Особенности ребенка с нервно психическими расстройствами


Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей

Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

  • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
  • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
  • Патологическое упрямство и лень;
  • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
  • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
  • Недоразвитие тонкой моторики;
  • Проявления псориаза или аллергии;
  • Нарушения аппетита и сна;
  • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
  • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.

Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

  • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
  • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
  • Трудности с засыпанием;
  • Обилие пигментных пятен и родинок;
  • Искажение моторного развития;
  • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
  • Проблемы в формировании навыков опрятности;
  • Энкопрез или энурез;
  • Искаженный порог болевой чувствительности;
  • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
  • Избирательность памяти.

Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

  • Мозаичное восприятие;
  • Нарушение дифференциации эмоций;
  • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
  • Нарушения цветоразличения;
  • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
  • Искажение воспоминаний;
  • Ощущение множественности конечностей;
  • Нарушения постановки ударений.

Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

  • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
  • Общего наркоза;
  • Сотрясения мозга;
  • Эмоционального стресса;
  • Внутричерепного давления.

Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

Психические особенности детей разных возрастов

Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.


Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

Видео с YouTube по теме статьи:

Диагностика расстройств психики

Заболевания можно разделить на три основные категории:

· Расстройства личности.

Некоторые виды могут подпадать под несколько категорий.

Помните, что только опытный специалист по психическому здоровью может поставить реальный диагноз.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у малыша.

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Воздействие отравляющих веществ может стать причиной нарушения формирования нервной трубки и спровоцировать развитие многих врожденных патологий. Влияние табачного дыма на новорожденного ребенка провоцирует замедление развития и появление признаков психического расстройства в дошкольном или подростковом возрасте.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Когда возникают расстройства личности

Они диагностируются часто до 20 или даже 30 лет. Большинство людей с расстройствами личности ведут довольно нормальную жизнь и часто обращаются за психотерапевтическим лечением только в периоды повышенного стресса или социальных потребностей. Большинство людей могут относиться к некоторым или всем перечисленным чертам личности; разница в том, что это не влияет на повседневную работу большинства людей в той же степени, в какой это может быть у кого-то с одним из этих расстройств.

Индивидуальные отклонения черт личности, как правило, являются неотъемлемой частью человека, и поэтому их трудно лечить.

Как определить аутическое расстройство у младенцев

Уже с младенческого возраста человек стремится к общению, и это естественное желание, особенности развития личности. Адаптация в социальном плане происходит у малышей очень рано, когда они еще являются беспомощными. Поэтому, если имеется ранний детский аутизм, такое состояние быстро выявляется, не заметить его невозможно. В настоящее время медики всесторонне изучают эту проблему. Не секрет, что здоровые дети очень быстро начинают выделять маму из окружения, и с этим нет никаких трудностей. В то же время, если за младенцем по какой-либо причине ухаживает другой человек, то ребенок прекрасно осознает разницу, и реагирует на его присутствие иначе.

Иногда бывает так, что мамочка берет на ручки малыша, а кроха недоволен, даже старается вывернуться. Или же он выглядит совершенно равнодушным, когда мамочка его держит на руках, ласково баюкает. Подобные ситуации требуют особого внимания, ведь это могут оказаться признаки заболевания. Не исключено, что тут имеют место отклонения в психическом развитии. Подобная ассоциальность может свидетельствовать о том, что у крохи начинается развитие раннего детского аутизма. В медицинской практике этот недуг называют синдромом Каннера.

Ранний детский аутизм всегда заметен, пропустить такую симптоматику просто невозможно. Причем, это имеет отношение не только к клиническим проявлениям, но и к различным бытовым ситуациям, которые замечает каждый родитель. В частности, малыш не начинает разговаривать, даже когда проходят самые поздние сроки, и здесь уже не остается сомнений, что имеются признаки нарушения. Родственники в таких случаях стараются выяснить у педиатра, чем подобный фактор может быть вызван, но серьезные причины, как правило, во внимание не принимаются, и об аутизме никто не думает.

Признаки детского аутизма

Несмотря на то, что уже в младенчестве заболевание заметно, у родителей возникает беспокойство позже, когда малыш подрастает. В два годика и позже симптоматику раннего детского аутизма замечает каждый, она выражена ярко. Чтобы понять, что следует бить тревогу, родителям надо знать важные признаки заболевания. К примеру, карапуз не демонстрирует оживления во время общения с родителями, няней. Как известно, малыши очень радостно реагируют на появление близких людей, они смеются, машут ручками. У аутичных малышей такая реакция отсутствует, они всегда равнодушны к приходу папы с работы или появлению бабушки.

На внешние факторы страдающие аутизмом дети тоже не реагируют. Родители очень заблуждаются, когда считают, что в данном случае имеются определенные дефекты, связанные с органами чувств. У малышей, которым не исполнилось три годика, специфичные проявления синдрома могут отсутствовать, и в данном случае симптоматика имеет отношение к соматовегетативной недостаточности. Выявить это не сложно, малыш плохо спит, аппетит нарушен, родителей беспокоят частые капризы. Кроме того, для раннего детского аутизма можно считать характерным плач безо всякой причины. Ребенок плачет, хотя абсолютно не расстроен, и ничего его не беспокоит.

Разумеется, заболевание имеет и другие признаки. В частности, специалисты отмечают скудность эмоций, особая замкнутость. Родственники обнаруживают, что карапуз всегда пребывает словно за стеной из стекла, в особом мире, и происходящее вокруг него малыша совершенно не интересует и не привлекает внимания. Аутичный ребенок не желает контактировать ни с кем, в том числе, и с близкими родственниками. На нежность мамы или других близких людей карапуз не обращает внимания, он просто не замечает такого отношения. С другими детьми малыш тоже не играет, он не понимает их забав и веселья. В основном речь больными ранним детским аутизмом не усваивается, а если он и может разговаривать, то с большим трудом.

Особенности заболевания

Проблема аутизма у детей всегда характеризуется в первую очередь, трудностями в общении, и эта особенность является доминирующей, когда происходит формирование поведения. К тому же у детей с ранним аутизмом параллельно возникают и прочие нарушения психического характера. Если основное расстройство успешно лечится, то проявления других психических нарушений становятся менее заметными. В данном случае, дети страдают проблемами со слухом, могут быть трудности с речью, и даже умственная отсталость. Медики отмечают, что ранний детский аутизм всегда протекает сложно, потому, что заболевание является составляющим шизофрении. Соответственно, необходимо применять особый подход и методики.

Ранний детский аутизм, если сравнить с другими нарушениями, отличается максимальной дисгармоничностью в поведении, высокой степенью сложности. Специалистами отмечена клиническая картина, во внимание принимаются не только нарушения, возникающие в структуре психики. Существует мнение, что происхождение аутизма довольно многолико, имеют значение конституционные особенности. Также известно немало случаев, когда течение аутизма у детей имеет легкую форму. В данном случае хорошим примером можно считать такие нарушения, как психопатии.

Лечение

Узнав от врача, что малыш болен аутизмом, родителям трудно смириться с таким диагнозом. И хотя нарушения заметны даже не медикам, у родственников все равно остается надежда, что состояние придет в норму, как только ребенок станет немного старше. Известно, что иногда и в самом деле проявления болезни немного сглаживаются, когда дети взрослеют. Тем не менее, в наше время проблему аутизма нельзя считать изученной полностью, и во многих ситуациях медики не приходят к единому мнению, так что в данной области постоянно проводятся исследования. Определенный спор и разногласия возникают при обсуждении методик коррекции, элементов воспитания.

Установлено, что аутичные дети в определенных ситуациях способны вполне адекватно вести себя, и даже проявляют сообразительность. Многие любят слушать музыку, или стихотворения. Важно, что в это время малыш серьезен, у него умное личико. Конечно, наблюдая все это, родители не теряют надежду на то, что трудности устраняться самостоятельно. Нужно подчеркнуть, что такие надежды ничем не оправданы, ситуация не исправляется. Специалисты работают над созданием новых методов, позволяющих оптимально корректировать состояние, подход к лечению всегда индивидуальный.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также — материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное — своевременного лечения.

Лечение психических проблем у детей

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно.

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Что такое психическое расстройство?

С самого детства мы познаем мир. Даже младенец, который выражает чувства лишь на инстинктивном уровне, воспринимает чужие эмоции и интонации. Психика в раннем возрасте открыта к новым впечатлениям. Каждое событие накладывает свой след на социальные навыки, формирует привычки и повадки, помогает найти способ самовыражения в новом мире. Но далеко не всегда эти события несут позитивные эмоции. Даже случайно брошенное слово может запустить непростой механизм формирования тревоги и беспокойства. Часто взрослые не понимают, как именно работает разум ребенка, как он воспринимает слова и поступки старшего поколения.

Подростковые и детские психические расстройства можно условно разделить на четыре категории:

  • тревожные расстройства;
  • шизофрения;
  • социальные расстройства;
  • депрессивные расстройства.

Ни в коем случае не стоит заниматься самопознанием такой проблемы, пытаться найти решение в интернете или лечить ребенка по совету знакомых. Все, что связано с травмами психики, должно немедленно исправляться профессионалами, ведь неизлеченная болезнь способна создать огромные неприятности в более старшем возрасте.

Возможные последствия

Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

К возможным последствиям психических расстройств относятся:

  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:


Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • умственная отсталость;
  • задержки развития;
  • аутизм раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тревожные расстройства, страхи;
  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, агрессивность;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;
  • детская шизофрения.

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь - это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

- склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

- чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

- сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

- отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

- шизоидность и циклоидность;

- стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

- непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

- чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

- попытки убить себя или навредить;

- всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

- участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

- бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

- отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

- сильные тревоги, мешающие обычной активности;

- трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

- употребление алкоголя или наркотиков;

- сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

- перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.