Остановка работы нервных клеток может привести к допиши

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательные:

  • познакомить с функциями нервной системы, её строением;
  • вспомнить виды анализаторов, виды клеток;
  • Развивающие:

    • развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями;
    • способствовать расширению кругозора учащихся;

    Воспитательные:

    • способствовать формирование положительной мотивации к предмету;
    • умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, программа Power Point, слайдовая презентация, видеоматериал, раздаточный материал (задания для закрепления).

    Технология личностно-ориентированная (ИКТ).

    1. Организационный момент

    Настрой на урок, интеллектуальная минутка.

    2. Проверка домашнего задания

    Фронтальная беседа, сообщения детей о различных анализаторах.

    3. Введение в тему урока

    Систематизация знаний учащихся.

    4. Объяснение нового материала

    6. Практическая работа

    Отметить расположение спинного и головного мозга на листах;

    Работа по учебнику.

    7. Заключительная часть

    Подведение итогов урока:

    I. Организационный момент.

    - Желаю Вам хорошего настроения, творческой активности, продуктивной работоспособности!

    - На уроках ознакомления с окружающим миром касались разных областей науки, техники, развития человека и т.д. Говорили об известных личностях, чей вклад в развитие России имеет огромное значение. Мы должны помнить этих людей, ибо это признак культурного человека. (Слайды известных личностей, с которыми знакомились в этом году. (Дети вспоминают их фамилии.)

    - И, наконец, великие физиологи нашей Родины, с которыми знакомились на прошлом уроке (слайды Сеченова и Павлова).

    Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Нервная система напрямую связана с органами чувств человека.

    II. Проверка домашнего задания.

    - На прошлом уроке мы знакомились с различными анализаторами. (Фронтальная беседа об анализаторах, их функциями. Перечислить органы чувств и т.д.)

    - Более подробно рассказать об анализаторах смогут ребята, которые подготовили сообщения по определенным анализаторам. (Сообщения об органах чувств по рядам. Осязание-зрение. Вкус-слух. Обоняние.)

    - Вывод. (Делают дети)

    - Какова же роль анализаторов? (Обеспечивают связь человека с окружающей средой)

    III. Введение в тему урока.

    - Оказывается, что человек без анализаторов жить вообще не может. Он не сможет ориентироваться в окружающем мире, не сможет полноценно жить. Органы чувств дают человеку информацию об окружающем мире. Человек может ориентироваться, нет ли рядом опасности, как вести себя в создавшихся ситуациях и т.д. Нам предстоит разобраться в важных вопросах:

    - Куда поступает информация от анализаторов об окружающем мире?

    - Кто доставляет эту информацию? (Вопросы на доске).

    - А так же необходимо разобраться в строении нервной системы, уточнить её составляющие.

    IV. Объяснение нового материала.

    - Мы учили различные виды клеток. Вспомнить. Отметить их на листах №1. (Эпителиальные, нервные, костные, клетки крови).

    - Как вы думаете, какие клетки могли бы передавать информацию? (Нервные) Еще нервную клетку называют нейроном. (Слайд)

    - Вспомним строение этой клетки (ядро, отростки). Отростки - это очень важный элемент нервной клетки. Они есть у каждой клетки.

    - Зачем они нужны? (Чтобы соединяться друг с другом)

    - А зачем им соединяться друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой опыт. Возьмемся за руки, так, чтобы были задействованы все в нашем классе. (Дети берутся за руки. Первый передает “сигнал”, пожав руку соседа. Так “сигнал” передается самому последнему участнику). (Соединяться им нужно, чтобы передавать информацию, сигналы)

    - Это нервные окончания, через которые передаётся информация в виде импульсов.

    - Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (По всему телу человека) (Слайд)

    - Каждая нервная клетка похожа на паучка, сидящего в центре своей паутины. От тельца нейрона тянутся во все стороны отростки. По ним проходят слабые электрические сигналы. Когда много длинных отростков нервных клеток тянутся вместе, получается что-то вроде кабеля. Такие “кабели” называются нервами. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Давайте попробуем представить себя маленькой нервной клеточкой, которая вне зависимости от величины играет огромную роль.

    - Вот так вся информация передается в головной мозг человека. Как это происходит? (Видеоматериал “Детская мультимедиа - энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2009)

    - С помощью своих отростков соседние нейроны соединяются между собой. Именно так устроен наш мозг и вся нервная система. В передаче нервных импульсов принимает участие спинной мозг и головной мозг, а вместе они образуют центральную нервную систему. (Слайд)

    - Как мозг умеет отличать одни сигналы от других?

    Где и как в нем хранятся разные сведения?

    - В человеческом мозге есть зона, куда приходят определенные импульсы. Мозг похож на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы — звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Мозг хранит в памяти разные сведения. (Слайд)

    - Как же попадает информация в мозг? (выслушать ответы детей).

    - Мы прикоснулись к чему-то холодному. Это информация по нейронам передается сначала в спинной мозг, а затем в головной. Мозг обрабатывает сигнал, (анализирует: неприятно холодно) и дает приказ, который вначале опять поступает в спинной мозг. А затем приказ мышце, что надо убрать руку с этого места. (Слайд)

    - Информация в мозг (то, что чувствуется) передается по чувствительным волокнам, а “приказ” от мозга передаются по моторным волокнам. (Слайд)

    VI. Практическая работа.

    - В передаче импульсов принимает участие головной и спинной мозг.

    - Отметьте, пожалуйста, на своих листах, где какой мозг находится. (Слайд). Лист №2

    - Так работает мозг, когда человеку ничего опасного не грозит. Давайте представим, что человек прикасается к горячему и ждет, пока обрабатывается информация головным мозгом. Что произойдет? (Ожог) Как уберечь организм от опасности?

    - Чем отличаются ситуации, когда грозит опасность человеку и когда есть возможность обдумать? (Передача импульсов различается. Если нет опасности, то нервные импульсы передаются: спин. мозг - гол. мозг - спин. мозг – мышца. Если существует опасность, то: спин. мозг – мышца – гол. мозг. Это различие в передаче импульсов заключается в том, что бывают ситуации, когда анализировать мозгу и давать приказания некогда. Человек может погибнуть, если вовремя не сработает нервная система и “приказ”).

    - Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела! Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

    Работа по учебнику.

    Стр. 28. Есть информация, которую мы сегодня не обсуждали. Найти новые сведения в тексте.

    Работа с наглядным материалом.

    На листах №2 внимательно почитать задание. Дописать предложения так, чтобы информация стала вам подсказкой при подготовке домашней работы.

    VII. Заключительная часть.

    - Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Ответили ли мы на поставленные вопросы.

    Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела! Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

    Нервные импульсы распространяются со скоростью 300 км/ч!

    Нервы связывают центральную нервную систему с различными органами и тканями.

    От головного мозга отходят 12 пар нервов, регулирующих функции органов зрения, осязания, вкуса, обоняния.

    Спинной мозг – отдел центральной нервной системы, имеющий форму шнура длиной 50 см и диаметром 1 см, расположенный в позвоночном канале, соединенный своими верхним отделом с головным мозгом и простирающийся вниз до поясничных позвонков. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

    Таким образом, нервная система человека включает 86 нервов; нервные импульсы передаются по ним благодаря совместному действию 20 миллиардов специализированных клеток (нейронов), которые передают сигналы от одной клетки к другой.

    Какова скорость этих процессов? Она пропорциональна диаметру нервных волокон, участвующих в передаче импульса, и колеблется от 2 до 400 км/ч (0,5-120 м/с) в зависимости от того, проходит ли импульс по тонким или по толстым нервным волокнам. Обычно скорость передачи нервного импульса изменяется 30 до 120 м/с, составляя в среднем 90 м/с с учетом особенностей каждого организма. Эта величина эквивалентна 300 км/ч.

    Кто управляет твоим телом? Конечно, ты сам! Однако не все ты контролируешь самостоятельно. Сердцу нельзя приказать биться быстрее. Невозможно заставить желудок прекратить переваривать пищу. Ты обычно не замечаешь, как дышишь или моргаешь. Кто же контролирует работу твоего тела? Мозг! Вернее, даже два мозга. Спинной мозг находится в канале твоего позвоночника, а головной мозг надежно укрыт…

    В нервной системе есть 2 главные части: головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему (ЦНС), а нервы — периферическую (ПНС). Чувствительные (сенсорные) нейроны ПНС передают в головной мозг импульсы от органов чувств. Двигательные нейроны, передающие команды мозга, бывают 2 видов. Нейроны соматической нервной системы (СНС) вызывают сокращения скелетных мышц, т.е. произвольные движения, контролируемые сознанием….

    Мозг похож на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы — звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Компьютер умеет считать, ты тоже можешь складывать числа. Компьютер хранит в памяти разные сведения, и ты помнишь номер своего телефона и домашний адрес. Головной мозг состоит из двух полушарий, соединенных “мостиком” (мозолистым телом). Через головной мозг проходит…

    В головном мозге различают 3 главные части. Ствол мозга автоматически регулирует такие важные функции, как дыхание и сердцебиение. Мозжечок осуществляет координацию движений. 9/10 головного мозга составляет третья часть – большой мозг, который делится на правое и левое полушария. Разные зоны (поля) на поверхности полушарий выполняют разные функции. Чувствительные поля анализируют нервные импульсы, поступающие от органов…

    Длина спинного мозга от головного мозга до поясничного отдела спины составляет около 45 см. По спинно-мозговым нервам передается информация от головного мозга к разным частям тела и обратно. Важная роль принадлежит спинному мозгу и в рефлексах – автоматических реакциях организма на внешние и внутренние раздражители. Если, например, человек дотронется до чего-нибудь острого, импульсы от сенсорных…

    Мозг состоит из миллиардов нервных клеток — нейронов. Как с их помощью ты думаешь, видишь и слышишь? Ученые знают, как в памяти компьютера хранятся различные сведения. Достаточно вставить в него дискету с записанной игрой, и она сразу возникнет на экране. Однако в мозгу никаких дискет нет! Каждая нервная клетка похожа на паучка, сидящего в центре…

    Умственные способности не зависят от величины головного мозга. Важно соотношение массы мозга и общего веса тела. Например, головной мозг кашалота весит 9 кг, что составляет лишь 0,02% от его общего веса; мозг слона (5 кг) – 0,1%. Головной мозг человека по объему занимает 2 % от его тела. Головной мозг гениев: В 1974 г. один…

    Ты, наверное, замечал, что после сытного обеда клонит в сон. Почему так происходит? Зачем вообще люди спят? Чтобы переваривающий пищу желудок работал на совесть, его клетки надо хорошо снабжать кислородом и питательными веществами. Поэтому после плотного обеда кровь приливает к желудку. В это время через головной мозг крови проходит меньше. В результате клетки мозга работают…

    Сон совершенно необходим для восстановления работоспособности организма и прежде всего центральной нервной системы. Выявлены два вида сна: медленный (или ортодоксальный), без сновидений, и быстрый (парадоксальный), со сновидениями. Медленный сон характеризуется уменьшением частоты дыхания и ритма сердечных сокращений, замедлением движений глаз. Каждую ночь мы сначала засыпаем медленным сном на полтора часа. Затем на 15 минут впадаем…


    ТЕМА: Нервная система человека

    1.Познакомить с функциями нервной системы, с её строением.

    2.Развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями. Для понимания нового материала.

    3.Воспитывать умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое мнение на различные ситуации.

    Оборудование: слайдовая презентация, видеоматериал

    На уроках ознакомления с окружающим миром касались разных областей науки, техники, развития человека и т. д. Говорили об известных личностях, чей вклад в развитие России имеет огромное значение. Мы должны помнить этих людей, ибо это признак культурного человека. (Слайды известных личностей, с которыми знакомились в этом году. (Дети вспоминают их фамилии.)

    И, наконец, великие физиологи нашей Родины, с которыми знакомились на прошлом уроке (слайды Сеченова и Павлова). Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Нервная система напрямую связана с органами чувств человека.

    II. Повторение домашнего задания.

    На прошлом уроке мы знакомились с различными анализаторами. Давайте послушаем ваши сообщения об анализаторах человека, которые я просила подготовить дома Перечислить органы чувств. (Сообщения об органах чувств по рядам. Осязание-зрение. Вкус-слух. Обоняние.)

    Оказывается, что человек без анализаторов жить вообще не может. Он не сможет ориентироваться в окружающем мире, не сможет полноценно жить. Органы чувств дают человеку информацию об окружающем мире. Человек может ориентироваться, нет ли рядом опасности, как вести себя в создавшихся ситуациях и т. д. Нам предстоит разобраться в важных вопросах: куда поступает информация от анализаторов об окружающем мире? Кто доставляет эту информацию? (Вопросы на доске). А так же необходимо разобраться в строении нервной системы, уточнить её составляющие.

    IV Новый материал

    Это нервные окончания, через которые передаётся информация в виде импульсов. Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (по всему телу человека) (слайд.3)

    Вот так вся информация передается в головной мозг человека. Как это происходит? (видео. Большая энциклопедия)

    . С помощью своих отростков соседние нейроны соединяются между собой. Именно так устроен твой мозг и вся нервная система. В передаче нервных импульсов принимает участие спинной мозг и головной мозг, а вместе они образуют центральную нервную систему. (Слайд 4)

    Как мозг умеет отличать одни сигналы от других? Где и как в нем хранятся разные сведения? В человеческом мозге есть зона, куда приходят определенные импульсы. Мозг похож на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы — звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Мозг хранит в памяти разные сведения. (Слайд 5)

    Как же попадает информация в мозг? Мы прикоснулись к чему-то холодному. Это информация по нейронам передается сначала в спинной мозг, а затем в головной. Мозг обрабатывает сигнал, (анализирует: неприятно холодно) и дает приказ, который вначале опять поступает в спинной мозг. А затем приказ мышце, что надо убрать руку с этого места. (Слайд 6)

    В передаче импульсов принимает участие головной и спинной мозг. Отметьте, пожалуйста, на своих листах, где какой мозг находится.

    Так работает мозг, когда человеку ничего опасного не грозит. Давайте представим, что человек прикасается к горячему и ждет, пока обрабатывается информация головным мозгом. Что произойдет? (ожог) Как уберечь организм от опасности? (видео. Дет инцекл. Нервная система) Чем отличаются ситуации, когда грозит опасность человеку и когда есть возможность обдумать? (безопасно: спин. мозг - гол. мозг. - спин. мозг - мышца опасно: спин. мозг-мышца-гол. мозг)

    Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела! Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

    V. Работа по учебнику.

    Стр. 28. Есть информация, которую мы сегодня не обсуждали. Найти новые сведения в тексте.

    VI. Закрепление. Работа с наглядным материалом.

    На листах №2 внимательно почитать задание. Дописать предложения так, чтобы информация стала вам подсказкой при подготовке домашней работы.

    VII. Итог. Обобщение. Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Ответили ли мы на поставленные вопросы?

    Выбранный для просмотра документ Конспект урока. Нервная система человека..docx

    Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.

    Цели и задачи:

    Образовательные :

    познакомить с функциями нервной системы, её строением;

    вспомнить виды анализаторов, виды клеток;

    Развивающие :

    развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями;

    способствовать расширению кругозора учащихся;

    Воспитательные :

    способствовать формирование положительной мотивации к предмету;

    умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.

    Тип урока: комбинированный.

    Технология личностно-ориентированная (ИКТ).

    I . Организационный момент.

    - Желаю Вам хорошего настроения, творческой активности, продуктивной работоспособности!

    II. Проверка усвоения предыдущей темы.

    Сообщения детей по группам органы чувств:

    1 о зрении; 2 слухе; 3 обонянии и вкусе; 4 об осязании.
    Самостоятельная работа. Проверка в парах.

    – Как вы считаете, какие органы чувств важнее всех?

    III. Целевая установка. (Слайды Сеченова и Павлова).

    Деятельность учителя.

    Деятельность ученика.

    -Чьи портреты вы видите на экране?

    - Чем знамениты эти люди?

    Великие физиологи нашей Родины . Русские учёные Иван Михайлович Сеченов и продолжатель его идей Иван Петрович Павлов. Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Нервная система напрямую связана с органами чувств человека. Но начало этому процессу дают органы чувств.

    - Как вы думаете, какой объект для изучения будет главным на уроке?

    Сам человек, его нервная система.

    - Назовите самый главный орган нервной системы.

    Это головной мозг.

    - Определим задачи нашего урока. О чём бы вы хотели узнать?

    - что входит вЦНС

    - её роль и значение

    IV. Изучение нового материала.

    Источники информации.

    Устройство головного мозга.

    Учебник – стр. 28 и доп. материал.

    Масса головного мозга.

    Учебник – стр. 28 и доп. материал.

    Как попадает информация в головной мозг?

    Учебник – стр. 28 – 29 и доп. материал.

    - Какую роль играет спинной мозг?

    Учебник – стр. 29 и доп. материал.

    - Как же попадает информация в головной мозг?

    Эту работу выполняют нервы. По одним нервам информация о внешней среде от органов чувств идёт в головной мозг. Он принимает, и его команда по другим нервам идёт к мышцам. Пример – красный свет светофора.

    Пауза для отдыха.

    Масса головного мозга.

    Гимнастика для головного мозга.
    1. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.
    2. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

    Головной мозг новорожденного имеет массу 400г, в возрасте 1 год – 800г, у учеников 1-4 классов – около 1300г., у взрослого человека 1450. Средний вес головного мозга мужчин – 1375г, у женщин на 10% меньше. Если мозг имеет массу ниже 1000г у взрослого человека, то умственные способности резко падают. На питание мозга расходуется 1/5 всей крови в организме человека. Чем больше мозг содержит нервных клеток, тем с более сложными задачами способен человек справиться. Человеческая речь, использование ее мозгом для своей работы – вот главное, чем отличается наш мозг от мозга любого животного.

    Исследования ума животных показали, что самыми умными являются обезьяны, дельфины и бурые медведи, второе место заняли волки, красные лисицы, собаки. Из птиц самыми умными считаются вороны. Довольно сообразительными оказались черепахи, зеленые ящерицы и крысы. А вот земноводные и рыбы не могут решать даже самые простые задачи.

    Пауза для отдыха.

    - Какую роль играет спинной мозг?

    Гимнастика для головного мозга.

    1. Прогнуться вперёд.

    2. Прогнуться назад.

    Если головной мозг сравнивают с командным пунктом организма человека, то спинной мозг – с диспетчером. Часть информации проходит по спинному мозгу. Вместе они образуют центральную нервную систему, которая обеспечивает слаженную работу всего организма.

    - Как доказать, что нервы пронизывают всё тело?

    Если ущипнуть, уколоть – больно. Во всём теле есть нервные окончания, чувствительные к боли. Но зачем человеку боль? Чувство боли – это реакция организма, которая предупреждает об опасности.

    Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела!Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

    Это нервные окончания , через которые передаётся информация в виде импульсов. Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (по всему телу человека)

    Провести опыт.

    Звуковой сигнал . Обрабатывается информация в головном мозге. Сигнал передаётся по нейрону, к мышцам рук и руки поднимаются. (Нейроны – это дети)

    Прослушаем проект. Заполним схему.

    Как лечить?

    Нервная система человека.

    Задания с выбором одного верного ответа.

    А1. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью:

    1. электрических импульсов,
    2. механических раздражений,
    3. гормонов,
    4. ферментов.

    А2. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:

    1. нейрон,
    2. нервную ткань,
    3. нервные узлы,
    4. нервы.

    А3. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:

    1. мышление,
    2. рассудочная деятельность,
    3. возбуждение,
    4. рефлекс.

    А4. Рецепторы – это чувствительные образования, которые:

    1. передают импульсы в центральную нервную систему,
    2. передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные,
    3. воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения,
    4. воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.

    А5. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

    1. спинного мозга,
    2. головного мозга,
    3. печени и почек,
    4. желудка и кишечника.

    А6. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют:

    1. нервы,
    2. мозжечок,
    3. спинной мозг,
    4. кору больших полушарий.

    А7. Произвольные движения человека обеспечивают:

    1. мозжечок и промежуточный мозг,
    2. средний и спинной мозг,
    3. продолговатый мозг и мост,
    4. большие полушария переднего мозга.

    А8. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает:

    1. промежуточный мозг,
    2. средний мозг,
    3. спинной мозг,
    4. мозжечок.

    А9. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой:

    1. скелетных мышц,
    2. сердца и сосудов,
    3. кишечника,
    4. почек.

    А10. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам:

    1. двигательным,
    2. вставочным,
    3. чувствительным,
    4. исполнительным.

    А11. Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других жизненно важных рефлексов располагаются в:

    1. мозжечке,
    2. среднем мозге,
    3. продолговатом мозге,
    4. промежуточном мозге.

    А12. Вегетативная нервная система участвует в:

    1. осуществлении произвольных движений,
    2. восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений,
    3. регуляции обмена веществ и работы внутренних органов,
    4. формировании звуков речи.

    А13. Нервным импульсом называют:

    1. электрическую волну, бегущую по нервному волокну,
    2. передачу информации с одного нейрона на следующий,
    3. передачу информации от клетки к клетке,
    4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

    А14. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:

    1. в центральную нервную систему,
    2. к исполнительному органу,
    3. к рецепторам,
    4. к мышцам.

    А15. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

    1. двигательным нейронам,
    2. вставочным нейронам,
    3. чувствительным нейронам,
    4. коротким отросткам двигательных нейронов.

    А16. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

    1. нервных волокнах,
    2. телах нейронов центральной нервной системы,
    3. рецепторах,
    4. телах вставочных нейронов.

    А17. У человека за расширение зрачка отвечает:

    1. симпатический отдел нервной системы,
    2. парасимпатический отдел нервной системы,
    3. соматическая нервная система,
    4. центральная нервная система.

    А18. Короткий отросток нервной клетки называется:

    1. аксон,
    2. нейрон,
    3. дендрит,
    4. синапс.

    А19. Длинный отросток нервной клетки называется:

    1. аксон,
    2. нейрон,
    3. дендрит,
    4. синапс.

    А20. Место контактов двух нервных клеток друг с другом называется:

    1. аксон,
    2. нейрон,
    3. дендрит,
    4. синапс.

    А21. Нервы – это:

    1. нейронная цепь,
    2. скопление тел нейронов,
    3. пучки аксонов, выходящие за пределы мозга,
    4. рецепторы.

    А22. Полушария головного мозга соединяются друг с другом:

    1. мостом,
    2. мозолистым телом,
    3. средним мозгом,
    4. промежуточным мозгом.

    А23. Влияние парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность выражается в:

    1. замедлении сердцебиения,
    2. учащении сердцебиения,
    3. остановке сердца,
    4. аритмии.

    А24. Нервная система – это:

    1. орган,
    2. ткань,
    3. система органов,
    4. органоид.

    А25. Нервная система человека, в отличие от эндокринной:

    1. реагирует на внешние, а не на внутренние воздействия,
    2. полностью подчинена сознанию,
    3. действует быстрее,
    4. не работает во время сна.

    А26. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему:

    1. центральную,
    2. вегетативную,
    3. соматическую,
    4. периферическую.

    А27. Аксоны – отростки нервных клеток, которые выходят за пределы центральной нервной системы, собираются в пучки и образуют:

    1. подкорковые ядра,
    2. нервные узлы,
    3. кору мозжечка,
    4. нервы.

    А28. Нейрон – это:

    1. многоядерная клетка с отростками,
    2. одноядерная клетка с отростками,
    3. безъядерная клетка с отростками,
    4. многоядерная клетка с ресничками.

    А29. В приспособительных реакциях организма на изменения условий среды ведущую роль играет:

    1. головной мозг,
    2. вегетативная нервная система,
    3. соматическая нервная система,
    4. органы чувств.

    А30. Нервные клетки отличаются от остальных наличием:

    1. ядра с хромосомами,
    2. отростков разной длины,
    3. многоядерностью,
    4. сократимостью.

    А31. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:

    1. разностью концентраций ионов натрия и калия внутри и вне клетки,
    2. разрывом водородных связей между молекулами воды,
    3. изменением концентрации водородных ионов,
    4. теплопроводностью воды.

    А32. Рефлекс, нервный центр которого лежит за пределами продолговатого мозга:

    1. кашель,
    2. глотание,
    3. слюноотделение,
    4. коленный.

    А33. Промежуточный мозг регулирует:

    1. обмен веществ,
    2. потребление пищи и воды,
    3. поддержание постоянной температуры тела,
    4. верны все ответы.

    А34. В продолговатом мозге расположен центр рефлекса:

    1. чихания,
    2. мочеиспускания,
    3. дефекации,
    4. коленного.

    А35. Центры кашля и чихания находятся в:

    1. спинном мозге,
    2. продолговатом мозге,
    3. среднем мозге,
    4. переднем мозге.

    А36. Парасимпатическая нервная система снижает:

    1. частоту сердечных сокращений,
    2. силу сердечных сокращений,
    3. уровень глюкозы в плазме,
    4. все перечисленные параметры.

    Задания с выбором нескольких верных ответов.

    В1. Белое вещество переднего отдела головного мозга:

    А) образует его кору,

    Б) расположено под корой,

    В) состоит из нервных волокон,

    Г) образует подкорковые ядра,

    Д) соединяет кору головного мозга с другими отделами головного мозга и со спинным мозгом,

    Е) выполняет функцию высшего анализатора сигналов от всех рецепторов тела.

    В2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?

    А) мышц верхних и нижних конечностей,

    Б) сердца и кровеносных сосудов,

    В) органов пищеварения,

    Г) мимических мышц,

    Д) почек и мочевого пузыря,

    Е) диафрагмы и межрёберных мышц.

    В3. К периферической нервной системе относят:

    Д) чувствительные нервы,

    Е) двигательные нервы.

    В4. В мозжечке лежат центры регуляции:

    А) мышечного тонуса,

    Б) сосудистого тонуса,

    В) позы и равновесия тела,

    Г) координации движений,

    Е) вдоха и выдоха.

    Задания на установление соответствия.

    В5. Установите соответствие между отдельной функцией нейрона и типом нейрона, который эту функцию выполняет.

    ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ ТИПЫ НЕЙРОНОВ

    1) осуществляют передачу с одного нейрона А) чувствительные,

    на другой в головном мозге, Б) вставочные,

    2) передают нервные импульсы от органов В) двигательные.

    3) передают нервные импульсы мышцам,

    4) передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг,

    5) передают нервные импульсы к железам.

    В6. Установите соответствие между отделами нервной системы и их функциями.

    ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    1) сужает сосуды, А) симпатическая,

    2) урежает ритм работы сердца, Б) парасимпатическая.

    3) сужает бронхи,

    4) расширяет зрачок.

    В7. Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.

    СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТОК НЕЙРОНА

    1) проводит сигнал к телу нейрона, А) аксон,

    2) снаружи покрыт миелиновой оболочкой, Б) дендрит.

    3) короткий и сильно ветвится,

    4) участвует в образовании нервных волокон,

    5) проводит сигнал от тела нейрона.

    В8. Установите соответствие между свойствами нервной системы и её типами, которые этими свойствами обладают.

    СВОЙСТВА ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    1) иннервирует кожу и скелетные мышцы, А) соматическая,

    2) иннервирует все внутренние органы, Б) вегетативная.

    3) способствует поддержанию связи организма

    с внешней средой,

    4) регулирует обменные процессы, рост организма,

    5) действия подконтрольны сознанию (произвольны),

    6) действия неподвластны сознанию (автономны).

    В9. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.

    ПРИМЕРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИИ СПИННОГО

    1) коленный рефлекс, А) рефлекторная,

    2) передача нервного импульса из спинного Б) проводниковая.

    мозга в головной,

    3) разгибание конечностей,

    4) отдёргивание руки от горячего предмета,

    5) передача нервного импульса из мозга

    к мышцам конечностей.

    В10. Установите соответствие между особенностью строения и функцией головного мозга и его отделом.

    ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО
    И ФУНКЦИЙ МОЗГА

    1) содержит дыхательный центр, А) продолговатый мозг,

    2) поверхность поделена на доли, Б) передний мозг.

    3) воспринимает и обрабатывает информацию от

    4) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы,

    5) содержит центры защитных реакций организма – кашля

    Задания на определение последовательности.

    В11. Установите правильную последовательность расположения отделов ствола головного мозга, по направлению от спинного мозга.

    А) промежуточный мозг,

    Б) продолговатый мозг,

    Задания со свободным ответом

    С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.

    1. Кора больших полушарий образована серым веществом.

    2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.

    3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.

    4. Зрительная зона находится в лобной доле.

    5. Слуховая зона находится в теменной доле.

    С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

    1. Нервная система делится на центральную и соматическую.

    2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.

    3. Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга.

    4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.