от друга, что важно при диагностике и определении тактики терапии и реабилитации.

Симптомы

Клиника серьезно отличается, в зависимости от типа. Примерная усредненная клиника включает в себя отклонение процесса говорения, письма, восприятия обращенной речи и прочие неврологические дефицитарные моменты.

  • Нарушение речи разных типов

В одних случаях отклоняется артикуляция, способность произносить отдельные звуки. В других человек не в силах вообще произнести не звука. Существует богатый перечень вариаций: обеднение грамматического, лексического строя, замена звуков похожими и неспособность их различить. Требуется дифференцированный подход и учет прочих симптомов.

  • Расстройства понимания

Восприятие страдает обязательно. В относительно легких случаях человек туго понимает обращенные к нему слова, но после некоторого осмысления способен дать ответ (в пределах ограничений от речевого нарушения), в сложных воспринимает родную речь как шумовой раздражитель, будто говорят иностранцы на незнакомом языке. Семантическая афазия дает нарушения понимания связей между словами, до примитивного уровня упрощает речь и восприятие таковой.

  • Проблемы с письмом

Встречается в той или иной форме всегда. Человек не может писать вообще или излагает информацию вяло, неуверенно, делает грубые ошибки. То же самое касается и чтения. Дислексия или алексия не являются обязательными симптомами, но встречаются почти в 25% всех клинических случаев. При тотальной афазии считаются неотъемлемой частью клинической картины.

Дополнительные симптомы не имеют прямого отношения к вербальной функции. Это признаки сопутствующие. Обусловленные поражением церебральных структур. К таковым можно отнести агнозию. Невозможность узнавать предметы по внешнему виду, проблемы с двигательной активностью, зрительные и слуховые нарушения, проблемы с памятью, амнестические изменения, психические расстройства разного типа вплоть до психозов.

Особенности высших психических функций при афазии характеризуются размыканием старых, уже давно сформировавшихся нейронных связей без формирования новых, деструкцией путей передачи сигнала, что и сопровождается нарушениями, расстройством чтения, письма, мнестического компонента психической деятельности. Задача лечения и реабилитации — создать обходные пути, новые нейронные связи, что может быть крайне непросто при больших объемах разрушенных тканей головного мозга.

Диагностика


Изучение восприятия у больных с афазией — задача целой группы специалистов. Обязательно участвуют как минимум невролог и логопед. Первый занимается органическими и функциональными проблемами в разрезе анатомии и физиологии, задача второго — коррекционная работа, оценка степени нарушений, выявление тяжести проблем высшей нервной деятельности. При необходимости привлекается нейрохирург, клинический психолог, психиатр. Стандартное обследование представлено группой мероприятий:

  1. МРТ головного мозга, компьютерная томография при необходимости. Определяет структурные нарушения церебральных структур. В начале проводится обзорное исследование, затем прицельная оценка конкретной области в трех проекциях для получения максимума информации. Опухоли, рассеянный склероз выявляются с применением контрастного усиления (гадолиний при МРТ, йод при КТ).
  2. Допплерография сосудов, дуплексное сканирование головного мозга. При наличии предполагаемых или уже выявленных сосудистых проблем. Чтобы определиться с характером нарушения и его степенью.
  3. При подозрениях на нейроинфекции врачи прибегают к люмбальной функции. Проколу спинного мозга для забора части ликвора, спинномозговой жидкости и дальнейшей оценке его в лаборатории.
  4. В обязательном порядке проводится серия тестов у логопеда. Оцениваются все аспекты речевой деятельности. Чтение в слух и пересказ прочитанного, повторение простых фраз с все большим усложнением конструкций, выявление связей, написание простых диктантов.

Диагностика проводится в стационаре, действовать нужно быстро. При развитии опасных состояний вероятна инвалидизация или гибель пациента. Афазия вполне может быть вершиной айсберга.

Лечение патологического отклонения

Лечение афазии проводится под контролем невролога, нейрохирурга (при необходимости) и логопеда.

Задача невролога — устранить функциональные нарушения. Применяются препараты для восстановления нормального церебрального кровотока (цереброваскулярные разных типов и ноотропы: Глицин, Пирацетам, Актовегин), противогипертензивные (для снижения артериального давления, блокаторы кальциевых каналов, бета-блокаторы и прочие).

Нейрохирурги участвуют при наличии аневризм, мальформаций, опухолей, анатомических дефектов и пороков развития. Их задача — оперативное лечение.

Основная тяжесть решения задачи ложится на логопеда. Главная цель — восстановление речи, восприятия, письма. Формы проведения занятий с больными — индивидуальные. Разрабатывать нужно сразу все аспекты высшей нервной деятельности. Способы разные:

  1. Устная речь – произнесение простых звуков, их отграничение друг от друга, произнесение слов, их сочетаний и предложений. Затем целых абзацев текста. Составление рассказов по визуальному материалу (карточки с изображениями, в хаотичной последовательности).
  2. Письменная речь, нарушение письма – написание диктантов, списывание текстов. Чтение вслух.
  3. Восприятие – слушание речи, повторение, воспроизведение сказанного, написанного.

Задача логопеда — воздействовать сразу на все аспекты нарушения.

Прогнозы

При раннем начале терапии благоприятные. На фоне злокачественных опухолей, обширных поражений головного мозга при инсульте или травме — неблагоприятные. Как и на фоне течения болезни Альцгеймера. Сказать что-либо конкретное можно после тщательной диагностики, органической и нейрофизиологической с корректировкой после начала терапии и с учетом динамики. Вопрос потому лучше адресовать лечащему врачу, который ведет пациента и хорошо его знает.


По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых. Эта особенность объясняется лучшей амортизацией головного мозга при черепно-мозговых травмах, меньшей вероятностью влияния на организм негативных факторов. В случае с детьми состояние также проявляется полной или частичной утратой уже сформированных речевых функций. Ребенок может испытывать проблемы с чтением, письмом и счетом. Особенностью считаются специфические поведенческие и эмоциональные реакции, которые у взрослых выражены не так ярко.


По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых.

  1. Детские афазии
  2. Причины детских афазий
  3. Классификация детских афазий
  4. Симптомы детских афазий
  5. Диагностика детских афазий
  6. Лечение детских афазий

Детские афазии

В основе детских речевых расстройств лежит поражение тканей центральной нервной системы, приводящее к изменению их структуры, снижению функциональности. Состояние диагностируется не более, чем у 1% детей, причем, мальчики страдают от него чаще девочек.

Независимо от формы, детская афазия имеет ряд особенностей:

  • клиническая картина не такая яркая, как у взрослых;
  • симптомы не очень разнообразны;
  • чем меньше пациент, тем менее выражены тревожные признаки, что осложняет постановку диагноза;
  • в педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.

Детскую афазию важно научиться отличать от алалии. В первом случае расстройство проявляется в виде проблем с уже сформированной речью, возникает ее регресс. Во втором нарушение заключается в недоразвитости или полном отсутствии функции изначально.


В педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.

Причины детских афазий

Нарушение речи у детей становится результатом изменения структуры тканей на определенных участках коры головного мозга. Процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии. В зависимости от локализации очага проблемы развивается та или иная форма заболевания. В педиатрии афазия чаще всего становится последствием перенесенной черепно-мозговой травмы.

Одним из факторов риска считаются проблемы во время беременности или родов.

В таких ситуациях урон, нанесенный центральной нервной системе, способен проявиться через несколько лет полноценной жизни.

Также афазия у детей может развиться в результате врожденных церебральных сосудистых аномалий, гематом, опухолей. Опасность представляют перенесенные воспалительные или инфекционные заболевания головного мозга. В отдельную группу выделяют нарушения речи при синдроме Ландау-Клеффнера. Такой недуг дополняется эпилептическими приступами. Механизм развития патологии до конца не изучен, но его связывают с наследственной или приобретенной предрасположенностью к повышенной эпилептической активности.


Патологический процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии мозга.

Классификация детских афазий

Все афазии, встречающиеся у детей, официально делят на две группы. В первую входят патологии, которые развиваются в результате изменения тканей головного мозга на структурном или органическом уровне. Это нарушения речи, возникающие из-за опухолей, сосудистых патологий, травм, отравлений медикаментами или ядами и т.д. Все патологии разбиваются на несколько подгрупп в зависимости от локализации очага основного заболевания. У каждой формы есть свои особенности, для них свойственны характерные клинические проявления, что нужно учитывать в ходе терапии.


Вторую группу представляет приобретенная эпилептическая афазия (синдром Ландау-Клеффнера). Речевые расстройства в этом случае становятся последствием патологической эпилептической активности головного мозга. Состояние не сопровождается изменением структуры нервной ткани. В редких случаях механизмы развития, характерные для обеих групп, сочетаются и выливаются в один недуг. Это существенно утяжеляет ситуацию, усугубляет клиническую картину, ускоряет прогрессирование патологии.

Симптомы детских афазий

Афазия у детей может развиваться в любом возрасте, но обязательно после формирования полноценной речи. Чаще всего расстройство фиксируют у малышей 3-7 лет. В одних случаях клиническая картина проявляется резко и нарастает стремительно. В других процесс растягивается на годы – все зависит от типа негативного фактора, влияющего на мозг, площади поражения ЦНС.

Признакии проявления афазии у детей зависят от ее формы:

  • сенсорная – очаг поражения расположен в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины. Страдает фонематический слух из-за сбоя процесса приема, анализа и обработки звуков. У детей афазия проявляется в виде общих проблем с устной и письменной речью, счетом и чтением, пропадает чувство ритма. Дополнительно у пациента фиксируются эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, необъяснимая тревога;
  • акустико-мнестическая – поражение средних и задних областей височной зоны. Состояние характеризуется ухудшением речевой и слуховой памяти, проблемами со зрительным восприятием образов. У таких детей сложности с называнием предметов, восприятием и продуцированием устной речи. Обычно малыши чрезмерно активны, тревожны, нестабильны в эмоциональном плане;
  • моторная афферентная – очаг поражения в доминирующем полушарии, нижних теменных участках. Проявляется в виде невозможности совершать необходимые для воспроизведения задуманной речи движения языком и губами. Дети не продуцируют спонтанную речь или делают ее неразборчивой. У них сохранены навыки в письме и чтении, они способны издавать непроизвольные звуки, автоматом выдавать стихи или песни;
  • моторная эфферентная – поражение задних лобных участков приводит к навязчивому повторению одних и тех же простых слов или слогов. Устные высказывания невозможны или сильно нарушены. Может сохраняться автоматизированная речь, иногда дети издают отдельные осознанные звуки. Письмо и чтение нарушены;
  • динамическая – очень редкое явление, которое диагностируется у детей старшего возраста. Очаг поражения расположен в задних лобных отделах. Болезнь проявляется невозможностью ведения активного общения из-за отсутствия в высказываниях пациента глаголов, использования шаблонов. Такие дети не задают вопросов, не становятся инициаторами диалога, но отвечают, когда их спрашивают. Письмо и чтение не нарушены;
  • приобретенная эпилептическая – проблема обычно расположена в височных отделах головного мозга, но не исключена и другая локализация. Чаще всего нарушение речи проявляется резко, иногда процесс может быть растянут на месяцы. Дети не воспринимают устную информацию, становятся эмоционально нестабильными, возбудимыми. Характерной чертой патологии являются судорожные приступы, но в редких случаях они отсутствуют.


Сенсорная афазия характеризуется наличием тревоги у ребёнка.

Примечательно, что семантическая афазия у детей не диагностируется. В юном возрасте мозг человека еще не способен обобщать сигналы по символически-знаковому принципу.

Диагностика детских афазий

Предварительный диагноз ставится на основе клинической картины, анамнеза. Ребенок должен быть осмотрен неврологом, при необходимости – логопедом. Обязательно проводятся лабораторные и аппаратные методы исследования, с помощью которых устанавливается причина нарушения работы головного мозга.

В зависимости от ситуации в этомперечне могут быть КТ или МРТ, ЭЭГ, рентген черепной коробки. Для исключения других патологий ребенок может быть осмотрен психиатром.

Лечение детских афазий

В первую очередь терапия при афазии у детей должна быть направлена на устранение фактора, провоцирующего речевое расстройство. В педиатрии предпочтение отдается максимально щадящим комплексным подходам, по возможности ограничиваются консервативными приемами. Параллельно занимаются самой афазией. Методы ее устранения подбирает целая группа врачей, состоящая из педиатра, невролога, логопеда, дефектолога. Важно понимать, что даже при самом лучшем раскладе достижение показателей возрастной нормы случается редко.

Логопедические занятия направлены на запуск компенсаторных свойств клеток головного мозга, окружающих пораженный участок. В ход идут прямые способы, основанные на стимулировании резервных функций нервной ткани, и непрямые – нацеленные на функциональные перестроения внутри проблемного отдела. В детской логопедии активно используются карточки, устные и письменные упражнения, работа с предметами, программное обеспечение. Сегодня все чаще в ход идут приемы нетрадиционной медицины, при которых дети проводят время с различными животными.

Благодаря особенностям головного мозга у детей и гибкости происходящих в нем процессов прогноз по афазии в большинстве случаев благоприятный. В каждой конкретной ситуации важную роль играет тип нарушения, площадь поражения нервной ткани, корректность подобранного лечения. При легких формах расстройств признаки положительной динамики проявляются уже через несколько недель терапии. Примерно через месяц восстанавливается коммуникативная функция. При средней степени тяжести состояния на получение стойкого эффекта уходит до полугода.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.