Особенности высшей нервной деятельности человека биология 8 класса

Как было сказано выше, поведение направлено на то, чтобы реализовать имеющиеся на этот момент потребности. И у животных, и у человека врождённо имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными. Если эти потребности не удовлетворять, то ни животное, ни человек жить не сможет. В течение жизни у человека формируются ещё и вторичные потребности (желание красиво одеваться, слушать любимую музыку и др.). Вторичные потребности могут быть очень разнообразными, и зависят они и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от материальных возможностей. Потребности могут быть и материальными (желание полакомиться тортом), и духовными (желание пойти на новую выставку живописи, тяга к сочинению стихов или музыки).

Познавательная деятельность

Способности к познавательной деятельности у человека неизменно выше, чем у животных. Конечно, высокая способность к познавательной деятельности передаётся человеку с генетическим материалом от предков, но в то же время огромное влияние оказывает и окружающая ребёнка среда. Так, ребёнок, выращенный волками, никогда не сможет обладать потребностями и способностями нормального человека, хотя его генетический материал находится в полном порядке.

В своей жизни животные реагируют только на те предметы и явления, которые они могут почувствовать через свои анализаторы: обонятельный, зрительный, слуховой и др., то есть посредством первой сигнальной системы. Люди же, в отличие от животных, пользуются ещё и речью — второй сигнальной системой. Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловнорефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.

Эмоции

Эмоции — это те переживания, в которых проявляется отношение человека к себе и к происходящему в окружающем его мире. В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить ( отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).


Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга, о чём уже говорилось выше. Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника (рис. 70).

Сознание и мышление человека

Высшей функцией человеческого мозга является сознание, которое представляет отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. Именно эти образы формируют совокупность сведений, которыми обладает человек и которые мы называем знаниями.

Мышление — способность человека представить и передать другим людям своё отношение к происходящему при помощи слов и образов. Мышление является одной из главных функций человеческого мозга.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.

Индивидуальные особенности ВНД человека. Типы ВНД

Иван Петрович Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность характеризуется несколькими параметрами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и её возможность противостоять утомлению. Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением. Подвижность оценивает способность нервной системы менять своё состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот.

Различные варианты сочетаний этих свойств позволяют выделить несколько типов высшей нервной деятельности. Всего выделяют четыре таких типа.

Холерик — тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.

Сангвиник — тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.

Флегматик — тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднён.

Меланхолик — тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов.

Интеллект

Интеллект характеризуется тремя основными чертами. Во-первых, это способность познавать, исследовать окружающий мир. Во- вторых, это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность. И в-третьих, это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Учёные предлагают разделить интеллект на три категории. Первая — технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т. п. Вторая — общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми. Третья — умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями. Некоторые психологи выделяют ещё и творческие способности как отдельную категорию.

Моя лаборатория

Для количественной оценки интеллекта у детей чаще всего пользуются тестами, позволяющими определить так называемый IQ (от англ. intelligence quotient). У среднего человека IQ равен приблизительно 100. У 25% людей этот коэффициент ниже 90 и у стольких же выше 110. Если IQ ниже 70, то таких людей причисляют к слабоумным. Их в обществе около 15%, то есть совсем даже немало. А вот 2% людей имеют IQ 130—140, и их способности признаются блестящими.

Интересно, что зачатки второй сигнальной системы обнаружены у многих высокоразвитых животных: собак, китообразных, попугаев и др. Они способны усвоить значения большого количества слов, но членораздельно произносить слова и фразы не могут.

Эмоции. Речь. Познавательная деятельность. Мышление. Сознание. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. Интеллект

Ответьте на вопросы

1. Чем потребности человека отличаются от потребностей животных? 2. Какое значение для человека имеет познавательная деятельность? 3. Какова роль речи в жизни человека? Что такое сознание и мышление и что лежит в их основе? 4.От чего зависят индивидуальные особенности ВНД человека? 5. Каковы основные черты интеллекта человека?

Охарактеризуйте известные вам типы ВНД.

Почему некоторые люди в процессе общения интенсивно жестикулируют?

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все эти вопросы ответ один – эмоции. Цель: раскрыть особенности высшей нервной деятельности; физиологическую основу и значение эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
cvet_-_produkt_sveta_vyzyvayushchiy_emocii.pptx 1.4 МБ
osobennosti_vysshey_nervnoy_deyatelnosti_cheloveka.docx 23.28 КБ

Подписи к слайдам:

Белый Цвет Вызывает собой положительные ассоциации. Он характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). Это цвет молодости, свежести, чистоты. Он автоматически помогает добрать ярких эмоций.

чёрный цвет Поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Черный всегда “загадочен”. Он связан с любопытством, притягивает к себе. Черный дает шанс отдохнуть, содержит в себе надежду, но при этом затягивает. Когда наступает депрессия, остаются только негативные характеристики черного цвета. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки.

Олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть. Он всегда практичен. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен. Отвержение красного интерпретируется как перевозбуждение, психическая и физическая истощенность. красный цвет

оранжевый цвет Обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его воздействие является теплым, радостным и возбуждающим. Добавляет мудрости, внутреннего спокойствия, памяти. Оранжевый – цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время – мягкого блеска заходящего солнца. Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда имеет благотворное влияние, т.к. показывает радостные стороны жизни. Он оказывает поддержку в случае тяжелой утраты или горя. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, считая это несправедливым. Оранжевый дает способность что-то делать.

Наименее утомляющий, тонизирующий цвет. Помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания. Под воздействием желтого быстро принимаются и мгновенно выполняются решения. Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый символизирует интуицию и сообразительность, добавляет в жизнь радости и оптимизма, заменяет эндорфины – грмоны счастья. Рекомендуется людям с пессимистическим настроем и низкой самооценкой. Жёлтый цвет

зелёный цвет Дарит сердечность, спокойствие, позитивный настрой. Символизирует процветание и новые начинания. В негативном аспекте это цвет безнадежности. Это цвет, на который нельзя долго смотреть – он вызывает скуку. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов; помогает рассеивать негативные эмоции, сконцентрироваться и принять решение. Люди, предпочитающие этот цвет, как правило, умеют взвешивать и оценивать шансы и отличаются высокой работоспособностью. Они склонны помогать другим людям, даже в ущерб себе. Они приветливы, но очень скрытны, у них есть свой собственный мир, который они никому не раскрывают.

голубой цвет Цвет беспечности. Он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он добавляет мягкость, нежность, оптимизм, пассивность, ощущение расслабленности и даже лени. Он не способствует развитию воображения. Голубой цвет снижает напряжение, он комфортен. Это цвет “спокойной эмоциональности”. Он дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Но в тоже время замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.

Концентрический цвет, затягивает в себя, вгоняет в меланхолию, слабость. Он даёт потерю реальности, мечтание, фанатизм. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, хочет гармонии с окружающими. синий цвет

фиолетовый цвет Образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Это цвет царей и гениев. Добавляет креативности , динамики, значимости и величия. Он обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности. Фиолетовый - цвет идеализма, способствует повышению самооценки. Это тяжелый цвет (его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии).

Если выкрасить дом внутри белым – в нем будет мир, если выкрасить в белый косяки дверей – человек, входя, оставит свое зло снаружи. Но! Не следует выкрашивать в белый цвет детские комнаты и больницы. Желтый – предпочтителен в салоне самолета, в кухне (повышает аппетит), в экзаменационных аудиториях (способствует концентрации внимания). Коричневый – создает уют, но тянет отдыхать – не следует использовать в библиотеке, но хорошо использовать в суде (как цвет незыблемости). Синий – предпочтителен для залов заседаний – способствует организованности (лучше всего принимаются решения), а также для спален (дает ровный, глубокий сон); негативен для детских комнат – вызывает меланхолию. цвет в интерьере

цвет в интерьере Красный – положителен в кафе (клиенты быстро уходят), помогает людям с пониженным настроением, неуверенным в себе и испытывающим страх. Голубой – положителен в ванной комнате, в спальне (дает самые яркие сновидения); тарелки и скатерть голубого цвета помогают умерить чересчур разыгравшийся аппетит. Зеленый – положителен в нежилых комнатах, где проводят много времени (помогает сконцентрироваться), можно использовать в спальне (обладает снотворным действием), зеленые детали интерьера рабочего кабинета снижают утомление глаз. Оранжевый – не желателен в спальне (активизирует все системы организма), на письменный стол ребенка можно поставить любой оранжевый предмет интерьера (хорошо влияет на развитие).

Белый цвет автоматически помогает сбросить до 10 лет возраста. Многие из девушек в белых блузках подсознательно хотели бы начать жизнь с чистого листа. Предпочтение черного в одежде – нехватка или отсутствие в жизни чего-то очень важного. Этот цвет также придает уверенности, силы, строгости. Если серый цвет преобладает в одежде – человеку свойственно стремление найти идеальные чувства, ощущения. Для него важно не привлекать к себе внимания, запастись спокойствием. В красном хорошо флиртовать, танцевать, выяснять отношения – т.е. оказываться в ситуациях, где нужно стать первым. В оранжевом хорошо учиться, путешествовать, изучать языки и вообще получать новые знания. цвет в одежде

цвет в одежде Желтый цвет – устанавливает желание на что-то сознательно воздействовать. Он улучшает отношения с окружающими: те начинают испытывать к вам необъяснимую симпатию; в нем хорошо знакомиться с новыми людьми. В зеленом хорошо встречаться с друзьями; в зеленой пижаме можно увидеть самые сладкие сны. Голубой – великолепный цвет для отдыха или встреч с друзьями, не рекомендуется людям, делающим карьеру: начальство может посчитать вас поверхностным. Синий цвет в одежде располагает к планированию будущего, походам в кино или театры. Фиолетовый наряд хорошо повышает самооценку. В одежде фиолетовый лучше всего разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Не рекомендуется в работе с детьми.

Красный цвет : используется для лечения ветряной оспы, пневмонии, астмы, некоторых кожных заболеваний, печени, повышает давление, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, не рекомендуется при воспалительных процессах. Оранжевый цвет : улучшает пищеварение, омолаживает, раскрепощает, укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи. Желтый цвет : стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме. ЛЕЧЕНИЕ ЦВЕТОМ

Зеленый цвет : освежает, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной, сердечно-сосудистой системы, астме, бессоннице. Голубой цвет : понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах. Синий цвет : обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз, рекомендуется для эмоциональных и нервных людей. Фиолетовый цвет : производит угнетающее воздействие на нервную систему. ЛЕЧЕНИЕ ЦВЕТОМ

Цвет очень важен в нашей жизни. Особенно он важен для женщин, у которых гораздо сильнее развиты цветовые рецепторы (научно доказанный факт). Поэтому желание поменять цвет обоев в спальне или сменить цветовую гамму гардероба - это не прихоть и не каприз, как это может воспринять муж или даже подруга, а внутренняя потребность создать вокруг себя комфортное цветовое пространство, которое подлечит, успокоит и вдохновит на великие и яркие дела. Счастья Вам в этом ярком цветном мире!

Особенности характера и поведения, присущие каждому чело­веку, формируются на основе его высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов доказал, что в основе психической деятельности че­ловека лежит рефлекторная функция нервной системы. И. П. Пав­лов высшую нервную деятельность определил как функции коры больших полушарий мозга. Благодаря высшей нервной деятель­ности организм все время адаптируется (приспосабливается) к по­стоянно изменяющимся условиям внешней среды. Работа других отделов центральной нервной системы направлена на регуляцию функций внутри самого организма.

Когда человек ставит перед собой цель, он мысленно обдумыва­ет пути ее осуществления. Соответственно этому он и действует.

Для высшей нервной деятельности человека свойственны сознание, мышление, речь, память, способность работать, адаптация в обще­стве и т. д.

Сознание - самая высшая функция мозга человека, способность мысленно отражать реальный окружающий мир. Сознание при­суще только человеку. Это показатель степени его знаний, твор­ческого диапазона, глубины мыслей.

С помощью сознания человек взаимодействует с окружающим миром, общается с другими людьми, усваивает и передает знания, навыки, опыт. Основной инструмент, с помощью которого люди общаются, - слово. Сознание тесно связано с процессами позна­ния. Охватывая такие способности, как восприятие, понимание, вни­мание, мышление, память, оно еще больше расширяет кругозор.

Восприятие и понимание - это отражение окружающих явле­ний и вещей с помощью органов чувств (анализаторов). Чем при­вычнее для нас объект, тем быстрее мы его узнаем. Так, мы узнаем популярную мелодию, даже если ее фальшиво играют или напева­ют. Восприятие одних и тех же вещей у каждого из нас свое (рис. 144, см. также рис. 150).

Внимание - это сосредоточенность на важных для человека пред­метах, явлениях. Осознанно воспринимаемые явления и события надолго остаются в памяти. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо усилий, на основе интереса к оп­ределенным предметам и явлениям. Произвольное внимание - это способность сознательно удерживать внимание, т. е. длительно со­средоточиваться на предмете деятельности. Кроме того, немаловаж­ны объем, распределение, концентрация и пореключаемость вни­мания. Каждый человек должен совершенствовать и постоянно тре­нировать свое внимание.

Мышление - сложная функция мозга. Перед выполнением какой-

либо работы человек вначале обдумывает ее. С помощью мышления он вспоминает свойства, присущие вещам, явлениям, и их связи. В процессе мышления необходимые условия всесторонне анализируют­ся. дополняются, сравниваются с данными, которые находятся в па­мяти человека. Исполнение задуманного осуществляется с помощью общения людей друг с другом.

Мыслительные способности формируются у людей в результате тру­да. Они проявляются в отображении словами событий, происходящих вокруг, и способностью думать. Различают два вида мыслительных спо­собностей. Первый - с помощью системного мышления словами дока­зывать основные закономерности. Второй - с помощью художественно- образного мышления щ>едставлять перед глазами сравнительные обра­зы вещей, явлений и т. д. Системное словесное мышление обеспечивает левое полушарие мозга. Л правое полушарие мозга участвует в обра­ботке информации, полученной с помощью художественно-образного мышления.

Речь это вторая сигнальная система, присущая только чело­веку. Условным раздражителем этой системы является слово. Мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и дает ответ. Слово является толч­ком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. II. Пав­лова, слово - это «сигнал сигналов*. Появление второй сигналь­ной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова (устно, письменно) человек вспомина­ет определенные понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель. У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.

Память - одно из проявлений психических процессов. Человек со­храняет в памяти события, свидетелем которых он был, увиденное, услышанное и прочитанное. За счет памяти в мозге воссоздаются дав­но прошедшие события. Затем они обрабатываются и в нужное время используются. Способность сохранять в памяти события и предметы у каждого человека индивидуальна. Существуют разные виды памяти.

Механическая память запоминание информации без се осмыс­ливания, т. е. зубрежка. Она достигается в результате многократно­го повторения. Зазубренные данные в памяти долго не сохраняются.

Смысловая память человек запоминает, глубоко анализируя смысл информации. Он четко понимает ее и поэтому надолго сохра­няет в памяти.

Непроизвольная память человек не ставит перед собой цели за- помш!ть что-либо. События и данные, действуя особым образом на настроение человека, надолго остаются в памяти.

Произволышя память возникает осознанно, с определенной целью. Для этого человек использует различные способы и направляет всю свою энергию на запоминание.

По длительности хранения информации память бывает кратко- временная и долговременная. По типу чувствительных органов па­мять бывает зрительная, слуховая, обонятельная и т. д. Кроме того, память бывает моторная (двигательная), эмоциональная, образная, фотографическая и т. д. Все виды памяти тесно связаны между собой.

1) проявить особый интерес и выделить те данные, которые необ­ходимо запомнить;

2) сконцентрировать все свое внимание на материале, который за­поминаете. Сознательно направить всю свою энергию на данные, ко­торые запоминаете;

3) многократно повторить материал.

Главное - понять смысл данных, а затем время от времени повто­рять их.

Высшая нервная деятельность, сознание, внимание, мышление, j н>чь. память.

1. Назовите свойства, присущие высшей нервной деятельности чело­века.

2. Что понимают пол сознанием?

1. Механическая память. Пути улучшения памяти.

2. Дайте определение первой и второй сигнальным системам.

1. Значение высшей нервной деятельности.

2. В чем смысл того, что материал для запоминания надо сначала понять? Чем отличается механическая намять от смысловой?


Рефлексы

ВНД позволяет приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. Осуществляется такая адаптация посредством рефлексов (ответной реакции на раздражитель), которые И. П. Павлов разделил на два вида:

  • безусловные– врождённые, наследственные, не требуют обучения;
  • условные– приобретаемые во время жизни.

Большинство центров безусловных рефлексов находится в спинном и продолговатом мозге и не относится к ВНД.
Безусловные рефлексы характеризуются следующими признаками:

  • начинают работать после рождения;
  • свойственны всему виду;
  • сохраняются в течение всей жизни;
  • возникают в ответ на раздражение определённых рецепторов.

Примерами являются сосательный, глотательный, дыхательный рефлексы. Быстрая реакция без привлечения центров головного мозга в ответ на раздражение болевых рецепторов также относится к безусловным рефлексам.

Существуют сложные безусловные рефлексы, которые обладают цепной реакцией и влияют на поведение. Такие рефлексы называются инстинктами.

Условные рефлексы вырабатываются постепенно под действием внешней среды и носят индивидуальный характер. Их центры находятся в коре головного мозга. У животных условные рефлексы вызываются с помощью дрессировки при повторении определённых действий. У человека условные рефлексы вырабатываются в процессе обучения, например, реакция на красный свет при вождении автомобиля.


Рис. 1. Пример условного рефлекса.

Психические функции

Система условных и безусловных рефлекторных связей называется сигнальной. Выделяют первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система включает восприятие ощущений, их анализ, ответную реакцию. Посредством рецепторов система реагирует на свет, звук, прикосновение. Данные, полученные от органов чувств, формируют определённую картину мира с помощью психических функций. Их краткое описание представлено в таблице.

Функция

Описание

Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений

Приём и обработка информации, помогающей ориентироваться в окружающем мире

Концентрация психической деятельности на определённой (наиболее важной) информации

Сохранение полученной от органов чувств информации

Отражение внешнего мира, проявляющееся в сознательных действиях

Стимуляция к деятельности под действием внешних раздражителей и для удовлетворения собственных потребностей

Выражение отношения к внешнему миру


Рис. 2. Центры высшей нервной деятельности в коре головного мозга.

Для животных и человека многие ощущения будут одинаковыми. Так, и человек, и собака понимают, что вода – мокрая, а огонь – горячий. Однако в зависимости от развитых органов чувств и выборки информации мироощущение будет отличаться у разных представителей фауны. Например, собака живёт в мире запахов, т.к. лучше всего воспринимает эту информацию о внешнем мире.

Помимо первой сигнальной системы для высшей нервной деятельности человека характерна вторая сигнальная система, связанная с пониманием и воспроизводством речи. Вторая сигнальная система возникла из первой в результате эволюции. Жизнь в сообществе и выполнение сложных коллективных действий способствовали формированию речи. Как и другие раздражители, слово воздействует на центры коры головного мозга, формируя образы и ответную реакцию. Развивается только в сообществе при постоянном общении.


Рис. 3. Речь – вторая сигнальная система.

Всегда считалось, что человека от животных отличают наличие самосознания (узнавание в зеркале) и труд, как высшая форма мышления. Однако некоторые животные (слон, шимпанзе) узнают себя в зеркале, а многие представители фауны пользуются самодельными орудиями труда (вороны, обезьяны, каланы). Поэтому значительное отличие остаётся только в речи.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали о том, что такое высшая нервная деятельность и из чего она складывается. Вся информация о внешнем мире поступает от рецепторов к головному мозгу, где обрабатывается и анализируется. На основе анализа складывается мироощущение и ответные реакции.

Класс: 8

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: раскрыть особенности высшей нервной деятельности; физиологическую основу и значение эмоций.

Задачи:

  • раскрыть особенности ВНД и поведения человека;
  • изучить физиологическую основу и значение эмоций;
  • показать влияние цвета на эмоциональное состояние человека.
  • определить свое эмоциональное состояние.

Оборудование: компьютерная презентация, картина И.Е.Репина "Иван Грозный и его сын Иван", цветные карточки, карточки с интерпретацией теста.

Эпиграф: "Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль". И.В. Гёте

ХОД УРОКА

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все эти вопросы ответ один - эмоции. Эмоции явные, скрытые, контролируемые.

Что же такое эмоции? Эмомция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям (Википедия). Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию. Благодаря работе этих центров человек и животные оценивают полученную информацию в с точки зрения важности ее для организма: пользу или вред она предопределяет? Например, радость и удовольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют применение их в дальнейшем.

Эмоциональные реакции. Плач, смех, проявление удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому, что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости.

Эмоциональное состояние. У людей может быть хорошее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную постановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.

Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки или потерять над собой волевой контроль - это состояние аффекта. Именно в таком состоянии Иван Грозный убил своего сына (картина И.Е.Репина "Иван Грозный и его сын Иван"). Остекленевшие глаза царя кажутся безумными.

Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеянного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не его последствиях.

Стресс. В любой работе могут быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс Селье назвал стрессом.

Эмоциональные переживания развиваются еще до начала работы, связанной с оценкой задачи и необходимых для ее решения усилий. Обычно это состояние тревоги в сочетании с переживаниями неуверенности в успешном решении задачи.

Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии или другим заболеваниям.

Эмоциональные отношения. Наряду с эмоциональными реакциями и состояниями существуют эмоциональные отношения. Их обычно называют чувствами. Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть - все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.

Чувства всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

С эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства тесно связан цвет. В "Учении о цвете" И.В. Гете писал: "цвет - продукт света, вызывающий эмоции".

Цвет может рассматриваться не только как средство, влияющее на настроение человека, но и как метод воздействия на глубинные процессы в организме с целью укрепления его защитных сил. Имеются данные, что цвет положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Цвет способствует развитию интеллекта, вызывая улучшение строения и работы мозга. Цвет помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

Рассмотрим несколько сфер влияния цвета на эмоциональное состояние.

"Определение эмоционального состояния учащихся"

Цель работы: определить свое эмоциональное состояние.

Анализ работы

Интерпретация цветных пар по Люшеру. (Приложение)

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

  • № 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
  • № 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;
  • № 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;
  • № 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Таким образом, взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.

Давно известно, что цвет и эмоции, которые он вызывает, - это неотъемлемые вещи. Многие наверняка замечали, что в дождливый осенний день, когда все вокруг серое и неприглядное, ничего не хочется, настроение такое же серое и мрачное. А вот в яркий солнечный весенний денек, когда солнышко ласкает нас теплые желтыми лучиками, а под ногами сияет яркая зелень травы, хочется петь, творить, лететь и просто жить. Именно цвет и эмоции, вызванные им, заставляют задуматься над тем, как это можно использовать в повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики// Биологические аспекты кибернетики / Гл. ред. А.М. Кузин. - М.: Изд-во АН СССР, 1962

2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / Психология эмоций, 1998г.

3. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003

4. Каменская Е.Н. Основы психологии.- Ростов н/Д: Феникс, 2003

5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004г.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.-- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

7. Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990

8. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1976г.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.